Итоговый тест по теме наследственность и изменчивость. Тест по биологии (9 класс) на тему: тест наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость организмов

9 класс

Цель: определить уровень усвоения учебного материала по теме «закономерности изменчивости и селекции растительных и животных организмов».

Таблица 1

Доли и количество тестовых заданий на проверку каждой выделенной дидактической единицы (Д.Е)

Таблица 2

Количество тестовых заданий для каждой Д.Е в зависимости от трудности (спецификации теста)

*α – уровень трудности (от простого к сложному)

α1 и α2 в сумме – 69,6%

Задания с одиночным выбором ответа:

1. Ген – это:

А) молекула ДНК, несущая наследственную информацию о структуре организма;

Б) участок молекулы ДНК, кодирующий строение белковых молекул и нуклеиновых кислот;

В) участок ДНК, содержащий информацию о строении нескольких белковых молекул;

Г) участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка.

2. Фенотип – это:

А) совокупность всех генов организма;

Б) совокупность признаков, полученных от родителей;

В) совокупность генов, свойств и признаков данного организма;

Г) особенность строения организма.

3. Моногибридное скрещивание – это:

А) получение гибридов первого поколения;

Б) получение особей, образующих разные гаметы;

В) скрещивание родителей, отличающихся по одному признаку;

Г) скрещивание родителей, дающих в потомстве гибриды.

4. Анализирующее скрещивание применяется:

А) для определения генотипа особи с внешним проявлением доминантного признака;

Б) для определения генотипа гомозиготной особи;

В) при неполном доминировании;

Г) при неизвестном генотипе обоих родителей.

5. Из данных видов наследственности НЕ наследуется:

А) цитоплазматическая;

Б) комбинативная;

В) фенотипическая;

Г) мутационная.

6. У одуванчиков, выросших из половинок одного корня, но в разных условиях (на равнине и в горах):

А) генотип и фенотип одинаковые;

Б) генотип и фенотип различные;

В) генотипы одинаковые, а фенотипы различные;

Г) генотипы различные, а фенотипы одинаковые.

7. Форма искусственного отбора применяемая в селекции животных, называется:

А) массовая;

Б) индивидуальная.

8. Изменение генотипа методом встраивания гена одного организма в геном другого организма, называется:

А) биотехнология;

Б) генная инженерия;

В) клонирование.

9. Инбридинг производят для:

А) получение гетерозисных гибридов;

Б) получение чистых линий;

В) усиление доминантности признака.

10. Полиплоидия встречается у организмов:

А) растений;

Б) животных;

В) микробов.

11. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно

созданная человеком и характеризующаяся наследственно стойкими

особенностями строения и продуктивности, называется:

А) порода;

Б) сорт;

В) штамм.

Задания с множественным выбором ответа:

12. Генная инженерия характеризуется:

А) встраивают гены;

Б) встраивают группы генов;

В) выращивают клетки;

Г) выращивают ткани;

Д) переносят гены;

Е) выращивают культуры клеток.

13. Эти способы селекции используются селекционерами в селекции животных:

А) полиплоидия;

Б) гетерозис;

В) отдаленная гибридизация;

Г) мутагенез;

Д) массовый отбор;

Е) индивидуальный отбор.

14. Фенотипическая изменчивость характеризуется следующими основными свойствами:

А) ненаследуемость;

Б) групповой характер изменений;

В) наследуемость;

Г) зависимость изменений от действия определенного фактора среды;

Д) возникает в следствии изменения структуры гена;

Е) обусловленность пределов изменчивости генотипом.

Задания открытого типа:

15. Перегруппировка хромосом при половом размножении и участков хромосом во время кроссинговера называется …….

16. …. и ….. называют искусственно созданную человеком популяцию организмов, которая характеризуется специфическим генофондом, наследственно закрепленными физиологическими и морфологическими признаками.

Задания на установление соответствия:

17. Н.В. Вавилов выделили семь центров происхождения культурных растений, из которых они расселились по всему миру в следующем соответствии:

Центры происхождения Культуры

1. Южноазиатский тропический центр А. 20 % всех культурных растений

2. Восточноазиатский Б. Родина ананаса, картофеля

3. Юго-западноазиатский В. 14% всех культурных растений

4. Средиземноморский Г. Родина кукурузы, хлопка

5. Абиссинский Д. 50 % всех культурных растений

6. Центральноамериканский Е. 11% всех культурных растений

7. Южноамериканский Ж. Родина ячменя, бананов

18. Нередко в растениеводстве получают, как обыкновенные растения, так и полиплоидные, их от друг друга можно различить по ряду признаков:

Растения Признаки

1. Полиплоидные растения А. Мелкие размеры

2. Обыкновенные растения Б. Высокая урожайность

В. Низкий синтез органических веществ

Г. Более крупные размеры

Д. Активный синтез органических веществ

Е. Низкая урожайность

19. Фенотипическую и генотипическую изменчивость можно отличить друг от друга по ряду следующих признаков:

Изменчивость Признаки

1. Фенотипическая А. Ненаследуемость

2. Генотипическая Б. Изменения под действием фактора внешней среды

В. Наследуемость

Г. Групповой характер изменений

Д. Одиночный характер изменений

Е. Изменение не зависит от факторов внешней среды

20. Между основными генетическими понятиями и их характеристикой можно установить следующее соответствие:

Характеристика Понятие

1. свойство организма передавать свои признаки А. генетика

следующему поколению Б. наследственность

2. сумма всех генов данного организма В. изменчивость

3. наука о наследственности и изменчивости Г. ген

4. свойство организма приобретать новые признаки Д. генотип

и свойства в процессе развития Е. фенотип

5. совокупность всех признаков организма

6. участок ДНК, кодирующий один белок

21. Между типом мутаций и их характеристикой можно установить следующее соответствие:

Характеристика Тип мутации

    полиплоидия А. генная

    потеря участка хромосомы Б. хромосомная

    изменение последовательности нуклеотидов в ДНК В. геномная

    изменение числа хромосом

    удвоение участка хромосомы

    поворот участка хромосомы на 180 градусов

22. Фенотипическая изменчивость окраски шерсти гималайского кролика под влиянием различных температур проявляется следующим образом:

Температура Окраска шерсти

1. Низкая температура А. Белая

2. Высокая температура Б. Черная

23. По месту возникновения, мутации подразделяют на генеративные и соматические, которые отличаются друг от друга по следующим признакам:

Мутации Признаки

1. Генеративные А. Возникает в половых клетках

2. Соматические Б. При бесполом размножении, если организм имеет

мутировавший ген, могут передаваться потомству

В. Обнаруживается только в следующем поколении

Г. В растениеводстве используют для выведения

новых сортов культурных растений

Таблица 3

Спецификация теста

ОВ – одиночный выбор

МВ – множественный выбор

О – открытого типа

С – соответствия

Критерии оценивания:

«5» – 42-38 баллов

«4» – 37-29 баллов

«3» – 28-21 баллов Б.

9. Б.

10. А.

11. Б.

12. А, Б, Д.

13. Б, Д, Е.

14. А, Б, Г, Е.

15. Комбинативная изменчивость.

16. Порода, сорт.

17. 1-Д, 2-А, 3-В, 4-Е, 5-Ж, 6-Г, 7-Б.

18. 1-Б, Г, Д; 2-А, В, Е.

19. 1-А, Б, Г; 2-В, Д, Е.

20. 1-Б, 2-Д, 3-А, 4-В, 5-Е, 6-Г.

21. 1-В, 2-А, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-Б.

22. 1-Б; 2-А.

23. 1-А, В; 2-Б, Г.

1. Назначение КИМов - оценить уровень качества подготовки по курсу биология выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО с целью установления соответствия их знаний требованиям государственных образовательных стандартов по отдельным темам.

2. Документы, определяющие содержание КИМов.

  • Обязательный минимум содержания начального общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России №?1236 от 19.05.1998).
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

3. Структура КИМов.

КИМ состоит из 21 задания по отдельной теме Основы учениия о наследственности и изменчивости курса биологии в форме тестов базового уровня, которые позволят выявить уровень подготовки выпускников и установить соответствие (или несоответствие) их знаний требованиям государственных образовательных стандартов.

Задания состоят из трех блоков: часть А содержит один верный ответ из четырех предложенных, задания части В состоят с выбором нескольких ответов, задания части С со свободным ответом.

Код раздела Элементы содержания, проверяемые контрольными измерительными материалами
3 Организм как биологическая система
3.4. А1
3.4. А2
3.4. Основные генетические понятия и символика. А3
3.4. А4
3.4. Современные представления о гене и геноме. А5
3.4. Основные генетические понятия и символика. А6
3.5. А7
3.5. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. А8
3.5. А9
3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А10
3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А11
3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А12
3.5. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. А13
3.5 А14
3.5. Генетика человека. А15
3.5 Генетика пола. А16
3.5 Генетика человека. С1
3.6. В1
3.6. В2
3.7. А17
3.7. А18

4. Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета.

Содержательные блоки Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу (%)
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. 4 4 16,67
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 4 4 16,67
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). 4 4 16,67
Генетика пола. Генетика человека. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. 6 7 29,16
Закономерности изменчивости. 3 5 20,83
Итого: 21 24 100%

5. Перечень учебно-методических пособий.

При разработке заданий были использованы следующие учебно-методические пособия:

1. Антонова И.П., Щеголькова Е.Ю. Биология: Задания типа А единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2006.

2. Биология: ЕГЭ - 2007: реальные варианты / авт.сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Деркачева, Н.И. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М Издательство "Экзамен", 2007.

4. Деркачева, Н.И.ЕГЭ 2008. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно - методическое пособие. - М.: Издательство "Экзамен", 2008.

Г.С. Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова

5. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы 2007. - М.: Вентана - Граф, 2007.

6. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект - Центр, 2010. Г.С.Калинова, А.С.Мягкова, В.З.Резникова

7. Примерные программы по биологии для основной и средней (полной) школы (в соответствии со стандартом 2004 г.).

6. Время выполнения работы.

На выполнение тестовой работы отводится 40 минут.

7. План КИМов к заданиям по теме Основы учения о наследственности и изменчивости курса биологии для выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО.

Учащиеся каждого класса выполняют работу на два варианта (варианты равнозначны).

Порядковый номер задания Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания (разделы курса) Код контролируемого элемента Проверяемые умения Макс. балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
Часть 1 (А)
1 А1 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. 3.4. 1.4. 1 1
2 А2 Основные генетические понятия и символика. 3.4. 1.4. 1 1
3 А3 Основные генетические понятия и символика. 3.4. 1.4. 1 1
4 А4 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
5. А5 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
6. А6 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
7. А7 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.2.2. 1 1
8. А8 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.2.2. 1 1
9. А9 3.5. 1.1.3. 1 1
10. А10 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3. 1 1
11. А11 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3. 1 1
12. А12 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3. 1 1
13. А13 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.1.3. 1 1
14. А14 Решение генетических задач. Составление схем скрещивания 3.5. 1.2.2. 1 1
15. А15 Генетика человека. 3.5. 1.2.2. 1 1
16. А16 Генетика пола. 3.5. 1.2.2. 1 1
17. А17 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. 3.7. 1.1.4. 1 1
18. А18 Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. 3.7. 1.1.4. 1 1
19. В1 Закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. 3.6. 1.1.1. 1 1
20. В2 Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. 3.6. 1.1.4 2 2
21. С1 Генетика человека 3.5. 1.4. 2 2
ИТОГО (заданий): 21 24

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

При проверке работы считается общее количество набранных учеником баллов (каждое задание имеет свой максимальный балл). Набранное количество баллов переводится в проценты. Ориентировочные критерии перевода в пятибалльную систему

"отлично"?-?90-100 %,

"хорошо"?-?70-89 %,

"удовлетворительно"?-?50-69 %,

"не удовлетворительно"?-?менее 50 %.

Тестовая работа оценивается по пятибалльной системе.

За каждое верно выполненное задание - один балл (часть А), два балла (часть В и С) .

9. Дополнительные материалы и оборудование.

Не используются.

10. Условия проведения и проверки тестовой работы (требования к специалистам).

Во время выполнения тестовых заданий в аудиторию не допускаются специалисты по предмету, по которому проводится тестирование.

Использование единой инструкции по проведению тестовой работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

Проверку выполненных работ осуществляют учителя - предметники.

11. Матрица ответов.

11 класс биология

Обозначение задания в работе.

Номер верного ответа.
I вариант II вариант
А1 2 3
А2 2 4
А3 2 3
А4 2 3
А5 1 3
А6 3 1
А7 1 2
А8 3 3
А9 1 2
А10 2 3
А11 4 4
А12 1 4
А13 4 4
А14 2 4
А15 2 1
А16 2 2
А17 2 4
А18 4 1
В1 34 1245
В2 135 236
С1 Дети могут иметь или первую или вторую группу крови в соотношении 1:1 Мужчина, имеющий 2 группу крови не может быть отцом ребенка с 1 группой крови

ДЕ №

Доля от всех ТЗ, %

Кол-во ТЗ

ДЕ №1

ДЕ №2

ДЕ №3

ДЕ №4 Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование.

ДЕ №5 Генетическое определение пола.

ДЕ №6

ДЕ №7

ИТОГО:

Тест по теме «Наследственность и изменчивость организмов», 9 класс

«5» - 100-90% (25-23)

«4» - 89-70% (22-18)

«3» - 69-50% (17-13)

«2» - 49% (12)

Спецификация теста

Доли и кол-ва тестовых заданий на проверку в каждой выделенной ДЕ

Кол-во тестовых заданий для каждой де в зависимости от трудности

A /ДЕ

ДЕ1

ДЕ2

ДЕ3

ДЕ4

ДЕ5

ДЕ6

ДЕ7

Всего

Оценка доли

Тестовые задания с одиночным выбором

    Чистые линии – это:

    растения, в ряду поколений которых при самоопылении все потомство было единообразным по изучаемому признаку;

    совокупность всех признаков организма;

    совокупность всех генов одного организма;

    отдельные особи.

    Гибридное потомство – это:

    потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью;

    скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре альтернат;

    единообразие гибридов первого поколения

    получение особей, образующих разные гаметы.

    Моногибридное скрещивание – это

1. получение гибридов первого поколения

2. получение особей, образующих разные гаметы

3. скрещивание родителей, отличающихся по одному признаку

4. скрещивание родителей, дающих в потомстве гибриды.

    Доминирование – это:

    преобладание у гибрида признака одного из родителей;

    распределение признаков среди потомства в определенном порядке;

    совокупность генов, свойств и признаков данного организма.

    Анализирующее скрещивание применяется:

        1. для определения генотипа особи с внешним проявлением рецессивного признака;

          для определения генотипа гомозиготной особи;

          при неполном доминировании;

          при неизвестном генотипе обоих родителей.

    Признак, который проявляется у гибридов первого поколения и подавляет проявление противоположного признака, называется:

1. качественным;

2. доминантным;

3. рецессивным;

4. основным.

    Группа сцепления – это:

        1. большое количество генов, локализованных в одной хромосоме;

          аллельный ген;

          неаллельный ген;

          половая хромосома.

    Гомогаметный пол – это:

        1. пол, образующий разные по половой хромосоме гаметы;

          пол, образующий гаметы одинаковые по половой хромосоме;

          пол, с преобладанием у гибрида признаков одного из родителей.

    Генотип – это:

        1. совокупность всех генов организма;

          совокупность признаков, полученных от родителей;

          совокупность генов, свойств и признаков данного организма;

          особенность строения организма.

    Тестовые задания со множественным выбором

      У человека, доминантными НЕ являются следующие признаки:

          1. темные волосы;

            высокий рост;

            приросшая мочка;

            ямочки на щеках.

      Сцепленными с полом признаками человека являются: 1. альбинизм;

    2. курчавость волос;

    3. дальтонизм;

    4. полидактилия;

    5. гемофилия.

      Гибридологический метод не используется в генетике человека по причинам:

    1. его неэффективности;

    2. в связи с малым числом потомков;

    3. по этическим соображениям;

    4. в связи с редкой сменой поколений.

      Рецессивными признаками у мухи Дрозофилы являются:

          1. красный цвет глаз;

            черная окраска тела;

            зачаточные крылья;

            нормальные крылья.

      Типы сочетания половых хромосом у женских особей различных организмов:

          1. курица - X a Y , X A Y ;

            женщина – Х a X a , Х А Х А , Х А Х а ;

            дрозофила - X a Y , X A Y ;

            моль - X a Y , X A Y .

      Моногенное аутосомное наследование проявляется по законам:

          1. единообразия;

            расщепления;

            «крисс- крос»;

            доминирования.

      Гибриды первого поколения F1 при дальнейшем размножении……….; в их потомстве F2 снова появляются особи с ………….признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков.(расщепляются, рецессивными)

      Единообразие первого поколения гибридов. Явление преобладания признака (желтой окраски семян) получило название …………..а преобладающий признак называют. ……..Противоположный, внешне исчезающий признак (зеленая окраска) называют………. .

    ( доминирования, доминантным, рецессивным)

      Моногибридное скрещивание – скрещивания родительских форм, наследственно различающихся лишь по………признаков. ( одной паре)

    Тестовые задания на установление соответствия

      Терминам из правой колонки, соответствуют следующие характеристики из левой колонки:

    1. свойство организма передавать свои признаки следующему поколению

    А. генетика

    2. сумма всех генов данного организма

    Б. наследственность

    3. наука о наследственности и изменчивости

    В. изменчивость

    4. свойство организма приобретать новые признаки и свойства в процессе развития

    Г. ген

    5. совокупность всех признаков организма

    Д. генотип

    6. участок ДНК, кодирующий один белок

    Е. фенотип

      Типам мутации из правой колонки, соответствуют следующие характеристики из левой колонки:

    Характеристика

    Тип мутации

      Включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

      А. генная

      Кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

      Б. хромосомная

      Нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

      В. Геномная

      поворот участка хромосомы на 180 градусов

      Уменьшение числа хромосом в соматической клетке

      Обмен участками негомологичных хромосом

      Виду изменчивости соответствует следующий признак:

    Признак

    Вид изменчивости

      изменяется генотип

    А)наследственная изменчивость

      носит групповой характер

    Б) ненаследственная

      наследуются изменения

      индивидуальная

      изменяется фенотип

      происходят мутации

      Генетической символике соответствует следующее значение:

    А)знак скрещивания

    Б)женский организм

    В)гены, кодирующие рецессивные признаки

    Г)родительские организмы

      F 1 , F 2

    Д)гены, кодирующие доминантные признаки

      А, В, С

    Е)гаметы

      а, b, с

    Ж)мужской организм

    З)дочерние организмы первого и второго поколения

    Тестовые задания открытого типа

      Схема моногенного сцепленного с полом наследования прямое скрещивание, выглядит следующим образом: Р: ♀Х А Х А х ♂Х а У

    F 1:

      Схема моногенного сцепленного с полом наследования обратное скрещивание, выглядит следующим образом: Р: ♀Х а Х а х ♂Х АУ

    F 1:

      Схема моногенного аутосомного скрещивания, выглядит следующим образом.

    Р: ♀АА х ♂аа

    G :

    F 1:

    Ответы

    задания

    Правильные ответы

    2,3

    1,5

    1,2

    2,3

    1,2

    1,2

    Расщепление, рецессивный

    Доминирования, доминантный, рецессивный

    Одной паре

    А3, Б1, В4, Г6, Д2, Е5

    А2, Б3, В2, Г1, Д3, Е1

    А1,3,4; Б2,5,6

    А3, Б1,В7, Г4, Д6, Е8, Ж2, З5

    Р: ♀Х А Х А х ♂Х а У

    G : А а У

    F 1: Х А Х а х Х А У

    F 2: Х А Х А Х А У Х А Х а Х а У

    Р: ♀Х а Х а х ♂Х а У

    G : а А У

    F 1: Х а Х а х Х а У

    F 2: Х а Х а Х а У

    Р: ♀АА х ♂аа

    G : А a

    F 1: Aa х Aa

    F 2: АА Аа Аа аа

    Развернутый план теста

    ТЗ

    ДЕ

    а

    Тип ТЗ

    Мин.

    1

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    2

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    3

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    4

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    5

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    6

    1 Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

    1

    ОВ

    1

    7

    2 Гибридологический метод изучения наследственности.

    1

    ОВ

    1

    8

    2 Гибридологический метод изучения наследственности.

    1

    ОВ

    1

    9

    2 Гибридологический метод изучения наследственности.

    1

    ОВ

    1

    10

    2 Гибридологический метод изучения наследственности.

    2

    МВ

    2

    11

    2 Гибридологический метод изучения наследственности.

    2

    МВ

    2

    12

    3 Моногибридное и полигибридное скрещивание.

    2

    МВ

    2

    13

    3 Моногибридное и полигибридное скрещивание.

    2

    МВ

    2

    14

    3 Моногибридное и полигибридное скрещивание.

    2

    МВ

    2

    15

    3 Моногибридное и полигибридное скрещивание.

    3

    МВ

    2

    16

    3 Моногибридное и полигибридное скрещивание.

    3

    ОТ

    2

    17

    4

    3

    ОТ

    2

    18

    4 Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование

    3

    ОТ

    2

    19

    4 Законы Менделя. Независимое и сцепленное 33наследование

    3

    УС

    3

    20

    5

    3

    УС

    3

    21

    5 Генетическое определение пола

    3

    УС

    3

    22

    6 Генотип как целостная система

    3

    УС

    3

    23

    6 Генотип как целостная система

    3

    ОТ

    3

    24

    7 Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

    3

    ОТ

    3

    25

    7 Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

    3

    ОТ

    2

    Итог:

    45

Вариант 1

Часть А

1.Ген – это
    молекула ДНК, несущая наследственную информацию о структуре организма участок молекулы ДНК, кодирующий строение белковых молекул и нуклеиновых кислот участок ДНК, содержащий информацию о строении нескольких белковых молекул участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка
2.Фенотип – это
    совокупность всех генов организма совокупность признаков, полученных от родителей совокупность генов, свойств и признаков данного организма особенность строения организма
3.Половые хромосомы – это
    хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола хромосомы самки хромосомы самца
4.Моногибридное скрещивание – это
    получение гибридов первого поколения получение особей, образующих разные гаметы скрещивание родителей, отличающихся по одному признаку скрещивание родителей, дающих в потомстве гибриды
5.Анализирующее скрещивание применяется 1. для определения генотипа особи с внешним проявлением доминантного признака 2. для определения генотипа гомозиготной особи 3. при неполном доминировании 4. при неизвестном генотипе обоих родителей 6.Признак, который проявляется у гибридов первого поколения и подавляет проявление противоположного признака, называется 7.При неполном доминировании число возможных фенотипов во втором поколении равно 1. одному 2. двум 3. трем 4. четырем 8.Закон единообразия гибридов первого поколения состоит в том, что гибриды первого поколения 1. имеют признаки своих родителей 2. имеют одинаковый генотип, но различаются по фенотипу 3. сходны по фенотипу, но отличаются по генотипу 4. имеют одинаковый генотип и фенотип 9.Закое независимого наследования выполняется, если 1. гены разных признаков находятся в одних и тех же хромосомах 2. гены разных признаков находятся в разных хромосомах 3. аллели рецессивны 4. аллели доминантны 10.Основы хромосомной теории наследственности созданы 1. Г. Менделем 2. Т. Морганом 3. М. Шлейденом 4. Т. Шванном 11.Сцепленными называются гены, которые 1. проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии 2. проявляют свое действие только в гетерозиготном состоянии 3. расположены в гомологичных хромосомах 4. расположены в одной хромосоме 12.Гены, ответственные за формирование дальтонизма, расположены 1. в Х- хромосоме 2. Y- хромосоме 3. аутосоме 4. Х и Y- хромосомах13.Если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая, то какие группы крови возможны у детей этой пары? 1. первая и четвертая 2. вторая и третья 3. первая и вторая 4. все группы 14.Для модификационной изменчивости характерно: 1. массовый характер 2. обратимость 3. приспособительная направленность 4. все эти свойства 15.Какой из видов наследственности не наследуется? 1. цитоплазматическая 2. комбинативная 3. фенотипическая 4. мутационная 16.У одуванчиков, выросших из половинок одного корня, но в разных условиях(на равнине и в горах) 1. генотип и фенотип одинаковые 2. генотип и фенотип различные 3. генотипы одинаковые, а фенотипы различные 4. генотипы различные, а фенотипы одинаковые 17.К разновидностям хромосомной мутации не относится 1. потеря участка хромосомы 4. полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом 18.Генные мутации это – 1. перенос участка одной хромосомы на другую 2. удвоение участка хромосом 3. изменение структуры гена 4. изменение числа хромосом

Часть В

Характеристика Понятие 1. свойство организма передавать свои признаки А. генетика следующему поколению Б. наследственность 2. сумма всех генов данного организма В. изменчивость 3. наука о наследственности и изменчивости Г. ген 4. свойство организма приобретать новые признаки Д. генотип и свойства в процессе развития Е. фенотип 5. совокупность всех признаков организма 6. участок ДНК, кодирующий один белок В2. Установите соответствие между типом мутаций и их характеристикой Характеристика Тип мутации
    полиплоидия А. генная потеря участка хромосомы Б. хромосомная изменение последовательности нуклеотидов в ДНК В. геномная изменение числа хромосом удвоение участка хромосомы поворот участка хромосомы на 180 градусов

Часть С

Заболевание сахарный диабет – рецессивный признак d. Какова вероятность рождения больных детей у родителей, являющихся носителями рецессивного гена? (Полное доминирование)

Наследственность и изменчивость организмов

Вариант 2

Часть А

1.Генотип – это 1. Совокупность всех наследственных признаков, полученных организмом от родителей 2. совокупность всех генов организма 3. гаплоидный набор хромосом 4. совокупность всех внешних признаков организма 2.Локус - это 1. участок молекулы ДНК 2. варианты одного и того же гена 3. место положения гена на хромосоме 4. летальный ген 3. Аутосомы – это 1. одинаковые хромосомы у самца и самки 2. хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола 3. хромосомы самки 4. хромосомы самца 4. Аллельные гены – это 1. гены, расположенные в одной хромосоме 2. разные формы одного и того же гена 3. гены, отвечающие за рецессивные признаки 4. гены, отвечающие за доминантные признаки 5.Основной метод, применяемый при исследовании закономерностей наследственности 1. цитологический 2. гибридологический 3. аналитический 4. генеалогический 6.Признак, который не проявляется у гибридов первого поколения называется 1. качественным 2. доминантным 3. рецессивным 4. основным 7.Скрещивание особей, различающихся по двум парам признаков, называется 1. моногибридное 2. анализирующее 3. дигибридное 4. сцепленное 8.Расщипление по фенотипу в соотношении 3:1 наблюдается у гибридов при скрещивании особей 1. двух гетерозиготных 2. двух гомозиготных 3. рецессивной и гетерозиготной 4. доминантной гомозиготной и гетерозиготной 9.Скрещивание особей с неизвестным генотипом с особью, рецессивной по данному признаку, называется 1. моногибридное 2. промежуточное 3. анализирующее 4. полное доминирование 10.Организм с генотипом СС Dd имеет гаметы 1. СС и Dd 2. СС D и СDd 3. CD и Cd 4. С, D, d11.Сцепленными с полом называют признаки, гены которых расположены в 1. аутосомах 2. половых хромосомах 3. гомологичных хромосомах 4. в Х- хромосоме 12.Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины? 1. Х Y 2. XO 3. XX 4. YО13.Если у матери вторая группа крови, а у отца третья, то какие группы крови возможны у детей этой пары? 1. первая и четвертая 2. вторая и третья 3. первая и вторая 4. все группы 14.Причиной модификационной изменчивости являются изменения 1. в строении ДНК 2. числа и структуры хромосом 3. условий окружающей среды 4. в результате кроссинговера 15.Норма реакции – это 1. реакция организма на раздражение 2. характеристика химических процессов 3. пределы модификационной изменчивости 4. обмен вещества здорового организма 16.Форма листовой пластинки растения стрелолиста зависит от 1. набора хромосом в клетках растений 2. условий, при которых происходит их формирование (в воздухе, воде, на поверхности) 3. изменения генотипа 4. всех перечисленных причин 17.К геномной мутации относится 1. потеря участка хромосомы 2. переворот участка хромосомы 3. удвоение участка хромосомы 4. изменение числа хромосом 18.Наука о методах отбора и выведения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов называется 1. генетика 2. микробиология 3. экология 4. селекция

Часть В

В1. Установите соответствие между основными генетическими понятиями и их характеристикой (запишите последовательность букв) Характеристика Понятие 1. признак, проявление которого подавлено у F1 А. признака 2. любой элемент строения, особенностей развития организма Б. гомозиготные особи 3. взаимодействие аллелей, при котором у гибридов В. доминантный признак развивается промежуточный фенотип Г. рецессивный признак 4. преобладающие признаки у гибридов первого поколения Д. неполное доминирование 5. организмы, образующие один вид гамет
В2. Установите соответствие между формами изменчивости и их характеристикой Характеристика Тип мутации
    происходит изменение генотипа А. модификационная передается по наследству Б. мутационная полученные изменения не наследуются поставляется материал для естественного отбора групповая изменчивость помогает приспособиться к изменению условий
окружающей среды

Часть С

Заболевание шизофренией - рецессивный признак s . Какова вероятность рождения больных детей у родителей, являющихся носителями рецессивного гена? (Полное доминирование)

Проверочная тестовая работа

по теме : Основы учения о наследственности и изменчивости

Вариант № 2

1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:

а) цитология б) селекция в) генетика г) эмбриология

2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам

Называется:

а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность

3. Половые клетки у большинства животных, человека являются

а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными

4. Единица наследственной информации – это:

а) Генотип б) Фенотип в) Ген г) Белок

5. Генотип:

а) Совокупность всех генов особи б) Совокупность всех признаков организмов

в) Всегда полностью совпадает с фенотипом г) Определяет пределы нормы реакции организма

6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак

Наличия ямочек на щеках:

а) доминантный б) рецессивный в) сцепленный с полом г) сцепленный

7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:

а) гибридными б) гомозиготными; в) гетерозиготными г) гемизиготными

8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:

а) доминантный б) рецессивный в) промежуточный г) мутантным

9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании

Двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

а) 75% б) 50% в) 25% г) 0%

10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)

Наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении

а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1

11. Третий закон Менделя:

а) Описывает моногибридное скрещивание

б) Это закон независимого наследования признаков

в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других

г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F 2 наблюдается расщепление по генотипу 9:3:3:1

12. Наследование признаков, определяемых, локализованными в половых хромосомах

Называется:

а) дигибридным б) сцепленным в) моногибридным г) сцепленным с полом

13. Какая хромосома будет иметь решающее значение при определении женского пола у птиц?

А) Х-хромосома сперматозоида б) Y-хромосома сперматозоида

В) Х-хромосома яйцеклетки г) Y-хромосома яйцеклетки

14. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:

А) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ

15. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:

А) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому

В) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы

16. Мутации могут быть обусловлены

А) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет

Б) перекрестом хромосом в ходе мейоза

В) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения

Г) изменениями генов и хромосом

17. Потеря участка хромосомы называется…
а) Делеция б) Дупликация в) Инверсия г) Транслокация
18. Синдром Шерешевского-Тернера может возникнуть в результате…
а) Полиплоидии б) Полисомии в) Трисомии г) Моносомии

19. Укажите направленную изменчивость:
а) Комбинативная изменчивость б) Мутационная изменчивость
в) Соотносительная изменчивость г) Модификационная изменчивость
20. Кроссинговер – это механизм…
а) Комбинативной изменчивости б) Мутационной изменчивости
в) Фенотипической изменчивости г) Модификационной изменчивости

21. Ненаследственную изменчивость называют:

А) неопределенной; б) определенной; в) генотипической.

22.Полиплоидные организмы возникают в результате:

А) геномных мутаций; б) генных мутаций;

В) модификационной изменчивости; г) комбинативной изменчивости.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.

1. Мутациями являются:

А) позеленение клубней картофеля на свету б) брахидактилия

в) синдром Дауна г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы

д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы

2. Норма реакции у организмов:

А) определяется совокупностью генов;

Б) разная для разных признаков;

В) существует непродолжительное время и может меняться;

Г) позволяет им приспосабливаться к условиям существования;

Д) одинаковая у разных признаков одного организма;

Е) определяется условиями среды.

Задание 3.

Установите соответствие:

Между видами мутаций и их характеристиками.

Характеристика: Виды мутаций:

  1. Число хромосом увеличилось на 1-2. А) генные;
  2. Один нуклеотид ДНК заменяется на другой. Б) хромосомные;
  3. Участок одной хромосомы перенесен на другую. В) геномные.
  4. Произошло выпадение участка хромосомы.
  5. Участок хромосомы повернут на 180°.
  6. Произошло кратное увеличение числа хромосом.

Задание 4.

Выберите неправильные утверждения.

  1. Синдром Дауна вызывается геномной мутацией.
  2. Генные и геномные мутации – это синонимы.
  3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются.
  4. Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными.
  5. Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции.
  6. Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций.
  7. Мутации в половых клетках передаются по наследству.
  8. Источником комбинативной изменчивости является митоз.
  9. Гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными.
  10. Совокупность генов организма составляет его фенотип.
  11. Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание Аа х аа.
  12. Группы сцепления генов находятся в разных хромосомах.
  13. Условия внешней среды, как правило, изменяют норму реакции организма.

Ответы.

Вариант 1

Задание1.

Задание 2. 1) а,в,д; 2) а,б,г.

Задание 3. А – 1,4,5; Б – 2,3,6.

Задание 4. 1 ̶ ; 2 +; 3 +; 4 +; 5 ̶ ; 6 +; 7 –; 8 +; 9 ̶ ; 10 ̶ ; 11 ̶ ; 12 +; 13 ̶

«5» - 39 - 47

«4» - 29 - 38

«3» - 20 - 28

«2» - менее 20 баллов

Вариант 2

Задание1.