Изображение русского народа в сказе лескова левша. Сочинение на тему изображение лучших качеств русского народа в сказе Н

Еще при жизни Лескова прозвали самым русским писателем из всех русских творцов, человеком, знающим душу простого мужика. И в правду, каждое произведение этого автора наполнено любовью к России и ее народу. Лескову известно, чем живет народ: он смеется и плачет вместе с народом, терпит поражения и празднует победу, страдает и мается, веселится и отдыхает душой. Он часть большого народа.

Такая подпись к произведению, сделанная самим автором, по началу насторожила читателей и, в первую очередь, критиков, которые спешили обвинить Лескова в бездумной записи услышанного, приписав себе авторство. Но даже первого прочтения произведения хватило, чтобы понять, что это великолепное произведение с абсолютно авторскими неповторимыми приемами ведения повествования, главными из которых является жанр сказа, чем по сути является это произведение.

«Левша» имеет предисловие и рассказчика, что опять заставляет читателей думать о полной правдоподобности описанного. Но это всего лишь определенный прием, добавляющий произведению ноту достоверности. А значит все, о чем он будет говорить в произведении, начнет восприниматься с особым вниманием.

По этой же причине он делает главным героем простого мастерового по прозвищу Левша, ведь главной его задачей было обратить внимание на проблемы простого народа. Левша - оружейник из Тулы, хорошо знавший свое дело, тихий и добропорядочный, очень трудолюбивый, способный сделать своими руками многое, казалось бы невозможное. По велению императора Николая I Левша подковывает блоху, причем малюсенькие подковы на ее лапках видны лишь через микроскоп. Таким образом, туляки в лице Левши превзошли в своем мастерстве англичан, которые несколькими годами ранее создали маленькую танцующую блоху.

Лесков восхищается огромным трудолюбием русского мужика, его талантом и открытостью души. Автор отмечает, что простой мужик готов был работать во имя славы своей страны и ее императора, а не ради материального блага. Левше не обещали никаких денег за работу, но он начал свое дело и довел его до конца.

Лесков доказывает, что русский мужик предан своей стране, он настоящий патриот своей Родины и не видит себя в ином месте, нежели там, где родился. Левше во время поездки по Европе показали местные заводы, то, как отлично организован рабочий процесс, и предлагали остаться. Но Левшу не соблазнили ни хорошая оплата труда, ни достойные условия, он поспешил вернуться домой, чтобы работать в своей маленькой темной кузнице и до конца сажать свое и так плохое зрение. Он стремился трудиться на благо лишь своей Родины и искренне не понимал, как можно бросить места, где живет твоя семья, где похоронены твои родственники.

В конце произведения Лесков показывает ту страшную несправедливость, царившую в стране по отношению к простому народу. На обратном пути Левша на спор пил с подшкипером судна. По возвращению на Родину, подшкипера отправили в больницу и привели в чувства. Ведь он имел статус и деньги. А бедный Левша, сделавший невозможное, прославивший свою страну на всю Европу и не взявший за это ни гроша, умер в простонародной больнице, куда отправляли умирать, не стремясь оказать особой помощи, всех представителей неведомого сословия.

Особое внимание следует обратить на то, что Левша умирает от чрезмерно выпитого алкоголя. Лесков считал, что пьянство - одна из главных бед простого народа нашей страны. Оно сгубило тысячи талантливых интересных людей, и с ним необходимо бороться.

Несмотря на драматизм и несправедливость своего положения, Левша вовсе не держит ни на кого за. Он до последнего вздоха предан Родине и его последними словами стала просьба передать государю секрет чистки оружия.

В данном произведении Лескова главной становится национальная тема и тема патриотизма человека. Через образ Левши, некий собирательный образ умельцев, коих по всей России огромное множество, автор призывает читателей к осознанию роли каждого отдельного человека в развитии и процветании государства.

Образ русского народа в сказе «Левша» Н. С. Лескова

В большей части произведений Николая Семёно­вича Лескова изображается особый народный тип героя - человек, носитель высоких моральных качеств, праведник. Таковы персонажи произведений «Очаро­ванный странник», «Человек на часах» и других. Лев­ит - главный герой «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» - один из таких образов.

Внешне левша скромен и непригляден. Он косой, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет бедно, «одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Платову даже стыдно показать левшу царю. Он необразован и неискушён в общении со знатными людьми.

Но этот человек оказывается единственным поло­жительным героем произведения. Он не видит большой беды в собственной неучёности, но не потому, что глуп. Дли простого человека есть нечто более важное, чем собственная персона. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные», - так лев­ша отвечает удивлённым англичанам, заметившим его невежество.

Левша - истинный патриот своего отечества. Он не говорит громких слов о любви к родине. Однако он ни зaчто не соглашается остаться в Англии, хотя ему сулят всяческие блага. «Мы <…> к своей родине при­вержены», таков его ответ.

Левша, будучи искусным мастером, не кичится своим талантом. Осматривая фабрики и мастерские англичан, он искренне хвалил ружья, признавая их превосходство: «Это <…> против нашего не и пример превосходнейше». Оказавшись в Европе, левша не теряется. Он ведёт себя уверенно, с достоинством, но без наглости. Врождённая культура простою человека вызывает уважение.

Жизнь левши полна трудностей. Но он не отчаивается, не жалуется на судьбу, а старается жить так, как умеет, безропотно терпит беззакония Платона, когда тот увозит его в Петербург без паспорта. Это говорит о таких народных чертах, как жизненная мудрость и терпение.

Лесков рисует читателям одного из лучших представителей народа, простого русского человека, об­ладающего прекрасными моральными качествами. Но вместе с тем левша подвержен главному русскому пороку - пьянству. Он не мог отказаться от много­численных приглашений англичан выпить. Болезнь, пьянство, тяжёлое возвращение домой по морю, от­сутствие врачебной помощи, равнодушие окружающих - всё это погубило левшу.

Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. Образ, нарисованный писателем, - символ русского народа, сильного, талантливого, но ненужного собственному правительству.


В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков повествует о талантливом мастере-оружейнике, совершившем техническое чудо, сделав подковы и подковав стальную блоху, созданную англичанами, и настолько маленькую, что ее невозможно увидеть без "мелкоскопа".

Левша – человек из народа, темный, маленький и невзрачный. Внешняя характеристика Левши тоже непритязательна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". На первый взгляд, этот герой совершенно неинтересен. Однако мнение о нем меняется, когда он, получив задание создать более удивительное изделие, чем английская блоха, умеющая танцевать, надевает этой блохе подковы.

Он одновременно очень искусный мастер, редкий умелец и при этом это забитый мужик, считающий себя незначительным существом. Когда англичане делают Левше предложение остаться у них, он решительно отказывается. Герой даже не может представить себе жизнь вдали от своей Родины, где он абсолютно бесправен, но чувствует себя в своей среде. Левша не готов бороться с обстоятельствами. Умирая, он не жалуется на свою судьбу, не испытывает горечи, а чувствует лишь потребность открыть секрет оружейного мастерства англичан: ружье нельзя чистить кирпичом.

В образе Левши раскрывается характер русского народа. Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный – таков Левша, таков и весь русский народ.

Лесков видит нравственную ценность человека в его тесной связи с русской национальной стихией - природой, родной землей, людьми и традициями. Однако при этом автор не склонен идеализировать своего героя. Лесков не возвышает, но и не принижает народ, а изображает соответственно конкретным историческим условиям, проникая при этом в глубины народной души, где таятся богатейшие творческие способности, стремление к изобретательности, мастерству и служению родине. Автор реалистично изображает рядового представителя русского народа: он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован. Левше не хватает знаний, чтобы довести дело до конца: подкованная стальная блоха утратила способность танцевать. Это и понятно, ведь герой “вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.

И при всем при этом, конкретный представитель русского народа со всеми своими талантами оказывается никому не нужным. Выполнив свою функцию, доказав англичанам, что русские мастера обладают не меньшими способностями, чем английские, он умирает, всеми забытый.

Это невнимание властей к судьбе простых людей, дремучесть и необразованность народа является, по мнению Лескова, причиной отсталости России. Это легко проследить, сравнив беседу Николая и Левши, когда император снисходит до мастерового, и встречу героя с англичанами, разговаривающими с Левшой на равных, уважающими в нем мастера. Образ Левши – образ праведника, готового пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела. Герой отправляется в Англию, не имея документов, голодный, “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Он стремится показать иностранцам умение и смекалку русского народа. Он заслуживает уважение англичан своим талантом и отказом остаться в их стране.

Но в своей стране Левша остается непризнанным, он погибает, как погибали тысячи таких же непризнанных умельцев из народа. Лишь англичанин смог увидеть истинную суть талантливого мастера: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».

Обновлено: 2012-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лесков — автор разных произведений, которых объединяет главная тема жизни народа. В своих работах автор показывает жизнь простых людей, проникаясь их судьбой. Народ страны в произведениях автора это люди с высокими моральными устоями, трудолюбивые, верящие в бога и верные своей стране. Его герои — это образы из реальной жизни. Вот и сказка изображает жизнь русского народа, где автор раскрывает образ русских людей на примере образа главного героя Левши.

Образ Левши в сказе Лескова

Чтобы понять, как именно изображен народ Лесковым в сказе Левша, достаточно познакомиться с героем и его образом, что раскрывается в произведении. Сама работа рассказывает о талантливом мастере из Тулы, которому удалось подковать стальную блоху. Это сказ о талантливом мастере-умельце, которого хотели переманить к себе заграничные правительства, но не прельщают Левшу деньги и он возвращается в родную страну. Жаль только, что судьба такого доброго человека сложилась так трагично.

Каким же был Левша, что представляет собой образ русского народа? Автор не приукрашивает своего персонажа. Это косой левша, одет по-простому, скромный и неприглядный. Он безграмотный, однако в этом не видит беды, ведь как сказал Левша англичанам, хоть и в науках не силен он, зато верен Отечеству. И действительно, Левша настоящий патриот, ведь ни за какие блага не променял он свою Родину.

За границей герой уверен, не теряется среди разных технических достижений, при этом он не кричит о своем таланте, а хвалит достижения англичан. Он ведет себя с достоинством и без наглости.

Создавая образ Левши в своем сказе, Лесков рисует лучшего представителя из народа с его хорошими моральными качествами. Но не мог Лесков обойти и пороки русского народа. Они проявлялись чаще всего в пьянстве. Вот и Левша часто выпивает с англичанами. Его пьянство с последующей болезнью в совокупности с безразличием окружающих и отсутствием медицинской помощи, приводит к трагической концовке жизни героя. Все вышеперечисленное губит Левшу. Как мы видим, автор в сказе Левша показал образ, что являлся символом русской жизни, символом народа, который был талантливым, сильным, но оказался ненужным своему правительству.

— произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых. Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам — таким замечательным писателем он был.
В своем произведении Лесков показывает нам простого мастерового из Тулы, который на самом деле оказывается совсем не простым. У него золотые руки, он может сделать все, что угодно. Этот Левша похож на Левшу из народной сказки, который подковал блоху, но у Лескова все заканчивается плохо. Тульский Левша может подковать блоху, но он сломал механизм. От этого и автору, и читателю становится грустно.
Лесков очень хорошо знал русскую душу. Он также очень любил русский народ, болел за него душой. К своему герою он относится с теплотой и состраданием, ему больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Мне кажется, что «Левша» — грустная сказка, потому что в ней много несправедливого. Ведь несправедливо, что английского шкипера встречают с любовь и радостью, а своего Левшу, который так рвался домой и не соблазнился на английские деньги, так не встречают. Ему даже «спасибо» никто не сказал. А ведь было за что — Левша узнал самый главный английский секрет. Но его арестовывают, потому что у него нет документов, раздевают. Когда его тащили, то уронили на парапет и разбили ему затылок. От этого он и умер, а еще от того, что не смогли найти доктора, потому что на человека из народа всем наплевать. А он так любил Родину, что даже не взял денег у англичан.
Вообще, Лесков показывает, что его герой очень любит Родину и готов совершить для нее подвиг. Он делает свои удивительные вещи и открывает секрет чистки ружья не ради славы, а для того, чтобы в России стало лучше. Секрет же заключался в том, что ружья не надо чистить кирпичом — от этого они ломаются. Этот секрет он сказал перед смертью, но ни один генерал ему не поверил. Ведь Левша — представитель народа, а народ должен молчать. У Лескова же народ говорит своей особой речью. Слова у него меткие, хлесткие, так может говорить только народ. Лесков подает свой голос в защиту русского народа, но делает это не прямо, а от лица приехавшего англичанина: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Я знаю, что сейчас творчество Н.С. Лескова не очень популярно. Мне кажется, что оно очень важно для современных русских людей, потому что заставляет задуматься о русском характере, о нашей жизни, о том, почему у нас так все странно устроено. Читая Лескова, понимаешь, что настоящий патриот любит свою Родину несмотря ни на что, всегда остается с ней в тяжелые времена. В этом главный нравственный урок произведений Лескова.