Кодовое название 2 мировой войны. История второй мировой войны

Гражданская война 1917-1922 и иностранная интервенция в России

Причины революции:

· разгон большевиками Учредительного собрания;

· стремление получивших власть большевиков удержать ее любыми способами;

· готовность всех участников использовать насилие как способ разрешения конфликта;

· подписание в марте 1918 г. Брестского мира с Германией;

· решение большевиками острейшего аграрного вопроса вопреки интересам крупных землевладельцев;

· национализацию недвижимости, банков, средств производства;

· деятельность продотрядов в деревнях, приведшую к обострению отношений новой власти с крестьянством.

Интервенция - Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущ. вооружённое, во внутренние дела какой-н. страны.

Ученые выделяют 3 этапа гражданской войны. Первый этап продлился с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. Это время прихода к власти большевиков . С октября 1917 г. отдельные вооруженные столкновения постепенно переходят в полномасштабные военные действия. Характерно, что начало гражданской войны 1917 – 1922 гг., разворачивалось на фоне более масштабного военного конфликта – Первой мирово й. Именно это стало основной причиной последующей интервенции Антанты. Необходимо отметить, что каждая из стран Антанты имела свои причины для участия в интервенции(). Так, Турция желала утвердиться в Закавказье, Франция - распространить свое влияние на север Причерноморья, Германия – на Кольский полуостров, Японию интересовали сибирские территории. Целью Англии и Соединенных Штатов было одновременно расширение собственных сфер влияния и предотвращение усиления Германии.



Второй этап датируется ноябрем 1918 – мартом 1920 гг. Именно в это время произошли решающие события гражданской войны. В связи с прекращением военных действий на фронтах Первой мировой и поражением Германии постепенно боевые действия на территории России утратили интенсивность. Но, в то же время, наступил перелом в пользу большевиков, которые контролировали большую часть территории страны.

Заключительный этап в хронологии гражданской войны продлился с марта 1920 по октябрь 1922 гг. Военные действия этого периода велись, преимущественно на окраинах России (Советско-польская война, боевые столкновения на Дальнем Востоке). Стоит отметить, что, существуют и другие, более подробные, варианты периодизации гражданской войны.

Окончание гражданской войны ознаменовалось победой большевиков. Важнейшей ее причиной историки называют широкую поддержку народных масс. Серьезно повлияло на развитие ситуации и то, что ослабленные Первой мировой войной, страны Антанты не смогли скоординировать свои действия и нанести удар по территории бывшей Российской империи всеми силами.

Военный комунизм

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

· крайняя степень централизации управления всей экономикой;

· национализация промышленности (от мелкой до крупной);

· запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

· государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

· милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

· тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни.

Вопрос 41. Политическое развитие СССР в 1920-1930гг.

В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.

Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим тотального контроля, осуществляющегося партийно-государственным аппаратом.

Наблюдались и другие признаки тоталитарной системы:

1) монопартийность;

2) отсутствие оппозиции;

3) сращивание государственного и партийного аппарата;

4) фактическая ликвидация разделения властей;

5) уничтожение политических и гражданских свобод;

6) унификация общественной жизни;

7) культ руководителя страны;

8) контроль за обществом при помощи всеохватывающих массовых общественных организаций.

На вершине политической пирамиды оказался генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

К началу 1930-х гг. ему удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В. И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым, Н. И. Бухариным). и утвердил в СССР режим личной диктатуры. Основными структурами данной политической системы, были:

1) партия;

2) управления ЦК ВКП(б);

3) Политбюро;

4) органы государственной безопасности, действовавшие под прямым руководством И. В. Сталина.

Массовые репрессии как один из главных инструментов режима преследовали несколько целей:

1) устранение противников сталинских методов строительства социализма;

2) уничтожение свободомыслящей части нации;

3) удержание партийной и государственной машины в постоянном напряжении.

Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.

По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции – союзы, зависящие от рода деятельности.

Логическим продолжением политического курса партии стало принятие 5 декабря 1936 г. на VIII всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР. В ней было закреплено создание двух форм собственности:

1) государственной;

2) колхозно-кооперативной.

Система государственной власти также претерпела изменения:

1) высшим органом оставался Верховный совет СССР;

2) в перерывах между его сессиями властными полномочиями обладал Президиум Верховного совета.

Вопрос 42. «Культурная революция» в СССР (1920-30-е гг)

В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930‑х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Большущим делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести увеличение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание широкой системы общеобразовательных школ, существенное развитие науки и искусства.

Цели культурной революции в СССР:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

3) формирование социалистической интеллигенции;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства;

6) преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» , согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню »).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе» , согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию , созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ) , которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» , который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки) .

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции . Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход» ). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.



В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы. Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм , отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры , враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры» .

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР ), в 1934 г. Союза писателей СССР .

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично . Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

7.В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник» . Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

********************

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

Огосударствление всех сфер жизни;

Корпоративный характер общества и общественных отношений;

Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

Репрессии и внеэкономическое принуждение;

Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

Закрытость страны.

Литература:

1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.

2. Верт Н. История coветского государства. 1900 - 1991. Любое издание. Главы 5, 6.

3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.

5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.

6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.

7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.

8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.

10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.

11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 - 1935 гг. М., 1993.

13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.

14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.

15.Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.

16. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.

17. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 - 1929: история и лич­ность. М., 1991.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.

19. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.


Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.

Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.

2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг., и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически - сталинизма.

3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру - в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах, в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.),
В связи с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. Сталиным был сделан вывод о том, что в СССР в основном победил социализм.

В конце 1930-х гг. произошли изменения во внешнеполитическом курсе страны. Заключены советско-германские договоры 1939 г., в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 г. - страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.3.1940 гг.), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны, к СССР отошел Карельский перешеек и др.

22 июня 1941 г. Германия, нарушив договоры, напала на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Великая Отечественная война, пройдя в своем развитии 4 крупных этапа - начальный (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.); коренного перелома (19 ноября 1942 г. – 1943 г.); освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944 г. – 9 мая 1945 г.); советско-японской войны (9 августа – 2 сентября 1945 г., стала суровым испытанием для советского многонационального государства, его общественно-политической системы и вооруженных сил.

С окончанием Второй мировой войны крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, совершенный во внешней политике недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее послевоенное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом», вступил в эпоху «холодной войны », которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946 – 1991 гг.).

Со смертью В.И. Сталина начинается новый этап в жизни страны, связанный с решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.), либерализацией политической жизни страны, «оттепелью». Определенные успехи были достигнуты в науке и технике: создана первая в мире атомная электростанция (1954 г.), запущены первый спутник Земли (1957 г.), первый космический корабль с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.); расширились международные связи СССР, уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного вооружения, 1963 г., и др.).

1970-е гг. в жизни страны могут быть охарактеризованы таким понятием как «застой», связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. С 1985 г. М.С. Горбачев и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в т. ч. национальные движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991 г.), потерпевшая крах.

В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ.

Первый российский президент Б.Н. Ельцин находился на своем посту с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е годы была экономическая реформа, которая обеспечила переход страны от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму.

К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали: свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности и, таким образом, в стране сложилась многоукладная экономика.

В пока еще непродолжительной истории современной многопартийности можно условно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает время с конца 1980-х гг. до 1991 года. Он характеризуется возникновением первых альтернативных политических объединений: от неформальных групп – до массовых партий и объединений. Перестройка, гласность, демократизация политической системы и возможность проведения альтернативных выборов во второй половине 1980-х гг. привели к возникновению множества политизированных групп.

Относительная легализация альтернативных общественно-политических структур произошла в период выборов на I Съезд народных депутатов СССР весной 1989 года. Второй относительно непродолжительный этап охватывает период с момента распада СССР до 1993 года. Основная тема общественно-политического дискурса в это время перемещается с борьбы против компартии к проблеме выбора определенной социально-экономической модели.

Третий этап российского партогенеза охватывает десятилетний период: с конца 1993 по 2003 гг. Он знаменуется проведением электоральной реформы (сентябрь-ноябрь 1993 г.) и введением так называемой «смешанной несвязанной» (мажоритарно-пропорциональной) электоральной формулы. Новое избирательное законодательство было включено Б.Н. Ельциным в известный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

Период, последовавший за выборами в Государственную Думу первого созыва, может характеризоваться как время относительной стабилизации партийной системы, когда на политической арене устойчиво доминировали 4-5 объединений.

Четвертый этап в истории новой российской многопартийности отсчитывается с начала работы IV Думы (2003 г.) и продолжается по сей день. С начала 2000-х гг. кардинально меняются правовые основы современной российской многопартийности, а само партийное строительство превращается в важный фактор государственной политики. Повышается правовой статус партий как особого субъекта политического процесса, впервые введено их государственное финансирование. В 2005 г. в результате принятия нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» осуществился переход к пропорциональной системе, что дало партиям исключительную привилегию на выдвижение кандидатов в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, государство ужесточило критерии «партийной селекции»: был повышен до 7% электоральный барьер (в 2005 г.), запрещены электоральные блоки в период подготовки к выборам, увеличены требования к минимальной численности партии и необходимому количеству региональных отделений. Следствием этого стало резкое сокращение числа политических партий РФ.

Важной особенностью современной российской партийной системы стало доминирование так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Другие партии оказались отодвинуты на периферию политической жизни. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ, на которых был избран В.В. Путин, находившийся в этой должности до 7 мая 2008 г. «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, социальная солидарность. Результатом социально-экономических реформ 90-х годов стало развитие рыночной экономики в России, начало интеграции страны в мировой рынок, но «шоковая» терапия имела негативные последствия: обнищание громадных масс населения, инфляцию, разрыв уровня доходов и потребления. Зарождение рыночной экономики изменило социальные условия жизни и ценностные ориентации людей.

Избранием в 2000 году президентом страны В.В. Путина было положено начало выхода России из затянувшегося кризиса. Приоритетными направлениями стали: укрепление власти в стране, восстановление территориальной целостности России, усиление её позиций на международной арене.

Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.

В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции:

1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.


В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:

Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:

- Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;

- Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;

Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).