Пастер утверждал наука должна самым. «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности»

Уклад жизни арабских женщин всегда вызывал бурный интерес у европейцев, как, впрочем, всё необычное и диковинное. Представления о нём у уроженцев Запада зачастую складывается из предрассудков и домыслов. Одним арабская женщина видится сказочной принцессой, купающейся в роскоши, другим - безвольной рабыней, запертой дома и насильно облачённой в паранджу. Однако обе романтические идеи имеют мало общего с реальностью.

Женщина в исламе

В уклад жизни женщины во многом определяет ислам. Перед Богом она равна мужчине. Женщина, как и представители сильного пола, обязана соблюдать рамадан, исполнять ежедневный намаз, делать пожертвования. Однако социальная роль у неё особенная.

Предназначение женщины в арабских странах - это брак, материнство и воспитание детей. На неё возложена миссия хранительницы умиротворённости и религиозности домашнего очага. Женщина в исламе - праведная супруга, почтительно и с уважением относящаяся к мужу, которому предписано взять на себя за неё полную ответственность и обеспечивать материально. Женщине надлежит его слушаться, быть покорной и скромной. К роли хозяйки и жены мать готовит её с детства.

Жизнь арабской женщины, впрочем, не ограничивается только лишь домом и бытовыми делами. Она имеет право учиться и работать, если это не мешает семейному счастью.

Как одевается арабская женщина?

Женщина в арабских странах скромна и целомудренна. Выходя из дома, она может оставить открытыми только лицо и руки. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бёдра и талию или пахнуть духами.

Арабская одежда для женщин имеет специфический внешний вид. Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:

  • паранджа - халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
  • чадра - лёгкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
  • абайя - длинное платье с рукавами;
  • хиджаб - головной убор, оставляющий лицо открытым;
  • никаб - головной убор с узкой прорезью для глаз.

Стоит отметить, что хиджабом также называют любую одежду, покрывающую тело с головы до ног, которую традиционно носят на улице арабские женщины. Фото этого одеяния представлено ниже.

Дресс-код в арабских странах

От того, в какой стране проживает женщина, и от нравов, царящих там, зависит её внешний вид. Самый строгий дресс-код в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. В этих странах девушки и женщины передвигаются по улицах в абайях чёрного цвета. Этот предмет гардероба обычно украшен бисером, вышивкой или стразами. По отделке абайи можно легко определить уровень достатка в её семье. Часто в этих странах девушки одевают не хиджаб, а никаб. Иногда встречаются арабские женщины в парандже, хотя этот предмет гардероба становится с годами всё менее распространённым.

В Иране царят более свободные нравы. Молодые девушки отдают предпочтение джинсам, плащам и косынкам. Особенно религиозные дамы, несмотря ни на что, носят чадру.

В либеральных государствах, таких как Тунис, Кувейт или Иордания, многие женщины и вовсе не покрываются. Они выглядят, как типичные европейки. Однако такое явление можно встретить только в крупных городах. В провинции женщины носят традиционный хиджаб, чтобы скрыть свою красоту от посторонних глаз.

Красивые арабские женщины: стереотипы о внешности

У жителей Запада сложилось немало стереотипов о том, как выглядят арабки. В их представлении они обязательно кудрявые, черноглазые, полноватые и обладают шоколадной кожей. Однако внешность этих женщин не подходит полностью под вышеописанный шаблон, поскольку в их венах течёт и африканская, и европейская, и азиатская кровь.

Большие миндалевидные глаза арабки могут быть и ярко-голубыми, и черными. Преимущественно они карие или зеленоватые. Волосы у них тёмно-русые, шоколадные, чёрные, и не только кудрявые, но и прямые, и волнистые. Арабки редко отдают предпочтение коротким стрижкам. Ведь длинные выглядят намного женственней.

Цвет кожи у восточных красавиц варьируется от молочно-белого до шоколадного. Лицо у арабских женщин, как правило, овальное, однако в Египте и Судане оно может быть и удлинённой формы. Они хорошо сложены, а если и склонны к полноте, то совсем немного.

Красота не для всех

Как выглядят арабские женщины без паранджи или иной уличной одежды, знают только родственники, муж, дети или подруги. За чёрными просторными одеяниями нередко скрывается самая обычная европейская одежда: джинсы, шорты, мини-юбки или платья. Арабки любят одеваться модно и стильно. Как и западным женщинам, им доставляет удовольствие демонстрировать свои последние обновки, но только близким людям.

В домашних условиях арабка ничем не отличается от европейки. Однако если к её супругу пришли гости-мужчины, она обязана покрыться. Как выглядит арабская женщина, не должны видеть даже самые близкие друзья её мужа, и она, вопреки домыслам и предрассудка уроженцев Запада, вовсе не чувствует себя ущербной. Напротив, женщине комфортно и удобно, ведь быть скромной её учили с детства. Абайи, хиджабы, никабы, скрывающие модные наряды, - не оковы, а те предметы одежды, которые с гордостью носят арабские женщины. Фото восточной красавицы в одном из них представлено ниже.

Арабские женщины: образование и карьера

Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.

В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.

Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.

Проблемы самореализации

Однако не каждая арабская страна может предоставить настолько привлекательные условия для обучения и профессионального развития.

В Судане по-прежнему оставляет желать лучшего. В школах только основам письма, чтения и арифметики. Среднее образование получает лишь десятая часть женского населения.

Самореализацию арабок в трудовой сфере правительство не одобряет. Основной способ их заработка в Судане - сельское хозяйство. Работниц там сильно притесняют, не позволяя им пользоваться современной техникой и выплачивая мизерные оклады.

Однако в какой бы стране женщина ни жила, полученные деньги она тратит исключительно на себя, ведь, согласно канонам ислама, материальная забота о семье целиком лежит на плечах супруга.

Когда арабки вступают в брак?

Замуж арабская женщина выходит в среднем в возрасте от 23 до 27 лет, часто после окончания университета. Впрочем, жизненные ситуации бывают разные. Во многом судьба женщины зависит от взглядов, которых придерживается её семья, и нравов в стране, где она проживает.

Так, в Саудовской Аравии нет чётко определённого минимального возраста для вступления в брак. Там замуж родители могут выдать и десятилетнюю девочку, однако брак будет считаться формальным. Это означает, что до наступления половой зрелости она будет жить в доме отца, а затем переедет к мужу. В Саудовской Аравии формальный брак практикуется редко.

А в Йемене эта проблема стоит достаточно остро. В стране зафиксирован достаточно высокий процент ранних браков. Часто их заключают, если они выгодны с финансовой точки зрения родителям юной невесты.

Раннее замужество (до 18 лет), впрочем, не является тенденцией современности, а в большинстве прогрессивных арабских государств считается исключительным явлением. Там родители руководствуются желаниями дочери, а не своими выгодами.

Замужество в арабских странах

Поиск будущего супруга ложится на плечи отца семейства. Если кандидат в мужья женщине не понравится, то ислам даёт ей право отказаться от брака. Подходит он ей или нет, девушка решает в течение нескольких встреч, которые обязательно проходят в присутствии родственников.

Если женщина и мужчина согласны стать супругами, они заключают брачный контракт (никях). В одном из его разделов указывается размер приданого. В качестве махра, как его называют мусульмане, мужчина дарит женщине деньги или драгоценности. Часть приданого она получает во время заключения брака, остальное - в случае смерти мужа или развода, который он сам инициировал.

Контракт подписывает не невеста, а её представители. Таким образом осуществляется формальное заключение брака. После никяха должна состояться свадьба. Причём торжественное событие может произойти на следующий день или через год, и только после него молодые люди начинают жить вместе.

Жизнь в браке

В браке арабская женщина мягка и уступчива. Она не перечит мужу и не вступает с ним в дискуссии, однако активно участвует в обсуждении важных вопросов. Все ответственные решения принимает мужчина, ведь он - глава семьи, а забота женщины - воспитание детей и уют в дому.

Там у неё всегда чистота и порядок, супруга ждёт горячий ужин, а она сама выглядит ухожено и опрятно. Женщина старается следить за собой: посещает салоны красоты и спортзалы, покупает красивую одежду. Муж взамен обязан оказывать ей знаки внимания, говорить комплименты и дарить подарки. Он регулярно даёт супруге деньги на шопинг, однако за продуктами арабка ходит редко. Носить тяжёлые пакеты - не женское занятие. Вся работа по дому, которую девушке выполнять сложно, ложится на плечи супруга.

На улицу арабка выходит без сопровождения мужа только с его разрешения. Однако не стоит рассматривать это правило как ущемление прав женщины. На арабских улицах не всегда безопасно гулять в одиночестве, поэтому муж считает своим долгом оберегать супругу.

Когда арабская женщина не защищена?

Арабка не бросает взглядов в сторону других мужчин. Такое поведение может её опозорить. И тем более женщина никогда не изменит мужу, иначе станет грешницей и будет наказана за прелюбодеяние. Женщины в Арабских Эмиратах, к примеру, за измену могут попасть в тюрьму, а в Саудовской Аравии стать жертвой избиения камнями. В Иордании, несмотря на либеральные нравы, практикуются так называемые убийства чести. Шариатские суды относятся к мужчинам, совершившим их, снисходительно. Само убийство считается его «личным делом».

В арабских странах, как нигде, остро стоит проблема сексуального насилия над женщиной. Арабка, над которой надругался мужчина, как правило, не сообщает об инциденте в правоохранительные органы. Ведь её могут осудить за прелюбодеяние.

Физическое и психологическое особенно распространено в Ираке. Причём недостойное поведение легко сходит с рук мужчине. Только в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, предусмотрено уголовное наказание за избиение женщины.

Является ли многожёнство проблемой?

Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?

В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.

Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.

Права арабской женщины при разводе

Арабские женщины финансово защищены от всех невзгод, которые могут с ними приключиться. Она может потерять всё лишь в случае развода, на который отважится по собственной воле и без уважительной причины.

Расстаться с супругом, не потеряв махр, женщина может только если он не обеспечивает её должным образом материально, исчез, сидит в тюрьме, является душевнобольным или бездетным. Причина, по которой может развестись со своим мужем европейка, например, из-за отсутствия любви, считается неуважительной для мусульманки. В этом случае женщина лишается всех компенсаций, а её дети по достижении определённого возраста передаются на воспитание бывшему супругу.

Быть может, именно такие правила и сделали развод крайне редким явлением в Ведь, по сути, он невыгоден обоим супругам. Но если он всё же произошёл, то женщина может выйти замуж повторно. Это право ей дал ислам.

В заключение

Так сложно и неодназначно устроена жизнь арабских женщин. В ней действуют особенные законы и правила, которые, быть может, не всегда справедливы, однако они имеют право на существование. Во всяком случае, сами арабки воспринимают их как данность.

36 выбрали

Не все люди, связавшие свою жизнь с модой, афористичные острословы. Но когда много думаешь о моде, когда твоя жизнь связана с модой и стилем, сами собой приходят на ум слова, складывающиеся в предложения, в которых уже ничего не добавить, ни убавить!.. Я подобрала 50 цитат о моде, принадлежащие великим дизайнерам XX века, а также людям, которые владели искусством творить свой стиль...

1. Для того, чтобы быть незаменимой, нужно быть разной. Коко Шанель

2. Мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе. Ив Сен-Лоран

3. Чистые, сильные эмоции. Это не о дизайне. Это о чувствах. Альбер Эльбаз

4. Когда вы слышите, что дизайнеры жалуются на проблемы своей профессии, скажите: Не увлекаетесь, это всего лишь платья. Карл Лагерфельд

5. Мода - это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас. Ральф Лорен

6. Мы никогда не должны путать элегантность со снобизмом. Ив Сен-Лоран

7. Девочки одеваются не для мальчиков. Они одеваются для себя и, конечно, друг для друга. Если бы девочки одевались для мальчиков, они бы так и ходили все время голыми. Бетси Джонсон

8. Женское платье должно быть сродни колючей проволоке: делать свое дело, не портя пейзаж. Софи Лорен

9. Стиль – это простой способ говорить о сложных вещах. Жан Кокто

10. Дайте девушке правильные туфли, и она сможет покорить мир. Мерилин Монро

11. Я не занимаюсь модой. Я сама - мода. Коко Шанель

12. Моду дизайнеры представляют на подиуме четыре раза в год. Стиль – это то, что выбираете вы сами. Лонер Хаттон

13. Мне нравится быть женщиной даже в этом мужском мире. В конце концов, мужчины не могут носить платьев, а мы можем носить брюки. Уитни Хьюстон

14. Мода должна быть формой эскапизма, а никак не формой лишения свободы. Александр МакКуин

15. Ходите всегда так, будто за вами идут трое мужчин. Оскар де ла Рента

16. Духи могут рассказать о женщине больше, чем ее почерк. Кристиан Диор

17. Одеться Шахерезадой легко. Подобрать маленькое черное платье - труднее. Коко Шанель

18. Быть не похожей на других - просто, но быть уникальной – очень сложно. Леди Гага

19. Стиль – это способ сказать, кто вы есть, без слов. Рэйчел Зоуи

20. Я не моделирую одежду. Я создаю мечты. Ральф Лорен

21. В туфлях без каблука я не могу сосредоточиться. Виктория Бекхэм

22. Если сомневаетесь, надевайте красное. Билл Бласс

23. Ничто не делает женщину более красивой, чем уверенность в том, что она красива. Софи Лорен

24. Моя работа - соединять комфорт и роскошь, практичное и желаемое. Донна Каран

25. Роскошь должна быть удобной. Иначе это не роскошь. Коко Шанель

26. Мода как архитектура: главное - пропорции. Коко Шанель

27. Если не можешь быть лучше своего конкурента, то хотя бы лучше одевайся. Анна Винтур

28. Ничто так не старит женщину, как слишком богатый наряд. Коко Шанель

29. Наряд - предисловие к женщине, а иногда и вся книга. Себастьен-Рош Николя де Шамфор

30. Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого. Марк Твен

31. В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке. Лоренс Дау

32. Если не можете вспомнить, во что женщина была одета, значит она была одета идеально. Коко Шанель

33. Мода - это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода. Оскар Уайлд

34. Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин. Марлен Дитрих

35. Каждое поколение смеется над старой модой, неизменно следуя новой. Генри Дэвид Торо

36. Я знаю, чего хотят женщины. Они хотят быть красивыми. Валентино Гаравани

37. Я всегда считал белую футболку альфой и омегой модного алфавита. Джорджио Армани

38. Мода - это то, из чего мы сами себя складываем ежедневно. Миучча Прада

39. Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом. Лана Дель Рей

40. Мода дарит счастье. Это радость. Но не терапия. Донателла Версаче

41. Нет на свете дизайнера лучше, чем сама природа. Александр МакКуин

42. Платье не имеет никакого смысла, если оно не вселяет в мужчин желание снять его с вас. Франсуаза Саган

43. Покупай меньше, выбирай лучше, и делай это самостоятельно. Вивьен Вествуд

27.05.2010

В апреле исполнилось 70 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности профессора, доктора наук Олега Львовича ФИГОВСКОГО, директора Израильского исследовательского центра Polimate, ведущего специалиста в области композиционных материалов, в том числе наноматериалов , члена Центрального правления Нанотехнологического общества России.

За годы работы в НИИМосстрое, ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, МНТК «Антикор» ГКНТ СССР и Всесоюзном научно-исследовательском институте по защите металлов от коррозии Минхимпрома СССР он создал и возглавил научную школу по химическому сопротивлению неметаллических материалов и защите от коррозии с применением новых типов полимерных и комбинированных покрытий, создал первый нанокомпозиционный материал на основе жидкого стекла и тетрафурфурилоксилана и ряд полимерных материалов с развитой наноструктурой для защиты от коррозии.

С 1992 года профессор О.Л. Фиговский продолжил свою научную деятельность в Израиле, где позднее возглавил Международный исследовательский центр по нанотехнологиям «Polymate».

Сегодня Олег Львович Фиговский продолжает разговор о роли фундаментальной науки в России.

Луи Пастер сказал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым всегда будет тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности». Эти слова цитируются в Послании Президента РФ Дмитрия Медведева от 12 ноября 2009 г. Однако одновременное снижение на 11,8% бюджета Российской академии наук, одобренное и Госдумой, и Федеральным Собранием, находится в резком противоречии с этими словами.

Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании постиндустриальной модели развития («общество знаний») в XXI веке, роль центров силы в глобализующемся мире могут играть только державы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом. Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая обеспечивается выделением значительных финансовых средств на эти цели.

В формирующемся многополярном мире складываются четыре главных центра научного прогресса - США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит, на ее долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Это предопределяет деградацию научно-технического потенциала страны и создает угрозу национальной безопасности России.

У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1%. Об этом уже писали как русскоговорящие ученые, работающие за рубежом, так и отечественные - директор Института США и Канады РАН С.М. Рогов, заместитель директора Института прикладной математики РАН Г.Г. Малинецкий и многие другие. И все они отмечают, что прежде всего Россия теряет профессионалов в науке. А первым следствием ухода профессионалов является упадок образования. Придется распроститься с надеждами развивать у себя новые технологии - для этого нужны новые идеи и высококвалифицированные кадры. Более того, поддержание уже имеющейся технически сложной инфраструктуры станет проблемой, и техногенные катастрофы вроде той, что случилась на Саяно-Шушенской ГЭС, станут обыденным делом. Неспособная идти в ногу с техническим прогрессом страна станет беспомощной в военном отношении.

Что делать? Типичный российский вопрос, ответ на который нужно давать только системно. Вот академик В.Е. Захаров тоже считает, что наука должна быть возвышенным воплощением Отечества: «От судьбы российской науки зависит судьба России, и это обстоятельство следует положить в основу стратегии будущего развития страны. Для этого требуется преодолеть сопротивление чиновников, делящих научное знание на полезное и бесполезное. Наука никому ничего не должна. Наука существует для того, чтобы быть наукой. «Роза - это роза». Дайте этой розе расцвести, и остальное приложится. Наука будет производить знания, промышленность будет их использовать. Но роза - это нежное растение. Ее нужно поливать, подкармливать, охранять от заморозков. Наука тоже нуждается в уходе. Собственно, нужны только два условия: уважение к профессии ученого и адекватное финансирование». Эти замечания, конечно, правильные, но не системные.

А теперь перейдем к новостям технологий, ибо наука «оплодотворяет новые технические решения», освоение которых показывает обществу, что ему (обществу) «без науки не прожить».

В Саудовской Аравии начался первый этап реализации крупномасштабного проекта строительства сети опреснительных установок с использованием солнечной энергии. Реализация проекта пройдет в три этапа. На первом этапе будет построена опреснительная установка мощностью 30 тыс. м3 питьевой воды в сутки, что будет достаточно для покрытия потребностей 100-тысячного населения города Аль-Хафджи. Для снабжения этой установки электроэнергией будет сооружена гелиостанция мощностью 10 МВт. На проведение работ первого этапа, который продлится три года, выделяется 129 млн риалов (около 35 млн долл.). Реализация проекта в целом позволит также резко снизить затраты нефти и газа на производство опресненной воды. В настоящее время на эти нужды тратится около 1,5 млн баррелей нефти в сутки, в то время как солнечная энергия находится в изобилии, и она фактически дармовая. Более того, саудовцы выдвигают амбициозные планы: со временем (через 5-10 лет) не только перевести свое хозяйство главным образом на солнечную энергетику, но и начать экспортировать электроэнергию, получаемую от солнца, точно так же, как они сейчас делают это с нефтью.

Тепловой насос на основе наночастиц в один прекрасный день может охладить здания, снизив нашу зависимость от энергоемких кондиционеров воздуха, рапортуют австралийские исследователи. Профессор Джефф Смит и доктор Энгус Джентл из Технологического университета в Сиднее сообщили о своих инновационных результатах в издании «Nano Letters». В наши дни энергоемкое кондиционирование воздуха становится проблемой. Становится жарче, а значит, производится больше энергии, используемой при кондиционировании воздуха (и тем больше выделяется парниковых газов). Кондиционирование воздуха - основная проблема городов, которые на своих поверхностях удерживают огромные массы тепла, способствующие тому, что носит название «эффект городского острова тепла».

Смит и Джентл сообщают, что создали покрытие, которое может быть использовано в качестве эффективного теплового насоса, позволяющего снизить потребность в энергии, затрачиваемой на кондиционирование воздуха. Их изобретение основано на том обстоятельстве, что излучение определенных длин волн, испускаемое Землей, менее всего будет поглощаться атмосферой. Именно эти излучения с длинами волн 7,9-13 мкм, вероятнее всего, смогут преодолеть весь необходимый «путь» обратно в космос, нежели другие.

Смит и Джентл заметили, что смесь наночастиц карбида кремния и наночастиц двуокиси кремния испускает тепловое излучение именно в этом «корридоре» длин волн, и намерены воспользоваться таким атмосферным «окном». Они создали поверхность, покрытую частицами 50-нанометровых размеров, которые могут «снижать» температуру, делая ее на 15° ниже, чем имеет окружающая среда столицы Австралии.

Новый прозрачный и упругий материал, более чем на 95% состоящий из воды, совершенно безопасен для человека и окружающей среды, заявили создавшие вещество ученые из группы профессора Такудзо Аида из Токийского университета на презентации своего изобретения. «Акваматериал» легко растягивается и быстро восстанавливает форму. Для его создания ученые использовали минеральную глину, широко применяемую в косметологии, и полиакрилат натрия - вещество, наполняющее детские подгузники. Вода с добавленными в нее веществами при взбалтывании моментально приобретает гелеобразную форму. Прочность его сходна с силиконом, использующимся при пластических операциях. Он способен выдерживать температуры до 100 °С. Характеристики полученного материала уже позволяют использовать его в медицине для склеивания тканей, а если удастся повысить его плотность, то он сможет найти применение и в производстве экологически чистых пластмасс.

Новая нанотехнология, разработанная физиками Университета Маккуори (Австралия), основана на использовании наноалмазов для формирования изображений, что позволит ученым детально изучать конкретные клетки, включая инфицированные серьезными заболеваниями и пораженные раком. По словам профессора Дж. Рабо, целью данного исследовательского проекта является использование наноалмазов, чувствительных к магнитным полям. При этом в качестве устройства отображения используются наконечники зондов.

Наноалмазы изготавливаются из мельчайших частиц углерода, некоторые содержат примеси в виде атомов азота, что делает их чувствительными к магнитному полю. Дж. Рабо использует указанные примеси для создания супермикроскопов. Создание наноалмазного зонда, позволяющего биологам получать изображения одной-единственной молекулы, - вот пока далекая мечта ученых.

В последнее время огромное внимание уделяется производству топлива из биомассы. Ученые из Калифорнийского университета в Беркли и американской компании «LS9» создали штамм бактерий, напрямую преобразующих растительные молекулы (простые сахара) и компоненты растительных волокон в дизельное топливо, сообщается в статье, опубликованной в журнале «Nature». Эта разработка может быть в дальнейшем использована для получения других важных химических продуктов, а также поспособствует производству топлива на прямую из целлюлозы.

Авторы разработки для получения биодизельного топлива использовали хорошо известную бактерию Escherichia coli. Проделав более десяти генетических преобразований этого организма, ученые заставили бактерию замкнуть свой метаболический цикл таким образом, чтобы в ходе переработки простых сахаров E.coli вырабатывала множество различных жирных кислот. Кроме того, они снабдили организм генами, позволяющими ему расщеплять и перерабатывать гемицеллюлозу - компонент оболочки растительных клеток. В перспективе ученые надеются наделить E.coli способностью перерабатывать и целлюлозу - намного более прочный, чем гемицеллюлоза, природный полимер, составляющий основу растительных тканей. Это позволит получать топливо из любого вида растительного «мусора». Биодизельное топливо можно будет заливать в бак традиционного дизельного автомобиля, и мотор его «переварит». Машина поедет так же, как и на обычном дизеле.

Однако недостатки у биодизеля имеются: высокий уровень выбросов окиси азота и больший на 20% расход топлива. Повышенный выход оксида азота связан с тем, что в составе биодизельного топлива есть кислород, в то время как в традиционном дизтопливе - нет. Для преодоления этих недостатков исследователи из университета Пардо (Purdue University) разработали систему контроля полного цикла (advanced closed-loop control System).

Весьма оригинальный метод альтернативной энергетики разработали ученые Принстонского университета. Гибкие и прочные резиновые пластины, наполненные пьезоэлектрическими волокнами, представляют новый способ сбора кинетической энергии. Волокна состоят из органических нановолокон цирконат-титаната свинца, помещенных на пластинах из силиконового каучука. Когда пластины сгибаются, они вырабатывают электричество, превращая механическую энергию в электрическую. Применение данной технологии безгранично: ботинки, накапливающие энергию от движений для питания гаджетов, микрохирургические устройства, которые заряжаются от движений, и даже электрокардиостимуляторы, в которых используется новый материал вместо традиционных батарей, - и это лишь несколько примеров возможного применения.

Мне кажется, что вышеописанные примеры показывают, как освоение комплекса прорывных инноваций (изобретений) обеспечивает количественный и качественный скачок в развитии производительных сил общества. Безусловно, имеющая место ориентация на повторение зарубежных технологий позволит сократить технологическое отставание России, но не более того. Задача же состоит в опережающем развитии. Цена реализации инновационного пути развития, надо полагать, будет высокой. Тем не менее лишь вложение, пусть даже «силовое», имеющихся ресурсов в освоение технологий наступающих технологических укладов, создание прорывных технологий путем активизации инновационной деятельности российской науки является главным направлением преодоления экономических кризисов, как настоящего, так и будущих.

Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и соци­альной ответственности ученых в условиях возрастания ро­ли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных про­блем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взгляда­ми, поступками формировали моральные нормы, как собст­венные, так и научного сообщества. Справедливая заповедь «Не навреди!» , провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2,5 тыс. лет тому на­зад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризо­вана его ответственность перед человечеством. Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств» , в которой назвал совесть вершителем всех наших действий. Сплав высоких моральных категорий - добра и совес­ти - образовал новое качество - добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется: - в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований; - в доказательности новых научных знаний, в их неод­нократной проверке; - в научной честности и объективности, в стремлении к истине; ученый не может считаться ни со своими симпа­тиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятель­ствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже») ; - в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необос­нованные новации. Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма выработанной учеными этики. И. Ньютон говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников. «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет все- гда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности» . Л. Пастер (1822-1895), французский микробиолог Выдающиеся достижения большой науки XX- начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обогащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как не­редко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП - одна из главных причин экологического кри­зиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в про­фессиональные и массовые экологические движения, пер­выми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство от­ветственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз» . В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последст­вия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противо­стоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализ­ма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернад­ский, «совокупность общечеловеческих действий».