Какие проблемы рассматриваются в повести станционный смотритель. Станционный смотритель – анализ произведения

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: “Это наш парень”, ему нужно “создать все условия” и “обращаться поделикатнее”. Как и было приказано, Гальцев дает мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль “За отвагу”. После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он “смотрит немца”, целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен “оказывать всяческое содействие” Холину, но ему не хочется “бегать” за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин “даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…”. А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как “бездомный отрепыш”. Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о “закордонниках”, тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан “Иван”, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик “держался вызывающе”, он был расстрелян.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание повести Богомолова “Иван”

Другие сочинения по теме:

  1. Повесть “Иван”, опубликованная В. Богомоловым в 1958 г., особенно интересна в содержательно-стилевом плане: искусством отбора деталей, умением видеть главное и...
  2. “С этой историей случилась история”: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький...
  3. Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает...
  4. Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских...
  5. Повесть Очарованный странник одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков мастер фольклорных образов изобразил в...
  6. Знакомясь на протяжении учебы в школе с поэзией разных художников зарубежной и нашей литературы, я сам для себя выдумал интересную...
  7. В перерыве заседания члены Судебной палаты узнают из газеты о смерти Ивана Ильича Головина, последовавшей 4 февраля 1882 г. после...
  8. Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Парменом беседует. Везет из...
  9. Середина Великой Отечественной войны, лагерь военнопленных в Австрии возле Лахтальских Альп. Ночью была бомбежка, а утром пятеро военнопленных нашли в...
  10. Поэма Ивана Франко “Иван Вишенский” – это произведение на исторической основе, но произведение прежде всего философское: автор ставит непростую проблему...
  11. Николай Степанович Ечевин отмечает свое шестидесятилетие. Он сорок лет работал учителем, и его юбилей стал событием для всего города Карасина:...
  12. На судьбу выпало – сопротивляться в сетях, Умирать и выжить, и радоваться дням новым… Иван Шевченко. Шевченко Иван Николаевич родился...
  13. Диковинный человек Иван Семенович Стратилатов. Молодым начал свою судейскую службу в длинной, низкой, закопченной канцелярии уголовного отделения. И вот уже...
  14. Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями. Март месяц. Иван Петрович – водитель....
  15. Действие разворачивается в селе Пожары колхоза “Власть труда”. Народ собирается у дома умирающего председателя. Евлампий Никитич Лыков был знаменит не...
  16. Каштанка – молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой – блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Ее хозяин...
  17. Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, – встреча...
  18. К своеобразным достижениям художественной литературы принадлежат произведения украинских писателей, которые по разным обстоятельствам вынуждены были покинуть родную страну. Но и...
  19. Нудный старик Наум Кречетов приходит к зятю, чтобы вместе дровами запасаться. Зять, Иван Дягтирев, ворчит, но все-же собирается, и они...
  20. Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви...

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: “Это наш парень”, ему нужно “создать все условия” и “обращаться поделикатнее”. Как и было приказано, Гальцев дает мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль “За отвагу”. После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он “смотрит немца”, целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен “оказывать всяческое содействие” Холину, но ему не хочется “бегать” за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин “даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…”. А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как “бездомный отрепыш”. Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о “закордонниках”, тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан “Иван”, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик “держался вызывающе”, он был расстрелян.

Вариант 2

Старший лейтенант Гальцев временно исполнял обязанности командира батальона. Как-то его разбудили среди ночи и сообщили о задержании 12-летнего мальчишки. Малец назвался Иваном и требовал, чтобы сообщили в штаб. Гальцев поверил пацаненку не сразу. Подполковник Грязнов просит создать “своему” человеку все должные условия, ибо он разведчик.

Когда приехал Холин, Иван рассказал, что из-за немцев не мог подобраться к лодке, которая его ожидала, поэтому пришлось переплывать холодный Днепр на бревне. Холин привез Ивану форму, на которой орден Отечественной войны и медаль “За отвагу”.

Прошло время, и Гальцев опять встретился с Иваном. Батальон изучает немецкое расположение на другой стороне Днепра. Приехал Холин и Иван. Последнему нужно будет ночью переправиться в тыл к немцам. Мальчишке понравилась финка Гальцева, но подарить Ивану нож старший лейтенант не может, поскольку это память о друге, что погиб. Иван рассказывает о том, что отец и сестра его погибли в войну, а ему, Ивану Буслову довелось и в партизанах быть, и в лагере смерти Тростянце побывать. Подполковник Грязнов уговаривал его поехать в Суворовское училище, но Иван одержим местью немцам.

Когда Ивана решили не посылать на это опасное задание, он пошел сам. Задание не под силу даже опытным разведчикам. Решили, что если мать Ивана не найдут после войны, то пацаненка усыновят Катасоныч или подполковник.

Катасоныч убит, поэтому на операцию идут Холин, Иван и Гальцев. Сначала переплывают реку, потом прячут лодку. Ивану, одетому, как “бездомный отрепыш”, предстоит пройти в немецком тылу 50 километров. Холин и Гальцев страхуют. Гальцев заказал для Ивана такую же финку, как понравившаяся мальчику, и через время, когда уже был командиром батальона, попросил Грязнова передать нож мальчишке. Тот не может, потому что когда решили Ивана отослать в Суворовку, он самовольно ушел.

Когда Гальцев после ранения попал в Берлин для захвата немецких архивов, в документах он находит донесение с фотографией Ивана. В донесении Гальцев прочел, что в декабре 1943 яростно сопротивляясь, немцам попался “Иван”, который наблюдал в запретной зоне. На допросе мальчик держался вызывающе, потом его расстреляли.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Иван Сусанин Ждут в селе Домнино ополченцев. Лишь красавицу Антониду не радует их возвращение, ведь нет среди них ее суженого. Иван Сусанин решается отсрочить свадьбу дочери. Внезапно с радостными вестями возвращается Богдан Собинин. Он сообщает о подоспевшей помощи и просит Read More ......
  2. Иван Грозный Драматическая повесть состоит из двух действий. В первом описывается, что на престол взошел молодой царь Иван IV. Бояре не рады его избранию, потому что каждый считает себя достойным такой чести. Глава государства должен жениться. Для него проводят смотрины Read More ......
  3. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и Read More ......
  4. Момент истины. В августе сорок четвертого Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных групп немецких солдат, банд, подпольных организаций. Все эти нелегальные силы действовали внезапно Read More ......
  5. Иван Федорович Шпонька и его тетушка “С этой историей случилась история”: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. Read More ......
  6. Студент В начале рассказа описывается природа. Хорошая погода к вечеру значительно ухудшается. От холода лес замирает и опустошается. Главный герой – студент духовной академии и сын дьячка Ивана Великопольского, находился в преддверии изменений своего мировоззрения. Жил он бедно. Мать его, Read More ......
  7. Владимир Осипович Богомолов Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 – 30.12.2003) – русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно Read More ......
  8. ИВАН ДЕНИСОВИЧ – герой повести-рассказа А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1959-1962). Образ И. Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Read More ......
Краткое содержание Иван Богомолов

Главный герой Иван Буслов – смелый мальчишка, который потерял на войне самых близких, и поэтому решил мстить врагам. На своем коротком жизненном пути мальчик увидал очень много страшных вещей. Совершенные им подвиги, непосильны многим взрослым людям. В конце концов он трагически погибает в 1943 году. Его пытаю немцы, но он героически держится до последнего. О смерти Ивана узнает командир Гальцев лишь в 1945 году. Он относился к мальчику, как к родному.

Повесть учит, что мужественным может быть не только взрослый человек, но и ребенок. Это хорошая черта характера, благодаря которой на земле царствует мир и покой.

Читать краткое содержание Иван Богомолов

События повести разворачиваются во время ВОВ (1941-1945 гг). Старшего лейтенанта Гальцева неожиданно разбудили ночью. Дело в том, что на берегу нашли мальчишку 12 лет, который трясся от голода и холода. Этого мальчика зовут Иван Буслов. Гальцев пытается выбить информацию с мальчишки, но, к сожалению, узнает лишь его фамилию. Иван настаивает на том, чтобы доложили о его прибытии в штаб. Но лейтенант сообщает о мальчишке лишь тогда, когда точно убедился в достоверности его слов. Герой назвал верно все фамилии офицеров штаба. Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает, что мальчишка на их стороне, что о нем необходимо хорошо заботиться. Гальцев неловко себя чувствует за то, что нагрубил мальчишке, и с этого момента он готов оберегать его.

В штаб является симпатичный и веселый юноша 27 лет. Зовут его Холин. Иван повествует ему о неимоверных авантюрах, о том, как чудом выжил. Дело в том, что мальчишка не было возможности подойти к ждавшей его шлюпке из-за фашистов, и вынужден был плыть через морозный Днепр на бревне. Холин привез приятелю военную одежду, на которой были медали за заслуги. Пообедав вместе, Иван с Холином уезжают.

В скором времени Холин снова встречается с товарищем. Новый старшина батальона спокойный, уравновешенный Катасоныч. То и дело, он целыми днями стоит около наблюдательной трубы и следит за противниками. Иван с товарищем осматривают территорию. Враг совсем рядом и тщательно следит за событиями, которые происходят на берегу реки. Гальцен должен помогать Холину, но он не желает унижаться перед ним. Старший лейтенант выполняет свои служебные обязанности и контролирует работу медсестры, делая вид, что не замечает перед собой симпатичную девушку.

Иван как никогда разговорчив и приветлив. В полночь он должен отправиться во вражеский тыл, но мальчишка ничуть не боится, он спокойно сидит и читает брошюры, ест сладости. Мальчику понравился кинжал Гальцева, но тот не может его отдать, так как это память от погибшего приятеля. Лейтенант узнает о жизни мальчишки. Иван лишился отца и сестренки во время военных действий. И поэтому мстит немцам за своих родных. Этому мальчишке пришлось многое повидать. Холин был удивлен тому, что ребенок может испытывать такую ненависть. В штабе Ивана упрашивали поступать в военное училище, но он противился этому. Этот мальчик настоящий герой, многие взрослые не способны на такие мужественные поступки. После войны офицеры планировали найти мать мальчика, а в случае если ее не найдут, Ивана заберет Катасоныч в свою семью для воспитания.

Холин сообщает, что Катасонычу велели явиться в штаб. Мальчишка держит обиду на нового старшину на то, что тот даже не попрощался. В этот момент старшина был убит врагами. Вместо него будет Гальцев. После многочисленных тренировок трое храбрецов: Холин, мальчик и лейтенант отправились на военную операцию. Переплыв Днепр, они прячутся. Ивану предстоит выполнить тяжелую миссию – пройти большой путь в тылу врага. Приятели страхуют мальчишку, ждут в засаде продолжительное время, а затем возвращаются обратно.

Гальцев делает заказ для мальчика такой же кинжал, как у себя и просит передать его Ивану. Подполковник без особого желания рассказывает Гальцеву о мальчишке. По мимике военного было видно, что он что-то скрывал от Гальцева. Дело в том, что когда Ивана хотели отправить в военное училище, тот сбежал. Утверждает, что меньше о нем знают, больше он будет жить.

Мысли о мужественном Иване, не дают покоя, уже назначенному командиру, Гальцеву. Получив опасное ранение, он попадает в госпиталь в Берлин. Листая документы секретной службы, он видит фото знакомого мальчишки с худыми скулами и широко раскрытыми глазами. В заключении было написано, что в 1943 году врагами был задержан некий Иван, который следил за движением поездов. После многочисленных сопротивлений, допросов, на которых он себя хамски вел, он был убит врагами.

Картинка или рисунок Богомолов - Иван

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Игроки

    Ихарев – человек, который очень ловок, и очень осторожен, чтобы вести себя слишком неаккуратно. Когда он появился в одном городском трактире, он сначала постарался все сведения, которые были ему необходимы, выведать просто у слуги трактира.

  • Краткое содержание Даль Девочка Снегурочка

    Жили на свете старик со старухой, и не было у них детей. Увидели они однажды, что соседские ребятишки снежки лепят, решили тогда старики себе ребенка слепить. Взяли комочек снега, занесли домой

  • Краткое содержание Иисус Христос - суперзвезда рок-опера

    Всё больше людей верят, что Иисус – сын Господа Бога, и только Иуда отказывается это признавать. Иуда уверен, что мысли про Иисуса и Бога не дают людям сосредоточиться на угрозе со стороны римлян.

  • Краткое содержание Шукшин Крепкий мужик

    В селе освобождается складское помещение, которое раньше было церковью. Практичный бригадир Шурыгин, поговорив с председателем колхоза, решает пустить ее на кирпичи для свинарника. Прочную церковь разрушить под силу только тракторам

  • Краткое содержание Человек который смеется Виктора Гюго

    Это роман о том, как наследник лорда, Гуинплан, был похищен людьми, которые уродовали детей и продавали их как шутов. Несмотря на свою ужасную внешность, юноше удалось найти свою любовь

Война не щадит никого, так как она бесчеловечна по своей сути. И хотя прошло уже больше полувека после страшных событий 1941-1945 гг., нельзя равнодушно читать о героях, отдавших свою жизнь ради спасения родины. Особенно если это еще ребенок. Рано познавший горе и повзрослевший до срока… Горячо любивший свою семью и страну… Поклявшийся мстить врагу даже ценой собственной жизни… Смелый, рассудительный, готовый к самым нечеловеческим испытаниям… Но все еще ребенок. Это ему посвятил свое произведение бывший фронтовик Владимир Богомолов. «Иван» (читать краткое содержание можно в этой статье) еще раз доказывает, насколько несовместимы два этих слова: "война" и "дети".

Завязка: ночной гость

Дело происходило в октябре на берегу Днепра. командира батальона старшего лейтенанта двадцати лет Гальцева среди ночи разбудил дежурный. Он сообщил, что на берегу кого-то задержали. Тот барахтался в воде, на вопросы отвечать отказался и потребовал отвести его к начальству. Гальцев разглядел у входа мальчишку лет одиннадцати. Он был весь мокрый и посинел от холода. А «в его взгляде… чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и… недоверие и неприязнь». Лейтенант попытался узнать у парнишки, кто он и как оказался в реке. Так начинается рассказ Богомолова «Иван».

Краткое содержание разговора героев можно свести к следующему. Игнорируя вопросы, мальчик назвал только фамилию и все требовал сообщить о нем в штаб. Гальцев долго отказывался это сделать и позвонил только тогда, когда гость назвал подполковника Грязнова и капитана Холина. Услышав фамилию Бондарев, на том конце провода засуетились. Приказали дать мальчику бумаги, чернил, а записи тут же отправить в штаб. И еще передать, что за ним уже выезжают, удивляет читателя Богомолов.

Приезд капитана Холина

Вернувшись, Гальцев увидел, что Бондарев уже не спит. Вскоре приехал капитан. Он бросился к мальчику, и только сейчас лейтенант узнал имя своего гостя. Иван тут же оживился и впервые улыбнулся. Холин сообщил, что его ждал Катасоныч. На это мальчик ответил: там были немцы, потому попасть к Диковке никак нельзя было. Еще добавил, что плыл на полене и чуть не утонул. Так постепенно раскрывает образ главного героя Богомолов. Иван (краткое содержание, к сожалению, может лишь поверхностно рассказать о герое) все еще казался лейтенанту маленьким и слабым.

Холин приказал убрать людей от землянки и тайком подогнать машину. Минут через десять мальчика, одетого в гимнастерку и шаровары, с медалью и орденом на груди, было не узнать. За столом они разговорились, и лейтенант выяснил, что Бондарева отправляли в суворовское, но он отказывался: не время. А когда Холин налил водки, мальчик произнес тост: «… чтоб я всегда возвращался» - и пригубил из кружки. Вскоре Иван встал и потребовал: «Поехали!» Холин растерялся, но противоречить не стал.

Перед отъездом Гальцев пожал мальчику руку и произнес: «… Ванюша, прощай!» Однако Бондарев поправил: «Не прощай, а до свидания!» - и взглянул исподлобья. Эта сцена дает понять, что героям суждено встретиться. А еще становится загадочнее.

Бондарев, "Иван": краткое содержание событий, случившихся в последующие дни

В батальон неожиданно приехал Катасонов, руководивший взводом в разведроте дивизии. Он обходил наблюдательные пункты, изучал обстановку на другом берегу. От Катасонова Гальцев услышал фразу о Ванюшке (так ласково называл его старшина): «Ему ненависть душу жжет».

Еще через три дня приехал Холин. Он тоже осматривал войска и долго вглядывался в схему и карту обороны, в противоположный берег Днепра. Готовится что-то серьезное, дает понять Богомолов.

Иван (краткое содержание не включает детали с описанием всех действий Катасонова и Холина) появился в один из вечеров так же таинственно, как уехал.

«Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось»

Из разговора своих гостей Гальцев понял, что ночью Бондарева должны переправить на тот берег, прямо к немцам в тыл. Лейтенант попросил взять его с собой, но получил отказ. Иван вел себя доброжелательно, а увидев на поясе у Гальцева самодельный нож - память о лучшем друге, - попросил подарить его ему. Получив отказ, он начал капризничать, совсем как ребенок.

По дороге к берегу - нужно было сделать последние приготовления - Холин рассказал, как у Ивана на руках умерла сестренка. Мать пропала, а отца убили в первый день войны. Он прошел был у партизан. Сейчас горит желанием отомстить, и остановить его никто не в силах. Отправляли учиться, но он сбежал и в темноте от своих же получил пулю в плечо: Гальцев видел шрам еще при первой встрече. Теперь служил в разведроте, и равных ему не было. Прикинувшись бродягой, он мог попасть в самый тыл к фашистам и добыть ценную информацию.

Когда все приготовления были сделаны, Гальцев вернулся в землянку, где застал мальчика за обычной детской игрой. А ведь спустя несколько часов ему предстояло отправиться на задание, подчеркивает Владимир Богомолов. Иван (краткое содержание позволяет лишь упомянуть об этом) вел в этот момент себя так, как любой другой из его сверстников.

Переправа

Вошедший позже Холин вдруг сообщил, что Катасонова срочно вызвали в дивизию - это была уловка, чтобы не говорить Ивану, что старшину убили. Вместо него на тот берег отправился Гальцев.

Перебравшись через Днепр, мужчины долго ждали, пока двенадцатилетний Иван (настоящая фамилия - Буслов) минует дозор. Ему предстояло за ночь пройти около двадцати километров и затем - еще не меньше тридцати. Холин долго не решался возвращаться назад, а позже, в землянке, в сердцах отметил, что они третий год воюют, «а в глаза смерти - как Иван! - … и не заглядывали».

Погиб как герой

Гальцев все не мог забыть о мальчике. А когда оказался в Берлине, увидел учетные карточки тайной полиции. С одной из фотографий глядело знакомое лицо. На приколотом к карточке листе указывалось, что на запретной территории задержали подростка: одна из местных жительниц опознала в нем Ивана. Его допрашивали четыре дня, но он держался вызывающе и никаких сведений не сообщил. Ранним утром 25 декабря 1943 года его расстреляли. А полицейский, поймавший подростка, получил сто марок. Так заканчивает произведение Богомолов ("Иван").

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож - ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящ-

ая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрепыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!