Индивидуальная творческая деятельность что то. Понятие творческой деятельности, её виды, направления

Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения, нахождение рабочим-стахановцем способа увеличить производительность труда или новатором-колхозником нового приёма повышения урожайности - типичные примеры творческой деятельности.

Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Однако можно указать некоторые моменты, характерные для большинства случаев творческой деятельности.

1) Вдохновение

Первое, что всегда обращает на себя внимание при анализе процесса творчества, - это то состояние особого напряжения и подъёма всех сил и способностей, человека, которое обозначается словом вдохновение. Оно связано обычно с важнейшими, решающими моментами творческой деятельности - с возникновением замысла и идеи произведения, с нахождением, решения научной проблемы, принципа изобретения или идеи оперативного плана, с созданием центральных образов художественного произведения и самых проникновенных и волнующих моментов его.

Состояние вдохновения характеризуется прежде всего полным сосредоточением внимания на предмете творчества и отвлечением от всего остального.

Один из земляков М. А. Шолохова, товарищ его по рыбной ловле, рассказал такой случай. «Забросив удочки, Шолохов присел на берегу Дона с трубкой в зубах. Он просидел так, не шевелясь, смотря в одну точку, более часа. Напрасно спутник заговаривал с ним,- он не получал ответа. Напряжённая поза, неподвижный, устремлённый в воду взгляд, полное безразличие к окружающему испугали товарища. Он решил следить за каждым шагом Шолохова. Наконец, словно очнувшись от забытья, Шолохов начал собирать снасти и побежал домой. Весь день и всю ночь сидел он затем за столом и писал».

Результатом такого исключительного сосредоточения внимания является максимальное обострение сознания, максимальная ясность его. «Вдохновение,- по выражению Пушкина,- есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Это и является причиной необычайной продуктивности работы в состоянии вдохновения.

Но как раз потому, что сознание целиком сосредоточено на предмете творчества, самый процесс творчества очень мало осознаётся в состоянии вдохновения. Художник обычно не может ответить на вопрос, как родились в нём самые вдохновенные образы, учёный не может сказать, как пришла ему на ум в минуту «озарения» решающая идея его открытия. В состоянии вдохновения человек менее чем когда-либо способен следить за тем, как протекают у него процессы мышления и воображения. Поэтому в состоянии вдохновения творческие процессы являются мало осознанными. Но это не значит, что самое творчество в состоянии вдохновения является, как иногда думают, «бессознательным». Как раз наоборот. Неосознанность творческих процессов - следствие максимальной сознательности самого творчества.


Вдохновение характеризуется не только сосредоточением внимания на предмете творчества, но и эмоциональным погружением в него, глубокой захваченностью теми чувствами, которые возбуждаются предметом творчества.

Относящиеся сюда примеры мы приводили в § 42 и 54. Вдохновение - это состояние большого эмоционального подъёма, при котором, однако, сохраняется исключительная ясность сознания.

Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения,- совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли. По образному выражению Л. Н. Толстого, «в писателе должен действовать одновременно мыслитель, художник и критик».

2) Подготовительные этапы творческого процесса

Нередко бывает, что основные идеи, дающие решение научной проблемы, или центральные моменты художественного произведения создаются в течение сравнительно коротких периодов большого подъёма вдохновения. Но это не значит, что такими «вспышками вдохновения» исчерпывается весь процесс творчества. Кратковременные периоды исключительной творческой продуктивности всегда представляют собой лишь итог огромной предварительной работы. Если решение сложнейшей научной проблемы иногда приходит в голову учёного как бы внезапно, без всяких усилий, в самый неожиданный момент - на прогулке, в трамвае, в театре, в постели перед засыпанием или после пробуждения,- то на самом деле, конечно, не этот момент даёт решение; он является только конечной точкой длительного процесса творческой работы. Предварительная работа, служащая подготовкой творческого решения задачи, заключается в изучении, обдумывании этой задачи и в собирании необходимых материалов. Такая подготовка имеет место не только в работе учёного, но и в работе писателя, художника. Из материалов, которыми пользовался Толстой при написании «Войны и мира», у него, по его собственным словам, «образовалась целая библиотека».

Однако подготовительная работа не сводится только к собиранию материалов специально для осуществления данного замысла. Не меньшее значение имеет то, что можно назвать собиранием материалов «впрок», которое составляет необходимый момент в творческой деятельности и учёного, и художника. Всякий хороший специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмысливанием их. Поэтому, сталкиваясь с какой-либо новой проблемой, он располагает уже значительным запасом подготовительного материала, фактов и идей. Возможность давать быстрые решения новых вопросов и является результатом такой общей подготовки в определённой области творческой деятельности.

В некоторых специальностях такого рода «подготовка себя» к решению творческих задач имеет даже большее значение, чем длительная предварительная работа специально над данной проблемой. Так обстоит дело, например, в деятельности военачальника, который нередко лишён возможности длительно изучать и обдумывать встающую перед ним проблему и поэтому должен заранее подготовить себя, свой ум к тому, чтобы быстро давать творческое решение новых, неожиданных, непредвиденных проблем.

В области искусства творческая деятельность совершенно невозможна без «собирания материала впрок». Вспомним приводившиеся нами слова Горького: «Необходимо очень хорошо присмотреться к сотне, другой попов, лавочников, рабочих, для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника». Если бы писатель впервые начинал «присматриваться» к определённой категории людей только тогда, когда он приступает к работе над произведением, ему понадобилось бы несколько лет для создания каждого отдельного образа. Творческая работа художника предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных наблюдений. В непрерывном пополнении этого запаса и сказывается та наблюдательность художника, которая составляет необходимое условие художественного творчества.

Изучая качества ума и волевые качества человека, мы отмечали, что подлинная быстрота мысли, так же как подлинная решительность, не имеет ничего общего с торопливостью. Об отрицательном значении торопливости надо помнить и при анализе творческих процессов. Всякое крупное произведение должно быть не только тщательно подготовлено, но и «выношено». По выражению Алексея Николаевича Толстого, «нетерпеливость нужно сдерживать». Большие деятели искусства и науки умели годами вынашивать свои творческие замыслы и в результате этого создавали действительно значительные произведения.

Очень поучительна с этой точки зрения работа Дарвина над «Происхождением видов».

В 1837 году в его записной книжке впервые появляются отдельные наброски идей, относящихся к теории эволюции. Есть основания думать, что в 1839 году наметились уже общие очертания теории. Однако лишь через три года, в 1842 году, Дарвин набросал на бумаге первый, ещё сравнительно краткий, очерк своей теории. Этот «Очерк 1842 года» содержит уже все основные разделы, все основные идеи «Происхождения видов», но он в 12 раз короче знаменитой книги и имеет характер черновых, неоформленных набросков. Ещё через два года Дарвин пишет уже в четыре раза более подробный и значительно более отделанный «Очерк 1844 года». Прошло, однако, ещё 15 лет, прежде чем Дарвин счёл возможным приступить к писанию самой книги. Эти 15 лет были целиком посвящены дальнейшему собиранию материалов и нахождению новых доказательств основных положений теории. К концу этого периода Дарвин накопил настолько огромный материал черновых заметок, что, по его словам, нужен был целый год, чтобы только просмотреть их и привести в порядок.

Легко понять, что после такой подготовительной работы написание книги могло быть произведено в очень короткий срок: Дарвин начал писать «Происхождение видов» в июле 1858 года, а в апреле 1859 года книга уже стала печататься.

3) Труд и творчество

Творчество есть прежде всего большой, постоянный и напряжённый труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду, к «страшной работе», как называл Л. Н. Толстой творческую работу писателя. Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего «умению работать, любовью к труду».

Основным условием продуктивности творческой деятельности является постоянство в труде и систематическая, регулярная работа.

Тот факт, что важнейшие моменты творчества связаны с состоянием вдохновения, может при поверхностном подходе к вопросу создавать такое впечатление, словно творческий труд осуществляется главным образом короткими вспышками и не требует усидчивой и регулярной работы. Это впечатление, однако, глубоко ошибочно. Во-первых, как мы уже видели, богатая творческая продукция в моменты вдохновения создаётся не этими только моментами, но и всей длительной предшествующей работой. Во-вторых, само состояние вдохновения является по большей части результатом систематической, регулярной работы. Нужно уметь заставлять себя работать регулярно и при отсутствии вдохновения; лишь при этом условии можно рассчитывать на сколько-нибудь частое появление и самого вдохновения.

Чрезвычайно поучительно познакомиться с отношением к этому вопросу Чайковского, который может служить образцом подлинно вдохновенного художника. «Работать нужно всегда,- писал он,- и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься. Я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».

Такое же отношение к творческой работе имел в виду Тургенев, когда писал одному молодому литератору: «Нечего ждать так называемых благодатных минут вдохновения: придёт оно - тем лучше, а нет - всё-таки работайте».

Вдохновение - это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы. Но оно само приходит в результате этой работы. «Мне кажется,- писал Горький,- что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно, оно является уже в процессе успешной работы, как следствие её».

Вопросы для повторения

1. Какова связь между мотивами и задачами деятельности?

2. Что называется «высотой мотивации»?

3. Что называется навыком?

4. Каково взаимоотношение между навыками и творчеством?

5. Перечислите важнейшие моменты, характеризующие формирование навыков.

6. Чем отличается подлинное мастерство от простого уменья?

7. При каких условиях повторение становится упражнением?

8. Что называется привычкой и в чём её отличие от навыка?

9. Какими признаками характеризуется состояние вдохновения?

10. Какие формы имеют подготовительные этапы творческого процесса в различных видах деятельности?

11. Какие условия способствуют продуктивности творческой работы и, в частности, возникновению состояния вдохновения?

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый университет)

Кафедра «Прикладная психология»

Реферат на тему:

« Методы активизации творческой деятельности »

Выполнил:

Студент группы ВУ3-1а

Хрулева И.Ю.

Проверил:

Крылов А.Ю.

1. Введение.

2. Понятие творческой деятельности, её виды, направления, функции.

3. Методы активизации творческой деятельности.

4. Заключение

5. Список использованной литературы.

Введение

Каждому человеку в жизни нужно проявлять определённую деятельность в силу разных причин: в силу заработка или из-за любви к своему делу, или потому, что человек может думать, что кроме данной деятельности он (она) больше ничего не умеет. Причин может быть много. На земле на данный момент около, а то и более 7 миллиардов людей. Так что не будем вдаваться в подробности каждой биографии. Самое главное из всего того, что я сказал, в том, что всем нам необходима деятельность. Все мы разные, и у каждого из нас она (деятельность) своя. Но всех нас объединяет эта общая нужда что-то делать, нужда цели в жизни. Ведь иначе наша жизнь будет казаться нам бессмысленной. Вернее, не будет казаться, а будет таковой: у тебя нет цели в жизни – значит ты ничего не делаешь, значит не несёшь никакой пользы обществу, значит «прожигаешь» свои дни, месяцы, годы впустую.

Но не будем уходить в дебри. Цель моего реферата заключается в том, как бы нам проявить интерес или определённую активность к деятельности. Конкретней: творческой деятельности. Яркий пример – учащиеся: школьники, студенты, да и просто те, кто изучает что-то ввиду каких-то собственных целей. Очень часто людям не удаётся проявить интерес к своему обучению. Для этого например, на уроках английского языка существуют задания в парах, командах, бурные обсуждения какой-либо темы, какого-либо насущного вопроса – вообщем, всё, что помогает не сделать этот урок скучным и превратить его изучение в скучную «зубрёжку». Это и есть проявление творческой деятельности. Здесь имеется ввиду не просто занятие творчеством - рисованием, музыкой, танцами и т.д., а поиск творческого пути, подхода к решениям тех или иных задач. Вот то, о чём я бы хотел с вами поговорить в своей работе.

Понятие творческой деятельности, её виды, направления.

Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.


При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется с конкурсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися различными способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения которой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения некоторой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоятельный поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. е. закладываются ОСНОВЫ.

Заниматься творчеством мечтает каждый второй. Еще бы! Снимать портреты красавиц или невероятные природные пейзажи гораздо приятнее, чем считать цифры или писать какие-нибудь финансовые отчеты. К тому же сейчас, когда родители с детства записывают детей во всевозможные творческие студии, у нас практически каждый обладает тем или иным талантом, который так и напрашивается на срочную реализацию . Итак, какие же творческие профессии сегодня самые популярные и перспективные?


1. Дизайнер

В этой сфере выбор специализаций настолько велик, что практически любой человек может открыть в себе способности к дизайну. Одни активно занимаются украшением домов и созданием шикарных интерьеров , другие делают акцент на ландшафте сада-огорода , третьи создают рекламные проспекты, рисуют сайты, четвертые шьют модную одежду и участвуют в фэшн-показах, а есть и такие, которые трудятся над дизайном самолетов или машин.


2. Организатор праздничных мероприятий

Сегодня почти ни одна свадьба, ни один день рождения не обходится без развлекательной программы. А для того, чтобы обычный праздник превратить в настоящее незабываемое шоу нужно ох как постараться. И несомненно обладать большим воображением. Именно поэтому сегодня спрос на талантливых организаторов так велик ! Подготовка сценариев, продумывание конкурсов, работа с аниматорами, привлечение артистов, безграничный простор для фантазии, а главное – никакой офисной рутины.


3. Фотограф

Ну куда же мы сегодня без фотографов? Вот смотришь ленту новостей в социальной сети и видишь, что практически все друзья чуть ли не мастера фотографии и кудесники фотошопа. Работу в этой области может найти каждый такой творческий умелец. Главное – составить впечатляющее портфолио, выбрать объекты съемки (свадьбы, праздники, портреты детей , костюмированные съемки, пейзажи, тревел-фотографии и т.д.) и уметь грамотно себя преподнести и разрекламировать, остальное приложится. Профессиональная фотография настолько прочно вошла в нашу жизнь, что фотосессии стали доступны не только звездам, но и обычным домохозяйкам. Если мы так любим фотографироваться, то почему бы нам ни стать по другую сторону кадра.


4. Бармен

Спросите, что же творческого в этой профессии? А вы видели хоть раз, как работают настоящие бармены? Не те унылые и молчаливые разливальщики пива в небольших барах, а настоящие профи своего дела, которые устраивают целое шоу, превращая работу в истинное искусство. Бармен своего рода маг – он не только может приготовить божественный коктейль, но и способен сразить театрализованным действом. Различают три стиля работы бармена: классический, фристайл и спидмиксинг. Первый – это консервативность и строгость. А вот второй – это уже искусство. Выражается фристайл в умении бармена создавать трюки, включающие в себя одиночное или синхронное (с другим барменом) жонглирование разными предметами (в ход идут шейкеры, бутылки, стаканы, кусочки льда и т.д.), пиротехнические эффекты. Спидмиксинг же означает скоростное смешивание. Мастера этого стиля делают основной акцент на быстрое приготовление коктейлей при неукоснительном соблюдении общепринятых стандартов и пропорций. Поэтому во многих популярных барах делают особую ставку на бармена, обладающего талантом жонглера или спидмиксинга.


5. Креативный директор

Конечно, в компании, торгующей сантехникой, креативный директор вряд ли требуется. Хотя порой покреативить о том, как вывести фирму в лидеры по продаже унитазов, может, и не помешало бы. Поэтому в рекламных агентствах, массмедиа и организациях индустрии развлечений хорошие креативщики всегда в цене. В данной профессии надо быть не только опытным массовиком-затейником и генератором творческих идей, но еще и прекрасным руководителем . Яркий пример – Дэвид Огилви – «отец рекламы», как его называют, талантливый копирайтер и креативный директор, создавший собственное агентство. Сегодня на его книгах учатся рекламщики, копирайтеры и маркетологи всего мира.


6. Флорист

Создавать неповторимые букетные композиции тоже искусство. Это вам не просто так тюльпаны в газетку или целлофан завернуть, это серьезная профессия, безусловно, требующая определенного таланта и художественного вкуса. Российская национальная гильдия флористов ежегодно проводит различные конкурсы, где выявляют самых талантливых мастеров. Так, что флорист – профессия не только востребованная, но еще и очень престижная, которая позволит вам добиться успехов в творческой среде и потешить собственное самолюбие достижениями.


7. Стилист-визажист

Казалось бы, обычное дело – нанести макияж . Однако неслучайно некоторых талантливых визажистов называют «художниками по лицу». Попробуйте одному человеку «нарисовать» сто лиц! А талантливый визажист может это сделать. Поэтому они и нарасхват. На Западе еще есть профессия лукера (от английского look – взгляд, вид). Это человек, который буквально со­здает внешность клиента: зная его профессию, образ жизни и бюджет. Лукер составляет несколько комплектов для самых разных случаев – работы, путешествий, официальных прие­мов, семейных торжеств и т.д. Он со­ветует, как переделать или чем допол­нить старые вещи, чтобы они опять стали актуальны.


8. Ювелир

В этой профессии без таланта и творческой жилки точно не обойтись. Работа сложная, кропотливая, одним словом – ювелирная. И, кстати, совершенно не обязательно при этом находить золотые прииски и добывать жемчуг для создания шедевральных ювелирных украшений. Можно обойтись и материалами попроще, творя феерическую модную бижутерию. Можно умело соединить экономичное и творческое начало для профессии.


9. Иллюзионист

Современные фокусники – создатели «вкусных» шоу и массовых чудо-обманов. Люди всегда хотят верить в чудеса, поэтому ажиотаж вокруг таких шоу никогда не угаснет. Вспомните легендарного Дэвида Коперфильда , все были прикованы к экрану его невероятными иллюзиями. Российские братья Сафроновы тоже сегодня на пике популярности. Поэтому если ваши таланты лучше всего проявляются в способности удивлять, то можно попробовать себя в роли современного волшебника. Дерзко, зато оригинально.


1 0. Литератор

Для кого-то писать – это настоящая буквенная каторга, но есть и те, кто легко складывают буквы в многостраничные тексты. Если у вас есть воображение и фантазия, к тому же вы дружите со словами, которые ложатся в чудесные фразы, то кто знает – может через короткое время ваши книги будут расходиться миллионными тиражами, ваши пьесы будут ставиться на лучших театральных подмостках, а по вашим новеллам будут снимать гениальные фильмы... Кстати, и статьи хорошие писать тоже не самый легкий труд, но зато какой творческий и интересный.

Впрочем, весь этот список не отменяет того факта, что внести свою каплю творческого интереса можно в совершенно любую профессию. Даже бухгалтерский учет может быть креативным. Профессиональный творческий счетовод из невзрачной финансовой отчетности может лихо сделать привлекательную и, тем самым, снизить налоговое бремя компании. Хотя, конечно, развитию этого творческого потенциала мешает современное законодательство… А может и не надо нам всем непременно быть творческой единицей. В большинстве случаев за всей романтикой успешного таланта скрываются тяжелый и упорный труд!

Впрочем, творческие люди легко могут сменить занятие. Используйте опыт звезд:

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

дипломная работа

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность - одаренность - талантливость - гениальность.

По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать художественной форме необходимые очертания 16,55.

Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 36,117.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

В современной психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с отражениями (образами, понятиями) предметов. Умственные действия формируются на основе физических, внешних 16,56.

Например, школьник учится рисовать. Для правильного определения и изображения пропорций, пространственного изображения пропорций, пространственного расположения частей и в целом изображаемого объекта он использует широко рекомендуемый на начальной стадии обучения рисованию прием визирования. То есть, зажав пальцами правой руки карандаш, ребенок вытягивает правую руку в сторону изображаемого объекта и, прищурив левый глаз, ногтем большого пальца отмечает соответствующий размер или угол наклона, пространственного расположения той или иной части предмета, соотношения его пропорций. Постепенно наступает время, когда карандаш, используемый таким образом для облегчения измерения пропорций, пространственного расположения, становится ненужным, так как глаз ученика после определенной тренировки способен сам, без механических приспособлений, определять пропорции и расположения частей предмета. Конкретно-действенное измерение и сопоставление пропорций, частей и пространственных соотношений предмета (или группы предметов) превращается в умственное действие, отвлеченное от непосредственного акта манипулирования карандашом с целью измерений. Но при взгляде на натуру в создании учащегося фактически происходит повторение процесса реального визирования, т.е. объектом оперирования становятся образы натуры и представляемые в воображении движения руки с жатым в ней карандашом.

Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией 16,108.

В процессе любой деятельности личность руководствуется определенными мотивами и целями. Мотив есть побуждение человека к деятельности. В качестве мотива могут выступать чувства, потребности, знания, заставляющие проявлять волевые усилия и достигать цели. Цель - это объект, на который направлена деятельность человека.

Деятельность человека очень разнообразна. Однако все это разнообразие сводится к трем основным видам: труд, учение, игра.

Творческая деятельность, конечно, требует наличие способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное огромный напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда.

Учение есть планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.

В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формировать волевые качества личности, задатки характера.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его воспитании окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в художественно-творческой деятельности и развитии творческих способностей детей занимают занятия по изобразительному искусству.

По мнению некоторых психологов, творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, можно назвать воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество 31,124.

Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии. Изобразительное искусство - это образное отражение действительности. Н.Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» 13,120.

Творческая деятельность порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой деятельности 13,123.

Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно творческая деятельность подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации...

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса...

Организация творческой деятельности студенческого хореографического коллектива

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры...

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость -- расширение знаний о специфике...

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения

Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова...

В течение последних лет ученые и психологии проводят исследования о проблеме выделения творческой одаренности, как самостоятельного вида одаренности. Известный американский ученый П. Торренс сделал вывод...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по батику в 5-6 классах

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект...

Развитие творческой активности детей 7-9-ти лет средствами танцевальной аэробики

"Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом...

Разработка методики проведения уроков рисования с использованием flash-технологий

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей . Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация...

Творческая деятельность учителя

Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность...

Творческая работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития воображения младших школьников

воображение творческий литературный чтение Понимание сущности творчества позволяет осознать воздействие на развитие воображения творческих способностей. Творчеством является особенная деятельность...

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности...

Формирование творческой активности школьника