Какие племена жили на территории. Древние народы на территории России

Изучение вопросов, связанных с происхождением различных народов мира, можно отнести к наиболее проблемным направлениям исторического исследования. Главным препятствием на пути выявления скрытых фактов о жизни древних этнических общностей является отсутствие письменности на момент их зарождения. В случае со славянскими народностями ситуация осложняется и обширностью языковой группы, к которой принадлежат сразу несколько этносов. Достаточно отметить, что древние народы на территории России в разное время формировали независимые государства и содружества, относящиеся к алтайской, уральской, индоевропейской и кавказской языковой группе. Тем не менее к сегодняшнему дню ученые определили некоторые фактические пласты в этом направлении исторического анализа, которые не вызывают сомнения.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия - грузинское царство.

Влияние арабского завоевания

В истории Средней Азии и Закавказья VII - VIII вв. н. э. немалое место занимает арабское завоевание, принесшее собой исламскую веру. На нынешней российской территории данный процесс имел место в кавказском регионе. В частности, ислам распространялся среди некоторых народов Северного и Восточного Кавказа и, в частности, азербайджанцев. Впрочем, арабские завоеватели встречали и отторжение среди местного населения. Те же грузины и армяне, ранее уже принявшие христианство, стойко сопротивлялись исламизации. Однако в Средней Азии ислам постепенно определился как доминирующее вероисповедание местного населения. После распада Арабского халифата древнейшие народы и цивилизации на территории России вынуждены были противостоять и туркам-сельджукам. В ходе этой борьбы сформировались и другие государства. Например, при царе Давиде Строителе произошло объединение грузинских земель с образованием города Тбилиси. К северу расположилось Абхазское царство с независимой Кахетией, а в восточной части - Албания и ряд других небольших государств.

Греческие колонии на территории России

Черноморское побережье стало одним из наиболее развитых районов на территории современной России в VI - V вв. до н. э. Этому в немалой степени способствовали греческие колонизаторы, которые в I тысячелетии до н.э. стали осваивать южные земли. В Приазовье и Причерноморье греки образуют крупные колониальные полисы - такие, как Тирас, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Феодосия, Танаис, Фасис и др. Для иллюстрации успешности этих городов можно отметить, что в V в. до н. э. Пантикапей был центральной рабовладельческой державой Боспорского государства. Он охватывал существенную часть Приазовья, способствуя развитию местного земледелия, торговли, рыболовства, скотоводства и ремесленничества. Важно подчеркнуть, что древнейшие народы и цивилизации на территории России в Приазовье и Причерноморье не были в полной мере самобытными. Они копировали образ жизни и культурный уклад, привнесенный греками. Но вместе с этим колонии имели плотные культурные и торговые отношения с теми же кавказскими народами и степными племенами скифов. Вплоть до III в. н. э. греческие племена регулярно подвергались нашествию кочевников, а во время великого переселения народов и вовсе были вынуждены уйти.

Период скифского государства

Еще севернее по отношению к греческим колониям жили скифские племена, отличавшиеся яркой и самобытной культурой, тоже наложившей отпечаток на уклад южных народов. Первые упоминания о скифах относятся к V в. н. э. и принадлежат Геродоту, который описывал эти племена как ираноязычные. В первых упоминаниях географического расположения указываются устья Нижнего Буга, Дуная и Днепра. Тот же Геродот разделял скифов на пахарей и кочевников - соответственно, по направлению хозяйственной деятельности. Кочевники находились в Приазовье, Нижнем Приднепровье и Крыму, а пахари преимущественно занимали правое побережье Нижнего Днепра и жили в землянках. К VI - IV вв. до н. э. произошло объединение скифских племен, которое в дальнейшем легло в основе полноценного государства в одном из нынешних районов Симферополя. Это государство называлось Скифским Неаполем и по устройству характеризуется как военная демократия. Но к III в. до н. э. скифов начинают теснить другие древние народы на территории России в современном ее виде. В регионах Северного Причерноморья появляются войны Александра Македонского, а со стороны востока приходят сарматы. Самый же крупный удар по скифам был нанесен племенами гуннов, которые позже появились на Крымском полуострове.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части - с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин - аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Теории славянского этногенеза

Точного представления о том, как именно и откуда произошли восточные славяне, на сегодняшний день нет. Тем более что группа этой народности весьма обширна и включала множество отдельных этносов и семейств. И все же ученые сформулировали три теории этногенеза. Древние народы на территории России в контексте этих направлений исследования рассматриваются именно как истоки становления русского государства.

Итак, первая теория - автохтонная. В соответствии с ней, коренным местом происхождения славян является река Днепр. Базируется эта теория на археологических исследованиях. Вторая теория - миграционная. Она отмечает, что восточные славяне определились как самостоятельный этнос из общей общеславянской ветви в I веке до н. э. Также согласно теории миграционного этногенеза, в период великого переселения славяне могли двигаться в двух направлениях - от бассейна р. Одр к Висле, или же от дунайского бассейна на восток. Так или иначе, в I веке до н. э. на Восточно-Европейской равнине уже обитали славянские древние народы. Происхождение восточных славян на территории России в этот период подтверждается Тацитом, Геродотом, Птолемеем и некоторыми из арабских источников.

Анты и склавины

В VI в. н. э. после первой волны расселения славян византийские писатели стали выделять два народа - антов и склавин. Нередко их упоминание было в контексте вытеснения другого славянского народа - венедов. При этом готские источники подчеркивают, что все три народности имеют один корень, хотя и разветвленный. Так, склавины характеризуются как в большей мере западная группа, анты - восточная, а венеды - северная. Конечно, были и другие этносы наподобие радимичей, северян и вятичей, но эти три - наиболее заметные древние народы на территории России. Происхождение и дальнейшее расселение согласно источникам того же времени простиралось от нижнего Дуная до Мурсианского озера. В частности, анты занимали территорию от Днестра до самого устья Днепра. Однако границы распространения славян по северным регионам источники не отмечают. О тех же венедах готы пишут, что они занимают бескрайние просторы.

Согласно результатам уже современных исследований в археологии, анты и склавины имели незначительные отличия, которые относились по большей части к ритуальным обрядам. Но при этом отмечается культурное влияние скифо-сарматских племен на антов, о чем свидетельствует и само название этой народности, имеющее иранское происхождение. Но, несмотря на различия, славянские древние народы на территории России часто объединялись на основе политических и военных интересов. Более того, существует также теория, в соответствии с которой антами, склавинами и венедами именовались не разные группы народностей, а один этнос, но по-разному названный соседями.

Аварское нашествие

В середине VII в. н. э. регионы восточного Приазовья и Северного Кавказа подверглись нападению авар. Последние разорили земли антов, но по мере продвижения в страну славян у них портились отношения с Византией. Тем не менее в каганат авар ко второй половине VII в. н. э. вошли практически все древнейшие народы на территории России. История об этом нашествии в дальнейшем передавалась столетиями и даже была описана в «Повести временных лет». Величина доли славянского народа в каганате была столь внушительна, что Иоанн Эфесский в своих хрониках отождествлял антов и авар.

Археологические сведения позволяют делать выводы о широкой миграционной волне антов по направлению к Паннонию. Например, происхождение этнонима хорватов также имеет иранские корни. Поэтому можно говорить о доминировании в каганате антов перед склавинами. И уже расселение хорватов по Балканскому полуострову и части западной Европы свидетельствует о направлениях, которые проделала волна миграции антов с аварами. Кроме того, и этноним сербы имеет иранское происхождение, что делает данный этнос близким к древним народам на территории России. Великое переселение народов не оказало такого влияния на распределение славян по восточным регионам Европы, как нашествие аварцев. Они также оставили после себя и культурный след, но многие ученые особенно подчеркивают вероятность демографического взрыва к этому времени, что и заставило каганат искать новые земли.

Завершение истории антов

Анты и другие славянские племена на протяжении VII в. н. э. пребывают в непостоянных враждебных и союзнических отношениях с Аварским каганатом и Византией. Но важно подчеркнуть, что именно продвижение авар спровоцировало разногласия внутри славянского объединения. Как отмечают источники, древние народы на территории современной России, сформированные племенем антов, в итоге были истреблены за союз с ромеями. Эта попытка сплочения не понравилась аварам, которые и послали войско для уничтожения племен. Впрочем, точных сведений о судьбе оставшихся антов по-прежнему нет. Одни историки полагают, что они были полностью разгромлены, а другие придерживаются мнения о переселении антов через Дунай.

В той же «Повести временных лет» указывается на гибель великого князя Кия и его дружинников, после чего славянские племена начали борьбу между собой, из-за которой установилась прочная власть хазар в регионе. Именно с этим событием и связывают новую формацию древних народов на территории России. Происхождение славян на первых этапах обусловило становление антской общности, но после ее заката начинается новый период развития восточнославянского народа с очередным витком расселения.

Освоение новых территорий славянами

В VIII в. прежде закрепленное положение на Балканском полуострове становится менее прочным. Этому способствует приход в регион Византии, под натиском которой славянам приходится отступать. В Греции также происходит их ассимиляция, что заставляет искать племена новые места для освоения в других направлениях. На этом этапе можно говорить уже о полном формировании основы древних народов на территории России. Кратко их можно характеризовать как славянские семьи, но по мере вторжения на новые земли к основным массам присоединяются и другие этносы. К примеру, в начале VIII в. на левом берегу Днепра активно формируется роменская культура. В это же время в верхнем Поднепровье смоленские славяне образуют свой пласт традиций и обрядов.

Единое языковое и культурное пространство создается славянами, которые заняли территорию от Подунавья до Балтики. Это продвижение в конечном итоге позволило сформировать знаменитое торговое направление из варяг в греки. Как показывают археологические исследования, древние народы на территории России пользовались этой дорогой уже во второй половине VIII в. К IX в. формируются торговые отношения между славянами и соседними государствами, что позволяет им войти в общеевропейскую транспортную систему. Не менее значимой была миграция на юг, которая позволила достичь стран Малой Азии. Часть славянских племен была захвачена императором Юстинианом II в процессе его похода в окрестностях Солуни. Болгарские племена выступили в качестве защитников в этом столкновении, однако дальнейшие продвижения восточных славян в данном направлении были надолго пресечены.

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра.

В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырёх раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив - хорватов, а Кий - киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов - племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы - понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен - «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X - начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.