Некрасов. Анализ стихотворения некрасова праздник жизни молодости годы

Праздник жизни - молодости годы - Я убил под тяжестью труда И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда. Если долго сдержанные муки, Накипев, под сердце подойдут, Я пишу: рифмованные звуки Нарушают мой обычный труд. Всё ж они не хуже плоской прозы И волнуют мягкие сердца, Как внезапно хлынувшие слезы С огорченного лица. Но не льщусь, чтоб в памяти народной Уцелело что-нибудь из них... Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие»."">1 ! Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца...

Notes: Одно из программных стихотворений Некрасова , в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.». 1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Тема самоопределения поэта на фоне литературной традиции вечная в поэзии — от античной лирики до сегодняшних дней. Создавая литературный образ Поэта, художник, собственно, рисует автопортрет, открыто заявляет о своем творческом кредо, предъявляет читателям свой литературный манифест. Именно поэтому подобные стихотворения составляют обычно сердцевину индивидуальной художественной системы, становятся ключом к ней.

В русской лирике один из самых оригинальных образов поэта был создан в середине XIX века Н. А. Некрасовым. За этим стихотворным автопортретом вырисовывается художественная концепция поэзии и поэтического труда, своеобразие которой особенно ярко проявляется в сопоставлении с «классическими» произведениями на ту же тему — Рылеева, Пушкина, Лермонтова.

В 1855 году Некрасов создает одно из первых стихотворений, где прямо заявляет о себе как о поэте нового типа, - «Праздник жизни — молодости годы...». Стихотворение Некрасова начинается с образа «праздника жизни». Вспомним заключительные строки романа «Евгений Онегин»:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа...

Пушкинский образ жизни-праздника, пира жизни многосоставен; его атрибуты — вино, любовь, поэзия, дружба, веселье, свобода. У него есть и оборотная сторона — «похмелье» — наступление зрелости, подведение итогов, которые ведут за собой «труд и горе» («Элегия», 1830). Все эти мотивы и образы у Пушкина возвышенно поэтичны, гармонически уравновешены. Некрасов, включая пушкинскую поэтическую формулу в свой текст, прозаически ее «расшифровывает», переводит на обыденный язык («Праздник жизни— молодости годы...») и соединяет со словами иного порядка — «тяжесть труда», «обычный труд». В сочетании с ними традиционные обозначения поэта в легкой поэзии 1800-1810-х годов («баловень свободы», «друг лени») звучат иронически.

Слово «труд» в значении «литературный труд», «труд поэта» есть и в пушкинском словаре (см. стихотворение 1830 года «Труд», посвященное окончанию работы над «Евгением Онегиным»). Однако в пушкинском тексте немыслимо словосочетание «тяжесть труда». Поэтический труд определен у Пушкина как возвышенный, вдохновенный, он «молчаливый спутник ночи», «друг Авроры златой»; мифологическое окружение очищает образ от возможных ассоциаций бытового характера, таких как усталость, тяжесть. У Некрасова труд для заработка — мучительный, тяжкий, несвободный. Он убивает литератора. Поэзия «нарушает» рутину обыденной литературной поденщины.

В начальных строчках стихотворения «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, присутствует биографический намек — отсылка к обстоятельствам жизни Некрасова. В 16 лет (в 1838 году) оказавшись в Петербурге, он променял поступление в Кадетский корпус (как требовал отец) на положение вольнослушателя Университета и свободу выбирать свою судьбу. Некрасов лишился материальной поддержки семьи и на долгие годы (до середины 1840-х годов) стал «литературным чернорабочим», зарабатывая на хлеб сочинением журнальных рецензий, куплетов, фельетонов. За это время он выполнил, по его собственному признанию, «до двухсот печатных листов журнальной работы». Он умирал с голоду, но остался «около литературы», заработал тяжкую болезнь, которая мучила его всю оставшуюся жизнь и свела в могилу в 1877 году. Некрасову было 56 лет.

Однако конкретные жизненные обстоятельства остаются за рамками текста, и речь в стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...» не о них, а о поэзии и поэте. Произведение строится на противопоставлении двух смысловых рядов: традиционный образ поэта-созерцателя (ленивца), внутренне свободного и свободно творящего и контрастный ему, полемически противопоставленный поэт-«поденщик», автор «неуклюжего стиха», где нет «поэзии свободной». Сам процесс поэтического творчества описан как результат прорыва «долго сдержанных мук», накипевшей сердечной боли, которая так велика, что не может не нарушить «обычный труд», работу над «плоской прозой». Ключевые слова этого второго ряда образов— «муки», «сердце», «внезапно хлынувшие слезы», «огорченное лицо» —- закрепляют ассоциативную связь: поэзия — боль.

Вторая часть анализируемого стихотворения отсылает читателя к пушкинскому «Памятнику» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ») — речь идет о «памяти народной». Но и здесь — не уподобление, а отталкивание от традиции: вместо торжественных, полных высокого достоинства слов о бессмертии поэта и поэзии — отрицание («нет в тебе поэзии свободной...», «нет в тебе творящего искусства...»), признание ущербности своего дарования. Вместе с тем у «сурового стиха» есть свое достоинство: он живой — потому что рожден сильным чувством, в котором соединились любовь и месть (ненависть). Итак, с поэзией у Некрасова ассоциируются боль, ущербность, беззащитность, болезненность и одновременно сила живого чувства.

Стихотворение Некрасова «Праздник жизни — молодости годы...» не случайно содержит в себе многие устойчивые «формулы» пушкинской лирики. К моменту прихода Некрасова в литературу (в 1840-е годы) закончился «золотой век» русской поэзии («пушкинский» период) и начался бурный расцвет прозы («гоголевская» эпоха). Упал интерес к стихам. После гибели Лермонтова (1841) и выхода в свет последнего сборника стихов Баратынского «Сумерки» (1842) наступили «сумерки» русской поэзии. Вместе с тем выросло число подражателей Пушкина и Лермонтова, и, как заметил Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850), «написать гладенькое стихотворение теперь сумеет всякий». Поэзия перестала быть аристократическим занятием. Литература демократизуется, все большее место в ней начинает занимать не дворянин, пишущий на досуге и свободный от необходимости печататься (тексты, распространяемые «в списках» в узком кругу образованных дворян, были в начале XIX века не менее известны, чем печатные), а профессионал-журналист, редактор, успешный беллетрист, литературный критик. Символами новой эпохи 1860-х гг. становятся молодые литераторы-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Сам Некрасов в середине 1850-х годов стал известным журналистом и редактором журнала «Современник». В сознании читателей идет перестройка самих понятий «словесность», «поэт», «поэзия».

В стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, Некрасов использует пушкинские образы, к 1840-м годам ставшие тривиальными, чтобы оттолкнуться от них. Но все же называет их, а не замалчивает, потому что ему нужен фон для самоопределения в поэзии. Только на этом фоне — в контрасте и взаимодействии с ним — вырастают новые смыслы в лирике Некрасова, его собственное новое слово в поэзии.

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Праздник жизни - мо­лодости годы»

В стихотворении «Праздник жизни - молодости годы» Н.А. Некрасов поднимает тему собственной жизни и творчества. Он пишет, что моло­ дость он «убил под тяжестью труда». Это автобиографические строки, как и само стихотворение в целом. Далее Некрасов дает оценку собственным стихам
Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
По мнению поэта, его стихи вряд ли останутся в народной памяти. Ав­тор отмечает это без сожаленья, так как в своей поэзии он был открове­нен. Некрасов также критически отмечает особенность своей лирики - «суровый, неуклюжий стих». В конце стихотворения он пишет, что назначение своего творчества видел в проклинании злодея и глупца и в на­ деление беззащитного «венком терновым».
Как и вся лирика поэта, стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» богато изобразительно-выразительными средствами. Некрасов ис­ пользует эпитеты: мягкие сердца, сдержанные муки, суровый стих и др. Стихотворение наполнено яркими метафорами: тяжесть труда, баловень свободы, праздник жизни - молодости годы. Есть и олицетворение: звуки подойдут. Анафора в четвертом и пятом четверостишье: нет в тебе поэзии свободной (...) нет в тебе творящего искусства; инверсированные оборо­ ты: памяти народной, венком терновым. В целом, в стихотворении преоб­ ладает прямой порядок слов.
Стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» являет собой шeдевр некрасовской поэзии. Мне очень запомнилось это стихотворение и я постараюсь выучить его наизусть.

ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… - стихотворение Некрасов Н.А.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.


И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.


Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь,

Догорая, теплится любовь, -


Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца… 1

1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102–103.
Впервые опубликовано: С, 1856, № 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: «Сознание», с датой: «1855» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: «Сознание» и посвящением: «(Николаю Боткину)». Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф с датой: «11 марта » - ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. - Лит. учеба, 1933, № 3–4, с. 73. Беловой автограф с датой: «1855» - ГБЛ (Солд. тетр. л. 3–3 об.); факсимиле начала этого автографа - ЛН, т. 53–54. М. 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) - ИРЛИ, P. I, оп. 20, № 142, л. 1–2 об. Все три автографа - с заглавием: «Сознание».

В Р. б-ке неверно датировано: «1854». Правильная дата: «1855» - в С и Ст 1879. Было написано (в черновом варианте) 11 марта 1855 г. доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.
В черновом автографе концовка была другая: слово «любовь» осмыслялось в личном плане (см. в разделе «Другие редакции п варианты», с. 538, вм. 21–24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник «чистого искусства» В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г. «Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения „К своим стихам“, с которого я взял у тебя список, - переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: „Та любовь etc“». (Боткин В. П. Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М.-Л. 1930, с. 69).
Николай Петрович Боткин (1813–1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, - брат В. П. Боткина, путешественник.
Придавая стихотворению «Праздник жизни…» принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих «Стихотворений».

Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г. «…я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне «свободен» (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: «…мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

слушать, скачать аудио стихотворение
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ…:

Некрасов Николай (1821-1878)

Праздник жизни – молодости годы.


Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих 1 !


Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

Одно из программных стихотворений Некрасова, в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда. ») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства. Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь. »). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.».
1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «. я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [. ] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «. мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Николай Некрасов - Праздник жизни - молодости годы

Праздник жизни - молодости годы -
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
№ 4 Другом лени - не был никогда.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
№ 8 Нарушают мой обычный труд.

Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
№ 12 С огорченного лица.

Но не льстясь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
№ 16 Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства.
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
№ 20 Догорая, теплится любовь, -

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
№ 24 Беззащитного певца.

Prazdnik zhizni - molodosti gody -
Ya ubil pod tyazhestyu truda
I poetom, balovnem svobody,
Drugom leni - ne byl nikogda.

Yesli dolgo sderzhannye muki,
Nakipev, pod serdtse podoydut,
Ya pishu: rifmovannye zvuki
Narushayut moy obychny trud.

Vse zh oni ne khuzhe ploskoy prozy
I volnuyut myagkiye serdtsa,
Kak vnezapno khlynuvshiye slezy
S ogorchennogo litsa.

No ne lstyas, chtob v pamyati narodnoy
Utselelo chto-nibud iz nikh.
Net v tebe poezii svobodnoy,
Moy surovy, neuklyuzhy stikh!

Net v tebe tvoryashchego iskusstva.
No kipit v tebe zhivaya krov,
Torzhestvuyet mstitelnoye chuvstvo,
Dogoraya, teplitsya lyubov, -

Ta lyubov, chto dobrykh proslavlyayet,
Chto kleymit zlodeya i gluptsa
I venkom ternovym nadelyayet
Bezzashchitnogo pevtsa.

Ghfplybr ;bpyb - vjkjljcnb ujls -
Z e,bk gjl nz;tcnm/ nhelf
B gjnjv. fkjdytv cdj,jls,
Lheujv ktyb - yt ,sk ybrjulf/

Tckb ljkuj clth;fyyst verb,
Yfrbgtd, gjl cthlwt gjljqlen,
Z gbie: hbavjdfyyst pderb
Yfheif/n vjq j,sxysq nhel/

Dct ; jyb yt а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».