Иван петрович кулибин биография. Что изобрел Кулибин? (8 фото)

Выдающийся изобретатель-самоучка Иван Кулибин, в советское время пропагандировавшийся как гений из народа, родился ровно 280 лет назад - 21 апреля 1735 года.

Авторству русского механика, который до самой смерти был одержим идеей создания вечного двигателя, принадлежат сразу несколько оригинальных машин, приборов и аппаратов, которые опередили своё время и так и не получили широкого применения.

Кулибин появился на свет в селе Подновье Нижегородского уезда в семье купца-старообрядца. Это отложило отпечаток на его образ жизни. Он придерживался старообрядческих традиций, не курил, не пил и не увлекался азартными играми.

Кулибина с детства обучали торговать мукой, чем юноша и занимался какое-то время, но, прежде всего, он был увлечен механикой. Её Иван изучал, в том числе, и по книгам Михаила Ломоносова, которые ему доставал отец.

Счастливые часы

С 17 лет в семейном доме появляются деревянные круги для отливки колес, медные часы с кукушкой и токарный станок.

Друг отца Кулибина - купец Костромин - обратил внимание на талант юноши. Он предложил молодому инженеру изготовить необыкновенный подарок для самой императрицы Екатерины II - сделать диковинные часы. Финансирование работ Костромин взял на себя. Удивительно, но попутно с изготовлением подарка для царицы Кулибин умудрился создать микроскоп.

Диковинные часы изобретатель изготовил в 1767 году. Они имели форму яйца. Каждый час на них открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел откатывал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы, куранты играли три раза «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Часовой механизм включал более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей. В данный момент эти часы хранятся в Эрмитаже.

Диковинные часы изобретатель изготовил в 1767 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок инженера приятно удивил царицу, которая приняла решение пригласить его в Петербург в 1969 году на должность заведующего механической мастерской Петербургской Академии наук.

В Северную столицу Кулибин перебрался вместе с супругой, на которой он женился в Нижнем Новгороде в возрасте 24 лет. От этого брака у инженера было четыре дочери и один сын.

Из Нижнего Новгорода в Петербург вместе с инженером также переехали микроскоп, телескопы и станок для шлифовки и полировки линз. Все это, если верить документам, инженер передал в Кунсткамеру. Увы, до наших дней эти устройства не дошли.

Развалившийся мост

В Петербурге Кулибин взялся реализовывать задачу по созданию надежной переправы через Неву. В тот момент горожане пользовались лишь наплывным мостом, который разбирали по весне и осени.

Инженер хотел сделать деревянную переправу с пролетом 298 метров. Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. В октябре 1776 года построили модель оптимального варианта переправы в масштабе 1:10 и поставили её во дворе Академии Наук. Мост Кулибина получил высокую оценку известнейшего математика Леонадра Эйлера, а императрица Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.

К сожалению, дальше дело не пошло. Мост инженера-самоучки так и не был переброшен через Неву. Модель же конструкции 17 лет простояла во дворе Академии Наук. Далее её перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Через 40 лет конструкция разрушилась.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Проект водохода

Одним из самых интересных изобретений Кулибина является водоход. Его механик представил в 1782 году. К тому моменту инженер овдовел. В возрасте 50 лет он женился во второй раз. От этой супруги у Кулибина родились три сына и одна дочь.

Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком. Фото: Commons.wikimedia.org

Инженер решил сконструировать водоход, насмотревшись на тяжелый труд бурлаков. Судно должно было приводиться в движение речным течением. Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.

Испытания этого изобретения, признанного в итоге полезным, состоялись спустя 22 года, когда Кулибин уже вернулся в Нижний Новгород. Увы, конструкция имела ряд недостатков. Дело в том, что водоход двигался со скоростью лишь в одну версту в час, а строительство такого аппарата требовало серьезных финансовых затрат. В итоге проект в работу так и не внедрили.

Медленная повозка

Идея создания повозки, представляющей собой что-то среднее между современным велосипедом и автомобилем, пришла в голову Кулибина в 1784 году. Механик создавал самокатку, которую должен был запускать слуга, крутивший педали.

Впервые инженер лично проехался по Петербургу на своей «машине» в 1791 году. Повозка была трехколесной. Спереди рамы находилось сидение для двух человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные педали, и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение.

Кулибина опять подвела маленькая скорость, которую развивало его изобретение. Скорость самоходки, и без того небольшая, падала в два раза на подъемах, а слуге приходилось тратить куда больше усилий, давя на педали. Широкое использование повозка так и не получила.

Впервые инженер лично проехался по Петербургу на своей «машине» в 1791 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Куда больше при дворе были впечатлены бездымными фейерверками Кулибина. Им инженер отдал много времени, составляя оригинальную рецептуру огней, основанную на изучении влияния разнообразных веществ на их цвет. Также разрабатывались технические приемы, при которых использовались разные виды ракет. Авторству Кулибина даже принадлежит трактат «О фейерверках». Пиротехникой механик частенько развлекал императрицу и дворцовый люд.

Без финансирования

Чтобы угодить царице, Кулибин даже изобрел лифт. В 1793 году, когда Екатерине II было 64 года, ей уже сложно было преодолевать многочисленные лестницы в Зимнем дворце. Тогда Кулибин сконструировал для императрицы кресло-подъемник, своеобразный прообраз лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу с помощью винтового механизма на паровом приводе.

После смерти императрицы кресло-подъемник не использовали, а спустя время «шахту» и вовсе заложили кирпичом. Реставраторы Эрмитажа обнаружили фрагменты устройства лишь в начале XXI века.

В 1801 году изобретатель, которому нужно было продлять финансирование, составил «Реестр-перечень изобретений Кулибина». Его он преподнес императору Александру I, но механику отказали в материальной помощи. В связи с этим Кулибин, вынужденный жить на пенсию, вернулся в Нижний Новгород. Здесь изобретатель принялся конструировать вечный двигатель, на что было потрачено значительное количество средств. В возрасте 70 лет во второй раз овдовевший Кулибин женился в третий раз и обзавелся ещё тремя дочерьми, за всю свою жизнь оставив после себя, помимо новаторских творений, 12 детей.

Инженер ушел из жизни в 1818 году в возрасте 83 лет и был похоронен в Нижнем Новгороде.

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде. Установлен рядом с его могилой. Скульптор П. И. Гусев. Фото:

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и множество других приспособлений и механизмов.

Природная одаренность

Иван Кулибин родился 21 апреля (10 апреля по ст. ст.) 1735 года, в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца-старообрядца в Нижнем Новгороде, который тогда был крупным промышленным и культурным центром. С ранних лет мальчик обнаруживал исключительные способности к изготовлению сложных механических устройств, особенно часовых механизмов.

Служба в Петербурге

В 1764-1767 годах Кулибин изготовил часы своей конструкции в форме яйца – сложнейший механизм автоматического действия (сейчас хранится в Московском политехническом музее). В 1769 он преподнес их императрице Екатерине II, которая восхитившись чудо-часами, назначила его заведующим механическими мастерскими Петербургской Академии наук. Он принял должность с тем условием, что за ним сохраняется право увольнения по собственному желанию, и заведовал мастерскими до 1801 года.

Долгая жизнь

Выросший во времена Елизаветы, Иван Петрович Кулибин зрелым человеком жил при дворе Екатерины, потом Павла, а затем Александра I, ездил с Григорием Потемкиным в Новороссию, был свидетелем нашествия Наполеона на Москову, видел блеск двора и бедствия окраин, знавал тяжесть царских милостей и позор нищеты, дружил с величайшими учеными своего времени (Леонардом Эйлером, Даниилом Бернулли) и был презираем нижегородскими соседями по улице, считавшими его колдуном, способным «сглазить».

Черты личности Кулибина

Неутомимый новатор, Иван Петрович был консервативен в привычках и домашнем быту. Никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Иван Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Единственный враг

Интересно, что у такого человека был личный враг среди высокопоставленных лиц России - княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор Петербургской Академии наук и Президент Российской Академии, столь много сделавшая для «приращения наук» в России! Для историков остается загадкой, какой «малой услуги» не оказал ей когда-то Кулибин, чего она не могла забыть. Она отказала ему в прибавке жалованья, когда семейство Кулибина увеличилось до семерых детей, а Державину, выхлопотавшему прибавку у императрицы через голову Дашковой, учинила скандал, буквально взбесившись и наговорив ему (Державину), по ее записям, «премного грубостей, даже насчет императрицы...».

Плодотворная деятельность Ивана Петровича

Поле деятельности Кулибина необозримо. Особенно удивляет обилие оставленных им чертежей - около 2000 штук, от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов и зданий.

Кулибинские проекты мостов

В 1770-х годах Иван Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через реку Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул. Однако проект не был осуществлен, хотя мост облегчил бы жизнь петербуржцев в периоды наводнений. С 1891 года Кулибин работал над вариантами металлического моста, но проект, несмотря на полную техническую обоснованность, был отклонен правительством.

Прожектор, коляска-самокатка

В 1779 году Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. В 1790 изготовил педальную повозку с маховиком, тормозом, коробкой скоростей, подшипниками качения и т. д. В том же году разработал конструкцию «механических ног» - протезов (которая после войны 1812 года была использована одним французским предприятием).

Возвращение в Нижний Новгород

В 1801 году Кулибин уволился из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению за счет самого течения и в 1804 построил «водоход». Изобрел много разных других вещей: приспособления для расточки внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничные машины, водяное колесо особой конструкции, фортепьяно и т. д. Изобретателя занимало все, что назревало в замыслах техников того века.

Судьба Кулибинских изобретений

Однако подавляющее большинство изобретений Кулибина, реальность которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Он родился слишком рано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников. Технический прогресс не был нужен крепостникам 18 веке, так как слишком дешева была рабочая сила.

Семейная жизнь

Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей самого разного возраста: и бородатые мужчины и малолетние девочки. Всем своим сыновьям он дал образование.

Последний период жизни

Последние десять лет своей жизни Кулибин провел в большой нужде, и в день его смерти в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, например, на изобретенном им протезе - каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем. Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой. «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются» (1817).


Россия за свою длительную историю подарила миру множество гениальных людей. Достойное место среди них занимает изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин. Имя его давно стало нарицательным - так называют любого предприимчивого и изобретательного человека. Иногда Кулибинами именуют людей, желая подчеркнуть их стремление внедрить в проверенные технологии свои малообоснованные сомнительные нововведения.

Большие бронзовые часы, принадлежавшие загадочному лекарю Ивана Грозного, со всеми зодиакальными знаками ожили в один из весенних дней. Пары причудливых созданий захлопали в ладоши и закружились в танце под механическую музыку, так как в мир пришел величайший из мастеров и изобретателей - Иван Кулибин. Красивая и романтичная история рождения знаменитого самоучки была рассказана Юрием Кларовым. Она так ярко описывает значение простодушного нижегородца для отечественной механики, что игнорировать ее при создании настоящей статьи было бы неправильно.

21 апреля 1735 года в семье мелкого купца старообрядца родился мальчик. Родители Ивана Петровича проживали в деревне Подновье в Нижегородском уезде. Близость Волги сделала Кулибина непосредственным свидетелем тяжелейшего труда бурлаков, поэтому одно из самых заметных его изобретений оказалось направленным на его облегчение. Однако об этом будет сказано чуть позже. С юности мальчик начал проявлять интерес к механике, но вследствие своего безродного происхождения образование Кулибину оказалось недоступно. Тем не менее, ребенка взялись обучать местные ремесленники. Вскоре он освоил слесарные и токарные работы, постиг основы механики, а также начал разбираться в сложностях часового механизма. Упорство и трудолюбие сделали его известным часовым мастером. К 1764 году Иван Петрович начинает создавать свои первые уникальные творения.



Пожалуй, первой выдающейся работой Кулибина были часы в форме утиного яйца. Они имели очень сложное устройство, поэтому обладали рядом интересных и необычных функций. В определенное время крышка механизма распахивалась, а выдвигавшиеся на поверхность золотые фигурки устраивали настоящее представление. Внутри яйца располагался музыкальный прибор, который мог воспроизводить сразу несколько различных мелодий. Эти часы изобретатель преподнес в дар Екатерине II в момент из торжественной встречи. Есть легенда о том, что незадолго до знакомства с императрицей Ивану Петровичу приснился странный сон с участием трех орлов. По стечению обстоятельств представил его государыне именно граф Орлов. Судить о правдивости данной истории мы не будем, так как жизнь известных личностей всегда сопровождается различными занимательными выдумками, причем некоторые из них вполне могут быть основаны на реальных событиях. Позднее Кулибин сконструировал часы-перстень, планетные миниатюрные устройства с часовым механизмом на стрелке, а также замысловатые башенные часы.

Большую роль в жизни Кулибина сыграл его непосредственный руководитель Костромин, который пообещал государыне изготовить удивительные устройства и механизмы. Непоследовательный и увлекающийся характер Ивана Петровича едва не перечеркнул все старания его начальника и друга. Дело в том, что, несмотря на приближающийся визит императрицы, которой была обещана демонстрация готовых «яичных» часов, Кулибин вдруг решил сконструировать микроскоп и электрическую машину. Как Костромин не возмущался и не требовал от мастера вернуться к работе над часовым механизмом, результата не последовало. Екатерина II увидела необыкновенное яйцо не способное выполнять все заявленные мастерами функции. Однако пресвященная правительница все же поверила в талант самоучки и позволила доработать механизм. Вскоре она получила не только удивительное часовое яйцо, но и электрическую машину с микроскопом.

Уже в молодости механик-самоучка могу предложить состоятельным заказчикам самые неожиданные и, казалось, невероятные изобретений. Бедой Кулибина оказалось полное отсутствие предпринимательской жилки. Он не умел использовать свои проекты и новые идеи для извлечения хоть какого-то дохода. Гениальность этого «крестьянина-лапотника», «самоучки» и «неуча» лучше других подтверждает изобретение самоходной баржи, которая могла двигаться против течения. Удивительная способность конструкции использовать для своего движения только силу воды, длительное время приводила известных ученых в замешательство. Баржа очень напоминала легендарный «перпетум мобиле», однако вопреки всем предубеждениям она существовала. Конечно, Иван Петрович положил в основу работы двигателя баржи только реально существующие физические закономерности, но идея была столь гениальна, что понять ее без дополнительного исследования оказалось невозможным. Если Кулибин предоставил лишь проекты и чертежи подобного механизма, его бы просто осмеяли, но изобретатель продемонстрировал работу баржи при большом скоплении народа. Машина будто заколдованная шла против течения! Это был, несомненно, прорыв в области речного транспорта. Тем не менее, большого распространения изобретения гения механики не получили, либо стали востребованными после его смерти. «Водоход», так именовалась самоходная баржа, была отправлена на слом.

Следует также сказать, что в период своей деятельности в должности заведующего механической мастерской в известной Петербуржской академии наук, он не раз собирал и разбирал сложнейшие часы «Павлин». На столь высокую должность безродного человека назначила сама императрица, потрясенная подарком Кулибина еще в 1969 году. Мастер работал в этой должности около тридцати лет, но состояния не скопил. Тем не менее, вклад в развитие приборостроения оказался огромным. Ивану Петровичу принадлежат проекты создания астрономических приборов, а также устройств для применения в сельском хозяйстве. Многочисленные сеялки, станки для обработки деталей, в том числе и стеклянных плоскостей и прочего, были сконструированы изобретателем, но не приняты к широкомасштабному производству.

В 1772 году Ивану Петровичу поручают разработку моста. Его проект вновь удивил современников, он оказался лучшим и более современным. Пролеты в конструкции предусматривались в разы длиннее, чем у аналогов, а опоры имели перспективную конфигурацию. Экспериментальная модель, выполненная в масштабе 1:10 поразила испытателей своей прочностью и устойчивостью, но правительство вновь отказалось от воплощения в жизнь оригинальной идеи.

Заслуживает внимания также изобретение Кулибина под наименование прожектор с отражателем параболического типа из мельчайших зеркальных поверхностей. Идея создания устройства со способностью испускать мощный световой луч при слабом источнике пришла Ивану Петровичу еще в молодости. До появления фонаря-прожектора суда не имели возможности получать и передавать информацию в темное время суток. Если на стационарных объектах - маяках можно было разжечь костры, то на небольшом деревянном судне наличие сильного, пусть и локализованного огня, являлось серьезной опасностью. Прожектор решил вопрос обмена информацией, но изобретатель вновь не получил высоких прибылей, так как его идея была быстро усвоена другими мастерами, и потоки клиентов хлынули к профессиональным дельцам.

Как ни странно, но современников гениального механика не впечатлила и самоходная педальная машина, в конструкции которой он использовал своеобразную коробку скоростей, маховое колесо и тормозную систему. Высокородную толпу интересовали лишь занимательные игрушки и фейерверки, в то время как большинство полезных моделей оказывалось попросту незамеченными.

В воспоминаниях тех лет сохранились описания Кулибина. Иван Петрович был доброжелательным и прямодушным человеком, совершенно не употреблял алкоголь и не курил табак, придерживался старообрядческого образа жизни. Его любили в обществе, несмотря на отсутствие дворянских корней, так как изобретатель отличался веселым и неспокойным нравом. На светские вечера, куда часто приглашали талантливого механика, он являлся в длиннополом кафтане с окладистой колоритной бородой. Всем своим видом Кулибин напоминал простого русского мужика, но натуру имел утонченную. В свободное время он искусно слагал стихи и читал книги, любил шутить и балагурить, хотя всегда оставался приличен и приятен. Свою работу он любил безумно, мог проводить в мастерской целые сутки. Течение времени как будто останавливалось для него, он творил, забывая о потребностях в пище, воде и отдыхе.

Иван Петрович отличался любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. Он был женат трижды, причем последний раз заключил брак уже по достижении семидесяти лет. Его последняя супруга родила трех прекрасных дочерей. Всего у Кулибина было одиннадцать детей, в некоторых источниках упоминается о двенадцати. Каждый из сыновей получил хорошее образование и был устроен в жизни отцом. Изобретателю предлагали дворянский титул, но в обмен на него он должен был сбрить бороду. Кулибин вынужден был отказаться, так как подобное указание противоречило его вере.

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде. Установлен рядом с его могилой. Скульптор П. И. Гусев.

Императрица ценила простодушного механика, она даже распорядилась отлить медаль с его именем и надписью «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину». За восемьдесят три года, которые прожил изобретатель, им было сконструировано огромное количество устройств в самых различных направлениях народного хозяйства и науки. Вполне вероятно, что сегодня мы можем описывать и изучать лишь небольшую часть его идей и работ, так как в отдельные периоды своей жизни он торговал своими приспособлениями, ни как их не идентифицируя. После смерти Екатерины II, особенно уважавшей и ценившей Кулибина, мастер уволился и вернулся на малую родину. В военный и послевоенный период Иван Петрович увлеченно работал над проектом ножных протезов. Несмотря на известность и признание, последние годы его существования были омрачены бедностью. Умер изобретатель 11 августа в 1818 году. Его третья жена для того, чтобы организовать достойные похороны, вынуждена была продать последние из его проектов и уже готовых устройств.

В апреле 2017 года исполнилось 282 года со дня рождения выдающегося «Архимеда наших дней», как называл Кулибина Гавриил Державин — известный поэт и государственный деятель 18 века.

Ребята, мы хотим познакомить вас с выдающимся русским механиком-самоучкой, учёным, изобретателем и инженером — Иваном Петровичем Кулибиным. Он стал известным благодаря своим изобретениям и самоотверженному труду в области науки и техники.

Иван Петрович не имел специального технического образования. Тем не менее, на его счету около 40 крупных изобретений в области механики, оптики, гидродинамики, физики, часовых механизмов, мостостроения и даже автомобилестроения. Кулибин намного опередил своё время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его образование было более чем скромным — он выучился грамоте и счёту у местного дьячка*. К учёбе у мальчика проявились недюжинные способности — он быстро осваивал преподаваемый материал. Далее Иван самостоятельно стал постигать науки, к которым звало его сердце.

*Дьяк должностное лицо в государственных учреждениях.

Ещё в детстве маленький Ваня интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?» — в поисках ответа он разбирал и снова собирал всё, что попадало к нему в руки. Много времени он уделял изучению разных часовых механизмов. Очень уж любил Иван часы! Отец надеялся, что сын продолжит его дело и станет торговать в лавке, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его способности проявились очень рано.

Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. Например, в саду отцовского дома был пруд, который высыхал летом. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Соседи не могли нахвалиться талантливым юношей, который в считанные минуты мог починить не только часы, но и заводские машины типа токарных станков!

Слава изобретателя-самоучки вышла за пределы Нижнего Новгорода и разнеслась по всей России. Но настоящая известность к Ивану Кулибину приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит императрице Екатерине II уникальные часы-яйцо, над которыми он работал более двух лет. Часы размером с гусиное яйцо состояли из 427 деталей, рассмотреть которые можно только под лупой. Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

Кроме того, в часах был заключён крохотный миниатюрный театр. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У «гроба Господня» стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись «жёны-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялся стих «Христос воскрес». Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог.

Фигурки ангелов, воинов и жён-мироносиц были отлиты из золота и серебра. При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра в любой момент. В полдень же часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. В настоящее время эти уникальные часы можно увидеть в Эрмитаже.

Восхищённая императрица тут же назначила Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербургской академии наук. Иван Петрович Кулибин переехал с семьёй в Петербург и проработал в Академии тридцать лет, принеся огромную пользу своей Родине и народу. Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные изобретения Ивана Кулибина.

Имея большую известность, Иван Петрович был очень скромным человеком. Никого не поучал и не наставлял. Он никогда не курил табак, не играл в карты и не пил спиртное. Писал стихи. Иван Петрович был абсолютно равнодушен не только к славе, но и деньгам: свои изобретения он раздаривал людям. Все зарабатываемые деньги тратил на изготовление изобретений, покупку необходимых деталей, инструментов.

Его семья жила очень скромно. Иван Петрович отдавал всё своё время и талант на благо народа. Сегодня оригинальных изобретателей-самоучек называют Кулибиными.

Подготовила Инна Баканова

Иван Петрович Кулибин

Самые известные изобретения Ивана Кулибина

Карманные планетные часы с семью стрелками

Они показывают часы, минуты, секунды, дни недели, месяцы, фазы Луны и часы восхода и захода Солнца в Москве и Петербурге, а также время рассвета. Эти часы не сохранились, их можно представить только по чертежам и рисункам самого изобретателя.

Водоход

Зная о тяжёлом труде простых людей, которые с помощью своей физической силы подтягивали судно к берегу, Кулибин решил изобрести такое речное судно, которое могло передвигаться против течения без применения силы людей и животных. В 1782 году Кулибин изобрёл такое судно. Несмотря на успешные испытания, использовать водоходы почему-то не стали.

Оптический телеграф

Понимая значение быстрой связи для такой большой страны, как Россия, Кулибин в 1794 году разработал проект семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось».

Фонарь-прожектор

В 1779 году Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававшим мощный свет от простой свечи. Свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Отражавшийся свет свечи мог с лёгкостью направляться в нужное место при поворачивании корпуса прожектора. Изобретённый прожектор позволял видеть в темноте человека на расстоянии более 500 шагов. В дневное время и в ясную погоду свет прожектора Кулибина был различим на расстоянии 10 км. Изобретатель хотел использовать фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц, но во времена Кулибина фонарь не нашёл применения. Только через столетие на его основе были изобретены прожекторы и прожекторные светофоры. Фонарь Кулибина находится в Музее речного флота (Нижний Новгород).

«Механическая нога»

В 1791 году изобретатель разработал конструкцию «механической ноги» для одного офицера, который потерял ногу в сражении под Очаковым. Кулибинский протез практически заменял утраченную ногу. Протез состоял из отдельных блоков, соединявшихся шарнирами, шинами и колёсиками, давал возможность производить сгибание в коленном шарнире и имитировал ногу человека. Позже Кулибин придумал протез и для замены ноги, ампутированной выше колена. Механизм движения позволял воспроизводить движения бедра и голени, близкие к естественным.

Подъёмное кресло

В 1793 году Кулибин создал кресло-подъёмник, прообраз современного лифта. Подъёмный механизм кресла действовал при помощи одного или двух человек, которые поднимали кабину специальными гайками, двигающимися по двум вертикально установленным ходовым винтам. Такое кресло было смонтировано в Зимнем дворце, где использовалось три года. После смерти императрицы Екатерины II о лифте забыли, а подъёмное устройство заложили кирпичом. Только в начале XXI века во время реставрации были обнаружены фрагменты подъёмного устройства.

Арочный деревянный мост

Кулибин разработал в 1776 году проект арочного деревянного однопролётного моста через Неву. Комиссия Академии наук признала, что расчёты Кулибина верны и мост строить можно. Однако решение о постройке моста принято не было. Вероятно, одним из главных аргументов против этого были опасения, что такое сооружение быстро потеряет стойкость при гниении деревянных элементов. В области деревянного мостостроения конструкция Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым достижением.

Трёхколёсный экипаж-самокатка

Трёхколёсный механизм мог развивать скорость до 16,2 км/ч и содержал основу ходовой части автомобиля: коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Коляска была рассчитана на одного-двух пассажиров и приводилась в движение педалями, на которых стоял человек, попеременно нажимая на них ногами. По чертежам Кулибина была воссоздана действующая модель самокатки. Сейчас она выставлена в Политехническом музее.*

* Политехнический музей один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади. Хранит свыше 190 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний.

Нижегородский "посадский" Иван Петрович Кулибин после нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 году удивительные часы. "Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом", они были заключены в затейливую золотую оправу. Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У "гроба господня" стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись "жёны-мироносицы", звонили колокола, трижды исполнялся стих "Христос воскрес". Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог с тем, чтобы через час снова повторилось всё действие. В полдень часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. После этого на протяжении второй половины суток часы исполняли новый стих: "Воскрес Иисус от гроба". При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра-автомата в любой момент. Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов.



Часы Кулибина, 1767 год, слева - вид сбоку, справа - вид снизу .

Иван Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился 21 апреля 1735 года, в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца. "Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1767 году Кулибин был представлен Екатерине II в Нижнем-Новгороде, в 1769 он получил назначение заведывать мастерскими Академии наук Петербурга . Кроме часов, он привёз с собой электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания "нижегородского мещанина" были сданы в кунсткамеру для хранения.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни Ивана Кулибина. Позади остались многие годы жизни, насыщенной тяжёлым неприметным трудом. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Однако длительная канцелярская волокита по оформлению "нижегородского посадского" в должности закончилась только 2 января 1770, когда Кулибин подписал "кондицию" - договор об его обязанностях на академической службе. Он должен был: "иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою полатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры". Его обязали также: "чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты от Комиссии, к нему присылаемые". "Кондиция" содержала особый пункт о непременном обучении Кулибиным работников академических мастерских: "Делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен". Предусмотрена была также подготовка определяемых к Кулибину для обучения мальчиков по сто рублей за каждого из учеников, которые "сами без помощи и показания мастера в состоянии будут сделать какой-нибудь большой инструмент, так, например, телескоп или большую астрономическую трубу от 15 до 20 футов, посредственной доброты". За руководство мастерскими и работу в них положили 350 рублей в год, предоставив Кулибину право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями. Кулибин стал продолжателем замечательных трудов Ломоносова .



Иван Петрович Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Через несколько месяцев после начала академических работ Кулибина академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком "грегорианский телескоп". По докладу Румовского 13 августа 1770 в протоколах академической конференции записали: "...в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведёт оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии".

Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошли: "инструменты гидродинамические", "инструменты, служащие к деланию механических опытов", инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, "электрические банки", солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие. "Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты", работавшие под руководством Кулибина, снабжали учёных и всю Россию разнообразнейшими приборами.



Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний. Написанное Кулибиным "Описание, как содержать в порядочной силе электрическую машину", - только один из примеров того, как обучал он постановке научных опытов. "Описание" было составлено для академиков, производящих экспериментальные работы по изучению электрических явлений. Составлено "Описание" просто, ясно и строго научно. Кулибин указал все основные правила обращения с прибором, способы устранения неисправностей, приёмы, обеспечивающие наиболее эффективное действие прибора.

Во время выполнения разнообразных работ Кулибин постоянно заботился о воспитании своих учеников и помощников, среди которых следует назвать его нижегородского помощника Шерстневского, оптиков Беляевых, слесаря Егорова, ближайшего соратника Кесарева.

Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических инструментов. Скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.



Проект деревянного моста через р. Неву, составленный Кулибиным в 1776 году.

Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства творчества Кулибина . Широкую известность получили его проекты в области мостостроения, которые опередили всё известное в мировой практике.

Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием постоянных мостов через Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 проект арочного однопролётного моста через Неву. В 1813 Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода. Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Знаменитый русский строитель мостов Журавский так оценивает модель кулибинского моста: "На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою". Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области мостостроения.

Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими её просторами, Кулибин начал в 1794 году разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения Кулибина были устроены первые линии оптического телеграфа в России . К тому времени проект Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезённый из Франции "секрет".

Так же печальна судьба ещё одного из великих дерзаний замечательного новатора, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. "Водоход" - так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 году В 1804, в результате испытания другого "водохода" Кулибина, его судно было официально признано "обещающим великие выгоды государству". Но дальше официальных признаний дело не пошло, всё кончилось тем, что созданное Кулибиным судно было продано с торгов на слом.

Обстоятельные расчёты Кулибина характеризуют его как выдающегося экономиста. Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил много замечательных дел, в перечне которых одни из первых мест должны занять такие изобретения: прожекторы, "самокатка", т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, пловучая мельница, подъёмное кресло (лифт)...

В 1779 году "Санкт-Петербургские ведомости" писали о кулибинском фонаре-прожекторе, создающем при помощи особой системы зеркал сильный световой эффект , несмотря на слабый источник света (свеча) . Сообщалось о том, что Кулибин: "изобрёл искусство делать особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз, противу свечного, и более, смотря по мере числа зеркальных частиц в оном вмещённых" . Певец русской славы Державин, назвавший Кулибина "Архимед наших дней", писал о этом фонаре:

Ты видишь, на столбах ночною как порою Я светлой полосою В каретах, в улицах и в шлюпках на реке Блистаю вдалеке, Я весь дворец собою освещаю, Как полная луна.

Иван Кулибин сыграл немалую роль в том, как изобрели автомобиль. Его трехколесная карета, увидевшая свет в 1791 году, состояла из деталей, которые и по сей день есть в каждой машине. Коробка передач, подшипники, маховик и тормоз - заслуга русского «самоделкина». Именно 1886 год считается точкой отсчета, давшей начало термину «автомобилестроение» и отрасли производства как таковой.

В перечне замечательных дел Кулибина должн ы занять своё место и такие изобретения, как бездымный фейерверк (оптический), автоматы для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы и знатных лиц. Е го заказчиками были: Екатерина II, Потёмкин, Дашкова... Выполняя заказы на изобретения и такого сорта, Кулибин действовал как исследователь. Он написал целый трактат "О фейерверках", содержащий разделы: "О белом огне", "О зелёном огне", "О разрыве ракет", "О цветах", "О солнечных лучах", "О звёздах" и иные. Была дана оригинальная рецептура многих потешных огней, основанная на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Предложено было немало новых технических приёмов, введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. П. Кулибина около двух тысяч.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

"Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и обратился ко всему собранию:

Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!"

Так Суворов почтил в лице Ивана Кулибина великую творческую мощь русского народа.

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 года. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё брать деньги взаймы.

nplit.ru ›books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml