Предпосылки и причины гражданской войны. Предпосылки и причины гражданской войны в россии

Внешняя политика Н.С.ХрущеваСоветский политический деятель Никита Хрущев родился в 1894 г., 15 апреля в
крестьянской семье, проживавшей в деревне Калиновка.
В 1929 г. поступил в Промышленную академию, а уже в 1931 оказался на
партийной работе в Москве. Далее, в период с 1935 г. по 1947 г. Хрущев занимал
высокие партийные посты. Был 1-м секретарем Московского комитета, а так же,
Московского городского комитета ВКП(б) (1935 г.), председателем Совнаркома
(Совета министров) Украины и секретарем ЦК КП(б) Украины (1944 – 1947 гг.).
Одной из наиболее известных послевоенных инициатив стало укрепление
колхозов, что способствовало уменьшению бюрократии. Пиковым в
биографии Никита Сергеевича Хрущева стал 1953 г. – год смерти Сталина.
Попытка захвата власти Берией была предотвращена объединившимися на
время Маленковым и Хрущевым. Получивший власть Маленков вскоре
отказался от должности секретаря ЦК. Таким образом, уже осенью 1953 г.
высшую партийную должность занял Хрущев. Время правления Хрущева
началось с объявления о масштабном проекте освоения целины. Целью
освоения целинных земель было увеличение объемов зерна, собираемого в
стране.

Внутренняя политика Н.С.Хрущева

Внутренняя политика Хрущева ознаменовалась реабилитацией жертв политических репрессий,
улучшением уровня жизни населения СССР. Так же, им была предпринята попытка модернизации
партийной системы. Позже реформы Хрущева кратко назовут «оттепелью». Изменилась при
Хрущеве внешняя политика. Так, среди выдвинутых им на 20 Съезде КПСС тезисов прозвучал и
тезис о том, что война между социализмом и капитализмом вовсе не является неизбежной. Речь
Хрущева на 20 Съезде содержала довольно жесткую критику деятельности Сталина, культа
личности, политических репрессий. Лидерами других стран она была воспринята неоднозначно.
Вскоре в США был опубликован английский перевод этой речи. Но граждане СССР смогли
ознакомиться с ней только во 2-й половине 80-х.
В силу некоторых экономических просчетов после 20 Съезда позиции Хрущева заметно
пошатнулись. В 1957 г. был создан заговор против Хрущева, не увенчавшийся успехом. В результате
заговорщики, в число которых входили Молотов, Каганович и Маленков были отправлены в
отставку решением Пленума ЦК.
Оттепель Хрущева в конце 50-х коснулась и внешней политики. После переговоров с Эйзенхауэром
отношения СССР и США заметно улучшились. Но, это вызвало некоторые осложнения в
сотрудничестве со странами соц. лагеря. Фактическая отставка Хрущева произошла в 1964 г. по
решению Пленума ЦК КПСС. После этого он оставался членом ЦК, но ответственных постов уже не
занимал. Умер Н.С. Хрущев в 1971 г., 11 сентября.

Внешняя политика Л.И.Брежнева

Брежнев Леонид Ильич родился в 1906 г., 19 декабря на Украине, в селе Каменское.
В 1931 г. Брежнев стал членом партии. В 1937 г. он окончил землемерно-мелиоративное
училище в Курске, а уже через год стал секретарем одного из обкомов. Говоря о краткой
биографии Брежнева, стоит упомянуть о его деятельности в период Великой
отечественной войны. Он занимал должность начальника управления Южного фронта,
и получил звание генерал-майора в 1943 г. По окончании военных действий Брежнев
успешно строит политическую карьеру. Он последовательно работает на должностях
секретаря обкома Украины, и Молдавии. Становится с 1952 г. членом Президиума ЦК, а
после прихода к власти Хрущева назначается секретарем коммунистической партии
Казахстана.
К 1957 г. Брежнев возвращается в Президиум и через 3 года занимает должность
председателя Президиума. Участвует в заговоре, целью которого является смещение с
занимаемого высокого поста Хрущева, после удачного завершения заговора сам
возглавляет партию. В годы правления Брежнева страна отказывается от воплощения
идей предыдущего лидера, Хрущева. С 1965 г. начинаются неспешные и внешне более
скромные реформы Брежнева, целью которых становится построение «развитого
социализма». Предприятия получают большую, чем в прежние годы,
самостоятельность, постепенно улучшается уровень жизни населения, что особенно
заметно в деревнях. Однако уже к началу 70-х возникают застойные явления в
экономике.

В международных отношениях курс Хрущева сохраняется, и диалог с Западом
продолжается. Важными являются и договоренности по разоружения в Европе,
закрепленные в Хельсинских соглашениях. Напряженность в международных
отношениях вновь появляется только после ввода советских войск в Афганистан.
Начиная с 1974 г. здоровье Брежнева постепенно ухудшалось. Он страдал от
болезни сердца, но по некоторым данным в список болезней вождя входила и
подагра. Известие о смерти Л.И. Брежнева, распространенное 11 ноября 1982 г.,
стало полной неожиданностью. Всего за 3 дня до своей смерти Брежнев лично
принимал парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Комиссию по
подготовке похорон Брежнева возглавил Андропов, что в глазах многих стало
первым шагом бывшего председателя КГБ к высшей власти в стране.

Н. Хрущев видел такой выход из тупика в активизации партии, низового и высшего партийного аппарата, в коммуникации общественной жизни, в широком вовлечении народных масс в социалистические преобразования, в возвращении к коммунистическим идеалам, от которых, по его мнению, Сталин отошел. Хрущеву принадлежала пальма первенства в критике сталинизма. В июне 1953 г. в газете «Правда» появился термин «культ личности». В июле 1953 г. Хрущеву удалось организовать смещение с должности и физическое уничтожение Л. Берия. Уже в 1953 г. около 4 тыс. заключенных было освобождено из ГУЛАГа. Начался процесс реабилитации невинно осужденных. Эти события получили широкую огласку. И. Эренбург удачно назвал этот период «оттепелью».

На гребне критики сталинизма Хрущев предпринял попытку создать «заслоны» новым «культам». При подготовке новой, третьей Программы КПСС в 1961 г. он поддержал идею об отмирании государства диктатуры пролетариата с его репрессивными функциями и перерастании его в общенародное государство. По инициативе Хрущева в Устав КПСС в 1961 г. было внесено положение о нормах сменяемости партийного аппарата, которые, правда, уже в 1966 г. были отменены. После XXIIсъезда КПСС (1961 г.) гроб с телом Сталина был вынесен из Мавзолея В. Ленина. Предпринималась попытка децентрализовать низовой партийный аппарат и т. д.

Однако Н. Хрущев не хотел и, видимо, не мог осознать, что подлинные гарантии от диктатуры лежат в глубоких демократических реформах политической системы советского общества, в отказе от монополии одной партии на власть, в создании правового государства, в осуществлении принципа разделения властей, в выработке конституционных издержек и противовесов диктатуре, в формировании гражданского общества, в разгосударствлении и демонополизации экономики и т. п.

50-е– первая половина 60-х гг. пропитаны новациями во внешней политике. Советское общество открылось миру. Хрущев заявил, что его правительство сделало ставку на мирное сосуществование с капиталистическими странами и уважение права народов выбирать свой путь социалистических преобразований. Хрущев выезжал за границу около 40 раз, причем дважды побывал в «центре мирового империализма» США. Успехи западного общества он не мог связать со спецификой их политической конституции. Никита Сергеевич оставался защитником коммунизма. Вот почему малейшие попытки свернуть социалистические преобразования в восточно-европейских странах (Венгрия, Югославия) жестко пресекались.

Деятельность Хрущева отличалась искренним желанием поднять экономику Советского Союза. Его не могло не волновать, что урожайность зерновых оставалась на уровне 1910–1914 гг.: не хватало хлеба и других продуктов питания. Такие понятия, как прибыль, хозрасчет, считались чуждыми социализму, антимарксистскими, поэтому цены на товары устанавливались произвольно и не покрывали затрат на их производство. Выход из экономического кризиса правительство искало в расширении и укреплении государственной собственности, в совершенствовании форм и методов руководства экономикой.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель, что увеличило площади сельхозземель на 35 млн га и дало 27% прибавки зерна. Однако распашка дополнительных площадей не решала проблем бесхозяйственности, низкой урожайности. Целина на время ослабила остроту хлебной проблемы, но создала новые: экологический дисбаланс, вызванный пыльными бурями, подрыв традиционных для Казахстана систем хозяйствования, ухудшение национальных отношений и др.

Укреплялась база государственных хозяйств в деревне. В 1950–1964 гг. число совхозов увеличилось в 4 раза и составило 20 тыс., а число колхозов уменьшилось в 2,5 раза. Проводили неоднократные реорганизации хозяйств (укрупнение колхозов, продажу колхозам техники машинно-тракторных станций), шли разговоры даже о ликвидации личных подсобных хозяйств. Коммунизация сельского хозяйства не дала желанных результатов. В 1962 г. СССР закупил за границей 12 млн тонн зерна. В 1970 г. одно крестьянское хозяйство в колхозной России «кормило» в среднем 10 горожан, в то время как «буржуазное мелкое крестьянское хозяйство» Великобритании – 71, Бельгии – 56, США – 57 человек.

Здравый смысл подсказывал Хрущеву, что преградой экономическому развитию служила сверхцентрализация управления народным хозяйством. Но мог ли он решить эту проблему, не отступая от принципов коммун, не выходя за рамки государственной собственности? Он попытался упразднить отраслевые министерства, организовав в 1958 г. территориальные управленческие органы – совнархозы. Вся страна была поделена на 15 экономических районов во главе с совнархозами. В итоге несколько расширилась экономическая самостоятельность регионов. Однако включенные в общую систему недемократического государства, централизованного директивного планирования совнархозы вскоре превратились в «микроминистерства» на местах. Опыт показал, что децентрализация управления в рамках единой государственной собственности оказалась нецелесообразной и приводила лишь к разрастанию бюрократического аппарата.

В 50-е гг. правительство инициировало социальные программы. Советские люди превращались в потребителей, хотя и безрыночных. Росла среднемесячная зарплата, сокращали разрыв в оплате труда рабочих и инженеров. Сельские жители получили паспорта и гарантированную денежную оплату труда. В 1954 г. началось строительство жилья индустриальным методом. В 1954–1963 гг. жилья построено больше, чем в 1917–1953 гг., в прошлое уходили бараки и коммуналки.

В конце 60-х гг. началась реформа в народном образовании. Была ликвидирована полукрепостническая система трудовых резервов. Средняя школа преобразовывалась в трудовую, политехническую. Создавалась система профессионально-технических училищ. В вузах создавались рабфаки.

При Хрущеве впервые за годы советской власти была поставлена задача развития научно-технического прогресса. Возникли новые научные центры. В 1959 г. началось строительство Новосибирского академгородка. Ширилось телевизионное вещание. В 1957 г. спущен на воду атомный ледокол «Ленин». 4 октября 1957 г. выведен на орбиту искусственный спутник Земли. В 1956 г. пущен первый цех-автомат на «Алтайсельмаше». В 1957 г. началась добыча якутских алмазов. Строились крупнейшие в мире Братская и Иркутская ГЭС. В 1961 г. в СССР осуществлен первый в мире пилотируемый Ю. Гагариным космический полет.

Что касается идеологии и культуры, то в этой сфере, как признавался Хрущев, он оставался сталинистом. Либерализация в ней не выходила за пределы усеченной гласности отдельных фактов. На гребне волны разоблачений сталинизма оказалась возможной публикация антисталинской прозы, поэзии, публицистики. Рупором гласности стал журнал «Новый мир», редакцию которого возглавил А. Твардовский. Журнал напечатал повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», антисталинские стихи Е. Евтушенко «Бабий Яр», «Наследники Сталина» и др. Вместе с тем, подверглись гонениям писатели, художники и другие деятели искусства, отходившие от принципа коммунистической партийности в своих произведениях (например, Б. Пастернак, роман которого «Доктор Живаго» в 1958 г. был отмечен Нобелевской премией).

После XXIIсъезда КПСС антисталинская тема была резко свернута. Одной фразы Хрущева – «хватит о лагерях» – было достаточно, чтобы на долгие десятилетия отложили публикацию романов В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Солженицина «В круге первом».

В 1964 политическая карьера Н. Хрущева прервалась. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС он был смещен с должности первого секретаря. Ему поставили в вину развал сельского хозяйства, ослабление военной мощи государства, необоснованные перемещения кадров, субъективизм и волюнтаризм в политике, личную нескромность и др.

В чем же значение либерально-коммунистических реформ Хрущева? Коммунистическая диктатура освобождалась от массовых репрессий. Приходило понимание неэффективности экономической системы страны в эпоху научно-технической революции. Коммунистическая идеология вытеснялась из сферы управления в область воспитания и образования.

Л. Брежнев пришел к власти под лозунгом укрепления стабильности, и эта идея была поддержана на всех уровнях советского общества. В своих первых программных выступлениях Брежнев заявил, что успех дела зависит не столько от абстрактных программ, сколько от правильного подбора людей и строгого контроля за выполнением принятых решений.

В 1966 г. на XXIIIсъезде КПСС из Устава компартии были изъяты нормы сменяемости руководящих партийных работников. Записанная в Уставе новая формулировка об обновлении кадрового корпуса – «по мере необходимости» – открывала дорогу полному произволу в кадровой политике. В 1964–1980 гг. из состава Политбюро выбыло всего 10 человек, причем половина из них – «естественным» путем (Гречко, Кулаков, Мазуров, Косыгин, Машеров – умерли). Состав Политбюро на протяжении почти 20 лет отличался «завидным» постоянством и состоял из руководителей, в основном знакомых Брежневу по предыдущей гарантийно-государственной работе.

Партийный аппарат стремился к неотчужденности привилегий. Привилегии оплачивались не только из партийной, но и из государственной казны, однако ни члены партии, ни налогоплательщики не имели возможности контроля за государственным и партийным аппаратом. Чем более низким становился уровень жизни, тем более нетерпимыми выглядели привилегии. Взрывоопасность ситуации предупреждалась тем, что власть умело «подкармливала» часть рабочего класса, интеллигенции, мирилась с бесхозяйственностью, воровством, растаскиванием государственной собственности, проводила уравнительную политику в области оплаты труда. В 70–80-е гг. КПСС вернулась к жестокому партийному централизму, было расширено право партийных организаций контролировать администрацию.

Советы все больше превращались в декоративные органы. Аналогичные функции выполняли съезды партии. Логичным следствием концентрации государственной власти явилось соединение должностей и постов в одних руках. Несмотря на осуждение Хрущева, Брежнев в 1968 г. совместил пост главы советского государства с должностью генерального секретаря КПСС.

В процессе стабилизации советского общества особая роль отводилась коммунистической идеологии. Даже хрущевская гласность рассматривалась как покушение на коммунистические принципы. Всякое инакомыслие преследовалось. Подавление «пражской весны» 1968 г., аресты поэта И. Бродского, писателей А. Синявского, Ю. Даниэля, высылка А. Солженицына и других разрушили мечты о «гуманном социализме». Постепенно критика советского режима приобретала антикоммунистический характер. Начиналось движение в защиту прав и свобод человека. У истоков правозащитного движения стояли В. Челидзе, И. Габай, Н. Горбаневская и др. Против политических и идеологических репрессий выступил А. Сахаров.

Режиму становилось все труднее опираться на коммунистическую идею, она в достаточной степени была скомпрометирована сталинским социализмом и хрущевским коммунизмом. В 1967 г. Брежнев выдвинул «концепцию развитого социализма» как этапа на пути к коммунизму. Однако уже через 4 года генеральный секретарь сделал вывод о «построении в СССР развитого социалистического общества». В течение 10-ти лет лучшие научные и пропагандистские силы партии создавали миф о развитом социализме как некоем идеальном, социально-гармоничном обществе, без изъянов и противоречий, способном удовлетворять разносторонние потребности людей.

Разговоры о «развитом социализме» в 70-е гг. подпитывались колоссальным количеством нефтедолларов, полученных от распродажи нефти и газа вновь открытых месторождений Тюменского Севера. Валютная подпитка оказалась столь существенной, что на некоторое время были смягчены экономические и социальные проблемы. И если во второй половине 60-х гг. выход из экономического тупика искали на путях экономической реформы, целью которой было внедрение социалистического хозяйственного расчета, внедрение экономических стимулов к труду, то уже в начале 70-х гг. остались лишь воспоминания о реформе.

Однако развитие советской экономики в 70-е гг. не могло быть прочным. Малейшие колебания конъюнктуры на мировом рынке способствовали сокращению притока нефтедолларов. Первые признаки «возвращения» к кризису советские люди почувствовали во 2-ой половине 70-х гг. Из государственной торговли периодически исчезали те или иные продукты питания и промышленные товары, предметы повседневного спроса. Разрасталась система торговли «из-под прилавка», «блата». Недальновидной и преступной оказалась война в Афганистане, в которой погибло до 15 тыс. советских воинов, 36 тыс. человек получили ранения. Война обошлась налогоплательщику в 60 млн руб. В стране росла социальная напряженность. «Королем» положения становится человек, близкий к государственной распределительной системе (чиновник, работник торговли, сотрудник нефтебазы и др.). Потребители вынуждены были переплачивать большие суммы денег на приобретение обуви, автомобилей, квартир и других товаров. Дефициты нарастали.

Одновременно сокращался объем выпуска отдельных видов продукции, заметно падала производительность труда, снижались темпы роста национального дохода: с 50% в 1966–1970 гг. до 3% в 1981–1985 гг. Вместе с тем реализовывались дорогостоящие программы военно-промышленного комплекса, строительства БАМа, освоения космоса, поддержки коммунистических режимов за границей и т. д.

Непомерно разрослась бюрократия: на одного управленца приходилось 13–14 советских людей. Вместе с чиновничеством росли казнокрадство, демагогия, приписки. К тому же еще более укрепились крупнейшие государственные монополии – банки, военный комплекс, энергетический, сырьевой и т. д. Опыт мировой цивилизации учит, что рано или поздно они должны были «поднять вопрос» о приватизации государственного имущества. Таким образом, в обществе и в самой КПСС вызревало сознание неизбежности перемен. После смерти Брежнева потребовалось два года аппаратных перемещений, чтобы на фоне углубляющегося кризиса к власти пришли сторонники новых коммунистических реформ.

На этот раз мы с вами рассмотрим исторический портрет генсека, который всем запомнился своими густыми бровями и поцелуями. :*

Леонид Ильич Брежнев (1964—1982)

Леонид Ильич был одним из инициаторов отстранения Хрущева. Он пришел к власти немолодым (57 лет), и время его пребывания на посту Первого, а затем Главного Секретаря партии составило 18 лет, можно сказать, что его правление пришлось на преклонные годы. К тому же, в этот период средний возраст членов правящей партии составлял около 60 лет, поэтому нередко к эпохе Брежнева применяют
термин «геронтократия» (от др.греч. geron – старик, kratos – власть, государство). Надо сказать, что это не единственное слово, которым принято называть правление Леонида Ильича, и сейчас в совокупности с характеристикой направлений деятельности мы рассмотрим и другие названия.

Внутренняя политика

  • Переход к концепции развитого социализма

Поскольку Брежнев был человеком в возрасте, ему были присущи консерваторские политические предпочтения, в некоторых случаях даже реакционные. В лучших традициях исторического пинг-понга Брежнев свернул многие начатые Хрущевым преобразования (первая семилетка, критика культа личности Сталина и так далее) и во внутренней политике принял курс на построение коммунизма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества). Данная конституция перед ее принятием активно обсуждалась среди всех слоев населения: на предприятиях, в институтах, в колхозах. Каждый имел право предложить свои идеи для проекта Основного Закона. Это было одним шагов к установлению полновластию народа.

Но можно сказать, что желание власти выслушать мнение народа было показным, на деле новая конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС в обществе и фактическая подменила партийным аппаратом советские органы государственной власти.

  • Реформа Косыгина

Экономическая реформа Косыгина проводилась в 1965—1970 годы. Ее суть состояла в повышении заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства и последующем улучшении экономического положения. Были ликвидированы СНХ (советы народного хозяйства), созданные еще при Хрущеве в 1957 году, внедрены элементы хозрасчета в предприятия, но при этом сохранялась административно-командная система. Предприятия теперь самостоятельно могли определять ассортимент производства, количество персонала и его заработную плату, поставщиков сырья и так далее. В то же время, предприятия были обязаны выполнить план, установленный государством, но они также имели возможность продать сверхплановую продукцию и увеличить свою прибыль.

  • Попытки вывести промышленность из кризиса

Стремясь улучшить положение промышленности, государство отдало предпочтение экстенсивному пути развития, то есть было построено множество новых заводов, производств и фабрик, но в то же время, не улучшались условия труда и технологий на существующих предприятиях.
Также были сделаны попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования. Десятая пятилетка (1976—1980) была названа «пятилеткой эффективности и качества», планировалось направить промышленность на путь экстенсивного развития, но намеченное не было выполнено, даже наоборот отмечалось отставание в индустрии.

  • Борьба с сельскохозяйственным кризисом

В борьбе с трудностями аграрного сектора экономики был увеличен размер вложений капитала и поставок техники.

С целью увеличения производства сельской продукции были созданы объединения – агропромышленные комплексы (АПК). Они собой представляли объединения колхозов, предприятий по переработке с/х сырья, транспортных и торговых компаний. Но ожидаемого эффекта эти объединения не принесли – кризис продолжал прогрессировать.

После многочисленных перебоев в обеспечении населения продуктами питания, в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, которая была нацелена на развитие всего сельского хозяйства в комплексе, то есть всех инстанций на пути продукции от поля к прилавку.

Для улучшения плодородности была проведена обширная химизация и мелиорация почв.

Но все эти действия не помогли преодолеть кризис агропромышленности.

  • Социальная сфера

Основные характеристики общественной жизни при Брежневе можно разделить на несколько пунктов

А) Распространение уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения.

Это связано с одновременным повышением зарплат низкооплачиваемым работникам и понижением оплаты труда инженеров. При оценивании труда не учитывалось качество работы и какие-либо личные заслуги.

Б) Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды

Скорее всего, этому принципу следовали многие советские руководители партии. На первом месте по материальному обеспечению всегда стоит военное производство и тяжелая промышленность, затем нужды партийной верхушки, а уже в самом конце списка «социальные нужды». В деревне не хватало больниц, детских садов и столовых, что стало причиной переезда многих селян в город.

В) Введение особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры

Зато хорошо жила партийная верхушка, для них специально строились санатории и больницы, доставляли лучшее продовольствие. Но такая разница в социальном положении вскоре способствовала падению авторитета партии.

Г) Господство марксистко-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия (травля диссидентов)

Так как был взят курс на построение коммунизма, вновь была ужесточена цензура, кроме того развернулась борьба с теми, кто не желал примириться с установленными правилами и открыто выражал свое мнение (диссиденты)

Д) Диктат атеизма и забвение религии

Нам известно, что и при Хрущеве существовало гонение на православие, закрывали храмы. При Брежневе отношения между государством и Церковью вышли на новый уровень, был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который фактически полностью подчинил себе Церковь. Кроме того, по сравнению с временами Хрущева, было увеличено количество лекций, пропагандирующих атеизм.

Е) Проведение в Москве XXII Олимпийских игр (лето 1980)

Пожалуй, самое значимое событие культурной жизни периода застоя. Летние Олимпийские игры прошли на высоте, это событие все еще свежо в памяти народа, у многих при вспоминании слов из песни «До свидания, наш ласковый Мишка» до сих пор наворачиваются слезы.

Внешняя политика

  • Политика «разрядки»

В международных отношениях продолжал быть актуальным вопрос снижения международной напряженности. При Брежневе был достигнут военный паритет между СССР (ОВД) и США (НАТО) посредством следующих договоров:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией (1968)
  • Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979)

Новый виток получило развитие экономических и культурных отношений с капиталистическими странами (советско-французская декларация), расширялись торговые связи с Европой.

  • СССР и социалистические страны

Первостепенным во внешней политике Советский Союз считал укрепление мирового социалистического лагеря.

В 1968 году в Чехословакию была введена армия ОВД для подавления «пражской весны» — попытки нового секретаря партии децентрализировать управление и демократизировать страну.

В 1964—1973 годы СССР оказывал помощь Вьетнаму, где так же установлен социализм, во время агрессии США.

Было углублено военно-политическое (ОВД) и экономическое (СЭВ) сотрудничество.

Итоги деятельности:

Правление Брежнева ознаменовало собой размеренность и стабильность в жизни страны, при нем наступила так называемая эпоха «застоя». В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводило политику в направлении «развитого социализма» (в 1977 году была принята новая «брежневская» конституция СССР). Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. Результатом таких реформ стало некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появились признаки застоя. Химизация почв привела к ухудшению экологического состояния земель, ухудшению состояния экономики аграрного сектора. Осуществлялся полный контроль над интеллигенцией, шла борьба с диссидентами. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Первые двусторонние соглашения по разоружению представляли собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией стало подписание Хельсинских соглашений. Эти успехи, однако, оказались серьезно подорваны «пражской весной», а затем и прямым вторжением в Афганистан, после чего в международных делах вновь возникает напряженность.

Ну и напоследок прикольное видео от Enjoykin :

А также, анекдоты в тему. Чтобы посмотреть их, поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:
Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
- Христос воскрес, Леонид Ильич!
- Спасибо, мне уже доложили.

Никита Сергеевич Хрущев и Леонид Ильич Брежнев в истории нашей страны занимают видное место. При всей внешней несхожести их многое объединяет. Оба были выходцами из рабочей среды и с малолетства познали бедность и лишения. Уделом их отрочества стал тяжелый физический труд, на опыте которого они реально познавали психологию рабочих и крестьян. Ни тот, ни другой не могли похвастать хорошим образованием, но обладали энергией, позволившей им сделать блистательную партийно-политическую карьеру.

Сравнивая экономическую политику Хрущева и Брежнева можно отметить существенные общие черты. Оба вначале своей деятельности добились высоких результатов в экономическом развитии страны, а затем происходил спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Под занавес своего правления оба оставили продовольственную проблему и предкризисное состояние в промышленности.

Единство фундаментальных контрастов

Сравнение особенностей экономической политики во времена руководства Советским Союзом Хрущева и Брежнева занимательно и поучительно. На первый взгляд экономические принципы обоих советских лидеров основательно разнятся. Хрущевские мероприятия были сосредоточены на:

    Кардинальной трансформации сталинской экономической модели социализма, через ее выход из мобилизационного состояния.

    Жестком проведении административно-кадровой революции во всей системе управления народным хозяйством.

    Подведении видоизмененной идеологической базы под социально-экономические преобразования.

В то время как в Леонид Брежнев, приняв систему после ее трансформации, основные усилия сосредоточил на:

    Стабилизации социально-экономической ситуации.

    Создание особо льготного режима для номенклатуры, вместо административного давления на нее и изгнание из истеблишмента носителей ценностей проектов прежней эпохи.

    Догматизация идеологии в совокупности с введением экономических стимулов и развитии методов централизованного планирования.

При всём том было много чего общего, что объединяло их в стремлении преобразовать советскую экономику, испытывавшую в послевоенные десятилетия серьезные потрясения.

Общие черты экономической политики

Проблемы экономического развития 50 – 80-х годов прошлого века были следствием особой, мобилизационной модели советского социалистического хозяйства, успешно решавшей военно-политические задачи СССР на международной арене. Неоспорима заслуга советской экономики в деле победы над фашистской Германией и милитаристской Японией, а также в создании ядерного щита и мощного военного потенциала СССР.

С другой стороны, мобилизация требовала полного напряжения всех сил и отказа от самых простых и обыденных удобств и относительного материального достатка. Хрущев и Брежнев во главу угла своей экономической политики, конечно же, как и предшественники ставили стратегические интересы государства на первое место, но и старались не забывать о насущных нуждах простого человека.

Однако сонм накопившихся проблем требовал немедленного разрешения. Поэтому экономические преобразования, проводимые этими лидерами Советского Союза, зачастую были непродуманными и скороспелыми. В большинстве своем они не достигали желаемого результата, многие проекты сворачивались на самых разных стадиях. Необходимость реформ была вызвана тем, что:

    Во-первых, как Хрущев, так и Брежнев ставили перед экономикой задачу – «догнать и перегнать» Соединенный Штаты Америки.

    Во-вторых, оба руководителя советского государства были подвержены гигантомании. Грандиозные начинания в экономике, по их мнению, должны были вывести СССР на лидирующие позиции во всем мире по важнейшим социально-экономическим показателям.

    В-третьих, острая проблема продовольственного обеспечения населения заставляли усиленно стимулировать сельскохозяйственное производство, что привело к серьезным перекосам в уровне жизни сельского населения разных регионов страны.

Методы воплощения в жизнь реформаторских идей были по-прежнему основаны на идеологических установках. Командно-административная система и плановая экономика показывали неспособность устранить перекосы, и плодило одно за другим неудачные решения экономических проблем.

Блестящие отчеты на фоне тусклой действительности

В оба периода сложилась общая ситуация, когда ни работники, ни даже руководители предприятий, не были заинтересованы в повышении эффективности производства. Первые были больше озабочены добычей дефицита и пополнении своего бюджета, а карьерная судьба и материальное положение вторых зависела от отчетов, а не реального положения дел. Особенно ярко схожесть проявилась в том, что:

    Несмотря на мощные вложения в сельское хозяйство, колхозно-совхозная система не смогла покрыть дефицит продуктов.

    У предприятий не было заинтересованности во внедрении новых технологий, повышающих производительность труда, они не приводили к росту зарплат, а к снижению расценок на производство единицы продукции.

    Безнаказанность номенклатуры приводила к валу приписок.

    В условиях плановой экономики не было заинтересованности в улучшении качества продукции.

    Неэффективно использовалась рабочая сила.

    Неуклонно росла численность бюрократического аппарата.

    Военные расходы забирали существенную часть ВВП.