Синтаксическая функция существительного. Все ли существительные изменяются по падежам? Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть

2 вариант

1. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

1) На речке затрещали и двинулись льды.

2) Ночью заяц ходит по полям без страха и оставляет прямые следы.

3) Ребята сгребают в саду снег и разбрасывают его под деревьями.

4) Снежинки во двор прилетели и лужицы стонут во льду.

2. В каком предложении сделана пунктуационная ошибка?

1) Она остановилась у старого дерева и взялась рукой за мокрую ветку.

2) «Ты откуда?» - спросил незнакомец.

3) Кот угрожающе мяукнул, перебирал когтями и готовился к прыжку.

4) Счастливого тебе путешествия паучок.

3. Укажите ошибку в характеристике предложения.

Я увидел тёмную полоску там, где небо соприкасалось с морем.

1) Повествовательное.

2) Сложное, состоит из двух простых.

3) Грамматическая основа первого: я (подл.) увидел (сказ.); второго: небо (подл.) соприкасалось (сказ.)

4) Сложное бессоюзное.

4. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

2) водитель

3) подводник

4) наводнение

5. В каком слове ударение на втором слоге?

1)километр

2) магазин

4) диалог

6.Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) дешевле

2) договоры

3) в ста метрах

4) побежу в соревнованиях.

7. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Роза царица цветов.

2) Меч редкая находка в древнерусских курганах.

3) Верблюд верный помощник человека.

4) Жизнь без движения пуста.

8. У какого слова неправильно определены морфологические признаки

1) Невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

2) Пойдешь – глагол, нач. форма – пойти, несовершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению, изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

3) Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.

4) Светлей - прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. - светлый, качественное, сравнит. степень.

5) какой-то - местоимение, начальная форма какой-то; неопределенное;

В муж. роде, ед. числе, И. п.; синтаксическая роль: определение.

9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква и?

1) Когда вы дыш…те, легкие очищаются.

2) Во время зарядки дыш…те ровно.

3) Вычеркн…те неудачные обороты - и сочинение станет лучше.

4) Когда вычеркн…те неудачные обороты - сочинение станет лучше.

10. В каком слове все согласные звонкие:

1) копоть 2) чулан 3) жираф 4) много

11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. насл... ждение, к... мпонент, предл... гает
2. обн... вленный, проб.. .раться, сост... вление
3. ф.. .рмулировка, сист.. .матизация, ум.. .лчать
4. обог…щение, сл... гаемое, д... льнейшая

12. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) ни(у)кого не спросил, кое (перед) кем

2) (жаро)понижающее,(средне)русский

3) (не)сколько книг,(молочно)овощная диета

4) (кисло)сладкий, какой(то)

13. В какой строке пишется одна и та же буква?

1) Ветре..ый, соля..ый, песча..ый

2) Доне...кий, стреле...кий, гиган...ский

3) Береж…к, камыш…вый, плюш…вый

4) Команд...вать, использ...вала, развед...вать

5) Ненавид...шь, держ...шься, долож...шь

6) Непр...ступное укрепление, пр...ступный замысел, пр...балтийский

7) Перебеж…ик, подпис…ик, развед…ик

8) Р…сток, г…рел, з…ревать

9) Надо трудит…ся, заслушаеш…ся, подстереч…

14 На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы (3) ярко желтеют на мху золотые лисички.

1)1 2)2,3 3)1,2,3 4)1,3

15. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.)

Б) алиби (ср. р.)

В) кимоно (ж. р.)

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении

Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;

формировать навыки правописания существительных;

воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Слово учителя. Сообщение темы урока.

Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.

Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.

Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.

Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?

Как изменяются?

Откройте учебник, прочитаем правило.

3. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?

2. Словарная работа.

Армяк, желтизна, щедрость.

3 .Выборочный диктант.

Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.

4. Физкультминутка .

А теперь, ребята, встали,

Дружно руки вверх подняли,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

5. Распределительный диктант.

Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.

1скл. 2 скл. 3 скл.

Солома молоко кровать

Армяк

6. Самостоятельная работа.

(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.

Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели

7. Синтаксическая пятиминутка.

Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.

Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).

4. Итог урока.

Выставление оценок. Что узнали на уроке?

5. Домашнее задание.

Упр. 474.

6. Рефлексия.

Подчеркнуть нужное.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался интересным / скучным

4. Материал урока мне был понятен / не понятен

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Склонение

Непостоянные признаки

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п..рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.


Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Основные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение — это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт-фель, кровать, лампа);

2) названия живых существ (чело-век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. ;

2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря ;

3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см.

Изменение по падежам и числам называется склонением . См.

Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) — подлежащее ;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) — дополнение ;
Книга — хранилище знаний (Б. Полевой) — именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) — несогласованное определение ;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) — обстоятельство места ;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) — приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные — это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;
  • собственные существительные — это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.

5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».

4. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

  • конкретные — это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные — это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа — единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) — это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );
  • собирательные — это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные — это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина .

5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк ;
  • неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно .

Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк — здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб — здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп — здесь есть труп ).

Дополнительно:

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.