Народ в трагедии Борис Годунов – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич

Образ народа в драме "Борис Годунов"

Трагедия "Борис Годунов",написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском,стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России,а именно Смутного времени.

Созданное Н.М.Карамзиным собрание томов "История государства Российского" вдохновило поэта написать,как он сам выражался,о "Человеке и народе-судьбе человеческой,судьбе народной".

Борьба Лжедмитрия и Бориса Годунова,сотрясавшая все государство,привлекала Пушкина своей остротой и неоднозначностью.Он хотел,чтобы трагедия вышла злободневной,пытался представить читателю минувшее время со всех сторон.Для этого он отказался от трех единств,что дало ему полную творческую свободу: в смене сцен,сильно различающихся по объему,в сюжетном действии,охватывающем период семи лет,и во многом другом.Пушкин стремится к реализму,еще непривычному для трагического жанра.

Поэт убежден в том,что народ-творец истории,истинная основа государства.Без народа власть бессильна.Народ поддержал избрание Бориса на престол,а когда отвернулся от него,Борис погиб.И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.

Мощь народа правительство не могло не чувствовать.Оно боится народа.Это подтверждает множество примеров.Бояре Шуйский и Воротынский надеются на народ.Шуйский предлагает Воротынскому:"Давай народ искусно волновать,/Пускай они оставят Годунова".Воротынский ему отвечает:"Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль".

Гаврила Пушкин,перешедший на сторону Лжедмитрия,уверяет его в победе:

"Не войском,нет,не польскою помогай,/А мнением;да!мнением народным".

Народ-как один всесильный человек,готовый покарать того,кто его ослушается.В нем живет неистребимое стремление к свободе,к борьбе с тиранией.Об этом знает и Басманов:"Всегда народ к смятенью тайно склонен".

Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям.Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное,самодержавное,забывшее все русские традиции правительство.

Хотя народ и ненавидит Бориса,но,видя его детей под стражей,проникается к ним искренним сочувствием:"Отец был злодей,а детки невинны".Узнав о том,что жена и сын Бориса беспощадно убиты боярами,"Народ в ужасе молчит".Все действия людей слаженны,ясны и понятны.

Жители России могут быть судьями и воинами,усердными работниками и мудрыми советчиками,но вследствие их необразованности,темноты политику творит верховная власть:цари и бояре,всевластие которых не знает границ.

В начале трагедии возле Новодевичьего монастыря народ воет на коленях:

"Ах,смилуйся,отец наш!Властвуй нами!

Будь наш отец,наш царь!"

А когда над людьми нет властителя,они растеряны и не могут принять решения.На Красной площади народ вопрошает:

"О Боже мой,кто будет нами править?

О горе нам!"

На протяжении всей пьесы народ под влиянием обстоятельств меняется,развивается.Если в начале люди тянутся к своему правителю,то в последнем акте они не скрывают своей ненависти к царской семье:

"Вязать!Топить!Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!"

Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью.Это время как раз удобно для воцарения Самозванца.Лжедмитрий считает,что может прийти к власти за счет всеобщего недовольства Борисом.Но мудрый народ распознает в нем изменника и предателя,убийцу ни в чем неповинных членов семьи Бориса и лишает его своих симпатий.

Народная масса в пушкинской трагедии появляется в главных сценах,незримо присутствует в каждом эпизоде.С народным мнением вынуждены считаться как в кремлевских палатах,так и в ставке Самозванца.

В некоторых сценах народ предстает перед нами одураченным,опростоволосившимся глупцом(последний акт),но чаще мы видим искренних,выражающих ясные,праведные мысли людей.

Для поэта народ-"хор" индивидуальных голосов с единой правдой и целью,но разными задачами.Например,реплики,которыми обмениваются люди на Девичьем поле,свидетельствую о том,что значительная часть народа равнодушна к избранию царя.Для них это просто любопытное зрелище,развлечение,каких немного в жизни простых людей.

Тем не менее народ жаждет справедливой и законной власти,вместо которой получает лишь лживую и преступную.Верховная власть управляет Россией путем обмана,шантажа,лести.Народ порой наивен и открыт,поэтому верит преступному Борису,а позднее и Лжедмитрию.

Но народная нравственность,совестливость,жажда честности и добра,а главное-нежелание смириться со злодеяниями и корыстием,делают даже самый беспомощный и глупый народ беспощадным судьей любого проявления неправедной власти.В этом и заключается смысл изображения "судьбы народной" и итог пушкинских размышлений о Смутном времени.

Верностью исторической эпохе и правдивостью в изображении характеров отличаются и второстепенные действующие лица.
Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии «и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского». Это глава боярской группы, потомок удельных князей «Рюриковной крови». Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому «народ искусно волновать». Но когда Борис избран, Шуйский превращается в «лукавого царедворца». Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский - типичный придворный, «уклончивый, но смелый и лукавый».
В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие.
Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.
Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишка, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Манишек. «Мраморная нимфа», холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.
Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно парод завершает трагедию.
Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.
В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ-это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен».
Сила народа - в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.
Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.
Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время - в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого - темнота, политическая несознательность народной массы. .Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии («Красная площадь», «Девичье поле»), и в заключительной сцене.
Народ в трагедии показан в движении, в развитии. Сцена на Красной площади, где впервые появляется народ, говорит о некоторой растерянности народной массы, оказавшейся без царя:
О боже мой, кто будет нами править?
О горе нам!
В следующей сцене - на Девичьем поле - народ умоляет Бориса стать царём. Но это делается по указке бояр: «То ведают бояре». Реплики же, которыми обмениваются собравшиеся здесь, говорят о том, что, по существу, значительная часть народа совершенно равнодушна к избранию царя. Для неё это просто любопытное зрелище.
В конце трагедии народ уже не таков: он сам принимает деятельное участие в событиях, не скрывая своей ненависти к царской семье.
М у ж и к на а м в о н е.
Народ, народ! в Кремль, в царские палаты!
Ступай вязать Борисова щенка!
(Народ несется толпою.)

    Образ и характер Пипена в трагедии Борис Годунов Пимен - не историческое лицо; не было для него и прототипа среди летописцев XVII века. В лице Пимена Пушкин с большим мастерством дал обобщённый образ монаха-летописца древней Руси. Таким он виделся...

    МАРИНА МНИШЕК - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Исторический прототип: Марина, дочь польского воеводы Мнишека, жена Лжедмит-рия I и царица московская, царствовавшая одну неделю, затем жена Лжедмитрия II (Тушинского вора),...

    Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия «Борис Годунов». В этом философском произведении...

    Основная тема трагедии -царь и парод - определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные...


НАРОД В
ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА "БОРИС ГОДУНОВ"


Трагедия
"Борис Годунов" была написана Пушкиным
в 1825 году. Пул псина всегда волновали
причины крушений революционных и народно-освободительных
движений (в Испании, Италии, Греции). Его
внимание привлекали к себе такие
исторические личности, как Степан Разин и
Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно
заинтересовали события конца

XVI
- начала XVII
вв., когда
русским государством управлял Борис
Годунов, а впоследствии - Лжедмитрий. Изучая
данный материал, Пушкин задумал написать
произведение о власти и народе. Для того,
чтобы ярче показать минувший век, со всеми
его особенностями, Пушкин считал наиболее
подходящей для разрешения этой задачи
форму трагедии.

Первое и
основное место в трагедии принадлежит
русскому народу, он является главным героем
произведения. Народ в трагедии показан в
движении, в своем развитии. Сцена на Красной
площади, где мы впервые встречаемся с
главным героем, говорит о его растерянности
и недоумении по поводу безвластия в стране:
"О Боже мой, кто будет нами править? О горе
нам!". Народ не может представить себе
жизнь без царя. Народные массы привыкли к
тому, чтобы ими кто-нибудь управлял и
властвовал бы ими. По ходу развития
действия растет и сила народа. В сцене "Девичье
поле" народ не

такой,
как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия
венца Борисом, но в то же время ему не
принципиально важно, кто именно будет царем.
Значительная часть народа с одинаковой
ревностью билась за старого царя против
нового, и за нового царя против старого,

"Не
мудрствуя лукаво", народ знает, что
избрание царя осуществляется по указке
бояр: "То ведают бояре, не нам чета".
Избрав Бориса царем, народ надеется увидеть
в нем достойного правителя, который бы
облегчил положение народных масс.

Принимая
"власть великую со страхом и смирением",
Борис клянется своему народу, что в царстве
не будет нищих и убогих, что последней
рубашкой он будет делиться с народом. И
действительно, в первые годы царствования
Борис идет на некоторые уступки народу,
помня свои обещания. Но со временем Борис
Годунов забывает с нуждах своего народа, не
печется о его положении и даже "Юрье! день
задумал уничтожить".


Любовь и
уважение простолюдинов к Борису гибнут.
Народ отворачивается от него, увидев в нем
деспота, который не только заботится о
благе народа, но, напротив, ухудшает его
положение закрепляющее крепостничество.
Окончательно теряет свор авторитет Борис,
когда предстает, как убийца царевича
Дмитрия. Н(имея поддержки бояр, Борис
выбирает неверный метод, которым как он
думает, ему удалось бы привлечь на свою
сторону народ, Он говорит: "Лишь
строгостью мы можем неусыпной удержать
народ". А ведь народ - это мятежная стихия,
всегда склонная к восстанию против своих
угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору
своему противнику, который не преминул
воспользоваться этим:


Попробуй
Самозванец им посулить


Старинный
Юрьев день,


Так и
пойдет потеха.


И
действительно, народ перешел на сторону
самозванца, питаясь надеждой и стремясь к
свободе. Борис же терпит крушение, т. к.
являясь царем-крепостником, не позаботился
он о народной поддержке. Народ одержал
победу, свергнув с престола Бориса. Но от
этого ему не стало легче. Плоды победы
полностью достались боярам. Причина этого -
темнота, забитость и политическая
несознательность народных масс. Положение
простого народа при новом царе стало еще
хуже.


В конце
трагедии народ из слабой, растерянной массы
перерождается в грозного судью беззаконий
и преступлений царской власти. Когда
Мосалъский объявляет народу о смерти детей
Годунова,

-
народ в ужасе молчит. От чего же он молчит? В
этом безмолвии народном кроется приговор
Самозванцу как правителю и новому
угнетателю народных масс. Сегодня народ еще
только безмолвствует
-
вяло и нерешительно выражает своей протест,
но завтра он может заговорить, и тогда - горе
тому, против кого он поднимет свой голос!
Пушкин своим "Борисом Годуновым"
создал реалистическую, подлинно народную
трагедию, равной которой в то время не было
в мировой литературе. Пушкин высветил
русский народ в качестве созидателя* и
движущей силы
исторических
судеб. Мы ясно видим, из трагедии, что
настоящим творцом истории является народ,
что без поддержки народа бессильны цари и
бояре. Народ возвел Бориса на престол, а
когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ
облегчил победу и Самозванцу. Мощь народа
безгранична.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА

«БОРИС ГОДУНОВ»

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Эта историческая трагедия поднимает важнейшие вопросы, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня, например, проблема, обозначенная нами как одна из основных – проблема взаимоотношений человека, получившего неограниченную власть, и народа, который как раз и находится под этой властью.

2. Основные вопросы беседы:

Кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?

Почему никакие происки бояр и духовенства не влияют на настроение народа? («Давай народ искусно волновать…»)

Каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?

Каково отношение народа к власти?

Чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?

Почему народ не может представить жизнь без власти?

Легко ли добиться признания, находясь у власти?

Для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?

В чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти…». Фрагмент х/ф «Борис Годунов».

Почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?

Монолог Пушкина «Такой грозе, что вряд царю Борису…»

Что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?

Прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?

Иллюстрация к образу Бориса Годунова

Чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?

Почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?

И все-таки есть один представитель народных масс, который может позволить себе сказать Годунову все, что он о нем думает. Послушаем фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

Кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).

Как вы объясните выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?

За что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?

Итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?

Как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?

Что предсказывает Отрепьеву его сон?

Что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?

Кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?

Как он ведет себя на русской земле?

Что способно затмить Лжедмитрию власть?

Почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?

В чем причина его побед?

Почему неизбежно крушение Лжедмитрия?

- анализ эпизода из к/ф «Борис Годунов» (сон Лжедмитрия).

Каким видится Лжедмитрию с высоты народ?

Каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?

Какова реакция народа на злодеяния Лжедмитрия? Почему «народ безмолвствует»? («Молчание народа – урок королям»)

Кому из героев в большей степени симпатизирует автор?

В чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?

Доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?

3. Заключительное слово учителя.

Народ и власть… Тема неисчерпаемая. И проблема неисчерпаемая. Власть – огромная ответственность и колоссальное испытание для человека. Но самое главное – я думаю, что вы со мной согласитесь – это, имея неограниченную власть, остаться человеком. Как показывает история, не каждому удается выдержать это испытание. Примеров тому десятки. Опять же власть может оказаться палкой о двух концах, потому что человек может стать заложником власти, а то и пешкой в чьей-то нечестной игре. Только нравственная власть пользуется уважением. Но можно ли допустить общество без высшей власти? Конечно, нет. Как говорил французский писатель 18 века Антуан Ривароль, «где нет власти, там умирает закон».

4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какими чертами, по-вашему, должен обладать человек, которому вы могли бы доверить власть?».

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось добиться небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, хотящий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение? Нет счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, для чего же ты страдаешь?

говорит он дочери.

А ты, мой сын, чем занят?

И в государстве много недовольных. Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

Живая верх для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов - убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются выложить это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют своевременно остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:

…бессмысленная чернь

Изменчива, мятежна, суеверна,

Легко пустой надежде предана.

Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она.

Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,- и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Народу же остается одно - “безмолвствовать”.

Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:

Нет, милости не чувствует народ:

Твори добро - не скажет он спасибо;

Грабь и казни - тебе не будет хуже.

А не высшая ли это истина? Ведь что бы ни делал правитель, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы постоянно недовольны существующим и мечтают о лучшем.

Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.

Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.

Всегда народ к смятенью склонен;

Так борзый конь грызет свои бразды;

На верх отца так отрок негодует;

Но что ж? Конем спокойно наездник правит,

И отроком отец повелевает.