Человек в изоляции от общества. Влияние социальной изоляции на развитие личности

История знает немало описанных случаев, когда человек в силу разных причин оказывался оторванным от социума. Человечеству так же известны истории о покинутых, заблудших или «волчьих» детях. Их можно найти в различных легендах и сообщениях древних и средневековых летописцев (Геродот, Ливий, Салимбен), в трудах философов и педагогов (Ж.Ж.Руссо). Сообщения о «волчьих детях» мы находим по сегодняшний день.

Проблемам изоляции посвящено немало трудов многих зарубежных и отечественные ученых различных областей науки. На сегодняшний день разработаны базовые проблемы изоляции, даны определение ее типологии.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М,Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каж­дый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоя­тельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров ко­манда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследствен­ные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, боль­ные, подвергнутые принудительному лечению от наркома­нии, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в кото­рых, во всяком случае официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственно­му желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «соци­альному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринима­ются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-прину­дительную изоляцию, когда достижение какой-то значи­мой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контак­ты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые груп­пы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учеб­ные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для осо­бо одаренных детей и подростков, спортивные школы-ин­тернаты, нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Д

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактнов

епривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей», в достаточной мере и в течение длительного времени.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальность.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод вреден для человека любого возраста, а для ребенка он особенно губителен.

Ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (например, в силу врожденной слепоты или глухоты) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в обедненную среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Установлено, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми.

У взрослых людей в условиях кратковременной изоляции (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий) могут наблюдаться состояния близкие к депривации и связаны они с проблемой гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

Не только молодые хрупкие женщины, но и здоровые сильные мужчины страдают от социальной изоляции. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одиночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающее. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Пилоты (до 35%) реактивных самолетов, водители автомобилей при ночной езде на длинных однообразных автострадах, наблюдатели радарных установок на подводных лодках, а также рабочие при довольно стереотипной работе на конвейере знакомы с этим чувством изоляции.

Весьма интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которых они спасались лишь трудом. Причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину.

Депривационное поражение - психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Ученый. Ричард Бэрд, в 1938 году в одиночестве провел 6 месяцев в Антарктиде. Он стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Надо сказать, что как человек, он любил уединение. Но, тем не менее, он предпринял все меры, чтобы разнообразить свою деятельность и не замерзнуть. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на мня ночами… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и душевного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность».

Социальная изоляция как таковая у взрослого че­ловека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, пред­ставлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возник­новению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники - религиозные, политические, которые могли годами сидеть в одиноч­ной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

С

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более устойчивой психической структурой

оциальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются с одной стороны, бледностью, а с другой стороны, острой эффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – от бурной радости, до гнева. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Серьезную проблему представляет культурная депривация. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

В каждом обществе имеются дети, потребности которых не развиваются и не удовлетворяются соответственно данным действующим культурным моделям, хотя и к этим детям также предъявляться обществом тождественные требования, а их поведение будет оцениваться тождественным нормам.

Депривация возникает также при некоторых ситуациях, которые не подходят для включения в какую-нибудь из предшествовавших категорий. Их характерными признаками являются определенная чрезвычайность события, внезапность проявления, широкая общественная значимость; драматическое течение и ограниченная продолжительность во времени.

В основном можно различать две категории подобных чрезвычайных обстоятельств:

    вызванные стихийными бедствиями;

    вызванные общественными переворотами.

Чрезвычайные жизненные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, крупными наводнениями, пожарами, опустошающими смерчами, катастрофической засухой и т.д. – в мировых масштабах встречаются сравнительно часто. Они могут сопровождаться эвакуациями или добровольным переселением жителей, временным разрывом семейных связей, голодом, истощением и другими физическими страданиями.

При таких обстоятельствах у ребенка может легко возникнуть временная недостаточность в эмоциональных, а также сенсорных стимулах и недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Если такое состояние продолжается длительное время, и если ребенок с повышенной чувствительностью к депривации, и если этот ребенок в возрасте, характеризующимся пониженной сопротивляемостью, - то можно предположить, что опасность депривации здесь столь же реальна, как при других ситуациях.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства при подобных событиях бы­вают обычно кратковременными, а возвращение к нормальной жизни предоставляет возможность уравновесить временный недо­статок в стимулах развития.

Эмпирические данные и результаты исследований в области психо­логических реакций детей на стихийные бедствия и их общественные последствия являются пока немногочисленными. Значительно большее внимание привлекали случаи второй категории, а именно общественные катастрофы, войны и революции. С данной точки зрения вторая мировая война (и не только она, но и военные события сегодняшнего дня) явилась жесточайшим естественным экспериментом грандиозных раз­меров.

Из детей, пораженных войной специальному исследованию подвергались две группы:

    дети, эвакуированные из областей, находящихся под угрозой, в более безопасные места, причем главным образом с отрывом от своих семей;

    дети беженцев и дети из концентрационных лагерей.

В целом можно утверждать, о детях, лишенных семейной жизни в концентрационных лагерях или беженский пунктах, что их поражения гораздо более глубоко и серьезно, чем то, которые наблюдается у эвакуированных детей, остававшихся все-таки в контакте с собственными семьями, а также - по большей части - в сравнительно хороших жизненных условиях.

Последствия «лагерной депривации» проявляются зачастую в более поздние годы развития. Неспособность этих людей взять на себя обязанности взрослого периода, оправдать себя в любви и браке, удовлетворить психические потребности собственных детей на приемлемом уровне – все это подготавливает почву для эмоциональной депривации собственных детей. Нарушения личности могут, таким образом передаваться от поколения к поколению.

Психическое состояние, возникшие в результате любой депривации характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сто­рона этих последствий: ограничена ли моторика чело­века, отлучен ли он от культуры или от социума, лишенли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, де­прессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депри­вации может охватывать весь спектр возможных нару­шений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

Ощущая свою изоляцию от сверстников, многие лесбиянки, геи

й бисексуалы и в дальнейшем уклоняются от социальных кон

тактов, поскольку опасаются, что это может спровоцировать

весьма неприятные переживания. Общение с представителями

того же пола вызвает у них сильные эмоции и сексуальные пе

реживания, общение же с противоположным полом лишь на

поминает об отсутствии какого-либо сексуального интереса и

верса (Rivers, 1994; 1995а) показали, что многие молодые гомо-

сексуалы действительно ощущают свою изоляцию и пережива

ют унижение из-за реальной или всего лишь воображаемой го

мосексуальности.

В Великобритании все еще мало молодежных гомосексуаль

ных групп. Те немногие, которые оформились в последние

годы, имеют весьма ограниченные ресурсы. Поддержка со сто

роны местных отделов образования является скорее исключе

нием, чем правилом, особенно памятуя о 28-й статье местного

Правительственного акта от 1988 года, который предостерега

ет местные власти от «сознательного поощрения гомосексуаль

Молодежные группы лесбиянок и геев обычно построены на

демократических принципах. При этом специалисты, работаю

щие с молодежью, почти не принимают участие в деятельности

этих групп. Хотя причины этого имеют в основном экономиче

ский характер, нельзя не отметить, что отсутствие таких специ

алистов способствует развитию самодирективности этих групп

и нередко вызывает у подростков ощущение тревоги, усиливая

в какую-либо молодежную гей-группу, необходимо, чтобы пси

хотерапевт выяснил, существуют ли таковые в районе прожи

вания подростка и чем они занимаются. Однако полезно

помнить, что ситуация в данных группах постоянно изменяет

ся, и членство в них может быть чревато различными послед


2 2 8 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Хетрик и Мартин (Hetrick and Martin, 1987) также замети

ли, что ощущение социальной изоляции заставляет молодых

геев искать такие места, где они могли бы знакомиться с други

ми геями - главным образом для занятий сексом. Возможно

сти же их социального взаимодействия при этом весьма огра

ничены (одним из примеров являются, например, встречи геев

в общественных туалетах). Это приводит к формированию по

веденческих стереотипов, связанных с сексуальными проявле

ниями уже на первом этапе знакомства, и не позволяет моло

дым геям общаться на иных уровнях, а кроме того, еще больше

снижает их самооценку, поскольку они начинают думать, что

другие хотят лишь заниматься с ними сексом, и усиливает ощу


щение того, что гомосексуальность связана с промискуитетом.

С этим связаны и иные опасности, например для здоровья и без

опасности молодых людей. В нынешней ситуации, когда закон

запрещает вступать в сексуальные отношения до 18 лет, они

предпочитают непродолжительные связи, так как полноценные

интимные отношения с геями более старшего возраста содер

жат значительный риск.

Для молодых лесбиянок социальная изоляция может при

вести к тому, что, знакомясь друг с другом, девушки попадают

в сильную эмоциональную зависимость друг от друга, и это ме

шает их общению с другими людьми (см. шестую главу). Рот-

блюм (Rothblum, 1990) указывает на то, что изоляция молодых

лесбиянок приводит к депрессии, наркомании и самодеструк

тивному поведению.

Эмоциональная изоляция

Проявления эмоциональной изоляции вызываются у подрост

ков возникновением чувства отчуждения от родственников,

необходимостью прятать свои сексуальные проявления от

окружающих и следить за своим поведением. Кроме того, мо

лодые люди могут пугаться своих собственных чувств и потреб

ностей, а потому стремиться их подавлять. Очевидным резуль

татом этого является депрессия; данные исследований указы

вают на то, что 20 % молодых лесбиянок и геев предпринимали

суицидные попытки (Trenchard and Warren, 1984; Hetrick and



Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми {229

tylartin, 1987). Исследования, проведенные Яном Риверсом на

базе Лутонского университета, показывают, что издевательства

подростков над своими сверстниками-гомосексуалами, а также



иные проявления гомофобии усиливают социальную и эмоци

ональную изоляци ю молодых лесбиянок и геев, ведут к их от


чуждению от


окружающих и


депрессиям в зрелом


возрасте.


Кроме того, отсутствие поддержки со стороны родственников

и страх перед родителями и учителями вызывают у подростков

ощущение безнадежности и отчаяния, а также попытки члено

вредительства или самоубийства. Риверс цитирует заключение


американского


Департамента здравоохранения и


социальной


защиты от 1989 г., из которого следует, что попытки самоубий


ства совершались


молодыми лесбиянками и геями в пять раз


чаще, чем их сверстниками-гетеросексуалами (см. Rivers, 1994;

1995а; 1995в).

Когнитивная изоляция


Молодые люди часто



возможности


получать о гомо


сексуальности корректную информацию.


Школьные библио


теки боятся


держать книги,


представляющие


гомосексуаль


ность в положительном свете, и даже если в них бывают такие



подросток не захочет их брать, опасаясь стигматиза


ции. Из-за отсутствия подходящих ролевых моделей молодые

геи и лесбиянки полагают, что им не остается ничего иного, как

следовать худшим примерам гомосексуального поведения. Им


кажется, что они либо могут


воспроизводить


стереотипный


образ гомосексуальности, либо отрицать ее в себе, тем самым


усугубляя свою


социальную изоляцию и затрудняя принятие


своей сексуальной идентичности. Более подробное обсуждение

гомофобии и процесса «обнаружения» содержится в третьей и

четвертой главах.

Клинический пример 1

В качестве однго из примеров изоляции может быть приведен

случай с Джеми - 15-летним геем, направленным к школьному

психологу из-за издевательств со стороны сверстников в шко

ле. Джеми явился на первую встречу с психологом в макияже


2 3 0 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


и женской одежде. Его «женоподобие» сделало подростка пред

геем еще с 9 лет. Недавно он начал «тусоваться» с другими

трансвеститами в местном пабе для геев. Подросток полагал

что окружающие ожидают, что он будет вести себя как женщи

на, поскольку он «не настоящий мужчина». Те же люди, кото

рые принимали подобное его поведение, выражали ему свою

поддержку. Однако их было мало, и Джеми чувствовал себя

очень одиноким. Психолог постарался убедить подростка в

том, что он, несмотря ни на что, является мужчиной, и что су

ществует много ситуаций, когда он может это почувствовать.

Поэтому ему нет необходимости следовать стереотипным пред

ставлениям о геях для того, чтобы быть геем. Переодевание

Джеми в женскую одежду можно расценить как отражение не

осознанного стремления вызвать негативную реакцию окружа

ющих, поскольку он чувствовал, что они, за исключением уз

кого круга трансвеститов, все равно его не поймут. После зна

комства Джеми с другими лесбиянками и геями, а также после

проведенной психотерапевтом работы, направленной на повы

шение его самооценки, подросток отказался изображать «жен

щину» в школе и переодевался в женскую одежду лишь в под

ходящих для этого условиях.



самооценки


Изоляция существенно влияет на самооценку подростка. Ин-

тернализированная гомофобия имеет самые разнообразные

проявления, которые могут быть связаны с ВИЧ-инфицирова

нием, попытками самоубийства и сексуальным насилием.

ВИЧ-инфицирование

Если молодые геи или бисексуалы тяготятся своей сексуально

стью, вполне возможно, что в ходе сексуальных контактов они

не будут принимать никаких мер защиты. Сниженная само

оценка препятствует проявлению ими настойчивости и прин

ципиальности при обсуждении со своими партнерами необхо-



Психотерапевтическая работа с молодыми людьми I 2 3 1


умости исследования средств защиты. Они ощущают, что «не

достойны» эти средства использовать и что в будущем их ожи


дают лишь унижения и


насмешки. Они


занимаются сексом в


состоянии алкогольного или наркотического опьянения и из-


за этого также не применяют средства защиты.


Проведенные в


Австралии


исследования


показывают, что чаще


контрацепти


вы применяются там, где геи включены в

общество.


гомосексуальное со


«Поддерживая в целом друг с другом тесные связи - сексуальные,

мосексуальных сообществ имеют больше возможностей изменить

формы своей сексуальной практики. И напротив, те геи, которые

почти не общались с себе подобными и не включены в гомосексу

альное сообщество, труднее изменяют формы своей сексуальной

практики» (Kippax et al., 1992, p. 116).

В данном исследовании поднимается вопрос о необходимо



обучения


молодых людей


использованию мер защиты и


следованию более


безопасным



сексуального поведе



Молодые люди, лишь начинающие себя


«обнаруживать»,


ощущающие свою


изоляцию и еще не


пытающиеся



вызов мифам и стереотипным представлениям о гомосексуаль


ности, не


чувствуют себя частью


сообщества геев и не имеют


достаточной самооценки, необходимой для того, чтобы позабо

титься о здоровье и безопасности. В этом случае психотерапевт


может сыграть очень важную роль,




осознать


свое отношение к ВИЧ-инфицированию и безопасному сексу.

Обращаем внимание читателей на работу Шерноффа (Shemoff,


психотерапевтов




возможности для


всестороннего


обсуждения с


клиентами



вопросов, притом что они


чувствуют себя


готовыми к их


обсуждению и


обладают


достаточными


знаниями о



фицировании и

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.



Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который