Звуки,. Буквы "Х, х"











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок обучения грамоте по классической программе «Школа России» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Представлены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Определены для каждого этапа урока универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Благодаря новым требованиям по оформлению технологической карты урока, учителю удобно отслеживать результаты на каждом этапе работы.

Доминантным методом работы стало решение учебных задач. Учащиеся самостоятельно могут формулировать учебные задачи, при условии, что они к этому приучены с первых уроков. Если класс неподготовленный или слабый, то можно предложить перечень различных учебных задач, например, на слайде, а учащимся необходимо будет только выбрать те учебные задачи, которые подходят на данном уроке.

На уроке преобладают следующие формы обучения: групповая работа, индивидуальная работа, парная работа. Особая ценность групповой формы работы на данном уроке заключается в том, что можно решить несколько учебных задач за короткий промежуток времени, выслушать мнение каждой группы и в процессе учебного диалога, сформулировать вывод, прийти к единому мнению. После выступления каждой группы у учащихся складывается общая картина о данной букве: правильное название, зрительный образ, характеристика звуков.

Основной приём работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение). В процессе речевого взаимодействия, учащиеся учатся планировать действия в соответствии с задачей, строить речевые высказывания, управлять поведением партнёра.

С первых уроков учащиеся учатся рефлексировать, овладевают разными видами оценивания, осуществляют самоконтроль своих действий и результатов. Учащиеся учатся работать с индивидуальной картой «Оцени себя», которая позволяет им выявить свои возможности: знания и умения на каждом уроке по конкретному предмету.

Современный урок должен сопровождаться презентацией. Но учителя не должны забывать или пренебрегать временными ограничениями, для 1–2 классов – не более 15 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 Сан ПиН 2. 4.2.1178-02).

Тип урока: формирование знаний и умений.

Представление о результатах:

личностные результаты:

  • личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, ценностное отношение к умению различать звуки [х], [х’] в речи; ценностное и бережное отношение к хлебу через работу по составлению текста;

метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, планирование действий в соответствии с задачей, умение управлять поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
  • коммуникативные УУД: развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем,

предметные результаты: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], обозначать их в письменной речи; уметь читать слова с данными звуками.

Цель урока: создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [х], [х’] и для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения.

Технология: здоровьесберегающая, проблемного обучения.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.

Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки двух вариантов со схемами слов, карты оценивания.

Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Русская азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.

Материально-технические средства: компьютерная техника, экран, видеопроектор.

Ход урока

Этап технологии Цель этапа
Действия педагога Действия обучающихся Примечание
I. Самоопределение к деятельности Сформулировать тему урока
Задаёт вопросы:
– Посмотрите на картинки, представленные на слайде.
– Перечислите, что изображено на картинках.
– Что такое хурма?
– Что такое яхта?
– Что такое хижина?

– На какие две группы, можно разделить данные картинки?

– На какие три группы, можно разделить данные картинки?

– Подумайте, что объединяет все картинки, что общего на всех картинках?
– Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода по картинкам.

Рассматривают картинки, называют, что изображено: хлеб, хурма, петух, яхта, хижина.

Хурма – это дерево со съедобными плодами.
Яхта – это водное транспортное средство.
Хижина – это жилище.

Варианты: съедобное и несъедобное; слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто?
Варианты: слова, в которых буква «х» в начале слова, в середине и в конце.

Делают вывод, что во всех словах есть буква «х», поэтому тема урока: «Знакомство с буквой «х»».

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
(Приложение 4 )

Рисунок 6 (Приложение 4)

II. Актуализация знаний и мотивация Воспроизвести знания о гласных и согласных звуках – Давайте вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать? Буква может обозначать гласные или согласные звуки.
Если буква обозначает согласный звук, то определяем звонкий или глухой звук, твёрдый или мягкий.
III. Постановка учебной задачи Сформулировать учебные задачи Задаёт вопросы:
– Что необходимо узнать, выявить сегодня на уроке, судя по нашей теме?
А также напоминаю вам, что к концу урока вам необходимо будет, как обычно, разгадать ключевое слово урока.
Будьте внимательными.
Выделяют следующие учебные задачи:
1. Выявить, какие звуки обозначает буква и дать им характеристику.

3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой.
Так как буква «х» изучается в конце букварного периода, учащиеся чётко умеют формулировать учебные задачи. Если буква приходится на начало букварного периода, то перечень возможных учебных задач, можно представить на слайде, а учащиеся выбирают необходимые для конкретного урока
IV. Решение учебной задачи Дать характеристику звукам [х], [х"], запомнить правильное название буквы и графический образ печатных заглавной и строчной буквы Организует групповую работу.
Группа №1.
Задание: Определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется.
Группа №2. Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х».
Группа №3.
Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.
Группа №4.
Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х’]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.
Группа №5.
Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает глухой звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.
Группа №6.
Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает звонкий звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.
Обобщим ваши выводы и представим их в виде схемы.

Первая группа отвечает: буква «х» в алфавите является 23 и нужно называть правильно «ха».
Вторая группа отвечает: печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой.
Буква «х» похожа на две дощечки, знак умножения, крестик…
«Живую» модель буквы «х» представляет один из учеников у доски: поднимает руки вверх и разводит их в стороны, ноги раздвинуты на ширине плеч, или двое учеников, встав спиной друг к другу, подняв одну руку вверх, в сторону, вытянув одну ногу в сторону.
Третья группа отвечает : хомяк, халат, горох, хлеб, восход.
Четвёртая группа отвечает: хижина, хитрый.
Пятая группа отвечает: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.
Шестая группа отвечает: таких слов нет, так как буква «х» обозначает всегда согласный глухой звук.
Раздаёт карточки с заданиями разного уровня сложности для каждой группы. (Приложение 1 ).
После выступления каждой группы, другие группы высказывают своё мнение с помощью знаков: «+» – согласие, «-» – несогласие.
Если группа даёт неправильный ответ, учитель спрашивает мнения других групп.

Задание 6 – «ловушка».

V. Физминутка Игра с тряпичным мячом «Съедобное – несъедобное» Учитель называет слова с буквой «х»
VI. Первичное закрепление
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Правильно прочитать слоги
Анализ объектов с целью выделения признаков

Соотнести слово со схемой

Коллективное и индивидуальное чтение слогов.
– Прочитайте только те слоги, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х"].
Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой. Задание: соотнесите слово со схемой. На карточке напечатано слово и даны схемы. Надо соединить с помощью стрелочки слово с соответствующей схемой.

Хи, хе


Раздаются карточки двух вариантов. (Приложение 2 ). После выполнения задания, учащиеся обмениваются и проверяют друг друга с помощью слайда. Учитель выборочно проверяет и оценивает одну из пар каждого ряда.

VII. Зарядка для глаз
VIII. Коллективная
работа
Объяснить выражение

Составить связный текст

– Кто уже догадался, какое ключевое слово сегодня на уроке? Это слово сегодня встречалось на карточках, а его изображение сопровождало наши слайды.
– Как вы понимаете выражение: «За обедом хлеб всему голова»?
Люди многих профессий приложили силы для того, чтобы хлеб оказался на нашем столе.
– Какие это профессии?
Хлеб – одна из главных ценностей на Земле, поэтому к хлебу нужно относиться бережно.
Как получают хлеб?
Какой путь, проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе?
На слайде представлен ряд картинок, которые вам помогут составить рассказ.
– Как называется специальная машина, которая убирает зерно?
Вы можете поработать в парах.
Задание: составьте рассказ из 3–4 предложений о том, как получают хлеб.
Проверим, какую ещё информацию о хлебе, мы узнаем из текста учебника.
Хлеб

Хлеб – главный продукт на столе.

Агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари.

Комбайн

Примерный рассказ
В поле выращивают пшеницу. Комбайны убирают пшеницу. Из зёрен пшеницы изготавливают муку. Из муки выпекают хлеб.

Рисунок 7 (Приложение 4)

Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
(Приложение 4)

IX. Контроль и оценка Обобщение знаний о букве: название буквы, графический образ, характеристика звуков Задаёт вопросы:
– Какие учебные задачи были на уроке?
– Мы решили их?
– В результате решения, какие новые знания открыли?
Теперь вы знаете, как правильно называется буква, из каких элементов состоит, какие звуки может обозначать буква «х»?
Оцените себя с помощью индивидуальных карточек.
1. Дать характеристику звукам.
2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной.
3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой.
Все задачи решили.
Печатные буквы: заглавная и строчная похожи, состоят из одинаковых элементов: двух наклонных прямых, заглавная и строчная буквы отличаются только высотой. Буква "х" может обозначать согласные твёрдый или мягкий звуки, всегда глухой звук.

Символика:
«+» – знаю, всё ясно и понятно; «+/–» – понял ни всё; «–» – не знаю, не понял. (

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Подготовила:

Учитель начальных классов

Средней школы Чехов - 3

Кислая А. А.

Декабрь 2006 год

Цели:

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение пройденного.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

На клубок, на мяч похож.

Сто иголок, а не шьёшь

Не хочу, - ответил (ёж)

Было гладкое

Прозрачное стекло.

А под солнышком

Под ярким – потекло. (Лёд)

Что общего в этих словах?

Чем интересна эта буква?

Объяснение новой темы.

  1. Знакомство с новыми звуками.

Что у них общего?

Познакомиться со…

Учиться отличать… (на доске)

Молодцы!

Игра «Кто внимательнее?»

  1. Знакомство с новой буквой.

Это буква «Ха».

На что похожа буква Х?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

На что похожа буква Х?

Ха ах уха

Ху ух уход (на доске)

Хо ох хор

Хе ых холод

Где выращивают хлеб?

Всему голова.

Худ обед, когда нет.

Прочитайте эти пословицы.

Какой у них общий смысл?

Почему надо беречь хлеб?

Итог.

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.

Тема: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], .

Подготовила:

Учитель начальных классов

Средней школы Чехов - 3

Кислая А. А.

Декабрь 2006 год

Тема урока: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки х, х.

Цели:

Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;

Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых;

Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости. Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки (слушание записи начала сказки «Колобок»).

Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. (показ персонажа). С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.

Повторение пройденного.

Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. Загадки отгадать.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

Сжался ты – не развернёшь, -

На клубок, на мяч похож.

Сто иголок, а не шьёшь

Не хочу, - ответил (ёж)

Было гладкое

Прозрачное стекло.

А под солнышком

Под ярким – потекло. (Лёд)

(Слова – отгадки вывешиваются на доску)

Что общего в этих словах?

Чем интересна эта буква?

А какие ещё буквы вы знаете, которые обозначают два звука?

Назовите звуки, которые обозначают мягкость согласного.

Произнесите слово жёлудь. Как произносится звук Ж? А почему?

Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.

Молодцы, ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.

Объяснение новой темы.

  1. Знакомство с новыми звуками.

Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к каким животным относится? Правильно – хищник.

А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.

Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.

Что у них общего?

Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите тему нашего урока.

Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели урока.

Познакомиться со…

Учиться отличать… (на доске)

Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику.

Произнесите слово «хищник», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его.

Молодцы!

Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Помогите справиться с ним Колобку.

Игра «Кто внимательнее?»

Если в словах встречается звук х или х, хлопайте в ладоши.

Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.

Игра « Кто больше запомнит слов со звуком х.

Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин хомяк – хлопотун.

Молодцы и с этим заданием помогли справится. Отпустил Волк Колобка. И покатился он дальше.

  1. Знакомство с новой буквой.

Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает, какие вы буквы изучили, а какие нет.

Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.

Ну, вот вы поприветствовали новую букву.

Это буква «Ха».

На что похожа буква Х?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

На что похожа буква Х?

Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.

С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания. Прочитаем слоги и слова с новой буквой.

Ха ах уха

Ху ух уход (на доске)

Хо ох хор

Хе ых холод

Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 161.

Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?

Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?

Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Где выращивают хлеб?

Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. (вывешиваются картинки)

Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».

Чтение текста на странице 162.

С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.

А навстречу ему Лиса. А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.

Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?

Всему голова.

Худ обед, когда нет.

- Какое задание можно составить с этими пословицами.

Прочитайте эти пословицы.

Какой у них общий смысл?

Как надо относиться к хлебу?

Чтение текста « Умей беречь хлеб».

С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.

На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь.

Почему надо беречь хлеб?

И с самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.

Итог.

Что нового узнали на уроке?

С какими звуками и буквой познакомились?

Дайте характеристику звукам х х.

Что больше всего понравилось на уроке?


Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.