Уитмор дж коучинг высокой эффективности. Коучинг высокой эффективности - джон уитмор

Джон Уитмор известен как эксперт области коучинга и организационных изменений. Сфера его интересов — это тематика лидерства, а также корпоративное совершенствование. Джон Уитмор является также популярным автором пяти книг о спорте, лидерстве и коучинге. А его книга «Коучинг высокой эффективности» стала бестселлером, и разошлась тиражом более 500 тысяч копий. Данную книгу перевели на многие языки мира.

Основывается на том, что каждый человек использует свой огромный потенциал далеко не полностью. Многие его способности могут быть скованы, к примеру, психологическими установками. Философия коучинга как раз заключается втом, чтобы снять все эти блоки, которые реально мешают человеку добиться высокой эффективности. Результаты коучинга могут быть феноменальными. Люди становятся более высокопродуктивными, быстрее осваивают новое и начинают работать с родостью, что в итоге радикально улучшает качество его жизни.

История успеха и краткая биография Джона Уитмора

Джон Уитмор появился на свет в далеком 1937 году в Великобритании (Англия). На момент публикации этой статьи ему 78 лет. Дждон Уитмор может похвастаться блестящим образованием, т.к. он закончил несколько престижных учебных заведений:

Во время учебы Джон увлекался спортом . В том числе увлекался автомобильными гонками. На его счету есть несколько побед в престижных автогонках Европы.

После карьеры автогонщика Джон начал работать в компании Ford , а затем ушел в свой бизнес сфере сельского хозяйства. Приблизительно с 1968 года Дждон Уитмор начал увлекаться психологией и активно путешествует (США, Швейцария).

Позже была открыта компания Inner Game , где Джон Уитмор вместе с партнером занимались разработкой методов тренировок в спорте. В начале восьмидесятых годов была Джоном Уитмором было открыто новая компания — консалтинговая фирма Performance Consultants которая занималась кочингом бизнес-команд.

Итак, — человек с хорошим образованием, богатым опытом работы и активной жизненной позицией. Он работал и по найму и в качестве менеджера (в компании Ford) и был также предпринимателем. Кроме того, Джон является одним из родоначальников движения коучинга. Помимо всего этого, об Уитморе пишут, что он блестящий оратор. Его главные сферы интересов: персональное саморазвитие, успех, личностная эффективность, поиск себя и своего предназначения, а также . Он автор не только ряда книг, но и множества статей о менеджменте.

1987 год — впервые была изана книга The Winning Mind (Sail to Win) — Побеждающий разум — под парусом к победе. А еще через пять лет в 1992 году вышал его книга «Coaching for Performance», что дословно можно перевести как «Коучинг ради качества» или «Коучинг для производительности».

В России его книга впервые была изана в 2001 году под следующим названием:

«Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом».

Именно это стало импульсом для развития коучинга в России.

Модель коучинга GROW

Слово Grow можно перевести с английского как «рост ». Так вот, Джон Уитмор разработал модель кочинга с таким названием.

Goal (цель) — расстановка приоритетов в целях на ближнюю и дальную перспективу;

Reality (реальность) — действие по обстановке

Options/Opportunity (возможности) — составление стратегического плана и рассмотрение возможных альтернатив.

Will/What Next (выбор) — выбрать, что и как ты будешь делать.

В сущности, модель заключается в том, что по каждому из этих четырех пунктов ты должен задавать ряд вопросов себе и честно на них ответить.

По мотивам прочтения книги Джона Уитмора

Coaching for Performance: Growing Human Potential and Purpose -

одного из главных источников информации о философии и методологии коучинга

Коучинг, некогда известный как методика спортивных тренеров, давно покинул пределы спорта. Сегодня коучи помогают своим клиентам в самых разных сферах - от совершенствования профессионального мастерства и повышения производительности труда до развития разнообразных навыков, необходимых в повседневной жизни. Чем бы вы ни занимались, коуч поможет вам научиться делать это еще лучше. Автор книги - признанный авторитет в этой новой области знаний, человек необычной судьбы, бывший в молодости профессиональным автогонщиком. Его книга, выдержавшая уже четыре переиздания, внесла огромный вклад в развитие коучинга.


Коучинг как путь к эффективности

Подобно тренеру в профессиональном спорте, коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал, чтобы с максимальной эффективностью справляться со стоящими перед ним задачами. Коуч не учит, а помогает учиться. Процесс коучинга состоит из следующих этапов: планирование, решение проблем, анализ результатов и приобретение навыков. Словно ребенок, который учится ходить самостоятельно, человек с помощью коуча учится самореализации. Коуч не обязан глубоко разбираться в специальных областях бизнеса, зато он должен виртуозно владеть приемами и методами коучинга.

Цель коуча - раскрыть внутренний потенциал человека, указав ему путь к совершенствованию. Коуч помогает клиенту обрести прочную веру в себя. Он не столько обучает, сколько предлагает свою помощь в максимально полной актуализации природных способностей человека. Если руководитель берет на себя роль коуча подчиненных, ему следует изменить стиль своего поведения и стать более чутким и отзывчивым. Типичный для большинства менеджеров стиль управления находится по степени авторитарности где-то между открытым диктатом и той или иной формой принуждения. Коучинг требует совсем иного подхода. Руководитель в роли коуча должен задавать подчиненным вопросы, размышление над которыми подскажет им, как лучше выполнять задачи. Коуч помогает всесторонне проанализировать основные аспекты проблемы и выбрать направление, в котором человеку следует действовать, чтобы ее решить.

Как можно определить, что для руководителя пришло время прибегнуть к коучингу? Чаще всего такая необходимость возникает в ситуации, когда подчиненным нужно обязательно усвоить определенные знания или когда важно получение нужных результатов. Сегодня работники ожидают (и даже требуют) гораздо большей свободы в принятии решений, чем раньше. Однако чем больше у них самостоятельности, тем выше их ответственность. Коучинг идеально отвечает этой новой парадигме трудовых отношений: он повышает производительность труда и позволяет работнику брать на себя дополнительные обязанности, а значит, и дополнительную ответственность.


Интеллектуальное развитие и воспитание ответственности

Эффективный коучинг улучшает понимание человеком окружающей реальности. Благодаря коучингу возрастает ясность мышления, умение сосредоточивать внимание и отделять главное от второстепенного. В спорте талантливые тренеры помогают спортсменам лучше чувствовать свое тело - тогда его можно заставить лучше работать. А в бизнесе коучи помогают профессионалам лучше понимать как других людей, так и особенности собственного мышления, чтобы научиться более остро чувствовать любую ситуацию и направлять свои усилия именно туда, где они будут максимально результативными.

Задача коуча - развить у человека такие интеллектуальные качества, как психологическая восприимчивость и чувство личной ответственности. Коуч не обучает особым методам и приемам работы, не дает советов и не решает проблем, а помогает постичь нечто важное. Он должен быть человеком терпеливым и понятливым, беспристрастным (но не безразличным), внимательным, умеющим слушать и запоминать. Какие-то специализированные навыки и знания, опыт и авторитет не имеют при этом особого значения.


Правильные ответы на правильные вопросы

Коуч помогает клиенту раскрыть свои внутренние возможности, продуманно задавая ему вопросы. Например, в футболе известно правило “Всегда смотри на мяч”. Но как его сформулировать, чтобы оно действительно помогло футболисту играть лучше? Вопросы типа “Следишь ли ты за мячом во время игры?” или “Почему ты не следишь за мячом?” вынудят человека занять оборонительную позицию. Правильные с точки зрения результативности вопросы могут быть, например, такими: “В какую сторону вращается мяч, когда он к тебе летит?”; “Мяч вращается быстрее или медленнее после того, как ударяется о траву?”; “С какого расстояния ты способен заметить, как вращается мяч?”. Именно такие вопросы учат футболиста сосредоточивать внимание на мяче. Они не предполагают оценочного суждения. Правильные вопросы составлены таким образом, что заставляют человека критически анализировать свои действия, и этот самоанализ тренер использует для формирования у спортсмена нужных навыков.

В бизнесе коучам следует строить свои расспросы по тому же принципу: “Какая ситуация представляет для вас самые большие трудности?”, “Если повысить цены, то как отреагируют клиенты?” Конкретные вопросы требуют конкретных ответов. Содержание этих ответов не представляет интереса для коуча. Его цель - заставить человека выделить и проанализировать главное в определенной ситуации, чтобы лучше ее понять и осознать личную ответственность за результат. Проводя коучинг, начинайте вопросы с местоимений “что”, “где”, “когда” и “сколько”. Расспрашивайте человека о той области, которая его живо интересует. Внимательно вслушивайтесь в ответы. Избегайте осуждающих вопросов вроде “Ну и кто же надоумил вас так поступить?” Следите за голосом, мимикой и жестикуляцией. Ваша задача - слушать, слышать, наблюдать и понимать.


Формула коучинга

Начинайте беседы с вопросов общего характера, постепенно углубляясь в подробности. Представьте, как рассматриваете какой-нибудь объект сначала невооруженным глазом, затем через увеличительное стекло и, наконец, через микроскоп. Вникая в отдельную ситуацию, спрашивайте: “Какие, на ваш взгляд, она будет иметь последствия?”; “Какими критериями вы руководствуетесь в своих действиях?”; “Представьте, что разговариваете с самым умным из всех известных вам людей. Что бы он вам посоветовал?” или “Что бы вы сами посоветовали коллеге, попавшему в аналогичную ситуацию?”. Оптимальная последовательность вопросов строится следующим образом.

    Постановка целей. Стандартный вопрос для этого: “Чего вы хотите в итоге достичь?” Различайте конечные цели (“стать коммерческим директором”) и рабочие (“продать 100 программных лицензий”). Человек в силах управлять рабочими целями, но не конечными. Цели, которые он ставит, должны быть конкретными, выраженными в цифрах, непротиворечивыми, реалистичными, иметь четкие сроки достижения. Эти цели должны быть понятными и актуальными. Формулировать их следует в утвердительной форме. Цели должны быть непростыми для достижения, юридически приемлемыми и этичными. Обязательно фиксируйте их в письменном виде. Наконец, осуществление этих целей не должно вредить экологии.

    Оценка ситуации. Цели, поставленные без учета текущей ситуации, нереалистичны. К их постановке необходимо подходить объективно и непредвзято. Для адекватной оценки ситуации расспросите клиента, какими параметрами этой ситуации он в силах управлять и что он уже предпринял. Завершите формирование у него целостной картины, обсудив результаты, к которым привели его действия. Нередко такие расспросы ведут к озарению и заставляют человека воскликнуть “Эврика!”.

    Продумывание вариантов. Перечислите все возможные варианты действий. Их перечень не следует ограничивать. Проанализируйте “за” и “против” каждого из них.

    Выбор действий. Вопросы о том, кто, что и когда должен предпринять, а также есть ли у человека достаточно сил на это, обсуждаются на заключительном этапе, на котором коуч и его клиент переходят от обсуждения вариантов к формулировке решения. Клиент должен объяснить, что он собирается сделать, а не что мог бы сделать в принципе. Другие вопросы, которые нужно обсудить: “Когда именно вы собираетесь это предпринять?”; “Поможет ли это достичь вашей цели?”; “Что может вам помешать?”; “Какие еще факторы нужно учесть?”. Задача данного этапа - подтолкнуть человека к определенным шагам. Попросите его оценить по 10-балльной шкале свою уверенность в правильности выбранного шага. Оценка ниже восьми баллов говорит о неготовности действовать.

Этапом, на котором принимается решение об осуществлении определенных шагов, цикл коучинга завершается. Не устанавливайте никаких критериев результативности для своих клиентов: они должны это сделать самостоятельно. Стандарты, установленные ими самими, наверняка будут более строгими, чем те, которые предложили бы вы.

Эффективно проведенный коучинг помогает разобраться в ситуации, овладеть новыми знаниями, научиться получать удовлетворение от достигнутых успехов и выбрать путь к самосовершенствованию. Составляющие успешного коучинга - не только познание нового, но и удовольствие от этого познания. Коучу следует сформировать у клиента итоговое состояние “осознанной компетентности”, а для этого нужно внимательно наблюдать за его действиями. Такой внимательный взгляд со стороны стимулирует процессы обучения и самореализации. Так, если руководитель хочет помочь подчиненному составить отчет, ему следует затронуть в беседе с ним следующие вопросы: “С какой целью нужно составлять этот отчет?”; “Хорошо ли согласуется с этой целью черновой вариант отчета?”; “Какие еще моменты стоило бы в нем отметить?”. В такой ситуации работнику будет легче оценить себя объективно и сделать надлежащие выводы.

Коучи также помогают людям подготовиться к преодолению трудностей. Для этого используется метод предвосхищающего планирования. Например, тренер может сказать бейсболисту: “После следующей подачи я спрошу, какое движение тебе было сложнее всего выполнять”. Благодаря этому вопросу игрок сосредоточится на определенных аспектах будущего события, чтобы извлечь нужную информацию. В ситуации бизнеса это может быть вопрос типа “Какие препятствия могут возникнуть на пути к цели?” или “Что в данном случае беспокоит вас больше всего?”.


Препятствия и преимущества

Люди часто опасаются всего нового, незнакомого и нетрадиционного, поэтому главной проблемой для коуча становится поиск подхода к индивидам, которые упорно сопротивляются коучингу. Внедряя коучинг в организации, будьте готовы ответить на следующие возражения и замечания:

    “Наша корпоративная культура этого не приемлет”. Обычный аргумент ретроградов: “У нас раньше такого не было, зачем нам это теперь?” Но ведь до 1980-х годов у сотрудников не было даже компьютеров. Организация, коллектив которой сопротивляется переменам, обречена: постоянные перемены - самая стабильная черта современного делового мира.

    “Это просто очередная причуда руководства”. Нововведения, помогающие повысить продуктивность работы, не всегда бывают капризом начальства.

    “У меня нет времени на коучинг”. Если руководитель ничего не успевает, значит, его подчиненные ему не помогают. Коучинг как раз сможет решить эту проблему.

    “Наши люди не способны работать без указки”. Если это действительно так, то именно коучинг поможет им преодолеть опасную склонность такого рода.

    “Все решат, что я спятил”. Они перестанут так думать, как только увидят результаты коучинга.

    “Я не буду знать, какие задавать вопросы”. В коучинге нет ничего таинственного. Не надо ничего усложнять - просто придерживайтесь описанной выше формулы.

    “Зачем вообще что-то менять?” Вам и в самом деле неинтересно, как повысить продуктивность работы в компании?


Основные преимущества, которые коучинг может дать организации:

    Рост производительности труда, профессиональное и личное развитие персонала. Люди учатся ставить цели и достигать их.

    Облегчение процесса организационного обучения. Коучинг помогает сделать этот процесс более интенсивным.

    Повышение общего качества жизни сотрудников. Тот, кто добивается лучших результатов, получает более глубокое удовлетворение от жизни в профессиональном и личном плане.

    Снятие части нагрузки с руководителей. Прошедшие коучинг сотрудники будут готовы брать на себя дополнительную профессиональную ответственность.

    Эффективное использование персонала и ресурсов. Коучинг поможет раскрыть скрытые способности сотрудников.

    Более оперативное реагирование на кризисные ситуации. Человек, который не боится брать на себя ответственность, не станет медлить во время кризиса.

    Адаптация к переменам. Персонал, прошедший коучинг, намного легче адаптируется к новым условиям работы.

    Укрепление мотивации персонала. Современный бизнес переходит от старой административно-командной парадигмы управления к новому стилю руководства, основанному на принципах коучинга. Метод кнута и пряника больше не работает. Коучинг мотивирует сотрудников и помогает воспитывать новых лидеров.

    Приобретение ценных навыков. Уже в ближайшем будущем при найме руководителей предпочтение будет отдаваться кандидатам, владеющим навыками коучинга.

Джон Уитмор - бывший автогонщик, завоевавший множество престижных наград и титулов в 1960-х годах, коуч с мировым именем. Его классическое руководство по коучингу переведено на 22 языка.

Performance and Purpose

N I C H O L A S B R E A L E Y

P U B L I S H I N G

Джон Уитмор

Коучинг высокой эффективности

Новый стиль менеджмента, Развитие людей,

Высокая эффективность

Третье издание

Международная академия корпоративного управления и бизнеса

Москва, 2005

УДК 65.016.17 ББК 65.290-2 К 55

Дж. Уитмор

К 55 Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - С. 168. Ил. ISBN 5-98397-003-8

Настоящее уникальное издание посвящено выявлению и раскрытию потенциала личности и группы людей в той сфере, которой они себя посвятили, с помощью коучинга - важного инструмента для всех менеджеров. Коучинг, получивший в последнее время широкое распространение в деловом сообществе, применим в любом бизнесе - от производства до розничной торговли, от сферы обслуживания до финансовых услуг. Такой стиль менеджмента, обусловливающий новую корпоративную культуру, основан на открытости, доверии, согласованности действий и целей всего коллектива компании.

Коучинг, глубинные основы которого базируются на психологических принципах и моделях, способствует пониманию и осмыслению человеком своих огромных возможностей, которые он, будучи достаточно мотивированным, может успешно реализовать в своей сфере деятельности, обеспечивая тем самым решение главной задачи современного бизнеса - максимизацию повышения производительности труда и эффективности исполнения работы каждым.

Книга будет чрезвычайно полезна руководителям различного уровня, предпринимателям, преподавателям, консультантам, тренерам и всем другим читателям, которые стремятся быть эффективными во всем - в работе, в семье, в спорте, в отношениях с другими, получая от этого большое удовлетворение.

Научный редактор С. Ю. Чумакова

© John Whitmore, 1992, 1993, 1994, 1996, 2002

© Международная академия корпоративного

управления и бизнеса.

Перевод, подготовка к изданию, 2005.

ISBN 5-98397-003-8

От издателя 7 Слова признательности9

Глава 1. Что такое коучинг? 16 Спортивные корни коучинга 16 От спорта к бизнесу 18

Глава 2. Менеджер в роли коуча 27 Роль менеджера 30

Глава 3. Природа изменений 32

Глава 4. Природа коучинга 37 Повышение сознания 37 Ответственность 41 Главное - разум 43 Качества коуча 44

Глава 5. Эффективные вопросы 47 Глава 6. Последовательность вопросов54

Глава 7. Постановка цели 57 Владение целями 59 Пример занятия коучингом 62

Глава 8. Какова реальность? 65 Будьте объективными 65 Вопросы о реальности 70

Глава 9. Какие есть варианты? 77 Максимаизация выбора 77

Глава 10. Что делать? 82 Завершение цикла коучинга 85

Глава 11. Что такое эффективное исполнение? 90 "Джонсонвильские колбасы" 91

Глава 12. Обучение и удовольствие 95 Удовольствие 98

Глава 13. Мотивация 100 Маслоу и мотивация 102

Глава 14. Коучинг для определения целей 106 Глава 15. Коучинг для поиска смысла108

Глава 16. Коучинг для корпораций 116 Коучинг для изменения культуры 119

Глава 17. Обратная связь и оценка 123 Обратная связь 123 Самооценка 128

Глава 18. Развитие команды 132 Высокоэффективные команды 132 Этапы развития команды 133

Глава 19. Коучинг для команд 138 Применение коучинга в команде 140

Глава 20. Преодоление препятствий на пути коучинга 144 Внешние препятствия 146 Внутренние препятствия 148

Глава 21. Многочисленные достоинства коучинга 151 Коучинг который учит побеждать 152

Заключение 155 Приложения157 Список литературы161

От издателя

Продолжение следует...

Впервые имя сэра Джона Уитмора прозвучало в России в связи с изданием русского перевода его книги о коучинге «Коучинг - новый стиль менеджмента». Эта маленькая книжка в серенькой обложке разошлась мгновенно, став настоящим откровением для тех, кто хотел понять, что же на самом деле представляет собой коучинг.

Я познакомилась с Джоном Уитмором на Европейской конференции коучинга, где он был ключевым спикером. В его выступлении речь шла о лидерстве руководителей и их подчиненных; о кризисе лидерства и его разрешении с помощью коучинга, который также способен обеспечить дальнейшее развитие лидерства. Я пригласила Джона в Москву прочитать курс «Коучинг высокой эффективности для руководителей и ключевых менеджеров» для российских бизнесменов и руководителей компаний. И с тех пор он ежегодно приезжает к нам со своими новыми семинарами и тренингами.

Темы этих семинаров, весьма актуальные для наших участников - руководителей высшего звена и старших менеджеров компаний, вызывают дискуссии и приводят к обмену мнениями и идеями. И всегда на этих занятиях речь заходит о базовых ценностях и жизненных целях.

Джон Уитмор, работающий с бизнесменами всего мира, отмечает, что люди различаются только внешне, а главное для всех - это базовые человеческие ценности. Для нас действительно очень важно, в том числе и в бизнес-среде, внутреннее согласие с собой. Бизнес активно развивается, отнимая у человека все больше и больше времени, которое ему приходится уделять работе в ущерб семейным и дружеским отношениям, да и гармоничному личностному развитию. Руководителям становится все труднее взаимодействовать с сотрудниками и мотивировать их на высокие достижения. Легче и быстрее приказать. Но авторитарный метод руководства уже давно исчерпал себя, в том числе и в нашем молодом бизнесе.

Сегодня зарождается эра коучинга - и многие уже начинают это понимать. Высокопрофессиональный коуч - это человек образованный, с достаточным жизненным опытом, в том числе и в создании бизнеса, эмоционально компетентный. Его отличают способность к самоорганизации, лидерские качества, умение мотивировать

клиента, вселяя в него уверенность, и готовность к реализации планов. При этом он всегда владеет ситуацией и умеет извлекать из нее пользу. Олицетворением всех этих качеств является Сэр Джон Уитмор, поэтому общение с ним - это большой позитивный опыт

и огромная ценность.

С ранней юности сэр Джон Уитмор, который в 17 лет стал гонщиком, выигрывавшим чемпионаты в 24-часовых гонках, не останавливался на достигнутом и не замыкался на какой-то одной деятельности. Он окончил самый престижный колледж Итон, где учатся члены королевской семьи, Королевскую военную академию Сэндхерст

и Королевский сельскохозяйственный колледж Сиренсестер, а также получил свидетельство пилота коммерческих авиалиний.

Завершив спортивную карьеру, он возглавил дилерский отдел компании "Форд", а затем стал руководить дизайнерским бюро. В дальнейшем Джон Уитмор открыл свой бизнес, а когда тот сделался прибыльным, продал его и занялся изучением психологии. Особенно его увлекла психология спорта, которой его заинтересовал Тим Геллвей. Став бизнес-консультантом, Джон Уитмор привнес в эту работу свой стиль, основанный на его предыдущем опыте, открытиях и идеях. В результате возник новый подход к решению проблем в бизнесе - коучинг, о котором поведало первое издание настоящей книги.

Сегодня эта книга переведена на 11 языков, а ее автор - Джон Уитмор - стал консультантом с мировым именем. Он занимается изучением высокоэффективных команд, проводит семинары и коучинг для управленческих команд крупнейших международных компаний.

В этой превосходной книге, которая познакомит вас также с моделью коучинга GROW и всеми тонкостями его осознанного применения в работе, так мудро, подробно и красиво изложены все основные аспекты и особенности развития коучинг-подхода, что хочется немедленно, прямо сейчас реализовать его в жизни. Книг такого уровня немного, поэтому мы будем счастливы, если она привлечет ваше внимание и займет особое место на вашем рабочем столе как источник вдохновения и практических действий.

Светлана Чумакова, президент МАК, профессиональный коуч-консультант www.coacha.ru

Слова признательности

Л юбая книга - это результат развития автора и его обучения, которому он обязан многими событиями своей жизни и общению со многими людьми.

Прежде всего, я благодарен Тиму Гэллвею (Tim Gollwey) - создателю Внутренней игры, а также Бобу Кригелю (Bob Kriegel), Cape Ферпосон (Sarah Ferguson), Грему Александеру (Graham Alexander), Алану Файну (Alan Fine), Каролин Харрис (Karoline Harris), Крису Моргану (Kris Morgan), Бену Кэннону (Ben Cannon), Майлсу Доуни (Miles Downey) и Питеру Лайтфуту (Peter Lightfoot). Все они начинали как спортивные коучи Внутренней игры и в дальнейшем с большим успехом применяли свое искусство в бизнесе. Каждый из них - превосходный коуч-преподаватель. Сотрудничавшие с нами доктор Алан Беггс (Alan Beggs) и доктор Лео Харди (Lew Hardy) придавали академичность новаторским идеям Внутренней игры, помогая нам выстоять под напором традиционалистов.

Я особенно благодарен своим коллегам по коучингу Дэвиду Эмери (David Hemerry) и Девиду Уитакеру (David Whitaker), с которыми проводил бесчисленные учебные курсы и разрабатывал творческие идеи. Оба работали очень эффективно, достигнув олимпийских высот в качестве коучей-преподавателей. Их бесценный опыт помог нам также добиться подобных результатов. Настоящее, третье, издание книги - это результат моего труда последних лет, в течение которых я занимался обучением и коучингом с группой своих коллег в "Performance Consultants", а также работал со многими собственными клиентами. Спасибо им всем.

Моя жена Диана, тренирующая психотерапевтов и консультантов в порядке образовательной благотворительности, обеспечивала мониторинг развития мастерства моего персонала в течение ряда лет, поддерживая меня житейской мудростью и направляя через "минные поля" глубинных аспектов человеческой психики. Мой сын Джейсон, чемпион среди юниоров по теннису и талантливый лыжник, стал соавтором моей книги о теннисе для детей. У него я также многому научился.

Наконец, спасибо Тиму Девисону (Tim Davison), Нику Брили (Nick Brealey) и Марион Рассел (Marion Russel), которые давали мне обратную связь, ободряли, критиковали, вносили замечания и предложения, благодаря чему книга стала намного лучше, чем могла бы быть.

Я очень рад появлению русского перевода последнего издания книги «Коучинг высокой эффективности». Когда она была впервые издана на Западе, я еще не вел занятия по коучингу в Рос-

сии и даже не представлял себе, как его воспримут в этой стране. С тех пор я уже несколько раз выступал здесь на конференциях, а также обучал руководителей и коучей, что убедило меня в необоснованности своих прежних сомнений.

Меня всегда поражал в России столь прогрессивный подход к этому предмету, который еще недавно здесь не был известен. Както, общаясь со слушателями, я предложил им либо обобщить все, чему они научились, либо углубиться в новую сферу коучинга, о которой я еще нигде не рассказывал за пределами Англии, по праву считающейся родиной бизнес-коучинга. Они с энтузиазмом поддержали прогрессивный вариант, который им очень понравился. С этого момента я с нетерпением жду встреч в России со слушателями курсов, чьи сложные вопросы и вдумчивые замечания заставляют меня частенько напрягаться.

На мой взгляд, Россия давно готова принять коучинг и как профессию, и как предпочтительный стиль управления в бизнесе. Здесь естественным образом воспринимаются глубинные основы коучинга, которые базируются на психологических принципах и моделях, стоящих выше особенностей личности. Настоящее издание посвящено тому вкладу, который коучинг может внести в понимание, а также в развитие осмысления и целеустремленности в работе, отсутствие коих пагубно сказывается на лояльности и эффективности персонала. В этой книге подчеркивается важность личностного развития, часто называемого эмоциональным интеллектом, как краеугольного камня успешного коучинга.

В то же время книга «Коучинг высокой эффективности» послужит хорошим введением в этот предмет для тех, кто еще не знаком с ним. Во всем мире ее считают основополагающим трудом в области коучинга. Она уже вышла более чем на 15 языках общим тиражом четверть миллиона экземпляров. Это явное свидетельство роста популярности коучинга, который в ближайшие годы, я уверен, легко приживется в России. Надеюсь, что эта книга поможет повысить Вашу эффективность и улучшить навыки общения на работе, в спорте, в отношениях с близкими и детьми. Добро пожаловать в мир превосходства коучинга!

В деловых кругах модное словцо «коучинг» появилось довольно давно. На любом совещании высшего руководства, начальников отделов кадров, специалистов по персоналу, предпринима-

телей или тренеров слово «коучинг» можно услышать не реже, чем «прибыль» или «спад».

Прошло 20 лет с тех пор, как я впервые применил понятие «коучинг» к бизнесу и 10 лет со дня выхода первого издания этой книги. Она получила широкое признание как основополагающий труд по методологии коучинга для бизнеса. Тот факт, что она переведена на дюжину языков, включая японский, русский и малайский, свидетельствует о всеобщем признании коучинга.

К сожалению, популяризация этого термина привела к тому, что практики - добросовестные и не очень - стали использовать его лишь как новую упаковку для старого товара. Как следствие, коучинг оказался под угрозой неверного толкования и восприятия, вплоть до его отторжения как чего-то ординарного, не уникального и не оправдывающего ожиданий. Более того, многие бизнес-авто- краты искренне считают свои методы абсолютно демократичными, полагая, что они используют коучинг как нечто само собой разумеющееся. Поскольку у таких людей нет никого, кто мог бы дать им нелицеприятную обратную связь, а подчиненные никогда не осмелятся просвещать их в этом, они в неведении продолжают принижать роль и своих работников, и самого понятия коучинга.

Эта книга, нацеленная на преодоление неправильных представлений о коучинге, наглядно показывает, что он собой представляет на самом деле, для чего, когда и в каком объеме может применяться, кто сможет правильно его использовать, а кто - нет. Вопреки заманчивым утверждениям книги «Менеджер за одну минуту» («One Minute Manager»), в бизнесе не бывает быстродействующих средств. Хороший коучинг - это навыки, возможно, даже искусство, что требует глубокого понимания и большой практики, необходимых для наиболее полного раскрытия его поразительных возможностей. Прочитав эту книгу, вы не сделаетесь искусным коучем, но она поможет вам осознать огромную ценность и потенциал коучинга и, возможно, подвигнет к открытию своих собственных талантов, что непременно скажется на успехе вашего бизнеса, на ваших

Coaching (англ.) - тренировка, репетиторство, подготовка. Прим. пер.

Введение

НЕ ПРОСТО МОДНОЕ СЛОВЦО

ИСКУССТВО

И ПРАКТИКА

КОУЧИНГА

Коучинг - это управленческое поведение,

альтернативное

командно

Коучинг высокой эффективности. Джон Уитмор

М.: Междунар. академия корпор. управл. и бизнеса, 2005. - 168 с.

Настоящее уникальное издание посвящено выявлению и раскрытию потенциала личности и группы людей в той сфере, которой они себя посвятили, с помощью коучинга - важного инструмента для всех менеджеров. Коучинг, получивший в последнее время широкое распространение в деловом сообществе, применим в любом бизнесе - от производства до розничной торговли, от сферы обслуживания до финансовых услуг. Такой стиль менеджмента, обусловливающий новую корпоративную культуру, основан на открытости, доверии, согласованности действий и целей всего коллектива компании.

Коучинг, глубинные основы которого базируются на психологических принципах и моделях, способствуют пониманию и осмыслению человеком своих огромных возможностей, которые он, будучи достаточно мотивированным, может успешно реализовать в своей сфере деятельности, обеспечивая тем самым решение главной задачи современного бизнеса - максимизацию повышения производительности труда и эффективности исполнения работы каждым.

Книга будет чрезвычайно полезна руководителям различного уровня, предпринимателям, преподавателям, консультантам, тренерам и всем другим читателям, которые стремятся быть эффективными во всем - в работе, в семье, в спорте, в отношениях с другими, получая от этого большое удовлетворение.

Формат: pdf / zip

Размер: 764 Кб

/ Download файл

Спортивные корни коучинга 16

От спорта к бизнесу 18
Глава 2. Менеджер в роли коуча 27
Роль менеджера 30
Глава 3. Природа изменений 32
Глава 4. Природа коучинга 37
Повышение сознания 37

Ответственность 41

Главное - разум 43

Качества коуча 44
Глава 5. Эффективные вопросы 41
Глава 6. Последовательность вопросов 54
Глава 7. Постановка цели 57
Владение целями 59
Пример занятия коучингом 62
Глава 8. Какова реальность? 65
Будьте объективными 65

Вопросы о реальности 70
Глава 9. Какие есть варианты? 11
Максимаизация выбора 77
Глава 10. Что делать? 82
Завершение цикла коучинга 85
Глава 11. Что такое эффективное исполнение? 90
"Джонсонвильские колбасы" 91
Глава 12. Обучение и удовольствие 95
Удовольствие 98
Глава 13. Мотивация 100
Маслоу и мотивация 102
Глава 14. Коучинг для определения целей 106

Глава 15. Коучинг для поиска смысла 108
Глава 16. Коучинг для корпораций 116
Коучинг для изменения культуры 119
Глава 17. Обратная связь и оценка 123
Обратная связь 123 Самооценка 128
Глава 18. Развитие команды 132
Высокоэффективные команды 132

Джон Уитмор является исполнительным председателем компании «Performance Consultants», ведущим мыслителем в области лидерства и организационных изменений. Он работает в глобальном масштабе с ведущими транснациональными корпорациями, чтобы создать культуру управления коучингом и программы по лидерству.

Удостоенный Федерацией международного коучинга президентской премии, считающийся бизнес тренером №1, Джон является одной из ведущих фигур в международном сообществе коучинга с деятельностью по всему миру.

«Философия коучинга основана на убеждении, что любой человек может гораздо больше, чем кажется. Просто его способности скрыты, заблокированы внутренними проблемами. Скажем, страхом потерпеть неудачу. Убери страх – и деятельность человека, его деловые способности сразу улучшатся. Эту задачу и выполняет коучинг. Но не обучая новому, а, так сказать, расчищая внутренние завалы. Результаты впечатляют: люди действуют гораздо эффективнее, быстрее учатся новому, работают с удовольствием ». Джон Уитмор

История Успеха, Биография Джона Уитмора

Джон Уитмор родился в 1937 году в Англии. Он получил отличное образование, закончив Этон Колледж, Королевскую военную академию Сэндхерст и сельскохозяйственный колледж Сиренсестер. Как и многие студенты, Джон занимался спортом и в 60-х начал свою карьеру в качестве профессионального автогонщика. Выступая в команде «Форд», добился успеха в 24-часовой гонке «Ла Манш», также выиграл Британский и Европейский чемпионаты по автогонкам. Его называли «баронет-гонщик».

В 1966 году он ушел из большого спорта, и стал директором дилерского главного отделения Форда и главой дизайнерского бюро. Но решил открыть свой бизнес, основав фирму по переработке сельскохозяйственной продукции.

В 1968 Уитмор продает все свои доли в компаниях и уезжает в Швейцарию, а в 1970 году в США, где приступает к изучению психологии. В силу своего предыдущего опыта Джон Уитмор стал применять полученные знания в психологии к бизнесу и спортиндустрии.

С 70-х годов Уитмор изучал психологию спорта вместе с Тимом Гилви, который был тогда широко известен как капитан многократно побеждавшей гарвардской команды и автор серии бестселлеров «Внутренние игры» («Inner Games») о психологических тренировках спортсменов. Вместе с Голви, Джон основывает компанию Inner Game Ltd., которая в дальнейшем разработала новые эффективные подходы к тренировкам в спорте и обучению в бизнесе. Уитмор и Голви считаются предшественниками Томаса Леонарда. Заслуга Леонарда была в том, что он понял – методы, обозначенные этой парой, можно применять в карьере, как в спорте, объявил о новой профессии и официально открыл университет подготовки персональных коучей.

В 1978 году Джон Уитмор возвращается в Англию и открывает там школу тенниса, гольфа и лыжного спорта. Методика преподавания этих дисциплин базируется на принципах разработанных Джоном вместе с Тимти Голви.

В начале восьмидесятых годов Джон Уитмор, вместе с Дэвидом Хэмери (олимпийский чемпион по бегу с барьерами на 400 м) и Дэвидом Уитэйкером (тренер олимпиской сборной по хоккею на траве), создает консалтинговое агентство Performance Consultants , специализирующееся на коучинге и формировании командной работы в бизнесе.

Помимо того, что Уитмор выдающийся лектор, выразительность речи у человека просто феноменальная (он часто выступает на телевидении и радио, «Личное развитие - Как стать успешным и эффективным» его лекция о том, как понять себя, окружающий мир, смысл жизни и найти свое предназначение), его перу принадлежит ряд статей и книг, посвященных менеджменту и управлению корпоративного бизнеса.

В 1987 году он издал книгу «The Winning Mind (Sail to Win)» - «Побеждающий разум (Под парусом к победе)».

В 1992 году он издает книгу, ставщую бестселлером, «Coaching for Performance» - «Коучинг для производительности». Это его самая известная книга о коучинге, она переведена на 11 языков и выдержала уже три издания. Очень популярна, предложенная в книге, технология коучинга GROW. Издание этой книги в 2001 году на русском языке в России под названием «Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом» стало точкой отчета для развития коучинга в России и принесло автору чрезвычайную популярность в нашей стране.

По оценке журнала MANAGEMENT TODAY (февраль 2003) на третье издание книги она является «лучшей в этой области». «Это исчерпывающий путеводитель по коучингу … самый понятный и подходящий как для начинающих, так и для профессионалов «.

Одну из книг Уитмор написал со своим сыном Джейсоном, когда тому было 14 лет. Мальчик шел по стопам отца – начал со спорта. Рыцарское звание не передается по наследству, но у двадцатидвухлетнего сына уже своя репутация – это тот самый Джейсон Уитмор, который завоевал несколько британских чемпионатов Kent County еще в возрасте от 8 до 12 лет и написал бестселлер «Mind Game».

Джон Уитмор неоднократно приезжал в Россию. По дороге в Австралию, где открыт филиал его фирмы «Performance Consultants», Джон Уитмор заезжает один-два раза в год в Москву для участия в российской конференции коучей и проведения тренингов по личностному росту . Хоть широкой практикой в России он пока не занимается, его выступления всегда имеют большой успех.

«В России уже есть хорошие центры, даже Академия коучинга. Некоторые российские коучи прошли обучение в Англии. Можно сказать, что у вас уже есть профессионалы. Хорошего коуча или менеджера, который владеет коучинговыми технологиями, можно распознать по тому, насколько он владеет собой, ситуацией, может наладить собственную жизнь. Это образованный человек с большим жизненным опытом. Его отличает высокая самоорганизация и лидерские качества, умение мотивировать клиента, вселять в его уверенность и вместе с ним немедленно приступить реализации планов.Коучинг – это не курс лекций, а практическое освоение новых позитивных навыков успешной жизни. Профессиональный коуч «не учит жить». Он не дает советов, не приказывает и не рассказывает о техниках «улучшения жизни, а долго расспрашивает человека, а потом предлагает ему упражнения. После общения с коучем должно остаться чувство вдохновения» - говорит Уитмор.

Фрагмент интервью Джон Уитмор

- Можете ли вы привести примеры, дающие представление о конкретных результатах деятельности коучей в бизнесе?

- Конечно, и даже с конкретными показателями. Например, одна из компаний, с которой мы поработали, смогла увеличить свои прибыли на 30%. Сотрудники другой благодаря коучингу смогли получить прибыль в $30 миллионов. И это при том, что там работали всего 34 сотрудника! Результаты говорят сами за себя. Есть и много других примеров.

- Что же позволило этим людям заработать свои $30 млн? Чему конкретно их научили коучи?

- Прежде всего, коучи смогли привить сотрудникам фирмы чувство уверенности в себе . Совсем как в спорте: тот, кто не верит в себя, в свою победу, никогда не выиграет… Кроме того, коучинг пробудил в людях чувство личной ответственности за дело, и те стали принимать решения самостоятельно, а не ждать, когда это за них сделает начальство. У персонала появился осмысленный подход к своему делу, а в итоге они начали работать более эффективно и успешно. Вот и весь секрет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .