Форма югославской народной армии 1989. Воинские звания и знаки различия в народно-освободительной армии югославии

Югославская народная армия была сформирована Тито 21 декабря 1941 года (в день рождения Сталина). Во время войны подразделения ЮНА назывались Народно-освободительными войсками Югославии. Свое официальное название Народная армия получила 22 декабря 1951 года.

В состав ЮНА вошли сухопутные силы Югославии, ВВС, ВМФ и несколько позже (в сентябре 1968 года) силы Территориальной обороны (далее ТО).

Армия Югославии имела уникальную доктрину военных действий, так называемую «Доктрину общенародной обороны». Своим появлением доктрина обязана специфической внешней политике Тито, благодаря которой СФРЮ ни вошла ни в НАТО, ни в Варшавский пакт. В итоге, Югославия готовилась к возможной войне на два фронта (в том числе и на два фронта одновременно). Отражение удара со стороны СССР также входило в планы военных поскольку, после Чехословацких событий 1969 года отношения между Москвой и Белградом стали очень напряженными. Военные СФРЮ рассматривали и сценарий тотальной Мировой войны, во время которой Югославия становилась горячим театром военных действий для противоборствующих сторон.

Народная армия Югославии в начале 90-ых.


ЮГОСЛАВСКАЯ НАРОДНАЯ АРМИЯ

При любом возможном раскладе армия Югославии должна была действовать против более мощного и технически более продвинутого противника, лобовое столкновение с которым не представлялось возможным. В случае начала горячей войны регулярная армия сдерживала противника до развертывания частей ТО из резерва гражданского населения. После этого уцелевшие подразделения регулярной армии и силы ТО переходили бы к полномасштабной партизанской войне на своей территории. То есть маршалы Югославии на полном серьезе надеялись осуществить сценарий Второй мировой войны в атомную эпоху. Не мудрено, что доктрина «Общенародной обороны» никакой пользы стране не принесла, а вот горя от нее сербы, хорваты и другие обитатели СФРЮ глотнули не мало. В 90-ых силы ТО стали не героями-партизанами, а участниками кровопролитного межнационального побоища.

После 1974 года подразделения ТО были подчинены конкретным территориям и провинциям, находящимся в составе СФРЮ. После смерти Тито федеральные лидеры Югославии начали ослаблять мощь ТО, поскольку понимали, что в случае сецессии бойцы территориальной обороны могут бросить вызов армии центрального правительства. Весной 1981 года после серии кровавых стычек между сербами и албанцами ЦК СФРЮ распустил Косовское ТО. Без тяжелого оружия остались 130,000 местных албанцев. К сожалению, центральная власть Югославии решила не избавляться от арсеналов на других, потенциально опасных территориях и легкое оружие, оказавшееся за пределами Сербии, быстро нашло себе новых хозяев.

Однако вернемся к Югославской армии. После реформы наземных войск 1974 года сухопутные силы Югославия были разделены на шесть армий, расположенных в пяти республиках: 1 Армия (штаб-квартира в Белграде) располагалась в северной Сербии и Воеводине, 2 армия (Нис) - в южной Сербии и Косово, 3 армия (Скопье) - располагалась в Македонии, 5 армия (Загреб) - располагалась в Хорватии, 7 армия (Сараево) - располагалась в Боснии-Герцоговине, 9 армия (Любляна) - размещалась в Черногории. 4 армия состояла из 2 армейского корпуса (Титоград) и подразделений береговой охраны. В 1988 году эти армии были реорганизованы по военным округам и более не получали приказы от регионального командования. В добавок к этому пехотные дивизии были реорганизованы в корпуса. В прежнем формате остались исключительно элитные Пролетарские Механизированные дивизии.

Командующим югославской армии начиная с 29 сентября 1989 года стал сербский генерал Благой Аджич, у которого усташи убили семью и который понимал, что в случае конфликта с хорватами, Сербия должна обладать подавляющим техническим превосходством.

Танковая колонна СФРЮ на учениях.

К июню 1991 года Сухопутные силы Югославии насчитывали 165,000 человек личного состава (в том числе 40,000 офицеров) и были организованы следующим образом:

1 военный округ (Белград) - Северный театр военных действий в составе Сербии, Хорватии, Боснии-Герцеговины и Воеводины, насчитывал 40,000 человек личного состава, 968 танков, 633 бронемашины, 1392 артиллерийских систем (92 РСЗО), состоял из 6 корпусов (4,5,12,17,24,37), 1-ой механизированной гвардейской дивизии, 1 смешанной противотанковой артиллерийской бригады, 454 смешанной противотанковой артиллерийской бригады, 389 бригады РСЗО, ТО Боснии-Герцеговины и подразделений сербских и хорватских ТО.

3 военный округ (Скопье) - Юго-восточный театр военных действий в составе Южной Сербии, Косово, внутренней Черногории и Македонии, насчитывал 41,000 человек личного состава, 729 танков, 427 бронемашин, 1190 артиллерийских систем (60 РСЗО), состоял из 5 корпусов (2,21,41,42,52), 211 и 243 танковой бригады, 150 смешенной артиллерийской бригады, 102 смешенной противотанковой артиллерийской бригады, ТО Македонии и подразделений сербских и Черногорских ТО.

5 военный округ (Загреб) - Северо-Западный театр военных действий в составе Словении и Западной Хорватии, насчитывал 35,000 человек личного состава, 711 танков, 367 бронемашин, 869 артиллерийских систем (64 РСЗО), состоял из 5 корпусов (10,13,14,31,32), 265 и 329 танковой бригады, 560 смешенной артиллерийской бригады, 158 и 288 смешанной противотанковой артиллерийской бригады, ТО Словении и подразделений Хорватских ТО.

Силы Береговой Охраны (Сплит) защищали три морских сектора Черногорского и Хорватского побережья. Личный охраны состав состоял из 20,000 человек, разделенных на 9 корпусов и 2 бригады плюс подразделения Хорватских и Черногорских ТО.

В состав армии также входили 17 отдельных корпусов: Сербские (12,21,24,37,52), Хорватские (9,10,13,32), из Боснии-Герцеговины (4,5,17), Македонские (41,42), Словенские (14,31), Черногорские (2). Каждый театр военных действий имел от 5 до 6 корпусов, плюс локальную штаб-квартиру, смешанную артиллерийскую и противотанковую бригаду. Каждый корпус имел в своем составе штабное подразделение, три полка огневой поддержки (полевой, противотанковый и зенитный), шесть вспомогательных батальонов (связь, инженеры, службы тыла) и порядка четырех танковых, механизированных и моторизированных дивизий, поддержанных бригадами легкой, горной или регулярной пехоты. Во время последующих военных событий отдельные корпуса усиливались дополнительными подразделениями, некоторые батальоны были усилены до полков, а отдельные полки превратились в бригады. Корпуса, персонал которых в массе своей дезертировал, были упразднены.

Резервные подразделения были организованы в 9 партизанских дивизий, в составе каждой из которых находилось некоторое количество партизанских бригад (число которых в каждой дивизий было различным).

В качестве примера можно рассмотреть состав бронетанковой бригады СФРЮ образца 1991 года. Он состоял из 3 бронетанковых батальонов (10 танковых рот), на вооружении которых находился 31 танк М-84 (Югославский вариант Т-72М с пушкой 2А46, композитной броней, усовершенствованной системой ведения огня и более мощным двигателем), Т-72 или Т-55.

Стоит отметить, что детальный order of battle на начало 1991 года до сих пор не доступен в открытой печати. Возможно, он находился в армейских архивах Республики Сербия, которые были частично уничтожены во время Агрессии НАТО против Югославии.

Помимо сухопутной армии у Югославии был военно-морской флот, в котором служило более 10,000 человек, в том числе 2300 солдат артиллеристов (25 береговая батарея) и 900 морских пехотинцев (12 бригада морской пехоты). Основной задачей ВМФ была защита протяженной береговой линии и контроль над проливом Отранто. В списках флота значились дизельные подводные лодки, 2 сторожевика проекта 1159, торпедные катера, 2 фрегата типа «Котор» и пара десятка ракетных катеров советского производства. Уровень подготовки югославских ВМФ оставлял желать лучшего по причине общей слабости флота и редких учений.

Военно-воздушные силы Югославии помимо военно-воздушных частей также включали в себя подразделения ПВО. Штаб-квартира ВВС располагалась в Земуне (возле Белграда). На вооружении Югославов находилось 380 боевых самолетов, включенных в состав 3 воздушных корпусов (1,3 и 5-ый корпус). Стоит отметить, что на момент развала страны ВВС Югославии были вооружены не только устаревшими МиГ-21 и F-84G Sabre, но и 16 новенькими МиГ-29 в модификация Б и УБ. Помимо иностранных разработок ВВС СФРЮ обладало парком собственных легких штурмовиков Super Galeb. Военно-воздушные силы Югославии практически полностью остались под контролем Сербов и довольно активно применялись на всем протяжении военного десятилетия, как для переброски грузов, так и для нанесения ударов по вражеским позициям.

Последним и самым массовым видом Югославских вооруженных силы были силы Территориальной обороны. Фактически это было народное ополчение югославских республик, состоящее из граждан СФРЮ, как мужчин, так и женщин общей численностью 3 млн. человек. В случае начала войны бойцы ТО должны были стать партизанами. Основным подразделением ТО являлась рота, на региональном уровне были сформированы батальоны и полки ТО, имевшие собственную артиллерию, легкую бронетехнику и части ПВО. Теоретически, силы прибрежной ТО могли контролировать береговую черту Югославии, поскольку под их контролем было некоторое количество канонерских лодок.

В 80-ые годы армия СФРЮ пользовалась заслуженным уважением, как у стран НАТО, так и у стран участниц Варшавского договора. Однако, политические кризисы 80-ых поставили под удар ее великолепную репутацию и значительно снизили ее качественный уровень. Связано это было с тем, что армия СФРЮ имела мультинациональную основу (большая часть офицеров была выходцами из Сербии, тогда как во флоте служили в основном Хорваты). В 1990 году в предчувствии больших потрясений бойцы различных национальностей несли службу с явной неохотой. Молодежь от службы в армии старалась и вовсе уклониться, поскольку многим людям было ясно, что без вооруженного конфликта дело не обойдется, а коли так, то бойцы армии СФРЮ будут стрелять по своим соотечественникам.

В марте 1991 года положении Югославской армии стало настолько критическим, что генерал Аджич отправил в отставку всех генералов не-Сербского и не-Черногорского происхождения. На вольные хлеба отправились многие офицеры армии и ТО, которым Аджич откровенно не доверял. Когда начались бои в Словении, быстро выяснилось, что Аджич был прав. Подразделения, состоящие из бойцов различных национальностей оказались полностью деморализованы и упорно не желали сражаться со своими «братушками». Возможно, в условия НАТОвской или Советской агрессии многонациональные силы самообороны показали бы высокую эффективность. Однако в условиях гражданской войны Югославская военная уникальность превратилась из силы в слабость, а слабость обрекла некогда единое государство на многолетний межнациональный конфликт.

Униформа Югославской национальной армии, 1991-1992 год.

1. Разводник 269-горной бригады. Словения, июнь 1991 года.

Взамен явно устаревшей, но все же довольно удобной униформы М77 появилась новая камуфляжная униформа удобного покроя, созданная под влиянием французской униформы, появились новые бронежилеты и кевларовые шлемы М89. Впрочем, боец, приведенный на изображении, одет в шлем M59/85, который был принят на вооружение в 1961 году и модернизирован в 1985 году. Красная звезда на шлеме оставалась до октября 1991 года.

Обратите внимание на левую руку бойца, на ней расположен знак отличия в виде красной ленты. Толщина ленты зависела от воинского звания, у офицеров она была 8-10 сантиметров, у младшего командного состава - 5 сантиметров, у рядовых - 4 сантиметра.

Вместо старых пулеметов M53, югославской копии MG42, на вооружение армии СФРЮ поступили новые пулеметы M84 - лицензионная копия советского пулемета ПКМ с оптическим прицелом. К сожалению руководителей государства, новое стрелковое оружие и униформа поступала в войска крайне медленно: к 1991 году обновленное снаряжение и оружие получили только элитные части народной армии.

2. Водник 1-го класса 12-ой пролетарской механизированной бригады, Восточная Славония, октябрь 1991 года.

Серая униформа М77 была принята на вооружение в 1982 году. Ее зимний вариант включал в себя легкое пальто, на котором было два боковых кармана, ремень, погоны и два внутренних кармана. В левой части униформы располагалось крепление для капюшона. Летняя униформа была более легкой, она состояла из рубашки М75, штанов и пилотки (со звездой для рядовых и серебряным пятиконечным лучевым символом для младшего командного состава и офицеров). На пилотках бойцов пролетарской дивизии можно было увидеть также серп и молот. Офицеры и сержанты носили темный широкий пояс из кожи, пояс рядовых был светло-коричневого цвета.

3. Капитан 1-го класса, 29-ая механизированная бригада, Банья-Лука, Хорватия, ноябрь 1991 года.

Камуфлированная униформа появилась в Югославской армии в середине 80-ых годов. Одежда, в которой щеголяет капитан, предназначалась для специальных подразделений, воздушных десантников, разведчиков и элитных пехотинцев. В ткань куртки были вшиты четыре стальных D‑образных кольца, на груди располагались два кармана на молнии, дополнительные кармашки были на талии и возле левого плеча. Знаки различия располагались на груди (в виде прямоугольных закамуфлированных полосок). Десантные войска имели униформу оливково-серого цвета, тогда как военная полиция носила камуфлированную униформу синего цвета.

На берете располагались знаки различия Югославской народной армии: красная звезда и парашют, заключенные в лавровый венок. В октябре 1991 года на беретах Югославской армии появилась кокарда, на которой можно было увидеть золоченые буквы JNА, сине-бело-красный диск и позолоченные скрещенные мечи. Кокарда офицером была увенчана серебристой розеткой, тогда как генеральская кокарда была украшена золотым венком.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СЛОВЕНИИ

Исторически, первым врагом нового Югославского государства стала Республика Словения, о вооруженных силах которой будет рассказано в данной главе.


Флаг Словении

Социалистическая Республика Словения являлась самой западной республикой в составе СФРЮ. При этом Словения имела границы с двумя капиталистическими государствами: Италией, Австрией, а также с социалистической Венгрией. На протяжении истории словенские земли всегда принадлежали австрийцам или немцам, а в состав Королевства СХС вошли только после Первой мировой войны, до того являясь частью Австро-Венгерской монархии. Как следствие, словены считали себе настоящими европейцами, а жителей южных территорий они считали в лучшем случае отставшими соседями и отказывали им в надлежащем уровне цивилизованности. Таким образом, фундамент словенского национализма был заложен еще в XIX веке.

После захвата Югославии Германскими войсками, Словения была включена в состав Третьего Рейха, то есть была объявлена core - территорией. Западная Словения была оккупирована Италией, провинция Прикумье перешла под контроль Венгрии. Согласно планам Гитлера, часть словенской территории должна была быть заселена немецкими колонистами, половина местного населения должна была быть онемечена, а друга половина выселена на восток.

В апреле 1941 года губернатор оккупированных словенских территорий доктор Марко Натлаен сформировал Национальный комитет за независимость Словении, а также подконтрольный Оси Словенский легион. До конца войны на территории Словении было создано несколько военных формирований, дружественных Оси и находящихся под контролем различных противоборствующих сторон. В самом конце войны Словенцы попытались создать собственное национальное государство, но потерпели в своем начинании полное фиаско. Тито быстро показал им, что жить в рамках единой Югославии не только лучше, но и полезнее для здоровья.

В период с 1945 по 1991 год Словения была самой высокоразвитой в экономическом отношении республикой в составе СФРЮ. Объём доходов населения, высокоразвитая, благодаря широкой сети туристических курортов, социальная сфера, более высокий, нежели в других республиках федерации уровень жизни, позволял словенцам идентифицировать себя скорее с западными европейцами, нежели со своими балканскими соседями. Технологический уровень республики, предопределил лидерство Словении в различных областях внутренней и внешней торговли. На её долю приходилось более 17% производимого в стране общественного продукта, 19% промышленности и 7% сельскохозяйственного производства. В Словении производилось около 30% всех югославских грузовиков, 50% автобусов, почти 30% холодильников, свыше 40% телевизоров.

Процесс разложения социалистической системы, кризис всех ветвей федеральной власти, общее состояние государственных органов, близкое к параличу, лишь ускорили давнюю мечту словенцев об отделении от СФРЮ. Пользуясь благоприятными, на их взгляд, причинами для выхода из состава СФРЮ, представители Словении проявляли самостоятельность во всех государственных структурах - в СКЮ, в Президиуме СФРЮ, в Союзной Скупщине, в правительстве, в руководстве ЮНА. Лидеры Словении, опираясь на национальную идею, старались сплотить население вокруг политики по отделению республики любой ценой. В обществе культивировалась мысль, что Словения всегда боролась за свою самобытность - и против Австро-Венгрии, и даже против наполеоновских завоеваний. Руководство Республики и националистические круги раздражало постоянное, на их взгляд, вмешательство в свои внутренние дела со стороны федерального руководства, сербы в правительстве Югославии, по мнению сторонников независимости, проводили политику великодержавного шовинизма, а значит прямой вооруженный конфликт был не за горами.


Боец словенского ТО.

В то же самое время стоит отметить, что объективных причин для войны между Словенией и Югославией не было. В военную пору отношения между сербами и словенцами были терпимыми. Некоторые четники и вовсе нашли в Словении политическое убежище. Словенский национализм никогда не достигал «высот» хорватского фашизма. Наконец, личной ненависти у словенцев к сербам практически не было, вследствие чего будущая 10-ти дневная война неизбежно должна была стать короткой.

Для того чтобы сражаться на равных словенцы отказались реформировать свою ТО и отказались выдавать властям свои арсеналы. Когда командир ТО Иван Хоцевар (словенец, кстати) отказался выполнять приказ центра о передаче арсеналов под контроль Югославской армии, руководство Словении поставило на его место майора Янека Слапара, который часть оружия передал, а часть утаил «до лучших времен».

В августе 1990 года управление силами ТО перешло под контроль секретной Мобильной Структуры Национальной Защиты (далее МСНЗ). После того, как федеральное правительство начало демонтаж ТО на уровне командиров штабов, МСНЗ взяла под свой контроль все рычаги управления локальной обороны и подготовилось к возможному удару со стороны Белграда. Майор Слапар сформировал штаб-обороны и в течение нескольких месяцев занимался преобразованием Словенской ТО в маленькую армию, состоящую из 15,000 регулярных бойцов и 6,000 резервистов.

На 27 апреля 1991 года штаб МСНЗ располагался в Любляне. Под контролем структуры находилось семь военных округов (МСНЗ 2-8): 2 (Нижняя Карниола), 3 (Верхняя Карниола), 4 (Южное Побережье), 5 (Любляна), 6 (Северное Побережье), 7 (Восточная Штирия), 8 (Западная Штирия). Каждый округ был поделен на 2-5 военных суб-округов, общим числом 27, каждый суб-обкруг, включал в себя до 3 локальных административных округов. МСНЗ состояло из 12 мобильных бригад (восемь номерных) и десяти независимых военных подразделений. По завершении реформы в МСНЗ должно было остаться 11 бригад, из которых 4 были бы подчинены ставке. Однако на момент начала 10-ти дневной войны под непосредственным контролем Любляны было развернуто всего 2 бригады.


Милан Кучан - первый президент Словении, бывший партийный функционер СФРЮ, не смог найти общего языка со Слободаном Милошевичем.

Народная милиция Словении, изначально была готова встать под знамена новой страны. Переходу благоприятствовал тот факт, что милиционеры не зависели от Белграда и напрямую подчинялись Министру внутренних дел Словении Игорю Бавеару. К 1 июня 1991 года Народная милиция Словении насчитывала 10,000 человек личного состава, а ее подразделения находились в 13 милицейских округах. В добавок к этому, к милиции относились специальные подразделения охраны, под контролем которых находились важные военные и правительственные объекты, а также Специальное милицейское подразделение (Словенский спецназ). Во время Югославско-Словенского конфликта милиция выступила на стороне локальной власти с оружием в руках.

Помимо сухопутных сил в распоряжении МСНЗ были крохотные ВВС (14 тренировочных UTVA-75, пять Bell 412 и один захваченный вертолет SA-431H Газель). Военно-морских сил у Любляны не было вообще.

Фактически план войны с федеральным правительством появился в ноябре 1990 года, то есть за несколько месяцев до горячей фазы конфликта. В основе плана лежала партизанская борьба против центрального правительства. Тяжелой техники у словенских ТО не было, вследствие чего борьба с танками и самолетами должна была производиться с помощью ПТУРСов и ПЗРК. Ландшафт Словении, изобилующий горами, перевалами и мостами, благоприятствовала подобной тактике боевых действий. До кучи, Словенское правительство обратилось к интернациональным торговцам оружием и приобрело для сил самообороны несколько десятков ПЗРК типа «Стрела».


Словения становится независимой.

24 июня Словенское правительство провело мобилизацию служащих МСНЗ и милиции, общей численностью 20,115 человек. Еще через день, 25 июня 1991 года, Словения объявила о своей независимости. Данное решение было поддержано хорватским парламентом и руководители СФРЮ были вынуждены прибегнуть к военной силе во имя сохранения территориальной целостности единого государства.

Сразу же после окончания войны 1-ю и 2-ю танковые бригады, усиленные мотострелковыми бригадами, преобразовали в дивизии, которые составили 1-ю танковую армию. Главнокомандующий югославской армии маршал Тито считал танки важнейшим морально-политическим фактором. В то время Югославия, если не считать СССР, была единственной страной в Европе, располагавшей собственной танковой армией. Несколько офицеров направили на обучение в советскую академию Бронетанковых войск. Обучение личного состава, равно как и боевое применение танков, велось в Югославии по советскому образцу. Значительное влияние на модернизацию югославских танковых войск оказали советские военные советники.

В итоге реформированные и модернизированные в 1946-1948 гг. танковые части югославской армии стали представлять собой грозную силу.


В марте 1946 г. из СССР поступил очередной "транш" военной помощи (66 Т-34 и шесть БА-64) для создания 5-й танковой бригады (ее формирование планировалось еще в годы войны). На тот период югославская армия располагала 130 Т-34 (шесть трофейных немецких Т-34-76, два Т-34-85 переданных из 4-го гвардейского мехкорпуса, 56 переживших войну машин 2-й бригады и 66 танков 5-й бригады).

Было сформировано Танковое военное училище (ТВУ). ТВУ перевели из Белграду в Белу Церковь, на границе с Румынией. В то время в училище имелось около 20 Т-34, десяток трофейных танков и самоходок (в основном "Гочкис" и "Хетцер"). На учениях трофейная техника всегда "играла" за "противника".

Трофейный немецкий легкий танк PzKpfw II на учениях югославской армии


Трофейный немецкий средний танк PzKpfw III на учениях югославской армии


трофейное немецкое штурмовое орудие StuG.III на учениях югославской армии


трофейный легкий танк LT-38 на учениях югославской армии

Кроме того, в ТВУ была единственная в НОАЮ самоходная установка ИСУ-152. Некогда она воевал в составе одной из частей 2-го Украинского фронта, однако увязла в болотах дунайской низменности, где и была оставлена. По окончании войны югославы вытащили машину из болота, а после ремонта эксплуатировали ее в танковом училище.


ИСУ-152 на послевоенной выставке боевой техники НОАЮ в Белграде

В январе 1946 г. вновь осложнилась обстановка вокруг Триеста (так называемый "Триестский кризис"). 2-й польский корпус из состава 8-й британской армии нарушил положения соглашения от 1945 г. Ночью 2-ю танковую дивизию подняли по тревоге. 8-14 февраля она соединилась с 1-й танковой дивизией. Пока «Т-34 демонстрировали силу перед воротами Триеста, коммунисты Югославии выдвинули лозунг "Живот дамо, Трст недамо" ("Жизнь отдам, Триест не дам"). Один высокопоставленный британский чиновник заметил: "Европа стояла на пороге Третьей мировой войны". В ночь с 15 на 16 сентября танки попытались проникнуть в американскую зону, но дошли до контрольно-пропускного пункта и остановились. Поступил приказ вернуться: Иосиф Виссарионович вразумил Тито!

Т-34-85 НОАЮ идут на параде в честь годовщины освобождения Белграда от немецких войск. Танки проходят по Бульвару короля Александра

В 1947 г. на основании ранее одобренного кредита (оплачен поставками руды из Сербии) по железной дороге в Панчево доставили 308 танков Т-34-85, 52 самоходки СУ-76, 59 тягачей Я-12, 20 тракторов С-65, 30 двигателей В2-34, 33 передвижные мастерские типов "А" и "Б", прицелы, коробки передач, насосы и другие запасные части для танков. Все Т-34-85 распределили по пяти танковым бригадам (1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 6-я) и нескольким отдельным батальонам.


СУ-76 на учениях НОАЮ, 1949 год


Советский гусеничный тягач Я-12 НОАЮ буксирует на учениях трофейную немецкую 88-мм зенитную пушку FlaK-36

Половина танков имела электроприводы разворота башен. Помимо танков, в Югославию поступили еще и 220 85-мм зенитных пушек (получили обозначение М-39). В боекомплект батарей ПВО входили также бронебойные кумулятивные и подкалиберные снаряды, так что при необходимости эти батареи быстро могли быть включены в систему противотанковой обороны.

Поначалу считалось, что в развитии собственного танкостроения нет необходимости, так как все необходимое можно было получить из СССР. Часть трофейной техники (в основном итальянской и французской) производства была передана в дар Албании и Израилю.

Но 29 июня 1948 г. появилась резолюция Информбюро 1948 г. "О положении в коммунистической партии Югославии". Югославские руководители обвинялись в отходе от марксистско-ленинских идей, переходе на позиции национализма, а существующий югославский режим и КПЮ объявлялся стоящим вне Коминформа. Но достоверные причины разлада между Тито и Сталиным неизвестны до сих пор. Самостоятельные действия Тито в районе Триеста, в Греции, Албании и в Израиле также не способствовали улучшению отношений между СССР и Югославией.

Критики Тито нашлись и в высших офицерских кругах югославской армии. Генерал Арсо Йованович (начальник Генерального штаба югославской армии до 17 сентября 1945 г.) не скрывал своего разочарования. А это был опытный военачальник, удостоенный орденов Суворова и Кутузова I степени. Официальная гласит, что Арсо со своими земляками из Черногории пытался бежать в Румынию. Якобы он планировал вместе с генералом Бранко Петричивичем и полковником Владом Дапчевичем на танке пересечь югославско-румынскую границу. Т-34 ожидала их в Танковом училище в Белой Церкви (500 м от границы). Начальник училища полковник Дуклан Вукотич также был черногорцем.

Почему план провалился, неизвестно. Утверждается, что Арсу Йовановича вместе с его шофером убили пограничники в ночь на 11 августа 1948 г., однако по неофициальной версии генерал был ликвидирован агентами Тито в одной квартире в Белграде. А всю историю с побегом на танке придумали, чтобы репрессировать просоветски настроенный личный состав ТВУ.
Танковые подразделения начали концентрировать в восточных районах Югославии, в частях поддерживалось состояние полной боеготовности. Некоторые танковые батальоны несли дежурство у самой границы.
Рассчитывать на закупку запасных частей и, тем более, новых танков в Советском Союзе больше не приходилось. Запад еще раньше, из-за осложнения ситуации вокруг Триеста, ввел ограничения на экспорт военной техники в Югославию. Бронетанковые войска Югославии по стандартам того времени представлялись вполне современными, но из-за блокады возникли проблемы с поддержанием техники в исправном состоянии. Ремонтные возможности также были ограниченными. В Младеновце находилась единственная мастерская, ремонтировавшая Т-34 и СУ-85 и освоившая выпуск некоторых запасных частей.

Однако в 1948 году началось проектирование нового танка на основе Т-35-85. В 1950 г. на параде в Белграде прошли первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование Vozilo-A или Тип А. Для быстроты создания собственного танка югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было увеличено до 50-мм при наклоне в 30 градусов, а вот башня была разработана самостоятельно. Новая башня была элипсовидной формы с усиленным бронированием: 100-мм - лоб, 82-86-мм борт и 60-мм корма башни. Танк получил также трофейные немецкие прицелы, пулеметы MG-42, а на крыше башни был установлен американский пулемет Brouning М2. Пушка, копия советской 85мм С-53, получила дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция - английская SET 19WF. Танки получились на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85, они испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией и потому после выпуска предсерийной партии в 5 или 7 машин были сняты с производства.


Первый югославский танк Vozilo-A в военном музее в Белграде

Известно также об опытной установке на танк Vozilo-A 75мм орудия с танка Pz. IV. Впрочем, Тито быстро нашел новых покровителей и с 1951 года в Югославию по программе MDAP стала поступать бесплатная военная помощь из США и Великобритании.

Всего до 1958 г. Югославия получила:
- 630 танков М4А3Е4 "Шерман", о которых в годы войны так мечтал Тито (прослужили до 1973 года);


Американский танк М4А3Е4 "Шерман"югославской армии

319 новейших американских М47 "Паттон" с 90-мм пушкой (прослужили до 1988 года, когда были отправлены на склады);


М-47 "Паттон" ЮНА на улицах Белграда

399 противотанковых самоходок М36А1/А2 "Джексон";


САУ М36 "Джексон" на учениях югославской армии

240 противотанковых САУ М18 "Хэллкэт";

56 М7 "Прист" со 105-мм гаубицей;

100 американских колесных разведывательных машин М-8 "Грейхаунд";

Американские колесные БТР M3 Scout Car (использовались югославским контингентом ООН на Синайском полуострове);

100 американских полугусеничных бронетранспортеров М-3 и 15 созданных на их базе зенитных установок М-15, вооруженных 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения.

Впрочем, продолжились разработки бронетанковой техники в самой Югославии. Был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90-мм американского орудия с САУ М-36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 (код "Galeb", "Чайка") с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85-мм орудием М-628AC и с 90-мм М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М-47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД - 75 мм/60 гр., НЛД - 55 мм/55 гр., борт - 35-50-мм, корма 35-мм, бронирование башни: лоб - до 105-мм, борт и корма 50-52-мм. Экипаж - 5 человек. Двигатель В2 - дизельный. Орудие 90-мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.

В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию в числе прочего была поставлена опытная партия танков Т-54. Всего в Югославию было поставлено 140 Т-54.

Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 "Condor" ("Кондор"). Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 - прошедший модернизацию - мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90-мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство.


Иосип Броз Тито осматривает танк М-636; 1960-й год

Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 "Шерман". Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод - этот проект получил шифр - М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам.

Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда в М4 опытно установили 122-мм орудие - аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO - самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122-мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия - всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

Продолжились и поставки советской военной техники. Так еще в конце 50-х в Югославию было поставлено 40 противотанковых самоходок СУ-100. Таким образом Югославия стала единственной из европейских стран, куда СУ-100 поставлялись за пределы Варшавского договора.


СУ-100 на учениях ЮНА

С 1960 по 1961 г.г. в Югославию было поставлено 100 зенитных установок ЗСУ-57-2.

В 1962 году в Югославию поставили 40 БТР-40 и 40 БТР-152, впрочем вероятно долго они не использовались и были сняты с вооружения, поскольку нет упоминаний об их применении в Югославских войнах.

С 1962 по 1963 гг. на вооружение разведывательных подразделений ЮНА поступило 100 плавающих танков ПТ-76.

Также есть сведения о том, что на вооружение 63-й воздушно-десантной бригады ЮНА поступило даже несколько авиадесантных самоходок АСУ-57, впрочем фото- и видеосвидетельств этого нет.

С 1964 года в Югославию стали поставляться танки Т-55, ставшие до появления М-84 основой бронетанковых сил ЮНА. Всего в Югославию было поставлено по разным оценкам от 1600 до 1980 (с Т-54) танков Т-55. причем поставки осуществлялись как из СССР так и из Польши и Чехословакии.


Югославский Т-55

В 1965 году из СССР было поставлено 120 гусеничных БТР-50, которые в основном использовались в ЮНА в качестве машин управления, а в 1970 году 50 БРДМ-2.


БТР-50ПУ и БРДМ-2 на учениях ЮНА


В том же 1965 году в СССР было заказано 80 БТР-60, скорее всего, машин управления БТР-60ПУ, которые были поставлены в 1966 году.

Между тем, в 1966 г. случилось нечто невероятное. Вместо того, чтобы списать "тридцатьчетверки", на вооружение приняли еще 600 таких машин, в модернизированном варианте (они стали более известны как Т-34В), купленных в СССР. В начале 1980-х гг. в связи с выводом из эксплуатации американских танков М47 строевая карьера “тридцатьчетверок” была продлена, хотя в основном их использовали для обучения или для охраны стратегически важных пунктов (военные базы, аэродромы). На тот момент в составе ЮНА их было не менее 1007 единиц. В период с 1980 по 1987 год часть танков была передана в распоряжение пехотных и моторизованных подразделений, где пехота отрабатывала с их помощью взаимодействие с бронетехникой. “Тридцатьчетверки” были направлены во 2-й и 4-й, расквартированные в городах Ниша и Пирот, 175-й пролетарский полк в Лесковаце, 453-й пехотной бригаде в Руме и 228-й моторизованной бригаде в Пивци. Хотя принято считать, что югославские Т-34 вступили в бой только в 1991 году, на самом деле это случилось намного раньше. Как это ни странно, но впервые после завершения 2-й мировой войны югославские “тридцатьчетверки” вступили в бой в Африке. В рамках оказания военно-технической помощи правительству Анголы в 1976 году из состава 51-й мотобригады было выделено 10 танков. Вместе с боеприпасами их погрузили на корабль в порту Плоче и в январе отправили в Африку. Для восполнения “потерь” такое же количество танков поступило из 25-й мотобригады, которая в это время перевооружалась на Т-55.

Потерпев неудачу с танками югославские конструкторы решили разработать собственный бронетранспортер. Бронетранспортер, получивший индекс М-60 был разработан югославскими конструкторами в конце 1950-х годов и впервые был продемонстрирован на параде 1965-го года в Белграде. Непродолжительное время он носил обозначение M-590.

Компоновка этого БТР во многом напоминает знаменитый американский M-113, а в качестве ходовой части использовалась ходовая советской САУ СУ-76, 54 единицы которых было поставлено в 1947 году. Место водителя находится в левой передней части бронетранспортера. Чуть позади располагается место командира, с которого он может воспользоваться вооружением: первоначально устанавливался пулемет M-53-копия знаменитого немецкого MG-42, калибра 7,92 мм, затем его заменили американским Браунинг М-2НВ калибра 12,7 мм, установленным на открытой турели. Сразу же за местом командира располагается десантное отделение, рассчитанное на десять человек. Десантирование проходило через двери в корме корпуса, каждая из которых оснащена смотровым окошком. Также по три амбразуры находится по бортам.


Высадка десанта из БТР М-60Р на учениях ЮНА

БТР оснащался шестицилиндровым двигателем FAMOS мощностью 140 л. с., благодаря которому мог развивать скорость до 45 км/ч и проходить 400 километров на одной заправке. Броня состояла из стальных бронелистов толщиной 25 мм. Также БТР оснащался приборами ночного видения.
БТР производился в период с 1962 года по 1979 год, на вооружение югославской армии поступило более около 600 машин в нескольких вариантах:

Десантный БТР М-60P;

Противотанковый М-60PB, оснащённый спаренными 82-мм безоткатными орудиями, установленными справа или слева на корме машины. Наведение орудий в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -4 до +6°. Перемещение орудий как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях обеспечивается ручными приводами. Возимый боекомплект состоит из десяти бронебойно-фугасных выстрелов;

БТР с 82-мм минометом;

Минный заградитель;

Санитарный;

Командный.

190 БТР М-60 были поставлены на экспорт в Ирак, где они приняли участие в Ирано-иракской войне.

В 1969 году на вооружение ЮНА поступила чехословацкая 30-мм ЗСУ M53/59 "Прага", тогда же началось её производство силами югославской промышленности. Бронекорпус этой ЗСУ установлен на изменённую ходовую часть чехословацкого грузовика V-3S "Прага". Двигатель - шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения "Татра" T 912-2 мощностью 110 л. с. находился в передней части ЗСУ. Его капот, как и кабина экипажа, изготовлялся из алюминиевых бронелистов с добавлением титана, толщина которых в лобовой части достигала 10 мм. Экипаж из трёх человек размещался в кабине, в лобовом бронелисте которой есть два прикрываемых бронещитками окна.

Вооружение ЗСУ находится в задней части, на горизонтальной платформе и состоит из открыто установленной вращающейся установки M53 с двумя 30-мм автоматическими орудиями, дальность стрельбы которых составляет 3000 м. В боекомплект входят несколько типов снарядов, возимый боезапас 600-800 снарядов. Над стволами зенитной установки находится по вертикальному магазину рожкового типа на 50 снарядов. Обстрел по азимуту - круговой, а в вертикальной плоскости - от -10 град. до +85 град. Время перевода из походного в боевое положение равняется одной минуте. Предусмотрена возможность быстрого демонтажа зенитной установки с помощью смонтированных на платформе двух убирающихся рамп. Предполагалось, что ЗСУ сможет уничтожать воздушные цели, летящие со скоростью до 350 м/с и на высотах до 3500 м, а воздушный десант и наземные цели она сможет поражать на дальностях до 2000 м.

Из недостатков этой ЗСУ стоит отметить отсутствие системы обнаружения, и то, что прицеливание было только визуальное.

К началу 1980-х годов ЮНА получила 789 ЗСУ. "Праги" придавались смешанным артиллерийско-ракетным дивизионам ПВО сухопутных бригад югославской армии. В каждый такой дивизион помимо прочего вооружения поступало 12 M53/59. ЗСУ периодически проходили модернизацию.

Некоторые западные источники утверждают, что в 1978 году из СССР в Югославию было поставлено 48 ЗСУ-23-4 "Шилка". Однако это вряд ли соответствует действительности, поскольку в войнах, бушевавших на развалинах бывшей Югославии, применялись различные, даже самые древние виды вооружения, однако фактов применения достаточно современных "Шилок" отмечено не было. Так же не было отмечено применение "Шилок" во время отражения агрессии НАТО в 1999 году, когда применялись даже древние ЗСУ-57-2.

4 мая 1980 года умер Иосип Броз Тито, не оставивший после себя преемника, и до развала Второй Югославии остались считанные годы…

По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html

Продолжение следует…

Де-факто были учреждены в июле 1941 года, однако не носили официального характера. Несколько раз за время Народно-освободительной войны система воинских званий претерпевала изменения.

Хронология

В начале войны использовалась традиционная стандартная иерархия, похожая на систему воинских званий РККА:

  • ефрейтор или десятник (серб. десетар )
  • сержант или взводный (серб. водник )
  • политический делегат взвода (серб. политички делегат вода )
  • заместитель командира (серб. заменик командира )
  • командир (серб. командир )
  • начальник штаба (серб. начелник штаба )
  • заместитель команданта (серб. заменик команданта )
  • командант (серб. командант )
  • заместитель политкомиссара (серб. заменик политичког комесара )
  • политкомиссар (серб. политички комесар )

Чуть позже было проведено первое изменение в системе воинских званий после структуризации воинских частей «взвод - рота - батальон - отряд - группа отрядов», и тем самым появились звания командиров взводов, рот, батальонов, отряд и групп отрядов. Отличительными символами на знаках различия были обязательно присутствовавшие красные звёзды, иногда добавлялись полосы (чем больше было полос, тем выше было звание солдата). У политических комиссаров (политруков) на звёздах обязательно изображались серп и молот .

В январе 1942 года были введены новые звания. Так, официально появился заместитель командира для каждого подразделения. Были учреждены также такие воинские части, как бригада (равноценная группе отрядов) и оперативная зона . На знаках различия бригада или группа отрядов выделялись красным символом в форме буквы «Л», оперативная зона или главный штаб выделялись ромбами. Для командиров патрулей вводились зелёные полосы, по которым определялся размер подчинённого командиру патруля.

1 мая Указом Верховного штаба НОАЮ были учреждены официальные воинские звания, ставшие основными в Югославской народной армии (в порядке убывания):

  • Генеральские звания: генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор.
  • Высшие офицерские звания: полковник, подполковник, майор.
  • Низшие офицерские звания: капитан, лейтенант и младший лейтенант.
  • Подофицерские звания: прапорщик, старший сержант, сержант, младший сержант и ефрейтор.

Указом «О произведении в звания и обеспечивании офицеров Народно-освободительной армии Югославии» в звания были произведены 2757 человек: 13 генералов (два генерал-лейтенанта, 11 генерал-майоров), 25 полковников, 67 подполковников, 189 майоров, 459 капитанов, 1124 лейтенанта и 880 младших лейтенантов. В том же месяце был издан указ «О первых награждениях». Незначительное изменение произошло лишь 22 апреля , когда специальным распоряжением было определено понятие офицера.

Сравнительная таблица

Предвоенное деление
по категориям
Февраль - июнь Июнь - 1 мая 1 мая - Окончательное деление
по категориям
Старшие командиры
(команданты)
Командующий главным штабом Не было Генералы
Член Главного штаба Командир оперативной зоны Генерал-полковник
Заместитель командира оперативной зоны Генерал-лейтенант
Командир бригады Командир бригады или группы отрядов Генерал-майор
Начальник штаба бригады Полковник Старшие офицеры
Командир группы отрядов Заместитель командира бригады
Командир отряда Командир отряда Подполковник
Заместитель командира отряда
Начальник штаба отряда
Командир батальона Командир батальона Майор
Заместитель командира батальона
Младшие командиры
(командиры)
Командир роты Командир роты

Образцы военной униформы.

Старший сержант

Артиллерия Югославская армия Югославия 1941

Этот старший сержант одет в стандартную форму югославской пехоты, однако понятие «стандартный» здесь весьма относительно. Югославская форма была создана на основе сербского, российского и австро-венгерского обмундирования, поэтому во время Второй мировой воины можно было встретить различные ее варианты, особенно среди офицеров. В целом изображенная на рисунке форма достаточно типична, она могла иметь светлую или полевую окраску. На рисунке представлен однобортный китель цвета хаки с закрытым воротником и четырьмя внешними карманами. Черный цвет стоячего воротника и окаймление погон говорят о принадлежности сержанта к артиллерии. Брюки заправлены в высокие обмотки. На поясе у него офицерский ремень. На кепи югославская кокарда. В качестве головного убора также использовалось несколько видов стальных касок.

Рядовой

Пехотная дивизия Югославская армия Югославия 1941

В 1941 г. югославской армии не удалось оказать серьезного сопротивления вторжению фашистских войск, поэтому Югославия была обречена на годы немецких карательных операций и войну, унесшую жизни более миллиона граждан страны. Изображенным на рисунке солдат одет в архаичную форму, использовавшуюся сербами еще в Первую мировую войну. Она состояла из двубортного кителя со стоячим воротником, цвет которого обозначал род войск, широких брюк, заправленных в высокие обмотки, черных ботинок и французской каски Адриана (французские каски также носили моторизованные войска). В первые годы Второй мировой войны на смену устаревшим кителям пришли однобортные версии, а род войск стал обозначаться на погонах. Солдат вооружен югославской 7,9-мм (0,31 д.) винтовкой М1924.

Капитан

Пехотный полк Югославская армия Югославия 1941

Этот капитан одет в повседневный китель, поступивший в югославские войска п начале 1940-х. Расположение знаков различия на его форме наводит на воспоминания об армии царской России. В первую очередь это погоны с аксельбантом, вносящим в форму элемент парадности. Как и у низших званий, род войск военнослужащего обозначен цветом стоячего воротника и окаймлением погон. Однако у офицеров род войск обозначался также цветом лампас на брюках. На пилотке этого капитана национальная кокарда с гербом сербского короля Петра 1. Такую же кокарду офицеры носили на фуражке.

Капитан

Летчик-истребитель Югославские ВВС Югославия 1941

К началу Второй мировой войны югославские ВВС насчитывали 419 самолетов, однако многие модели были устаревшими. Поэтому летчики не смогли оказать серьезного сопротивления авиации Германии. Этот капитан одет в серо-синюю повседневную офицерскую форму. Она состояла из однобортного кителя, белой рубашки с черным галстуком, брюк и пилотки. Звание капитана, изображенного на рисунке, обозначено на погонах (позолота на синем фоне, с синей полосой по центру и тремя золотыми ромбами), Три золотые полосы на рукавах, над которыми виден золотой орел, обозначают должность летчика (значок на правой стороне кителя показывает его квалификацию). На левой стороне кителя виден югославский орден Белого Орла. Офицерам также выдавались двубортные шинели и летние белые кители, а также фуражки с белым верхом.

Военная энциклопедия

Форма Югославской Народной Армии

1950-60-х годов.

К.С.Васильев, М.В.Разыграев

При изучении форменной одежды различных стран мира бывает интересно наблюдать, как на внешность военнослужащих влияют те или иные тенденции экономического и политического характера. Особенно это бывает заметно на примере сравнительно небольших и недавно образовавшихся государств. Нередко, форма одежды армий таких стран носит черты не только национальных традиций, но и сходства с формой страны-лидера, с которой малое государство связано союзническими отношениями.При этом, нередко изменение политической ориентации отражается на униформе.

1. Звезда на пилотках и бескозырках солдат и матросов.
2. Звезда на пилотках солдат пролетарских и гвардейских частей.
3. Звезда на фуражки подофицеров Сухопутных войск.
4. Звезда на пилотки подофицеров Сухопутных войск.
5. Звезда на фуражки подофицеров пролетарских и гвардейских частей.
6. Звезда на пилотки подофицеров пролетарских и гвардейских частей.
7. Эмблема на фуражки подофицеров ВМФ.
8. Звезда на фуражки офицеров Сухопутных войск.
9. Звезда на пилотки офицеров Сухопутных войск.
10. Звезда на фуражки офицеров пролетарских и гвардейских частей.
11. Звезда на пилотки офицеров пролетарских и гвардейских частей.
12. Эмблема на фуражки офицеров и адмиралов ВМФ
13. Эмблема на фуражки подофицеров, офицеров и генералов авиации.
14. Эмблема на фуражки генералов Сухопутных войск.

В конце 1940-х годов противоречия между руководством Народной Югославии и СССР, вызванные в значительной мере личными амбициями их лидеров И.Броз Тито и И.В.Сталина, привели к полному разрыву отношений между братскими коммунистическими странами. Югославия избрала для себя альтернативный советскому путь построения социалистического общества, а во внешней политике путь неприсоединения к соперничающим в Европе военно-политическим группировкам.

Югославская Народная армия с 1946г. имела своеобразную форменную одежду со знаками различия схожими с принятыми в Советской Армии.

Основной эмблемой военнослужащих была красная пятиконечная звезда. Для гвардейских и пролетарских частей была установлена звезда с золотистым изображением серпа и молота.

Как показывают многие примеры чаще всего изменения в униформе, вызванные политическими причинами начинаются именно с системы персональных званий и знаков различия. Возвращение к знакам различия Королевской армии для коммунистического руководства Югославии было неприемлемо, тем более, что в знаки различия Королевской армии представляли собой сочетание русской и германской традиционных систем. Поэтому во введённой в 1955г. форме одежды была внедрена новая, не схожая с другими система знаков различия чинов военнослужащих сухопутных войск и ВВС/ПВО .

Были установлены четыре категории воинских чинов: солдаты, подофицеры, офицеры и генералы. Особо следует обратить внимание на генеральские чины. Они были следующими: генерал-майор, генерал-ПОДПОЛКОВНИК, генерал-полковник и генерал армии. Для лица, занимающего пост Министра обороны было установлен чин "генерал", на погонах которого вышивалось пять звёзд. Погон Маршала Югославии, чина, персонально закреплённого за пожизненным Президентом страны И. Броз Тито, повторял погон Маршала Советского Союза и, несмотря ни на что, вышивался на русском генеральском галуне.

Военнослужащим Сухопутных войск Югославской Народной армии в 1955г. были установлены следующие виды военной формы: служебная (для строя и вне строя), праздничная и парадная.

У рядового состава, которому полагалась только служебная форма, и на служебной для строя форме одежды подофицеров и офицеров какое-либо обозначение родов войск и служб отсутствовало. При этой форме полагалось ношение пилотки -"титовки", фасон которой был лично разработан маршалом Тито в 1942г. по типу советских пилоток. Обувью служили особого покроя шнурованные сапоги.

На открытых кителях подофицеров и офицеров полагались петлицы цвета формы со знаками родов войск и служб. Полковники и генералы имели петлицы особых образцов для с изображением дубовых листьев. Эти кителя носились при праздничной форме и служебной форме вне строя. Парадная форма офицеров и генералов отличалась цветом и покроем.

Учитывая мягкий балканский климат, разделения формы на летнюю и зимнюю не предусматривалось, но допускалось в жаркое время ношение верхней рубашки без кителя, а для холодной и дождливой погоды полагались шинели, пальто и плащ-накидки.


1, Праздничная форма одежды (без шинели) офицеров Сухопутных войск
2. Служебная повседневная форма (в летней рубашке) женщин-офицеров Сухопутных войск
3. Служебная выходная (без шинели) форма одежды солдат
4. Служебная выходная (в летней рубашке) форма одежды солдат
5. Служебная повседневная форма (без шинели) офицеров авиации

1. Праздничная форма в шинели учащихся военных учебных заведений
2. Служебная повседневная форма (в пальто) офицеров Сухопутных войск
3. Служебная форма одежды для строя офицеров горных частей в плащ-накидке.
4. Служебная форма одежды для строя офицеров авиации (в плаще)
5. Служебная для строя солдат в шинели и каске.

Подофицеры и офицеры ВВС носили форму традиционного для западноевропейских авиаторов серо-синего цвета,

Нестроевой начальствующий состав был выделен в отдельную категорию военных чиновников . Они отличались серебряным металлическим прибором, в отличие от строевого соc тава, у которого прибор был золотистым, и особой формой звёздочек на погонах.


1. Летняя служебная выходная форма одежды матросов 1. Служебная повседневная форма одежды матросов в бушлате.
2. Летняя праздничная форма офицеров Военного флота 2. Служебная корабельная форма одежды для строя офицеров в период навигации.
3. Летняя праздничная форма женщин-подофицеров Военного флота 3. Служебная корабельная форма одежды для строя подофицеров в период навигации.
4. Служебная повседневная форма подофицеров Военного флота в летней рубашке.
< Увеличить> < Увеличить>

Чины военнослужащих Военного флота обозначались как нарукавными нашивками, так и погонами. Чины матросов и подофицеров были такими же, как и в Сухопутных войсках и ВВС. Интересно, что шевроны матросов и подофицеров на погонах нашивались углом вверх, а на рукавах, углом вниз. Знаки различия офицеров и адмиралов представляли собой традиционные золотые галуны на рукавах. Такие же галуны нашивались на погонах офицеров. Погоны адмиралов вышивались по типу генеральских. Род службы подофицеров и офицеров обозначался значком, расположенным над галунами.

В отличие от Сухопутных войск форма моряков имела сезонные различия. Она разделялась на летнюю (белую) и зимнюю (тёмно-синюю).

Чины флотских военных чиновников были такими же, как в Сухопутных войсках. Знаки различия были такими же, как у флотских подофицеров и офицеров, но прибор был серебряный.