Самые известные произведения александра блока. Блок А.А

Свои стихи Блок начал сочинять в юном возрасте: от стихотворения к стихотворению его талант только становился крепче. Первые стихи были навеяны картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд: Сирина, Алконоста, Гамаюна. А если смотреть более глубоко, то эти стихи были о жизни, о времени, о Родине и России: только говорят они об этом крупно и символически.

После революции в творчестве поэта вырисовывается тема двух Россий: самодержавной и народной. Россия для поэта – это огромное, родное существо, подобное человеку, но более уютное и ласковое. Все произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране: поэтому ему слишком тяжело даются события революции. Голод, нищета и разгром вызывают у Блока неприязнь к лирике: и он начинает творить только сатирические стихи с ядовитой насмешкой.

В пьесах (драмах) которые увидели свет в это время, чувствуется горькое разочарование от несовершенства мира и обманутых надежд.

Писал Александр Блок и произведения исторического характера: самые известные из них — это стихотворения цикла «Куликовская битва». Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод поразмышлять о настоящем и будущем России.

Но самые лучшие его стихотворения посвящены Прекрасной Даме, к которой стремится рыцарь (инок, юноша, поэт). За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, стремление к идеалу, красоте и много других оттенков. Даже описания природы даны не сами по себе. Заря, звезды и солнце – это синонимы Прекрасной Дамы, утро и весна – время надежды на встречу, зима и ночь – разлука и зло. Темой любви пронизано все творчество поэта.

Известный поэт Серебряного века также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из которых вошли в сборники стихов для детей.

Творчество Блока многогранно: он писал об Италии и Петербурге, о и поэзии, о времени и смерти, о музыке и дружбе. Посвящал свои стихи матери, Богу, женщине, Пушкину, Шахматову, Менделеевой. Посмотрите лирические произведения на этой странице – и выберите те, которые разбудят душу и подарят наслаждение Словом.

.

Родители Блока разошлись сразу же после рождения буду-щего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежав-шей к кругу петербургских про-фессорских семей. После окон-чания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формиро-вался под влиянием традиций русской классической литера-туры. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского . Певец природы, как называли Жуковского , учил поэта чистоте и возвышен-ности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность про-никновения за пределы живого.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышед-шую в 1904 году, - «Стихи о Прекрасной Даме». Это произведение символистское, потому что в нем противо-поставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решитель-ный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Все это важнейшие идейные черты нового искус-ства России того времени. Не удивительно, что Блок сразу же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 гг. Изменилось на-строение литературы этого периода. Отозвался на револю-цию и Блок , проявив присущее ему важное качество ху-дожника — социальную чуткость.

Вторая его книга, «Нечаянная радость», сделала попу-лярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осен-няя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушате-лей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Герой Блока становится обитателем шумных город-ских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение «Осенняя волна» стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока, которой он в дальней-шем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасов-ские интонации — любовь к родине — любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906—1907 годы стали переломными для Блока , это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драма тур-гии, потому что театр — это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность. Когда Блок почувствовал же-лание и необходимость сказать новое слово, жанр театраль-ного действа стал естественной формой. В 1906 году Бло-ком были написаны три лирические драмы — «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».

Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма , но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все».Не имея воз-можности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу; вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа ею литературоведческих, критических и публицис-тических работ.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года — цикл «Кар-мен». В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны — нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) — этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.

Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отра-жением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века.

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность, В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публи-цистическая статья «Интеллигенция и революция». Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, говор-ное, то в лейтмотивных повторах. В «Двенадцати» кон-трастно противопоставлены сатира на старый мир и траги-ческий и героический апофеоз революционной «бури».

Призвав деятелей культуры участвовать в строительст-ве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы , слу-жит в репертуарной секции театрального отдела Нарком проса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература ».

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920—1921 годы пронизаны на-строениями глубокой депрессии, неразрешимым трагиз-мом мироощущения, переживанием острого разлада с дей-ствительностью.

В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Творчество Блока отличается глубоким единством, ор-ганичностью и напряженным динамизмом развития.

Для лирики Блока неизменно дыхание страсти (его лирика всегда о любви, хотя никогда не бывает только интимной). Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни и др.

Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразив-шаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представле-ния целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Отец – профессор права Варшавского университета, мать – М.А.Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове.
1898-1906 – после окончания гимназии Блок учится на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского университета.
1903 – женится на Л.Д.Менделеевой, дочери Д.И.Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с А.Белым и В.Брюсовым, первые выступления в печати в журнале петербургских символистов Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус.
1904 – публикует сборник «Стихи о Прекрасной Даме», где предстает как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл.Соловьёва, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души».
В 1905-06гг. Блок захвачен революционными событиями в Петербурге. Он принимает участие в демонстрации в октябре 1905, в митингах, наблюдает за жизнью рабочих окраин во время многочасовых одиноких прогулок. Одновременно растет интерес к творчеству Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского. Новое видение мира отразилось во второй книге стихов «Нечаянная радость». В ней заметно разочарование в утопии преображения жизни Красотой, обращение к «мистике в повседневности». Символистская критика единодушно отмечает возросшее поэтическое мастерство Блока, однако А.Белый и С.Соловьёв резко пишут об «измене» поэта идеалам «соловьевства». Особенно заметно разочарование в мистике Вл.Соловьёва и – шире – в возможности современного «лирического» (индивидуалистического) сознания постичь высокую истину о мире отразилось в трилогии «Лирические драмы»: «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» (1906).
В годы революции Блок активно ищет свои пути в жизни и искусстве, постепенно охладевает в А.Белому и С.Соловьёву, с весны 1905 по лето 1907 почти прекращает контакты с Мережковскими. Напряженные личные отношения отделяют Блока в 1906г. от Белого: влюблённый в Л.Д.Блок, Белый не может ей простить решение остаться с Блоком.
1907 – выходит сборник «Снежная маска», посвящённый актрисе Н.Н.Волоховой.
1907-08 – Блок ведет литературное обозрение в журнале «Золотое руно», резко критикует символизм («Вопросы, вопросы, вопросы», 1908), пишет о задачах искусства («Краски и слова», 1906, «Безвременье», 1906, «О лирике», 1907, «О театре», «Письма о поэзии», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», 1908, «Молнии искусства», 1909, «О современном состоянии русского символизма», 1910, «Судьба Аполлона Григорьева», 1916; рецензии на стихи А.Белого, В.Брюсова, К.Бальмонта, Э.Верхарна).
1908 – выходит третий сборник стихов «Земля в снегу».
1910-11 – Блок работает над поэмой «Возмездие» (работа будет с перерывами продолжаться до 1921г., но поэма так и останется незавершенной).
1911 – четвертый сборник «Ночные часы».
1911-12 – выходит трехтомное собрание стихотворений Блока.
1915 – изданы сборник «Стихи о России», поэма «Соловьиный сад».
1916 – «Стихотворения. Книга первая». В этот год проходит третья всероссийская мобилизация. Блока призывают в армию. С самого начала отношение поэта к войне отрицательно. Благодаря содействию поэта Зоргенфрея Блока зачисляют табельщиком в инженерно-строительную дружину, возводящую военные укрепления в Полесье.
1917 – после февральских событий Блок получает месячный отпуск и в марте 1917 года возвращается в родной город. Ему предлагают работать одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров. Блок соглашается, т.к. это освобождает его от армии. Из этого труда родилась его книга «Последние дни императорской власти» (1921).
1918 – «Стихотворения. Книга вторая». В этот год написаны произведения, в которых Блок отчетливо выражает свое отношение к революции (статья «Интеллигенция и Революция», поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и др.).
В последние годы жизни Блок ведет большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве «Всемирная литература», в Союзе поэтов. Выступает с докладами, статьями, речами («Катилина», 1918, «Крушение гуманизма», 1919, «Гейне в России», 1919, «О назначении поэта», 1921, «Без божества, без вдохновенья», 1921, опубл. 1925).
1919 – Блок назначен председателем режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград).
1920 – опубликованы сборники «За гранью прошлых дней», «Седое утро».
1921 – выходят «Стихотворения. Книга третья».
25 апреля 1921 – в Большом драматическом театре состоится авторский вечер Блока. Он уже чувствует себя нездоровым. С середины мая Блок не выходит из дома. Сразу освободившись от всех заседаний, он, несмотря на прогрессирующую болезнь, пробует писать стихи. Дописывает вчерне третью главу поэмы «Возмездие». С начала августа Блок почти все дни проводит в забытьи.
7 августа 1921 – Александр Блок умирает.

I
ГРОЗОВАЯ ВЕСНА
«Как всякий год, ночной порою...»
«Офелия в цветах, в уборе...»
Летний вечерПоследние лучи заката...»)
«Ночной туман застал меня в дороге...»
После дождя («Сирени бледные дождем к земле прибиты...»)
Перед грозой («Закат горел в последний раз...»)
«Лениво и тяжко плывут облака...»
«Я шел во тьме дождливой ночи...»
«К ногам презренного кумира...»
После грозы («Под величавые раскаты...») ,
«В ночь молчаливую чудесен...» . ,
«Порою вновь к твоим ногам...» . ,
«Ветер принес издалёка...»
«Над синевой просторной дали...» . ,
«Всё отлетают сны земные...»
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»
«Сегодня шла Ты одиноко...»
«За городом в полях весною воздух дышит...» ...
«Сумерки, сумерки вешние...»
«Синие горы вдали...»
«Встану я в утро туманное...»
«Я бремя похитил, как тать...»
«Неотвязный стоит на дороге...»
Двойнику («Ты совершил над нею подвиг трудный...»)
«На темном пороге тайком...»
«Жизнь медленная шла, как старая гадалка...» .
«Днем вершу я дела суеты...»
«Люблю высокие соборы...»
«Слышу колокол. В поле весна...»
«Я тишиною очарован...»
«Мы встречались с тобой на закате...»
«На ржаоых петлях открываю ставни...»
«Я, отрок, зажигаю свечи...»
«Я вышел в ночь - узнать, попять...»
«Ты свята, но я Тебе не верю...»
«Запевающий сон, зацветающий цвет...»
«Мне страшно с Тобою встречаться...»
«Золотит моя страстная осень...»
«Зимний ветер играет терновником...»
«Мне снились веселые думы...»
«Кто заметил огненные знаки...»
«Мы шли на Лидо в час рассвета...»
«Среди гостей ходил я в черном...»
«Светлый сон, ты не обманешь...»
«Мой любимый, мой князь, мой жених...»
«Тятю нам было под вьюгами...»
«Я вам поведал неземное...»
«В туманах, над сверканьем рос...»
Моей матери («Тихо. И будет все тише...»)
«Старость мертвая бродит вокруг...»
Старушка и чертенята («Побывала старушка у Троицы...»)
«Утихает светлый ветер...»
Пляски осенние («Волновать меня снова и снова...»)
«Прискакала дикой степью...»
Сын и мать («Сын осеняется крестом...»)
«Ты можешь по траве зеленой...»
Тишина цветет («Здесь тишина цветет и движет...»)
Балаган («Над черной слякотью дороги...»)
Рождество («Звонким колокол ударом...»)
«В густой траве пропадешь с головой...»
«Сырое лето. Я лежу...»
«Работай, работай, работай...»
«Май жестокий с белыми ночами...»
«Дым от костра струею сизой...»
«Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...»
На Пасхе («В сапогах бутылками...»)
Королевна («Не было я нет во всей подлунной..»)
«Распушилась, раскачнулась...»
«На улице - дождик и слякоть...»

II ПЕТЕРБУРГ-ПЕТРОГРАД
Фабрика («В соседнем доме окна жолты...»)
Статуя («Лошадь влекли под уздцы...»)
«Вечность бросила в город...»
«Город в красные пределы...»
Гимн («В пыльный город небесный кузнец...»)
«Поднимались из тьмы погребов...»
«В кабаках, в переулках, в извивах...»
«Барка жизни встала...»
«Шли на приступ. Прямо в грудь...»
«Там, в ночной завывающей стуже...»
«Вися над городом всемирным...»
«Ты проходишь без улыбки...»
Перстень-Страданье («Шел я по улице, горем убитый...») ,
Сытые («Они давно меня томили...»)
Сольвейг («Сольвейг! Ты прибежала на лыжах...») .
«Твое лицо бледней, чем было...»
Незнакомка («По вечерам над ресторанами...»)
Окна во двор («Одна мне осталась надежда...»)
Холодный день («Мы встретились с тобою в храме...»)
«Ночь. Город угомонился...»
В октябре («Открыл окно. Какая хмурая...»)
«К вечеру вышло тихое солнце...»
На чердаке («Что на свете выше...»)
«Хожу, брожу понурый...»
«Вот явилась. Заслонила...»
«Я был смущенный и веселый...»

ИЗ СБОРНИКА «ЗЕМЛЯ В СНЕГУ»
Снежное вино («И вновь, сверкнув
из чаши винной...»)
Последний путь («В снежной пене - предзакатная...»)
Влюбленность («И опять твой сладкий сумрак, влюбленность...»)
Под масками («И под маской было звездно...»)
Сквозь винный хрусталь («В длинной сказке тайно кроясь...»)
В углу дивана («Но в камине дозвенели угольки...»)
Насмешница («Подвела мне брови красным...»)
Здесь и там («Ветер звал и гнал погоню...»)
Сердце предано метели («Сверкни, последняя игра...»)
«Ушла. Но гиацинты ждали...»
«С каждой весною пути мои круче...»
«В тс ночи светлые, пустые...»
«И я провел безумный год...»
«И я опять затих у ног...»
Клеопатра («Открыт паноптикум печальный...»)
«Всю жизнь ждала. Устала ждать...»
«Она пришла с мороза...»
«Своими горькими слезами...»
«Я помню длительные муки...»
На островах («Вновь оснеженные колонны...»)

ВОЛЬНЫЕ МЫСЛИ
О смерти («Все чаще я по городу брожу...»)
Над озером («С вечерним озером я разговор веду...»)
В Северном море («Что сделали из берега морского...»)
В дюнах («Я не люблю пустого словаря...»)
«Когда вы стоите на моем пути...»
«И я любил, И я изведал...»
«В глубоких сумерках собора...»
Друзьям («Друг другу мы тайно враждебны...»)
Поэты («За городом вырос пустынный квартал...»)
«Усните блаженно, заморские гости, усните...» . .
«Она, как прежде, захотела...»
«Я пригвожден к трактирной стойке...»
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
«Опустись, занавеска линялая...»
«Под шум и звон однообразный...»
«Весенний день прошел без дела...»

ЧЕРЕЗ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ
«Все та же озерная гладь...»
«В темном парке под ольхой...»
«Когда мучительно восстали...»
«Синеокая, бог тебя создал такой...»
«Бывают тихие минуты...»
«В тихий вечер мы встречались...» .
«Уже померкла ясность взора...»
«Все, что память сберечь мне старается...»
«Здесь в сумерки в конце зимы...»
«Как прощались, страстно клялись...»
«Когда, вступая в мир огромный...»
«Все на земле умрет - и мать, и младость...»
«В эти желтые дни меж домами...»
Двойник («Однажды в октябрьском тумане...»)
Сусальный ангел («На разукрашенную елку...»)
«Когда я прозревал впервые...»
«Седые сумерки легли...»
Шаги командора («Тяжкий, плотный занавес у входа...»)
«Дух пряный марта...»
«Над лучшим созданием божьим...»
В ресторане («Никогда не забуду...»)
Демон («Прижмись ко мне крепче и ближе...»)
Сон («Я видел сон: ми в древнем склепе...»)
«Когда-то гордый и надменный...»
«Сегодня ты на тройке звонкой...»
«Я коротаю жизнь мою...»
Комета («Ты нам грозишь последним часом...»)
«В неуверенном, зыбком полете...»

ТРИ ПОСЛАНИЯ
«Все помнит о весле вздыхающем...»
«Черный ворон в сумраке снежном...»
«Знаю я твое льстивое имя...»
Унижение («В черных сучьях дерев обнаженных...»)
«Повеселясь на буйном пире...»
«О нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой...»
«Ночь, улица, фонарь, аптека...»
Седое утро («Утреет. С богом! По домам!..»)
Художник («В жаркое лето и в зиму метельную...»)
«О нет! не расколдуешь сердца ты...»
Анне Ахматовой («Красота страшна» - Вам скажут...»)
«Есть игра: осторожно войти...»

КАРМЕН
«Как океан меняет цвет...»
«На небе - празелень, и месяца осколок...»
«Есть демон утра. Дымно-светел он...»
«Бушует снежная весна...»
«Среди поклонников Кармен...»
«Сердитый взор бесцветных глаз...»
«Вербы - это весенняя таль...»
«Ты - как отзвук забытого гимна..»
«О да, любовь вольна, как птииа...»
«Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...»
«Была ты всех ярче, верней и прелестней...»
Последнее напутствие («Боль проходит понемногу...»)
Женщина («Да, я изведала все муки...»)
«Петроградское небо мутилось дождем...»
«Протекли за годами года...»
«Пусть я и жил, не любя...»
Перед судом («Что же ты потупилась в смущеньи?»)
«Похоронят, зароют глубоко...»
«Милая девушка, что ты колдуешь...»
«От знающего почерк ясный...»
«Превратила все в шутку сначала...»

СОЛОВЬИНЫЙ САД. Поэма

III
О, РУСЬ МОЯ!..
Гамаюн, птица вещая («На гладях бесконечных вод...»)
«Все отошли. Шумите, сосны...»
«- Все ли спокойно в народе?..»
«Тяжко нам было под вьюгами...»
Осенняя воля («Выхожу я в путь, открытый взорам...»)
«Прошли года, но ты - все та же...»
«Девушка пела в церковном хоре...»
Ангел-хранитель («Люблю тебя, ангел-хранитель...»)
Русь («Ты и во сне необычайна...»)
«И тихо за руку взяла...»
ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ
«Когда в листве сырой и ржавой...»
«И вот уже ветром разбиты, убиты...»

«Под ветром холодные плечи...»

«Всюду ясность божия...»
«О, весна без конца и без краю...»
«Гармоника, гармоника!..»

ПА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»
«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...»
«В ночь, когда Мамай чалег с ордою...»
«Опять с вековою тоскою...»
«Опять над полем Куликовым...»
Россия («Опять, как в годы золотые...»)
Осенний день («Идем по жнивью, не спеша...»)
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
«Поздней осенью из гавани...»
На железной дороге («Под насыпью, во рву некошеном...»)
«Грешить бесстыдно, непробудно...»
«Рожденные в года глухие...»
«Я не предал белое знамя...»
Коршун («Чертя за кругом плавный круг...»)
Утро в Москве («Упоительно встать в ранний час...»)
К Музе («Есть в напевах твоих сокровенных...»)
«Все это было, было, было...»
«С мирным счастьем покончены счеты...»
«Как тяжело ходить среди людей...»
Авиатор («Летун отпущен на свободу...»)
«Ты помнишь? В нашей бухте сонной...»
«Благословляю все, что было...»
«Есть минуты, когда не тревожит...»
«Миры летят. Года летят. Пустая...»
Новая Америка («Праздник радостный, праздник великий...»)
«Задебренные лесом кручи...»
«За горами, лесами...»

ЯМБЫ
«О, я хочу безумно жить...»
«Я ухо приложил к земле...»
«Тропами тайными, ночными...»
«В голодной и больной неволе...»
«Не спят, не помнят, не торгуют...»
«О, как смеялись вы над нами...»
«Я - Гамлет. Холодеет кровь...»
«Так. Буря этих лет прошла...»
«Да. Так диктует вдохновенье...»
«Когда мы встретились с тобой...»
«Земное сердце стынет вновь...»
«В огне и холоде тревог...»
«Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух...»
Скифы («Мильоны- вас. Нас - тьмы, и тьмы, я тьмы...»)
«Женщина, безумная гордячка!..»
«Яблоки сада вырваны...»
Пушкинскому Дому («Имя Пушкинского Дома...»)

ДВЕНАДЦАТЬ. Поэма

Об авторе: Александр Александрович Блок родился в семье истинных интеллигентов. Отец его был профессором-юристом и философом, мать - переводчицей, дед - профессором-ботаником, бабушка, тётки и двоюродная бабушка - писательницами и переводчицами. Кто же мог вырасти в такой семье? Только человек действительно образованный и любящий литературу. Мало того, уже в пять лет ребёнок сам начал сочинять стихи! Воспитанный в детстве в основном женской половиной семьи, Блок на всю жизнь сохранит уважение и возвышенную любовь к Женщине, как дарительнице и устроительнице жизни. Цикл «Стихи о прекрасной Даме» будет первым, который принесёт ему широкую известность.

За всю жизнь Блок напишет множество стихотворных произведений на самые разные темы. В одних его будут волновать философские вопросы, в других любовные переживания, в третьих - проблемы построения нового общества в России. Одно, несомненно - о чём бы ни писал Блок, он делал это талантливо, вкладывая в стихотворные строки собственную душу.

С течением времени Блок жестоко разочаровался в революции и видимо уже на фоне этих душевных страданий тяжело заболел. Свой земной путь писатель окончил в 1921 году. Это был последний из «корифеев» поэзии XIX века и первый, с кого началась эпоха социалистических поэтов.