Характеристика второго этапа второй мировой. Битвы второй мировой войны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Причина Второй мировой войны

2. Роль внешней политики СССР в развитии общецивилизационного кризиса

3.Нападение Германии на СССР. Расширение масштабов войны

4. Окончание второй мировой войны

Заключение

Литература

В ведение

Вторая мировая война была самой кровопролитной, массовой и самой жестокой из всех известных вооруженных конфликтов. Несмотря на множество исследований событий второй мировой войны, осмысление этого периода продолжается. Так, за последнее десятилетие обнаружено огромное количество ранее неизвестных архивных документов, что позволяет сделать новые выводы. Даже в настоящее время многие моменты остаются невыясненными и непонятными, особенно не утихают споры и научные дискуссии по поводу начального периода второй мировой войны. Сейчас на Западе возникли стремления пересмотреть итоги Второй мировой войны за счёт стран-правопреемниц СССР в международных отношениях, соответственно этому поднимается новая волна антисоветизма с использованием фальсификации истории. Причины события Второй мировой войны стали актуальной исторической темой для общественного сознания, требующей убедительного научно-исторического обоснования с современных позиций. Вторая мировая война имела свои специфические причины и черты, отличавшие ее от первой мировой войны. Тем не менее, по своим глубинным истокам и определенной преемственности геополитической парадигмы (вплоть до примерного сходства ведущих участников противостоявших блоков и запоздалого подключения к антигерманским коалициям США) обе мировые войны можно рассматривать как всплески глобального кризиса системы международных отношений конца XIX -- первой половины XX в.

1. П ричины второй мировой войны

Вторая мировая война была порождена целым комплексом различных причин. Одна из них -территориальные споры, возникшие после Первой мировой войны, а иногда и много раньше. Передел мира в пользу стран-победительниц в войне 1914-1918 гг., в первую очередь Англии и Франции, потеря Германией и ее союзниками значительной части их прежних территорий, распад двух крупнейших европейских многонациональных империй: Австро-Венгерской и Российской, на развалинах которых возникло девять новых самостоятельных государств (Австрия, Венгрия, Чехословакия, Сербо-Хорвато-Словенское королевство (с 1929 г. - Югославия), Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия), с новыми, нередко спорными границами, стали источником постоянной международной напряженности и военных конфликтов. Большие территориальные изменения произошли в Восточной и Юго-Восточной Европе. Союзница Германии по Первой мировой войне Болгария была вынуждена отдать Южную Добруджу Румынии, Западную Фракию - Греции, а часть западных земель, граничивших с Македонией, - Сербо-Хорвато-Словенскому королевству (будущей Югославии). Румыния, воевавшая на стороне Англии и Франции, кроме Южной Добруджи получила в награду Трансильванию, населенную в значительной части венграми, и захватила у России Бессарабию. Возрожденная в 1918 г.

Польша присоединила к собственно польским землям Западную Украину, Западную Белоруссию, Виленский край Литвы и часть Силезии, предъявила претензии на Тешинскую область, перешедшую к Чехословакии от Германии. Страны, потерявшие часть территории, хотели ее вернуть, а страны, получившие территориальные приращения, стремились их сохранить или приумножить. Румыния конфликтовала с Венгрией из-за Трансильвании, а с Болгарией из-за Добруджи; Болгария - с Грецией из-за Фракии, а с Югославией из-за Македонии; Германия - с Польшей и Чехословакией из-за Силезии и Судетской области. Горечь поражения, оскорбленные национальные чувства, обида на реальные или воображаемые притеснения со стороны соседних государств, стремление прийти на помощь соотечественникам, внезапно оказавшимся за пределами новых государственных границ, разжигались правящими кругами, переплавлялись в ненависть к "врагу", к мечте о реванше и "отмщении", в психологическую готовность к войне.

Постоянные разногласия возникали из-за колониальных владений. В результате Первой мировой войны распалась еще одна многонациональная империя - Оттоманская (Турецкая). Победители отобрали у Германии и бывшей Оттоманской империи их колонии. Англии досталась Германская Восточная Африка (Танганьика), Бельгии - граничившая с Танганьикой немецкая колония Руанда-Урунди (ныне государства Бурунди и Руанда), английскому доминиону Южно-Африканскому Союзу - Германская Юго-Западная Африка (Намибия). Немецкие колонии в тропической Африке - Того и Камерун - разделили между собой Англия и Франция. Немецкие островные владения на Тихом океане (Маршалловы, Каролинские, Марианские острова и др.) перешли к Японии, Австралии и Новой Зеландии. Бывшие владения Оттоманской империи на Ближнем Востоке получили Англия и Франция; Франция - Сирию и Ливан, Англия - Ирак, Палестину и Транс Иорданию. Официально они стали "подмандатными территориями", которыми Англия и Франция управляли на основе мандатов Лиги Наций. Передел колоний сопровождался углублением противоречий не только между победителями и побежденными, но и между европейскими колонизаторами и местным населением, которое ненавидело колонизаторов и стремилось избавиться от них. Во многих колониях росло национально-освободительное движение, добивавшееся независимости. Очень важной причиной Второй мировой войны было соперничество великих держав друг с другом, их стремление к экспансии, к европейской и мировой гегемонии. Военное поражение на время вычеркнуло Германию из числа главных соперников Англии, Франции и США. Ее экономика была серьезно ослаблена. Германию обязали вплоть до 1988 г. платить огромные репарации, ее вооруженные силы резко ограничили. По Версальскому договору 1919 г. победители оставили Германии лишь небольшую добровольческую армию в 100 тыс. человек, вооруженную легким оружием. Она не могла иметь танки, тяжелую артиллерию и военную авиацию. Всеобщая воинская повинность, позволяющая создавать массовые армии, отменялась, Генеральный штаб ликвидировался. Немецкий военно-морской флот победители захватили и потопили. Версальский договор запретил Германии строить подводные лодки и крупные военные корабли водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. На границе Германии с Францией и Бельгией - по Рейну - устанавливалась Рейнская демилитаризованная зона, в которой Германия не могла держать войска и строить укрепления. Огромное военное превосходство Англии и Франции закреплялось их политическим преобладанием в Лиге Наций - международной организации, созданной в 1919 г. по инициативе Президента США В. Вильсона для поддержания послевоенного устройства мира. В первые послевоенные годы Германия не могла соперничать с победителями, но она получала большие кредиты от Англии и США, ее экономика восстанавливалась, население увеличивалось, и в начале 30-х годов Германия в экономическом отношении опередила Францию и Англию. Вновь превратившись в самую населенную и мощную в экономическом отношении державу Европы, Германия потребовала равенства в вооружении, а затем и пересмотра всей Версальско-Вашингтонской системы.

Кроме Германии к пересмотру Версальско-Вашингтонской системы стали призывать Италия и Япония, принадлежавшие к числу победителей в Первой мировой войне, но не удовлетворенные ее результатами. ..Опасность войны особенно возросла, когда в ряде стран пришли к власти диктаторские, авторитарные и тоталитарные режимы, готовые силой изменить существующую систему. Их обшей наиболее характерной чертой была полная или частичная ликвидация демократических прав и свобод, подавление оппозиции, диктатура одной партии во главе с вождем, обладавшим диктаторской властью. На разных языках слово "вождь" звучало по-разному; "дуче" в Италии, "фюрер" в Германии, "каудильо" в Испании, но все такие вожди (нередко выходцы из низов) были "харизматическими личностями", то есть обладали способностью привлекать к себе массы, заставлять их повиноваться и следовать за собой, вызывать восторг и поклонение. Умея улавливать настроения и чувства толпы, обладая сильной волей, хорошими ораторскими, организаторскими и актерскими способностями, они претендовали на роль руководителей нации, воплощающих ее чаяния и надежды. …Особенно большую роль в развязывании Второй мировой войны сыграли фашистские и милитаристские режимы в Италии, Германии и Японии. Главой государства Япония традиционно являлся император. 124-й император Японии Хирохито избегал прямо вмешиваться в текущие государственные дела. Повседневное руководство страной осуществлял Совет министров, который назначался императором, нес перед ним ответственность и выполнял его указания. Существовавшие в Японии парламент и политические партии не играли большой роли. На практике важнейшие ретошения часто принимали руководители армии и флота. Они не были подотчетны ни парламенту, ни премьер-министру и подчинялись только императору. Закон "О всеобщей мобилизации нации", принятый в 1938 г., позволял правительству запрещать забастовки и демонстрации, закрывать неугодные газеты. …К противоречиям и конфликтам капиталистического мира добавлялись его конфликты и противоречия с Советской Россией (с 1922 г. - Советским Союзом) - первым государством, которое провозгласило и записало в своей Конституции, что оно ставит своей основной задачей "установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах" в результате "победы международного рабочего восстания против ига капитала. Советский Союз поддерживали созданные во многих странах коммунистические партии, которые считали СССР отечеством всех трудящихся, прокладывающим человечеству путь к счастливой, свободной жизни без капиталистической эксплуатации и угнетения. В 1919 г. они объединились единую мировую партию - Третий (Коммунистический) интернационал (Коминтерн), в уставе которого было сказано, что он ведет борьбу "за установление мировой диктатуры пролетариата, за создание Всемирного союза социалистических советских республик, за полное уничтожение классов и осуществление социализма - этой первой ступени коммунистического общества". ..Советская пропаганда, подчиненная строжайшей цензуре, именовала Сталина "гениальным вождем и учителем", "отцом народов", бесконечно любимым и близким всем людям. Подобно Гитлеру, Сталина безмерно превозносили; каждое его слово считали вершиной мудрости, публиковали восторженные воспоминания людей, которые встречали или хотя бы просто видели вождя, фактически власть Сталина являлась безграничной и бесконтрольной. Как и Ленин, Сталин был убежден, что "существование Советской республики рядом с империалистическими государствами продолжительное время немыслимо", а потому "ряд самых ужасных столкновений между Советской республикой и буржуазными государствами неизбежен".

Ленин сказал эти слова в 1919 г., а Сталин сослался на них, как на очевидную истину, в 1938 г. Полагая, что война неизбежна, он считал наиболее выгодным вступать в нее не сразу, а во вторую очередь, когда ее участники взаимно истощат друг друга и Советский Союз сможет оказать решающее воздействие на ход и исход войны, дожидаясь момента, когда ослабнут оба врага и можно будет присоединиться к тому, кто сулит наибольшую выгоду.

В принципе Советский Союз, как социалистическое государство, относил к числу своих врагов весь "мировой капитализм", то есть все капиталистические страны. На практике Советский Союз стремился использовать противоречия между капиталистическими государствами и сближался с теми из них, чья политика, по мнению советского руководства, в наибольшей степени соответствовала интересам СССР.

2. Роль внешней политики СССР в развитии общецивилизационного кризиса

В середине 30-х годов, осознав, хотя и с опозданием, опасность фашизма, советские лидеры попытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. Как уже отмечалось, в 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, в 1935 г. были заключены договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Однако военная конвенция с Францией так и не была подписана. Лига Наций в борьбе за мир оказалась малоэффективной, а после Мюнхенского соглашения СССР вообще оказался в политической изоляции. Военная помощь Чехословакии, которую ей предлагал СССР, была отвергнута. Более того, СССР оказался перед угрозой войны с Японией. (Летом 1938г. японские войска вторглись на советский Дальний Восток в районе озера Хасан, а в мае 1939 г. -- на территорию Монголии.) Большевистское руководство стало маневрировать. 10 марта 1939 г. Сталин на ХУШ съезде ВКП(б), подвергнув жесткой критике политику Англии и Франции, неожиданно заявил, что именно эти державы (а не фашистская Германия) являются главными поджигателями войны. Тем не менее, стремясь воспользоваться начавшимся «прозрением» общественного мнения на Западе в отношении фашистской угрозы, а одновременно и оказать давление на Германию, побудив ее к улучшению обострившихся после 1933 г. отношений с СССР, 17 апреля 1939 г. советское правительство предложило Англии и Франции заключить Тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии. В то же время Гитлер, стремясь не допустить блока западных держав с Россией, предложил им заключить «пакт четырех» между Англией, Францией, Германией и Италией. Переговоры СССР с Англией и Францией пробуксовывали. Западные

правительства стремились не столько к реальным соглашениям с Советами, сколько к тому, чтобы оказать давление на Гитлера, а заодно и успокоить общественное мнение. Таким образом, в начавшейся в Европе большой дипломатической игре каждая из трех сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. В этих условиях СССР в наибольшей степени оказался заинтересованным в том, чтобы достичь каких-то соглашений и тем самым обеспечить свою безопасность. 3 мая 1939 г. нарком иностранных дел М.М.Литвинов -- сторонник союза с западными демократиями и еврей по национальности -- был заменен В.М.Молотовым. Это было недвусмысленным симптомом изменения акцентов внешней политики СССР. 30 мая германское руководство дало понять, что готово к улучшению отношений с СССР. 23 мая Гитлер окончательно утвердил план вооруженной борьбы с Францией и Англией на западном фронте и поэтому был заинтересован во временном союзе с СССР. Причем, в отличие от лидеров Англии и Франции, он готов был идти на реальные уступки. Решение о начале переговоров с Германией и об улучшении политических отношений с ней Сталин принял в конце июля. Однако он не отказался еще и от контактов с западными демократиями. Донесения разведки о развертывании немецких войск против Польши, которое должно быть завершено между 15 и 20 августа, еще более активизировало советскую дипломатию. По инициативе СССР 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры с военными миссиями Англии и Франции. Сразу же выявилось нежелание западных представителей брать на себя определенные обязательства, а затем и крайняя «скромность» предложений англичан. В то время как СССР был готов выставить против агрессора 136 дивизий, Великобритания -- только 6. К тому же Польша отказывалась пропустить через свою территорию советские войска и совместные военные действия против Германии оказывались крайне затруднены. По-видимому, это окончательно убедило Сталина в несерьезности своих «демократических» партнеров. Гитлер же не только выражал явную готовность договориться с СССР, но и своей предшествующей политикой успел зарекомендовать свою «дееспособность». Решительность и сила фюрера, представлявшая столь яркий контраст с «соглашательской», «беззубой» политикой западных держав, явилась в глазах Сталина важнейшим аргументом в пользую союза с Германией. К тому же, благодаря усилиям советской разведки, Сталин уже с марта 1939 г. знал о планах фашистской Германии по нападению на Польшу и развертыванию войны с Францией и Англией. Соглашение с Гитлером поэтому позволяло оттянуть вступление СССР в войну. Более того, оно давало возможность не только сохранить в неприкосновенности советские границы (как это было бы, по-видимому, в случае успеха переговоров с Англией, и Францией), но и существенно их расширить. Последнее было важно для Сталина не только в силу пробуждавшихся имперских амбиций, стремления вернуть территории, принадлежавшие Российской империи, но и из-за идеологических соображений. К-тому времени Сталин понял, что в силу спада революционного движения на Западе стратегическая цель коммунистов -- расширение сферы социализма может быть достигнута не в результате внутренних процессов в европейских странах, а лишь благодаря военно-политической мощи СССР.

Таким образом, договор с Германией сулил, казалось, двойную выгоду, перекрывавшую идеологические «неудобства» и рискованность соглашения с фашистским агрессором. Убедившись в провале переговоров с Англией и Францией (14 августа эту мысль высказал и глава английской миссии адмирал Р.Драке), Москва пошла навстречу настойчивым предложениям Германии о форсировании советско-германских соглашений. В ночь на 20 августа в Берлине было подписано торгово-кредитноё соглашение. 21 августа глава советской делегации К.Е.Ворошилов прервал переговоры с французской и английской военными миссиями на неопределенный срок. В тот же день было дано согласие на приезд в Москву министра иностранных дел Германии Риббентропа для подписания пакта о ненападении.

3. Нападение Германии на С ССР. Расширение масштабов войны

Планы вторжения в СССР начали обсуждаться в германских военных штабах вскоре после поражения Франции. В декабре 1941 была подписана директива «Барбаросса», предусматривающая молниеносный разгром Советского Союза (максимум в течение 5 месяцев), быструю оккупацию важнейших районов страны, захват Москвы и выход на линию Архангельск -- Астрахань. Операции против Великобритании было решено отложить до полного разгрома СССР.

22 июня 1941 фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советский Союз удар огромной силы -- 190 дивизий (5,5 млн. человек), свыше 3 тыс. танков, около 5 тыс. самолетов. Для ведения войны против СССР была создана коалиция, основой которой стал «Антикоминтерновский пакт», а затем Берлинский пакт (т. н. Тройственный), заключенный в 1940 между Германией, Италией и Японией. К активному участию в агрессии были привлечены войска Румынии, Финляндии, Венгрии. В целях военно-экономического обеспечения похода против СССР использовались ресурсы почти всех европейских государств. Кроме того, в боевых действиях на советско-германском фронте принимали участие итальянские войска, испанская дивизия, хорватские, словацкие, французские части, подразделения добровольцев из других оккупированных Германией стран.

Советский Союз не был готов к отпору фашистского нашествия. Красная Армия находилась в стадии реорганизации. Высший командный состав накануне войны был репрессирован. Советское правительство (прежде всего И. В. Сталин) допустило просчеты в определении сроков начала войны. Опасение спровоцировать Германию привело к тому, что армия и флот своевременно не были приведены в боевую готовность.

Лето и осень 1941 были наиболее критическими для Советского Союза. Немецко-фашистские войска вторглись в пределы страны на глубину от 850 до 1200 км. Миллионы людей погибли на фронтах, оказались в оккупации или в гитлеровских лагерях. Однако Германии не удалось достичь своих стратегических целей, захватить Ленинград и Москву. Красная Армия в тяжелых боях измотала силы врага. Промышленные предприятия эвакуировались на восток. В тылу противника развертывалась партизанская война.

Обескровив наступавшие группировки вермахта, советские войска в ходе битвы под Москвой перешли 5-6 декабря 1941 в контрнаступление. Враг был отброшен на запад на 100-350 км. Победа Красной Армии зимой 1941-42 явилась началом коренного перелома в войне. Народы оккупированных стран активизировали борьбу против завоевателей.

США и Великобритания осуществляли в СССР значительные военные поставки. Протокол о поставках был подписан на совместной конференции СССР, США и Великобритании в Москве в октябре 1941. США предоставляла военную продукцию СССР на основе закона о ленд-лизе. Военная помощь союзников, прежде всего самолетами и автомашинами, оказала значительную поддержку СССР в войне.

7 декабря 1941 нападением на американскую военную базу Перл-Харбор Япония развязала войну против США. 8 декабря США, Великобритания и ряд других государств объявили войну Японии, 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Вступление в войну США и Японии повлияло на соотношение сил, увеличило масштабы вооруженной борьбы. Антигитлеровская коалиция значительно усилилась. 1 января 1942 26 государств (СССР, США, Великобритания, Китай, Канада и др.) подписали Декларацию Объединенных Наций. Ее участники обязались использовать свои военные и экономические ресурсы для борьбы против фашистского блока. Важнейшие решения по вопросам ведения войны и послевоенного устройства мира на демократических основах принимались на совместных конференциях руководителей (Ф. Рузвельта, И. В. Сталина, У. Черчилля) ведущих союзных держав -- участников антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании в Тегеране (1943), Ялте и Потсдаме (1945).

В 1941 -- первой половине 1942 на Тихом океане, в Юго-Восточной Азии и Северной Африке союзники СССР отступали. Япония захватила часть Китая, Французский Индокитай, Малайю, Бирму, Сингапур, Таиланд, нынешнюю Индонезию и Филиппины, Гонконг, вышла на подступы к Австралии и Индии.

Используя отсутствие второго фронта в Западной Европе и сосредоточив против СССР максимум сил, немецко-фашистские войска перешли летом 1942 в наступление с целью захватить Кавказ и Сталинград и тем самым лишить СССР ресурсов, необходимых для ведения войны. Героическая оборона Сталинграда сорвала планы гитлеровского командования. 19 ноября 1942 советские войска перешли в контрнаступление, завершившееся к февралю 1943 окружением и полной ликвидацией более чем 330-тысячной группировки противника под Сталинградом. Красная Армия, захватив стратегическую инициативу, развернула общее наступление.

Осенью 1942 западные союзники остановили продвижение противника в Северной Африке и у границ Индии. Победа 8-й английской армии генерала Б. Монтгомери под Эль-Аламейном(октябрь 1942) и высадка в Северной Африке англо-американских войск (ноябрь 1942) переломили ситуацию в пользу союзников на этом театре военных действий. Успех военно-морских сил США в сражении у атолла Мидуэй (июнь 1942) улучшил их положение на Тихом океане.

Одно из главных военных событий 1943 -- победа Красной Армии в битве под Курском. Только в районе Прохоровки (южнее Курска), где 12 июля произошло крупнейшее встречное танковое сражение Второй мировой войны, противник потерял 400 танков и более 10 тыс. убитыми. Фашистская Германия и ее союзники были вынуждены перейти к обороне на всех фронтах. Осенью 1943 советские войска сумели форсировать Днепр. Началось освобождение правобережной Украины. В этом же году войска западных союзников высадились в Италии. В 1943 -- на морских коммуникациях в Атлантическом океане, где военно-морские силы США и Великобритании постепенно взяли верх в борьбе с германскими подводными лодками. Наступил коренной перелом во Второй мировой войне в целом.

В 1944 крупнейшей на советско-германском фронте стала Белорусская стратегическая операция, в результате которой советские войска вышли к границе Польши. Красная Армия начала освобождение захваченных агрессорами стран Восточной и Центральной Европы. Одной из задач Белорусской операции было оказание содействия Нормандской десантной операции.

4 . Окончание второй мировой войны

6 июня началась крупнейшая десантная операция союзных войск во Второй мировой войне -- высадка в Нормандии (на севере Франции). Она ознаменовала открытие второго фронта в Европе, на который СССР рассчитывал еще в 1942. Однако и после его открытия главным фронтом войны оставался советско-германский, где действовало в 1,8 -- 2,8 раза больше войск стран фашистского блока, чем на других фронтах. В 1944 США и Великобритания развернули наступление на Тихом океане и Китайско-Бирманском театре военных действий. В Европе зимой 1944 -- 1945 в ходе Арденнской операции немцы нанесли серьезное поражение союзным войскам. Выйти из сложного положения им помогло зимнее наступление Красной Армии, начатое по просьбе союзников раньше намеченного срока. В Италии союзные войска медленно продвигались на север, и с помощью партизан овладели в начале мая всей территорией страны. На Тихом океане вооруженные силы США, разгромив японский военно-морской флот, приблизились непосредственно к Японии.

В апреле -- мае 1945 советские войска в ходе Берлинской и Пражской операций разгромили последние группировки немецкой армии и встретились с западными союзниками. Войска США и Великобритании, в составе которых вели боевые действия воинские части «Сражающейся Франции», освободили ряд стран Западной Европы, частично Австрию и Чехословакию. Вооруженные силы Германии безоговорочно капитулировали. 8 мая в большинстве стран Европы и 9 мая в Советском Союзе стали Днем Победы.

Выполняя союзнические обязательства, а также в целях обеспечения безопасности своих дальневосточных границ, СССР в ночь на 9 августа 1945 вступил в войну против Японии. Наступление Красной Армии вынудило японское правительство признать окончательное поражение. Атомные бомбардировки авиацией США японских городов Хиросимы (6 августа) и Нагасаки (9 августа), осужденные впоследствии мировой общественностью, также сыграли в этом свою роль. 2 сентября 1945 подписанием акта о капитуляции Японии вторая мировая война закончилась. 20 ноября 1945 начался Нюрнбергский процесс над группой главных германских нацистских военных преступников.

Цена победы была исключительно велика. Советский Союз, вынесший основное бремя войны, потерял св. 27 млн. человек. Национальное богатство страны сократилось почти на 30 % (в Великобритании -- на 0,8 %, в США -- на 0,4 %). Итоги Второй мировой войны привели к крупным политическим изменениям на международной арене.

Заключение

Вторая мировая война не являлась последствием политики Гитлера или отдельной нации. Она была закономерностью политических действий всей Европы. Вторая мировая война, стоила человечеству огромных сил, жертв, страданий. «Ни одна из войн не может сравниться с ней по размаху и ожесточенности борьбы. Ни один из военных конфликтов прошлого не может стать в одном ряду с ней по глубине политических, социальных, экономических, общественных последствий, по размерам воздействия на судьбы мира». В случае победы фашизма в этой войне, цивилизации был бы нанесен значительный урон, который привел бы к кризису, к порабощению многих наций. Среди классовых, политических, экономических противоречий, в капиталистическом мире, накануне войны отчетливо выделялась ведущая политическая тенденция наиболее реакционных империалистических сил Запада: «позволить фашизму развязать эту войну, в которой, как надеялись, он сокрушит Советский Союз». Запад хотел натолкнуть гитлеризм в одном направлении. Война против Советского Союза составляла главнейшую часть программы нацизма. Но, кроме того, он хотел завоевать мировое господство. Победа над СССР должна была стать решающей, к созданию мировой фашистской сверхимперии. Ход истории сложился таким образом, что те, кто из западных столиц перед войной вдохновлял «восточную ориентацию» агрессии нацизма, оказались вынужденными потом, в ходе войны, благословлять Советский Союз, который остановил движение нацизма к мировому господству, развеял в прах всю его внешнеполитическую программу, внес решающий вклад в полное сокрушение гитлеровского рейха.

Литература

мировой война советский фашизм

1. Краткий исторический справочник «Великая Отечественная война 1941-1945г. События. Люди. Документы». М.: 1990.

2. Орлов А.С Георгиев В.А. История России. - М.: Проспект, 2003.

3. Фридо фон Зенгер. Хроники Второй мировой войны. -М.: Юнити, 2003.

4. Кульков Е.Н. Правда и ложь о второй мировой войне. -М.: Просвещение, 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Второй мировой войны. Первый период войны. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Расширение масштабов войны. Открытие второго фронта в Европе. Окончание второй мировой войны.

    реферат , добавлен 28.04.2004

    Победа над фашизмом, создание международно-правовых институтов и обновление мирового порядка как итоги Второй Мировой войны. Оценка вклада советского народа в победу над фашизмом. Человеческие и материальные потери СССР в Великой Отечественной войне.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Итоги Первой мировой войны 1914-1918 гг. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Международная обстановка накануне Второй мировой войны. Предпосылки развязывания Второй мировой Войны 1939-1941 гг. Договор о ненападении "Пакт Молотова - Риббентропа".

    презентация , добавлен 16.05.2011

    Великая Отечественная война Советского Союза как составная часть и главное содержание второй мировой войны. Причины трудностей в начале войны, источники победы Советского союза. Важнейшие итоги войны. Преобразования в системе международных отношений.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Главные военные операции начала второй мировой войны в 1939 – декабре 1941 годов. Группировка вооруженных сил Польши согласно плану "Запад". Основные сражения второй мировой войны в 1942–1943 годах. Характеристика войны на Балканах и в Африке.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Вторая мировая война - самый крупный военный конфликт в истории человечества. Причины победы Советского Союза над гитлеровской Германией. Политические последствия второй мировой войны и новый внешнеполитический курс. Международное влияние СССР.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Главные причины Второй мировой войны. Антигитлеровский блок, основные этапы войны. Битва за Москву в 1941-1942 годах. Сталинградская битва 1942-1943 гг. Курская битва 1943 года. Итоги Второй мировой войны. Значение военных действий для Советского Союза.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Мог ли мир избежать Второй мировой войны. Что защищали граждане страны советов. Источники победы советского народа и народов антигитлеровской коалиции. Цена победы и могла ли она быть иной. Итоги Великой Отечественной войны, Второй мировой и их уроки.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Причины Второй мировой войны. Что подготовило кровавую бойню стольких народов и стран? Уроки войны для немцев. Новая расстановка сил в мировом сообществе - один из важнейших итогов Второвой мировой войны. Вклад СССР и его союзников в победу над фашизмом.

  • 10. Ранний итальянский гуманизм и его представители. 7,10
  • 1. «Природосообразность» – материалистическое истолкование законовприроды.
  • 2.Антропоцентризм – человек – венец природы.
  • 3.Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму.
  • 11. Становление и специфика развития европейского индустриального (капиталистического) общества в эпоху Нового времени.
  • 1. Завершение аграрной революции.
  • 2. Увеличилось городское население.
  • 3. Появились новые классы общества: промышленная буржуазия – фабриканты; раб. Класс – пролетариат. Фабричная буржуазия вступает в борьбу с земельной аристократией.
  • 12. «Великие революции» Нового времени и их последствия. 7, 10
  • 1. Начало революции: 1640-1642 гг.;
  • 1. Лорд – протектор Англии, Шотландии и Ирландии (о. Кромвель);
  • 3. Государственный Совет.
  • 11 Августа 1792 г. Во Франции была фактически ликвидирована монархия.
  • 21 Сентября во Франции была провозглашена Республика (Первая Республика). Девизом Республики стал лозунг «Свобода, равенство и братство».
  • 13. Особенности внешней и колониальной политики европейских государств и сша в XVIII – первой половине XIX вв. 7, 8, 10
  • 1. Борьба Англии за гегемонию на море с Голландией, Испанией и Францией.
  • 14. Генезис идеологии индустриального общества в странах Запада: от Просвещения до либерализма. 7, 8, 10
  • 15. Специфика процессов национального объединения Германии и Италии во второй половине XIX века. 8, 11
  • 16. Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Запада на рубеже XIX – XX вв. 8, 11
  • 17. Международные отношения в Европе во второй половине XIX – начале XX века. Первая Мировая война. 8, 9, 11
  • 18. Кризис традиционной китайской цивилизации при династии Цин
  • 2. Создание системы образования, охватывающей все уровни общества,
  • 3. Реформу системы судопроизводства.
  • 19. Влияние колониальной эксплуатации на традицонное общество в Индии в XIX – начала XX в. 9, 11
  • 9 Класс:
  • 11 Класс:
  • 20. Кризис традиционной японской цивилизации в период сегуната Токугава. 7, 9
  • 7 Класс
  • 21. Версальско-вашингтонская система междунарожных отношений: становление, эволюция, кризис. 9, 11
  • 9 Класс
  • 11 Класс
  • 22. Мировой экономический кризис 1929 – начала 30-х гг. Причины, региональные особенности, пути преодоления, итоги и значение. 9, 11
  • 23.Европейский тоталитаризм и авторитаризм 20-30 х гг. 9, 11
  • 9 Класс:
  • 11 Класс:
  • 24. Левые силы Европы между двумя мировыми войнами. Народные фронты и Гражданская война в Испании. 9, 11
  • Тема 2. Особенности развития европейских демократий: Франция и Великобритания в межвоенный период.
  • 25. Международные отношения в Европе в предвоенные годы.Политика «умиротворения агрессора» и её итоги. 9, 11
  • 26. Комплексная характеристика Второй Мировой войны и её итогов. 9, 11
  • 27. Международные отношения в период «холодной войны» (1946 – 1991 гг.) 9, 11
  • 28. Специфика социально-экономического и политического развития стран Запада во второй половине XX века. 9, 11
  • 9 И 11 класс.
  • 29. Становление, развитие и крах социалистической системы в странах Восточной Европы. Государства региона на современном этапе исторического развития. 9, 11
  • 30. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв. 9, 11
  • 1.Высокий уровень использования информации для развития экономики.
  • 31. Особенности антиколониального движения в Индии межу двумя мировыми войнами. Предоставление Индии независимости. 9, 11
  • 32. Китай в первой половине XX века. 9, 11
  • 33. Основные проблемы и противоречия развития независимой Индии. 9, 11
  • 34. Основные этапы строительства социализма в Китае (1949 – 1979 гг.) 9, 11
  • 35. Реформы Дэн Сяопина. Китай на рубеже XX - XXI вв. 9, 11
  • 36. Япония во 2 пол. XX в.: основные тенденции соц-экономич. И политич. Развития. 9, 11
  • 37. Палестинская проблема в международных отношениях. 9, 11
  • 38. Крушение колониальной системы в Африке. 9, 11
  • 39. Западная историческая наука в начале – середине XX века.
  • 40. Западная историография на рубеже XX – XXI вв.
  • 42. Основные этапы развития самодержавия в России. 6,7,8, 10
  • 43. Генезис и основные особенности развития российской мануфактуры в XVII – XVIII вв. 7, 10
  • 44. Формирование и развитие системы крепостного права в конце XVI – начале XIX в. 6, 10
  • 45. Социальные движения в России в XVII – XVIII вв. 7, 10
  • 1 Концентр
  • 2 Концентр
  • 46. Церковь и её роль в истории России X – начала XVIII вв. 6, 7, 10
  • 47. Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX – XX вв. 6-10
  • 47. Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX – XX вв.
  • 1 Концентр
  • 2 Концентр
  • 48. Превращение России в великую европейскую державу. Основные этапы внешней политики от Северной до Отечественной войны 1812 г. 7,8, 10
  • 49. Образование Древнерусского государства (IX – XI вв.). 6, 10
  • 50. Основные тенденции развития Руси в удельный период. 6, 10
  • 2) Развитие с/х, его усложнение
  • 51. Моноголо-татарское нашествие на Русь и его последствии. Русь и Золотан Орда в хш - XIV вв. 6, 10
  • 52. Объединение Руси XIV - XV вв. Становление единого рос. Гос-ва. 6, 10
  • 53. Реформы Петра Великого и их значение. 7, 10
  • 54. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка и осуществление, значение. 8, 10
  • 56. Основные этапы революционного движения в XIX – начале XX в. 8, 10
  • 57. Революция и реформы в России (1905 - 1914 гг.) 9, 11
  • 58. Падение самодержавия в России и его причины. Развитие революции ль Февраля к Октябрю. 9
  • 59. Причины, характер и значение гражданской войны в России в 1918 – 1920 гг. Причины победы большевиков в Гражданской войне. 9
  • 60. Формирование советской политической системы (917 – 1930-е гг.). 9, 11
  • 61. Национально-государственная политика Советской власти в 1917 – 50-х гг. 9
  • 62. Экономическая политика первых лет Советской власти: отвоенного коммунизма к нэпу. 9
  • 63. Огосударствление совесткой экономики. Индустриализация и коллективизация в ссср. 9
  • 64. Основные особенности и этапы внешней политики ссср между двумя мировыми войнами. 9
  • 65. Великая Отечественная война: крупнейшие военные операции 1941-1945 гг. 9, 11
  • 66. Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы вов. 9, 11
  • 67. Ссср во второй половине50 - первой половине 80-х гг. 20 века. От попыток либерализации к всеобщему кризису. 9, 11
  • 68. Основные направления и этапы внешней политики ссср в годы «холодной войны». 9, 11.
  • Из речи у.Черчилля в Фултоне
  • 69. «Перестройка» в ссср: истоки, этапы, итоги. Распад ссср и его причины. 9, 11
  • 2. Распад ссср (1991 – 1992 гг.)
  • 70. Становление новой российской государсвтенности в 1990-е гг.
  • 71. Основные этапы развития исторической науки в России XVIII – начале XX вв.
  • 72. Основные этапы развития советской исторической науки.
  • 26. Комплексная характеристика Второй Мировой войны и её итогов. 9, 11

    Предпосылки:

    1) пораж-е Герм.в ПМВ и унизит.усл-я версальск.мира(т.е. глав.проблема Верс.-Ваш.с-мы-побеители не смогли побеждённые были максимально унижены)

    1)Рост реваншистских настроений в кругах Герм. определил фактор прихода к власти Гитлера + экон.униженность-предпос-ка д/внеш.агрессии

    2)МЭК-фактор экон и полит дестабилизации Европы

    3) перед победителями встала задача-ликвидировать опасность распр-я коммунизма из большевистской России. Созданы буферные гос-ва(Венгрия,Чехосл.,Польша),Россия исключена из Верс.процессаРуководство ССП с 30х гг отказывается от идей мировой революции.но вопрос с повестки дня не снимается.

    4) Оказалось, что чуть ли не все страны Восточной Европы имеют друг к другу претензии (Турция лишена терр-ий, ЯпонияVSКитай)

    Подписание пакта Риббентропа-молотова(23.08.39обязывались воздерж-ся от напад-я др.на др.и соблюдать нейтр-т , если 1 из них становилась объектом воен.действий 3й стороны.) дало германии понять что войны на 2 фронта не будет

    ПРИЧИНЫ:

    1)желание герм.пересмотреть верс.систему

    2)отказ польши идти на тер.уступки германии,несмотря на то что страны запада желали продолжить поитиику умирот.агрес.

    3)Лига наций полностью себя дискридитирует.Крах верс.системы.ПРОвал идеи создания сист.коллект.безопасности в Европе.

    Т.о. это с-ма территориальных, колониальных споров, сущ-е СССР, диктаторские режимы,соперн-во вед.держав.

    Зап.и сов.истор.наука делят войну на 3 периода . Сов.историки 2мв совпадает с отечественной: 1)начальный2)корренной перелом 3)завершающий этап

    1)нач. сент 1939- ок.1942- европейский и африканский театр вд

    2)коренной пер.42-44 – стратегия руководства переходит к старнам оси.Создание антигитреловской коалиции

    3)заверш.- нач 44г.- на западном фронте в отличии от восточного крупных операций не было! На западе зак.в мае 1945, в тихоокеанском в сентябре.

    Характеристика:

    Война моторов-осн.сила танки и авиация=армия меневреннее,быстрее.

    С полит тз война носила империалистический характер, для коалиции-антифашистский и освободительный характер.

    Непосредственным предлогом к нападению на Польшу явилась провокация Германии на их совместной границе (г. Гливиц), 1 сентября 1939 г. 57 немецких, дивизий (1,5 млн. человек), около 2500 танков, 2000 самолетов вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война.

    Англия и Франция объявили войну Германии уже 3 сентября. С 3 по 10 сентября в в/ну VS Герм. вступ.Австралия,Н.Зеландия,Индия,Канада;США-в нейтр-те, Яп.заяв.о невмеш-ве в Европ.в/ну.

    Таким образом, ВМВ началась как война между буржуазно-демократическим и фашистско-милитаристским блоками.

    1) До 10 мая 1940 г. Англия и Франция не вели практ.воен.действий, поэт.этот период получ. назв-е "странная война". Пассивностью союзников воспольз-сь Герм., расширяя агрессию, оккупировав в апр.1940 г. Данию и Норвегию и перейдя в наступ-е от берегов Северного моря до "линии Мажино". В течение мая капитулир.правит-ва Люксемб., Бельг., Голлан. 22.06.40 г-перемирие Фр.с Германией в Компьене. В рез-те создано на ее юге коллаборационистское гос-во во главе с маршалом А. Петеном (1856-1951) и административным центром в г. Виши (так называемый "вишистский режим"). Францию сопротивляющуюся возглавил генерал Шарль де Голль (1890-1970).

    10 мая-измен-я и в рук-ве Gb, главой Воен.кабинета назначен Черчилль, чьи антигерманские, антифашистские и антисоветские настроения были хорошо известны. Период "странной воины" закончился.

    Авг.1940-май 1941-нем.команд-е организ.систематич.авиац.налеты на города Англии, пытаясь заставить ее руководство выйти из войны.Усилила натиск Германия и на страны Юго-Восточной Европы.

    Италия в 1940-развивала воен.действия в Африке, наступая на колон.владения Анг.и Фр. (Вост. Африка, Судан, Сомали, Египет, Ливия, Алжир, Тунис). Дек.1940-англичане принудили ит.войска к капитуляции. Германия поспешила на помощь союзнику.

    Политика СССР на первом этапе войны не получила единой оценки. Значит.часть росс.и иностр. исслед-лей считают ее пособнической в отн-ии Германии, на что дают основание соглашение СССР и Германии в рамках пакта Молотова - Риббентропа и тесное воен.-политич., торговое сотрудничество двух стран вплоть до начала агрессии Герм.VS СССР. Точка зрения, обращающая вним-е на выгоды, получ.СССР от сотр-ва с Герм.на 1м этапе ВМВ, корректирует эту оценку, позволяя говорить об укреплении СССР в рамках выигранного им времени для подготовки к отражению неминуемой агрессии, что в конечном счете обеспечило последующую Великую победу над фашизмом всего антифашистского лагеря.

    2)Второй этап войны (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942 г.) характеризовался вступлением в войну СССР, отступлением Красной Армии и первой ее победой (битва за Москву), а также началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Так, 22 июня 1941 г. Англия заявила о полной поддержке СССР, а США почти одновременно (23 июня) выразили готовность оказать ему экономическую помощь. В результате 12 июля в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии, а 16 августа - 6 товарообороте между двумя странами. В том же месяце в результате совещания Ф. Рузвельта (1882-1945) и У. Черчилля была подписана Атлантическая хартия, к которой в сентябре присоединился СССР. Однако в войну США вступили 7 декабря 1941 г. после трагедии на Тихоокеанской военно-морской базе Перл -Харбор. Развивая наступление с декабря 1941 г. по июнь 1942 г., Япония оккупировала Таиланд, Сингапур, Бирму, Индонезию, Новую Гвинею, Филиппины. 1 января 1942 г. в Вашингтоне 27 государств, находившихся в состоянии войны со странами так называемой "фашистской оси", подписали декларацию Объединенных наций, что завершило нелегкий процесс создания антигитлеровской коалиции.

    3)Третий этап войны (сер.ноя.1942-кон.1943)-корен.переломом в ее ходе, что означало потерю стратегической инициативы странами фашистской коалиции на фронтах, превосходством антигитлеровской коалиции в экономическом, политическом и моральном аспекте. На Восточном фронте Советской Армией были одержаны крупнейшие победы под Сталинградом и Курском. Англо-американские войска успешно наступали в Африке, освободив от германо-итальянских соединений Египет, Киренаику, Тунис. В Европе в результате успешных действий на Сицилии союзники заставили капитулировать Италию. В 1943 г. окрепли союзнические отношения стран антифашистского блока: на Московской конференции (октябрь 1943 г.) Англией, СССР и США были приняты декларации об Италии, Австрии и о всеобщей безопасности (подписана также Китаем), об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления.

    На Тегеранской конференции (28 ноября - 1 декабря 1943 г.), где впервые встречались ф. Рузвельт, И. Сталин и У. Черчилль, было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. В конце 1943 г. на конференции руководителей Англии, Китая и США аналогично был решен японский вопрос.

    4)На четвертом этапе войны (с конца 1943 г. - по 9 мая 1945 г.) шел активный процесс освобождения Советской Армией западных областей СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии и т. д. В Западной Европе с некоторым опозданием (б июня 1944 г.) был открыт Второй фронт, шло освобождение стран Западной Европы.

    На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) руководители Англии, СССР и США решали судьбу Германии, Польши, Югославии, обсуждали вопрос о создании Организации Объединенных Наций (создана 25 апреля 1945 г.), заключили соглашение о вступлении СССР в войну против Японии.

    Результатом совместных усилий явилась полная и безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г., подписанная в предместье Берлина Карл-Хорст.

    5) Заключительный, пятый этап Второй миро- вой войны проходил на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии (с 9 мая по 2 сентября 1945 г.). К лету 1945 г. союзнические войска и силы, национального сопротивления освободили все захваченные Японией земли, а американские войска заняли стратегически важные острова Иродзима и Окинава, нанося массированные бомбовые удары по городам островного государства. Впервые в мировой практике американцы произвели две варварские атомные бомбардировки городов Хиросимы (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.).

    После молниеносного разгрома СССР Квантунской армии (август 1945 г.) Японией был подписан акт о капитуляции (2 сентября 1945 г.).

    Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация.

    По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 - Калининградская) область РСФСР. Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии.

    В результате войны

      ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Gb и Фр были значительно ослаблены.

      Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия.

      В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.

      Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

      Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

      Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война

    Методическая часть.

    по Новейшей истории в 9 классе тема Человечество во Второй мировой войне. 5 часов.

    по истории России в 9 классе. Великая Отечественная война и последние годы сталинизма. 9 часов.

    по всеобщей истории в 11 классе тема «Вторая мировая война» отводится 7 часов

    По истории России 11 класс на Отечественную войну 10 часов

    9 и 11 класс

    9 класс – база

    11 класс – более глубокое изучение

    Изучение данной темы происходит с целью воспитания в подрастающей молодежи чувства патриотизма, гордости за свою страну. Ознакомление с основными линиями фронта. Расстановка сил. Сделать упор на изучение основных стран, учавствующих в войне. Основные причины и предтечи войны.

    Цель:

    Воспитательные: формирование отрицательного отношения к нацизму и его проявлениям, неприятие войны как средства решения конликта, понимание неизбежности расплаты за преступление против человечества.

    Развивающие: продолжить умение работы с картой, историческими источниками, таблицами.

    Образовательные: сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, раскрыть значение нюрбенского конгресса- как первого в мире процессаЮосудившего преступление против человечества, показать следствие утраты человеком нравственных качеств.

    Использовать на уроке: карты, киноотрезки, презентация, документы, фотографии, музыка. Схемы. Исторические документы.

    В сентябре 1945 года безоговорочной капитуляцией милитаристской Японии завершилась вторая мировая война. Шесть лет продолжалась кровопролитная схватка, в которую была вовлечена значительная часть населения земного шара.

    Вторая мировая война по своим масштабам, грандиозным потрясениям, разрушениям и жертвам не знала себе равных в истории человечества. Она охватила Европу, Азию, Африку, Океанию - гигантские пространства в 22 млн. кв. км. В ее орбиту оказались втянутыми 1 700 млн. человек, или более трех четвертей населения земли.

    Война шла на территории 40 государств.

    Под ружье было поставлено 110 млн. человек - на 40 млн. больше, чем в годы первой мировой войны. Невозможно точно подсчитать материальный ущерб, причиненный войной, или количество средств, поглощенных ею, как невозможно точно определить число человеческих жизней, сгоревших в огне войны.

    Приблизительные же подсчеты таковы: общее количество погибших составляет около 50 млн. человек - в 5 раз больше, чем в 1914- 1918 гг. Средства, затраченные на ведение войны, и разрушения, причиненные ею, достигают астрономической цифры - 4 триллионов долларов.

    По сравнению с первой мировой войной вторая мировая война имела ряд отличительных особенностей. Прежде всего различными были исторические условия их возникновения.

    Первая мировая война началась, когда в мире существовала одна всеохватывающая и всеобъемлющая капиталистическая система. Вторая мировая война была подготовлена и развязана в то время, когда капитализм перестал быть единственной системой.

    Первая мировая война знаменовала собой начало общего кризиса капитализма. Вторая мировая война возникла в условиях его резкого обострения и положила начало второму этапу общего кризиса капиталистической системы.

    Подобно войне 1914-1918 гг. война 1939-1945 гг. была вызвана обострением империалистических противоречий. Но они вызревали на фоне противоречий между капиталистическим и социалистическим мирами.

    В период первой мировой войны не существовало такого типа государств, как фашистские государства - крайнее выражение империалистической реакции, бешеного расизма и человеконенавистничества. Вторая мировая война была развязана блоком этих государств.

    Фашистские государства еще до начала войны уничтожили у себя и в захваченных странах буржуазно-демократические свободы, разгромили классовые организации трудящихся и установили кровавую террористическую диктатуру.

    Во время первой мировой войны цели воюющих государств заключались главным образом в переделе колоний, сфер влияния, рынков, источников сырья.

    Во время второй мировой войны государства фашистского блока - Германия, Италия и Япония - добивались не только разгрома своих противников, но и лишения их суверенитета, ликвидации национальной независимости, насаждения во всех побежденных странах фашистских порядков, превращения народов этих стран в бесправных рабов, обслуживающих расу победителей, установления своего мирового господства.

    Одной из главных целей фашистских агрессоров в войне было уничтожение первого в мире социалистического государства - Советского Союза.

    Во время первой мировой войны ее участники не ставили своей целью физическое уничтожение побежденных. Во время второй мировой войны фашистские агрессоры стремились к уничтожению целых народов и национальных групп (геноцид).

    Практическая реализация этой политики истребления народов началась еще до второй мировой войны изгнанием германских граждан еврейской национальности из всех областей жизни, лишением их элементарных человеческих прав и заключением в концлагеря.

    Преступления против человечества и военные преступления, совершенные гитлеровским государством и его органами - нацистской партией, судебными учреждениями, СС и гестапо, верховным командованием гитлеровской армии, были запланированы заранее как неразрывная часть войны за захват господства над миром «высшей расой» и за создание «Великой Германской империи».

    В этих преступлениях повинны не только те, кто их подготовлял, но и те, кто их совершал.

    Помимо уже имевшихся к началу войны больших концлагерей, как Дахау, Бу-хенвальд, Маутхаузен и другие, в 1940-1942 гг. были созданы еще девять лагерей, в том числе Освенцим, а в 1942-1943 гг. и другие лагеря массового уничтожения, например Майданек и Треблинка.

    Много «лагерей смерти» гитлеровцы построили на оккупированной ими территории СССР. Вассалы фашистской Германии также создали концлагеря. В немецких правительственных канцеляриях в строжайшем секрете вырабатывался чудовищный план истребления свыше 30 млн. славян, так называемый «план Ост».

    Уже в первые месяцы войны фашисты приступили к физическому уничтожению славянских народов. Выполнение своих замыслов гитлеровцы начали с массовых расстрелов военнопленных - сначала польских, а затем советских.

    Попирая международные обычаи и законы ведения войн, гитлеровцы оставляли в живых лишь тех, кто мог быть использован для нужд германского военного хозяйства, на заводах и фабриках, принадлежавших германским монополиям, таким, как «ИГ Фарбенин-дустри», «Герман Геринг», Зауэра, Крупна, Хеншеля, Мессершмитта, Хейнкеля, «Рейнметалл-Борзиг», «Гуго Шнейдер АГ» и др. Эти предприятия получили наименование «фабрик смерти».

    Только в лагерях концерна «ИГ Фарбениндустри» Буна было убито, погибло от голода, болезней, непосильного труда более 150 тыс. человек.

    По приблизительным подсчетам, за время фашистской оккупации Европы было уничтожено в лагерях смерти более 12 млн. человек, среди них 6 млн. евреев. Помимо газовых камер и расстрелов голод был одним из главных способов в разработанных гитлеровцами планах уничтожения миллионов советских граждан.

    Голодом пытались уморить фашисты также поляков, югославов, греков и другие нации. На голод обрекала Япония народы захваченных ею территорий. Японские оккупанты чинили зверские расправы над населением Китая, Кореи и других стран. Количество людей, павших жертвами японских захватчиков, исчисляется многими миллионами.

    Перед народами, которые подверглись нападению фашистских захватчиков, стоял вопрос, быть им или не быть. Войну против фашизма они были вынуждены вести не только ради сохранения национальной независимости и свободы, но и за свое физическое существование.

    Среди основных театров второй мировой войны важнейшее значение имел Европейский театр, и главным образом советско-германский фронт. Здесь решалась судьба войны.

    Исход сражений в Европе оказывал определяющее влияние на развитие событий в других частях света. В войне в Европе участвовали многомиллионные регулярные армии, партизанские формирования, силы Сопротивления.

    В Азии тяжелую войну против японских захватчиков вели китайский народ, а также народы Вьетнама, Филиппин и других государств. На Тихоокеанском театре большую роль играла война на море.

    Храбро сражались с войсками фашистской «оси» народы Северной Африки и Эфиопии.

    Форма урока: урок – практикум.

    Цели:

    • выяснить характер войны, основные периоды, итоги и значение;
    • развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию;
    • способствовать развитию познавательных интересов учащихся и ориентации личности школьника на гуманистические ценности в межгосударственных отношениях.

    Оборудование: карта «Вторя мировая война», карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей, презентация «Вторая мировая война».

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя:

    Разглядеть, что истинно, что ложно,
    Может только беспристрастный суд:
    Осторожно с прошлым, осторожно, -
    Не разбейте глиняный сосуд.
    В. Высоцкий

    2. Изучение нового материала (в форме лекции)

    1 сентября 1939 – день когда началась Вторая мировая война. Вторая мировая война – самый крупный военный конфликт в истории человечества. В ней приняло участие 62 государства мира. На территории, охваченной войной, проживало 80 % населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. Продолжалась – 6 лет. В армии воюющих стран было призвано 110 млн. человек. Она стала наиболее разрушительной из всех войн.

    Главные причины второй мировой войны:

    1. Противоречивость и изначальная непрочность Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
    2. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг., явившейся дополнительным дестабилизирующим фактором.
    3. Агрессивные планы и политика Германии, Италии и Японии.
    4. Политика «умиротворения» Германии, проводимая Англией и Францией.
    5. Провал попыток создать систему коллективной безопасности в Европе.
    6. Противоречивость дипломатии и внешней политики СССР.

    Периоды Второй мировой войны

    Итоги Второй мировой войны

    Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых - граждане СССР. Также большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.

    Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

    В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

    В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.

    Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

    Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.

    (Для более прочного закрепления полученной информации можно просмотреть клип о войне)

    3. Работа учащихся с карточками. (Класс делится на 2 или более групп, группы получают карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей и работают с ними в течение 10-15 мин. и отвечают на проблемный вопрос).

    Карточка 1.

    Из вступлений А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании с высшим генералитетом: «Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы уступить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько уничтожающихся ударов… Война с Англией и Францией будет не жизнь, а на смерть. Мы должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но вопрос: быть или не быть 80-милионному народу».

    Карточка 2.

    Из заявления А.Гитлера на Мюнхенской конференции (в 1938 г.): «Это последние территориальные претензии, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве».

    Карточка 3.

    Из выступления в парламенте У. Черчилля (1939 г.): «Если правительства Его Величества, пренебрегавшее так долго нашей обороной, отрекшись от Чехословакии, со всей ее военной мощью… Отклонит и отбросит необходимую помощь России и таким образом вовлечет нас наихудшим путем в наихудшую из войн, оно плохо оправдывает доверие … соотечественников».

    Карточка 4.

    Из выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 г.: «Следует … напомнить о том разъяснении нашей внешней политики, которое было сделано несколько месяцев тому назад на XVIII партийном съезде… Товарищ Сталин Предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть страну конфликт с другими странами».

    Карточка 5

    Из выступления в парламенте У. Черчилля (1937 г.): «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективнее, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».

    Карточка 6

    Из выступления У.Черчилля в парламенте весной 1939 г.: «Никто не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией. …Величайшей глупостью, которую мы могли совершить, был бы подрыв нашего единого сотрудничества с Советской Россией».

    Карточка 7

    В 1939 г. после отставки комиссара иностранных дел М.М. Ливитанова во внешней политике СССР стали происходить все более серьезные изменения. У. Черчилл высказался по этому поводу следующем образом: «Смещение Левитанова означало конец эпохи. Оно регистрировало то обстоятельство, что в Кремле потеряли веру в обеспечении безопасности совместно с западными державами и в возможность организации совместного Восточного фронта против Германии».

    Карточка 8

    Имеется ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В.Кондратьева: «Если в 41-м Сталин был не готов к войне, то для мет нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к тому времени сумели бы перевооружить всю армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».

    Карточка 9

    «Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед… Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных условиях для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между нею и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром страной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла встать на путь вероломства». (из выступления И.В. Сталина)

    Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли говорить об ответственности правительств всех ведущих государств мира за возникновение Второй мировой войны? Различна мера этой ответственности?

    (Идет обсуждение проблемы).

    4. Итог урока.

    В итоге можно вынести на общее обсуждение вопрос: как вы считаете, были ли у ведущих мировых держав в конце 30-х годов шансы предотвратить Вторую мировую войну?

    Самым жестоким и разрушительным за всю человеческую историю конфликтом стала Вторая Мировая война. Только в ходе этой войны применялось ядерное оружие. Участниками Второй Мировой войны стало 61 государство. Она началась 1 сентября 1939 года и завершилась 2 сентября 1945 года.

    Причины Второй Мировой войны достаточно разнообразны. Но, прежде всего, это территориальные споры, вызванные итогами Первой Мировой и серьезный дисбаланс сил в мире. Версальский договор Англии, Франции и США, заключенный на крайне невыгодных условиях для проигравшей стороны (Турции и Германии) привел к постоянному усилению напряженности в мире. Но, так называемая политика умиротворения агрессора, принятая Англией и Францией в 1030-х повлекла за собой усиление военной мощи Германии и привела к началу активных военных действий.

    В антигитлеровскую коалицию вошли: СССР, Англия, Франция, США, Китай (руководство Чан Кайши) Югославия, Греция, Мексика и так далее. На стороне фашистской Германии участие во Второй Мировой войне приняли: Япония, Италия, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания, Финляндия, Китай (руководство Ван Цзинвэя) Иран, Финляндия и другие государства. Многие державы, не принимая участия в активных военных действиях, помогали поставками необходимых медикаментов, продовольствия и иных ресурсов.

    Вот основные этапы Второй Мировой, которые сегодня выделяют исследователи.

    • Начало этому кровопролитному конфликту было положено 1 сентября 1939 года. Германия и ее союзники совершили европейский блицкриг.
    • Второй этап войны начался 22 июня 1941 года и продлился по середину ноября следующего 1942 года. Германия нападает на СССР, но план Барбаросса терпит неудачу.
    • Следующим в хронологии Второй Мировой войны стал период со второй половины ноября 1942 года по конец 1943-го. В это время Германия постепенно утрачивает стратегическую инициативу. На Тегеранской конференции, в которой приняли участие Сталин, Рузвельт и Черчилль (конец 1943-го) принято решение об открытии второго фронта.
    • Четвертый этап, начавшийся в конце 1943-го, завершился взятием Берлина и безоговорочной капитуляцией фашистской Германии 9 мая 1945.
    • Заключительный этап войны продлился с 10 мая 1945 по 2 сентября того же года. Именно в этот период США применили ядерное оружие. Военные действия велись на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

    Начало Второй Мировой войны 1939 – 1945 годов произошло 1 сентября. Вермахт начал неожиданную масштабную агрессию, направленную против Польши. Франция, Англия и некоторые другие государства объявили Германии войну. Но, тем не менее, реальная помощь оказана не была. К 28 сентября Польша полностью находилась под властью Германии. В тот же день был заключен договор о мире между Германией и СССР. Фашистская Германия таким образом обеспечила себе достаточно надежный тыл. Это дало возможность начать подготовку к войне с Францией. К 22 июня 1940 года Франция была захвачена. Теперь ничто не мешало Германии начать серьезную подготовку к военным действиям, направленным против СССР. Уже тогда был утвержден план молниеносной войны против СССР «Барбаросса».

    Нужно отметить, что в СССР накануне Второй Мировой войны получали разведданные о подготовке вторжения. Но Сталин, полагая, что Гитлер не решится напасть так рано, так и не отдал приказ о приведении пограничных частей в боевую готовность.

    Действия, развернувшиеся в период 22 июня 1941- 1945 9 мая имеют особо важное значение. Этот период известен в России как Великая Отечественная война. Многие важнейшие битвы и события Второй Мировой разворачивались на территории современных России, Украины, Белоруссии.

    К 1941 году СССР являлся государством с быстро развивающейся промышленностью, в первую очередь тяжелой и оборонной. Большое внимание уделялось и науке. Дисциплина в колхозах и на производстве была максимально жесткой. Создана целая сеть военных училищ и академий для того, чтобы восполнить ряды офицерского состава, более 80% которого к тому моменту были репрессированы. Но, эти кадры не могли в сжатые сроки получить полноценную подготовку.

    Для мировой и российской истории огромное значение имеют основные сражения Второй Мировой войны.

    • 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г. – первая победа Красной Армии – Битва за Москву.
    • 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – коренной перелом в Великой Отечественной, Сталинградская битва.
    • 5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва. В этот период произошло крупнейшее танковое сражение Второй Мировой - под Прохоровкой.
    • 25 апреля – 2 мая 1945 г. – битва за Берлин и последующая капитуляция фашистской Германии во Второй Мировой войне.

    События, оказавшие серьезное влияние на ход войны происходили далеко не только на фронтах СССР. Так, нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года привело к вступлению США в войну. Стоит отметить и высадку десанта в Нормандии 6 июня 1944 г., после открытия второго фронта и применение США ядерного оружия для нанесения удара по Хиросиме и Нагасаки.

    2 сентября 1945 года стало датой окончания Второй Мировой войны. После того, как Кваньтунская армия Японии была разгромлена СССР, подписан акт о капитуляции. Сражения и битвы Второй Мировой унесли не менее 65 миллионов жизней. Наибольшие потери во Второй Мировой войне понес СССР, приняв основной удар гитлеровской армии. Погибло не менее 27 миллионов граждан. Но, только сопротивление Красной Армии позволило остановить мощную военную машину рейха.

    Эти страшные итоги Второй Мировой не могли не ужаснуть мир. Впервые война поставила под угрозу существование человеческой цивилизации. Многие военные преступники были наказаны в ходе Токийского и Нюрнбергского процессов. Идеология фашизма была осуждена. В 1945 г. на конференции в Ялте принято решение о создании ООН (Организации Объединенных Наций). Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, последствия которых и сегодня ощутимы, привели в итоге к подписанию рада пактов о нераспространении ядерного оружия.

    Очевидны и экономические последствия Второй Мировой войны. Во многих странах Западной Европы эта война спровоцировала упадок в экономической сфере. Их влияние снизилось, в то время как авторитет и влияние США выросли. Значение Второй Мировой войны для СССР огромно. По ее итогам Советский Союз существенно расширил свои границы и укрепил тоталитарную систему. Дружественные коммунистические режимы установились во многих странах Европы.