Русско-ордынская империя. Золотая Орда: как она управляла Русью

Фото: картина Павла Рыженко «Сартак»

В Казани исторический парк «Россия – моя история» разместился на площадке ВЦ «Казанская ярмарка». Это мультимедийный комплекс, в котором с помощью сенсорных экранов, проекторов, планшетов и 3D-кинотеатров отражена более чем 1000-летняя история России. Мы решили показать, как создатели парка отразили ордынский период истории нашей страны, который в российской историографии выглядит достаточно противоречиво.

Период Ордынской Руси исследователи, которые создавали контент для исторического парка, определяют с 1242 по 1359 годы.

«Русский улус» Золотой Орды

Территория Руси после подчинения Золотой Орде в материалах экспозиции парка обозначается не иначе, как «Русский улус». В то время он состоял из нескольких десятков различных княжеств, среди которых особо выделились Владимирское и Киевское.

Несмотря на то, что «Русский улус» находился во власти ордынского хана со ставкой в Сарае, исполнительная и судебная власть оставалась в руках великих князей. Собственно, они и занимались сбором налога для Золотой Орды.


Особо стоит отметить, что именно в этот период развивается соперничество за лидерство в регионе Москвы и Твери, первая благодаря поддержке ордынских ханов одерживает победу.

Золотая Орда и реформы в русской армии

Взаимодействие с Ордой помогло реформировать русскую армию, отмечают исследователи. «Благодаря системе воинской повинности русские воины познакомились и усвоили многие стратегические и тактические приемы монголов», – говорится в тексте мультимедийного материала.


Сам принцип всеобщей воинской повинности был заимствован впоследствии у наследников Чингисхана. Теперь к службе стали привлекать и сельский люд. Княжеская дружина трансформировалась в княжеский двор и боярские отряды. Ополчение города заменили на действенную армию. Отмечается, что заимствования у монголов в конечном итоге помогли быстро собрать Дмитрию Донскому большую армию и победить в Куликовской битве.

Привилегии православной церкви

Одним из ключевых организаторов проекта является Русская православная церковь. Авторы проекта не забыли упомянуть о том, что во время власти Орды церковь не только была легальна, но и получала значительные льготы от политической власти.

Важный момент – православное духовенство было освобождено от уплаты дани. На территории Руси продолжалось строительство храмов.

Несколько поколений жителей России привыкли видеть наследников Чингисхана Золотую Орду как дикое племя, а сам ордынский период – как тяжелое бремя, оттянувшее страну на столетия назад. Но это далеко не так, что подтверждается присутствием веротерпимости и достаточным плюрализмом мнений для того периода.

Веротерпимость была настолько развита, что Русская православная церковь могла себе позволить миссионерскую деятельность в самой Орде. Так многие ордынцы принимали православие. В качестве примера приводится племянник хана Берке царевич Даир Кайдагул, в крещении Петр. «Крестившись, он переехал в Ростов, где основал Петропавловский монастырь и принял постриг. Впоследствии был причислен к лику святых», – сообщают материалы парка.

Возвышение Москвы при поддержке ханской власти

Ордынский период в истории России характеризуется двумя, казалось бы, противоположными процессами – появление новых территориальных княжеств и объединение русских земель вокруг двух основных. Именно в этот период на главные роли стал выходить город Москва – столица нынешней России.


Впоследствии хан Узбек казнил тверского князя Дмитрия Грозные Очи за самоуправство, а великое княжение отошло его брату Александру. Спустя год, во время восстания в Твери был убит ордынский посол Чолхан, князю пришлось спасаться бегством. После этих событий великое княжение отошло брату Юрия Московского – Ивану Данилову Калите.


Чингизиды и веротерпимость

Отдельное внимание в экспозиции уделили вопросу веротерпимости в Империи Чингисхана и Золотой Орде. Так Чингисхан предоставил всем своим поданным свободу в выборе религии, а всех служителей культа освободил от повинностей от налогов. «В период ига русские монастыри не были обложены данью, а преступления против православного духовенства сурово наказывались», – сообщается в материалах исторического парка.

В подтверждение сказанного приведены слова итальянского путешественника Марко Поло о хане Хубилае (1260 – 1292). «Зная, что Пасха – один из наших главных праздников, он повелел христианам принести ему Евангелие и, окурив торжественно ладаном эту книгу, благоговейно поцеловал ее; то же должны были сделать по его приказанию и все вельможи. Таков его всегдашний обычай при всяком большом празднике у христиан, на Рождество и на Пасху. То же соблюдал он и в праздники сарацин, иудеев и язычников», – повествует путешественник.


Согласно данным исторического парка, Орда была единственным государством за всю историю Евразии, где устраивались религиозные диспуты за счет казны. Эти мероприятия имели открытый характер. Их могли посещать христиане, буддисты, мусульмане.

Влияние Великой ясы Чингисхана на русское общество

О том, как свод законов Чингисхана (Великая яса) повлиял на русское общество, рассказывается в одном из материалов исторического парка. Отмечается, что основной целью империи Чингизидов была военная экспансия и завоевание новых территорий. Этой задаче отвечали и законы правителя.


Восточный выбор Александра Невского и побратимство с ордынским ханом

«В непростых условиях выбора между борьбой с захватчиками с Запада и владычеством Орды, Александр Невский выбрал второй вариант. Это позволило князю наладить с Ордой взаимовыгодные отношения и сохранить Русь», – так начинается раздел, посвященный непростому выбору Александра Невского.

Отмечается, что князь налаживал с Золотой Ордой мирные отношения. Выбор, по мнению специалистов, был связан и с договороспособностью и веротерпимостью ордынцев.


Посетителю исторического парка представлена легенда о побратимстве Александра Невского с ордынским ханом.


Ссылаясь на гипотезу Льва Гумилева, авторы исторического парка рассказывают о вероятном союзе побратимства между Александром Невским и ордынским правителем Сартаком. Отмечается, что ритуал братания в разных формах был известен обеим сторонам.


Тихон Шевкунов: Благодаря предкам нынешних жителей Татарстана наша страна стала наследником империи Чингизидов

«Мы очень рады, что в Казани открывается исторический парк, потому что история Татарстана, история татарского народа на протяжении многих столетий являются и историей России. Мы сейчас шли с одним из коллег, разговаривали о непростых периодах нашей истории и заметили, что именно во многом благодаря предкам нынешних жителей Татарстана наша страна стала наследником империи Чингизидов. Мы об этом даже не задумаемся порой», - такие слова прозвучали на открытии парка в Казани из уст идеолога проекта, епископа Русской православной церкви Тихона (Шевкунова) .

Через день после появления материала об этом на сайте ИА «Татар-информ» слова владыки через Национальную службу новостей прокомментировал известный историк и политолог Николай Сванидзе. Эксперт сказал, что это «очередная констатация имперского факта».

Мы и правда наследники Чингизидов, но не только мы. У них полно наследников: вся Средняя Азия, нынешняя Центральная Азия, Китай, не говоря уже о самой Монголии. Само по себе это заявление ничего не значит. Многие могут сказать о себе то же самое. Конечно, это всё ненаучно. Тем более что сами татары считают себя потомками волжских булгар. А те, в свою очередь, к потомкам Чингисхана никакого отношения не имеют. Но там всё перемешалось потом. Отдалённо, да, это научный тезис. Но я повторяю, у нас полмира наследники Чингизидов! Тезис обоснованный, но с тем же успехом можно сказать, что все мы произошли от обезьяны. Или, столь же уверенно румыны могут себя назвать наследниками Римской империи. Потому что они даже говорят на похожем языке, и страна у них называется Румыния, это от слова Roma, то есть Рим», - рассказал историк .

Возможно и так. Констатация факта. Однако стоит признать, что раньше на уровне федерального проекта едва ли можно было увидеть или услышать отличную от сложившейся в сознании обывателя точку зрения о Золотой Орде
Обсудить ()

На ТВ появились патриотические фильмы о войне "Мы из Будущего", которые должны агитировать молодежь для воспитания сознательных граждан. А мне захотелось написать сценарий фильма "Мы из прошлого", где было бы показано что сказали бы наши предки, если бы увидели Россию и ее народ сегодня. Я представил и вот что получилось.

"Мы из прошлого или Орда наносит ответный удар! "

2010 год. Россия. Молодой татарин Ахмет сидит на берегу Байкала и плачет. Перед ним письмо с решением суда о том, что банк отбирает у него квартиру, так как он не заплатил долги по ИПОТЕКЕ. Где же будет жить моя семья с детьми? У него жена красавица из рода русичей и двое детей. Хотели купить побольше квартиру и согласились участвовать в ИПОТЕКЕ. Но не повезло. Кризис. И вот им принесли решение суда. В это время перед ним появляется как в тумане видение: монгольские всадники скачут за военноначальником. И Ахмет слышит голос: "Бог услышал молитвы твои и народа России и посылает вам защитника. Он придет из прошлого и разрушит силы тьмы. Как это сделал много веков назад. Это твой предок-Чингисхан". Юноша думает, что сошел с ума. В этот момент сзади раздается ржание лошадей. Ахмет поворачивается и видит перед собой отряд из десяти воинов и одного военачальника. Все они одеты так, словно сошли с картины "Монголы берут штурмом крепость". -Кто ты такой? Что ты делаешь у священного озера-говорит Ахмету один из воинов. По виду -военноначальник. -А вы Чингисхан?-спрашивает наивно юноша. -Я Темучжин. Но многие прозвали меня Великим Ханом-Чингис-Ханом. -Но почему вы говорите по- русски? Вы же монгол! -Странно. Я говорю на своем языке. Почему я должен говорить по русски? Русь это просто страна на Востоке, а мы живем в Сибири. В Синей Орде. Мы просто создали справедливое царство, где не грабят народ и не обижают путников. -Ничего не понимаю. Я историк и нас учили, что монголы были захватчики и что они грабили народы. -Сам подумай: если бы я грабил Китай, то смог ли бы удержать власть над ним? Я просто казнил китайских чиновников, которые грабили народ в китайском царстве и потом отменил лишние налоги. Поэтому многие миллионы китайцев добровольно перешли на мою сторону. Иначе я бы не смог удержать в подчинении много миллионов людей. У меня ведь было всего 40 тысяч сабель! -Удивительно! Как оказывается исказили историю! -восклицает Ахмет. Юноша рассказывает Чингисхану о своей беде. У костра монголы думают, как ему помочь. Один из воинов предлагает просто казнить банкиров и судей как они это сделали в Пекине еще совсем недавно в своем времени. "Ростовщики и чиновники, разоряющие народы, не имеют права жить!"-говорит один из воинов. В это время к костру приходит жена юноши. Она ищет пропавшего куда-то мужа. И видит его в компании каких то странно одетых незнакомцев. Она принимает монголов за актеров. Жена еще не знает, что квартиру собираются отнять. В разговоре у костра Чингисхан узнает, что Золотая Орда (так русские историки назвали Синюю Орду) развалилась и теперь Сибирь платит дань в Москву. Дань это такая огромная, что народ Сибири разоряется и вымирает. Люди от безысходности и тоски начинают спиваться и употреблять наркотики. Чингисхан узнает, что чиновники присвоили земли народа в Сибири и часть тех земель передали рабовладельцам-олигархам. И теперь почти вся Сибирь сначала грабится олигархами, а потом и местными и московскими чиновниками. Чингисхан узнает, что дань теперь обязаны платить все жители Сибири и Руси и собирается дань ежемесячно! А размер дани превышает 30 процентов. Хотя во времена Чингисхана в Орду платили всего 10 процентов и всего 1 раз в год. Всё это происходящее на его Родине так возмущает вождя Чингисхана, что он решает пойти в поход на Москву, чтобы освободить свой народ от московского рабства и создать новую Орду со столицей на берегу Байкала. Только называться она будет Иркутск и будет центром управления нового государства -Русской Орды! Ахмет говорит, что за такие речи, милиция арестует Чингисхана и чиновники сгноят его в тюрьме. За экстремизм и угрозу государству! Чингисхан только смеется: "Пекин брал, Бухару брал, Самарканд брал. Возьму и Москву!" И на следующий день на главной площади Иркутска перед народом Чингисхан произносит речь о создании нового государства "Русской Орды". Его пытаются арестовать милиционеры, но оказывается, что монгольские воины Чингисхана гораздо лучше умеют драться и защищать своего хана. Это заявление передают по местному ТВ изумленные журналисты, а потом текст воззвания Чингисхана появляется в Интернете. Все люди в Сибири обсуждают слова Чингисхана: "Если от принятых законов народ вымирает, значит чиновников и правителей нужно судить за истребление своего народа! Кто хочет быть свободным и жить в справедливом государстве, присоединяйтесь ко мне-Чингис - хану! Мы создадим новое государство - Русскую Орду, где народ будет жить счастливо!" Чингис-хан объявляет в интернете свои справедливые законы и предлагает армии и всему народу присоединиться, чтобы создать новую страну. Воины в Русской Орде не будут платить никаких налогов. Все остальные граждане будут платить налоги добровольно и всего 1 раз в год. Размер налогов не будет превышать 10 процентов. Действующие чиновники и депутаты должны быть распущены, а грабившие свой народ арестованы и отправлены на тяжелые и опасные работы в рудники и шахты. После такого заявления сразу население Иркутска и городская милиция переходит на сторону Чингисхана. В интернете распростирают речь Чингисхана как воззвание о спасении России. Несколько воинских частей русской армии присягает на верность Чингисхану и выражает готовность защищать Русскую Орду от любых врагов. ГосДума России и Совет Федерации обвиняет Иркутск в мятеже и отправляет на штурм спецвойска. Однако солдаты и офицеры переходят на сторону Чингисхана и объявляют его единственным законным правителем России. Позже Чингисхану присягает вся русская армия и флот. Дальний Восток признал Чингисхана первым! Правительство России и депутаты ГосДумы в шоке. В разных регионах России народ блокирует работу мэров и депутатов и требует их увольнения в соответствии с указами правителя Русской Орды. Между тем великий хан как и обещал отправляется в поход на Москву. Он вместе с сибирскими десантными дивизиями осаждает бывшую столицу России. Население Москвы разделилось на два лагеря: одни готовы покориться, а вторые хотят защищать город! Чингис-хан пишет письмо москвичам, где обещает, что не тронет никого, если москвичи присоединятся к Русской Орде и выдадут олигархов, депутатов и чиновников, грабящих свой народ. Все эти бандиты должны понести наказание. Чингис-хан объявляет, что все имущество олигархов, банкиров и чиновников и депутатов подлежит раздаче народу, так как было отобрано у народа. Радостные москвичи соглашаются на все условия, выдают министров, банкиров, депутатов и надоевших им чиновников, клянутся верно служить в армии и защищать Родину-Русскую Орду! В храмах России славят Чингис-хана как освободителя Отечества от иноземного ига! В это же время в мире начинается паника! Правительства разных стран помнят, как даже с примитивным оружием Чингис-хан завоевал полмира. А сейчас авиация России может перебросить войска Русской Орды в любой регион планеты! Китай заявляет, что уступает свои северные территории и просит подписать мирный договор на тех границах, которые были в 13-ом веке. Китайское правительство помнит, как Чингисхан с 40 тысячами воинами завоевал пол-Китая. Теперь у него миллионы, и поэтому он может завоевать весь Китай. Тем более что Тибет уже заявил, что хочет присоединиться к Русской Орде. Япония тоже выразила свою добрую волю и отказалась от любых претензий на Курильские острова и Сахалин. Японцы заявили "Мы воевали с Россией. С Русской Ордой никаких войн мы не вели, и поэтому никаких претензий у нас нет. Мы признаем Русскую Орду во всех ее границах и хотим заключить договор о содружестве и торговле" Исландия и Греция попросились войти в состав Русской Орды и защитить их народы от своих чиновников и банкиров МВФ. Все страны бывшего СССР и Варшавского Договора заявили, что являются улусами (районами) Русской Орды и готовы добровольно платить 10 процентов своего дохода Чингисхану в его новую столицу на берегу Байкала. Народы этих стран арестовали своих министров и депутатов, когда узнали, как в Русской Орде Чингис-хан решил "депутатский" и "чиновничий" вопрос. Чингис-хан отправил депутатов и министров работать в угольные шахты и на золотоносные рудники столько лет, сколько они занимали свой пост. Если министр был три года, то значит 3 года в угольной шахте. Если депутат избирался на 2 срока, значит восемь лет мыть золото на Колыме. "Сколько лет жили в роскоши за счет народа, столько будете отрабатывать. Чтобы и вашим детям неповадно было". Хуже всем пришлось олигархам, потому что они грабили народ 18 лет. Чингис-хан приговорил их к каторжным работам на 18 лет. Кандидаты в депутаты, которых не избрал народ, крестились со словами: "Бог миловал, а то бы вместе с Жириновским и Зюгановым золото бы добывали на Колыме". После таких приговоров великого Хана население бывших стран СССР и Варшавского Договора решили присоединиться к Русской Орде. В результате в течении 2 недель Русская Орда заняла почти всю территорию Евразии. Потому что сразу о вступлении в Орду заявили Индия, Афганистан, Иран, Ирак и все страны арабского Востока. Американцы в ужасе эвакуировались из Афганистана, так как все афганцы кричали: "Долой американских захватчиков. Да здравствует Чингис-хан! Он наш единственный правитель с древних времен!" В Англии и Франции начались народные волнения. Парижане и лондонцы тоже хотели присоединиться к Русской Орде. Они готовы были даже платить больше 10 процентов, если только Русская Орда возьмет их под свое крыло! Народы мира хотели защиты от ростовщиков Международного Валютного Фонда и своих чиновников. Тем более что в Русской Орде вдруг исчезла коррупция. Потому что почти все взяточники оказались в шахтах и рудниках. А желающих воровать у народа больше не оказалось. Вместо чиновников Чингис-хан назначил своих наместников. Но их было в 10 раз меньше, чем чиновников в России в 2010 году. Поэтому никакой трудности для народа новая система управления не создавала. А ростовщичество было запрещено под угрозой смерти. Теперь в долг нельзя было давать под проценты. Можно было давать в долг только без процентов. Поэтому народ не разорялся, жил -поживал и добра наживал. В США тоже возникли огромные проблемы. Индейцы заявили о выходе из Штатов и провозглашении Американского Улуса Русской Орды. Канада и Аляска тоже поклялись в верности Чингис-хану! ООН сложила с себя все полномочия, так как большая часть стран стали просто Русской Ордой. И лишь несколько стран еще не успели войти в новое государство! .......... Финал фильма : Чингисхан сидит в юрте на берегу Байкала и пьет чай из пиалы. У нег новый глобус и на нем нанесена карта мира. Вся Земля состоит из одного государства -Русской Орды! Наступил мир без войн, насилия и террористических актов. Оказывается, чтобы покорить мир, нужно просто ввести справедливые законы! 1

Золотая Орда эпохи ее расцвета (до конца XIV в.) представляла собой огромное государство, протянувшееся с запада на восток от Дуная до Алтая; на юге границей был Кавказ, на Севере - районы Центральной России (Курск, Тула и Калуга), где местное население управлялось татарской администрацией. Держава хана Бату сохранила четкое административное деление на четыре улуса (Хорезм, Сарай, Крым, Дешт- и-Кипчак) и 70 провинций во главе с «темниками». Экономической базой государства были около 100 процветавших городов (Азов, Старый Крым, Астрахань, Тюмень) во главе со столицей Сараем с 75-тысячным населением. Ордынцы гордились тем, что их города не имели стен - их оберегали многотысячная конница и бескрайние степи. В городах действовали водопровод и канализация, работали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия, виллы ордынских вельмож были украшены мозаичными панно, имели бассейны и паровое отопление. Развитое ремесленное производство и торговля стимулировались единой и устойчивой денежной системой и обустроенными дорогами с караван-сараями через каждые 30 км. Власть хана опиралась не только на многочисленное войско, но и на централизованный государственный аппарат, где работали среднеазиатские чиновники и составлялись документы на уйгурском языке. Ближайшими помощниками хана были беклярибек (командующий армией и верховный судья) и везир (министр финансов и глава правительства - дивана).

Позиция русских князей в отношении Орды не отличалась единством. Даниил Галицкий и брат Александра Невского, великий князь Владимирский Андрей Ярославич, заключили в 1250-1251 гг. союз против Орды. Другую тактику выбрал Александр Невский. Его отец, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодич был отравлен в Монголии при дворе великого хана в 1246 г., а сам Александр в 1248 г. проехал через всю империю (7 тыс. км) в ее столицу Каракорум, где получил ярлык на великое киевское княжение. Раздел власти между братьями оказался недолгим. В 1252 г. Александр обратился в Орду с жалобой на брата по поводу несправедливого получения великого княжения и невыплате хану «выхода и тамги». В результате последовал карательный поход («Неврюева рать»), войска Андрея были разбиты, и великим князем Владимирским стал Александр Невский (1252-1263).

История возложила на плечи Александра Ярославина ответственную задачу выбора направления политического развития Руси. Эта задача осложнялась характером отношений с Западом и Востоком. Политика строилась с учетом тех реалий, которые определялись монгольским нашествием на востоке и напряженным положением на западе.

В начале XIII в. на границах западных русских земель - Новгорода, Пскова и Полоцка - появились новые соседи. После основания в 1201 г. Риги в Прибалтике набирал силу духовно-рыцарский Орден меченосцев, который постепенно продвигался на восток, в современную Эстонию («Чудь» в русских летописях), землю ливов, латгалов, земгалов и куршей (современную Латвию) и на юг в языческую Литву. В 1219 г. датские войска захватили северную Эстонию и основали город и крепость Ревель (Таллин). В это же время на нижней Висле обосновался прибывший из Палестины Тевтонский орден, наступавший на земли литовцев и родственных им пруссов с запада.

После 20-летней борьбы большинство местных племен было покорено завоевателями, и вскоре их экспансия вошла в столкновение с интересами Новгорода и Полоцкого княжества, также собиравших дань с ливов и эстов. В 1224 г. была взята русская крепость Юрьев (Дерпт, нынешний Тарту).

Объектом шведско-русских конфликтов стали земли южной и центральной Финляндии, населенные племенами суоми , хяме (сумъ и емь в русских летописях) и карелов. Сюда новгородцы периодически посылали за даныо военные дружины, а в состав русской знати входили представители племенной верхушки - боярин Микула Чудин и тысяцкий Семен Емин. Однако своих крепостей русские не строили и христианство не навязывали. Шведы новели себя иначе: с середины XII в. их морские походы - ледунги - превратились в хорошо организованные государственные мероприятия - крестовые походы против язычников. Шведские отряды не только получали дань, но и колонизовали местные земли, строили там крепости, вводили свои административные порядки и церковное устройство.

Укрепившись на севере Финляндии, шведы в начале XIII в. предприняли наступление на юг - на земли карел и берега Невы. В 1237 г. шурин короля Эрика Биргер возглавил очередной крестовый поход, в ходе которого произошла битва новгородцев и шведов на Неве летом 1240 г. Русское войско возглавил князь Александр Ярославич, прозванный после победы Невским. Еще в 1234 г. князь Ярослав Всеволодич разбил ливонских рыцарей, а через два года войско Ордена было разгромлено литовцами при Шауляе. С 20-х годов XIII в. начинаются литовские набеги на земли Полоцка, Новгорода и Смоленска. Однако отношения с «немцами» и «лит- вой» не ограничивались только военными действиями.

В сложной политической борьбе русских феодальных земель и княжеств противостоящие друг другу группировки обращались и к соседям. С Орденом заключили союз псковичи против Новгорода в 1228 г.; позднее псковские воины вместе с рыцарями ходили в походы против литовцев. И в Новгороде соперничавшие группировки обращались «в немцы» за помощью: в 1213 г. туда бежал изгнанный из Пскова князь Владимир Мстиславич; позднее он помогал рижскому епископу в борьбе с Полоцком и даже стал фогтом одного из орденских замков. В Ливонии же оказался его сын Ярослав и новгородский тысяцкий Борис Негочевич со своими сторонниками.

По-видимому, какую-то часть новгородской знати, заинтересованной в прибалтийской торговле, больше привлекали порядки феодальной ливонской конфедерации, чем властная рука «низовских» князей - Ярослава Всеволодича и его сына Александра, которого после невской победы изгнали из города. В 1240 г. немцы вместе с князем Ярославом Владимировичем захватили Изборск. Им открыли ворота и власти Пскова, поскольку «перевет держаче с немцы пльсковичи».

Только серьезная военная угроза и опасность народного возмущения заставили правителей Новгорода вновь призвать Александра Ярославича. Он отвоевал Псков, и разгромил силы ордена в апреле 1242 г. на льду Чудского озера. В то же время римские папы Гонорий III и Григорий IX в посланиях к «королям Руси» 1227 и 1231 гг. призывали их отречься от православия и перейти «к преданности и повиновению апостольскому престолу». Однако союз с папством - как это показал опыт Даниила Галицкого - не давал реальной помощи в борьбе с татарами.

Экспансия в новгородские пределы была остановлена, но борьба за сферы влияния в Прибалтике продолжалась и после Ледового побоища: в 1262 г. новгородцы взяли Дернт, а в 1268 г. поход против датских владений в Эстонии закончился кровопролитным сражением под Раковором. В XIII-XV вв. Новгород и Псков не раз вели разорительные пограничные войны, и каждый раз они завершались миром и восстановлением торговых отношений. В них были заинтересованы богатые прибалтийские города, входившие в Ганзейский союз - федерацию 200 крупных североевропейских городов от Норвегии до Нидерландов. Шведы, несмотря на невское поражение, к середине XIII в. покорили Финляндию и в конце столетия приступили к завоеванию Карелии, где поставили крепости Выборг на берегу Финского залива (1293 г.) и Ландскруну на Неве (1300 г.). В ответ новгородцы разорили Ландскруну, и только мир в 1323 г. на долгое время разграничил владения Новгорода и Швеции на Севере.

В сложившейся в середине XIII в. ситуации Александр Невский выбрал политику подчинения Орде - и эта тенденция возобладала в поведении русских князей XIII-XIV вв.

При Александре Ярославиче оформилось и собственно иго - система экономических и политических мер , при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала русские земли. Эта система включала в себя несколько элементов.

  • 1. Летописи и акты XIII-XV вв. называют 14 видов различных даней и повинностей: поплужное , торговая пошлина - тамга , почестье и корм татарским послам, ям - повоз, чрезвычайные «запросы» и др. Самым тяжелым среди них был ордынский выход - дань серебром: по данным 1384 г. он составлял полтину с деревни (столько стоили 2 тонны зерна). Обычный «выход» для XIV в. - 10-15 тыс. руб., т.е. около 2 т серебра. Регулярную выплату «выхода» обеспечивали проведенные в 1257-1259 гг. и 1275 г. по всей монгольской империи переписи населения - записи в число.
  • 2. Все русские князья утратили свой суверенитет: с 1243 г. получение ими княжеского стола зависело от воли хана, подтверждавшейся выдачей им соответствующего документа - ярлыка на княжение. По призыву хана князья должны были выступать со своими войсками и участвовали в походах на Польшу, Литву и Северный Кавказ. Для закрепления своего господства Орда использовала систему великого княжения Владимирского. Получивший в Орде ярлык на великое княжение прибавлял (временно) к своим владениям и обширную территорию великого княжества (Владимир, Переславль-Залесский, Кострому, Нижний Новгород, Вологду) и становился новгородским князем. Таким образом, он оказывался самым сильным среди прочих князей - был обязан поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Но как только сила и могущество такого князя вызывали в Орде опасение, ярлык на великое княжение передавался его сопернику, что гарантировало раздоры среди князей и их борьбу за ярлык при ханском дворе; именно так развивалось противостояние московских и тверских князей в первой половине XIV в.
  • 3. Для контроля и своевременной информации о положении на Руси в крупных городах оставались доверенные лица - баскаки, которые наблюдали за сбором дани и деятельностью князей. С этой же целью в приграничной полосе целые города с округой (Переяславль, Коломна, Тула, Елец) передавались татарским правителям. Периодически на Русь наведывались «сильные послы» из Орды с вооруженными отрядами, которых необходимо было обеспечить подводами и всем необходимым («татарский проезд» и «татарский ям»). В случае неповиновения следовали карательные экспедиции («Нсврюева рать» 1252 г., «Дюдснева рать» 1293 г., поход на Тверь в 1327 г. и др.). По мере упрочения господства Орды сбор дани переходил из рук откупщиков - «бесерменов» (среднеазиатских купцов) к самим князьям, а карательные походы сменялись репрессиями против отдельных князей - казнь Михаила (1318 г.) и Александра (1339 г.) Тверских, Ивана Рязанского (1327 г.), Федора Стародубского (1330 г.).

Продуманная система мер обеспечила Орде 200-летний и достаточно эффективный контроль за русскими землями. Что же касается последствий татарского ига, то еще в 1826 г. Российская академия наук объявила премию за победу в конкурсе на лучшее исследование по этой теме, которая так и не дождалась фундаментального изучения. Но если попытаться обобщить накопленные в науке факты, то можно говорить о непосредственном и опосредованном влиянии ордынского господства.

Первое включает в себя прежде всего разорение. Археологические исследования говорят о погроме 49 городов, но еще не все древнерусские города исследованы. Предметы той поры свидетельствуют об огрубении ремесленной техники, исчезновении целого ряда ремесленных технологий (мозаики, перегородчатой эмали, зерни). Упадок производства и торговли привел к ослаблению торговых связей, сокращению импорта. Разорение затронуло и сельскую округу: полевые археологические исследования дают основание говорить о серьезном демографическом сдвиге. На Черниговщине к концу XIII в. сохранились только 2% селищ домонгольской поры. Население лесостенной полосы частично было уничтожено, частично покинуло свои жилища и пашни, находившиеся в опасной близости от ордынских набегов. По той же причине прекратили развитие и многие южнорусские городки. Подмосковные «волости» потеряли не менее половины сельских жителей. Сократилось на треть население даже далекой от степи Смоленщины. Людские потери, в том числе количество угнанных рабов и ремесленников, учесть невозможно. Многочисленные жилища русских «переселенцев» - ремесленников (тесные землянки с русской керамикой и крестиками и даже целые «общежития» рабов) раскопаны в ордынских городах Булгаре и Сарае. Рабочая сила в качестве товара была обычным явлением на рынках Крыма и Кавказа. Оттуда рабов, в том числе и русских, продавали в Египет и страны Западной Европы: во французских и итальянских актах XIV-XV вв. упоминаются имена «белых татар» - Марфа, Мария, Катерина.

Применительно к опосредованному влиянию ига можно говорить о создании самой системой господства условий, на протяжении столетий тормозивших или деформировавших развитие экономики, социальной структуры, самого типа политического развития. Регулярные поборы постоянно выкачивали из страны огромные средства, которые при иных условиях могли быть вложены в развитие собственного производства и культуры. Истребление в ходе завоевания знати - князей и дружинников - прервало процесс складывания основных ячеек феодального общества - боярских вотчин. Их возрождение в XIV в. происходило уже в новых условиях в результате княжеских раздач. В итоге русский боярин оказывался прежде всего княжеским слугой и был гораздо более тесно связан с верховной властью, чем английский или немецкий барон: на Руси XIV-XV вв. не было феодальных замков, и боярские фамилии происходили не от названий владений (на Западе - с помощью предлогов «де» и «фон»), а от имен и прозвищ предков. Сами же владения могли быть легко отобраны, т.е. меняли хозяев; массовые переселения своих слуг московские князья начали проводить с конца XV в. Так же легко могли потерять престол и дотоле суверенные князья, ставшие данниками хана.

Не менее тяжелым последствием ига было ослабление русских городов, а ведь именно средневековые города являлись очагами новых форм экономики, социального строя и культуры. Исчезновение многих старых центров (Старая Рязань) и угнетенное положение оставшихся придавали русским городам аграрные черты, сохранявшиеся вплоть до XVHI-XIX вв., и привели к ликвидации элементов «городского строя». К XVI в. жители примерно 180 русских городов составляли всего 2% населения, тогда как в Нидерландах на долю 300 городов приходилось 40%. На Руси «городской воздух» не делал свободным беглого крестьянина. К XVI в. исчезают вечевые собрания в городах, а по мере объединения все города становятся «государевыми» и управляют ими назначаемые из Москвы наместники.

На Руси же в XIII-XV вв. не сложилось ни куртуазно-рыцарской, ни «городской» культуры как самостоятельных направлений. Религиозное мировоззрение именно в этот период завоевывает господствующие позиции в обществе, проникая и в крестьянскую среду. Не появилось ничего нового в традиционных методах образования. Ослабли контакты Руси с другими странами, сузился горизонт русских летописцев. Владимирский епископ Серапион (1274-1275) передавал в проповедях ощущение конца целой эпохи, осознание того, что «величество наше смирися, красота наша погыбе», и искал причины этой трагедии в духовном кризисе, нравственном оскудении современного ему общества. В глазах современников хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, он именовался «царем», но в то же время эта власть рассматривалась как наказание за грехи.

Ордынское владычество означало не только потерю суверенитета и материальные тяготы; оно произвело сдвиг в традиционном укладе жизни и отменило привычные морально-правовые нормы. Князья разоренных и ослабленных северо-восточных земель после смерти Александра Невского вели почти беспрерывную борьбу за великокняжеский престол.

Нет более спорного исторического вопроса в наше время: а было ли иго на Руси? Кажется, что сейчас этот спор разразился еще больше. Историки евразийской мысли привели массу доказательств, где опровергается миф об угнетении русской земли татарами. Но, к сожалению, сейчас многие с порога отвергают эти доказательства и не воспринимают другую точку зрения. Вышеперечисленных историков относят к категории folk-history, то есть к лжеисторикам. Однако это не так! Поэтому я взял данную тему ради того, чтобы защитить концепцию тех историков и снова сказать современной исторической науке ответ: Нет! Ига на Руси не было. Напротив, был союз народов, сдерживавших натиск как католического Запада, так позже и Востока.
Я буду опираться на труды этих историков, и, выбирая основное, постепенно покажу читателю, что Орда принесла Руси больше пользы, чем отрицательных последствий, хотя и таковых не исключаю.
Как все уже знают, на Западе про русских говорят порой то, что нам, слышать не очень приятно. Западные историки говорят, что Русь была европейским государством, а стала азиатским, вследствие связей русов с кочевниками: печенегами, торками, половцами, булгарами…. И вот доходит очередь до монголов. Угнетатели! Пришли, установили деспотию, которая продолжалась в течение трех веков, истребили большинство великих людей, а после этого будущее государство Россия значительно отстает от цивилизационного Запада. Но вряд ли такое утверждение соответствует реальности. Приведу в пример одно государство.
Китайцы не говорят, что Китай – отсталая страна. Сейчас, КНР является одним из сильнейших государств. Не только в военном плане, но и в экономическом. Почему я затронул Китай? Дело в том, что в Китае сменилось намного больше страшных веков угнетения коренного населения, чем на Руси:
1.)Война трех царств в начале н. э.. В это время китайцы уничтожили 2/3 своего населения;
2.)Завоевание Китая чжурчженями и полное угнетение китайского населения в XII в.;
3.)Завоевание Китая монголами в XIII в.;
4.)Завоевание Китая маньчжурами в XVI в.;
5.)Завоевание Китая европейскими державами;
6.)Гражданская война…
Тем не менее, после всего этого, Китай не является отсталой страной.
А как же Испания, которую действительно угнетали мавры почти 700 лет? Сейчас испанцы тоже не считают себя отставшими.
Быть может, хватит обвинять монголов в том, что мы отстаем от Запада? Приведенные выше примеры показывают, что были народы, которые испытывали реально тяжкие угнетения. Но они развитые!
Да, конечно приятнее в своих бедах обвинить соседа, но это несправедливо. Тут всплывает сам по себе один вопрос: Если было иго со стороны монголов, то почему же не говорят о польском иге?
Монголы укрепили Русь, хотя порой и жесткими методами, но создали новую государственность, которой не было в Древней Киевской Руси. Именно после монголов, образуется Московская Русь, так называемая Московия, ставшая в будущем Россией. Эту великую страну не одолели ни французы, ни поляки, ни щведы, ни немцы, ни англичане, хотя все они воевали против России и имели значительный перевес в силах и вооружении. Разве уничтоженная, отсталая в своем развитии, угнетенная, наша страна, могла бы показать миру замечательных ученых, литераторов, художников, полководцев, какие у нас только были?! Удивительно, но такие люди, как канцлер Российской империи Александр Горчаков, полководец Михаил Кутузов, историк Николай Карамзин, писатель Федор Достоевский, представители династии Юсуповых и Урусовых – все они потомки татар, которые приняли на нашей славянской земле христианство и обрусели.
Русь, находившаяся под так называемым «игом» Золотой Орды, не стала провинцией Монгольского улуса. Одно только событие 1312 года это доказывает. Хан Узбек насильно в Орде вводит ислам. Он нарушает заповеди и Ясу Чингисхана, где сказано, что каждый в Монгольском улусе имеет право выбирать религию. Мало того, Узбек еще и физически уничтожает сверстников, религиями которых были христианство несторианского толка и тенгрианство. И вот часть этих татар бежит на Русь, где находят убежище в православных землях. Хан Узбек не стал громить русские земли несмотря на то, что там были приняты его прямые враги. Он не стал вмешиваться в дела церкви, а наоборот, прислал в 1313 году митрополиту Петру ярлык, в котором хан обязался защищать церковные земли и карать тех, кто эти принципы нарушит. Но! Обратите внимание. В современной историографии считается, что такой поступок хана не является оправданным и носит характер исключительно дипломатический, в интересах татар. По этой версии, хан заигрывал с русской православной церковью, чтобы та не смогла объединить позже русские земли против Орды. Но это не совсем так. Монголы еще в 1237 году пришли в разрозненные, обескровленные земли. До прихода кочевников, князья истребляли друг друга, как представители разных народов. Этим не ограничивались. Вырезали города, разрушали православные храмы, мучили население. Самый яркий пример – взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 году. Если он громил киевские церкви, то о какой же православной общерусской идее за независимость может идти речь? Таким образом, дорогой читатель, ты сам видишь, что в те времена (XII в. — начало XIV в.), православная церковь, если и осталась общерусским элементом, то возглавить всех русских под одним знаменем она сама не могла. И Узбек это прекрасно понимал. Поэтому версия о страхе хана перед объединением Руси в то время под властью церкви, в целом неверная.

Позднее церковь станет сильнейшим ядром в образовании русской государственности, но произойдет это только благодаря Орде, когда маленькая и молодая, энергичная Московская Русь под покровительством татар и православной церкви, начнет собирать русские земли. Церковь нужно было укреплять, а сделать это можно было исключительно силой и авторитетом хана.
Позднее во времена «Великой замятни», в Орде начнут происходить перемены. Начнутся междоусобицы, которые расколют государство на множество частей, а к власти придет ярый противник Чингисидов и Руси – Мамай. Но он уже не сможет заставить русских стать на колени, ибо те под властью Москвы дадут серьезный отпор. Только тогда русская православная церковь обрела невиданную мощь.
О взаимосвязях Руси с Золотой Ордой я продолжу позже. А сейчас хотелось бы напомнить причину войны русских с монголо — татарами.

Меч и сабля

На самом деле конфликта, произошедшего между русским князьями и монгольским ханом, действительно можно было избежать. И не нужно было монголов просить о мире и согласии, ведь они сами этого хотели и в 1223 году прислали послов на Русь, чтобы те уговорили русских князей не ввязываться в степную войну между монголами и половцами. Проблема сложилась следующая. Как известно, великий Чингисхан организовал два тумена для внезапного нападения в тыл половцам. Почему монголы воевали с половцами? Оказывается, что в 1216 году на реке Изгир, те самые половцы – кыпчаки, атаковали войска монголов, сражавшихся с ненавистными меркитами – давними врагами Чингисхана. Через 5 лет, после войн с государством Хорезмшахов и Тангутским царством, Великий хан, помня о половцах, как пособниках врагов, решил не медлить и атаковать их земли. Хан кыпчаков – Кончак, не ожидал, что монголы проведут стремительный маневр на Кавказе и ударят внезапно. Понимая, что собственная голова долго на плечах не продержится, Кончак обратился за помощью к русским князьям. Позднее к этим же князьям прибыло монгольское посольство. Послы предложили князьям, чтобы те не вмешивались в войну кочевников, ведь это их война….

На встрече в 1223 г. присутствовали князья: киевский, галицкий, черниговский. Князья, если уж и заключили сделку с половцами, то должны были выполнять свои союзнические обязательства. И они выполнили! Но в то же время забыли о чести. Они убили всех монгольских послов. А так как по законам не только самого Чингисхана, но и вообще степных народов, убийство посла – самое подлое злодеяние, то виновник должен быть казнен.

Сражение на Калке принесло победу монголам, но было незавершенное дело — месть. Подобное с дипломатами провел хорезмшах, за что его государство и было разрушено монголами в 1218 году. Причем до этого, Чингисхан и его соратники проявляли терпимость, пока хорезмийцы нападали на торговые караваны монгольских торговцев. А теперь сами выбирайте, кто бесчестен: монголы или хорезмийцы.
После Калки, в 1235 году на всемонгольском Курултае, был объявлен Великий Западный, который был направлен уже не только против половцев, но и русских. Естественно, для Руси, этот поход обернулся трагедией. Но некоторые русские князья не стали сопротивляться монголам. Возьмем такие города, как: Углич, Кострома, Тверь, Ярославль … Бояре и князья этих городов смогли договориться с монгольскими военачальниками и уцелели. Также болховские князья посчитали для себя полезным заключение союза с Батыем, так как тот защитил болховцев от Галицкого князя – сторонника немецких гвельфов.
А теперь, пожалуй, перейдем к периоду времени, когда якобы началось «татаро-монгольское иго».

Правление Орды и налоги

Правда — это то, во что люди привыкли верить.
(Индейская мудрость)

Если следовать логике военного времени Средневековья, то Батый должен был уничтожить всех представителей династии Рюриковичей, но этого не сделал. Я затронул этот вопрос потому, что при покорении Китая, монголы уничтожили всех представителей династии Сун в Южном Китае (1279 г). То же произойдет в 1258 году, уже после Батыева Западного похода. Только это произойдет в Багдаде, где монголы, ворвавшись во дворец халифа, уничтожат последнего из Аббасидской династии – аль-Мутасима. При этом, Рюриковичи еще живые и правят в своих княжествах. Похоже, что монголам не нужны были жизни Рюриковичей, следовательно, и не нужна была полная власть, как это произошло в Китае или Багдаде. Но почему монголы не остались «княжить» на русских землях? Может быть из-за природных условий, как считает Л. Н. Гумилев? В какой-то степени, да. Но есть и другая точка зрения. Для монголов их природная зона и общий дом – Великая степь, и развивать хозяйство в лесной полосе кочевники не могли. Но с другой стороны, можно использовать для этого покоренное население. Разве не так? Монголы захватили Корею, где степей практически нет! То же касается Южного Китая (Империя Сун), где ни о каких степях и речи не идет. Одни тропики. Получается, что в данном случае, природные условия, если и играли какую-то роль, то стояли на последнем плане. И все – таки, Русь единственная территория, на которой монголы не оставили своих гарнизонов и дали возможность князьям проводить свою политику. Все чего требовалось от населения, так это налога, дани. Да и дань была не такая уж серьезная. Монголы столько воевали на Руси, вроде как покоряли ее, а в качестве налога стали брать только 1/10 часть от всего или «десятину»! Что-то мало для грозного завоевателя с «раскосыми и жадными очами» . По этому поводу, писатель Константин Пензев в шутку писал: «Может, Батыю скромность помешала, что он берет всего десятину?»
Так и это еще не все. Ведь сам Батый дань не брал с Северо-Восточной Руси и Новгорода. Дань с этих земель (налог также составлял 1/10) начал собирать уже соперник хана Батыя – его брат, мусульманин Берке. И делал это не только в интересах самой Золотой Орды, но и двух князей, которые использовали татарскую силу в противовес немецким, польским и венгерским рыцарям, ведь весь католический Запад руководствовался принципом «drang nach Osten!». Хотя действует он и сейчас.
В принципе десятина со всего не так много приносила монголам. На 1/10 можно обеспечить свою немногочисленную, но профессиональную армию. Наверняка, этот же налог также использовался в качестве дара для ханской семьи и военачальников. Но этого так мало, что трудно представить, чтобы правитель Золотой Орды от этой 1/10 еще отвозил в далекую Монголию — в Каракорум. Хотя это уже нереально. Подумайте сами. Какая же тут татарская хитрость? Если иудеи в Хазарии забирали у местных жителей – хазар, все можно было отнять, то почему мы, русские, считаем, что налог татарам в 1/10 часть, отбросил Россию в развитии на 300 лет? Получается, что после 90-х годов XX века, Россия из-за приватизации и инфляции отстала от передовых стран вообще на тысячу лет. По-моему это смешно и несерьезно. А теперь извольте, дорогой читатель, предоставить Вам историю с реальной, на мой взгляд, евразийской точки зрения.

Союз, который был так нужен

Каждый слышит только то,
что понимает (И. Гёте)

С другой стороны Батый не мог постоянно держать русских князей, как врагов. Он обязан был найти общий язык, ведь в Монголии власть захватил враг Батыя – Гуюк. Он располагал большей армией, чем Батый. И вот у нашего золотоордынского хана был выбор: либо искать искренних друзей на Руси, либо ждать смертной казни от «законного хана». Вряд ли под страхом наказания, можно заставить кого-то дружить с тобой, не так ли? Поэтому пока у власти в Орде был Батый, Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович не платили ни доли налога. Правда позже, когда к власти придет мусульманин Берке, налог они все-таки платить будут, но как я уже отметил выше – 1/10 часть. Но это произойдет через 17 лет! Удивительно, но инициатором налога был сам Александр Невский, ведь уплата такой небольшой суммы приносила большую пользу – татарскую военную помощь. Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, также был заинтересован в этом.
Известно, что практически всю жизнь Ярослав воевал с соседними княжествами и стремился объединить их силой под своей властью. Участвовал в одной из самых кровопролитных битв в истории русских междоусобиц – в сражении на Липице. Но вся череда войн за объединение ни к чему хорошему не привела. И вот только «заигрывая» с татарами, авторитет Ярослава стремительно поднимается. Он становится одним из самых сильных правителей на Руси. Обеспечив мир с Ордой, он сохранил боеспособность своей дружины, которая пригодилась сыну Александру для похода на финские племена в 1257 году, и не только!
Вернемся к Каракоруму, который я затронул. Наверняка центральные монгольские власти были недовольны тем, насколько жалкой была прибыль из Золотой Орды. В 1260 году всем Монгольским улусом руководил хан Хубилай. Многих монголов не устраивало его правление, так как тот забыл о монгольских традициях, и вообще о своем народе, покровительствовал китайцам. В Китае он основал династию Юань. Таким образом, образовалась новая китайская империя, и оказалось, что Хубилай собирается устанавливать свой порядок во всей империи своего деда. Разумеется, этот порядок будет китайским.
Новый хан Золотой Орды Берке, не собирался смиряться с тем, что Хубилай распространяет свою китайскую экспансию. И поэтому поддерживал его противников.
К чему я все это привел, и какое отношение вышеперечисленное имеет к Руси? Монголы сумели сдержать китайскую экспансию, и не только при Хубилае. Если вы недооцениваете мощь Китая тех времен, то тогда посмотрите на карту владений державы Тан в IX веке. Границы ее вассальных владений доходили до Каспийского моря. Уже это показывает, что монголы были выгодны нам, как щит от коварного Востока, и закрывать на этом глаза нельзя. Причем, если посмотреть на эпоху XIV в., то можно заметить, что монголы предотвратили не только натиск Китая, но также и остановили экспансию исламского мира…. Лев Николаевич Гумилев очень интересно описывает войну Тамерлана с Тохтамышем, который хоть ипотерпел два поражения от Хромого Тимура, но смог его задержать.


Бек Ярык Оглан

Когда Тамерлан уже двинулся на Русь, то один из воевод Тохтамыша – Бек Ярык Оглан вместе с русскими воинами стоял у стен славного города Ельца, а затем пробил кольцо врага и спас часть своих и русских воинов. Даже сам Тимур был восхищен подвигом татарского героя. Но это пример подвига не только татар, но и русских. Вот ярчайший пример организованной взаимопомощи русских и татар. Вы посчитаете, что такая взаимопомощь была редкостью, что татары никогда не собирались помогать русским в сложном положении, но, забегая вперед, хотелось бы напомнить читателю о событии 1406 года, когда татарский хан Шадибек защитил Москву от литовского князя Александра Витовта. Интересно, что Витовт при одном появлении войска Шадибека, сразу же отступил. Хотя литовская армия была оснащена по лучшим стандартам военной техники того времени! В ее составе располагались рыцарские пехотинцы, польская конная шляхта, лучшие европейские пушки, а также немецкие наемные кнехты, арбалетчики, и, конечно же, тяжелые рыцари. Неужели одно это событие не дает представления о том, как важен нам был союз с Ордой?
Вообще татары многократно помогали русским князьям сдерживать и мусульман, и европейцев. Когда раскололась Орда, Московское государство стало объединять разрозненные ханства под своей властью, а не избавляться от мифического ига. Интересно, что в знаменитой «Задонщине», автор труда называл Московию «Залесской Ордой» . И не зря.
Если просмотреть историю правления Василия II Темного (1415-1462), то можно заметить, что законного царя очень часто выручал татарский царевич Касим. Да, отец царевича был врагом Москвы, но такая сложилась обстановка, что в Казани боролись две партии: сторонники Москвы и противники. Однако это еще мелочь по сравнению с тем, что Новгород и Тверь были открытыми врагами Москвы, и очень часто опирались на литовских князей и польских королей. Поэтому, я еще раз повторяю, что выглядит подобная ситуация не более, чем феодальная раздробленность близких народов, но никак не иго.
Важно отметить, что Касим, никогда не предавал слепого и слабого царя Василия, хотя случись бы поражение, и тот же Касим вместе с царем потеряли бы головы. Но они были союзниками до конца… Образовалось даже Касимовское ханство, которое мирно сосуществовало с русскими. Часть касимовцев служила в московской дворянской коннице – лучшей кавалерии тех времен. Василий Темный, униженный и закаленный характером, выдержав столько испытаний в жизни, предательств, все–таки, начал осуществлять жесткое объединение России. Нельзя забывать о славном татарском союзнике Касиме. И кто знает, как могла бы сложиться судьба Московии, если бы он не помог царю побороться за законный царский престол…. Но это уже не так важно.

Великая Тартария

В одной теме я промотал много событий, касающихся отношений Руси и Орды. Не посмею утверждать, что все правители Золотой Орды были справедливы по отношению к князьям. Но хочется отметить, что Москве татары позволили выдвинуться в претенденты на роль главенствующего княжества. Даже, когда стояла опасность гибели княжества со стороны Твери или Новгорода, москвичи с охотой платили дань. Вы наверняка с негативом отреагировали на слова «с охотой платили». Но это действительно так. Даже, когда Орда раскололась, русичи продолжали платить, получая при этом большую выгоду. Точно также бизнесмен вносит стартовый капитал, получая позже двойную прибыль. Пока московские князья, типа Даниила Александровича или Ивана Калиты платили татарам, то спокойно могли развивать торговлю в своем княжестве. Им сложно было отвлекать развитие государственной экономики на войны, ибо война, даже небольшая — это крупные расходы. И вот для этого дела неплохо сослужили татары, в частности в очередных столкновениях с Литвой.
Безусловно, были и такие моменты, когда московский князь и хан расходились в интересах, а потому происходили конфликты, такие как с Едигеем или Тохтамышем – негодяем, подпалившим Москву. Но такие конфликты выглядят не как межэтнические, а как междоусобные, и не более того.
То взаимодействие русских с татарами, ту связь, европейцы нередко называли «Великой Тартарией». Они говорили, что это страна варваров, дикарей, головорезов, чудовищ и т. п. И не думайте, что под ними подразумевались только татары. Например, в британской версии сказано, что Великая Тартария также имеет название Российской Тартарии, куда входили: Московское государство, Казанское ханство, Сибирское ханство…
Мнение европейцев, однако, имеет, и долю правды, ведь сам царь Иван IV Грозный считал себя наследником ханов Золотой Орды и считал своим долгом объединить Орду под властью Москвы. Естественно, так он и поступил.

Об исторической достоверности

Думаю, что каждый воспринимает евразийскую концепцию по-своему. Кто-то отказывается от нее, кто-то принимает. Да, это всего лишь гипотеза, но, тем не менее, она вполне реальна. Истинную историю нельзя продавать, покупать, ведь тогда она превращается в научную фантастику.
Наверняка, читатель посчитает, что это правильно. Но в то же время скажет, что точка зрения евразийских историков противоречит реальной. Значит, она переписана, и поэтому приобретает статус научной фантастики. Однако есть некоторые проблемы, которые возникают перед читателем. У него не будет оснований верить древним летописям, хотя программа доверия уже заложена. И, несмотря на это, в летописях нет того слова, имеющего значение «угнетать», то есть «иго», о котором и идет речь. Слово иго, появляется только на промежутке XVI-XVII вв. Но это только слово, и не более того.
Затрагивая вопрос монголо – татарского ига, большинство евразийцев, полагается, в основном на логику, а не на доверие тех или иных авторов прошлого. Их метод в целом верен. Но проблема доверия современного общества остается важной. Далеко не все понимают, что историки евразийского течения не искажали историю, а возвращали ей настоящий вид, и за это поплатились резкой критикой публики и западных историков. Что ж, это их мнение, их мировосприятие, их чувство исторического процесса. И Вы, читатель вправе воспринимать евразийскую историю по-своему. Ведь история – наука, в которой всегда разгораются споры, а решаются они не годами, а веками.

Список литературы

1.Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь
2.Л. Гумилев. Черная легенда
3.Л. Гумилев. В поисках вымышленного царства
4.К. Пензев. Русский царь Батый
5.Н. Трубецкой. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока
6.Н. Трубецкой. Русская проблема
7.Э. Хара-Даван. Чингисхан и его наследие
8.Г. Еникеев. Корона ордынской империи