Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания. Познакомившись с этимологией некоторых русских слов

Путь конквистадоров

Обложка сборника стихов Николая Гумилева - «Путь конкистадоров»

В сборник вошли стихотворения:

  • Я конквистадор в панцире железном...
  • С тобой я буду до зари...
  • Песнь Заратустры
  • Credo
  • Греза ночная и темная
  • Песня о певце и короле
  • Рассказ девушки
  • Дева Солнца
  • Осенняя песня
  • Сказка о королях
  • Когда из темной бездны жизни...
  • Людям настоящего
  • Людям будущего
  • Пророки
  • Русалка
  • На мотивы Грига
  • Осень
  • Иногда я бываю печален...
  • По стенам опустевшего дома...

Существует предположение о том, что позже автор «вычеркнул» «Путь конквистадоров» из списка собственных сборников, косвенным доказательством чего послужило напоминание в четвертом сборнике «Чужое небо», о том, что это третья книга стихов. Дарственная надпись на книге Вере Мелентьевне Гадзятской гласит:

Этот «Путь конквистадоров», Скопище стихов нестройных, Недостоин Ваших взоров, Слишком светлых и спокойных.

Ссылки

  • «Путь конквистадоров» в Электронном собрании сочинений

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Анарауд ап Грифид
  • Изобразительное искусство Возрождения

Смотреть что такое "Путь конквистадоров" в других словарях:

    Гумилёв, Николай Степанович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гумилёв. Николай Гумилёв Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии. Имя при рождении … Википедия

    Гумилев, Николай Степанович - поэт. Род. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге, закончил в Царском Селе [директором здесь был И. Анненский (см.)]. Окончив среднее… … Большая биографическая энциклопедия

    Гумилев - Николай Степанович (1886 1921) поэт. Р. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге, закончил в Царском Селе (директором здесь был И. Анненский (см.)).… … Литературная энциклопедия

    Гумилёв Николай Степанович - (1886 1921), русский поэт. В 1910 х гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костёр»,… … Энциклопедический словарь

    ГУМИЛЁВ Николай Степанович - Николай Степанович (3.04.1886, Кронштадт 25.08.1921, под Петроградом), поэт, прозаик, лит. критик. Род. в семье корабельного врача. По нек рым сведениям, род отца происходил из духовного звания. Муж А. А. Ахматовой, отец Л. Н. Гумилёва. Большую… … Православная энциклопедия

    Гумилев, Николай

    Гумилев, Николай Степанович - Николай Гумилёв Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии. Имя при рождении: Николай Степанович Гумилёв Дата рождения: 3 (15) апреля 1886 года Место рождения: Кронштадт, Российская империя Дата смерти: август 1921 года … Википедия

    Гумилев Н. С. - Николай Гумилёв Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии. Имя при рождении: Николай Степанович Гумилёв Дата рождения: 3 (15) апреля 1886 года Место рождения: Кронштадт, Российская империя Дата смерти: август 1921 года … Википедия

    Гумилев Николай - Николай Гумилёв Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии. Имя при рождении: Николай Степанович Гумилёв Дата рождения: 3 (15) апреля 1886 года Место рождения: Кронштадт, Российская империя Дата смерти: август 1921 года … Википедия

    Гумилев Н. - Николай Гумилёв Фотография Н. Гумилёва в старших классах гимназии. Имя при рождении: Николай Степанович Гумилёв Дата рождения: 3 (15) апреля 1886 года Место рождения: Кронштадт, Российская империя Дата смерти: август 1921 года … Википедия

Книги

  • Николай Гумилев. Стихотворения. Поэмы. Проза , Николай Гумилев. Николай Гумилев - культовый поэт начала XX века, человек, владевший умами целого поколения русской интеллигенции. Лучшие поэтические циклы - `Путь конквистадоров`, `Романтические цветы`,…

«Русский литературный язык» - Лексика. Нормы могут меняться. Какими особенностями характеризуется литературный язык. Лингвисты. Фонетика. Роль в развитии языков. Новая лексика. Место русского языка. Литературный язык. Русский язык. Русский язык принадлежит к группе славянских языков. Норма. Особенность. Лексическая норма. Русский литературный язык.

«География русского языка» - Историческая справка. Просторечия и диалекты. Говоры Тамалинского района. Киселка. Словенский. Дон. Возрастные жаргоны. Языки народов, населяющих нашу страну. СВЕРБУХА (от слова СВЕРБИТЬ – зудеть, чесаться). Северное наречие. Арийский язык. Испанский – около 300 млн. чел. Северные говоры Южные говоры.

«Современный русский» - Слово «урок» в языческие времена разновидность «магической, колдовской порчи человека». Ролево-игровые (формирование коммуникативной компетенции). Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским. Замысел урока -. Языковые телекоммуникационные: «Языковое чутье» состоит прежде всего в:

«Великий русский язык» - Изменение облика человека. Русский язык. Целая война. Мы живём в условиях 4-й Мировой войны. Русский человек мог воспринимать 43 буквы. Свободный русский язык. Мы должны добиваться принятия закона о языке. Вдохновение. В Кириллице было 43 буквы. Почему не ставят точки над Ё. Берегите наш язык. Влияние слова на жизнь человека.

«Богатство русского языка» - Язык является связующим звеном времён и поколений. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. Северо-западные русские говоры. Актуальность. Памятник русскому языку. Происхождение русского языка. Толковые словари русского языка. «Русский язык – национальное богатство». Ведь именно язык сохраняет и народ, и государство.

«Деловой русский язык» - Деловые письма. Презентация. Творческий. Деловая речь, язык деловых документов. Школьная форма: за и против? Лексические нормы деловой речи. Поисковые. Культура речи. Повысить общую речевую культуру. Формы деловой коммуникации. Быть критичными слушателями. Деловой русский язык. Игры. Сферы речи в современном обществе.

Всего в теме 25 презентаций

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения в формате ГИА

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без исключения.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации.

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста: 1) исключение; 2) обобщение; 3) упрощение. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами сжатия текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Наиболее затруднительным для них является способ обобщения, при котором сначала вычленяются единичные существенные факты (несущественные опускаются), объединяются в одно целое, подбираются соответствующие языковые средства и составляется новый текст. Проблема состоит в том, что далеко не все учащиеся умеют выделять главное и находить существенное, так как испытывают трудности с абстрагированием. Но этот процесс, как и другие процессы человеческого мышления, поддаются тренировке.

На первом этапе обучения способу обобщения полезно давать учащимся небольшие тексты для написания сжатого изложения с творческим заданием. Выполняя творческое задание, учащиеся учатся выделять в исходном тексте главное (концепт). Какое творческое задание не предлагалось бы, важно, чтобы ученик размышлял над текстом, задавал себе вопросы, строил предложения и проверял их в процессе чтения, а после чтения умел бы выразить главную мысль, составить план, ответить на вопросы.

Творческие задания могут быть самыми разнообразными.

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

А) Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о ком (чём) будет идти речь в тексте. После того, как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

Б) Послушайте или прочитайте начало текста (1-е предложение, 1-ый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны).

2. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное.

А) Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

Б) Найдите главное событие.

В) Расположите события по степени важности.

Г) Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей передайте кратко (сжато).

3. Задания, направленные на интерпретацию текста.

А) Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…

В) Выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

Г) Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

Д) Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

4. Задания, направленные на творческую переработку текста.

А) Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры, любимого времени года, рассуждения о поступках героев, историю о… и т. д.

Б) Дополните текст похожими примерами.

В) Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

Г) Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.

Д) Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

Е) Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части перескажите сжато.

Следующим важным этапом является обдумывание текста(размышление, рефлексия). На этом этапе ученик задаёт себе примерно такие вопросы:

Что нового я узнал из текста?

Какие факты оказались для меня неожиданными?

Что я об этом думаю?

Как это соотносится с тем, что уже знаю?

На какие размышления эти факты наталкивают меня?

Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, литературе, кино?

Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своём сочинении?

Цепочка таких вопросов, по сути, алгоритм внутренней работы ученика с текстом. Это ещё не само сочинение, но этап обдумывания, осмысления текста и актуализация своих знаний и представлений очень важен на пути создания текста будущего сочинения.

Такие задания преследуют цели:

во-первых, актуализировать прежние знания6 ведь то, что мы узнаём, определяется тем, что мы уже знаем;

во-вторых, придать обучению активный характер; знания нельзя «вложить», их можно только «присвоить»;

Примеры заданий к текстам.

Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста даётся время для выполнения задания.)

Склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге 20 века выдающееся открытие: восточные берега и западные берега Африки можно совместить так же точно, как соответствующие части разрезной картинки - головоломки.

В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфа материков.

(Что это за гипотеза? Какие факты подтверждают её?)

Задание. Прочитайте отрывок из книги австрийского писателя Стефана Цвейга «Магеллан». Это начало художественной биографии великого мореплавателя. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Исходный текст.

Вначале были пряности. С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали прелесть острых и дурманящих восточных приправ, Запад уже не может и не хочет обходиться без индийских специй, без пряностей, несмотря на то что они были дороги и непрерывно дорожали.

В начале второго тысячелетия тот самый перец, который теперь стоит на кухонной полке у любой хозяйки, сосчитывался по зёрнышкам и расценивался на вес золота. Ценность его была столь постоянна, что многие города и государства расплачивались им вместо . Имбирь, корицу, хинную корку взвешивали на ювелирных и весах, наглухо закрывая при этом окна, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку. Как ни , на современный взгляд, подобная расценка, она становится понятной, когда вспоминаешь о трудностях их доставки и сопряжённом с нею риске.

Каких только опасностей не приходилось преодолевать в пути кораблям, караванам и обозам с пряностями, прежде чем они с зелёного куста Малайского архипелага попадали на свой последний причал, - прилавок европейского торговца. В скольких руках не перебывал товар, пока через моря и пустыни он не попадал к последнему покупателю! Современные исследователи подсчитали, что не меньше чем через двенадцать хищных рук должны были пройти индийские пряности, прежде чем очутиться на столе европейца.

Долгий, неимоверно долгий путь! А нет ли другого, более короткого и лёгкого способа достичь заветной цели? Ответ на этот вопрос стали искать вместе с монархами и купцами мореплаватели. Отвага, побудившая Колумба и Магеллана двинуться на запад, а Васко де Гаму – на юг, рождалась прежде всего из целенаправленного стремления сыскать новый путь на восток.

Как ни покажется это странным на первый взгляд, именно пряности стали вполне земной, материальной причиной всех тех великих открытий, который были совершены в героический 16 век. Никогда бы монархи и купцы не снарядили флот для отважных конквистадоров, если бы эти экспедиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств.

Вначале были пряности.

(По С. Цвейгу. 306 слов.)

Творческое задание.

У девятиклассников текст вызвал самые разные реакции. Например:

« Узнал много интересных фактов. Например, то, что перец ценился на вес золота и что, когда его взвешивали, в доме закрывали двери и окна».

«Оказывается, пряности, прежде чем попасть в Европу, проделывали огромный путь».

«Самым неожиданным показалось то, что главной, «материальной» причиной всех великих географических открытий автор считает пряности. Вряд ли можно с этим согласиться. Я читала об экспедиции Колумба и Магеллана, но там ничего об этом не говорилось. Они искали совсем другое. При чём тут пряности? Текст, конечно, интересный, но мысль Цвейга какая-то странная, Я бы сказала, парадоксальная. Хотя, может, в этом что-то есть».

«Это заставляет посмотреть на известные факты с необычной стороны, наталкивает на разные мысли».

«Наверное, не случайно текст начинается и заканчивается одной и той же фразой».

Какую бы оценку тексту ни дали ученики, главное, что он заставил их думать, активно обсуждать прочитанное, сталкивать разные мнения, ничего не принимать на веру, наконец, вызвал желание больше узнать о предмете обсуждении, обратиться к другим источникам информации.

Исходный текст.

Грустная коллекция.

Вы слышали имя Гальвани? Да, да, того самого итальянского учёного, который делал опыты с лягушечьей лапкой и электрическим током.

Сейчас они кажутся нам седой стариной науки, но когда-то были важной страницей в изучении электричества.

Когда Гальвани рассказал о своих опытах учёным собратьям, его подняли на смех.

В 1873 году Французская академия наук большинством голосов отказалась принять в члены академии Дарвина, а спустя 5 лет подняла на смех изобретение Эдисона.

Когда физик де Монсель по просьбе Эдисона показал на заседании академии, как работает изобретённый им аппарат для записи и воспроизведения звуков, один из академиков вскочил с места и закричал на него:

Негодяй! Вы осмелились прийти сюда, чтобы дурачить нас фокусами жалкого чревовещателя! Неужели кто-нибудь из нас согласится поверить, что жалкий кусок металла может повторить благородное звучание человеческого голоса?

И большинство присутствующих поддержали его гневную речь.

Высмеивали и поносили Дженнера, учёного, который предложил прививку против оспы. И того врача, который предложил обезболивание при операциях.

Травили изобретателя парохода. Потешались над изобретателем паровоза. Дразнили изобретателя автомобиля.

Это всего лишь несколько выписок из очень длинной и очень грустной коллекции. Человек, который совершал открытие или изобретал что-то новое, часто видел против себя не одного противника, а многих. И его противники обычно говорили ему так:

Вы не правы, потому что нас больше.

Иногда они говорили это вежливо. Иногда резко. Иногда злобно. Но всегда с уверенностью, что если их, тех, кто говорит, что этого не может быть, больше, чем тех, кто считает, что это возможно, значит, они правы, а тот, кто упорствует, - упрямец, противопоставляющий себя большинству. Не может быть, чтобы вся рота шла не в ногу, а он один шагал в ногу!

Вы думаете, что все эти печальные истории относятся к далёким временам, когда электричество жило только в лейденских банках, паровозы и автомобили только учились ходить, о радио никто не помышлял?

Конечно, нам, людям 21 века, было бы приятно думать, что всё это в прошлом. Но это не так.

(С. Львов. 310 слов.)

После чтения проводится беседа.

Сколько различных фактов травли изобретателей названо в тексте? (Восемь. Слова и словосочетания, содержащие эти факты, выделены в тексте жирным шрифтом.)

В чём смысл заголовка?

Представьте себе, что содержание текста нужно изложить в виде заметка объёмом в 90-100 слов. Напишите сжатое изложение.

Творческое задание.

Известны ли вам другие подобные примеры? Если известны, напишите об этом. Если нет, объясните письменно смысл названия текста и сформулируйте главную мысль.

Примеры сочинений по 1 теме.

1.Текст Сергея Львова посвящён проблеме непризнания учёных и их изобретений. Не только в прежние времена, но и сегодня многие открытия не встречают понимания, а тех, кто их придумал, высмеивают и травят.

Представьте себе такую картину: что было бы, если бы не признали Ньютона с его открытием земного притяжения? Совершенно верно, человечество отстало бы намного веков, не было бы многих других изобретений, человек не полетел бы к звёздам.

Почему-то учёных часто признают гениальными только после их смерти. Например, Джордано Бруно, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца, признали еретиком и и по приказу католической церкви сожгли на костре. А теперь мы преклоняемся перед милой его ума и говорим о нём как о борце за правду в науке.

Таких историй было много всегда, и, к сожалению, они никогда не кончатся, поскольку всегда будут существовать люди, которые не хотят, «чтобы вся рота щла не в ногу, а он один шагал в ногу». (148 слов.)

2.Немало примеров, подобных тем, что приводит в своей статье С. Львов, к сожалению, можно найти и в истории 20 века. Вот только некоторые из них.

Сергей Павлович Королёв, о значении которого в истории научной мысли не приходится говорить, всю свою жизнь сталкивается с непониманием окружающих. Ему не верили, его травили так же, как и Гальвани, Эдисона или Дженнера.

«Не заметили» в своё время и учёного, разработавшего систему невидимости самолётов для радаров. А позже американские военные случайно наткнулись на его книгу и вот «Стелсы» - гордость ВВС США.

Упорно сопротивлялось советское Министерство обороны изобретению активной танковой брони, а сколько потом жизней солдат было спасено во время чеченской войны благодаря установке этого нововведения на танке Т-72!

Этот печальный опыт учит нас внимательно относится ко всем, даже самым необычным и сумасшедшим идеям, чтобы не проглядеть действительно ценного, не пополнить «грустную коллекцию» не признанных вовремя изобретений. (140 слов.)

Наилучших результатов достигают те ученики, которые при подготовке к экзаменационному изложению обучаются пониманию текста. Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений:

Понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения;

Выделять главное;

Вести диалог с текстом;

Составлять своё мнение о прочитанном;

Соотносить исходный текст с имеющимися знаниями и личным опытом;

Готовить учащихся к отработке такого приёма сжатия, как обобщение.

Не менее важным при обучении приёмам сжатия текста является этап, на котором учащимся предлагаются для выполнения лингвистические задачи. Решая их, они самостоятельно приходят к выводам о приёмах сжатия текста, а также выясняют, какие языковые средства можно использовать при сжатии текста.

Лингвистические задачи при отработке приёма обобщение.

Прочитайте текст. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По.)

Прочитайте текст. Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. (По.)

Прочитайте текст. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По.)

4. Прочитайте текст. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (По И. Милославскому.)

5.Прочитайте текст. Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета.)

6.Прочитайте текст. Сократите его вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину.) добавить примеры по последнему абзацу.!

После решения таких лингвистических задач учащиеся приходят к выводу, что обобщение – это перевод частного в общее, свёртывание исходной информации за счёт обобщения. Обобщать можно с помощью замены

Однородных членов предложения обобщающим понятием,

Предложения или его части определительным или отрицательным с обобщающим значением.

Также обобщать можно несколько однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров, образовывать сложное предложение путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

А) ерш, золотой, корень в) антонимы, велосипед, автобус

Б) карандаш, хлеб, суффикс г) врач, космонавт, спряжение

Найди ряд, где все слова омонимы

А) площадь, слово, лексика, капуста в) лист, ступень, комар, мальчик

Б) гриф, бор, брак, лук г) ответ, язык, упражнение, справка

3.Определи тип лексики, к которому относятся слова:

Цыбарка (ведро), цыбуля (лук), дробына (лестница), вечерять (ужинать), гутарить (говорить), мыгычит (моросит)

4.Найди ряд, где все слова архаизмы :

А)байкер, ваучер, жандарм в) революция, язык, хит

Б) лицедей, пиит, ланиты г) очи, паровоз, ладья

Как называются следующие устойчивые словосочетания?

Бить баклуши, намылить шею, зарубить себе на носу, впасть в детство.

Грецкий –греческий

а) омонимы в) синонимы

б) паронимы г) антонимы

7.В каком примере слово ГЛУХОЙупотреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство в) глухой согласный

Б) глухой к просьбам г) глухой старик

В каком ряду представлены синонимы?

А) жизненный – житейский в) высокий- низкий

Б) высокомерие – надменность г) комнату заставили мебелью –

меня заставили учиться

9.В каком ряду все слова являются разговорными? А) кассирша, раззява, картофель в)жадина, картошка, притон

Б) докторша, охламон, весельчак г)электричка, старьевщик, неразбериха

В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

А) лодырь, лентяй, прогульщик в) сгущенка, малюсенький, очи

Б) маленький, малец, шествовать г) вредный, вредничать, глупец

Тест 2

Князь Александр расположился

В той горнице, где комтур жил.

Как видно, комтур тут обжился –

Валялась плеть из бычьих жил. (К.Симонов)

2.Определи тип лексики, к которому относятся слова :

Салага (неопытный матрос), предки (родители), классно (хорошо), заливать (рассказывать), притаранить (принести).

В каком ряду все словосочетания – фразеологизмы?



А) писать доклад, удельный вес, бить ногой

Б) одержать победу, уйти из дома, любимая книга

Г) хорошо писать, уйти в себя, прямой угол

Г) спустя рукава, белая ворона, бить баклуши

Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой7

«Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

А) омофоны в) омографы

Б) омоформы г) антонимы

А) зал полон в) тонкие пальцы

Б) зал аплодирует стоя г) крутой берег

В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?

А) часы идут б) дождь прошел в) человек прошел г)век прошел

7 . В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

А) гутарить, компьютер в) интернет, притаранить (принести)

Б) поэт, лицедей г) курень, предки (родители)

Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

А)атрибут б)атавизм в)аспект г)ассоциация

А) корректный – правильный, точный

Б) брифинг – пресс- конференция по вопросам политики

В) каллиграфия- умение писать грамотно

Г) консолидация- укрепление, сплачивание чего- нибудь

Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова

Контуры – очертания?

А)омонимы б)паронимы в)антонимы г)синонимы

Тест 3

Какой тип языковой омонимии использован?

Маленькие твари

С размаху шлепались ему на грудь

И, бешено подпрыгивая, падали,

Но Соколов ступал по падали

И равномерно продолжал свой путь (Н.Заболоцкий)

В каком ряду все слова заимствованы из французского языка?

А) спикер, клеш, пальто, кашне

Б)гардероб, сюжет, хоккей, финиш

В) репертуар, жалюзи, фойе, режиссер

Г) нокаут, спринтер, благодать, жанр

3.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А)крутой кипяток б)крутой подъем в)тяжелая поклажа г)шелковая ткань

4.В каком примере слово КЛЮЧ используется в прямом значении?

А)ключ к шифру б)гаечный ключ в)в оптимистическом ключе

Г) действовать в едином ключе

Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд- дорога к успеху»?

А)место, к которому надо пройти или проехать

Б) путешествие, пребывание в пути

В)образец действия, направление деятельности

Г) полоса земли, предназначенная для передвижения

Какой пример не содержит фразеологического оборота?

А)У него в министерстве своя рука. Б)Взять себя в руки

В)К рукам прибрать. Г)Трудиться не покладая рук.

Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле?

А)националист Б)пацифист в)шовинист г) милитарист

8.Значение какого слова указано неверно?

А)Коррумпированный- незаконно обогащающийся чиновник или политик

Б)аншлаг- концерт или спектакль в честь чего- либо

В)скрупулезный- точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

Г) меценат- богатый покровитель наук и искусств

В каком предложении вместо слова ЯВНЫЙ потребить слово ЯВСТВЕННЫЙ?

А)Я увидел явные очертания гор. Б)Это была явная ложь.

В)Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

Г)Ребенок этот был явным вундеркиндом.

Определите значение приводимых ниже паронимов, составьте с ними словосочетания

Описка- отписка, сытый- сытный, белить- белеть, вправить- выправить, сборчатый- сборочный, соседний- соседский, поступок- проступок.

Тест 4

Какой тип языковой омонимии использован?

В камзоле Баклажан был полон блеска,

На кухне утром он сказал Селедке:

Треска зазналась!

Ишь, как много треска

Изволила поднять на сковородке!

В каком ряду все слова заимствованы?

А)глас, баскетбол, хоккей в)одежда, ворота, лодка, в розницу

Б)теннис, жанр, сюжет, матч г)голова, сторона, конферанс, шоссе

3.Найди ряд, где использованы только термины:

А)лексика, синтаксис, морфема, суффикс в)хутор, выкройка, щипцы, компас

Б)газета, заголовок, курень, пассатижи г)кочет, речь, город, камбуз

4.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А)горячий кофе б)шелковая рубашка в)шелковые волосы г)золотые часы

5. .В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ используется в прямом значении?

А)железная руда б)железная воля в)железная логика г)железная хватка

В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

А)Мы знакомы домами. Б)В данном переулке стояли дома.

В)Родина- наш общий дом. Г)Летом мы были в доме отдыха.

В каком ряду нет фразеологического оборота?

А)переступать с ноги на ногу в)ни в зуб ногой

Б)с ног до головы г)жить на широкую ногу

8.Какое из перечисленных слов, имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

А)эгоист б)меценат в)альтруист г)филантроп

9.Значение какого слова определено неправильно ?

А) дипломант- студент, готовящий дипломную работу

Б)аттестация –осуществляемое специалистами определение уровня знаний и умений работника или ученика

В)антиквар- любитель, знаток и собиратель древностей, предметов старины

Г)аргумент- логический довод, суждение, приводимое для доказательства чего- либо

Орфоэпические нормы

Вариант №1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) дОлбит 2) дрУжна 3) дремотА 4) щепА

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) арАхис 2) балОванный 3) черпАть 4) вероисповЕдание

3. В каком слове ударение на первом слоге?

1) щавель 2) экскурс 3) эксперт 4) цыган

4. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог?

1) взорвалась 2) убрала 3) создала 4) донельзя

5. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер

6. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) анатом 2) начата 3) заржаветь 4) зимовщик

Орфоэпические нормы

Вариант №2

1. Укажите глагол, в котором ударение падает на основу.

1) взяла 2) собрала 3) выгнала 4) врала

2. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) факсимиле 2) свекла 3) щебень 4) фарфор

1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним

1) Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем

1) камбала 2) облегчить 3) пуловер 4) танцовщица

6. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится [о].

1) житиЕ 2) остриЕ 3) одновремЕнный 4) предрЕкший

7. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.

1) комбайнер 2) жалюзи 3) апостроф 4) зубчатый

Орфоэпические нормы

Вариант №3

1. Укажите глагол в форме женского рода прошедшего времени, в котором ударение поставлено правильно.

1) звАла 2) брАла 3) ждАла 4) знАла

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя 2) каталог 3) иконопись 4) пуловер

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком 2) черпать 3) хлопковый 4) надолго

4. Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится твердо.

1) кРем 2) гроТеск 3) шиНель 4) эффект

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) нефтепровод 2) лососевый 3) обетованный 4) ходатайство

1) искристый 2) иначе 3) лубочный 4) кухонный

7. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

    углубить, каталог, диспансер

    намерение, закупорить, брала

    приняли, апостроф, алфавит

    дедовский, догнала, феномен

Орфоэпические нормы

Вариант №4

1) кренится 2) кормящий 3) туфля 4) мещанин

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) съезд рЕкторов 3) на пОхоронах

2)совет дирЕкторов 4) из аэропортА

3. В каком слове ударение на втором слоге?

1) некролог 2) диспансер 3) черпать 4) факсимиле

4. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить

6. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.

1) созыв 2) газопровод 3) творог 4) иконопись

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

    кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала

    ждала, досуг, ревень 4) агент, заем, шофер

Орфоэпические нормы

Вариант №5

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) эксперт 2) чистильщик 3) завидно 4) дефис

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) усугУбить 2) тАможня 3) христиАнин 4) хозЯева

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя 2) черпать 3) отняла 4) щавель

4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

1) муЗей 2) Тесты 3) акаДемик 4) Тема

5. В каком слове ударение на четвёртом слоге?

1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь

6. Укажите слово, в котором на месте ЧН возможно двоякое произношение - [шн] и [чн].

1) булочная 2) яичница 3) скворечник 4) пустячный

7. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис

2) моДернизация, шиНель, кашНе

3) каФе, коФе, гроТеск

4) инТеграция, Дефис, Деликатесы

Лексические нормы

Вариант №1

1. Какое слово имеет значение «бездеятельный, безынициативный»?

1) меланхоличный 2) ординарный 3) лаконичный 4) инертный

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп

3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

    горячий кофе 3) шёлковые волосы

    шёлковая рубашка 4) золотые часы

4. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу

5. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1)часы идут 3) человек прошёл

2) дождь прошёл 4) век прошёл

6. голосистый нужно употребить слово голосовой ?

черепаший нужно употребить слово черепаховый ?

1) На первое подали черепаший суп.

2) Он приближался к цели черепашьим шагом.

3) Черепашьи детёныши давно уже вывелись.

4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью.

Лексические нормы

Вариант №2

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует слова грецкий - гре­ческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое значение имеет слово ландшафт?

    гористая местность

    общий вид местности

    местность с деревьями и кустарниками

    растительность

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

    крутой кипяток 3) тяжёлая поклажа

    крутой подъём 4) шёлковая ткань

5. В каком предложении употребление заимствованного слова уместно?

1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости.

2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно.

3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

4) Он мне с апогеем рассказывал об этом.

6. В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) зал полон 3) тонкие пальцы

2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный ?

1) Я увидел явные очертания гор.

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребёнок этот был явным вундеркиндом.

Лексические нормы

Вариант №3

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры - очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует национальную и расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) террорист 2) шовинист 3) пацифист 4) милитарист

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

1) атрибут 2) атавизм 3) аспект 4) ассоциация

4. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1) золотая осень 3) золотой браслет

2) золотые руки 4) золотой характер

5. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный ?

1) Была создана новая экономичная машина.

3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

6. В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный ?

1)Наш агроном первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.

2)Он отбросил книгу со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.

3)Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт двойную игру.

4)В этом городе все старинные купеческие фамилии были двойные.

7. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) У него в Министерстве своя рука. 3) К рукам прибрать.

2) Взять себя в руки. 4) Трудиться не покладая рук.

Лексические нормы

Вариант №4

1. В каком ряду не все слова входят в синонимический ряд?

    большой, крупный, огромный, колоссальный

    преимущество, превосходство, перевес

    кроткий, незлобный, безгневный, ангелоподобный, добродушный

    крикнуть, рявкнуть, гаркнуть, взреветь

2. В каком случае значение слова определено неверно?

    аудиенция - официальный приём у высокопоставленного лица;

    аншлаг - юмористическая передача;

    афера - недобросовестное мошенническое предприятие, дело, действие;

    аналогия - сходство между явлениями или понятиями.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покровитель науки и искусства»?

1) бизнесмен 2) олигарх 3) меценат 4) продюсер

4. В каком примере слово голова

    Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

    Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.

5. Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреб­лён без ошибок.

    Он умел отстаивать свою точку мнения.

    Он сдал экзамен с горем пополам.

    Она не хочет уповать на лаврах.

    Чаша его терпения наконец лопнула.

6. В каком ряду слова являются синонимичными?

    обаятельный, очаровательный, смешной

    выразить, сформулировать, назвать

    мысли, чувства, думы

    воплотить, привести, реализовать

7. В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употре­ бить слово дипломатический?

    Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления со­трудника осталось неясным, какие же перемены ожидают коллектив в ближайшее время.

    Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить сложную ситуацию на переговорах.

    Дипломатичный этикет нарушался людьми, которые не владели

знаниями о нормах речевого поведения, принятых в этой стране.

4)Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма дипломатичный.

Лексические нормы

Вариант №5

1. В каком ряду представлены синонимы?

    жизненный - житейский

    высокомерие - надменность

    высокий - низкий

    комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2. Значение какого слова указано неверно?

    коррумпированный - незаконно обогащающийся чиновник или политик;

    аншлаг - концерт или спектакль в честь кого-либо;

    скрупулёзный - точный до мелочей, чрезвычайно тщательный;

    меценат - богатый покровитель наук и искусств.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая ма­ териальную и духовную культуру народов»?

1) мифология 2) этнография 3) библиография

4) экология

4. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

    ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе

    гаечный ключ 4) действовать в едином ключе

5. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лексики уместно?

    Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования.

    Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые ученики отлынивают от уборки территории.

3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки. 4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход.

6. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

    Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

    Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

    Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

7. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

    Учреждение выплачивает расходы по командировке.

    Заработную плату выплатили с опозданием.

    В конце года сотрудникам выплатили премию.

    Писателю в издательстве выплатили гонорар.

Морфологические нормы

Вариант №1

1. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    восемь яблоков 3) более слабый

    пара сапогов 4) ягоды стали слаже

2.

    более красивый пейзаж

    обоих учеников

    более восемьдесят пяти килограмм

    новые договоры

3.

    семь килограмм баклажан

    наиболее удобным способом

    новые драйвера

    пятеро учениц

4.

    наиболее удачно 3) больная мозоль

    делав что нужно 4) положите на стол

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    обеих рук

    осенние яблоки более кислее

    погиб в бою

    великие учители человечества

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    любоваться многоводным Миссисипи

    мы увидели гнездо, разорившее хищником

    килограмм абрикосов

    обей ученицы выполнили домашнее задание

1) двое людей 3) большая мозоль

2) наиболее важнейший 4) директора предприятий

Морфологические нормы

Вариант №2

    обеих берегов 3) петь звонче

    пара джинсов 4) ягода слаще

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    моложе брата

    наши ребяты

    трёхсот шестидесяти пяти человек

    пара тапок

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    с ихней девочкой 3) бегите быстрее

    более практичный 4) на красивом бра

4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    отдыхали у побережий 3) приедь быстрее

    пять банок шпрот 4) этот пример более интересен

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    пятидесятистами рублями 3) пара чулков

    ляжьте на диван 4) пара носков

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова .

    старые тренера 3) положите сумки

    пять апельсинов 4) чёрная вуаль

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на лбу 3) шестисот семи человек

2) усечённые конуса 4) погиб

Морфологические нормы

Вариант №3

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    новые драйверы 3) обеих книг

    большие скорости 4) положьте в сумки

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    звук исчез 3) трое ножниц

    без погон 4) с двести рублями

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    красивый тюль 3) менее пятиста лет

    наивысший балл 4) директора школ

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пирог с повидлой 3) с их балкона

    перед обеими странами 4) много килограммов абрикосов

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) более лучше 3) оглох

2) пара джинсов 4) девятисот девяноста девяти деревьев

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    двое людей 3) большая мозоль

    наиболее важнейший 4) директора предприятий

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    двухтысячные года 3) северные флота

    нет мест 4) кладите на место

Морфологические нормы

Вариант №4

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара джинсов

    пришли на митинг около восьмисот человек

    эти ягоды слаще

    вовремя не получил своего бюллетня

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    говорили о вас 3) пирожок с повидлом

    ложитё на полку 4) обтреплется край книги

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара чулок 3) более пятидесяти рублей

    поезжай сегодня 4) рисунок более красивее

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пластмассовые вёдра

    худший вариант

    семисот шестидесяти семи деревьев

    килограмм вафлей

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.

    нет абрикосов 3) современные принтеры

    пять сотней книг 4) наиумнейший

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    вкусные торты 3) пятьюстами деревьями

    палец с мозолем 4) в две тысячи четвёртом году

7. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. 1) семиста рублей 3) пятеро учеников

2) двадцать петлей 4) опытные тренера

Морфологические нормы

Вариант №5

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    сестра моложе брата

    семьюстами пятьюдесятью восемью

    вопреки прогнозов погода улучшилась

    опытные шофёры

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    цветок быстро увянул

    наилучшее средство

    сдобные крендели

    к трёмстам шестидесяти восьми килограммам

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    самый лучший вариант 3) красивые торта

    пятисот пятидесяти страниц 4) пять ампер

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    ихние компьютеры

    более угрюмее

    пачка макарон

    пятисот пятьдесят пятая страница

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    по окончанию школы поступил в институт

    несколько брелоков

    современный модный тюль

    семидесяти пяти килограммов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пять килограммов помидоров 3) он более моложе

    старый дуб засох 4) вкусные торты

7. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.

    наиболее уместный 3) двести двадцать вольт

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)

Вариант №1

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

    не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации.

    необходимо повторение всего школьного курса.

    советы учеников могут вам помочь.

    нужно воспользоваться словарями.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осознавая свои ошибки,

    это обогащает опыт каждого.

    может обнаружиться неожиданное решение.

    накапливается жизненный опыт.

    человек не повторит их в дальнейшем.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Познакомившись с этимологией некоторых русских слов,

    выясняется, что многие из них являются заимствованными.

    это часто помогает их правильному написанию.

    начинаешь обращать внимание на их орфографию.

    поражает то, что многие из них взяты из других языков.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая любимую музыку,

    всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

    время как будто перестаёт существовать.

    каждый раз открываешь в ней что-то новое.

    она, как это ни удивительно, никогда не надоедает.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на автомобиле,

    не забудьте изучить план местности.

    у неё было хорошее настроение.

    сначала определяется маршрут.

    вам должно быть комфортно.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь толковым словарём,

    сначала читается вступительная статья.

    меня поразило богатство нашего языка.

    обратите внимание на иллюстративный материал.

    многие слова окажутся вам неизвестными.

7. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содер­жит ошибки.

    Отдохнув, набравшись сил, работа стала выполняться быстрее.

    Приехав на отдых, мы сначала позаботились о жилье.

    Починив карандаш, он быстро сломался.

    Войдя в трамвай и немного проехав, в него вошли контролёры.