Змеиный клубок, зарплата, дети. Почему учителя уходят из школы

500 миллионов рублей собирается выделить в этом году государство для привлечения молодых учителей в российские школы. Господдержку в сумме 500 тыс. руб. получит тысяча выпускников вузов 2009 и 2010 годов, принятых на работу в школы этим летом, сообщили на днях все СМИ.

Минобрнауки опубликует список «золотых» вакансий для школьных учителей. Каждый из начинающих педагогов получит 500 тыс. рублей и сможет использовать их «по своему усмотрению». Деньги выплатят в два захода - по 250 тыс. рублей в конце 2010 и 2011 годов. Отбирать тысячу вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка, станет специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители минобр-науки, профсоюза работников народного образования, органов власти и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

ВОПРОС. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.

Разочарование

ИСПОВЕДЬ 1. Елизавета, 28 лет: Я мечтала стать учителем с детства. И после школы поступила в ТГГПУ. Практику проходила в лицее. Первый опыт развеял мои иллюзии, когда я столкнулась с негативной стороной учительского труда. Но полное представление о нем дала постоянная работа. Учителей иностранных языков в школах не хватает. Поэтому место я нашла легко. Но работать оказалось сложно. Молодых преподавателей сильно запрягают. Мероприятия, планы - все легло на мои плечи. Приходилось постоянно заменять коллег. Молодые учителя английского задерживались в школе не больше полугода. Кто-то уходил в декрет, кто-то переезжал. Но большинство просто уходили на более оплачиваемую работу. Основная масса шла в торговлю. Для меня текучесть означала большую нагрузку. Я пропадала в школе целыми днями.

Не повезло и с коллективом. Учителя четко делятся на группы: опытные, зрелые преподаватели и молодые. Я не встретила поддержки со стороны старших коллег. На мои попытки использовать новую методику обучения они смотрели негативно. Это была не критика, а полный остракизм, что и заставило меня разочароваться в профессии. Мысль о смене места работы пришла через год. Я переехала и устроилась в другую школу. Однако там меня ожидала еще худшая ситуация. В 2008 году я вышла замуж, родила дочь. Семья требовала много времени. Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию.

«Подай, принеси!»

ИСПОВЕДЬ 2. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают!» Дети не измотали. А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете.

Вторая проблема - часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». «Мне нужно отвезти документы, подвезешь?» - попросила однажды директор. Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь.

Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной (!) водой. Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы.

Лицемерие

ИСПОВЕДЬ 3. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость. Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре - прямо противоположное.

Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». «Маленькие» - те, кто выглядят и думают соответственно возрасту. А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые. А есть неадекватные и не очень умные.

Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми - кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей. Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь?» Я поняла, что учителя делятся на тех, у кого есть призвание, и тех, у кого его нет. Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.

Неблагодарность

ИСПОВЕДЬ 4. Резеда, 23 года: Учителем русского языка работаю первый год. Пришла сразу после педколледжа вместе с подругой. Что такое школа и как она живет, я знала, когда проходили практику. Но то был один урок в день, а сейчас по 5 - 6. Первую неделю было сложно. Во-первых, нам не дали учебников и ничего не объяснили. Мы не знали что делать и растерялись. Приходилось что-то придумывать, готовиться к уроку, ища информацию в интернете. Во-вторых, мы приходили после школы такие усталые и измученные, что сразу ложились спать. В первое время были небольшие стычки с коллективом - со старшими и опытными. У него свои правила. Например, вовремя забрать журнал или случайно не стереть с доски в кабинете. Первое время мы никак не могли к ним привыкнуть. Сейчас воспринимаем все спокойнее.

За это время я сделала вывод, что дети неблагодарные. У меня есть параллель девятых классов. Они относятся ко мне несерьезно, воспринимая как ровесницу. Со старшими классами намного тяжелее. Подростки показывают свой характер, могут нецензурно выражаться на уроках. Малейшее притеснение вызывает бурю негативных эмоций. Например, девочки начинают плакать в середине урока. Или встают и молча уходят из кабинета.

Подруге проще - у нее вторые классы. Дети любят и ее, и английский язык. Обиднее всего, что родители тоже неблагодарные. От них ждешь поддержки. Хочешь, чтобы они не пропускали мимо ушей то, что говорит учитель об их ребенке. В школе его еще можно перевоспитать. Но многие родители вообще не занимаются своими детьми и не ходят на собрания. Другие, наоборот, постоянно приходят в школу и выпрашивают оценки для своих детей.

Дети очень разные. Сюжеты нашумевшего сериала «Школа» отражают действительность. Для меня до сих пор шок то, что старшеклассников у нас выпускают на перемене из школы покурить. Учителя знают об этом, но бездействуют.

И швец, и жнец

ИСПОВЕДЬ 5. Диляра, 25 лет: Все знают, в педуниверситет сегодня идут в основном те, кто не поступил в другие вузы. За редким исключением тех, кто с детства мечтал преподавать. В школу я пришла вместе с другими тремя молодыми педагогами, один из них - мужчина. Он уволился из школы первым. Ответ прост - зарплата. Несоответствие количества требований к педагогу и суммы его зарплаты, сказал он мне. Да, 7 - 8 тысяч рублей до обидного мало. Особенно если выпускник вуза снимает квартиру. А обязанностей много. То нас просят быть капитаном школьной команды КВН. То поставить сказку на Рождество или покрасить стену в выходной день. Молодым учителям в школах очень непросто. Детей не мотивируют ни оценки, ни знания.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Полтора месяца назад мы послали эти исповеди прокомментировать в Министерство образования и науки РТ. После долгих переговоров с пресс-службой получили ответ: «Ваше письмо принято к сведению».

Луиза Биктимирова, Альбина Ахметзянова, Дарья Бикулова, Алина СИНИЧКИНА, Зиля Шамионова

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Аня, 17.02.2011 13:42:54

регина, 01.04.2011 23:00:40

Оксана, 14.06.2011 21:33:57

Евелина, 13.07.2011 22:21:37

алексей, 25.07.2011 13:37:02

Юлия, 13.09.2011 17:09:58

Арина, 28.01.2012 16:45:03

гость, 31.01.2012 19:59:02

гость2, 04.02.2012 1:03:13

Лия, 07.03.2012 0:00:46

Анна, 12.03.2012 17:28:31

Марина, 13.05.2012 13:50:35

Иван, 15.05.2012 13:46:11

Марина, 03.06.2012 17:34:24

Гость, 04.06.2012 10:28:42

Юлия, 13.06.2012 10:09:44

Галина, 30.06.2012 16:06:29

Бывалый, 02.07.2012 10:41:43

Риа, 02.07.2012 15:07:43

Регишка, 05.07.2012 11:37:47

Элина, 10.07.2012 17:11:44

Разочарованная, 31.07.2012 15:03:53

Гость, 08.08.2012 12:37:19

Yuki, 10.09.2012 11:54:31

Бывший преподаватель, 20.09.2012 20:13:22

Гость, 21.09.2012 19:34:08

ирина, 25.11.2012 12:52:46

Лучший Ветер, 28.11.2012 0:16:15

Наталья, 28.11.2012 20:52:04

Гость, 30.11.2012 20:26:08

Алина, 09.12.2012 12:56:28

Гость, 16.12.2012 14:14:07

Елена, 25.12.2012 21:10:21

Гость, 01.01.2013 16:05:20

Алевтина, 25.01.2013 19:59:14

Гость, 26.01.2013 9:05:16

Наталья, 01.02.2013 15:53:11

Виталий, 21.02.2013 17:45:23

Лика, 22.02.2013 10:34:00

учитель, 23.02.2013 9:25:46

Алика, 23.03.2013 19:52:21

БАБУШКА, 27.03.2013 1:56:34

Гость, 23.04.2013 16:35:38

Гость, 30.04.2013 15:01:13

учитель, 28.05.2013 12:49:39

Учителю, 29.05.2013 17:26:49

бывший, 16.06.2013 10:31:04

Денис, 17.07.2013 15:13:17

Ex-учитель средней школы, 20.08.2013 14:56:54

Александра, 20.08.2013 22:29:18

Екатерина, 27.08.2013 11:54:19

бывший, 28.08.2013 7:38:00

Екатерине, 28.08.2013 18:13:36

Ex-учитель средней школы, 28.08.2013 18:21:28

Лилия, 02.09.2013 15:48:29

Учитель в прошлом, 04.09.2013 7:05:35

Мария, 14.09.2013 21:03:43

Марии, 17.09.2013 16:58:29

Наталья, 01.10.2013 18:01:13

Лия, 06.10.2013 13:27:41

Оксана, 09.10.2013 18:14:44

алина, 15.11.2013 7:12:28

екатерина, 15.11.2013 20:49:17

Учитель, 25.11.2013 20:20:47

Елена, 16.12.2013 13:18:38

Мария, 31.01.2014 17:31:09

Татьяна, 31.01.2014 23:19:39

гость, 01.02.2014 10:45:47

Мать завуча, 01.02.2014 15:35:27

Кошечка, 05.02.2014 21:13:21

Михаил, 19.02.2014 22:41:04

Людмила, 04.03.2014 18:30:40

Joku, 06.03.2014 21:43:46

Алиса Бертова, 15.03.2014 23:26:29

Мария, 17.03.2014 17:42:13

Розенталь, 19.03.2014 16:28:11

Юлия, 27.03.2014 19:08:17

Olya, 23.07.2014 16:36:43

просто кот, 06.08.2014 17:34:56

Екатерина, будущий учитель, 09.09.2014 18:19:30

Юлия, 10.09.2014 18:47:59

прохожий, 11.09.2014 11:05:51

Историк, 14.09.2014 10:37:35

Гость, 01.10.2014 16:34:16

Гость, 09.10.2014 16:48:45

Артём, 14.10.2014 12:46:02

Гостья, 25.10.2014 21:35:34

Алина, 26.10.2014 0:41:19

Побег из школы Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу…» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16… Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни…

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса… А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд…

Сама я проработала в школе два года. На следующий день после того, как потеряла статус молодого специалиста, мне сообщили о расторжении контракта. Два прошедших года были кошмаром, что касалось взаимоотношений со старшими коллегами и администрацией школы, зато мне очень нравилось работать с детьми, да и с родителями легко нашла общий язык. Но, видно, не судьба мне работать в школе. Теперь я неплохо трудоустроена, однако некий горький осадок от работы в школе остался. Может, я вела себя как-то неправильно? Может, только в моей бывшей школе был плохой микроклимат? Решила пообщаться с коллегами из своей школы и других.

Я ТОЛЬКО НАЧАЛ РАБОТАТЬ, А МЕНЯ УЖЕ ДЕПРЕМИРОВАЛИ!

Молодой учитель истории и классный руководитель одной из минских школ Александр рассказал мне свою историю: «Я раньше учился в этой же школе, где теперь работаю по распределению. Очень обрадовался, когда узнал, что буду работать в родной школе. Даже было интересно посмотреть на процесс обучения со стороны учителя. Конечно, вспомнив свои школьные годы, я больше всего боялся, чтобы меня приняли ученики и родители. Я думал, что учителя и администрация родной школы меня всегда поддержат, но я ошибся во всем… Я даже и не подозревал, насколько сложно морально работать учителем из-за отношения администрации школы и внутренней атмосферы педколлектива! Многие представители администрации школы просто совершенно забыли, что сами когда-то были молодыми специалистами и простыми учителями. Я еще только начал работать, а меня уже депремировали! И за что?! За то, что при проведении факультатива я был с учениками не в том кабинете, который указан в расписании, хотя знали, что я уступил свой кабинет пожилому педагогу, который попросил меня об этом. Моих объяснений никто не стал даже слушать, сказав, что я наказан. Более опытные учителя объяснили мне, что такой в школе порядок, и они уже привыкли, поэтому спрашивать и тем более спорить бесполезно, нужно делать, что тебе говорят - и все. Вот так я и делаю: собираю с родителей деньги на туалетную бумагу, мыло, салфетки для школы и отдаю их в конверте представителям администрации. Агитирую учеников 7-го класса записаться в детский лагерь, зная, что мои семиклассники не пойдут в лагерь вместе с младшей школой, но правдами и неправдами заставляю их родителей платить за него и опять же отдаю деньги в конверте представителям администрации… «Сколько можно?» - спрашивают родители. «Сколько можно?» - спрашиваю я себя, но вслух спросить боюсь, как и все остальные мои коллеги. Вот так и работаем».

«Сколько работаю, столько терплю и держу обиду в себе. Только дети меня в школе и удерживают, - делится со мной Галина Владимировна, учитель начальных классов с 15-летним стажем одной из минских гимназий. - Не могу я вот так просто оставить их и уйти, хотя последнее время все чаще появляется такое желание. Очень жаль, что в нашем учебном заведении работают не очень чистоплотные люди. Недавно меня, как опытного педагога, попросили написать педагогическую работу для конкурса на получение премии Мингорисполкома. Я понимала, насколько это серьезное дело, поэтому посвятила все свое свободное время поиску материалов для написания работы из личных наработок и библиотек. Наконец работа была готова и передана в руки администрации школы, где ее не одобрили, но… оставили у себя. Я не придала этому значения, а спустя некоторое время я увидела свою работу опубликованной и получившей премию, но под фамилией одного из завучей. Как можно после этого работать с энтузиазмом и доверять коллегам?»

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЗАСТАВЛЯЮТ ВЫДАВАТЬ КОНЬКИ И ЛЫЖИ

Что еще волнует и беспокоит наших учителей? На этот вопрос мы нашли ответ у выпускницы МГЛУ Алины, которая работает учителем английского языка в школе уже второй год. «Я никак не могу привыкнуть к темпу работы в школе и, можно сказать, хаосу, - говорит Алина. - Очень много лишних нагрузок, совершенно никому не нужных. Например, постоянное дежурство всех учителей в коридорах, в школьной столовой, в гардеробе. Зачем мне каждую перемену стоять рядом с дежурным администратором и дежурными учениками в коридоре? Из-за этого я не успеваю подготовить доску и раздаточные материалы к уроку, что приходится делать со звонком и быстро.

(Окончание в следующем номере.)

Учитель литературы в московской школе 2009 Артём Новиченков решил уволиться из школы и никогда туда не возвращаться. Почему он считает школу местом насилия и неуважения к человеку, он рассказал изданию «Афиша.Daily».

Новиченков также преподаёт в НИУ ВШЭ. В общеобразовательной школе он проработал четыре неполных года и принял твёрдое решение уйти.

«Я ухожу из школы, потому что не хочу участвовать в этом насилии и неуважении к человеку. И открыто противостоять ему больше не желаю. А оно лезет из всех щелей: из туалетов с незакрывающимися кабинками и часто отсутствующей туалетной бумаги, из столовой с неаппетитным питанием, из перегруженного расписания, претензий по внешнему виду, хамства охранников и уборщиц, из портящей одежду мебели и незакрывающихся общих раздевалок. И главное, что моральное насилие и неуважение лежит в основе общения учителя с учеником», - объясняет Новиченков.

И дело не только в хамстве и бытовом дискомфорте, сама школьная система насильственна, уверен он. В этой системе надо играть по правилам, следовать ролям, «за некоторыми учениками роли троечник, отличница - закреплялись до выпуска». Если ты ученик, то чем ты «тише и прилежнее, тем проще продержаться». «Иерархия ясна: учитель-предметник - классный руководитель - завуч - директор», - объясняет Новиченков. Когда он сам был учеником, то для него школа была территорией страха. «Не повсеместного, конечно, ведь были и безопасные уроки, но абсолютно точно - ежедневного и неотступного, - уверяет он. - Даже в выходные дни я думал о школьных буднях, о правилах, об игре, в которую почти никто из нас не хотел играть, но играли, потому что не играть было страшно». Но когда Новиченков стал учителем, то решил, что сможет выбирать, следовать правилам или нет. «На деле оказалось иначе: админом игры я мог быть только на территории собственного урока», - признаётся он.

Он пытался побороть эту систему - отменил оценки для старшеклассников. «Оценка - это лишь карательный инструмент поощрения. Учитель использует её как инструмент манипуляции. И часто ставит оценку не за знания, а за следование правилам, а также согласно роли: троечник, середнячок, отличник», - уверяет Новиченков. Вместо оценок он ставил баллы, как в квесте. «За любые действия (прочитанная книга, сочинение, выученное стихотворение, рецензия на фильм) ученик получал баллы. Он сам выбирал, какие задания ему выполнять, а какие нет, понимал, как можно добрать баллы, а также знал, на каком уроке он может просто отдохнуть», - объясняет он. В журнале оценки ему приходилось выставлять номинально, в итоговых отметках он «выставлял то, что считал справедливым».

«На меня начали коситься некоторые учителя, - рассказывает Новиченков. - С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так - я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться».

Сейчас он испытывает «глубокое чувство досады по поводу того, что современный облик общеобразовательных школ именно такой»: с хамством, незакрывающимися туалетами и набором фраз вроде: «Когда головой-то начнешь соображать?».