Племянник екатерины 2 петр федорович. Петр III

5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход "Александр Суворов" (проекта 92-016, приписан Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону) совершавший круиз Москва-Ростов-на-Дону в 22.45 минут, зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста.


В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек. В качестве основных причин катастрофы по официальной версии стали халатность команды теплохода и железнодорожников. Первым инкриминировали халатность при несении вахты и ошибочный выбор для прохода теплохода несудоходного пролета. Вторым - неспособность обеспечить правильную световую сигнализацию на нужном пролете моста. Но общей версией стал пресловутый "человеческий фактор".


После аварии теплоход оттащили на судоремонтный завод в Измаиле, где полностью восстановили. После чего теплоход был передан в собственность Волжского пароходства и сменил ростовскую прописку на нижегородскую. Теплоход и сейчас работает на российских круизных линиях. В прошедшие выходные, 31 мая, "Алесандр Суворов" вновь напомнил о себе. Совершавший круиз выходного дня Москва-Тверь-Москва, при шлюзовании во втором шлюзе Канала Москвы, произошел удар теплоход винтовым комплексом о часть шлюзовой стенки, в результате чего винты были повреждены и теплоход изменив маршрут ушел на ремонт, а круиз был прерван.



"Теплоход по имени Смерть.."

"Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на “Суворове” вкусно готовили. Потом объявили - будет разыгран аукцион. Поэтому все устремились в зал на верхней палубе - и не только ради аукциона: многим хотелось посмотреть по телевидению детектив “Возвращение “Святого Луки”.

До моста - пять минут хода. На часах - 22 часа 45 минут. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте - предстояло вахтить ночью.

Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда “Суворову” оставалось до него метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного - и в том ужас, - теплоход шёл в шестой пролет моста, через который суда и меньших габаритов пройти не могли!

Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в панику, но принялась предупреждать по радио вахтенных на “Суворове”. Диспетчеры успели даже предупредительные ракеты пустить в полном отчаянии, потому что было уже ясно: остановить судно или заставить его, как “Титаник” от айсберга, хоть чуть отклониться уже невозможно.

Не сбавляя скорости, “Суворов” врубился в пролет...

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на “Титанике”, - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка.

Этот тихий, быстро погасший удар, срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа набитым людьми.

Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И казалось что не сильный удар для многих оставшийся не замеченым так потряс фермы моста что вагоны опрокинулись и вниз на “Суворова” посыпались уголь, зерно, бревна.

Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом, и еще метров триста после него. И только потом “Суворов” замер на глади реки.

* * *

Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы...” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла.

Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой...

Перед началом фильма многие заглядывали в зал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А, с женой тоже попытался войти, но душно показалось. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул: потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности...

Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, как это могло случиться: жены погибли, а они живы? А просто: жены тянули кино смотреть, а у них интерес был другой - выпить хотелось, остались. Теперь молятся на эту бутылку.

Капитан Клейменов выжил. По сведениям, Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. По его рассказу, он еще вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Это на одном допросе. На другом заявил, что сознания не терял.

* * *

Набат трагедий пробудил гниль - мародеров. Они стянулись на берега вниз по реке, вылавливали трупы и снимали все, что можно снять: джинсы, обувь...

Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были Мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов...

Перед следствием стояло много и задач и одна из них - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ: почему “Суворов” двинулся в заведомо не проходимый пролет?

На рассвете 6 июня никто не представлял объема беды. Ни один из членов правительственной комиссии, ни один из следователей не смог бы назвать количество жертв.

Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь...”.

Экипаж “Суворова” жил на борту. Шли допросы.

Всех интересовала та повариха, которую поздравляли с днем рождения: как она отмечала праздник? При этом можно не сомневаться, что она станет отрицать какое бы то ни было застолье. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, толкнувшее огромный теплоход к прохождению моста с неслыханными нарушениями правил, - нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял.

В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:

Халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже.

Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.

В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

Леонид Репин
"Комсомольская Правда" 16.05.1998

Глазами очевидцев

Ликвидировать последствия катастрофы в числе прочих помогали курсанты военных училищ. Вот что рассказал один из них:

— Это случилось в воскресенье. Многие ребята с левого берега опоздали из увольнения. Стало известно, что произошло что-то страшное, много жертв. Буквально через два дня наш взвод собрали по тревоге и отвезли в областную больницу. Почти сутки мы работали в тамошнем морге. Тела привозили в огромных рефрижераторах (их почему-то еще называли «Алками»). В каждой помещалось 18-19 тел. Часть тел была сильно изувечена, часть слегка помята. Мы их разгружали, спускали вниз, помогали обмывать, одевать и укладывали в гробы. Каждому клали мешочек с личными вещами — для опознания. Советская власть тогда четко работала. За эти сутки у нас перебывало четыре или пять комиссий. Следили, чтобы все делалось надлежащим образом.

— В том году я был начальником Заволжского РОВД, — продолжает Вячеслав Евсюк. — Около 23.00 меня вызвали на место аварии. Я еще не знал, что произошло. Было уже темно. Я увидел несколько вагонов со стройматериалами и цистерну с бензином. Вагон со стройматериалами был разрушен. Цистерна осталась неповрежденной. Иначе даже страшно представить, что могло произойти. Опоры моста погнулись. Железнодорожное полотно сдвинулось на 30-40 сантиметров. Теплоход виднелся ниже по течению. Вместо верхней палубы была абсолютно ровная поверхность… Движение было перекрыто, образовалась огромная пробка. Мне велели сопроводить автомобили по мосту на небольшой скорости. Я побежал к колонне. Ощущения были довольно странные. Каждый шаг гулко отдавался в ночи. Сел в первую же легковушку, за нами тронулись остальные. Пробка начала рассасываться.

Работники милиции и прокуратуры опросили практически всех оставшихся в живых пассажиров. Две бабушки рассказали, что перед самой катастрофой они сидели на верхней палубе, вязали носки, наблюдая, как теплоход приближается к мосту. Одна сказала: «Мы не пройдем под мост. Слишком уж низко он нависает!». Другая возразила: «Не может быть! У них мост разводной». Но на всякий случай спустились в каюту. Буквально через минуту страшный удар снес верхнюю палубу. Обе старушки остались живы.

Многих выбросило за борт. К месту происшествия спешили работники транспортной милиции и рыбаки на моторных лодках. Немало людей удалось спасти. Спасенных высаживали на берег и снова возвращались к месту аварии.

— На следующее утро мы осмотрели теплоход, — рассказывает Вячеслав Иванович. — По одной из версий, экипаж отмечал день рождения работника ресторана, и судном никто не управлял. Мы спустились в ресторан, там стояли накрытые столы. Видимо, удар почти не ощущался. Даже фужеры с вином не опрокинулись. Как выяснилось, члены экипажа в застолье не участвовали. Что касается погибших, называли самые разные цифры — от 176 до 600.

Ульяновский врач-травматолог Александр Симиндейкин до сих пор вспоминает о том дне: «Меня разбудили и сказали, что надо срочно ехать в больницу. На улицах я увидел целую вереницу карет «скорой помощи». Пострадавших везли в областную клинику нескончаемым потоком. Там сразу же развернули шесть операционных. Мы не паниковали, дорога была каждая минута».

Опознание длилось дней шесть или семь. Дольше летом тела хранить не могли. Тех, кого не успели опознать, похоронили в братской могиле на Нижней Террасе. На месте захоронения поставили скромный обелиск.

Поврежденный участок моста после удара теплохода

rechnoi_dozor



Крест памяти погибших в катастрофе.

26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.

Это крушение - самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода - «Украина».
Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя - «Булгария».

Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений.

Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.

Это еще один ужасающий факт - «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии - крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России.
После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир.

Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.

В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое - затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков.

И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.

Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее.

Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими.

Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла.

Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие - 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода - «Арабелла».

Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось.

Генеральный директор компании - субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима.

Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев - 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов - 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).

Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.- 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.- по 8 лет; Ивашову Я. - 7 лет лишения свободы.

Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм.

Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов.

233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины.

Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии».
Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям.

Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких.

Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду.

Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде - гибели больше ста человек (из которых 28 - дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет.

В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.

При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе - их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло.

Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно - они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись.

Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках.

Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось.

Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя.

Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

Трагедия теплохода «Александр Суворов»: как в «мясорубке» на Волге погибли 176 человек

Поздним летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения - кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом. В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе Ульяновска. Пролет моста буквально срезал ходовую рубку и кинозал, перемалывая всех находящихся там. Onliner.by рассказывает о крупнейшей катастрофе в истории речного флота СССР.

Сейчас варианты проведения отпуска ограничены лишь фантазией человека и его финансовыми возможностями. В Советском Союзе даже в самые тучные его годы все было несколько сложнее. Для абсолютного большинства граждан страны отдых был возможен лишь в ее пределах, но, к счастью, размеры государства позволяли выбрать формат по вкусу. Самым популярным, конечно, был ежегодный визит на море: для счастливчиков - в санаторий, для остальных - с палаткой «дикарем». Люди, активные душой и телом, предпочитали самостоятельные походы: горные и водные, пешеходные и на лодках. Кто-то путешествовал турпоездами по стране, кто-то вскапывал грядки на даче, кто-то предпочитал тихую охоту на рыбу в компании друзей, костра, гитары и бутылочки-другой. Но самым привлекательным видом отдыха оставались круизы.

Круизы были универсальны. С одной стороны, это был отдых на воде с возможностью загорать и купаться в море или реке, с другой - путешествие на теплоходе гарантировало постоянную смену впечатлений от все новых городов по его маршруту. Наконец, корабль предоставлял все развлекательные возможности гостиницы или санатория: бары, рестораны, дискотеки и кино.





Отпуск в круизе был, наверное, самым труднодоступным для простого советского человека видом организованного отдыха. В масштабах огромной страны пассажирский туристический флот был относительно невелик, хотя и постоянно развивался, особенно начиная с 1970-х годов, когда благодаря притоку в СССР нефтедолларов государство смогло начать масштабную программу обновления, размещая десятки заказов на зарубежных верфях.

Одним из этапов этого проекта стало строительство на верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно серии из девяти речных теплоходов, предназначенных исключительно для туристических круизов. По первому судну, переданному советскому заказчику в 1976 году, этот тип кораблей получил название «Валериан Куйбышев», но неофициально за свой характерный облик с удлиненным корпусом и острым носом их прозвали «крокодилы». Одним из кораблей серии и стал теплоход «Александр Суворов», поступивший в Волжское пароходство в 1981 году.

Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев»

Спустя год, в 1982-м, «Суворова» передали из Горького (сейчас Нижний Новгород) в Волго-Донское пароходство на замену ушедшему на Дальний Восток теплоходу «30 лет ГДР» и начали эксплуатировать на линии Ростов-на-Дону - Москва. В свой очередной круиз по этому маршруту корабль вышел в начале июня 1983 года. На борту находилось 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала и 330 туристов, в основном донбасских шахтеров, премированных путевками в дефицитное путешествие за ударный труд. По отдельным данным, теплоход перевозил и некоторое количество неучтенных пассажиров, родственников и знакомых экипажа.

«Александр Суворов» не был самым роскошным судном советского речного флота (на нем, например, не было бассейна, как на теплоходах «Антон Чехов» и «Лев Толстой»), но все же уровень предлагаемого комфорта был несопоставим с прежними советскими реалиями. Все пассажирские каюты на корабле были полулюксами (то есть с собственными санузлами). На борту имелись два ресторана, бар, читальный и музыкальный салоны. На верхней («солнечной») палубе размещались солярий, танцплощадка и специальная надстройка, в которой находился кинозал.



Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов»





Кинозал теплохода «Александр Суворов»

Именно на этой открытой палубе вечером 5 июня и собралось большинство пассажиров. Ужин уже закончился, и наступило время традиционных развлечений. Теплоход как раз проходил Ульяновск, крупный город и родину Ленина. В кинозале должен был быть разыгран аукцион, после чего планировали показать старый, но от того не менее интересный детектив «Возвращение „Святого Луки“». Работала и танцплощадка. Для находившихся в отпуске шахтеров и членов их семей все это было достаточным поводом отложить сон, несмотря на довольно позднее время. Шел одиннадцатый час вечера.

Здесь же, на верхней палубе находилась и ходовая рубка. В 20:00 на дежурство заступил старший помощник капитана Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.

Теплоход «Александр Суворов»

В Ульяновске Волгу пересекал Императорский мост. Это двухкилометровой длины сооружение построили в 1916 году, а с 1950-х переправа совмещала в себе один путь железной дороги и две автомобильные полосы. В большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, но не в ульяновском. В данном случае высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки. Митенков прекрасно знал это, он минимум 18 раз проходил мост только на «Александре Суворове». Однако вместо того, чтобы, как обычно, пройти через третий пролет, он направляет переполненный людьми теплоход в шестой, который был значительно ниже корабля.







В 22:45 пассажиры, находившиеся в своих каютах, услышали глухой гул и скрежет. Многие даже не поняли, что же только что произошло. Поднявшись по трапам, они увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые считаные минуты назад еще наслаждались июньским вечером.

Шедший на полном ходу (около 25 км/ч) теплоход врезался в шестой пролет моста. Металлические фермы как ножом срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки, не проходившие под его габарит, двигались в обратном направлении, перемалывая людей, разрывая их на части.

«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы

Одновременно с теплоходом по железнодорожной части моста проходил грузовой поезд. Столкновение с кораблем сдвинуло пролет на 40 сантиметров, и 11 вагонов из 53 сошли с рельсов, некоторые из них перевернулись. На искалеченных пассажиров, оставшихся на изуродованной верхней палубе, полетели бревна, посыпались зерно и уголь. С рельсов сошла и цистерна с бензином - и лишь чудом, запутавшись в металлических конструкциях пролета, не упала вниз. Можно лишь представить, каких масштабов достигла бы трагедия, если бы цистерна все-таки упала вниз и взорвалась. Скорее всего, на борту «Александра Суворова» не выжил бы никто.

Поврежденный мост

Но и без этого катастрофа была ужасающей. В общей сложности погибло 176 пассажиров и членов экипажа. Тела, точнее, их части, продолжали находить на берегах Волги и в самой реке еще около месяца. Пострадавшими были переполнены ульяновские больницы, у большинства были рваные раны, ампутированы конечности. Ситуация усугублялась еще и тем, что выжившие были засыпаны углем и зерном с проходившего по мосту грузового состава.

Въезд в Ульяновск был немедленно ограничен, но количество жертв было таково, что замолчать случившееся не получилось. Спустя два дня, 7 июня 1983 года, ТАСС выпустило традиционно короткое и крайне сухое сообщение: «От Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода „Александр Суворов“, повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. По Ульяновску ползли слухи о диверсии, о том, что экипаж был пьян, однако все, как это часто бывает в подобных случаях, оказалось проще. Остатки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги. Экспертиза показала, что они были трезвы. Их же в конечном счете и обвинили в произошедшем.

Пунктиром отмечены уничтоженные при столкновении надстройки верхней палубы

Как мог Митенков, неоднократно проходивший Императорский мост, так ошибиться в выборе пролета? Согласно выводам комиссии, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, мост в это фактически уже ночное время был не освещен сигнальными огнями. Во-вторых, именно на шестом пролете стояла будка путевого обходчика, которую находившиеся в рубке «Александра Суворова» моряки могли принять за сигнальный щит, обозначавший судопроходный пролет. В условиях плохой видимости и, судя по всему, утраты концентрации Митенков и Уваров могли отвлечься, потеряв ориентацию в сумерках, забыв об особенностях моста в этом городе, где судопроходный пролет смещен к правому берегу, а не расположен по центру сооружения. Результатом халатности стала гибель 176 человек.

Повреждения кормовой части

Виновным в утрате дисциплины в рядах экипажа был признан и капитан «Суворова» Владимир Клейменов. Он выжил: во время столкновения его выбросило из собственной каюты, после чего спасатели обнаружили его в воде у одной из опор моста. Несмотря на то, что его смена начиналась лишь в полночь и он имел право на отдых перед ней, Клейменова осудили на десять лет лишения свободы, из которых он отсидел около шести, а в 1988-м был освобожден по состоянию здоровья. Стресс, моральные переживания и полученный срок сделали его последней жертвой трагедии. В 1990-м, спустя всего год после освобождения Клейменов умер от сердечного приступа.

Капитан Клейменов

А вот пострадавший теплоход, как ни странно, катастрофу пережил. После всех следственных экспериментов его отбуксировали в Ростовскую область, а затем на Дунай, где на Измаильском судоремонтном заводе специалисты, прибывшие с чехословацкой верфи в Комарно, полностью восстановили его. На корабле вновь появились ходовая рубка, кинозал, дымовые трубы, о случившемся больше ничего не напоминало. Его даже не переименовали, как было принято в подобных случаях. После ремонта «Александр Суворов» вновь вернулся в Волжское пароходство и уже в 1984-м, спустя год после катастрофы вышел в свою очередную навигацию. Теплоход до сих пор успешно работает на различных волжских круизах.

Правление Петра III (кратко)

Правление Петра 3 (краткий рассказ)

В биографии Петра Третьего существует немало крутых поворотов. Он был рождён десятого февраля 1728 года, однако совсем скоро лишился матери, а спустя одиннадцать лет и отца. С одиннадцатилетнего возраста юношу готовили к правлению Швецией, но всё поменялось, когда новая правительница России императрица Елизавета объявила его в 1742 году своим преемником. Современники отмечают, что сам Пётр Третий был не очень образован как для правителя и знал лишь немного латинского, французского и лютеранского катехизиса.

При этом, Елизавета настояла на повторном образовании Петра и он с упорством изучал русский язык и основы православной веры. В 1745 году он был обвенчан с Екатериной Второй, будущей российской императрицей, которая родила ему сына Павла Первого, будущего наследника. Сразу же после кончины Елизаветы Пётр был объявлен без коронации российским императором. Однако, править ему было суждено всего сто восемьдесят шесть дней. В период своего правления Пётр Третий открыто высказывал симпатии к Пруссии в эпоху Семилетней войны и по этой причине не пользовался большой популярностью в русском обществе.

Самым важным своим манифестом от восемнадцатого февраля 1762 года монарх отменяет обязательную дворянскую службу, распускает Тайную канцелярию, а также выдаёт разрешение на возвращение на родину раскольникам. Но и такие новаторские смелые приказы не смогли принести Петру популярности в обществе. За короткий срок его правления было значительно усилено крепостное право. Кроме того, согласно его указу священнослужителям надлежало обрить бороды, оставив в церквях лишь иконы Спасителя и Божьей Матери, а также одеваться отныне как лютеранские пастыри. Также царь Пётр Третий пытался переделать устав и быт российской армии на прусский манер.

Восхищаясь Фридрихом Вторым, являющимся в то время правителем Пруссии, Пётр Третий выводит на невыгодных условиях Россию из Семилетней войны, возвращая Пруссии все завоёванные русскими земли. Это вызвало общее негодование. Историки считают, что именно после этого важного решения большинство из окружения царя становятся участниками заговора против него. В роли инициатора данного заговора, который был поддержан гвардейцами, стала сама супруга Петра Третьего – Екатерина Алексеевна. Именно с этих событий начинается дворцовый переворот 1762 года, который заканчивается свержением царя и воцарением Екатерины Второй.

21 февраля 1728 года граф Генрих Фридрих Бассевич , первый министр голштинского двора, оставил запись: «Родился между полуднем и первым часом дня, здоровым и крепким. Его решено было назвать Карл Петер ». Новорождённому, о котором шла речь, суждено будет стать русским императором Петром III .

Об этой фигуре мы имеем представление превратное. Настолько, что диву даёшься: как «национальный предатель и откровенно слабоумный пьяница» вообще продержался на российском престоле даже такое краткое время? У многих создаётся впечатление, что основная и даже единственная историческая роль Петра III — это вовремя жениться на будущей Екатерине Великой , а потом умереть, чтобы расчистить дорогу блистательной «матушке-императрице».

1. Труды и дни

Некоторые признают наиболее убедительным язык цифр. Кое в чём они правы: именно так можно навскидку определить если не результативность, то работоспособность и активность правителя. Если посмотреть на Петра III с этой точки зрения, то получится интересная пропорция. На престоле он провёл 186 дней. За это время им подписано 192 закона и указа: это не считая всякой мелочи вроде представлений к наградам. В среднем выходит примерно 30 указов в месяц, даже чуть больше. Таким образом, он уверенно входит в топ-3 правителей XVIII столетия. И даже занимает в нём почётное второе место после своего сына Павла I . Тот в среднем издавал по 42 законодательных акта в месяц. Для сравнения: Екатерина Великая издавала по 12 законов в месяц, а Пётр Великий — по 8. Особо следует отметить любопытный факт: некоторые из этих законов приписывают «человеколюбию и просвещённости» Екатерины II, его вдовы. В частности, «Манифест о вольности дворянской», прида ние убийству крепостных хозяевами статуса «тиранского мучения» и упразднение зловещей Тайной канцелярии. Хотя на самом деле вся заслуга Екатерины состоит только в том, что она не отменила распоряжения своего покойного супруга.

2. Не из родни, а в родню

Одна из хуковых фраз Булгакова — слова Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Да, как причудливо тасуется колода! Кровь!» Она в полной мере применима к Петру III. В его случае, правда, колоду тасовали вручную. Несколько показавшихся перспективными династических браков — и вот, извольте, родился наш герой. Кстати, помните имя, данное ему при рождении? Оно тоже из этой серии. Карл Петер. Петер — в честь родного деда по материнской линии, русского императора Петра I. А Карл — по той причине, что по отцовской линии малыш приходился внучатым племянником шведскому королю Карлу XII . Два великих деда, сражавшихся между собой без малого четверть века и перекроивших карту Европы. Пётр III отлично это осознавал. Более того, вёл себя так, что его сходство одновременно и с Петром I, и с Карлом XII замечали многие. Например, французский дипломат в России Жан-Луи Фавье: «Он подражает обоим в простоте своих вкусов и в одежде... Погруженные в роскошь и бездействие придворные страшатся времени, когда ими будет управлять государь, одинаково суровый к самому себе и к другим».

3. Коронация после смерти: поздно или никогда?

С теми, кто говорит, что Пётр III был неполноценным, можно согласиться. Но только в одном. Он, пожалуй, действительно не был при жизни полноценным императором. Поскольку до коронации, которая знаменует всю полноту власти, так и не дожил. В июне 1762 г. отречение от престола подписал провозглашённый, но не коронованный император.

Ситуацию исправил Павел I, его сын. Он совершил уникальный, беспрецедентный поступок. Спустя 34 года после смерти Петра III новый император вскрыл его гроб и короновал останки покойного батюшки по всем правилам. Изящный штрих: Большую Императорскую корону при этом заставили держать Алексея Орлова , одного из предполагаемых убийц Петра III. По воспоминаниям современников, граф Орлов после этого «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал, руки его трепетали». Коронация покойного и одновременно месть его убийцам — такого русская история ещё не знала. Пётр III — единственный русский царь, по-настоящему ставший таковым уже после смерти.

Эксгумация Петра III. Аллегорическая гравюра Николая Анселена. Источник: Public Domain

4. Выигранная Семилетняя

Больше всего нареканий вызывает прекращение войны с Пруссией. Той самой Семилетней войны, где проявился гений будущих блистательных полководцев «золотого века Екатерины»: Петра Румянцева и Александра Суворова . Претензии примерно такие: «Наши годом раньше взяли Берлин, и вся Пруссия была у нас в кармане. Даже Кёнигсберг уже четыре года был русским городом, и в его университете учились русские студенты. А тут явился Пётр III, раболепствующий перед прусскими порядками и лично прусским королём Фридрихом . И всё пустил псу под хвост: наши обязывались вывести войска и отдать всё завоёванное».

На самом деле всё обстояло почти наоборот. На момент смерти Петра III русские войска по-прежнему занимали всю эту территорию. Более того, склады провианта и боезапас их были пополнены, а к Кенигсбергу была отправлена русская эскадра.

Кроме этого, согласно договору, Фридрих обязывался отвоевать у Дании и передать России провинцию Шлезвиг. А вот Пётр сохранял за собой право остановить вывод русских войск «ввиду продолжающихся в Европе беспокойств».

И выведение войск из Восточной Пруссии, и то, что России так и не досталось то, что ей обещал Фридрих, — это целиком дело рук Екатерины II. Вернее, последствия её бездействия. Она настолько была занята сначала переворотом и устранением мужа, а потом — укреплением собственной власти, что за соблюдением условий договора не следила.

5. Несостоявшийся русский прорыв

В статусе наследника русского престола Пётр пребывал без малого двадцать лет. И, говоря откровенно, не проявил себя за это время ничем, кроме склонности к пьянству, игре в солдатики и муштре по прусскому образцу. Во всяком случае, так принято считать. Как правило, без подробностей обходятся и при описании недолгого временного промежутка: с февраля 1759 г. по январь 1762 г.

Между тем это был, пожалуй, самый светлый этап в жизни наследника. Его наконец-то допустили до настоящего дела. Да, с большим скрипом и до дела вроде бы невеликого. Но всё же. В феврале 1759 г. Петра назначили генерал-директором Сухопутного шляхетского корпуса.

Документы, связанные с этим учебным заведением и подписанные наследником престола, ясно показывают, что это был разумный, трезвый, здравомыслящий человек, способный мыслить в государственном масштабе. То, что он прежде всего озабочен материальной базой корпуса, само собой разумеется. Расширение и реконструкция казармы-общежития, налаживание работы корпусной типографии, «дабы печатать все нужные книги на русском, немецком и французском языках», внимательное отношение к питанию и обмундированию... И, кроме этого, далеко идущие замыслы. В частности, масштабный проект по созданию «полнейшего географического и исторического описания России, дабы воспитываемые в оном корпусе молодые люди не токмо иностранных земель географию, которой их действительно обучают, основательно знали, но и о состоянии отечества своего ясное имели понимание».