Тема природы в лирике тютчева кратко. Человек и природа в лирике Тютчева

Ф.И. Тютчев -- мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение. Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта.

Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» отражает отношение поэта к природе, его обнимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.

В ней есть душа, в ней, есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек -- это лишь разрушающее начало.

Лишь в вашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

А для того, чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней.

Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как неутихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень -- это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь таинственная, но в ней

Ущерб, изнеможенье -- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья...

Красота и божество природы связаны с ее увяданьем. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек -- это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя

Зловещий блеск в пестроту дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение «Тени сизые смесились...». Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

Все во мне, и я во всем!..

Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.

Сумрак тихий, сумрак сонный...

С миром дремлющим смешай!

Несмотря на то, что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева -- это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков "считалось, что полдень -- священный час. В этот час покой охватывает все Живое, ведь сон здесь является и покоем.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны снов, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека -- это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.

В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармонии.

1. Тютчев - романтик и философ.

2. Лирика поэта.

3. Аксаков о Тютчеве.

«Последний романтик в русской поэзии XIX века» - так назвали Федора Ивановича Тютчева исследователи русской литературы. Действительно, творческий путь поэта представляет собой явление уникальное.

Всю свою молодость, вплоть до начала 40-х годов XIX века, он провел на дипломатической службе в Германии. Намного пережив своих великих современников, он как поэт раскрылся во всей мощи своего таланта именно на родине, в России. Тютчев как бы вошел в новую литературную эпоху с уже сложившимися эстетическими позициями и принципами, оставшись в целом романтиком.

Основными темами в лирике Тютчева являются природа, любовь, чувства человека, окружающий его мир. Все стихотворения овеяны философскими размышлениями о вечном. Современный исследователь пишет об этом так: «...разглядеть и понять все богатство, всю глубину тютчевского творчества очень нелегко. Ибо поэт вложил, вместил свою творческую волю в предельно сжатые лирические образы. То, что у его великих соратников развертывалось в монументальные эпические и драматические полтона, Тютчев заключал в тесные границы лаконичных стихотворений, где каждая строка как бы несет в себе не меньшую смысловую нагрузку, чем глава романа или сцена драмы. И в самой этой предельной сжатости, сконцентрированности выразилась неповторимая самобытная природа тютчевского гения».

Да, Тютчева с полным правом можно назвать гениальным лириком. Наряду с Баратынским он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Человек и Природа в лирике Ф. И. Тютчева представляют единое целое, они не отделимы друг от друга. Замечательно в его творчестве и то, что сама лирика всегда связана с образом, который показан ярко, смело, выпукло, он никогда не теряется за красивыми, но ничего не значащими словами. В его стихотворениях много изящества, пластики, в них есть, по выражению Н. Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». И хотя в лирике этого поэта часто можно встретить скептические нотки, нотки печали, грусти, даже бесполезности, бессмысленности всего существования человеческого, в большинстве произведений, созданных им, мы находим Любовь. Любовь к жизни, к молодости, ко всему окружающему миру, к солнечному свету, ветру, и конечно, к природе. Ведь именно Природа в лирике Ф. И. Тютчева , в которой выражены и сконцентрированы все человеческие чувства, являлась излюбленной темой великого писателя.

Но чтобы действительно понять поэта, нам необходимо обратиться к его творчеству:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

До чего же красивы эти строки! Мгновенно встают перед глазами картины темной, холодной еще земли, но уже освободившейся от тяжелого плена снега, ветер теплеет, и вся природа, весь мир прорывается сквозь дремоту, стряхивает с себя оцепенение...

Душа, душа, спала и ты...
Но то же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты!..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Автор сравнивает человеческую душу с самой природой - такой же красивой и многогранной. С приходом весны она, как и весь мир, как вся природа, начинает оживать, просыпаться. Не только вода, небо и снег блестят - блестят человеческие глаза! Весна - это то же самое, что и любовь. Именно весной мы больше всего жаждем тепла и не только от яркого солнца. Ах, как же сладко замирает сердце, когда в каждом порыве ветра чувствуется пробуждение и обновление. И сама душа стремится ко всему новому и светлому, поет новые песни, поет любовь! И, пожалуй, именно в этом и заключается истинный талант: соединить душу Мира и человека так, что они уже и не мыслятся отдельно друг от друга.

Хотелось бы привести еще одно стихотворение Федора Ивановича:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Тютчев рисует картину обычных русских деревень с серыми, покосившимися домишками, с невзрачной природой, с унылыми полями, землей, на которых трудится усталый крестьянин:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Не понять иностранцам, привыкшим к иному складу жизни, что же хорошего можно увидеть в этих утомительных пейзажах. А русский человек, патриот своей родины, замечает всю красоту и величие родных земель, она бросается в глаза при каждом взгляде, при каждом движении.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная.,
В рабском виде
Царь небесный
Исходил, благословляя.

Родная земля наша, сгорбленная, уставшая, преклоненная и вместе с тем гордая и могучая - вот предмет большой и непреходящей любви. Сам Господь освятил ее, благословил. И только живущему на ней, возможно понять, что Россия - страна сильных духом, гордых людей, способных вынести любые горести и страдания, но прийти к счастью и гармонии со всем миром и собой. Строки этого стихотворения наполняют читателя тоской, гордостью и надеждой одновременно. Взгляд, брошенный на истерзанную русскую землю, на уставший, обездоленный народ, оставляет в душе тоску и печаль. Порой, лирика поэта наполнена отчаянием, ведь временами верить в светлое будущее становиться все сложнее и сложнее. Но в то же время глубоко внутри нарастает, крепнет надежда. Надежда, что вопреки всем бедам и горестям наша страна способна высоко поднять голову и стать страной сильного, вольного, счастливого народа.

Хотелось бы закончить сочинение словами Ивана Сергеевича Аксакова о великом поэте: «...его стихи, хотя бы даже устарела их внешняя форма, не перестанут чаровать нестареющей прелестью поэзии и мысли; они плодотворно питают ум, захватывают все струны сердца, будят и просветляют Русское чувство. Они - неиссякаемый источник духовно-изящных наслаждений. В истории русской словесности Тютчев останется всегда одним из самых блестящих и своеобразных проявлений русского поэтического гения; его значение не померкнет».

«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, не-уловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,— писал Н. А. Не-красов, высоко оценивая тютчевскую лирику приро-ды и называя талант поэта «первостепенным поэтиче-ским талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, ве-сенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осен-ний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вы-званное красотой засыпающей природы. В нем при-рода предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинст-венную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создаю-щая ощущение покоя и гармонии. Только «злове-щий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холод-ный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней язы-ком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гро-за»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно про-возглашая пробуждение весенней природы. Нагнете-нием дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вво-дит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими пе-реживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособ-ность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь — с север-ным летом, веяние весны среди осени — с воспомина-нием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созер-цание моря было для Тютчева действительно волни-тельным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тют-чев также посвятил морю. Поэта покоряет своенра-вие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о приро-де — почти всегда страстное признание в любви. Тют-чеву представляется высшим блаженством, доступ-ным человеку,— любоваться многообразными прояв-лениями жизни природы».

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное…")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

("Осенний вечер")

Поэт говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

("Осенний вечер")

"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

("Тени сизые смесились…")

Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, её существование безмятежно и спокойно, что и выражается в стихотворениях русских поэтов, в том числе и Тютчева.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных его стихотворений красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика

Тютчева - это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении ≪Летний вечер≫. Закат у поэта ассоциируется с ≪раскаленным шаром≫, который скатила со своей головы земля; ≪светлые звезды≫ у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение ≪Осенний вечер≫. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест...

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: ≪...на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья≫, она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только

грустная, но и по-человечески сиротеющая. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а

показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении ≪Вчера≫ Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, ≪ухватился за одеяло≫, ≪взобрался на ложе≫, но и чувствуем его прикосновение.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

≪А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора, как откровенье неземное≫.

Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо.

В стихотворении ≪Кончен пир, умолкли хоры...≫ сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали -

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины...

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

….Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами...

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в ≪тайное тайных≫ человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна, она для поэта прежде всего святая: ≪Святая ночь на небосклон взошла...≫ В ней столько тайн и загадок:

…Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?...

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза - грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взметая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, - в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Писарев писал, что «в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы» и, действительно, его мастерство в описании природы поражает. Благодаря своему поэтическому таланту, Тютчев безошибочно подбирает яркие сравнения и эпитеты для нее, находит в самых обыкновенных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты и величия природы.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. ≪О Тютчеве не ду-

мает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии≫. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.