Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) Звук Х. Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А

Наталья Федюшина
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А»

ТЕМА : «Звук и буква А » .

ЦЕЛЬ : - познакомить детей со звуком и буквой А .

ЗАДАЧИ :

Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» ):

Учить выделять звук А из состава слова ;

Познакомить детей с графическим образом буквы А

Закреплять умение определять позицию звука в слове ;

Упражнять детей в делении слов на слоги;

Коррекционно-развивающие (Образовательная область «Физическое развитие» , «Речевое развитие» ):

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей ;

Развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные (Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие):

Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого .

ОБОРУДОВАНИЕ : зеркала, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, буква А , пособие «Воздушный шар» , презентация, цветные фишки для изображения звуков и составления схем , печенье «АБВГДейка» .

Предварительная работа. Чтение и обсуждение сказки К. И. Чуковского «Айболит» .

Ход ЗАНЯТИЯ:

1 Организационный момент :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : ”Доброе утро! ”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

Доброе утро скажем друг другу!

Доброе утро всем кто в округе!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Дети улыбаются гостям, говорят «Доброе утро» и садятся за столы.

2.«Сообщение темы занятия :

Отгадайте, какой гость хочет к нам сегодня прийти?

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это –доктор… (Айболит)

Кто написал сказку про Айболита? Правильно, Корней Иванович Чуковский. Сегодня мы с вами вспомним эту сказку и попробуем сочинить еще одну историю про Айболита а также познакомимся с новым звуком . Этот звук доктор просит произнести, когда осматривает больное горло. Правильно, это звук А .

3. Знакомство с акустико-артикуляционным образом звука :

Айболит предлагает нам спеть звук А . Возьмите зеркала. Представьте, что у вас в руках ниточка, растягиваем ниточку и поем звук А (А-а-а-а) Ниточка длинная или короткая? (Длинная) Звук А мы можем петь и тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук А называется гласным, от слов глас», голос». Гласные звуки мы обозначаем фишкой красного цвета.

4. Фонетическая зарядка. Изолированное произношение звука А .

Все поют вокруг,

Потому что А - А - А - это гласный звук ,

Красивый и певучий этот гласный звук ,

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков : У,И,А,О,М,П,А,К,О,А,И,А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А

6. Закрепление звука в слогах .

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом .

7. Закрепление звука в словах . Выделение звука А из состава слова .

Игра «Сочиним сказку»

Логопед :- Однажды к Айболиту прилетела птичка с письмом из далекой Африки. Что это была за птица? В ее названии есть наш звук А ?

(Ласточка) Слайд 2.

Правильно - ласточка. Айболит быстро собрался в дорогу, взял с собой чемоданчик, положил туда все, что ему пригодится для лечения больных зверей.

Слайд 3. На слайде картинки : (Чемодан,таблетки,микстура,мазь,бинт,вата,йод,зеленка,градусник,трубочка,банки,ножницы)

Что он взял с собой? В названии обязательно должен быть звук А . (Дети называют предметы со зв. А)

Собрал Айболит чемодан. И тут возникла следующая проблема, на каком транспорте ему можно добраться до Африки. Поможем ребята.

Слайд 4. (Метро, поезд, скутер, воздушный шар) Не забывайте, в названии транспорта должен быть звук А . Дети выбирают нужные картинки и называют слова.

Итак, Айболит полетит не воздушном шаре. (Выставляется дидактическое пособие «Воздушный шар» , на нем картинки : бананы, апельсины, персик, груша, абрикос, лук, чеснок, тыква, картошка)

Логопед :-Ребята, Айболит взял с собой фрукты и овощи, чтобы угостить больных зверей. Они очень полезные, в них много витаминов. Только вот смотрите, шар, почему то не может взлететь. Чтобы он взлетел нужно оставить на земле все овощи и фрукты в названии которых нет звука А . Что оставим (лук, персик, чеснок) . Шар опять не взлетает. Давайте возьмем с собой только фрукты, а овощи оставим на земле. Тогда шар станет еще легче. (Дети называют овощи и убирают их с шара)

Логопед :-Ура! Воздушный шар полетел! Внизу мы видим водоём. Что это может быть? Море или океан (Океан) . Но что это? Слышите? Из шара выходит воздух! Он лопнул!

Упражнение на развитие дыхания «Шар лопнул» : Дети поднимают руки вверх, изображая шар, затем медленно опускают их произнося : ш-ш-ш-ш.

Логопед : Доктор Айболит падает в океан. Как же нам его спасти? Смотрите, здесь огромная акула. Слайд 3. Она что-то хочет нам сказать. -Ребята, она говорит, что нам поможет, если вы справитесь с ее заданием.

Физкультминутка.

Загадки акулы Каракулы :

Вы должны подпрыгнуть столько раз, сколько звуков А в моем имени : Каракула.

Присядьте столько раз, сколько звуков А услышите в слове : арбуз, астра, автобус.

-Прошагайте слова : ба-ран, ба-ра -бан, ба-ла-лай-ка и положите столько зеленых дощечек, сколько шагов вы сделали. (Дети выкладывают слоговую схему слов , получается мостик).

Логопед :-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Помогли Айболиту выбраться на берег. А вот и больные зверята.

Слайд 5. (Антилопа, жираф и зебра) . Давайте их угостим фруктами.

8. Определение позиции звука А в слове .

Игра : «Кому что?»

Логопед : - Ребята, отгадайте, кто из животных получит какой фрукт? Если в названии животного звук А «спрятался» в начале слова,мы дадим ему фрукт, название которого тоже начинается со звука А . Если в середине слова – то и в названии фрукта звук А должен быть в середине,если в конце – то и фрукт ищите тоже со звуком А в конце слова .

Дети определяют место звука А в названии каждого животного, выделяют на схеме и подбирают фрукты, соответствующие этим схемам : антилопа-апельсин, жираф - банан и зебра - груша.

9. Знакомство с буквой А .

Логопед :-Ребята, для вас у Айболита тоже есть угощение, давайте посмотрим что это (Высыпает на поднос печенье «АБВГДейка» )Пока Айболит лечит больных зверят мы познакомимся с буквой А и найдем все буквы А среди других вкусных букв .

(Логопед показывает букву А детям )

А-начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко :

Ноги ставит широко.

10. Пальчиковая гимнастика «Буква «А»

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средние - перекладиной -

ровно лягут в нём.

Безымянный и мизинец

в ладони упираются.

Букву «А» печатную

мы прочесть стараемся .

11. Итог занятия :

Логопед :-Ребята вот и подошла к концу наша сказка.

Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии ? Молодцы ребята!

Доктор Айболит вылечил зверей и отправился в обратный путь. Давайте попрощаемся с ним и с нашими гостями.

Список литературы.

1. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. – М : Просвещение, 1991 г.

2. Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов . – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.

3. О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. – М : Издательство

Тема: Звук «Х». Части тела.

Цель: Познакомить детей со звуком «Х», закрепить части тела.

Задачи:

Коррекционные:

Формировать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую (использование мяча-ёжика) и общую моторику.

Развивающие:

  1. Закреплять навыки выделения нужного звука из слов, чёткое проговаривать (в слогах, в словах, в предложениях), запоминать и называть слова.
  2. Закреплять умение строить диалог.
  3. Активизировать словарь через введение прилагательных и глаголов.
  4. Развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, хоровод).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.
  2. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, песни, танцы, народные костюмы и окружающие предметы.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуком «Х» (хомяк, хобот, хвост, муха, яхта, петух, ухо, пух, мох, кухня). Картинки с изображением хвостов животных (собачий, лисий, заячий, кошачий, волчий, медвежий, львиный, беличий, лошадиный, козий).
  2. Трафареты, листы бумаги, карандаши, мяч-ёжик, сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент

  1. (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, становятся полукругом).

Логопед: Как вы нарядно одеты! Девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Вы собрались в гости? а к кому?

Дети: К Хозяюшке!

Логопед: Когда мы идём в гости, о чем надо помнить?

Дети: Быть нарядными, улыбаться, дарить хорошее настроение и подарки!

Логопед: Правильно, подарки! Мы с вами сейчас давайте в подарок надуем большие шары.

Гимнастика на дыхание. (Дети выполняют движения руками, имитируют надувание шаров).

Эй, мышонок, посмотри Надуваем быстро шарик

Надуваем мы шары: Он становится большой!

Синий, красный, голубой! Вдруг, шар лопнул – воздух вышел

Выбирай себе любой! Стал он тонкий и худой.

Молодцы ребята, хорошие у вас шары получились! Посмотрите на полянку, что это такое?

Дети: Волшебный сундучок!

Логопед: Хотите узнать откуда он взялся и что в нём спрятано? Это сундучок от Хозяюшки, а в нём волшебные картинки и мячик. Нужно угадать какой один и тот же звук встречается в словах (логопед показывает и называет по очереди картинки голосом выделяя звук «Х»).

Дети угадывают звук.

Произношение звука «Х»:

Б) по одному

В) характеристика звука «Х»

Г) автоматизация звука «Х» в слогах

Логопед: Правильно, это звук «Х». А как наш язычок его произносит, давайте посмотрим в зеркале. Где находится язычок? Язычок смотрит вниз. Что происходит с зубами и ртом? (Губы улыбаются, а рот приоткрыт).

Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию.

Логопед: Ребята, звук «Х» - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Логопед: Что будет, если соединить согласный звук «Х» с гласными звуками «А», «О», «У».

Дети: Сочетание «ХА», «ХО», «ХУ».

Логопед: Чтобы лучше запомнить сочетания мы под музыку их прохлопаем. Сначала четыре раза тихо, а на пятый – громко. А потом наоборот.

Логопед: Интересное задание для вас Хозяюшка приготовила. Теперь можно в путь собираться. Какое сейчас время года? Что нужно одеть, мы же пойдём в лес по сугробам.

(Дети называют время года, зимнюю одежду, говорят и показывают).

Логопед: Ребята, на что похож снег?

Дети: На пух!

Под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Белый пух, снежный пух,

Всё, всё, всё в пуху вокруг

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно ух!

А что щекочет – пух!

Логопед: Ребята, мы, наверное, с вами заблудились, здесь какие-то кочки. Попробуем их перепрыгнуть. А домик Хозяюшки в другой стороне? Посмотрите, где он стоит?

Дети перепрыгивают в сторону домика.

  1. Около домика их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте мои любезные, вы шли издалека? Что нового увидели, расскажите последние новости?

Развитие диалогической речи.

(Дети становятся в круг, разбиваются на пары, говорят и показывают).

– На улице две курицы – Ослик, ослик,

С петухом дерутся Где твой хвостик?

Две девицы-красавицы -Хвостик мой пошёл гулять

Смотрят и смеются, Он вернётся ровно в пять!

– Ха – ха – ха, ха – ха – ха!

Как нам жалко петуха!

Хозяюшка: Всё-то вы знаете! А что такое хвост?

Дети: Это часть тела животного.

Хозяюшка: Тогда помогите мне узнать чей это хвост?

Дети садятся за стол. Рассматривают картинки с изображением хвостов животных и по очереди их называют.

Логопед: Мы Хозяюшка ещё и загадки умеем отгадывать.

Домик плавает и ходит, Он носом в землю постучит

Травку щиплет, воду пьёт Взмахнёт крылом и закричит,

Вы не знаете ребята Кричит он даже сонный,

Кто та в домике живёт. Крикун неугомонный.

(Дети отгадывают загадки, называя где «спрятался» звук «Х» в отгадках).

Определение места звука в слове.

Хозяюшка предлагает детям обвести по трафаретам отгадки и заштриховать их.

Развитие мелкой моторики.

Дети дарят свои рисунки на память Хозяюшке.

Хозяюшка: Ребята, части тела животных вы назвали, а части тела человека вы знаете?

Логопед: Мы не только их знаем, но и показать сможем.

(Дети рассказывают стихотворение и показывают части тела).

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове,

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза что так близки.

Щёки, нос и две ноздри

Губы, зубы посмотри!

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой!

Логопед: Много вы частей тела знаете, а знаете ли вы, что каждая из них выполняет свою функцию – работу. Здесь нам и пригодится волшебный мячик-ёжик. Каждый подумает и скажет, что можно делать: руками, ногами, зубами.

(Дети передают мяч по кругу, называя глаголы-действия).

Логопед: Пока вы играли, не забыли новый звук и слова с этим звуком?

(Дети припоминают слова со звуком «Х»).

Хозяюшка: Ребята я тоже знаю слово и в нём тоже есть звук «Х». Это слово – хоровод. Где в этом слове «спрятался» звук «Х».

Логопед: Ребята, мы с вами тоже знаем, что такое хоровод, давайте покажем.

Дети встают в хоровод, поют, выполняют хлопки, имитируя движение игры на дудке, танца.

На зелёном лугу, их вох!

Раз нашёл я дуду, их вох!

То не дудка была, их вох!

Веселуха была, их вох!

Стал я в дудку играть, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали в дудку играть, их вох!

Сергеева Е.В.
учитель-логопед, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 38 г.п.Селятино

1.Знакомство со звуками Л-Ль, четкое произнесение и характеристика звуков, знакомство с буквой Л.

2.Определение места звуков Л-Ль в словах-примерах.

3.Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, работа со схемами.

4.Закрепить представления детей о зиме, зимующих птицах, зимовке диких животных.

5.Закрепить навык составления обобщающего описательного рассказа о зиме с опорой на схему.

6.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

7.Упражнять в выделении «лишнего» слова по смыслу из цепочки слов, учить обосновывать свой ответ.

8.Упражнять в координации речи с движениями.

Оборудование: наборное панно, «Дети заботятся о природе», «Медвежья берлога», иллюстрации диких животных, дидактическое пособие «Чей хвост? Чья голова?», индивидуальные логопедические наборы для детей, зеркала, звуковые схемы слова.

План занятия

1)Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости.

(Дети здороваются и садятся на свои места)

2)Дети, скажите, какое сейчас время года? (зима) Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (декабрь), а какой месяц сейчас идет? (февраль). Зимой холодно, давайте погреем ручки, чтобы не замерзли (дети дышат на руки и трут ладоши)

А теперь разомнем язычок.

3)Артикуляционная гимнастика: «Окошечко» – «Заборчик» - чередование с задерживанием артикуляционной позы, «Почистим зубки», «Качели», «Орешки», «Часики», «Блинчики».

4)–Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы догадаетесь, если отгадаете загадки.

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?…..(белка)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко.

Белый камешек растаял,

На доске свой след оставил.

Повторим все отгадки – беЛка, Лось, меЛ – какой звук есть в каждом слове?

Звук Л – согласный, твердый. Какая есть преграда у языка (Язык упирается в верхние зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Л? (синим квадратом)

Как будет звучать мягко этот звук? (Ль)

Звук Ль – согласный, мягкий. Когда произносим звук Ль, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Ль? (зеленым квадратом)

Посмотрите на панно, здесь примеры слов, в которых «спрятались» звуки Л-Ль, я буду показывать вам на картинку, а вы определите место звука в слове.

Вызываются несколько детей, которые называют предмет и выделяют звук в начале, конце и середине слова.

На письме звук Л обозначается буквой (дети «рисуют» букву в воздухе и на столе, выкладывают ее спичками)

А теперь соединим звук Л с гласными звуками: АЛ, ОЛ, УЛ, ЛА, ЛО, ЛУ.

Отгадайте, кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк)

Выложим слово ВОЛК с помощью схем (выполняется звуко-слоговой анализ слова)

Физкультминутка:

(логоритмическое упражнение на координацию речи с движением)

«Метели»

Летели метели, летели метели Махи руками над головой

Стелили в долинах из снега постели, Наклон вниз

Кружили метели и выли метели, Повороты в стороны

Над лесом, над полем гудели и пели. Наклоны в стороны

5)В начале занятия мы определили, что сейчас зима и назвали зимние месяцы, а по каким признакам мы определяем, что на улице зима? Давайте составим рассказ о зиме (дети отвечают с опорой на схему).

Медведь пока еще спит в берлоге, а вокруг в сугробе спрятались другие дикие животные, посмотрите внимательно, чьи это хвосты?

6)Д/и «Чей хвост?» - один хвост «лишний», уберем эту картинку.

Глазки у вас зоркие, а сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

7)Поиграем в игру «Четвертый лишний» – найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

Декабрь, сентябрь. январь, февраль

Синица, ласточка, ворона, снегирь

Шуба, свитер, шарф, валенки

8)А сейчас мы послушаем, как русские поэты писали о зиме.

Не трещите, морозы, в заповедном бору,

У сосны, у березы не грызите кору!

Полно вам воронье замораживать,

Человечье жилье выхолаживать.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С.А.Есенин

9)Итак, сегодня мы познакомились с новыми звуками Л-Ль и подробно поговорили об уходящей зиме, она подходит к концу, сегодня по календарю ее последний день, за зимой наступит…..(весна). О ней мы поговорим на следующих занятиях.

Вы хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, благодарю вас за работу, занятие закончено.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка» – «трубочка»

- «Лопаточка»

- «Иголочка»

- «Лопаточка» – «Иголочка»

Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька - для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня )

Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а] )

Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

А с какой буквой мы познакомились?

Каким цветом обозначается звук [а]?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Давайте попрощаемся с куклой Аней.

Наше занятие окончено.


Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.