Правила использования двоеточия. Постановка двоеточия в предложениях правила
Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика – наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку.
Вконтакте
Определение понятия
Само слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.
В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл , ритм и единство синтаксиса.
Возникает вопрос: строфа – сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения.
Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы – это сколько строк?» считаются некорректными, так как количество стихов или строк в разных строфических конструкциях неодинаково.
Виды строф
Дистих
Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.
Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.
Терцет
3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.
Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».
Катрен
Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.
По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.
Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.
Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д. Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.
Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 — нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».
Смешение видов: стансы и сонет
Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.
Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.
Чаще всего в стансах присутствует перекрестная рифма. Стансы могут состоять из нескольких строф, и каждое четверостишие будет обладать гибкой системой синтаксиса и смысловой законченностью.
А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».
Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.
Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.
Сколько строк насчитывает сонет ? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.
Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.
Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».
Отдельный вид строфики: онегинская
Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах « ». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:
- первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой;
- далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму;
- далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11;
- завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.
Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.
Как делятся строфические композиции?
Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.
В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.
Строфические повторы
Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.
Многообразие строф в мировой поэзии
Кроме многогранной русской поэзии существует еще огромное количество уникальных видов, кочующих по стихотворениям всего мира.
Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.
Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзи я, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.
А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:
- рондо,
- шекспировский сонет,
- октаву,
- триолет,
- терцину,
- септиму,
- нону.
Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».
«Романс» строфической науки: александрийский стих
Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.
Что такое строфа в стихотворении
Изучаем теорию поэзии — строфы, рифмы
Вывод
Таким образом, ответ на вопрос: «Как определить количество строф в стихотворении?» становится чрезвычайно актуальным для тех, кто собирается анализировать стихотворения. Для подробного рассмотрения поэтических произведений пригодятся такие определения, как строфика – это наука о правилах построения строфической системы, стих, строчка и конечно же, видовое разнообразие, чтобы верно определить стихотворный размер и понять, почему стихотворение построено автором именно так.
Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа. Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие. Существуют также строфы: - онегинские - балладные - одические - сонеты - лимерики
Четверостишия Четверостишие (катрен ) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки. Октавы Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым. Схема октавы: абабабвв В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, несмотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы. Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын! Терцины Терцины (терцеты ) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия. Схема терцины: аба бвб вгв гдг дед Чёрный маг Когда сгустится тьма вокруг Ты словно раб предназначенья, Начертишь кровью ровный круг, Отбросишь жалкие сомненья. Войдёшь в него, забыв про страх. Тебя подхватят тьмы теченья. Отбросишь тело, - бренный прах. Ты с теми, кто во тьму шагнули! Погасли огоньки в глазах. А где твой дух, а не в аду ли? (Джейнджер Скауджер Алкариот)
Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин". Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия . В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб ), во втором - кольцевая (абба ), в третьем - смежная (аабб ), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных. Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны. Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец... И король посылает двенадцать вельмож Лорда-маршала звать во дворец.
строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Сонет бывает итальянский и английский . Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова: абаб абаб вбв гбг или абба абба вгв гвг В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно: Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где огонь твой горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие. My mistress" eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips" red, If snow be white, why then her breasts are dun; If hairs be wires, black wires grow on her head. I have seen roses damask"d red and white But no such roses see I in her cheeks; And in some perfumes is there more delight Than in that from my mistress reeks. I love to hear her speak, yet well I know, That music hath a far more pleasing sound; I grant I never saw a goddess go; My mistress, when she walks; treads on the ground. And yet, by heaven, I think my love as rare As any she belied with false compare.
Лимерики (лимрики ) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы. В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина. Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?"- Невозможная внучка из Йены. К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда. Теплокровный старик из-под Кобо Чрезвычайно страдал от озноба И доху на пуху, И тулуп на меху Он носил, чтоб спастись от озноба.
За термином акростих с крывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки. Лазурный день Угас, угас. Ночная тень Ах! Скрыла нас. Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы). В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов. Фиалка
Абсолютно пустынная местность, Безымянные темные скалы... Вечной тенью покрыта окрестность, Где покрытые мхом перевалы Да долины имеют дыханье, Его звук слегка в воздухе разлит... Жизнь - пустое без смерти страданье, За страданьем - бессмертие манит... И не слышно ни строчки, ни слова, Красота пустоты завлекает, Лишь притянет - отбросит, и снова Меня тихо к себе подзывает. Но в пустыне я чую движенье, Одинокое, но непростое По долине немое круженье, Радость роста чего-то иного. Солнце светит особенно ярко, Так торжественно, так вдохновенно... У горы вырастает фиалка - Фиолетовая королева. Холод или тепло - без различья, Цвет не важен, важней радость роста, Что бывает в мильонах обличий... Шаг вперед сделать очень непросто: Щит незримый - как камень в ограде. Эх, быть может, все это - напрасно? Юркий ветер фиалку погладил - Я увидел, она так прекрасна... (Ясный Рассвет)
Канава
О, люди! Это вовсе не пустяК: Нетороплива, даже величавА, Корабликов бумажных караваН Несёт, хоть не вода в ней, а отравА, Природные законы все попраВ, Обычная вонючая канавА (Ясный Рассвет)
Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих . Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп . Рассмотрим пример: Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986): Дети любят игрушки. Так все говорят! Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят! Души в них не чают! Жаль, Что это НЕ ВСЕ замечают!.. Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")
У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный , который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров: Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы; Что было сладко - горько стало, Осыпались розы, рассеялись грезы... В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.
Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром . В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов. * * * Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной, Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда не бывало. И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь, И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей этого города. В каждом их слове и взгляде. (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского) В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан англо-саксонский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.
Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих . На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:
Наступило красно утро В середине где-то марта, А по тропочке средь леса Добрый молодец идет. Он ходил в далеки страны, Повидал немало дива И теперь спешит вот к дому Через десять целых лет. Соловьишка песнь выводит, Счет годам ведет кукушка, Ну а думы все Еремы К родной горнице летят...
Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно), например:
Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его Bepховий и островов.
Гоголь
Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
Л. Толстой
Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.
С. Аксаков
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой либо перечень, например:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
Л. Толстой
§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:
И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
Первенцев
Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.
О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Пушкин
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л. Толстой
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
Лермонтов
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
Некрасов
Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
Белинский
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
А. Н. Толстой
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...
Лермонтов
Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...
Лермонтов
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Пушкин
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Н. Островский
Но (без оттенка предупреждения):
Слышу, земля задрожала.
Некрасов
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: "Вы ко мне писали, не отпирайтесь".
Пушкин
По окончании работы Петр спросил Ибрагима; "Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?"
Пушкин
А я думал: "Какой это тяжелый и ленивый малый!"
Чехов
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть пря мая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад? Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.
Сравните три примера:
и
Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .
Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.
Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван
(Достоевский).
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).
Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.
Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :
1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;
3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
Где ставится двоеточие
Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.
Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:
1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:
2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:
3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:
4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:
а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:
б) Причина того, что произошло в первой части. Например:
5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:
Но (без оттенка предупреждения):
6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:
Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:
Постановка двоеточия в предложениях правила
Самые многочисленные случаи вариативности знаков препинания - параллельное употребление двоеточия и тире .
1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения часто ставится тире (вместо обычного двоеточия): Там всё иное - язык, уклад жизни, круг людей (Коч.); Всё в них выражало неприязнь - их крикливость, самоуверенность, бесцеремонность (Гран.); Возможны другие вспомогательные персонажи - хозяин мебельного магазина, перемазанный известью маляр, зеленщик из соседней лавки (Евт.); Что её больше волнует - уход мужа или то, что в глазах окружающих перестала существовать «образцовая семья»? (Газ.); И отовсюду - из каждого дома, двора, из каждой руины и переулка - бежало навстречу нам эхо (Пауст.).
Ср. примеры, где возможен выбор между двоеточием и тире: Его ничто не берёт (: -) ни время, ни невзгоды, ни болезни; Конечно, он изменился (: -) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Трудно объяснить, чем он привлекал к себе (: -) интеллигентностью? свободными манерами? искренностью? добротой?; Но почему он так властвовал над умами и сердцами (: -) радовал и печалил, наказывал и прощал?, Мы оба художники (: -) и ты и я. [См. также § 15, п. 5 и 9.]
2. В бессоюзном сложном предложении с изъяснительными отношениями встречается наряду с двоеточием также тире. Ср.:
Я понял: важно, кто рисует (Гран.); Я понял - случилось горе, и молча хотел помочь (Ес.);
Ефрему казалось: не будет конца пути (Сарт.); И казалось - вот-вот немного, и Фёдор поймёт (Тендр.);
И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендр.).
3. Вариативным стало употребление двоеточия и тире в эллиптических предложениях с отсутствующим глаголом восприятия (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.) . Ср.:
Прислушался: в горах было тихо (Горб.); Прислушался - вековечная лесная тишина (Сер.);
Кузьма прислушался: кто-то погонял лошадь (Льв.); Якоб прислушался - невесёлая песня (Герм.).
Ср. также: Вхожу (: -) всё тихо; Он всё время озирается (: -) не подкрадывается ли кто-нибудь; Рассчитал, прикинул (: -) невыгодно; Он с удивлением смотрел на пятна (: -) это откуда? [См. § 44, п. 4.]
Ср. постановку тире (вместо ожидаемого двоеточия) в предложениях этого типа: Он искоса посмотрел на неё - она очень молода и красива (М. Г.); Она оглянулась - на неё летела Васька в солдатской гимнастёрке, с угольно-чёрными бровями от переносья до висков (Пан.); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.); Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.).
Иногда в этих случаях вместо двоеточия употребляются запятая и тире как единый знак препинания: Я заглянул в гнёздышко, - там всего два птенчика (Вер.); Я обернулся, - всадник уже рядом (С об.); Поднял глаза, - стул подле стола был пустой (Сер.).
4. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с причинно-следственными отношениями. Ср.:
Последние дни флажки на карте не двигались: положение оставалось без перемен (Сим.); А углубляться мы не могли - земля промёрзла (Гран.).
Ср. также: Кажется, Приморью и без того есть чем подивить мир (: -) одни тигры да женьшень чего стоят; Эти слова при нём не произносите (: -) может обидеться; С таким напарником можно хоть на Марс лететь (: -) надёжный товарищ.
5. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с пояснительными отношениями: Авторов этих писем волновали разные проблемы, но объединяло одно (: -) все они ждали от газеты конкретной и действенной помощи; Всех интересовал только один вопрос (: -) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Я помню пушок на его щеках (: -) он только начал бриться; На голове её цветной платок (: -) по алому полю зелёные розы; У меня правило (: -) никакого кофепития перед сном.
Ср. постановку тире вместо ожидаемого двоеточия: В небе выскакивают беленькие точки - рвутся шрапнели (Кат.); С берёз крупными слезами сыплются капли - идут весенние соки (Кат.).
6. Параллельное употребление двоеточия и тире встречается при обособлении пояснительных и уточняющих членов предложения: Это означало одно (: -) нужно расстаться; Как долго продолжалось это молчание (: -) минуту, три, десять?; Потом началось главное (: -) поиски, нащупывание новых путей исследования; Кончался их разговор всегда одним и тем же (: -) ссорой; Сколько мне тогда было (: -) девятнадцать или двадцать?; Не знаю, когда уехать (: -) в среду или в четверг.
Ср. пунктуационное оформление близких по структуре заголовков: Знакомьтесь: Балуев; Внимание - ребёнок.
В заключение можно указать, что в «конкурентной борьбе» двоеточия с тире «победителем» нередко выходит тире. Это явление отмечается многими исследователями, которые считают, что «в целом тире - знак более свободный, заходящий и во владения двоеточия» и что «выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире» . Объяснить это можно особым статусом тире среди других знаков препинания: «В настоящее время тире очень употребительный и многофункциональный знак препинания. Он выполняет как грамматические (чисто синтаксические), так и эмоционально-экспрессивные функции; особенно широко используется он в последнем качестве в художественной литературе» .
Наблюдения над современной периодической печатью подтверждают вывод об «агрессивности» тире: За годы, прошедшие со времени подписания Заключительного акта в Хельсинки, миллионы людей, прежде всего в Европе, лично сумели оценить всё то доброе, что дала им разрядка, - преимущества мирной спокойной жизни, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества (Газ.); Выборы позади - можно отдохнуть (Газ.).
См.: Гришко Ф. Т. Возможное варьирование знаков препинания // Рус. яз. в школе. 1973. № 5 (оттуда заимствованы и некоторые примеры); Барулина И. Н. О некоторых закономерностях в смешении тире и двоеточия // Современная русская пунктуация. М., 1979.
См.: Макаров В. Г. О знаках препинания в одном из типов бессоюзных сложных предложений // Рус. яз. в школе. 1977. № 1 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).
Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 90.
Валгина Н. С. Принципы русской пунктуации. М., 1972. С. 55.
Иванова В. Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати // Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 236.
Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие
Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью
Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.
Двоеточие в сложном предложении
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: – ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: – ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: – ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: – ) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
Пунктуация
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно ), например:
Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно , например:
И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
-
Слышу, земля задрожала.
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
-
Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?
Правила русского языка
1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя"
), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.
3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:
Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.
Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.
Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.
4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.
6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:
У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.
Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.
Другие случаи
В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R:
и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.