Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю. III

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (окончание)

    Вопросы и задания

1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

2. Сопоставьте произведение Горация на эту же тему «к Мельпомене» (см. его на с. 313 второй части учебника) со стихо-творением Пушкина. В чем их сходство и в чем различие?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», подчеркнув свойства поэзии, которые несут поэту бессмертие.

4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.

5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?

6. Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин*, «Судьба поэта*, «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Болдине* и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами о Пушкине писателей и литературоведов.

7. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос? Какие авторы писали на тему «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу*? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворение Пушкина и «Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.

8. Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.

9. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строчек. Как Вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского*, «К портрету Вяземского*? Что подчеркивает поэт в «портретах»?

10. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)?

Как Вы понимаете строки?

    Этот взгляд
    Всё может выразить так чудно!
    Ах, обмануть меня не трудно!..
    Я сам обманываться рад!

    И сердце вновь горит и любит - оттого,
    Что не любить оно не может.

11. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет в плен лирика поэта»? Как Вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного»?

Ход урока I. Обмен мнениями о личном читательском опыте - страница №5/11

тема поэта и поэзии в лирике пушкина

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Можно прослушать сообщения на тему «Адресаты лирики Пушкина», которые не прозвучали на предыдущем уроке.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его – прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота – «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь…» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир…» – пушкинский «…союз волшебных звуков, чувств и дум»! н о как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?

2. Чтение и обсуждение стихотворений.

1) «Поэт».

– Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?

– Как построил и как написал их поэт? Как сказывается различие двух частей стихотворения, их контраст при чтении?

– Сравните лексику и рифмы I и II частей. Существенно ли, что обыденная лексика, задающая тон I части («суетный свет», «малодушие», «вкушает», «ничтожные дети») и контрастирующая тут же с высокой, мифологической («Аполлон», «священная жертва», «святая лира»), сменяется во II части рядом других поэтических образов («божественный глагол», «чуткий слух», «душа поэта», «пробудившийся орел», «широкошумные дубровы»)? Как и смена строк с перекрестными рифмами на стихи с опоясывающей рифмовкой, где тон задает мужская рифма («Но лишь божественный глагол…»).

– Достаточно ли резко прозвучал для вас контраст I и II частей? Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении? Как меняется пушкинский Поэт?

– Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено (не случайно последний знак у Пушкина – отточие)?

– И что вам открыли «берега пустынных волн», убежище Поэта?

– Наконец, какая строка показалась вам самой «божественной», пленительной? В чем тайна гениального «широкошумные дубровы»?

– Какую же тайну задал нам Пушкин своим «Поэтом»? Да, «священная жертва». ч то это? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический дар?

Стихотворение «Поэт» – пушкинские размышления о сущности поэта. Поэт – сложное существо, отмеченное Богом, наделенное творческой силой, но в то же время это обычный, земной человек. Автор вполне допускает, что поэт даже может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены в нем начинаются только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Тогда Поэт преображается – это уже не один из немногих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слава п оэта, в которой нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел...

Он становится гордым, «диким и суровым», т. е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновенье требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825 г.):

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…».

Конечно, и берега, и «дубровы», куда устремлен поэт, – поэтическая условность. Эти «географические точки» – символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, живее творческие сны».

Пушкин как бы «останавливает мгновенье» – перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, «нестройные» звуки.

2) «Пророк».

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

– Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем – развернутая картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…» – поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

– Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис). Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»? Оно какое-то страшное, трагическое. Но страшное у Пушкина неотделимо от трепетного и нежного: «Перстами легкими как сон…»; что открыла вам антитеза, начинающаяся с тяжелого, сурового «отверзлись»?

– Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал…»?

– Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? ч то услышал Поэт в зове Бога? (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир – поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и о небе.)

– Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии?

Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»…

3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном – в создании своих творений – остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.

– Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)

Поэт и его призвание – сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг…» – итог раздумий Пушкина о призвании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).

Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К м ельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный , душа в заветной лире, век жестокий , глава непокорная ), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна …»), метонимией («Что чувства добрые я лирой пробуждал…» ).

Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки – традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка – 4-стопным ямбом.

III. Итог урока.

Домашнее задание: стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» выучить наизусть.

Урок 30

«Хочу воспеть свободу миру»
(свободолюбивая лирика пушкина)

Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («…х очу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина – не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) Стихотворение «К Чаадаеву».

Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу:

…Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.

Перечитаем конец стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».

Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой », метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим », «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья »; сравнение:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки – рифма перекрестная, вторые 4 строки – кольцевая, третьи 4 строки – кольцевая, четвертые 4 строки – перекрестная, последние 5 строк – перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы .

– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)

2) Стихотворение «Анчар».

А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.

В основе его – древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару – подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).

Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти – и идущий к нему человек, раб – и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними

…Гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. к омпозиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.

Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф – описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы – приказ владыки; далее – описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь – центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.

Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: По сла л к а нча ру вла стным взгля до м).

Третья часть – это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.

Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя – носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».

3. Стихотворение «Арион».

Море – любимый образ Пушкина, символ веры поэта.

В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа – символа свободы.

Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.

– Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки его герои?

(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)

– В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.

– Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно – себе: «Пловцам я пел…»?

– Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою…»?

II. Итог урока.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.

Уроки 31–32

обучающее сочинение-рассуждение
по лирике А. С. пушкина

Цели: познакомить со структурой главной части рассуждения; дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать главную часть рассуждения.

Ход уроков

I. Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».

Объем темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.

Главное словосочетание: «борец за свободу народа».

Аргументы:

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за свободу народа.

Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений» , то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство . Следовательно, и аргументы подберем другие:

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.

II. Практическая часть.

1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).

2. Найдем основной тезис данного отрывка : «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность – и в этом огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».

3. Какие аргументы приводит Белинский в доказательство своей мысли?

1) Сочетание «…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».

2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».

3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».

4. Как развертываются аргументы?

I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».

II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.

5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)

Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.

Таким образом, способ (или форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.

III. Письменная работа.

Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.

Урок 33

поэты хх века о пушкине
(внеклассное чтение; урок-концерт)

Ход урока

Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.

Л. Успенский

I. Вступительное слово учителя о русской Пушкиниане.

II. Чтение стихов поэтов ХХ в. об А. С. Пушкине (по выбору учащихся).

Прослушивание стихов сопровождается вопросами учителя, направленными на определение уровня восприятия того или иного произведения, оценкой чтения. В тетрадях фиксируются имена авторов, названия, краткие комментарии.

Программа концерта:

– А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911);

– М. Цветаева «Встреча с Пушкиным» (1913);

– Н. Клюев «Где рай финифтяный и Сирин» (1916–1917);

– Б. Пастернак «Тема» (1918);

– А. Блок «В альбом Пушкинского дома» (1921);

– М. Кузмин «Пушкину» (1924);

– С. Есенин «Пушкину» (1924);

– В. Маяковский «Юбилейное» (1924);

– Э. Багрицкий «А. С. Пушкин» (1929);

– Б. Корнилов «Это осень радости виною…» (1937);

– Н. Рыленков «Бессмертие» (1937);

– А. Твардовский «К портрету Пушкина» (1937);

– С. Гудзенко «После марша и ночной атаки…» (1945).

Литература к уроку: сб. «Венок Пушкину». – М.: Советская Россия, 1987.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

Домашнее задание: знать текст романа «Евгений Онегин».

Урок 34

роман А. с. пушкина «евгений онегин».
ИСТОРИЯ создания. замысел и композиция.
«Онегинская» строфа

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «…в котором отразился век…».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? с овременники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? з аметьте: примечателен он не столько объемом, сколько… Может быть, кто-то продолжит?

Нет ли истоков романа… в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

В письме к П. А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 242.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…».

– Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? в какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / з алог достойнее тебя …»: ч то значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение !

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения ? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? д а, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить (может быть, как никто другой!), хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести – быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

2) Этот «странный» Онегин.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится… неузнаваемым?

– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета… Выиграл бы роман?

«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой…») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку…»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы…», «Блистательна, полувоздушна…», «Я помню море пред грозою…»).

4. Работа с материалами учебника.

– с опоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

II. Итог урока.

Урок 35

система образов романа
«евгений онегин». сюжет

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

– Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

– Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, – главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ – образ русского общества I четверти XIX в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

Когда Пушкин вспоминает об адресатах своей любви, его переполняют и сообщаются читателю такие чувства, как восхищение и восторг ("Мадонна"), горечь от безответности ("Сожжённое письмо"), романтическая тревога влюблённости ("Признание", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."), интимной нежности ("Ты и вы").

Этот взглядВсё может выразить так чудно!Ах, обмануть меня не трудно!..Я сам обманываться рад!

Эти строки мы понимаем так, что влюблённый человек постоянно любуется своей, избранницей, ловит её малейшие движения и взгляды. Он упоён своим чувством, и в этот момент важны скорее его сладостные переживания, нежели то, что происходит в реальном мире. Он и не хочет ничего знать об этом, всецело погружённый в восторженную иллюзию.

И сердце вновь горит и любит - оттого,Что не любить оно не может.

Эти строки можно понять так, что люди с богатой душевной жизнью, энергичные и умеющие наслаждаться прекрасным, всегда будут находиться в состоянии лёгкой влюблённости. Это вообще влюблённость в жизнь, во все её проявления, а периодически такое чувство сгущается в страсть к определённому человеку, отвечающему эстетическому идеалу таких людей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Палитра чувств, вызываемых любовью, в стихотворениях Пушкина уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть). Хоть я и не пророк, Но Видя мотылька, что он вкруг свечки вьется, Пророчество почти
    5 видов любви. Классификация психологов 1. Любовь как болезнь Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей. Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы. 1) Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности. 2) Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта. 3) Ощущение эйфории
    В солнечный майский день мы с классом отправились на экскурсию. Наш путь лежал в самое сердце России, под Рязань, где на высоком берегу Оки привольно расположилось старинное село Константиново - родина С. А. Есенина. Мы познакомились с экспозицией, посвящённой жизни и творчеству поэта, посетили дом его родителей и усадьбу помещицы Кашиной, полюбовались раскинувшимися за рекой заливными лугами. Сердце замирало от благоговения, ведь здесь родился и жил Есенин, он ходил по сельским
    "Огнем свободы пламенея...» Певец! Под царскою парчою Своей волшебною струною Смягчай, а не тревожь сердца! Ф. Тютчев Федор Иванович Тютчев вошел в русскую поэзию как не­превзойденный лирик, певец природы и любви. Многие его стихи, напевные и гармоничные, положены на музыку, пото­му что уже изначально полны ею: Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там,
    Вы получите этот номер как раз накануне выпускного вечера. Всё, что мы могли сделать (или не сделать) для наших учеников, уже сделано (или не сделано). Они тоже успели показать себя во всей красе - старались не один год. Мы многое друг о друге знаем, но нам предстоит теперь узнавать и новые стороны, продолжая общение уже не как учитель и ученик (хотя это не денется никуда и никогда), а как -
    СОЧИНЕНИЕ Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли
    Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вниманием "загадку русской души" и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее неповторимый образ: "Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

^ ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Можно прослушать сообщения на тему Адресаты лирики Пушкина, которые не прозвучали на предыдущем уроке.
^ II. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его - прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота - «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество:

«Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь...» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир...» - пушкинский «...союз волшебных звуков, чувств и дум»! Но как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?
^ 2. Чтение и обсуждение стихотворений.

1) «Поэт».

Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?

Как построил и как написал их поэт? Как сказывается различие двух частей стихотворения, их контраст при чтении?

Сравните лексику и рифмы I и II частей. Существенно ли, что обыденная лексика, задающая тон I части («суетный свет», «малодушие», «вкушает», «ничтожные дети») и контрастирующая тут же с высокой, мифологической («Аполлон», «священная жертва», «святая лира»), сменяется во II части рядом других поэтических образов («божественный глагол», «чуткий слух», «душа поэта», «пробудившийся орел», «широкошумные дубровы»)? Как и смена строк с перекрестными рифмами на стихи с опоясывающей рифмовкой, где тон задает мужская рифма («Но лишь божественный глагол...»).

Достаточно ли резко прозвучал для вас контраст I и II частей? Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении? Как меняется пушкинский Поэт?

Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено (не случайно последний знак у Пушкина - отточие)?

И что вам открыли «берега пустынных волн», убежище Поэта?

Наконец, какая строка показалась вам самой «божественной», пленительной? В чем тайна гениального «широкошумные дубровы»?

Какую же тайну задал нам Пушкин своим «Поэтом»? Да, «священная жертва». Что это? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический дар?

Стихотворение «Поэт» - пушкинские размышления о сущности поэта. Поэт - сложное существо, отмеченное Богом, наделенное творческой силой, но в то же время это обычный, земной человек. Автор вполне допускает, что поэт даже может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены в нем начинаются только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Тогда Поэт преображается - это уже не один из немногих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает - он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слава Поэта, в которой нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел...
Он становится гордым, «диким и суровым», т. е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновенье требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825 г.):
Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво...
Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы...».

Конечно, и берега, и «дубровы», куда устремлен поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, живее творческие сны».

Пушкин как бы «останавливает мгновенье» - перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, «нестройные» звуки.
^ 2) «Пророк».

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем - развернутая картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется...» - поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис). Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»? Оно какое-то страшное, трагическое. Но страшное у Пушкина неотделимо от трепетного и нежного: «Перстами легкими как сон...»; что открыла вам антитеза, начинающаяся с тяжелого, сурового «отверзлись»?

Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал...».

Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зоне Бога? (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение - только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир - поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье - поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывал им правду о земле и о небе.)

Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии?

Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»...
^ 3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном в создании своих творений - остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно - запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало ХIХ в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.

Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)

Поэт и его призвание - сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг...» - итог раздумий Пушкина о признании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).

Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.
Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный , душа в заветной лире, век жестокий , глава непокорная ), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна... »), метонимией («Что чувства добрые я лирой пробуждал...» ).

Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка - 4-стопным ямбом.
III. Итог урока .
Домашнее задание: «Я памятник себе воздвиг...» наизусть.

Урок 32
^ «ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ»

(СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА)
Цели : раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.
Ход урока
^ I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («...Хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей...») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина - не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
^ 2. Чтение и анализ стихотворений.

1) Стихотворение «К Чаадаеву».

Само название указывает на жанр стихотворения - это послание. Жанр определяет и композицию - стихотворение построено в форме обращения к другу:
…Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!
Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев - друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина - в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.

Перечитаем конец стихотворения:
Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!
Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, - все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».

Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой », метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим », «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья»; сравнение:
Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.
Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки - рифма перекрестная, вторые 4 строки - кольцевая, третьи 4 строки - кольцевая, четвертые 4 строки - перекрестная, последние 5 строк - перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.

Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, самовластье у него - это тирания, деспотизм.)
^ 2) Стихотворение «Анчар».

А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.

В основе его - древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару - подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном, подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).

Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти - и идущий к нему человек, раб - и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:
И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.
Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними
…Гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.
Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. Композиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.

Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф - описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы - приказ владыки; далее - описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь - центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.

Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: По сла л к а нча ру вла стным взгля до м).

Третья часть - это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.

Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя - носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».
^ 3. Стихотворение «Арион».

Море любимый образ Пушкина, символ веры поэта.

В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа символа свободы.

Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.

Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении... А кто же все-таки его герои?

(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)

В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.

Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно себе: «Пловцам я пел...»?

Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою...»?

^ Чтение сноски к «Ариону» в хрестоматии, с. 153.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Каждый поэт всегда задумывается о своем «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится.

Exeqi monumentum 1

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит -
    И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.

Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли последний удар, он написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Ода Пушкина связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).

Уже в первых строках стихотворения памятнику, по- строенному рукотворно, противостоит «памятник нерукотворный», созданный духом. Слово «нерукотворный» употребляется в религиозных текстах. Если «Александрийский столп» означает рукотворный памятник земной власти, которая сама себя обожествила, то пушкинский «памятник нерукотворный» - это поэзия. Она создана поэтом, подчиненным только «веленью Божию». Слово «нерукотворный» сразу вводит понятия, освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Рядом с ними оживает римская античная поэтическая традиция с ее темой посмертной славы, поэтического бессмертия («славен», «подлунный мир», «пиит»).

В этом религиозно-светском смысле следует понимать и строфу «И долго буду тем любезен я народу...».

Поэт выполняет миссию поэта-христианина, потому что он призывает «милость к падшим», т. е. просит помиловать, даровать прощение оступившимся, совершившим ошибку. Все другие выражения: «любезен я народу», «чувства добрые», «восславил я свободу» - тоже несут в себе расширенное, светское и христианское содержание.

Стих «К нему не зарастет народная тропа...» обычно понимали так, будто народ потянется толпами к памятнику. Но памятник-то «нерукотворный»! Стало быть, нет и обычной тропы к нему, а есть тропа особенная, духовная. Пушкин метафорически, образно сказал о том, что вечная память народа состоит в усвоении сотворенного поэтического слова, в котором живет «душа в заветной лире». Следовательно, и «чувства добрые», про- буждаемые лирой, и восславленная в стихах «свобода» тоже непосредственно связаны как с социальной, так и с христианской этикой.

Слово «свобода» вообще обладает в стихотворении особым смыслом. В первой строфе Пушкин назвал памятник не только «нерукотворным», но и «непокорным» («Вознесся выше он главою непокорной...»), а в последней он обратился к своей музе: «будь послушна». Нет ли здесь противоречия? Оказывается, нет. Если вспомнить, что именно монархическая земная власть пыталась вопреки учению Христа обожествить себя, то придем к выводу, что она-то и есть лжерелигия, попирающая подлинную свободу. В этом смысле быть послушной «веленью Божию» означает для музы быть непокорной и свободной. Отсюда ясно, что те же черты переданы и нерукотворному памятнику поэзии и поэту. Но, исполняя «веленье Божие», поэт свободен от служения земной «пользе». Так власть лишается ореола святости, а поэзия обретает достоинство причастности к Божественному священнодействию.

Вопросы и задания

  1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?
  2. Сопоставьте произведение Горация на эту же тему (см. его во второй части учебника) со стихотворением Пушкина. В чем их сходство и в чем различие?
  3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. . . », подчеркнув свойства поэзии, которые несут поэту бессмертие.
  4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.
  5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?
  6. Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин », «Судьба поэта», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Болдине» и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами о Пушкине писателей и литературоведов.
  7. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос? Какие авторы писали на тему «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу»? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворение Пушкина и «Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.
  8. Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.
  9. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строчек. Как вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского » , «К портрету Вяземского»? Что подчеркивает поэт в «портретах»?
  10. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. . .»)?

    Как вы понимаете строки?


      Этот взгляд
      Всё может выразить так чудно!
      Ах, обмануть меня не трудно!..
      Я сам обманываться рад!
      . . . И сердце вновь горит и любит - оттого,
      Что не любить оно не может.
  11. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет в плен лирика поэта»? К а к вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного»?

1 Я воздвиг памятник (лат.). Эпиграф взят из оды Квинта Горация Флакка (65-8 гг. до Рождества Христова) «К Мельпомене».