Факторы способствующие проявлению социальной лености. Факторы социальной лени

Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни.

В самом общем виде в философских и обществоведческих науках взаимодействие, по мнению Н.Е. Яценко понимается как всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, считает А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Взаимодействие, с точки зрения Л.В. Байбородовой, является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Философия указывает на следующие признаки взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связи на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутреннюю самообусловленность объектов.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.

В психологических и педагогических науках взаимодействие часто связывается с двумя явлениями: общением и совместной деятельностью. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г.М. Андреева. Интерактивная сторона общения, считает ученый, - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие возможно также интерпретировать как организацию совместной деятельности. В ходе нее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

В основе социальной деятельности, считает Т. Парсонс, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное действие есть элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, в точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: деятель; «другой» (объект, на который направленно действие); нормы (по которым организуется взаимодействие); ценности (которые принимает каждый участник); ситуация (в которой совершается действие).Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

Структура взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения (М. Вебер, П. Сорокин). Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Для него центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальные связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта; психического контакта (взаимная заинтересованность); социального контакта (совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных действий).

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В нашем исследовании наибольшее внимание уделяется кооперативному взаимодействию, означающему координацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребностей, что означает несовпадение предмета и мотива деятельности. Средствами их соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важные для нашего исследования сущностные черты взаимодействия педагогического выделены Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым. Они понимают под данным феноменом случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе отношения между участниками партнерские, равноправные, паритетные, а само взаимодействие характеризуется такими терминами как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния. По их мнению, взаимодействие может выступать в двух основных формах: сотрудничества и соперничества. Сотрудничество характеризует достижением взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. В соперничестве успех одних стимулирует или тормозит целенаправленную и продуктивную деятельность других участников совместного труда.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.

Все основные характеристики взаимодействия отражаются в его видах. Наиболее значимым для нашего исследования является такой вид взаимодействия как социальное. В понимании его сущности мы солидаризируемся с концепцией Л.В. Байбородовой и под социальным взаимодействием понимаем совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека, его общение есть социальное взаимодействие. В более узком смысле, социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах. В третьем значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривается также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой.

Непосредственным и специфическим показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников:

1. По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять друг друга, обоюдный интерес друг к другу.

2. По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, понимание и уважение трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность партнеров.

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга.

5. По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и конкретных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

В общем плане о развитии взаимодействия можно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие, что может говорить о множестве типов взаимодействия. В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Возможно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование "Я-концепции" подрастающего человека.

С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий "общение и взаимодействие". Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, "восприятие и понимание другого человека" и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.

Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.

В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.

В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.

Литература:

  • Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.
  • Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
  • Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
  • Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Чебыкина Ольга Альбертовна,педагогпсихолог,МКОУ «Лицей №1», член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества,аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО«Шадринского государственного педагогического института», г.Шадринск[email protected]

Немногоо конструктивном взаимодействии

Аннотация.В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия. Выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения, навыки; ценностномотивационный компонент–представление о ценностях и мотивах; аффективно –волевой; рефлексивный компонент –способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент–поведенческий.Ключевые слова:конструкция, взаимодействие,типы взаимодействия,показатели взаимодействия,конструктивное взаимодействие,проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия.

Прежде чемприступить к анализу психолого педагогических исследований по проблеме конструктивное взаимодействие, необходимо обратиться к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французскойтрактовке constructif. По мнению Н. Е. Яценко,конструктивность деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Проблема взаимодействия стала активно разрабатываться в последние десятилетия учеными в области психологии (А. А. Бодалев,В. А.Петровский, А. У.Хараш).Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.Э. Бернвыделил: официальные социальные события; случайные эпизодические встречи; формальные контакты на работе и в быту; асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).Т. Парсонс считает, что в основе социальной деятельности, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. В психологопедагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. В отечественной психологии фундаментально разрабатываются идеи о влиянии других людей на индивидуальную деятельность человека. В работах А. В.Петровскогоговорится о том, что только в условиях взаимодействия с другими людьми раскрываются индивидуальные возможности человека. «Взаимодействие» напрямую связано с «действием» и «деятельностью»; соответственно методологическую основу исследования составляет теория деятельности (М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) .По С. Л. Рубинштейнув основе взаимодействия лежит деятельность, раскрывая суть деятельностного подхода, он выделяет существенные особенности деятельности:

её субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами;

её самостоятельность

её неразрывную связь с творчеством.Взаимодействие проявляется в организации совместной деятельности, где важно обменяться информацией и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. В психологии определение взаимодействие дается через «воздействие»: процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).По мнению А. А. Бодалевапознание и взаимное воздействие людейдруг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности.Проанализируем точки зрения различных авторов понятия «взаимодействие».Зацепин В. В.отмечает, взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Иванкина И. Ю. определяет взаимодействие как координацию действий и операций его участников, согласованность их функциональноролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.С точки зрения Н. Е. Яценко взаимодействие всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Л. В. Байбородова уточняет, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Согласно М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой«взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и учащимися, между учителями.Согласно К.А. АбульхановойСлавской взаимодействие основной отличительный признак совместной деятельности; система действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. По мнению Р. Л. Кричевского (Забелина) взаимодействие единица совместной деятельности, включающая в себя инструментальные и аффективнокоммуникативные компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга.Н. И. Шевандрин определяет взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».Проанализировав различные трактовки понятия «взаимодействие», автор работы систематизирует их по смысловому содержанию в табл.1.Таблица1Понятие взаимодействие в трактовках различных авторов

личностный контакт «система взаимно обусловленных индивидуальных действийВ. В. Зацепин, 1996 +

И. Ю. Иванкина, 2005

Н. Е. Яценко

Л. В. Байбородова, 2000

К.А. АбульхановаСлавская, 1980

Р. Л. Кричевской, 2007

Н. И. Шевандрин, 1995

Примечание. «+» означаетприсутствие содержания при определении дефиниции понятия «взаимодействие», предложенного автором.

Таким образом, сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие характеризуется:

процессом воздействия, формой связии развития (В. В. Зацепин,Н. Е. Яценко Л. В. Байбородова);

координацией (И. Ю. Иванкина);

единицей и признаком деятельности (К.А. АбульхановаСлавская,Р. Л. Кричевской);

личностным контактом (Н. И. Шевандрин).Необходимо добавить, взаимодействие составляет сложное единство с категорией «общение». Существует тенденция объяснять общение через взаимодействие. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г. М. Андреева. Интерактивная сторонаобщения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.В исследованиях А. А. Бодалева, определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия.

М. И. Лисинарассматривают взаимодействие как характеристику общения.Сторонники третьегонаправления (Г. М.Андреева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Обозов) считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.Рассматривая отношения взаимодействия и общения, Б. Ф. Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия сдругими людьми, как взаимодействие субъектов.С точки зрения Н. Н. Обозова общение специфическая форма взаимодействия, готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.В концепции Г. М. Андреевойвыделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности.Перцептивная сторона через восприятие и оценку людьми социальных объектов (другихлюдей, самих себя, групп, других социальных общностей).Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом (и воздействие) в процессе межличностных отношений.Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению Г. М. Андреевой, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность .Таким образом, существуют различные точки зрения на соотношение общения и взаимодействия: одни ученые рассматривают взаимодействие как составную часть общения (А. В. Петровский и М. Т. Ярошевский), другие раскрывают общение через процесс взаимодействия, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение (А. А. Бодалев).На наш взгляд, это связано с тем, что оба понятия в зависимости от контекста рассмотрения могут раскрываться поразному. Общение не только удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми оно, как и взаимодействие, порождается потребностями в совместной деятельности.Мы разделяем позицию А. А. Леонтьева, согласно которой взаимодействие людей в обществе невозможно без общения, но общение может быть непосредственно включенным в деятельность, оно может ее регулировать, аможет являться только предпосылкой взаимодействия. Иными словами, взаимодействие как предметная деятельность входит в структуру общения.М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют типы взаимодействий: по наличию или отсутствию цели деятельности, по степениуправляемости; по типу взаимосвязи; по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое) .К. А. АбульхановаСлавскаявыделяет социально психологические типы взаимодействия:

сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;

однонаправленное содействие, когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

однонаправленноепротиводействие, т.е. один из партнеров, препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;

контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Коротаева Е. В.выделила виды взаимодействия: деструктивное, рефлективное, реструктивное и конструктивное.Деструктивный (разрушающий) вид взаимодействия: искажает форму и содержание образования.Реструктивный (ограничивающий) вид взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств.Реструктивный (поддерживающий) вид взаимодействия: обеспечивает решение тактических, ближайших задач, необходимых для сохранения целостности личности. Конструктивный (развивающий) вид взаимодействия: обеспечивает целостность, субстанциальную связь.Согласно Л. В. Байбородовойсоциальное взаимодействие рассмотрено на трех уровнях:oК макроуровню отнесены все взаимосвязи человека сокружающиммиром.oМезоуровень ограничен только тем взаимодействием человекили группы людей, которое приводит к общественно значимому результату.oМикроуровень социального взаимодействия охарактеризован как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.М. Вебер, П. Сорокин определяют структуру взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения.Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Важно заметить, показателями эффективности развития взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.Показатели эффективности развития взаимодействия представлены втабл.2.

Таблица2Показатели эффективности развития взаимодействия

Показатели Значение ВзаимопознаниеОбъективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять.ВзаимопониманиеПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач.ВзаимоотношениеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга.Взаимные действияОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.ВзаимовлияниеСпособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения.

Таким образом, о показателях эффективности развития взаимодействияможно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.Необходимо отметить,что конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей.При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л. М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В. Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е. В. Алексеева).В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Э. Берн отмечает, «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л. А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которогоон рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». Согласно теории учебной деятельности, В. В. Давыдов, отмечает, «технологизация образования» накапливает сегодня «технологические регуляторы», «инструменты интеллектуальной деятельности» для конструктивных взаимодействий, актуализирующихся в образовании.Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологииделового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д.Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).Ф. Ш. Терегуловотмечает, конструктивное взаимодействие как результат и процесс, который основан на высокоразвитой способности «конструирования (моделирования).В психологическом и психологопедагогическом, аспектеконструктивное взаимодействие оптимальная деятельность психологически совместимых субъектов или необходимый для общения дисбаланс (асимметрия) субъектов; психотерапевтическая ситуация доверительного общения; развивающий, здоровьесберегающий тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся: открытостью, миролюбием, коммуникативной активностью, доминантной направленностью сознания на формирование интерсоциальных качеств.Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни .Е. В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Согласно С.И. Ериной конструктивное взаимодействие проявляется в личностной сфере: интеллектуальной, эмоциональной, волевой.Изучив проявление конструктивного взаимодействия в личностных сферах, автор работы систематизирует их в табл.3.Таблица 3

Анализ проявления конструктивного взаимодействия вличностных сферах

Личностные сферыСодержание Интеллектуальная сферапозволяет человеку продумать цель, задачи взаимодействия, его конечный результат, выбрать необходимые способы вступления в контакт.Эмоциональная сферапозволяет эмоционально окрасить взаимодействие в зависимости от ситуации: сделать его радостным, спокойным, вызывающим эмоции сочувствия, сопереживания.Волевая сферапозволяет человеку управлять своим поведением, совершать над собой волевые усилия, выдержать неприятный для себя разговор, проявить сдержанность. Наличие коммуникативных способностей позволяет быть приятным и востребованным в общении, позволяет ему легко и свободно вступать в контакт.

Таким образом, анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностныхсферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы;эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Конструктивное взаимодействие, характеризуетсяс одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях взаимодействия.Значит, конструктивное взаимодействие это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату.Необходимо отметить, выделяют признаки конструктивноговзаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированностьконструктивного взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1.Признаки конструктивноговзаимодействия(*авторская разработка)

Целенаправленность и мотивированностьсоставление планов выступлений, конспектов, программируя и осуществляя структурирование, обобщение, «расщепление», анализ, синтез, то есть операции логикосмысловой обработки информации и, используя их в деятельности «перекодирование», «свертывание», «упаковку» информации через разработку образовсхем и моделей, реализуют движение от абстрактного к конкретному, от терминов к понятиям и далее к «инвариантам» знания.

Признаки конструктивноговзаимодействияСогласованность и организованностьчеткое распределение функций осуществляется с установкой на взаимную поддержку и взаимообусловленность, на духовный и профессиональный рост каждого и сопровождается возрастанием ответственностей в любой из позицийролей.Целостность и структурированность

личность «самоопределяется», определяет ролипозиции каждого участника и постепенно втягивает в деятельность всех без исключения членов группы; используется рефлексия по содержанию предмета, процессу коммуникации, эмоциональному состоянию.

Как видно из рис. 6, выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность иорганизованность, целостность и структурированность, каждый из которых имеет свою характеристику.Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития:1) этап осознание цели такого взаимодействия;2) этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана (собственное взаимодействие);3)этап анализа и проверки результативности организации этоговзаимодействия.Кроме того, конструктивное взаимодействие успешно осуществляться при наличии готовностик ее выполнению.По В. В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект. Психологическая готовность есть установка личности на то, чтобы действовать определенным образом, она помогает человеку правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий .Состояние психологопедагогической готовностиимеет сложную динамическую структуру и включает компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности педагога); операционный (владение знаниями, способами и приемами проектирования и осуществления деятельности); волевой (самомобилизация, умение управлять действиями); оценочный (самооценка и оценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальным образом) результата.В психологопедагогических исследованиях отмечают большое влияние структурных компонентов конструктивного взаимодействия, выделяя когнитивноличностный, эмоциональноповеденческий, организационнодеятельностный компоненты (М. Т. Громова, А. К. Маркова); конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (A. A. Деркач,И. А. Зимняя, В. А. Сластенин) .На основе изученного теоретического материала мы выделили следующие структурные компоненты конструктивного взаимодействия: когнитивнокоммуникативный, ценностномотивационный, рефлексивный,деятельностный.Для исследования структурно –содержательной характеристики конструктивного взаимодействия автором выделяются следующие показатели компонентов, представленные в табл.4.Таблица4Структура конструктивного взаимодействия

КомпонентыПоказателиКогнитивнокоммуникативный

Знание форм, видов, средств и способов коммуникации; умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать,анализировать, организовывать и поддерживать диалог, коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативностьЗнание основ конструктивного взаимодействияЦенностномотивационныйЦенностные установки личностиСтратегия психическойзащиты в общении (основано наопыте взаимодействия)Рефлексивный Способность к самоанализу, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другогоДеятельностныйСовместная деятельность,Согласованность и координация действий,Организационные умения: ориентировочные и визуальнопрезентативные, информационноаналитические и прогностические, креативные и полемические,организаторские.Таким образом, структурными компонентами конструктивного взаимодействия являются: когнитивнокоммуникативный проявляется в сложившихся представлениях о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия.Ценностномотивационный компонентвключает мотивацию, личностные свойства, сознание, обусловлен направленностью личности (гуманистической мотивы общения; «самоактуализирующей» мотивы самореализации и достижений; профессионально педагогической потребность воспитывать, развивать других людей).Рефлексивный способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации.Деятельностный умениястроить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность с кем –либо.Следовательно, данные компоненты взаимосвязаны, и их сформированность определяет успешностьконструктивного взаимодействия .Таким образом, можно констатировать, что в психолого педагогической литературе, несмотря на наличие предпосылок к дифференциации исследуемого феномена конструктивного взаимодействия, на сегодняшний день не существует точных определений, выражающихся в количественных и качественных характеристиках показателей компонентов конструктивного взаимодействия.Анализ структурно –содержательно характеристики конструктивного взаимодействия позволил сделать следующие выводы:конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической;

конструктивное взаимодействие совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату;

выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность;

конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: этап осознание цели; этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; этап анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия;

наименее разработанным в психологической науке является вопрос о структуре конструктивного взаимодействия и его содержательной наполненности компонентов;считаем правомерным выделение в структуре конструктивного взаимодействия четырех компонентов и их показателей: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения и навыки (коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативность); ценностномотивационный компонентпредставление о ценностях и мотивах (ценностные установки личности); аффективно –волевой (стратегия психическойзащиты в общении); рефлексивный компонент способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другого); деятельностный компонент–поведенческий (совместная деятельность, согласованность и координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, контроль и оценка своих собственных действий).

Ссылки на источники1.Атватер И. Я вас слушаю (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 19842.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) М.: НПО "Прагма", 1993.3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер.с анг./ Изд.: Промед. С.992.4.БодалевА.А., Криволан Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. // Проблемы общения и воспитания.Тарту, 1974.,ч.15.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Черо, 1999г.Лекции педагогапсихолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.6.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия сдетьми и подростками М.:Генезис, 20007.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 20008.ПетровскийВ.А. и др. Личносторазвивающее взаимодействие. РостовнаДону, 1993.9.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологииМ.,1998.10.Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.11.СериковВ.В. Личностно -ориентированное образование / В.В.Сериков// Педагогика. 1994. № 5. с. 1 16.12.ХарашА.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./Под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 198613.ЯценкоН.Е. Толковыйсловарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.528с.

Educational psychologist of MKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training [email protected] article examines the theoretical part of the problem of constructive cooperation. The constructive cooperation manifested in personal areas: intellectual, emotional, volitional, mental. Three characteristic of constructive interaction: the focus and motivation, consistency and discipline, integrity and structured manner. Constructive interaction goes through three stages of development: a sense of purpose; theoretical solution of the tasks of entry into cooperation and development plan; analysis and review of the effectiveness of the organization of this interaction. Allocated in the structure of constructive interaction of four components and their indicators: cognitive and communicative component communicative skills; valuemotivational component understanding of values and motives; affective volitional; reflexive component ability to introspect, to achieve a positive constructive interaction; an active component is behavioral.Key words:design, interaction, interaction types, interaction indicators, constructive interaction, manifestations of constructive interaction, structure of constructive interaction.