Какие бывают цели или разновидности целей

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать:

1. По источникам: внешние цели, учитывающие потребности социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели организации, ориентирующиеся на удовлетворение ее потребностей.

С точки зрения комплексности: простые; сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели.

3. По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности); тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических (проведение капитального ремонта в конечном счете преследует цель приведение оборудования к нормативным показателям его работы). Тактические цели бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4. По сроку действия: долгосрочные цели (свыше пяти лет); среднесрочные (от года до пяти лет); краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.

К технологическим целям в электроэнергетике можно отнести компьютеризацию учета электроэнергии, внедрение парогазовых установок для производства электроэнергии, установку энергосберегающего оборудования.

Примерами экономических целей являются укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в увеличении выпуска определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.

Научно-технические цели фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируют на создание благоприятных условий работников (повышение уровня оплаты труда, повышение их образовательного и квалификационного уровня, налаживание отношений социального партнерства, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр.).

6. С точки зрения приоритетности: необходимые цели, достижение которых решающее на положение организации, подразделения или отдельных работников; желательные цели, реализация которых позволяет улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности.

7. По направленности: на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции; на осуществление той или иной деятельности, например повышение квалификации; на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия.

8. По форме выражения: цели, характеризуемые количественными показателями (например, выпуск определенного объема продукции); цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).

9. С точки зрения особенностей взаимодействия: безразличные по отношению друг к другу (индифферентные); конкурирующие; дополняющие (комплиментарные); исключающие друг друга (антагонистические); совпадающие (идентичные).

10. По уровню: миссия; общеорганизационные; специфические цели.

Миссия создает у окружающих представление о предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности. Все это обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп. В миссии находят отражение конкретные цели - общие и специфические, выработка стратегии, распределение ресурсов на различных организационных уровнях. Миссия ориентирует текущую деятельность управляющих. Таким образом, миссия дает направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется. Миссия формулируется при стратегическом планировании.

На формулировку миссии влияют факторы: исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потенциал организации, мнение партнеров, властей, взгляды высшего руководства. На основе миссии определяются общие цели (обычно 4-6), которые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые связаны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выходом на внешние рынки и т.п.; вторые - с отдельными конкретными сторонами работы организации: финансами, маркетингом, кадровой работой, а также являются заданиями для соответствующих подразделений.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей.

Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

Поскольку специфические цели отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в определенные противоречия с общими. В связи с этим возникает необходимость их взаимной увязки в интересах достижения максимума общеорганизационных результатов.

Процесс формирования целей в зависимости от особенностей организации может происходить как централизованно, так и децентрализованно. В первом случае обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но тогда для низших уровней управления цели оказываются навязанными, что может вызвать сопротивление исполнителей. Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло.

Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления изменений; дру

гие - в зависимости от конкретной ситуации систематически, на основе отслеживания тенденций.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках цели упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами:

1. «Дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, в дальнейшем разветвляющиеся на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может ветвиться сколько угодно (рис. 8.1).

Миссия 1.1 1.2 1.3 1.2.1 1.2.2. 1.2.3

Рис. 8.1. «Дерево целей» организации: rj - общеорганизационные цели; I I - специфические цели

2. Иерархия целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня.

3. Ранжирование по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, полученная в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т.п.

Цели ранжируются на основе экспертных оценок степени важности для организации каждой из них и их вклада в итоговый результат.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения.

Задача - это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации, реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.

Задачи более конкретны и обязательно обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. Так, если цель энергоснабжающей организации может формулироваться как увеличение отпуска электрической энергии, то задача должна звучать более опреде

ленно, например, увеличение отпуска электроэнергии в 2005 г. населению на 7 % и т.д. по другим группам потребителей.

Задачи также содержат ограничения, т.е. перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, например от нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей.

Если миссия и цели формируются руководителями и консультантами, то задачи на их основе - плановиками и специалистами.

Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей.

Помимо эффективности действия, направленные на достижение целей, характеризуются выгодностью и экономичностью. Первая заключается в получении определенного положительного результата, например прибыли; вторая показывает, сколько на единицу этого результата приходится затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее деятельность.

Виды целей

В зависимости от степени важности для объекта управления цели подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические цели формируются при определении направлений долговременного развития организации, тактические - цели среднесрочного характера, обеспечивают достижение стратегических целей, оперативные - обеспечивают решение задач оперативного управления, также необходимого для достижения стратегических целей организации.

Стратегические цели оказывают влияние на формирование тактических и оперативных целей. В то же время тактические цели могут учитываться при формировании и корректировке стратегических целей, а оперативные цели - при формировании и корректировке тактических целей.

Для того чтобы при целеполагании поставленная субъектом управления цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени, скажем, пять лет и более, среднесрочные - от года до пяти, краткосрочные до года. Временные интервалы устанавливаются с учетом характера деятельности организации. В условиях быстро изменяющихся ситуаций долгосрочной может считаться и цель, поставленная на период полгода, а краткосрочной - не превышающая месяца. С такими моделями целеполагания приходится сталкиваться иногда в банковской и других видах деятельности.

В то же время в условиях мало изменяющихся ситуаций сроки постановки целей более продолжительны. Это относится, например, к разработке долгосрочных проектов освоения космоса и др.

Долгосрочные цели более характерны для стратегического управления, краткосрочные - для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом управлении.

При целеполагании желательное положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления, может быть им в различной степени детализировано и представляется с различной степенью точности. В зависимости от характера и детализации представления управленцем желательного положения объекта управления, цели подразделяются на тракторные и точечные.

Траекторные цели определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель "увеличение прибыли предприятия" лишь направление, в котором компания стремится изменить получаемую ею прибыль.

В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата. Например, обеспечить прибыль компании в текущем году в размере 75 млн долл. США.

Цели по своему характеру могут быть взаимно нейтральными, кооперирующимися или конкурирующими.

Управленческие воздействия, необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга. В случае кооперирующихся целей управленческие воздействия, необходимые для их реализации, подкрепляют друг друга, так что одно из них способствует и реализации другого. Нередки ситуации, когда достижение одной из целей обеспечивает достижение и другой, кооперированной с ней цели. Именно при достижении кооперирующихся целей возможно получение синергетического эффекта.

В случае конкурирующих целей достижение одной из них может означать отказ от другой. Это имеет место, например, если цели могут быть реализованы с использованием одного и того же ограниченного ресурса, скажем, за счет одного и того же объема финансирования.

Считается, что каждая организация существует на рынке для выполнения ряда определенных задач и удовлетворения неких потребностей.

Для того чтобы понять, о каких именно задачах может идти речь в и каких целей какого вида хочет достичь определенная организация, необходимо разобраться в понятии самой цели как таковой.

Понятие цели, что это такое

Цель - это промежуточный этап на пути к миссии, которую ставит перед собой организация. Однако если миссия - это лишь ориентир для движения, конечное состояние, то цель - это шаг на пути в миссии.

Единым для любого предприятия является понятие цели. Виды целей при этом у каждой организации различаются.

Понятие миссии - что это такое

Миссия - достаточно широкое понятие. Так, у каждой отдельной организации имеется своя миссия. Например, производственное предприятие своей миссией может считать выпуск большого объема качественной продукции по минимальной цене. У торгово-посреднического предприятия миссией может считаться скупка товаров для более выгодной перепродажи. Виды в этих двух случаях разнятся.


Цель - точное понятие. Она отвечает на такие вопросы, как:

    что конкретно нужно делать;

    для чего делать;

    кто будет ответственным за достижение цели;

    кто будет исполнителем цели;

    в какие сроки необходимо уложиться.

Цель ставится перед предприятием для достижения миссии. Так, для того чтобы производственное предприятие могло выпускать качественную продукцию по
минимальной цене (не в убыток), необходимо выполнить ряд задач, например, таких как:

    изучение рынка;

    исследование аналогичных предложений среди конкурентов;

    минимизация себестоимости продукции при сохранении её качества;

    поиск новых поставщиков, готовых предложить более выгодные условия.

Для торгово-посреднического предприятия буду целесообразны другие цели:

    поиск партнеров, готовых предложить выгодные условия;

    скупка наиболее дешевого сырья и материалов (продуктов, товаров);

    изучение рынка с целью поиска новых клиентов (покупателей);

    перепродажа товара по цене, превышающей стоимость закупки.


И хотя цели у каждой организации разные, есть некоторая общепринятая классификация, по которой виды целей деятельности удалось сгруппировать.

Основные виды целей, классификация по времени

Разделить на группы виды целей можно по схожим признакам.

Так, классифицировать их можно по временному признаку на:

    краткосрочные (на достижение цели отводится менее 12 месяцев);

    среднесрочные (срок выполнения - до 5 лет);

    долгосрочные (на достижение цели выделяется более 5 лет).

Долгосрочная цель звучит четко. Так, долгосрочной целью предприятия может быть желание войти в тройку лидеров по производству шоколада. Для того чтобы выполнить задание, руководство предприятия будет выдвигать краткосрочные цели (назначить ответственное лицо для возведения дополнительного здания под цеха; увеличить качество выпускаемой продукции).

Также могут быть созданы и промежуточные (среднесрочные) цели. Например, построение отдельного крыла нового цеха; выпуск наиболее популярного среди покупателей товара в двойном объеме.


Краткосрочные цели носят «текущий» характер и могут быть изменены, если это будет обусловлено определенными обстоятельствами. Долгосрочные цели должны быть точными.

Классификация по содержанию

    экономические (увеличение прибыли, составление годовой бухгалтерской отчетности, поиск новых инвесторов, увеличение стоимости акции);

    административные (усовершенствование системы управления персоналом);

    производственные (выпуск продукции определенного объема, повышение качества выпускаемой продукции);

    маркетинговые (продвижение продуктов компании, рекламные акции, поиск новых клиентов, расширение клиентской базы);

    технологические (установка программы 1С, смена компьютерной техники в отделе обслуживания клиентов);

    социальные (повышение квалификации работников, обеспечение своих сотрудников жильем, устройство по трудовому кодексу, полный социальный пакет).

Все вышеуказанные цели носят кратковременный характер (на их исполнение потребуется не более 12 месяцев).

Классификация по источникам

В зависимости от источников, цели бывают:

    внешние (широкое понятие, охватывающее работу организации за её пределами, например борьба с конкурентами);

    внутренние (цели, достижение которых возможно лишь в рамках организации, например введение новой системы мотивации).

Внешняя и связаны друг с другом. Так, организация не сможет стать лидером, если внутри компании не будет налажена система управления.

Классификация по степени комплексности

По степени сложности достижения выделяют цели:

  • сложные (включают в себя структурированную цель);
  • простые (односложные цели).

Так, простая цель может звучать следующим образом: повысить работников отдела маркетинга. Выполнение такой цели возможно в одно действие.


Сложная цель будет содержать в себе несколько более маленьких целей. Предположим, задача - увеличить доход от продажи продукции. Достигнуть результата получится, если разделить более масштабную цель на несколько небольших задач: пополнить штаб компании новыми сотрудниками, ввести новую систему мотивации, разработать новую программу для продажи продукта (акции, скидки).

Система целей внутри организации

На любом предприятии существует своя система целей. Принято выделять три основные системы:

  • Древо. Корень дерева - это основная миссия организации. Ветви - отдельные цели, исполнение которых приводит к конечному результату. Количество ветвей может исчисляться в тысячах. Так, большая ветвь - важная цель. Маленький сучок - односложная задача.
  • Иерархия. Переход от миссии к менее важным целям. И так до бесконечности, до самой легкой задачи.


  • Ранжирование. Деление основной миссии на две/три объемные цели. Каждая цель, в свою очередь, будет делиться на более мелкие задачи. Таким образом, выполнение некоторого количества попутных более мелких задач ведут к исполнению единой цели.

В организациях сейчас достаточно популярна система ранжирования. На крупных предприятиях такую систему могут именовать как учет по центрам ответственности, где у каждого отдельного участка свои цели и своя степень ответственности.

Виды предложений зависят от отправной точки и от результата, которого необходимо достичь. В таблице ниже можно ознакомиться с разновидностями предложений.

Спрос на продукт

Действие

Отрицательный спрос

Повысить спрос на продукцию

Привлечь внимание потребителя, изменив качество продукта и снизив цену

Отсутствует спрос

Поднять спрос

Изучить рынок, разведать обстановку на стороне конкурентов, предложить покупателю более выгодные условия, чем предлагают другие организации

Нерегулярный спрос (сезонный)

Поиск способов для постоянного увеличения спроса

Установить гибкие цены на продукцию

Положительный

Поддерживать интерес со стороны покупателей

Изменять упаковку продукта, незначительно менять цену на товар

Большой спрос

Несколько понизить спрос на товар или заняться расширением предприятия

Снизить цену на продукцию или разработать план для расширения организации

Спрос действительно порождает предложение. Иными словами, в зависимости от того насколько заинтересован потребитель в продукции предприятия, руководством могут приниматься разные решения по поводу усовершенствования деятельности организации.

Условия для постановки целей

Любая цель должна соответствовать определенным условиям, среди которых:

    ясность, прозрачность, очевидность (трактовка цели не должна звучать двусмысленно);

    согласованность (цель не может противоречить другой цели);

    соизмеримость (на достижение любой цели отводится определенное количество времени);

    четкость (задача должна быть предельно точной);

    направленность (должна быть поставлена для достижения определенного результата);

    специфичность (составляется с учетом специфики деятельности предприятия).

Все условия должны выполняться одновременно, а не обособленно друг от друга.


Основной же целью коммерческого предприятия принято считать получение максимальной прибыли при минимальных затратах. На самом же деле, предприятия зачастую такую цель, как увеличение доходов, составляя план на год, указывают в последнюю очередь, выдвигая на более высокую ступень задачи, которые помогут удовлетворить потребность потребители.

Выбор цели является одним из наиболее важных моментов в процессе выработки стратегии организации и принятии управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, обрабатываются результаты принятых решений и действий.

Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. Цели должны вытекать из ответов на вопросы:

− что собой представляет предприятие;

− каким оно будет;

− каким ему следует быть.

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельное, конкретное направление деятельности организации.

Цель – это выраженное количественно будущее состояние объектов управления, достижение которого обусловлено решением проблем.

При определении целей надо избегать формулировок «максимальная прибыль», «сокращение издержек», «повышение эффективности», которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Поэтому, чтобы цели имели управляющую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и создавать предварительное значение, которого надо добиться.

В зависимости от периода времени, требуемого для достижения целей, они делятся на долгосрочные и краткосрочные . С учетом требований, предъявляемых к целям организаций, цели стратегического менеджмента делятся на:

1. Глобальные – общие цели организации, фундамент, миссия организации и ее глобальная стратегия. Это долговременные цели, подчиненные миссии фирмы, ключевые для подсистемы управления компанией (производство, маркетинг, финансы, технология, оборудование, НИОКР, персонал). Они определяют действия предприятия как единого целого и формируются достаточно обобщенно (в течение 5 лет стать лидером на местном рынке и повысить уровень качества изделий).

2. Локальные – совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.

Разница между целями стратегического и оперативного уровня

Требования к целям

Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить требования , которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:

1. Они должны быть достижимыми, реалистичными, не выходящими за пределы допустимых возможностей исполнителей, так как нереальная цель приводит к демотивации работников, потере ими ориентиров, что негативно сказывается на деятельности организации.

2. Они должны быть гибкими, и их следует устанавливать таким образом, чтобы была возможность корректировки в соответствии с изменениями в окружении, которые могут произойти.

3. Они должны быть измеримыми, т.е. сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить.

4. Они должны быть конкретными, обладающими необходимыми характеристиками, чтобы их можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации.

5. Они должны быть комплексными, т.е. охватывать все аспекты деятельности организации.

6. Они должны быть согласованными, т.е. не должны противоречить друг другу.

7. Они должны быть приемлемыми для основных субъектов организации и определять деятельность организации.

8. Они должны быть совместимыми: долгосрочные цели соответствуют миссиям, а краткосрочные – долгосрочным.

Направления установления целей

В зависимости от специфики отрасли, особенности состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, так и по количественной оценке этих параметров.

Общее направление установленных целей:

1. Производство (ассортимент, объем реализованной продукции, развитие производственных мощностей и технологии, производительность труда, качество продукции и др.).

2. Маркетинг (объем продаж, доля рынка, уровень конкуренции, цена и др.).

3. Финансы (структура капитала, активы, движение денег в организации, величина оборотного капитала, выпуск акций, выплата дивидендов и др.).

4. Организационная структура (переход на новую структуру управления, открытие новых филиалов и др.).

5. Кадры (повышение профессионального уровня, сокращение текучести кадров и др.).

6. Социальные условия (обслуживание, оздоровление, условия труда и отдыха и др.).

7. Развитие фирмы, выраженное в темпах роста бизнеса.

В стратегическом менеджменте цели развития наиболее важны, так как определяют направление и темпы роста фирмы. Они отражают соотношение темпов изменения объема продаж и прибыли фирмы и аналогичные показатели по отрасли в целом. В зависимости от этого соотношения рост фирмы может быть быстрым (интенсивным) или может наблюдаться спад. Соответственно этим типа роста могут устанавливаться следующие цели:

1. Цель интенсивного роста требует определенных предпосылок для своей реализации: наличие внешних условий и внутреннего потенциала. Это глубокое знание рынка, умение внедриться на нем, умение эффективно использовать ресурсы, склонность к риску.

2. Цель стабильного роста основана на сложившейся динамике развития в предшествующем плановом периоде. Темпы развития приблизительно соответствуют темпам роста отрасли в целом.

3. Цель снижения роста ставится высшим руководством, когда оно вынуждено сворачивать свою деятельность или разворачиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.

Формы принятия решений по установлению целей

Формы принятия решений по установлению целей могут быть условно разделены на две группы:

1. Базируются на индивидуальной ответственности за принятое решение; к формам индивидуальной ответственности относятся:

− авторитарная – установление цели предполагает, что решение принимается индивидуально руководящим на основе имеющейся у него информации. К подготовке информации привлекаются специалисты, которые готовят варианты решений

− коллегиальная – обсуждение вопроса о целях на заседании коллегии, которая обычно состоит из ответственных лиц организации. Однако конечное решение принимается индивидуально руководителем.

2. Основаны на коллективном решении и коллективной ответственности. В этом случае сотрудники определяют, к каким целям будет идти организация, и они же берут на себя ответственность за принятое решение по целям.

Основные составляющие среды

Стратегический менеджмент рассматривает окружение как совокупность трех сред (макроокружение, непосредственное окружении и внутренняя среда).

Анализ внешней среды (макроокружение) служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся новые возможности.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведет работу, и какие осложнения могут ее ожидать вследствие негативных ситуаций, которые могут принести ей окружение. Этот анализ предполагает изучение факторов экономики, политики, правительственного регулирования, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.д.

Непосредственное окружение (микроокружение) анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, имидж фирмы.

Анализ внутренней среды раскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, более четко сформулировать миссию и цель организации.

Внутренняя среда организуется по следующим направлениям: производство, маркетинг, финансы, персонал, организация управления и др.

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать:
1. По источникам: внешние цели, учитывающие потребности социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели организации, ориентирующиеся на удовлетворение ее потребностей.
2. С точки зрения комплексности: простые; сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели.
3. По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности); тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических (проведение капитального ремонта в конечном счете преследует цель приведение оборудования к нормативным показателям его работы). Тактические цели бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).
4. По сроку действия: долгосрочные цели (свыше пяти лет); среднесрочные (от года до пяти лет); краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.
5. По содержанию: технологические; экономические; производственные; административные; маркетинговые; научно- технические; социальные.
К технологическим целям в электроэнергетике можно отнести компьютеризацию учета электроэнергии, внедрение парогазовых установок для производства электроэнергии, установку энергосберегающего оборудования.
Примерами экономических целей являются укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.
Производственные цели могут состоять в увеличении выпуска определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.
Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе.
Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.
Научно-технические цели фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.
Социальные цели ориентируют на создание благоприятных условий работников (повышение уровня оплаты труда, повышение их образовательного и квалификационного уровня, налаживание отношений социального партнерства, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр.).
6. С точки зрения приоритетности: необходимые цели, достижение которых решающее на положение организации, подразделения или отдельных работников; желательные цели, реализация которых позволяет улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности.
7. По направленности: на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции; на осуществление той или иной деятельности, например повышение квалификации; на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия.
8. По форме выражения: цели, характеризуемые количественными показателями (например, выпуск определенного объема продукции); цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).
9. С точки зрения особенностей взаимодействия: безразличные по отношению друг к другу (индифферентные); конкурирующие; дополняющие (комплиментарные); исключающие друг друга (антагонистические); совпадающие (идентичные).
10. По уровню: миссия; общеорганизационные; специфические цели.
Миссия создает у окружающих представление о предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности. Все это обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп. В миссии находят отражение конкретные цели - общие и специфические, выработка стратегии, распределение ресурсов на различных организационных уровнях. Миссия ориентирует текущую деятельность управляющих. Таким образом, миссия дает направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется. Миссия формулируется при стратегическом планировании.
На формулировку миссии влияют факторы: исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потенциал организации, мнение партнеров, властей, взгляды высшего руководства. На основе миссии определяются общие цели (обычно 4-6), которые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые связаны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выходом на внешние рынки и т.п.; вторые - с отдельными конкретными сторонами работы организации: финансами, маркетингом, кадровой работой, а также являются заданиями для соответствующих подразделений.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.
Поскольку специфические цели отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в определенные противоречия с общими. В связи с этим возникает необходимость их взаимной увязки в интересах достижения максимума общеорганизационных результатов.
Процесс формирования целей в зависимости от особенностей организации может происходить как централизованно, так и децентрализованно. В первом случае обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но тогда для низших уровней управления цели оказываются навязанными, что может вызвать сопротивление исполнителей. Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло.
Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления изменений; другие - в зависимости от конкретной ситуации систематически, на основе отслеживания тенденций.
В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках цели упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами:
1. «Дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, в дальнейшем разветвляющиеся на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может ветвиться сколько угодно (рис. 8.1).

2. Иерархия целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня.
3. Ранжирование по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, полученная в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т.п.
Цели ранжируются на основе экспертных оценок степени важности для организации каждой из них и их вклада в итоговый результат.
На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения.
Задача - это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации, реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.
Задачи более конкретны и обязательно обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. Так, если цель энергоснабжающей организации может формулироваться как увеличение отпуска электрической энергии, то задача должна звучать более определенно, например, увеличение отпуска электроэнергии в 2005 г. населению на 7 % и т.д. по другим группам потребителей.
Задачи также содержат ограничения, т.е. перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, например от нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей.
Если миссия и цели формируются руководителями и консультантами, то задачи на их основе - плановиками и специалистами.
Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей.
Помимо эффективности действия, направленные на достижение целей, характеризуются выгодностью и экономичностью. Первая заключается в получении определенного положительного результата, например прибыли; вторая показывает, сколько на единицу этого результата приходится затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее деятельность.
Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования материалов и работников), высокое качество процессов и их результатов, соответствие целям организации и т.п.
Значительное повышение эффективности производственной и управленческой деятельности, направленной на достижение целей организации, возможно в том случае, когда ее члены отождествляют эти цели с собственными. Это делает возможным применение управления по целям.