Эффект карго в трейдинге (из цикла «Разговоры о трейдинге»). Аналогии в западной и российской культуре

Приветствую обитателей Смарт-лаба.

Иногда полезно взглянуть на трейдинги трейдерское сообщество с необычного ракурса.


Похоже на то, чтовтрейдинге, как и во многих сферах жизни,действуетэффект карго.



Кто не в теме или забыл, что такое эффект или культ карго, можно напомнить суть дела. Для этого проще всегопроцитировать lurkmore.
«Культ карго - малораспространённая в настоящее время, но весьма доставляющая религия меланезийских аборигенов -папуасов.
История возникновения культа такова.
Во время второй мировой войны у светозарного Пиндостана была суровая заварушка с Японией . Поскольку разборки шли по всему Тихому океану, американские джедаи высаживались на всяких диких островах и строили там базы и аэродромы. При этом завозили кучу нужного и не очень барахла, часть которого перепадала и живущим на островах диким человекам. Причём иногда перепадало столько, что со временем туземцы переставали возделывать землю, выращивать скот и проделывать всяческие другие попытки добычи пропитания, целиком перейдя на военную пищу .

Естественно, нигры быстро узнали правду : ништяки своему верному народу посылают духи предков, а белые человеки перехватывают и присваивают их, делясь с законными адресатами лишь незначительной их частью. Доказательства сомнению не подлежали : ни один американец сам не сделал на их глазах ни одной полезной вещи. Они лишь открывали ящики и мешки с полезными грузами и вкусняшками.
Но война прошла, джедаи вломили япошкам и свалили обратно в лучезарный Пиндостан. А голодные туземцы остались. Охреневшие без привычной нямки нигры решили общаться с духами самостоятельно. Так появился культ карго .
Из кокосовых пальм и соломы построили точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут заполненные грузом (cargo) транспортные самолёты посланников духов. Чтобы получить «манну небесную» и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитируют действия солдат, моряков и лётчиков. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA». Тела островитян разрисованы под военную форму - с яркими «погонами» и «пуговицами». Они делают наушники из дерева и прикладывают их к ушам, находясь в деревянных контрольно-диспетчерских вышках. Они изображают сигналы посадки, находясь на деревянной же взлётно-посадочной полосе. Они зажигают факелы для освещения этих полос и маяков.

В общем, приятно и весело проводят время, вот только жратвы как не было, так и нет . Хотя «Красный крест» порой присылает гуманитарную помощь, чем ещё больше усиливает веру ниггеров. Религиозный экстаз подогревают изредка падающие на острова самолёты и выбрасываемые прибоем ящики с затонувших кораблей.

В переносном смысле понятие культа карго используется, когда люди копируют внешнюю атрибутику какого-нибудь явления, совершенно не имея понятия о его внутренних движущих силах».

Похожие явления наблюдаются и в трейдинге.

Начитавшись книгпрошлого века по трейдингу, написанные гуру-джедаями, наблюдая успешных трейдеров, послушав семинары гуру, некоторые трейдеры,аки вышеупомянутые островитяне, начинаютдействовать самостоятельно в соответствии с эффектом карго.
Поэтому условно всех трейдеров и аналитиков можно разделить на трейдеров–аналитиков-джедаев и трейдеров-аналитиков-островитян.


Поскольку тема большая, ограничимсякратким рассмотрением процесса прогнозирования цены инструмента для островитян. Заметим, что простые островитяне очень любят знать, что будет завтра иликакого уровня достигнет инструмент и т.д., не понимая, что при этом возникает мертвая зона – это время между моментом выполнения прогноза и его горизонтом.

Схема такого прогнозирования приведена на рисунке.

Можно показать, чтокачество такого прогнозирования будетнизким по следующим причинам.

1. Реально учитываются не все факторы, влияющие на цену, обычно аналитик–островитянин может учесть 3 - 5 факторов, на самом деле их число значительно больше.
2. Точно определить значимость того или иного фактора головой островитянина не представляется возможным.
3. Отсутствует селекция ложных факторов.
4. Синергетика влияющих факторов не выявляется.
5. Наличие мертвой зоны, в которой не учитываются изменения рыночной ситуации от момента прогноза до его горизонта.
6. Дискретность прогноза и его статичность.

Как следствие, асимптотически вероятность правильного прогноза стремится к 0.5.

Настоящийже трейдер–аналитик–джедайпроцедуру прогнозирования выполняетследующим образом.


1. Размер зоны анализаоптимизируется по критерию максимума вероятности правильного прогнозадлятекущеготипа рынка.
2. Селектируются только значимые факторы, влияющих на цену, и учитываютсяих синергетическое действие.
3. Мертвая зона отсутствут, т.к.анализ выполняетсянепрерывно в реальном времени, причем постоянно контролируетсязона последействияфакторов, которая возникает вследствие инерционности рынка.
4. Прогноз становится динамическим, т.е. зависящим от текущего времениитекущей рыночной ситуации.


Надо понимать, что между джедаями и островитянами существует огромный барьер, преодолеть его чрезвычайно трудно. Подавляющее большинство островитян этого сделать не смогут никогда, они даже не осознают масштаб проблемы и что живут на острове. А вот наоборот – это возможно. Некоторые джедаи осуществпяют вынужденный или добровольныйдауншифтинг, рассказываяостровитянам как правильно применять наушники из дерева и ветки вместо винтовок.


Как островитянинустать джедаем – это отдельный пост.


Но предварительно укажем на два пути.
1. Классический традиционный путь, наращивая знания и опытдля реализации вышеперечисленных процедур прогнозирования (примерно, как аборигену Меланезии поступить и закончить Массачусетский технологический институт, маловероятно, но возможно).

2. Использовать новые технологии трейдинга - анализрыночной ситуации и прогнозирование с помощью готовых автоматов(это более вероятно,примерно как аборигену Меланезии, минуя все промежуточные стадии обучения, научиться включать автопилотБоинга, правда могут быть проблемы с переходом в ручной режим управления и заходом на второй круг в случае «непосадочной конфигурации» лайнера).




Но это тема уже другоготопика.

Всем удачи.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии.

  • A. взлетно-посадочные полосы
  • B. плотины
  • C. дворцы для самолетов
  • D. каменные статуи

Правильный ответ А. Взлетно-посадочные полосы

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

Исследователи Захария Ситчин и Алан Элфорд указывают на карго-культ как аргумент в пользу своей теории о том, что многие мифологические тексты описывают реальные события, то есть являются формой исторических свидетельств.

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы – так называемые «культы карго» (cargo – груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!

Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз – все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.

Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды – и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это – магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.

Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.









Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!

Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму – иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.



Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение – в этом суть культов карго – новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Культ мессии Джона Фрума описал Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия» :

«Один хорошо известный культ карго на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название Вануату) существует до сих пор. Центральная фигура культа – мессия по имени Джон Фрум. Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных документах датированы 1940 годом, однако, несмотря на молодость этого мифа, никому не известно, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Одна из легенд описывает его как одетого в пальто с блестящими пуговицами невысокого человека с тонким голосом и белесыми волосами. Он делал странные пророчества и прилагал все усилия к тому, чтобы настроить население против миссионеров. В конце концов он возвратился к предкам, пообещав свое триумфальное второе пришествие, сопровождаемое изобилием «груза». В его видении конца света фигурировал «великий катаклизм»: упадут горы и засыплются долины, старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а «груз» прибудет в таких количествах, что каждый сможет взять сколько захочет.

Но более всего правительство острова было обеспокоено пророчеством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет с собой новые деньги с изображением кокосового ореха. В связи с этим все должны избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к повальной трате денег среди населения; все бросили работать, и экономике острова был нанесен серьезный ущерб. Администрация колонии арестовала зачинщиков, но никакие действия не могли искоренить культ Джона Фрума. Церкви и школы христианской миссии опустели.

Чуть позже распространилась новая доктрина, гласившая, что Джон Фрум – король Америки. Как нарочно, приблизительно в это время на Новые Гебриды прибыли американские войска, и – о чудо из чудес – среди солдат были чернокожие люди, которые не бедствовали, подобно островитянам, но имели «груз» в таком же изобилии, как и белые солдаты. Волна радостного возбуждения захлестнула Танну. Апокалипсис неизбежно должен был вот-вот наступить. Казалось, все готовятся к прибытию Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни людей принялись расчищать кустарник в центре острова, чтобы его самолету было куда приземлиться.

На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, в которой сидели «диспетчеры» с деревянными наушниками на головах. На «взлетно-посадочной полосе» соорудили макеты самолетов, призванные заманить на посадку самолет Джона Фрума.

В пятидесятые годы молодой Дэвид Аттенборо приплыл на Танну вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Они собрали много фактов об этой религии и в конце концов были представлены ее первосвященнику – человеку по имени Намбас. Намбас по-приятельски называл своего мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»). Это происходило так: некая старушка с обмотанными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его «по радио». Аттенборо попросил разрешения взглянуть на «радио», но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сменив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.

Намбас страстно закивал:
– Моя видеть его куча раз.
– Как он выглядит?
Намбас ткнул в меня пальцем:
– Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек. Он жить в Южная Америка.

Это описание противоречит упоминавшейся выше легенде о том, что Джон Фрум был небольшого роста. Так эволюционируют легенды.

Считается, что Джон Фрум возвратится 15 февраля, но год его возвращения неизвестен. Ежегодно 15 февраля верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветствовать его. Возвращение еще не состоялось, но они не падают духом.

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:
– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
– Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

В 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц был впоследствии обожествлен в рамках культа «Джон Фрум – дубль два» (и снова заметьте, как быстро меняются детали в религиозной эволюции). Принц – импозантный мужчина, без сомнения выглядевший впечатляюще в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и, пожалуй, неудивительно, что объектом почитания стал именно он, а не королева, – особенности местной культуры не позволяли островитянам принять в качестве божества женщину.

Карго-культы Южной Океании представляют крайне интересную современную модель зарождения религии почти на пустом месте. Что особенно важно – они указывают на четыре особенности происхождения религий вообще, которые я кратко изложу здесь.

Во-первых, это поразительная скорость, с которой может возникнуть новый культ.

Во-вторых, с поразительной скоростью теряются подробности возникновения культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно. Несмотря на это, трудно установить, жил ли он вообще.

Третья особенность – независимое возникновение похожих культов на разных островах. Систематическое изучение этого сходства может обнаружить новые данные о человеческой психике и ее подверженности религиозной вере.

В-четвертых, карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума. Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказывали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников, которых окружали похожие легенды. От большей части этих культов не осталось и следа. Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции он преобразился в сложную систему – или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара. Гибель таких обаятельных фигур современности, как Хайле Селассе, Элвис Пресли и принцесса Диана, также позволяет исследовать быстрое возникновение культов и их последующую меметическую эволюцию».

Сегодня узнал об интереснейшем явлении, называется Карго-культ. Он очень хорошо описывает человеческую природу. А именно склонность верить в чудеса и волшебство и нежелание работать.

Что такое карго культ

Карго культ (от англ. cargo cult - поклонение грузу) – это группа религиозных движений, возникших в меланезии в следствии контактов местного населения с современной цивилизацией. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Как зарождается религия

Во времена второй мировой войны, американские военные временно дислоцировались на меланезийских островах, населенных местными папуасами. По понятным причинам местному населению не объясняли целей пребывания на островах американских военных.

Папуасы ранее никогда не видели белых людей и всех даров цивилизации и естественно появление американцев вызвало культурный переворот. Военные показали много интересных вещей: консервы, фонарики, красивая одежда, стальные ножи, зажигалки и многое другое. Все эти ценности военные обменивали на еду и благосклонность аборигенов.

Так же островитяне наблюдали как американцы соорудили взлётно-посадочные полосы, на которые регулярно приземлялись самолёты, привозившие провиант. Часто груз просто сбрасывался с самолётов и как бы прилетал с неба. Островитяне, наблюдавшие всю эту картину, начали соотносить действия военных и получаемый результат.

Что делали военные с точки зрения папуасов? Просто совершали ряд обрядов – разжигали сигнальные огни, несли караул, маршировали, участвовали в учениях. Короче совершали какие-то не понятные действия. Военные не добывали себе еду привычными для папуасов способами, не работали, не производили никаких ценностей. Все ценности военным просто падали с неба.

Вскоре война закончилась, вместе с ней завершилось пребывание военных на островах. За один день, ничего не объяснив, они собрались и улетели. Аборигены снова вернулись в каменный век.

Стоит заметить, что папуасы не были лентяями, всё что они имели они добывали собственным трудом. В жизни они могли надеется и рассчитывать только на себя. Самое настоящее натуральное хозяйство, сколько работаешь столько и имеешь. Но сколько они не работали, получить красивую одежду, зажигалку или банку консервов у них не получалось.

Спустя какое-то время на острова прибыли учёные. Картина, которую они увидели их очень удивила. Аборигены соорудили на островах деревянные модели самолётов, построили сеть башен, соорудили взлётно-посадочные полосы. На их телах красовались надписи USA, а в руках были бамбуковые ружья. Появились жрецы, которые заставляли остальных правильно маршировать. Короче аборигены решили, что белые люди когда-то давно украли дары у их предков, и чтобы их заполучить обратно нужно правильно молиться. Самолётопоклонники воссоздают все детали аэродрома с поразительной точностью. Вплоть до наушников из половинок кокоса и антенн из бамбуковых палочек.

Но несмотря на все усилия туземцев, самолёты всё не прилетали, но они не сдавались и верили, что просто нужно более качественно молиться. Уйдя с головой в религию, они совсем перестали работать и добывать еду. Это вызвало беспокойство антропологов, и они решили оказать папуасам гуманитарную помощь. Такие действия лишь усугубили ситуацию, так как туземцы решили, что гуманитарная помощь - это дары богов за правильные молитвы.

В настоящее время большинство карго культов исчезло. Цивилизация смогла проникнуть во многие уголки планеты, но не во все. Даже в наши дни существуют карго культы Джона Фрума на острове Танна (Вануату). На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноимённое племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу.

Как не быть папуасом

Данная история хорошо показывает, как зарождаются религии. Карго культы наблюдались на разных островах в разных участках Тихого океана. Связи между островами не существовало и предположить то что источник зарождения религии был один невозможно. При этом религии развивались примерно по одному и тому же сценарию и имеют похожие черты:

  1. Скорость формирования религии. Культ формируется за считанные месяцы.
  2. Подробности возникновения быстро забываются как не важные. То есть причина следственные связи, которые сформировали религию установить сложно спустя несколько лет.
  3. Появление активных участников, которые стремятся воспользоваться религией чтобы управлять народом.
  4. Сходство религий, развивающихся независимо друг от друга. У всех религий есть очень схожие черты, они прежде всего отражают психологию человека. Мы это разбирали в статье о том, .

За тысячелетия человечество придумало тысячи различных религий, выжили далеко не все. Люди удивительно устроены, многим проще поверить в волшебство чем в рутинный труд. Жители развитых стран, в этом плане не сильно отличаются от папуасов. Несмотря на всю образованность мы точно так же веруем в то что было сформировано тысячелетия назад при непонятных обстоятельствах. И в трудных и непонятных для нас ситуациях идём просить помощи у бога.

Хочется отметить что человеческая психология настолько подвержена желанию верить в сверхъестественное что даже простые и привычные явления мы пытаемся обосновать не научным подходом. Я много лет наблюдал как успех человека его коллеги объясняли, чем угодно, но только не трудом, который этот человек совершал. Для многих людей совершенно простейшая схема достижения успеха – не является очевидной. Проще придерживаться карго культа и верить, что удача сама спуститься с небес.

  1. Некоторые вещи лежат за гранью вашего познания. Это нормальное явления, не нормально если человек не ищет здравого объяснения происходящему. Помните про ?
  2. Обряды и ритуалы не заменят труда и знаний;
  3. Образованность человека не меняет его психологию. Даже богатые и успешные люди, добившиеся всего сами, часто верят в бога;
  4. Важно лишь три вещи: что вы знаете, что вы умеете и чего вы хотите;

К сожалению, склонностью населения к вере в сверхъестественное пользуется очень много людей с целью заработать деньги. Поэтому рекомендую всем быть выше папуасов и взвешивать то во что вы верите.

Обратный карго культ

Обратный карго культ – это глубокие и искренние убеждения туземцев в том, что у белых людей всё так же как у них. Только белые в отличие от туземцев лучше умеют имитировать самолёты. Суть в том, что каждый папуас, который «есть людей» уверен в том, что все делают точно так же, просто это скрывают.

Термин обратный карго культ введён в блогерском сообществе. И используется для описания поведения некоторых СМИ и отдельных граждан. Которые, не отрицая очевидные вещи (коррупцию чиновников, низкую социальную защищенность граждан, плохой уровень образования и медицины), просто говорят, что на западе всё тоже самое, а то и хуже. Такие граждане считают, что определенные нарушения - это нормально и без них жить нельзя.

Явление обратного карго культа очень распространено, в бытовой жизни. К примеру, остановил вас сотрудник ГИБДД за нарушения скорости. А вы даже не раскаиваетесь в поступке, просто говорите, что все так делают. В целом явление это происходит из-за низкой культуры и образованности общества.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ка́рго-культ , или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления ».

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA» .

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи , что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда , консервы , палатки , оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты , прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат , моряков и лётчиков . Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам , находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков . Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату) . На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноименное племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу .

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников » , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Карго-культ в массовой культуре

  • Карго-культ подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан космический вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервами, сигаретами, топливом.
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.
  • В фильме Дмитрия Венкова «Безумные подражатели » показано современное племя, исповедующее карго-культ.
  • В фантастическом романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр! » главный герой Гулливер Фойл попадает к потомкам научной экспедиции, дикарям XXIV века, исповедующим карго-культ.
  • Песня «Карго-культ» издана на музыкальном альбоме «Несусветное » российского рэп-исполнителя Влади , участника группы «Каста ».

См. также

  • Джон Фрум - пророк в одном из культов карго.

Напишите отзыв о статье "Карго-культ"

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.
  • Берёзкин Ю. Е.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карго-культ

– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.
– А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин, в то время как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.
– Еще измайловский товарищ, – сказал он. – Храбрый офицер! Ты доволен им? – спросил Кутузов у полкового командира.
И полковой командир, отражаясь, как в зеркале, невидимо для себя, в гусарском офицере, вздрогнул, подошел вперед и отвечал:
– Очень доволен, ваше высокопревосходительство.
– Мы все не без слабостей, – сказал Кутузов, улыбаясь и отходя от него. – У него была приверженность к Бахусу.
Полковой командир испугался, не виноват ли он в этом, и ничего не ответил. Офицер в эту минуту заметил лицо капитана с красным носом и подтянутым животом и так похоже передразнил его лицо и позу, что Несвицкий не мог удержать смеха.
Кутузов обернулся. Видно было, что офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение.
Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…