Общественные классы. О классовой структуре капитализма (ч.2)

Интеллигенция (лат. intelligens — понимающий, разумный) — социальная группа, состоящая из людей, профессионально занятых умственным трудом. Состав её чрезвычайно разнообразен: инженеры, учителя, врачи; научные работники и преподаватели вузов; художественная интеллигенция; квалифицированные специалисты аппарата управления (служащие государственных учреждений) и т. д.

Интеллигенция никогда не была и не может быть особым классом , т. к. рекрутируется из различных классов и не занимает своего особого положения в системе отношений собственности. Как социальный слой она обслуживает интересы различных классов и потому в социально-политическом отношении не является однородной. В капиталистическом обществе значительная часть интеллигенции обслуживает буржуазию .

Предпосылкой появления интеллигенции в её первичных формах было отделение умственного труда от физического, происшедшее на рубеже первобытнообщинного и рабовладельческого строя . Рядом с огромным большинством, занятым исключительно физической работой, образовался общественный слой (численно незначительный), освобождённый от физического труда и исполнявший такие функции, как руководство всякого рода работами, государственное управление, судопроизводство, занимавшийся науками, литературой, искусством и т. д. (Первой профессиональной группой, которую можно считать зачаточной формой интеллигенции, было жречество). В докапиталистических формациях основная часть интеллигенции относилась к господствующим классам (рабовладельцам, феодалам) или примыкала к ним, помогала укреплению их господства. На практике, однако, монополия эксплуататоров на знания и культуру не была абсолютной. В среде эксплуатируемых классов уже в первые периоды развития классового общества встречаются лица умственного труда. Для средних веков была характерна монополия в духовной культуре духовенства, оберегавшего свое привилегированное положение обладателя знаний. Постепенно в феодальных городах вырастает бюргерская интеллигенция, которая выходит большей частью из низших сословий. Бюргерская культура носит подчеркнуто светский характер. Развитие товарно-денежных отношений сопровождается ростом экономических и финансовых конфликтов; это определяет потребность в юристах, ставших относительно наиболее многочисленной и влиятельной группой среди лиц умственного труда еще до победы буржуазной революции . Зарождавшаяся буржуазная интеллигенция внесла огромный вклад в развитие науки, литературы и искусства; её деятельностью во многом определяется содержание эпохи Возрождения, а затем Просвещения. Из среды интеллигенции вышли многие видные деятели буржуазных революций. Наиболее передовые представители интеллигенции фактически переходят на сторону эксплуатируемых, становясь их идеологами (Т. Мюнцер, Ж. Мелье и др.).

Пролетаризация и демократизация интеллигенции оказывают воздействие на её мировоззрение. Демократическое большинство интеллигенции в силу самого характера своего труда и общественной роли вступает в конфликт с капитализмом и его антигуманными целями и ценностями. В среде интеллигенции усиливается социальная критика, противопоставляемая всем видам апологетики. Обостряется конфликт между демократической и буржуазно-технократической интеллигенцией. Многие представители интеллигенции отказываются содействовать милитаризации общества и массовому отчуждению человеческой личности, выступают за мир и реальную демократию, эволюционируя в сторону социализма.

Интеллигенция как особая социальная группа сохранится «…впредь до достижения высокой ступени развития коммунистического общества…» . При полном коммунизме, когда труд каждого человека приобретёт творческий характер, когда небывало поднимется научно-технический и культурный уровень всех трудящихся, интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем.

написал

Старался ничего не пропустить, начиная с Октября 1917.

«Нас осыпают градом обвинений, что мы действуем террором и насилием, но мы спокойно относимся к этим выпадам. Мы говорим: мы не анархисты, мы - сторонники государства. Да, но государство капиталистическое должно быть разрушено, власть капиталистическая должна быть уничтожена. Наша задача - строить новое государство, - государство социалистическое… Буржуазия и интеллигентские буржуазные круги населения всемерно саботируют народную власть» (Речь на Первом Всероссийском съезде Военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917. Ленин. ПСС т. 35 стр. 113

«Мы хотим начать ревизию сейфов, а нам говорят от имени учёных специалистов, что в них ничего, кроме документов и ценных бумаг, не находится. Так что же худого, если представители народа их проконтролируют? Если так, почему же эти самые критикующие учёные специалисты прячутся? При всех решениях Совета они нам заявляют, что согласны с нами, но лишь принципиально. Это система буржуазной интеллигенции, всех соглашателей, которые своим постоянным согласием в принципе на практике всё губят. Если вы умудрёны во всех делах и опытны, почему же вы нам не помогаете, почему на нашем трудном пути мы от вас ничего, кроме саботажа, не встречаем?..

Но нашлись среди банковских служащих люди, которым близки интересы народа, и они сказали: «они вас обманывают, спешите пресечь их преступную деятельность, направленную прямо во вред вам». Мы хотели идти по пути соглашения с банками, мы давали им ссуды на финансирование предприятий, но они затеяли саботаж небывалого размера, и практика привела нас к тому, чтобы провести контроль иными мерами. Товарищ левый эсер сказал, что они в принципе будут голосовать за немедленную национализацию банков, чтобы затем, в кратчайший срок, разработать практические мероприятия. Но это - ошибка, ибо наш проект ничего, кроме принципов, не содержит. (Речь о национализации банков на заседании ВЦИК. Ленин. ПСС. 16 декабря 1917. Т. 35 стр. 171-173)

«Большевики только два месяца у власти, - отметим мы, - а шаг вперёд к социализму сделан уже громадный. Не видит этого тот, кто не хочет видеть или не умеет оценивать исторические события в их связи. Не хотят видеть, что за несколько недель разрушены почти до основания НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ учреждения в армии, в деревне, на фабрике. А иного пути к социализму, кроме как через такое разрушение, нет и быть не может. Не хотят видеть, что за несколько недель на место империалистической лжи во внешней политике, затягивавшей войну и прикрывающей грабёж и захват тайными договорами, поставлена действительно революционно-демократическая политика действительно демократического мира… В сущности, все эти интеллигентские вопли по поводу подавления сопротивления капиталистов представляют из себя не что иное, как отрыжку старого «соглашательства», если говорить «вежливо». А если говорить с пролетарской прямотой, то придётся сказать: продолжающееся холопство перед денежным мешком, вот - суть воплей против современного, рабочего насилия, применяемого (к сожалению, слишком ещё слабо и не энергично) против буржуазии, против саботажников, против контрреволюционеров… Эти интеллигентские прихлебатели буржуазии «готовы» вымыть шкуру, по известной немецкой пословице, только с тем, чтобы шкура всё время оставалась сухою. Когда буржуазия и привыкшие служить ей чиновники, служащие, врачи, инженеры и пр. прибегают к самым крайним мерам сопротивления, это ужасает интеллигентиков. Они трепещут от страха и вопят ещё более визгливо о необходимости вернуться к «соглашательству». Нас же, как и всех искренних друзей угнетённого класса, крайние меры сопротивления эксплуататоров могут лишь радовать, ибо мужания, созревания пролетариата к власти мы ждём не от уговоров и уговариваний, не от школы сладеньких проповедей или поучительных декламаций, а от школы жизни, от школы борьбы. (Запуганные крахом старого и борющиеся за новое. 24-27 декабря 1917. Ленин. ПСС. Т. 35 стр. 192-194)

«Рабочие и крестьяне нисколько не заражены сентиментальными иллюзиями господ интеллигентиков, всей этой новожизненнской и прочей слякоти, которые «кричали» против капиталистов до хрипоты, «жестикулировали» против них, «громили» их, с тем, чтобы расплакаться и вести себя подобно побитому щенку, когда дошло до дела, до реализации угроз, до выполнения на практике смещения капиталистов… Задача организационная сплетается в одно неразрывное целое с задачей беспощадного военного подавления вчерашних рабовладельцев (капиталистов) и своры их лакеев - господ буржуазных интеллигентов. Мы были всегда организаторами и начальниками, мы командовали - так говорят и думают вчерашние рабовладельцы и их приказчики из интеллигенции - мы хотим остаться таковыми, мы не станем слушаться «простонародья», рабочих и крестьян, мы не подчинимся им, мы превратим знание в орудие защиты привилегий денежного мешка и господства капитала над народом. Так говорят, думают и действуют буржуа и буржуазные интеллигенты. Со шкурной точки зрения их поведение понятно: прихлебателям и приживальщикам крепостников-помещиков, попам, подъячим, чиновникам из гоголевских типов, «интеллигентам» ненавидящим Белинского, тоже было «трудно» расстаться с крепостным правом. Но дело эксплуататоров и их интеллигенткой челяди - безнадёжное дело… «Без нас не обойтись» - утешают себя привыкшие служить капиталистам и капиталистическому государству интеллигенты. Их наглый расчёт не оправдается: образованные люди уже теперь выделяются, переходя на сторону народа, на сторону трудящихся, помогая ломать сопротивление слуг капитала… Война не на жизнь, а на смерть богатым и их прихлебателям, буржуазным интеллигентам, война жуликам, тунеядцам и хулиганам. Те и другие, первые и последние - родные братья, дети капитализма, сынки барского и буржуазного общества, общества, в котором кучка грабила народ и издевалась над народом… Без совета, без руководящего указания людей образованных, интеллигентов, специалистов обойтись нельзя. Всякий сколько-нибудь толковый рабочий и крестьянин понимают это превосходно, и интеллигенты нашей среды не могут пожаловаться на недостаток внимания и товарищеского уважения со стороны рабочих и крестьян. Но одно дело - совет и руководящее указание, другое дело - организация практического учёта и контроля. Интеллигенты сплошь да рядом дают великолепнейшие советы и руководящие указания, но оказываются до смешного, до нелепого, до позорного «безрукими», неспособными провести в жизнь эти советы и указания, провести практический контроль за тем, чтобы слово превращалось в дело. (Как организовать соревнование? 24-27 декабря 1917. Ленин. ПСС. Т. 35 стр. 197-198)

«…после тех побед, которые одержаны были в гражданской войне Советской властью, начиная с октября и кончая февралём, пассивные формы сопротивления, именно: саботаж со стороны буржуазии и буржуазной интеллигенции - были, по существу, надломлены. Не случайность, что в настоящее время мы наблюдаем чрезвычайно широкий, можно сказать, массовый поворот настроения и политического поведения в лагере бывших саботажников, т.е. капиталистов и буржуазной интеллигенции. Мы имеем теперь перед собою во всех областях хозяйственной и политической жизни предложение услуг со стороны громадного числа буржуазной интеллигенции и деятелей капиталистического хозяйства, - предложение ими услуг Советской власти. И задача Советской власти состоит теперь в том, чтобы суметь воспользоваться этими услугами, которые для перехода к социализму безусловно необходимы, особенно в такой крестьянской стране, как Россия, и которые должны быть взяты при полном соблюдении верховенства, руководства и контроля Советской власти за её новыми, - действовавшими сплошь и рядом против воли и с тайной надеждой опротестовать эту Советскую власть, - помощниками и пособниками. Чтобы показать, насколько необходимо Советской власти воспользоваться именно для перехода к социализму услугами буржуазной интеллигенции, мы позволим себе употребить выражение, которое на первый взгляд покажется парадоксом: учиться социализму надо в значительной степени у руководителей трестов, учиться социализму надо у крупнейших организаторов капитализма. Что это не парадокс, в этом легко убедится всякий, кто подумает над тем, что именно крупные фабрики, именно крупная машинная индустрия, развившая до неслыханных размеров эксплуатацию трудящихся, - именно крупные фабрики являются центрами сосредоточения того класса, который один только был в состоянии уничтожить господство капитала и начать переход к социализму. Не удивительно поэтому, что для решения практических задач социализма, когда на очередь поставлена организационная сторона его, мы необходимо должны привлечь к содействию Советской власти большое число представителей буржуазной интеллигенции, в особенности из числа тех, кто был занят практической работой организации крупнейшего производства в капиталистических рамках, и значит в первую голову - организацией синдикатов, картелей и трестов… Прежние вожди промышленности, прежние начальники и эксплуататоры, должны занять место технических экспертов, руководителей, консультантов, советчиков. Должна быть решена трудная и новая, но чрезвычайно благодарная задача соединения всего опыта и знания, которые этими представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работою широких слоёв трудящихся масс. Ибо только это соединение производства в состоянии создать мост, ведущий от старого, капиталистического - к новому, социалистическому обществу». (Очередные задачи Советской власти. 23-28 марта 1918. Ленин. ПСС. Т. 36. Стр. 136-140)

«Ленин приветствует съезд от имени Совета Народных Комиссаров и говорит, что учительство, которое раньше медленно переходило на работу с Советской властью, теперь всё больше убеждается в том, что эта совместная работа необходима. Подобные превращения из противников в сторонников Советской власти очень многочисленны и в других слоях общества. Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительские задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения». (Речь на 1-м Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918. Ленин. ПСС, т. 36. Стр. 420)

«Интеллигенция свой опыт и знания - высшее человеческое достоинство - несёт на службу эксплуататорам и пользуется всем, чтобы затруднить нам победу над эксплуататорами; она добьётся того, что сотни тысяч людей будут гибнуть от голода, но она не сломит сопротивления трудящихся». (IV конференция профсоюзов и фабзавкомов Москвы. 27 июня 1918. Ленин. ПСС. Т. 36. Стр. 452)

«Слишком надеяться на интеллигенцию рабочему классу и крестьянству не приходится, так как многие из интеллигенции, идущие к нам, всё время ждут нашего падения». (Речь на митинге в Симоновском подрайоне 28 июня 1918. Ленин. ПСС. Т. 36. Стр. 470)

«Нам не пришлось использовать весь тот запас опыта, знаний, технической культуры, который был у буржуазной интеллигенции. Буржуазия ехидно посмеивалась над большевиками, говоря, что Советская власть едва продержится две недели, и потому не только уклонялась от дальнейшей работы, но всюду, где могла, и всеми способами, какие ей были доступны, сопротивлялась новому движению, новому строительству, которое ломало старый уклад». (Речь на торжественном заседании Всероссийского центрального и Московского Советов профессиональных союзов 6 ноября 1918 г. Ленин ПСС. Т.37 стр. 133)

«…приняли от капитализма разорённую, умышленно саботирующую промышленность и взялись за неё не при помощи всех тех интеллигентских сил, которые ставили с самого начала своей задачей использовать знание и высшее образование - этот результат приобретения человечеством запаса наук - всё это они использовали для того, чтобы сорвать дело социализма, использовать науку не для того, чтобы она помогла массам в устройстве общественного, народного хозяйства без эксплуататоров. Эти люди ставили задачей использовать науку для того, чтобы бросать камни под колёса, мешать рабочим, наименее подготовленным к этому делу, которые брались за дело управления, и мы можем сказать, что основная помеха сломлена. Это было необычайно трудно. Саботаж всех тяготеющих к буржуазии элементов сломлен». (VI Всероссийский чрезвычайный съезд Советов. Речь о годовщине революции 6 ноября 1918 г. Ленин. ПСС. Т. 37. Стр. 140)

«Уметь достигать соглашения с средним крестьянином - ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь только на бедноту - это задача момента, ибо именно теперь поворот в среднем крестьянстве в нашу сторону неизбежен в силу вышеизложенных причин. То же относится и к кустарю, и к ремесленнику, и к рабочему, поставленному в наиболее мелкобуржуазные условия или сохранившему наиболее мелкобуржуазные взгляды, и ко многим служащим, и к офицерам, и - в особенности - к интеллигенции вообще. Нет сомнения, что в нашей партии нередко замечается неуменье использовать поворот среди них и что это неуменье можно и должно преодолеть, превратить его в уменье… У нас ещё очень немало осталось «примазавшихся» к Советской власти худших представителей буржуазной интеллигенции: выкинуть их вон, заменить их интеллигенцией, которая вчера ещё была сознательно враждебна нам и которая сегодня только нейтральна, такова одна из важнейших задач теперешнего момента…». (Ценные признания Питирима Сорокина. Ленин. ПСС. Т. 37. Стр. 195-196)

«Когда пошли первые победы чехословаков, эта мелкобуржуазная интеллигенция пыталась распространять слухи, что чехословацкая победа неизбежна. Печатали телеграммы из Москвы, что Москва накануне падения, что она окружена. И мы прекрасно знаем, что, в случае даже самых незначительных побед англо-французов, мелкобуржуазная интеллигенция прежде всего потеряет голову, впадёт в панику и начнёт распускать слухи об успехах наших противников. Но революция показала неизбежность восстания против империализма. И теперь наши «союзники» оказались главными врагами русской свободы и русской самостоятельности… Возьмите всю интеллигенцию. Она жила буржуазной жизнью, она привыкла к известным удобствам. Поскольку она колебалась в сторону чехословаков, нашим лозунгом была беспощадная борьба - террор. Ввиду того, что теперь этот поворот в настроении мелкобуржуазных масс наступил, нашим лозунгом должно быть соглашение, установление добрососедских отношений… если мы говорим о мелкобуржуазной интеллигенции. Она колеблется, но она нам для нашего социалистического переворота также нужна. Мы знаем, что строить социализм можно только из элементов крупнокапиталистической культуры, и интеллигенция есть такой элемент. Если нам приходилось с ней беспощадно бороться, то к этому нас не коммунизм обязывал, а тот ход событий, который всех «демократов» и всех влюблённых в буржуазную демократию от нас оттолкнул. Теперь появилась возможность использовать эту интеллигенцию, которая не социалистична, которая никогда не будет коммунистичной, но которую сейчас объективный ход событий и соотношений настраивает по отношению к нам нейтрально, по-соседски… Если вы действительно согласны жить в добрососедских отношениях с нами, то потрудитесь исполнить те или другие задания, господа кооператоры и интеллигенты. А если не исполните, - вы будете нарушителями закона, нашими врагами, и мы будем с вами бороться. А если вы стоите на почве добрососедских отношений и исполните эти задания, - этого нам с избытком достаточно… Интеллигенции мы должны дать совсем другое задание; она не в силах продолжать саботаж и настроена так, что теперь она занимает позицию по отношению к нам самую добрососедскую, и мы должны брать эту интеллигенцию, ставить ей определённые задачи, следить и проверять их выполнение… Мы не можем строить власть, если такое наследие капиталистической культуры, как интеллигенция, не будет использовано». (Собрание партийных работников Москвы 27 ноября 1918 г. ПСС. Т. 37. Стр. 217-223)

«Сейчас мы можем получить таких работников в среде буржуазии, в среде специалистов и интеллигенции. И мы будем спрашивать с каждого товарища, работающего в совнархозе: что вы, господа, сделали для того, чтобы привлечь к работе опытных людей, что вы сделали, чтобы привлечь специалистов, чтобы привлечь приказчиков, дельных буржуазных кооператоров, которые должны у нас работать не хуже, чем они работали у каких-нибудь Колупаевых и Разуваевых? Пора нам отказаться от прежнего предрассудка и призвать всех нужных нам специалистов к нашей работе». (Речь на II Всероссийском съезде Советов Народного Хозяйства. 26 ноября 1918. Ленин. ПСС. Т. 37. Стр. 400)

«…есть специалисты науки, техники, все насквозь проникнутые буржуазным миросозерцанием, есть военные специалисты, которые воспитывались в буржуазных условиях, - и хорошо ещё, если в буржуазных, а то в помещичьих, в палочных, в крепостнических. Что касается народного хозяйства, то все агрономы, инженеры, учителя - все они брались из имущего класса; не из воздуха они упали! Неимущий пролетарий от станка и крестьянин от сохи пройти университета не могли ни при царе Николае, ни при республиканском президенте Вильсоне. Наука и техника - для богатых, для имущих; капитализм даёт культуру только для меньшинства. А мы должны построить социализм из этой культуры. Другого материала у нас нет. Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм со вчера на сегодня, теперь же, а не из тех людей, которые в парниках будут приготовлены… У нас есть буржуазные специалисты, и больше никого нет. У нас нет других кирпичей, нам строить не из чего. Социализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, должны на деле доказать, что мы способны построить социализм из этих кирпичей, из этого материала…» (Успехи и трудности Советской власти. 17 апреля 1919. Ленин. ПСС. Т. 38 стр. 54)

«Вопрос о буржуазных специалистах стоит в армии, в промышленности, в кооперативах, стоит везде. Это очень важный вопрос переходного периода от капитализма к коммунизму. Мы можем построить коммунизм лишь тогда, когда средствами буржуазной науки и техники сделаем его более доступным массам. Иначе построить коммунистическое общество нельзя. А чтобы построить его таким образом, надо взять аппарат от буржуазии, надо привлечь к работе всех этих специалистов… Нам надо сейчас же, не ожидая поддержки от других стран, немедленно и сейчас же поднять производительные силы. Сделать это без буржуазных специалистов нельзя. Это надо раз навсегда сказать. Конечно, большинство этих специалистов насквозь проникнуто буржуазным миросозерцанием. Их надо окружить атмосферой товарищеского сотрудничества, рабочими комиссарами, коммунистическими ячейками, поставить их так, чтобы они не могли вырваться, но надо дать им возможность работать в лучших условиях, чем при капитализме, ибо этот слой, воспитанный буржуазией, иначе работать не станет. Заставить работать из-под палки целый слой нельзя, - это мы прекрасно испытали». (VIII съезд РКП(б). 19 марта 1919. Ленин. ПСС. Т. 38 стр. 165-167)

«Если бы мы «натравливали» на «интеллигенцию», нас следовало бы за это повесить. Но мы не только не натравливали народ на неё, а проповедовали от имени партии и от имени власти необходимость предоставления интеллигенции лучших условий работы. Я это делал с апреля 1918 года, если не раньше… Автор требует товарищеского отношения к интеллигентам. Это правильно. Этого требуем и мы. В программе нашей партии как раз такое требование выставлено ясно, прямо, точно». (Ответ на открытое письмо специалиста. 27 марта 1919. Ленин. ПСС. Т. 38 стр. 220-222)

«У нас работает сейчас чиновников вдвое больше, чем полгода тому назад. Это выигрыш, что мы получили чиновников, которые работают лучше, чем черносотенцы». (Чрезвычайное заседание пленума Московского Совета. 4 апреля 1919. Ленин. ПСС. Т. 38 стр. 254)

«Первый недостаток - это обилие выходцев из буржуазной интеллигенции, которая сплошь и рядом образовательные учреждения крестьян и рабочих, создаваемые по-новому, рассматривала как самое удобное поприще для своих личных выдумок в области философии или в области культуры, когда сплошь и рядом самое нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось нечто сверхъестественное и несуразное. Но в первое время это было естественно и может быть простительно и не может быть поставлено в вину широкому движению, и я надеюсь, что мы всё-таки, в конце концов, из этого вылезаем и вылезем». (I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6 мая 1919. Ленин. ПСС. Т. 38 стр. 330)

«Все те описания, которые давались о восстановлениях против колчаковщины, они нисколько не преувеличены. И не только рабочих и крестьян, но и патриотически настроенную интеллигенцию, поголовно саботировавшую в своё время, ту самую интеллигенцию, которая была в союзе с Антантой, - и её оттолкнул Колчак». (О современном положении и ближайших задачах. 5 июля 1919. Ленин. ПСС. Т. 39. Стр. 39)

«Мы знаем «питательную среду», порождающую контрреволюционные предприятия, вспышки, заговоры и прочее, знаем очень хорошо. Это среда буржуазии, буржуазной интеллигенции, в деревнях кулаков, повсюду - «беспартийной» публики, затем эсеров и меньшевиков. Надо утроить и удесятерить надзор за этой средой». (Все на борьбу с Деникиным! 9 июля 1919. Ленин. ПСС. Т. 39 стр. 59)

«…надо сказать и об отношении к тому среднему слою, к той интеллигенции, которая больше всего жалуется на грубость Советской власти, жалуется на то, что Советская власть ставит её в положение худшее, чем прежде. То, что мы можем при наших скудных средствах сделать по отношению к интеллигенции, мы делаем в её пользу. Мы знаем, конечно, как мало значит бумажный рубль, но мы знаем также, что представляет собою частная спекуляция, которая даёт известную подмогу тем, кто не может прокормиться при помощи наших продовольственных органов. Мы даём в этом отношении буржуазной интеллигенции преимущества». (VIII Всероссийская конференция РКП(б). 2 декабря 1919. Ленин. ПСС. Т. 39. Стр. 355)

(окончание следует)

Интеллигенция – социальный промежуточный класс.

Интеллигенция существует разная, что позволяет зачислять её и к пролетариям, и к буржуазии.

К интеллигенции относятся учителя, врачи, юристы, артисты, актёры, люди других творческих профессий, учёные. И эти же люди могут оказаться во власти буржуазии.

ü учителя, врачи и учёные

Учителя развивают общество интеллектуально, врачи спасают людям жизни, а учёные делают разнообразные научные открытия. Но эти люди не защищены от влияния буржуазии.

Для того, чтобы это доказать, рассмотрим несколько примеров.

Учитель и врач работают в заведениях государственного сектора. Государство им платит заработные платы. А кто во власти в государстве? В капиталистическом государстве правит буржуазия! Выходит, что врач и учитель, находясь на работе в государственном секторе, находятся во власти буржуазии.

Допустим, что учитель и врач работают в частных учреждениях, что также характерно для капиталистических стран. Учитель и врач тут тоже зависят от буржуазии, ведь именно представители буржуазии владеют этими частными учреждениями.

А учёные? Учёные не могут проводить свои исследования без новейших технологий. Технологии позволяют ускорить проведение разнообразных экспериментов. Но где возьмут учёные деньги на проведение исследований, на эти технологии? Ответ прост: у буржуазии. И опять люди становятся зависимы от буржуазии.

ü люди творческой профессии

Сюда относятся певцы, артисты, актёры, писатели.

Сегодня возросла роль телевидения, радио и т.п. Чтобы певцу, актёру или артисту стать знаменитым, необходимо «попасть в эфир». Конечно, можно странствовать по городам, участвовать в концертах. Но часто для того, чтобы стать «большой звездой», необходимо «засветиться» на экране телевизора или быть услышанным по радио. А все телевизионные и радиостанции находятся в руках у той же буржуазии, которая и тут имеет свой бизнес. Этот бизнес называется «шоу-бизнесом». Чтобы стать за одни сутки звездой чуть ли не мирового масштаба, нужно «попасть в эфир». А для того, чтобы «попасть в эфир», нужно заплатить деньги. Конечно, буржуазия может и «бесплатно» поставить чью-то песню или выступление в эфир. Но и тут она рассчитывает получить прибыль. Буржуазия захочет получать прибыль с дальнейших концертов, выступлений и т.п, т.е. человек становится фактически «рабом буржуазии». А когда созревшая «звезда» сцены или кино станет не нужна поклоннику-представителю буржуазии (спонсору), она просто будет выкинута. Именно так многие популярные актёры и артисты становились нищими, никому ненужными. Чтобы развиваться, им необходимо спонсорство. А когда спонсору надоела «талантливая игрушка», он её просто «выбрасывает».


Писателям тоже нужна помощь буржуазии. Кто напечатает книгу? В капиталистическом обществе всё связано с деньгами. Не заплатишь – не напечатают книгу. Если книга понравилась буржуазии, то её напечатают. А доля прибыли от продажи книг тоже принадлежит буржуазии.

ü журналисты, представители СМИ

Журналисты, разумеется, зависят от буржуазии. Статьи-то печатаются в газетах, разнообразных блогах и т.п. И новости транслируются по станциям теле- и радиовещания. А все эти станции, издания газет чаще всего принадлежат буржуазии. А потому буржуазия контролирует, что именно печатается или преподносится людям в СМИ.

ü инженеры, технологи, агрономы

Инженеры, технологи и агрономы играют большую роль в жизни общества, организации экономики. Они способны провести необходимые расчёты, которые укажут на то, как организовать производство. Эти люди создают проекты разнообразных технологий, могут разработать эффективные планы организации производства. А потому они будут востребованы и сегодня, и завтра.

Но и эти люди тоже стоят в своеобразной зависимости. Инженерам и технологам тоже нужно место работы. А кто им может предоставить работу? Разумеется, что буржуазия, которая владеет правом собственности на средства производства.

Юристы тоже зависят от буржуазии. Они могут работать как в государственном секторе, так и в частном.

К юристам, которые работают в государственном секторе, чаще всего обращаются эксплуатируемые классы. Буржуазия же обращается к «частным» юристам, т.е. к тем, которые взимают средства за оказание услуг.

Но в обоих секторах существует зависимость юристов от буржуазии. В государственном секторе зависимость заключается в том, что в большинстве капиталистических стран в государственных органах управления сосредоточилась буржуазия, которая сама установила законы, а также взяла под свой контроль правоохранительные органы. В частном секторе зарплата юриста зависит от спроса на него. А тут также влияет буржуазия.

В результате научно-технической революции возникли новые профессии, которые стали востребованы. К ним относятся программисты и маркетологи. Эти люди разрабатывают компьютерные программы и программы развития экономики на определённом предприятии. Этих людей тоже можно назвать своеобразными пролетариями, т.к. они зависят от спроса буржуазии.

Таким образом, представителей интеллигенции тоже можно отнести к пролетариату, т.к. они могут (или попадают) под влияние буржуазии.

Но в то же время среди представителей интеллигенции, которых нельзя отнести к пролетариату. Этих представителей можно назвать «буржуазной интеллигенцией».

«Буржуазная интеллигенция» - это люди, которые сознательно работают на буржуазию, поддерживают её и работают «интеллектуально» только с целью получения прибыли.

Для того чтобы стало понятнее, приведём несколько примеров. Учитель работает в школе. Но его цель не обогатить людей знаниями, а получить прибыль. Врач работает в больнице, но знания врача не отвечают заработной плате – врач работает только с целью получения прибыли. Писатель пишет низкоинтеллектуальные и низкоморальные произведения, которые удовлетворяют буржуазию. Журналист пишет статьи, выгодные для буржуазии, чтобы улучшить своё социально-экономическое положение. Учёный заявляет о ряде новых открытий, о будущих достижениях, но на самом деле обманывает остальных, т.к. его целью является получение прибыли.

Все эти случаи объединяет одно: представители интеллигенции, пользуясь своим положением, стремятся получить прибыль, а не интеллектуально или духовно обогатить общество.

«Представители интеллигенции», которые во всём потакают буржуазии, которые кланяются ей и готовы уступить идеями и моралью, не могут именоваться интеллигенцией! Эти люди являются грязью общества, которая пытается поднять свой нос туда, куда не доросли своими интеллектом и культурой!

2.представь что ты житель восточнославянского посёлка. Выбери время года и опиши полностью весь свой трудовой день
3. С помощью конкретных примеров докажи, что верования восточных славян являлись языческими.
4. Почему общественное устройство восточных славян можно назвать первобытных?

1.Что по мнению Будды являлось путём сп

1.Что по мнению Будды являлось путём спасения?
A)Избавление от желаний
Б)Самобичевание
В)Жертвоприношения
Г)Медитация

2.Каким образом китайский чиновник мог получить государственную должность?
А)Китайский чиновник должен был пройти собеседование
Б)Сдавал экзамен
В)Преподносил богатый дар императору
Г)Покупал должность

3.Столицей Критского царства являлся город Кносс:
А)Микены
В)Коринф
Б)Кносс
Г)Спарта

4.Укажите героев мифа о минотавре
А)Персей
В)Ариадна
Б)Тесей
Г)Эгей

5.Назовите имена греческих богинь поссорившихся изза золотого яблока
А)Гера
В)Афина
Б)Артемида
Г)Афродита

6.Герои Троянской войны,сражавшиеся под предводительством Агамемнона
А)Одиссей
В)Ахиллес
Б)Патрокл
Г)Аякс

7.В кого превратила спутников Одиссея волшебница Цирцея?
А)В коней
Б)В овец
В)В ослов
Г)В свиней

8.Появление греческих полисов относится к:
А)XIV-XII вв.д.н.э
В)X-VIII вв.д.н.э
Б)XII-X вв.д.н.э
Г)VIII-VI вв. д.н.э

9.Какие вопросы решало народное собрание греческого полиса?
А)Избрание судей
В)Распоряжение законов
Б)Принятие законов
Г)Назначение должностных лиц в городе

11.Название народа завоевавшего Лаконию и основавшего г.Спарта
А)Ахейцы
В)Ионийцы
Б)Дорийцы
Г)Эолийцы

12.Имя первого Афинского законодателя
А)Ликург
В)Солон
Б)Драконт
Г)Демиург

13.Год избрания Солона главным архонтом
А)605 г.д.н.э
В)597 г.д.н.э
Б)602 г.д.н.э
Г)594 г.д.н.э

14.От чего в правление Солона зависели права и обязанности граждан Афин
А)От знатности происхождения
В)От военных подвигов
Б)От доходов
Г)От образования

15.Основное занятие греческих колонистов
А)Война
В)Грабежи
Б)Земледелие
Г)Торговля

Ответы должны быть точными

1)C помощью конкретных фактов докажи, что в 16 веке произошел раздел мира и начались колониальные войны.Попробуй оценить Тордесияльсский договор с

позиций испанца,француза,англичанина 16 века,с точки зрения человека 21 века.Сделай вывод об отличиях в оценке одного и того же документа.

2)Сравни действия Кортеса и Писсаро:какими,на твой взгляд,привлекательными и отталкивающими качествами они обладали? Оцени испанскую конкисту,с точки зрения католического священника и с точки зрения индейского земледельца.

3)Оцени освоениее европейцами Америки,с точки зрения европейского граждонина, индейца и негра. К какой оценке склоняешься ты сам -человек 21 века?

4)Представь,что во время абордажного боя в Карибском море разыгрался шторм. Буря вынесла на необитаемый остров пушкаря испанского галиона и английского пирата. Строя вместе хижину и жаря рыбу,они спорят о том,кто прав в войне испанцев и англичан. Как,по-твоему,мог бы происходить этот спор, в котором каждый доказывает свою правоту фактами?

5)Какими причинами ты можешь объяснить успехи европейцев в деле завоевания колоний?

Господа буржуазные интеллигенты никак не могут простить Ленину его слова, что они не «мозг нации» - а наоборот. Они прямо со скрежетом зубовным вспоминают эту ленинскую фразу. Но при этом они только и делают, что подтверждают эти слова. Они постоянно демонстрируют свою подлость и глупость. А теперь они превзошли сами себя и в том и в другом – они вздумали ОТРИЦАТЬ САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА!

Да, теперь почти каждый буржуазный интеллигент считает своим долгом с апломбом заявить: «Какой такой рабочий класс!? О чем вы говорите? Нет уже никакого рабочего класса! Где он, этот рабочий класс? Покажите мне его!»

Хочется спросить у этих господ – что у них в голове? Или они думают не головой – а противоположной частью тела?

Господа интеллигенты!

Ведь вы вроде бы пока еще не духи бесплотные – а материальные люди из плоти и крови. И обитаете вы не в горних сферах – а ходите по грешной земле. Вы едите, пьете, носите одежду, живете под крышей, пользуетесь туалетом, спите на кровати, отапливаете квартиру с помощью горячего отопления, ходите по асфальтированной улице, ездите на автобусе и на метро.

Так вот – откуда все это берется? Кто все это обеспечивает? Может быть, все это материализуется из воздуха? Или падает с неба? Или появляется по взмаху волшебной палочки Гарри Поттера?

Нет! Все это делают люди. Так вот, господа интеллигенты, эти люди и есть – РАБОЧИЕ, РАБОЧИЙ КЛАСС. Они производят все материальные блага, без которых не может существовать ни общество в целом, ни отдельный человек. В том числе и вы.

Так вот где он, этот рабочий класс, который наша буржуазная интеллигенция не изволит замечать. Он работает на полях, на фабриках и заводах, на рудниках и шахтах, на стройках и электростанциях. Он выращивает и собирает урожай в поле, доит коров на ферме, выпекает хлеб на заводе, шьет одежду на фабрике, обслуживает электростанции, прокладывает линии электропередач, поддерживает инфраструктуру в ЖКХ, ловит рыбу на траулерах, перевозит грузы по воде и суше, производит детали для компьютеров и комплектует их.

Это все - рабочий класс. Он – всюду, он везде. Он работает, чтобы вы получили все необходимое для жизни, для вашего покоя и комфорта. Если рабочего класса не станет хотя бы на секунду – вы тут же потеряете возможность жить так, как вы привыкли. Или еще яснее – вы без рабочего класса и шагу не можете ступить!

Так мы говорим буржуазному интеллигенту. Мы открываем его подслеповатые глаза - и тыкаем его носом в тот самый рабочий класс, которого якобы нет. Однако наш буржуазный интеллигент все равно не желает признать очевидное, и прибегает к новой уловке.

Да какой же это рабочий класс? – заявляет он – Разве это рабочий класс!? Это – тупое опустившееся быдло, которому только получить свою зарплату, нажраться, напиться и шмякнуться у телевизора! Никакой вашей хваленой «классовой сознательности» у него нет! Он и сам не прочь стать буржуем, этот ваш рабочий класс! Так он что ли, по-вашему, совершит революцию!? В гробу он видел вашу революцию и ваш марксизм!

Что мы видим? Что наша буржуазная интеллигенция снова демонстрирует свое невежество и свою полную политическую безграмотность. Она путает классовую принадлежность и классовую сознательность. Она воображает, что, если у рабочего класса на данный момент нет классовой сознательности – значит, и его самого нет!

Это – тупая и невежественная белиберда, совершенно под стать нашей интеллигенции.

РАБОЧИЙ КЛАСС ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ЕСТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.

А вот с КЛАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ дела могут обстоять по-разному. У рабочего класса может быть классовое сознание – а может и не быть.

Дело в том, что рабочий класс не может приобрести классовое сознание самостоятельно. Он может его приобрести только в одном случае – если ему поможет интеллигенция.

Что значит для рабочего класса – иметь классовое сознание?

Это значит – осознать свое положение в буржуазном обществе, свой главный классовый интерес, свои цели и задачи. Понять, что его угнетают и эксплуатируют. Что механизм капиталистической эксплуатации – присвоение прибавочной стоимости, а ее источник – частная собственность на средства производства. Что главный классовый интерес рабочих – освободиться, покончить с гнетом и эксплуатацией. А для этого - революционным путем свергнуть власть эксплуататоров и уничтожить основу эксплуатации – частную собственность.

Но для того, чтобы все это понять – он должен освоить идеи социализма.

Или, иначе говоря – приобрести классовое сознание для рабочего класса означает - приобщиться к социализму.

Однако социализм – это наука. А науку создают, разрабатывают и внедряют в сознание общества ученые. То есть – интеллигенция.

Сам же рабочий класс, в силу своего положения, не может без помощи интеллигенции приобщиться к социализму. Ибо в классовом обществе он отлучен от науки, не имеет к ней доступа. Для занятий наукой у него нет ни времени, ни сил. Все его время и силы уходят на одно – на то, чтобы работать на буржуазию, создавать для нее прибавочную стоимость, обогащать ее.

Поэтому на помощь рабочему классу должна была прийти (и приходила) революционная интеллигенция.

Это всегда были лучшие из интеллигентов. Они отличались выдающимся умом, образованностью, волей и энергией. Нередко они росли в среде буржуазии, в обеспеченных и влиятельных семьях. Они легко могли добиться житейского благополучия, сделать блестящую карьеру и подняться на верхние ступени буржуазного общества. Для этого требовалось только одно – чтобы они служили господствующему классу - капиталу.

Но они не искали для себя благополучия. Они стремились к социальной справедливости, к справедливому переустройству общества. Поэтому они порывали со своим классом и вставали на сторону угнетенных – на сторону пролетариата. Они отказывались от покоя, богатства и высокого положения и выбирали опасный путь революционера, который почти наверняка должен был их привести в тюрьму или на эшафот. Они шли к рабочим и несли им идеи научного коммунизма, помогали им понять свое истинное положение в буржуазном обществе, свои интересы, цели и задачи.

Такими были Маркс, Энгельс, Ленин, которые вышли из обеспеченной среды, но порвали с господствующим классом и посвятили свою жизнь угнетенному классу, пролетариату.

Рабочий класс, получив от этих интеллигентов социалистическую науку и приобщившись к ней, вырабатывал свое классовое, революционное пролетарское сознание. С этим сознанием он превращался в силу, способную совершить социалистическую революцию и переустроить общество на новых справедливых началах.

И вот почему рабочий класс теперь не обладает классовым сознанием, господа интеллигенты! Потому что в этом ему должна помочь революционная интеллигенция – а у нас теперь революционной интеллигенции как раз и нет. (Или ее слишком мало).

Наша современная российская интеллигенция в массе своей тупа и ограничена. Идеи научного коммунизма ей просто не по зубам.

Она труслива, корыстна и продажна. Встать на сторону угнетенных? Как бы не так! Она предпочитает прислуживать угнетателям. Идти к рабочему классу и нести ему революционные идеи? Не на ту напали! Она лучше пристроится под крылышко буржуазии и будет получать от нее жирные кусочки.

В своем падении наша интеллигенция достигла самого дна, поступает подлее некуда. Вместо того, чтобы разоблачать несправедливые порядки – она из кожи лезет, чтобы их оправдать. Вместо того, чтобы поддержать борьбу угнетенных за социальную справедливость – она не знает, как их оклеветать и очернить.

Словом, она показала себя в самом отвратном виде. И вот теперь она имеет наглость и бесстыдство обвинять рабочий класс - якобы он не такой, как нужно! Или же с большого ума вообще отрицает его существование.

Понятно, зачем она это делает. Она просто валит с больной головы на здоровую - чтобы оправдать собственную подлость. Она хочет скрыть от других и от себя правду. А правда проста. Наша интеллигенция, со всеми ее понтами, претензиями и амбициями – обыкновенная подстилка капитала.