Анализ басни кот ласточка и кролик. Стихотворениекот, ласточка и кроликдмитриев и

На протяжении долгих веков наши предки широко применяли различные предметы в качестве защиты. Пожалуй, не найти такого славянского дома, в котором не имелось бы ни одного магического талисмана. Славянские народы всегда отличались верой в магическую силу разных предметов обихода, растений, минералов, металлов, деревьев, а также создавали их собственноручно.

Русские куклы-обереги своими руками

И по сей день, русские обереги пользуются огромной популярностью и применяются в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Русские народные обереги черпают свою силу и энергию от природы. Их магическое действие так же разнообразно, как и их количество. Каждый талисман или оберег несет в себе свою энергетику, по-своему воздействует на человека и его жизнь.

Категории русских оберегов

На сегодняшний день обереги можно разделить на следующие категории:

  • Магические предметы, которые были созданы своими руками, купленные или подаренные.
  • Символические обереги – различные рисунки и изображения на предметах быта, одежде и оружии.
  • Магические заговоры, молитвы – то есть те, которые необходимо проговаривать или зачитывать.
  • Самым распространённым магическим оберегом для каждого крещеного человека является его крестик.

Каждый магический предмет, каждый заговор или молитва воздействует на человека по-разному.

Как подобрать для себя оберег

Для правильного выбора того или иного магического предмета вам необходимо четко определить свои цели и конечный результат от его применения. Если основным вашим желанием является достижение материального благополучия, успеха и удачи – вам необходимо выбирать талисман именно из этой категории. Если вам необходима защита против нечистой силу – примените защитный талисман. Если вам нужно излечиться от тяжелой болезни – применяйте лечебные обереги.

Когда ваша цель четко поставлена, приступайте к выбору необходимого вам талисмана. Вы можете приобрести его в специализированных магазинах или сделать своими руками. Это зависит от ваших возможностей и желания.

Русские народны обереги-мешочки

Купить оберег не так уж сложно. Внимательно изучайте характеристику и описание выбранной вами вещи, изучите его фото в интернете или специализированной книге. Подбирать оберег необходимо под свой вкус. Прислушайтесь к своему сердцу – оно вам обязательно подскажет верный выбор. Если вы ощущаете от вещи холод или она вас чем-то отталкивает – такую вещь брать не стоит.

Изготовление оберега своими руками – это наилучший вариант. При таком способе вы вкладываете в предмет свою душу и энергетику. Тем самым вы заряжаете его для себя, и он обретает наибольшую силу.

Русские обереги для дома

В стародавние времена было очень проблематично отыскать дом, в котором бы не имелось ни одной магической вещи. В таких домах довольно часто можно было встретить травяные веники, подвески, ладанки, магические вышивки и еще очень много всего интересного. Самыми распространенными травяными оберегами считались такие травы, как полынь горькая, крапива, можжевеловые ветки и так далее.

Русский оберег, который предназначался для охраны жилища, чаще всего располагали в районе входной двери. Из трав часто заготавливали веники, набивали мешки, окуривали помещения и делали специальные отвары. Знахари рекомендуют брать в дальнюю дорогу путешественникам мешочек с полынью. Он убережет своего обладателя от травм, неприятностей и сделает путешествие более удачным.

Подковы – это один из множества оберегов, которые приносят удачу. Для защиты жилища от нечистых сил его рекомендовалось вешать так, чтобы ее концы были направлены вниз. Для привлечения достатка, успеха и удаче – ее вешали концами вверх. Чтобы усилить магический эффект подковы ее украшали небольшими ветками полыни горькой.

Подкова для дома и ее значение

Колокольчики, сделанные своими руками, издревле считались символом благополучия и хороших новостей. Этот магический предмет способен приносить в дом удачу, успех и благополучие. Колокольный звон отпугивает от дома всю нечистую силу и очищает жилище от негативной энергетики.

Колокольчик в каждый дом

Как защитить своего ребенка при помощи славянского оберега

Для маленьких детей славяне делали различных кукол, подвески и вышивки на одеждах. Беременные славянские женщины делали для своих будущих малышей различные обереги. Иногда такие обереги женщины применяли для собственной защиты, чтобы уберечься от преждевременных родов.

Некрещенные детки очень сильно подвержены сглазам и порче. Поэтому защитные обереги им особенно необходимы. При крещении ребенку обязательно надевают крестик. Он будет оберегать его на протяжении всей его жизни.

Рядом с кроваткой малыша славянские мамы клали специально изготовленные своими руками обережённые куклы. Такие куколки сопровождали малышей с самых первых дней их жизни.

Еще одним не менее важным защитным предметом для малышей является булавка. Девочкам ее крепили на изнаночную сторону одежды, а мальчикам – в боковом кармане.

Как уберечь молодоженов от злых чар

Семья для славянских народов издревле почиталась и ценилась. Именно поэтому для свадебных обрядов было придумано множество защитных оберегов и заклинаний. Такие предметы должны были оберегать молодую семью от распада, несчастий и недомолвок, а также способствовали созданию крепкого семейного союза.

Мать будущей невесты изготавливала специальных кукол – Неразлучников. Это являлось одним из самых важных подарков для молодой семьи. Главное отличие такого оберега от простой куклы – это одна рука на двоих. Она являлась символом семейного счастья, благополучия, гармонии и радости. По окончании свадебной церемонии этот оберег необходимо надежно спрятать и никому не показывать.

Куклы-неразлучники на свадьбу молодым

В день свадьбы молодоженам обязательно прикрепляли к одеждам иголку без ушка. Невесте ее крепили на подол, а жениху – на поясе. Далее на протяжении сорока дней подряд нужно носить этот оберег на одежде.

Как домовой помогает вашему дому

Современные люди и по сей день верят в существование домового. Для того, чтобы задобрить жителя вашего дома, вам необходимо его прикормить. Поставьте домовенку небольшую тарелочку или блюдце и налейте в него молока. Если этого не сделать домовенок может на вас рассердиться и напакостить вам.

Домового можно изготовить своими руками. Для этого процесса не рекомендуется применять ножи, ножницы и различные колющие предметы. Его делают из натуральных материалов, без использования синтетики. Можно взять мешковину или льняную ткани, пуговицы для глаз, ленты для украшения.

Русский Оберег Домовенок, его значение

Сделайте своего домовенка симпатичным, чтобы он обязательно пришелся по нраву вашим родным и домочадцам. Готового домовенка можно разместить на кухне или посадить на прикроватной тумбе. Наличие такого оберега в вашем доме способствует привлечению в него благополучия, достатка, счастья и удачи.

Веничек для дома

Очень хорошим оберегом для своего дома славяне считали веник. Такой предмет вполне может стать символом семейного очага. По традиции его вешали на кухне. Он обязательно должен иметь в своем составе двенадцать компонентов. Именно в этом случае он приносит в дом счастье и благополучие.

Если подвесить этот предмет метелкой книзу – он защитит ваш дом от ссор и всяческих разногласий. Метелка, обращенная наверх способна привлекать в дом материальное благополучие.

Если использовать не один, а сразу несколько магических предметов в своем доме, можно усилить магический эффект.

Каково значение магических предметов

  • Удачу и везение приносит в дом подкова.
  • Материальный достаток и финансовое благополучие – ложка.
  • Спокойная, тихая и размеренная жизнь, а также здоровье – гребешок.
  • Мужскую силу несет в себе конь.
  • Женскую силу имеет птица.
  • Урожайность и плодородие – растения.
  • От магических влияний оберегает луна.
  • Солнце является солярным символом.
  • Плодородные земли – ромб.

Значение и действие магических предметов может варьироваться. Все зависит от наличия необходимого символа либо его отсутствие. Примером может послужить кукла. Если ей в руку вложить ложку – она станет символом достатка и благополучия. А если на ее одежде изобразить ромб, она поможет женщине родить ребенка.

Наши предки довольно часто применяли различные обереги в магических действах и обрядах. Обереги, сделанные своими руками имели огромное значение. Очень важно правильно изготовить свой оберег в соответствии со всеми требованиями и правилами. И тогда он будет служить вам во благо.

Самые известные славянские обереги и их значение

Цветы папоротника. Они являются огненными символами и олицетворяют духовную чистоту. Такой оберег славяне считали достаточно сильным. Он обладает особой магической силой и способен раскрывать в человеке все его потенциалы, делает его счастливым и успешным по жизни.

Русский оберет цвет папоротника

Такой оберег, как Валькирия сохранит и приумножит в человеке чувство справедливости, чести, мудрости и достоинства. Она является символом всех воинов, охраняет от различных бед и несчастий.

Одолень-траву издревле применяли для того, чтобы уберечься от всяческих напастей и хвори. Этот огненный знак способен отпугивать любые недуги, он очищает тело и душу человека.

Крест лады богородицы или ладинец с давних времен являлся оберегом для семейного счастья и благополучия. Он сохраняет гармонию и счастье в доме, защищает от сглаза. Такой оберег рекомендуется носить девушкам, которые хотят удачно выйти замуж.

Как сделать правильный выбор

Очень важным аспектом при выборе оберега для себя является собственная интуиция. У вас должно быть ощущение, что именно эта магическая вещица – ваша.

Если этого ощущения у вас не возникло, примените тактильные ощущения. От вещи не должно исходить холода. От нее должно исходить ощущение теплоты. Не стоит выбирать талисман только по его внешним параметрам или новомодным тенденциям. Такая вещица вряд ли принесет вам удачу.

Оберег Лунница, для защиты женщин

Бытует такое мнение: «Настоящий оберег должен быть выполнен только из золота». Но это отнюдь не так. Да, золото, как драгоценный металл, очень хорошо вбирает в себя энергетику своего хозяина, его мысли и чувства. Но этот металл подходит далеко не каждому человеку.

Знахари не рекомендуют использовать в качестве оберега украшения, которые уже носили до вас. Они могут нести в себе достаточно сильный заряд негативной энергетики. Лучше всего выбирать в качестве защитного талисмана новое украшение.

Достаточно большое количество людей не воспринимают золото как оберег. Оно им просто не подходит. Таким людям рекомендуется носить украшения из других металлов. К ним можно отнести серебряные, платиновые, титановые и другие украшения.

Серебро издревле применялось для очищения и защиты от негативной энергетики. Этот металл достаточно благотворно воздействует на весь организм.

Обереги изготавливают не только из металлов. Они бывают деревянными, из минералов и камней, из кости, тряпичные и так далее.

Русский оберег Сварог

Немаловажным аспектом при выборе своего талисмана играет мастер. Очень важно, чтобы он обладал достаточными знаниями при изготовлении магической вещи.

Духовный настрой играет также достаточно большое значение. При изготовлении оберега необходимо прибывать в хорошем расположении духа, негативных мыслей быть не должно. В противном случае ваш оберег может вобрать в себя весь этот негатив.

Деревянные и каменные обереги требуют для себя гораздо большего внимания, чем выполненные из других материалов. Они требуют от мастера особые навыки и немалый опыт. Выбор дерева в качестве талисмана необходимо определять по дате своего рождения.

Камни подбирают исходя из своих жизненных позиций, целей и принципов. При выборе таких материалов лучше всего доверить свой выбор профессионалам.

Как очистить и зарядить свой оберег

Не рекомендуется использование нового оберега без предварительной его очистки. Пренебрегать этим ритуалом не следует. Самым простым способом для очищения оберега своими руками является выдерживание его в проточной воде на протяжении двух часов. Этот вид очистки не может в полной мере сделать пригодным ваш талисман для последующего его применения.

Славянские символ коловрат — солнышко

Оберег обязательно нужно зарядить. Если ваш оберег выполнен из золота, он уже сам по себе имеет определенную силу и мощь. Но для ее усиления можно положить изделие на скатерть белого цвета так, чтобы солнечные лучи касались его. Произнесите над талисманом следующие слова:

«Солнце–Яр, наполни этот Оберег и защити меня!».

Различают несколько уровней для зарядки оберегов:

Обряды, проводимые жрецами в специально отведенных местах, с соблюдением необходимых правил.

Самостоятельная зарядка. Ее выполняют своими руками. Для такого уровня зарядки магического предмета не требуется особых навыков. Их можно выполнить после просмотра видео роликов в интернете или по фото.

Если вы решили очищать оберег самостоятельно, большое значение имеет выбор заговора. Его необходимо тщательно подбирать. Любые мысли могут материализовываться. Поэтому огромное значение необходимо отводить своим мыслям и чувствам. Нужно четко следовать инструкциям и выполнять необходимые действия.

Сила защитного оберега и его значение для человека

С первых дней применения оберега довольно сложно понять его силу и меру его воздействия на организм человека. Его силу можно прочувствовать только после регулярного применения. Некоторые обереги могут развивать в человеке различные чувства от тошноты до диареи.

Такие процессы, происходящие в организме, говорят о том, что начинается очищение организма. И продолжаться они могут различное количество времени. Все зависит от засоренности организма и энергетики человека. Чем больше организм засорен, тем дольше будет длиться процесс очистки.

Обереги для дома и семьи

Довольно часто у наших бабушек мы могли встретить различные скатерти, платки и рушники. На них они вышивали всяческие узоры и орнаменты. Незнающему человеку они показались бы простыми рисунками. На самом деле это не так. Эти вышивки были своеобразной защитой от нечистой и силы и воздействия магии. Сделанные своими руками, они обладали очень мощной силой.

Вышивки на различных изделиях пользовались в те времена огромной популярностью. Все дело в том, что в стародавние времена не было ни телевизоров, ни интернета, ни прочих гаджетов и единственным развлечением для женщин являлось вышивание. Абсолютно все славянские одежды и предметы обихода были вышиты специальными узорами.

Вышивки на полотенцах — петушок

Но не только одежда славян имела защитные функции. Такую функцию несет и жилище. Его самые уязвимые места обязательно украшали специальными защитными оберегами. Очень часто можно было встретить обереги над входной дверью. Для этой функции часто применяли подковы и всяческие магические предметы.

Для защиты дома от нечистой силы применялись не только обереги внутри дома, но и снаружи. Для этой цели во дворе ставили различные статуэтки, высаживали растения, отпугивающие нечистую силу. На заборах также можно было встретить магические символы. Они уберегали дом от злого духа. Также изготавливались «секретные» обереги, которые прятали где – ни будь на чердаке или в подвальном помещении.

Иногда можно было подумать, что славяне своими узорами просто украшали свое жилище. Но это далеко не так. Они несли в себе исключительно защитные функции.

Также очень хорошими защитными свойствами обладают колокольчики и бубенцы. С древних времен колокольный звон отпугивает нечистую силу от жилища. Неспроста колокола – незаменимый атрибут в храмах и церквях.

Очень символичным действием являлось, если человек надевал на себя одежду красных цветов. Этот цвет, как считали наши предки, отпугивает злого духа, сглазы и порчи. Одежда белых цветов считалась чистой и невинной, а зеленая – мужским символом и символизировала защиту.

Русские народные обереги — одежда

Гребни для расчесывания волос были незаменимы при множестве магических обрядах. Их применяли для расчесывания волос больному человеку при его исцелении. Очень хорошим знаком является семь лучей на гребне. Они символизировали священное число семь. Такой гребень давал своей обладательнице защиту от многих болезней, оберегал от дурного глаза и не давал стареть.

Чаще всего обереги для женщин были выполнены из солнечных металлов. Такие магические предметы могли позволить в далеко не каждой славянской семье. Поэтому бедные семь достаточно часто применяли медные обереги.

У славянских мужчин тоже имелись свои специальные обереги. Чаще всего они были выполнены в виде различных запонок, бляшек, крестов, ромбов и свастических элементов. Они носили специальные подвески, изготовленные из кости животного или клыка хищного зверя. Такие подвески служили своему обладателю и оберегали его от всяческих опасностей.

В качестве оберегов применялись браслеты из различных материалов. Их могли носить как женщины, так и мужчины. Их выполняли из стеклянных бусин, костей животного, металлической проволоки, веревок и нитей. Чем богаче был человек, тем сложнее и дороже был его браслет. Порой в таких браслетах изображались целые сценарии.

Пальцы издревле украшали перстнями и кольцами. Самым значимым в жизни перстнем является обручальное кольцо. Оно обозначает семейный союз и верность.

Современные славянские обереги

Довольно часто мы применяем обереги в современном мире даже того не подозревая. Мы выбираем для себя интуитивно различные мелочи в виде камешков, статуэток, подвесок или монеток. Мы сами того не ведая выбираем для себя оберег. Мы приобретаем предметы, которые нам нравятся не потому, что мы так хотим. Отправляясь в путешествие, мы привозим с собой магнитики и украшения.

Мы не выбираем предметы, которые нам не по нраву. Из этого следует вывод: «Вещь сама выбирает нас в качестве хозяина».

Вы можете иметь в своем арсенале не один, а сразу несколько оберегов. Для этих целей вы можете подобрать себе обереги на защиту, на здоровье, на очищение, на успех и благополучие. То есть это те, которые необходимы именно вам или вашей семье.

И помните: Любой защитный оберег требует к себе особого внимания. Поэтому необходимо уделять своему оберегу должное внимание. Нужно любить, ценить и верить в свой магический оберег.

Древнерусские привески и амулеты XI - XIII веков. Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области

(Таблица, № 1). На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.

Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 - первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10-12 вв.

Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, - медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 - первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества - задача оберегов-ключей 11-12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из самых распространенных оберегов 11-12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ , на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной - в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной - в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца - на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге - углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки - Рязанская область.

Две наиболее значимые в историческом плане находки - трапециевидные привески 10-11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), - не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).

Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край - три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10-11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 - середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 - первой половиной 13 в.

К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10-11 вв.

К другому типу лунниц - узкогорлых или круторогих - относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12-13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата - 12-13 вв.

Подмосковная находка - отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) - датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно - ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).

Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12-13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12-13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

Говоря о верованиях славян 11-13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12-13 вв.

Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу - треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11-13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12-13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 - началом 12 в.

Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 - первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты - не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки - Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой - в северо-западных районах России (№ 56).

Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11-12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой - из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая - двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Художественную реконструкцию женского костюма, наглядно иллюстрирующую способ ношения некоторых амулетов и подвесок, можно увидеть в статье "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова".

Литература.

1. Голубева Л.А. Амулеты. - Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
2. Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. САИ. Вып. Е1-59. М., 1979.
3. Голубева Л.А. Финно-угры и балты в эпоху средневековья - Археология СССР. М., 1987.
4. Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное. М., 2008.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
6. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв. САИ. Вып. Е1-60. М., 1981.
7. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - Археология СССР. М., 1982.
8. Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.). М. 1981.
9. Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла. - Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
10. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески. - Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Тр. ГИМ. Вып. 43. М., 1967.

Случилось Кролику от дома отлучиться,
Иль лучше: он пошел Авроре поклониться
На тмине, вспрыснутом росой.
Здоров, спокоен и на воле,
Попрыгав, пощипав муравки свежей в поле,
Приходит Кроличек домой.

И что же? чуть его не подкосились ноги!
Он видит: Ласочка расставливает там
Своих пенатов по углам!
"Во сне ли я иль нет? странноприимны боги!"
Изгнанник возопил
Из отческого дома.

"Что надобно?" - вопрос хозяйки новой был.
"Чтоб ты, сударыня, без грома
Скорей отсюда вон! - ей Кролик отвечал.
Пока я всех мышей на помощь не призвал".

"Мне выйти вон? -она вскричала. -Вот прекрасно!
Да что за право самовластно?
Кто дал тебе его? и стоит ли войны
Нора, в которую и сам ползком ты входишь?
Но пусть и царство будь: не все ль мы здесь равны?
И где, скажи мне, ты находишь,
Что Бог, создавши свет, его размежевал?
Бог создал Ласочку, тебя и Дромадера;
А землемера
Отнюдь не создавал.

Кто ж боле права дал на эту десятину
Петрушке Кролику, племяннику иль сыну
Филата, Фефела, чем Карпу или мне?
Пустое, брат! земля всем служит наравне:
Ты первый захватил - тебе принадлежала;
Ты вышел, я пришла - моею норка стала".

Петр Кролик приводил в довод
Обычай, давность - их законом;
Он утверждал: "Введен в владение наш род
Бесспорно этим домом,
Который Кроликом Софроном
Отказан, справлен был за сына своего
Ивана Кролика; по смерти же его
Достался, в силу права,
Тож сыну, именно мне, Кролику Петру;
Но если думаешь, что вру,
То отдадим себя на суд мы Крысодава".

А этот Крысодав, сказать без многих слов,
Был постный, жирный кот, муж свят из всех котов,
Пустынник набожный средь света,
И в казусных делах оракул для совета.

"С охотой!" - Ласочка сказала. И потом
Пошли они к Коту. Приходят, бьют челом,
И оба говорят: "Помилуй! Рассудите!.."
"Поближе, детушки, - их перервал судья,
Не слышу я,
От старости стал глух; поближе подойдите!"

Они подвинулись, и вновь ему поклон;
А он
Вдруг обе лапы врознь, царап того, другова,
И вмиг их примирил,
Не вымолвя ни слова:
Задавил.

Не то же ль иногда бывает с корольками,
Когда они в своих делишках по землям
Не могут примириться сами,
А прибегают к королям?

Дмитриев.

Из сборника сказаний и басен Бидпая и Локмана.
Бидпай (Бильпай, Пильпай) - апокрифическое имя индийского мудреца; ему приписывается собрание басен и рассказов, которые более 1500 лет распространены среди всех народов Востока и Запада в переводах и переделках.
Известны два сборника: "Книга света, или поведение царей, индийского мудреца Бидпая" и "Индийские сказания и индийские басни, Бидпая и Локмана".
О Локмане см. прим. к