Санкции против ссср в годы второй мировой. Санкции запада против ссср


Экономические санкции как явление, зародившееся в XX в., представляют собой распространённый инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов, проводящих самостоятельный политический курс. Исходя из принципа взаимоувязанности национальных рынков и господства международного разделении труда, санкции позволяют в определённых случаях внести дисбалансы в экономическое развитие тех или иных стран, заставляя их правительства идти на политические уступки. Кроме того, санкции дают возможность странам добиться реализации своих целей без затратного примирения вооружённых сил.

Экономические санкции, введённые странами Запада в 2014–2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику СССР через применения различного рода экономических и политических ограничений. Фактически, капиталистические страны вели против Советского Союза перманентную экономическую войну.

Впрочем, стоит отметить, что в силу большей устойчивости и самодостаточности экономики СССР в виду её меньшей зависимости от внешней конъюнктуры, риски, связанные с санкциями, для нашей страны были невысоки.

Экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. К наиболее масштабным примерам применения санкций против СССР можно отнести следующее.

1) Сразу после Октябрьской революции странами Антанты в ответ на отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализаций предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, были введены торговая и морская блокада. Блокада была снята в 1920 г. в связи с изменившейся в пользу РСФСР ситуации на фронтах Гражданской войны.

Последствия: Объём внешней торговли РСФСР сильно упал почти до нуля. В 1919 г. оборот составил 14,4 млн. руб. Для сравнения, в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд. руб.

2) «Золотая блокада» относится уже к послевоенному времени. Она была введена Европой и США в ответ на решение РСФСР о монополизации внешней торговли. С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий, требуя у советской власти расплачиваться нефтью, зерном и лесом. В 1930 г. в качестве «валюты» внешнеторговые партнёры стали принимать только зерно. Вплоть до 1934 г. Советский Союз не мог расплачиваться золотом. Исключения составляли лишь золотые монеты, произведённые в Российской Империи.

Приблизительно в те же годы Запад объявил Советскому Союзу кредитную блокаду. Такая форма воздействия заключалась в отказе от кредитования советской экономики или предоставлении кредита на невыгодных условиях. Поводом для их введения стал всё тот же отказ советской власти от наследования долгов и обязательств царского правительства. Кредитная блокада применялась неоднократно, в том числе и после Второй мировой войны. Однако уже в 1960-е годы кредитные связи СССР и стран соцлагеря с капиталистическим миром стали стремительно развиваться.

Санкции против «советского демпинга» были введены 1930-е годы Правительство США обвинило СССР в умышленном занижении цены на некоторые товары, а также в использовании труда заключённых в производстве. Специальные пошлины и ограничения были введены в отношении таких товаров, ввозимых из СССР, как спички, асбест, марганец, пиломатериалы. К санкциям присоединились Франция и Великобритания.

Последствия: В 1930 г. объёмы внешнеторгового борота достигли максимума в 9,1 млрд. руб., после чего начался спад, как по импорту, так и по экспорту. Причиной тому стала эффективная реализация программы социалистической индустриализации. И реального импортозамещения. В предвоенные годы доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%.

3) В послевоенные годы США ограничили экспорт оборудования и вооружений в страны соцлагеря, приняв акт об экспортном контроле. Несмотря на давление США, европейские страны не присоединились к санкциям. Ограничения был фактически сняты в 1970-е годы.

В 1949 году США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Австралия, Япония и др., объединились в Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который на протяжении десятилетий составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны соцлагеря. Организация была упразднена лишь в 1994 г.

Последствия: Влияние данных ограничений на экономику СССР были весьма ограниченными. Советский Союз сумел обходить ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

4) В 1974 г. в США была принята Поправка Джексона-Вэника. Эта дискриминационная мера означала отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение государственных кредитов и кредитных гарантий. Поправка была направлена против стран, которые, по мнению США, ограничивали свободу эмиграции своих граждан. С 1989 г. на действие поправки в отношении СССР был наложен мораторий. Полностью мера была отменена лишь в 2012 г.

В первой половине 1980-х годов американские власти издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР в ответ на введения советских войск в Афганистан. Кроме того, правительство Рейгана попыталось воспрепятствовать строительству газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, оказывая давление на участвовавшие в проекте европейские банки и компании. Европа в лице Франции и ФРГ продолжила сотрудничество с Советским Союзом, и проект был успешно завершён в 1982 г.

Последствия: В связи с четырёхкратным ростом цен на нефть в середине 1970-х СССР стал наращивать экспорт энергоресурсов. В результате возросла зависимость страны от экспорта и, как следствие, от мировой конъюнктуры сырьевых рынков. В этих условиях внешние санкции стали более чувствительными для советской экономики. В частности, страны Запада ограничили поставки СССР труб большого диаметра, которые не производились в стране, но были необходимы для строительства газо- и нефтепроводов.

В дальнейшем резкое снижение мировых цен на нефть привело к стремительно сокращению валютной выручки СССР, что стало причиной появления дисбалансов в бюджете страны.

Вероника Крашенинникова, директор Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»

Администрация Рейгана в 1980-ые годы реализовала секретный план, целью которого было резкое ослабление Советского Союза - в результате СССР исчез с карты мира. Меры, реализуемые сегодня администрацией Обамы в отношении России, повторяют пункты стратегии Рейгана. В чем состоит план Вашингтона сегодня и удастся ли США достичь своей цели в этот раз?

В первые месяцы после вступления Владимира Путина в должность президента в мае 2012 года стало очевидным: на смену «перезагрузке» Вашингтон разработает новую стратегию в отношении России. Сегодня ее положения стали очевидными.

Цель стратегии Вашингтона в отношении России перманентна: резкое ослабление и, по возможности, дальнейшее расчленение нашей страны. Решение «русского вопроса» в последние два года стало для Запада тем более актуальным, что Россия набралась сил и выступила с независимыми от Вашингтона позициями по целому ряду проблем: Сирия, Иран, ограничение возможностей прозападных сетей внутри страны, Крым и Украина. И, что с точки зрения Вашингтона совсем выходит за пределы дозволенного - создание альтернативных международных институтов в рамках БРИКС.

Сегодняшняя стратегия Вашингтона в отношении Москвы просматривается гораздо отчетливее, если знать подробности стратегии администрации президента Рейгана в отношении СССР в 1980-е годы. Более того, нынешние американские мероприятия - дестабилизация Украины, экономические санкции, противодействие строительству газопроводов - повторяют пункты стратегии Рейгана по разрушению СССР, в актуализированном варианте. Итак, как это делал Рейган?

Религиозный фундаменталист и ультраправый республиканец Рональд Рейган вступил на президентский пост в январе 1981 года с одной четкой идеей в голове: Советский Союз должен быть разрушен. Никакого «сосуществования» - это для мягкотелых либералов. Собранная Рейганом команда политических головорезов - директор ЦРУ Уильям Кейси, министр обороны Каспар Уайнбергер, глава Совета по национальной безопасности Уильям Кларк, министр юстиции Эдвард Миз и некоторые другие - разработала и реализовала план «подрыва и ослабления советского могущества». До поступления на службу в Белый дом Р.Робинсон на протяжении пяти лет работал в должности вице-президента международного департамента «Чейз Манхэттен бэнк», и на этом посту вел проекты банка в Советском Союзе, Восточной и Центральной Европе, в частности, по финансированию строительства Оренбургского газопровода. Поэтому в Совете национальной безопасности США он разрабатывал положения плана, касающиеся советского газа.

Задачами стратегии были подрыв основ советской экономики внутри государства, удары по интересам СССР в социалистическом лагере и в третьих странах. План включал экономические меры, подрывные и диверсионные мероприятия в государствах-союзниках СССР, военно-политические меры, идеологическую и психологическую войну.

В основу стратегии была заложена атака на слабые места советской политической и экономической системы.

Р.Робинсон: «Президент (Рейган) был очень воодушевлен, когда услышал перечень этих уязвимых мест. А мы смогли разработать стратегию, которая помогла нам снизить валютные доходы СССР и урезать Советам доступ к финансовым кредитам, являвшимся основным источником поддержания деятельности Советского Союза».

По образному выражению Р.Робинсона, требовалось «перекрыть кислород пациенту, который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смысле».

Р.Робинсон: «При президенте (Рейгане) мы тщательно целились в источники жизнеобеспечения СССР в твердой валюте, которые Запад давал Москве».

Меры экономического и финансового порядка ставили целью резко сократить поступления конвертируемой валюты в бюджет СССР. Сокращение доходов бюджета ограничивало возможности внутренней и внешней политики Советского Союза. Пунктами этой части плана были следующие:

1. Предотвратить строительство второй ветки газопровода из Сибири в Западную Европу. (Пуск первой линии трубопровода был задержан усилиями Вашингтона на два с половиной года). Каждая ветка давала 12-15 миллиардов долларов дохода в год. Поставки по второй ветке увеличили бы в два раза продажи газа и, соответственно, советские валютные доходы. США навязали европейским союзникам «потолок» в 30 процентов потребления советского газа; наложили санкции на 5 европейских компаний (лицензиаты американских компаний и американские дочерние предприятия за рубежом, три из них обанкротились), поставлявших оборудование для советской газотранспортной системы; запретили использование технологий бурения вечной мерзлоты; обязали разрабатывать газовое месторождение Тролл в Норвегии, несмотря на более высокую себестоимость норвежского газа для Европы («надбавка за безопасность»); запретили коммерческим банкам кредитование строительства газопроводов в СССР.

2. Снизить цены на нефть. Словами Р.Робинсона:

«Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целью снизить цену на нефть и увеличить объемы ее выработки. … Саудовцы повели себя сговорчиво в плане повышения добычи. Каждый доллар снижения цены на баррель нефти обходился Москве примерно от пятисот миллионов до одного миллиарда долларов. …. Билл Кейси, директор Центрального разведывательного управления, был ответственным за переговоры с Саудовской Аравией по данному вопросу. Я же занимался той частью уравнения, где фигурировал природный газ».

Саудовская Аравия, в обмен на свою сговорчивость, получила право закупать системы авиационных комплексов радиообнаружения и наведения AWACS, продажа которых саудитам активно осуждалась и в самих США, и в мире.

3. Прекратить предоставление займов Советскому Союзу и принудить его к досрочной выплате процентов по кредитам. Руководство коммерческих банков вызывали в Белый дом и доходчиво втолковали: помимо извлечения прибылей есть интересы национальной безопасности, против которых те идти не имеют права. Заодно сообщали «инсайдерскую» информацию о том, что у Советов скоро будут проблемы с валютой, и кредиторы рискуют не получить свои проценты.

4. Запретить поставки технологий: ничего сложнее, чем IBM 360, которая была анонсирована в апреле 1964 года. Запрет на передачу технологий был реализован через Координационный комитет по экспортному контролю.

Подрывная и диверсионная деятельность в странах-союзниках СССР:

5. Организовать подрывную деятельность в Польше через католическую церковь и профсоюзное движение «Солидарность», оказывать тайную финансовую, разведывательную и политическую поддержку. Цель - «ослабить советскую власть в Польше», создать и поддерживать оппозицию в центре социалистической системы.

П.Швейцер: «Президент Рейган разговаривал с советниками не только о выживании «Солидарности» в целом, но также и об устранении решений Ялтинской конференции, которая после Второй мировой войны разделила Европу. «У Рейгана не было времени на обсуждение Ялтинской конференции, - говорил Ричард Пайпс. - Ему она представлялась несправедливой. Тайная поддержка «Солидарности» была одним из способов привести к изменению существующего положения»».

6. Расширить военную поддержку моджахедов в Афганистане: при Рейгане Вашингтон значительно увеличил объемы поставок вооружений, добавил те виды оружия, которые могли нанести максимальный урон советскому контингенту, в частности, «стингеры», поставлял информацию со спутников, привлек к содействию моджахедам другие страны - от Китая до Швеции. Ставилась задача посредством моджахедов распространить войну на территорию Советского Союза.

Военно-политические меры:

7. Гонка вооружений: не только резкий рост расходов на вооружения, но и технологический прорыв. Цель: вынудить Советский Союз увеличить расходы на оборону, в то время, как доходы в бюджет снижались мерами, описанными выше, и нанести психологический удар. В частности, Стратегическая оборонная инициатива, СОИ, окрещенная «звездными войнами», была объявлена 23 марта 1983 года, хотя техническая ее реализация была невозможна.

8. Размещение баллистических ракет «Першинг» и крылатых ракет в Европе. По словам Р. Робинсона, так «мы сумели уменьшить время полета наших ракет до 6 минут, что стало большой проблемой для Москвы».

Идеологическая и психологическая война:

9. «Империя зла»: перманентная атака идеологического порядка на международных площадках, в эфире «Голоса Америки», по каналам подставных общественных организаций и других многочисленных ресурсов пропагандистской машины США и их союзников.

10. Всесторонняя, многоплановая и детально разработанная психологическая война с целью посеять страх и неуверенность среди советского руководства.
План администрации Рейгана был разработан и реализован в атмосфере строжайшей секретности. По словам Р.Робинсона, в США о нем знали только 12 или 13 человек. Если возникала необходимость, чиновник мог получить минимальный, требуемый ему для работы объем информации, но с полной картиной были знакомы только несколько лиц. Не знал о плане даже вице-президент Джордж Буш: ближайшие соратники Рейгана сочли, что нефтяные интересы его семейного клана могли помешать планируемому снижению цен на нефть.

Советник по национальной безопасности У.Кларк рассказывал в интервью П.Швейцеру: «Немногие из этих инициатив обсуждались на заседаниях кабинета. Президент принимал решение в присутствии двух или трех советников».

Например, государственный секретарь Джордж Шульц узнал о СОИ всего за несколько часов до обнародования этой программы. То, что Соединенные Штаты оказывали тайную помощь «Солидарности», было известно лишь нескольким членам Совета национальной безопасности. Решение о помощи моджахедам, которая должна была привести к военным действиям на территории Советского Союза, никогда не обсуждалось членами кабинета: президент посоветовался лишь с Кларком и Кейси, и затем принял решение.

Р.Робинсон: «В такой атмосфере мы и действовали - небольшая группа людей, которым выпала честь быть посвященными и участвовать в воплощении стратегии разрушения Советского Союза экономически и финансово».

Одним из важнейших пунктов стратегии Рейгана было заставить европейцев следовать своему плану. По мнению Вашингтона, Западная Европа слишком выгодно торговала с Советским Союзом, вместо того, чтобы «заботиться о своей безопасности». Администрация Рейгана требовала от европейцев отказаться от строительства газопровода, которое создало бы десятки тысяч рабочих мест в Европе в годы самой высокой безработицы, отказаться от гарантированных поставок недорогого советского газа и вместо этого вложить огромные средства в разработку норвежских месторождений, а затем закупать дорогой норвежский газ. И когда пять европейских компаний продолжили поставки оборудования для советской газотранспортной системы, очень быстро, уже весной 1982 года, Белый дом закрыл им доступ на американский рынок: «Пусть выбирают, хотят они работать с Советами или с нами».

Р.Робинсон: «Когда президент выступал с горячим призывом, (канцлер) Шмидт смотрел через окно в сад. Он демонстративно игнорировал Рейгана. Он хотел показать ему свой афронт. По возвращении в Вашингтон президент еще больше утвердился в мысли, что к нему отнеслись пренебрежительно, как к новичку, не понимающему суть экономических отношений Востока и Запада. Это была ошибка (со стороны канцлера Шмидта)».

Возмущенный Рейган 18 июня 1982 года созвал встречу членов Совета национальной безопасности. Этот день впоследствии был назван в Европе «черной пятницей»: на западноевропейских союзников были наложены такие жесткие санкции, что возмутилась даже прорейгановская Маргарет Тэтчер. Все руководители крупнейших государств Западной Европы высказали свой протест и заявили, что не намерены придерживаться навязанного им «нового порядка». Р.Робинсон так оценил введение санкций против европейских компаний:

«Это фактически означало применение законов США к Европе по принципу экстратерриториальности. Это слово - экстерриториальность - приводит их в бешенство и сегодня, не говоря уже о тех временах».

Против санкций высказался также государственный секретарь США Александр Хейг - и это стоило ему поста. На смену Хейгу пришел более покладистый Джордж Шульц, знавший, за что был уволен его предшественник.

Замечу: когда члены администрации Рейгана начали разрабатывать стратегию против СССР в 1982 году, они не рассчитывали, что результатом ее станет крах Советского Союза. Даже те, кто мечтал стереть СССР с лица земли, сомневались в том, что это возможно: Советский Союз выглядел непоколебимой константой политического мироустройства, реальностью на многие поколения вперед. Но сотрудники администрации Рейгана, высококвалифицированные специалисты в своих сферах, агрессивные и бескомпромиссные противники СССР, сделали все, что было в их силах, чтобы подорвать Советский Союз. Они точно просчитали слабые места советской системы и нанесли по ним резкие удары. Авторы стратегии рассчитывали, что эффект санкций и других мер даст результат в течение 5-10 лет. Все оказалось на уровне их самого оптимистического сценария: в декабре 1991 года, за 2 дня до объявления о распаде Советского Союза, М.Горбачев объявил о дефолте на 96 миллиардов долларов…

Р.Робинсон: «Честно говоря, когда мы начали вставлять палки в колеса советской экономики и засыпать песок в ее мотор, управление этим сложнейшим комплексом вышло за пределы человеческих возможностей».

Через тридцать лет после начала разработки рейгановской стратегии по удушению СССР, в 2012 году, администрация Барака Обамы, судя по всему, выработала аналогичный план - теперь уже в отношении России. Посмотрим соответствие по пунктам.

Экономические и финансовые меры: три раунда экономических санкций уже реализованы; противодействие строительству газопровода «Южный поток» ведется максимально активно; введен запрет на поставку оборудования для глубинной добычи, бурения арктического шельфа и сланцевых месторождений - по аналогии с запретом на поставку технологий бурения вечной мерзлоты; идет максимальное давление на европейские государства, чтобы те, в ущерб своим интересам, следовали американским санкциям; также оказывается давление на другие государства, в частности латиноамериканские, которые способны заместить европейский экспорт в Россию, после того, как тот попал под ответные санкции.

Подрывная деятельность в странах-союзниках: если в 1982 году Вашингтон атаковал СССР через Польшу, то в 2013 году заход сделан через Украину. Линия атаки значительно приблизилась к границам России, сама атака ведется уже не листовками и демонстрациями, а военными методами.

Военные меры: размещаемые сейчас в Европе элементы американской системы противоракетной обороны - производное от рейгановской СОИ.
Идеологическая и психологическая война: на смену ярлыку «империя зла» пришли обвинения нашей страны в фашизме, которые, безусловно, будут становиться лишь громче.

И это лишь то, что мы наблюдаем в публичном пространстве, и только сегодня. Стратегия администрации Барака Обамы обязана быть не менее секретной, чем стратегия Рональда Рейгана, о которой стало известно только годы спустя после того, как она дала свои результаты.

Еще один важный вопрос: кто сегодня разрабатывает и воплощает стратегию против России? Нынешний директор ЦРУ Джон Бреннан был главой резидентуры управления в Саудовской Аравии, поэтому, безусловно, обладает всеми необходимыми контактами и инструментами для работы с саудитами. Его поездка на Украину также идентифицирует его как одного из участников этой группы. Кто еще? Вопрос, пожалуй, слишком серьезный для беглого обзора в конце статьи. Примечательно, что советолог Стивен Коэн в одном из недавних интервью признавал: он сорок с лишним лет наблюдает за американской политикой в отношении СССР/России, но сегодня не может сказать, кто является автором американских решений по Украине…

Очевидно, что сегодня объект атаки, Россия, отличается от предыдущего - СССР. Отличается, надо сказать, не в нашу пользу. При всем активном содействии противнику отдельных членов советского истеблишмента второй половины 1980-х годов (А.Яковлев, Э.Шеварднадзе. М.Горбачев), эти люди предстают как истые патриоты в сравнении с некоторыми представителями политической элиты, околоправительственным и олигархическим истеблишментом.

Важный психологический момент: если в 1980-е годы американские стратеги не были уверены в возможности уничтожить Советский Союз, то сегодня Вашингтон знает, что разрушение крупнейшей державы возможно. И обладает проверенными инструментами для исполнения такой задачи - он активно и безнаказанно занимался этим двадцать с лишним лет. Сегодня, с его точки зрения, подрыв и ослабление, а также дальнейшее расчленение России - вполне реализуемая задача.

Так какие же у нас шансы выжить в этот раз? Совершенно очевидно: противодействие планам Вашингтона сегодня потребует такой концентрации компетенций и политической воли, какой Россия в современной своей истории пока еще не демонстрировала.

Первые шаги, которые необходимо предпринять: точная диагностика слабых точек российской системы, причем, так, как видят их в Вашингтоне; детальная оценка мер и инструментов, которые американские стратеги подготовили для удара по этим слабым точкам; разработка с нашей стороны мер, которые могут нейтрализовать американские планы, а в идеале направить их против самих США; понимание того, кто в самой России является союзниками в обороне, а кто нет.
Это только начало, разработка противодействия вашингтонскому плану разрушения России - одна из самых важных и срочных государственных задач.

Ведущие капиталистические страны редко упускали случай применить к СССР санкции в области экономики, политики и культуры - был бы повод. Так, в ответ на ввод советских войск в Афганистан США и Европа сделали все, чтобы нанести урон советскому государству и изолировать его от мирового сообщества.

Мировая реакция на события в Афганистане

12 декабря 1979 года силами Ограниченного контингента советских войск в Афганистане была осуществлена операция «Шторм-333»: место не оправдавшего надежд Амина пост руководителя государства занял Бабрак Кармаль. Советские войска вошли в Афганистан.
Первым отреагировал президент США Джеймс Картер. 29 декабря он направил Л. И. Брежневу послание, в котором осудил военное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана и пригрозил негативными последствиями.

Л. И. Брежнев пояснил, что имеет место лишь содействие в отражении внешней агрессии, а ОКСВ уйдет из страны, как только исчезнут причины, «вызвавшие просьбу Афганистана к Советскому Союзу».

Не прошло и месяца, как действия СССР в Кабуле были осуждены Совбезом ООН, а 14 января 1980 года на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с требованием вывести войска из Афганистана. Резолюцию поддержали 104 страны, против голосовали 18 и столько же воздержались.

Наиболее рьяными противниками СССР в афганском вопросе были американцы, сами потерпевшие поражение в Иране. Картер назвал вторжение советской армии в Афганистан «самой большой угрозой миру после окончания Второй мировой войны».

Не остались в стороне и страны мусульманского мира. 25-28 января 1980 года на чрезвычайной встрече Организации «Исламская конференция» (ОИК) в Исламабаде по инициативе Пакистана и Саудовской Аравии участники ОИК осудили «советскую военную агрессию против афганского народа». Позднее, осенью 1981 г., президент Египта А. Садат сделал публичное заявление о намерении оказать помощь вооруженной афганской оппозиции. Сформированный на деньги Саудовской Аравии Арабский экспедиционный корпус вел партизанскую войну на афганской территории.

В знак протеста ввода советских войск в Афганистан дипломатическими представителями 15 стран бойкотировался парад на Первомае 1980 года в Москве.

Санкции США

Не дожидаясь резолюции ООН, 4 января 1980 года Дж. Картер выступил с речью, которая транслировалась по телевидению. Он обозначил следующие меры в ответ на советское вторжение в Афганистан:

1. отложить рассмотрение Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2);
2. отложить экономический и культурный обмен;
3. ограничить торговлю с Советским Союзом, сократить или перекрыть поставку в СССР наиболее важных для него товаров;
4. сократить привилегии СССР в рыболовстве в водах США;
5. отказать в продаже Советскому Союзу 17 млн. тонн зерна;
6. ограничить для СССР кредитование в США и странах-союзниках.

Также под запрет попали лицензии на продажу в СССР высоких технологий.

Американские санкции против СССР полностью поддержала только Великобритания. Государства Западной Европы придерживались своей политики и были согласны только на эмбарго зерна.

Часть ограничений нанесла экономике Советского Союза существенный урон. Так, примерно на 75 тыс. тонн снизился годовой улов в рыбной промышленности. Существенным ударом стал запрет на передачу высоких технологий, из которых черпались идеи для оборонного производства. Значительно упал объем импорта-экспорта с США, который в 1979 году достигал 540 млн. долларов.

В знак протеста против событий в Афганистане Национальная академия наук США объявила о прекращении контактов с Академией наук СССР. Правда, протест академиков длился всего полгода, но прохладные отношения между учеными двух стран установились надолго.

Как американский президент сам себя наказал

А вот с эмбарго зерна у Картера случилось фиаско. Те 17 млн. тонн пшеницы, которые США отказались продавать СССР, были дополнением к основным поставкам. Джимми Картер пообещал Министерству сельского хозяйства США, которое возлагало большие надежды на средства от продажи зерна, что предназначенная для поставки в СССР пшеница будет у выкуплена у американских фермеровгосударством. Излишки зерна будут отправлены в бедные страны или пойдут на биотопливо.

Однако публикации американских исследователей свидетельствуют, что зерновое эмбарго не достигло своей цели. Советский Союз приобрел зерно в Аргентине, Австралии, Испании и Канаде, которые занимали не столь жесткую позицию, как США. Так, Канада отменила собственное ранее введенное эмбарго, Австралия поставила зерна как за предыдущие четыре года.

В свою очередь, в марте 1980 года в Комитете Сената по делам банков ведущие американские бизнесмены отметили, что «подобными действиями надели на своих фермеров и экспортеров зерна нечто вроде смирительной рубашки». Ими было признано, что ограничительные меры наносят ущерб, в первую очередь, интересам США.

В итоге, выполняя обещание Дж. Картера, американское правительство израсходовало более 2 млрд. долларов, чтобы выкупить у фермеров отложенное для СССР зерно. Эмбарго на поставку зерна продержалось чуть более года, и стало первым, что отменил следующий президент США Рональд Рейган.

Бойкот московской Олимпиады

«Советский Союз должен осознать, что продолжение агрессивных действий поставит под вопрос участие спортсменов, которые хотели бы приехать на Олимпийские игры», - сказал Дж. Картер в своей знаменитой речи 4 января. Бойкот Олимпийских игр в Москве был утвержден Национальным олимпийским комитетом США, который призвал поддержать своих союзников по холодной войне. К бойкоту присоединилось более 60 стран (по другим данным, – 45) из числа приглашенных: ФРГ, Япония, Канада, Норвегия, Аргентина, Китай и др.

Спортсмены ряда стран, не желавших жертвовать ради политики спортивной карьерой, выступали под флагами национальных или Международного олимпийского комитета.
В пику московским Играм в Филадельфии (США) 16-17 июля 1980 г. были организованы альтернативные Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games). Спортсмены, отказавшиеся ехать в Советский Союз, могли испытать свои силы на этой арене. В филадельфийской Олимпиаде приняли участие атлеты из 29 бойкотирующих государств.
Аналогичным образом Советский Союз и страны соцлагеря бойкотировали Олимпийские игры летом 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

В целом санкции против СССР, предпринятые в ответ на ввод советских войск в Афганистан, хоть и причинили определенный урон экономике и авторитету Союза, но не достигли своих целей, а лишь продемонстрировали, что ограничение в сотрудничестве двух стран - всегда обоюдоострое оружие.

В январе 1980 г., в ответ на вторжение советских войск в Афганистан, президент США Джимми Картер объявил о введение санкций против СССР. Первый пакет санкций был чувствительным, но не смертельным для советской экономики. США прекратили выдачу лицензий на продажу высоких технологий в СССР, был ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

В декабре 1981 г. президент Рональд Рейган объявил о введении второго пакета санкций против СССР. Поводом послужило «введение чрезвычайного положения в Польше». Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор. Американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций. Это позволило достроить одну из двух запланированных веток советского экспортного газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

С учетом уже ведущейся войны в Афганистане, СССР не стал использовать для подавления антиправительственных выступлений в Польше полномасштабное военное вторжение по сценарию Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Вместо этого власть в Варшаве перешла к Военному совету национального спасения , который под управлением СССР и при поддержке советского “Военторга” развязал в стране волну гибридных репрессий. Прямое участие СССР в этих событиях формально не признавалось, что не помешало США ответить введением новых санкций.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. В ноябре 1982 г. список экспортных ограничений в отношении СССР был дополнительно расширен. Также были введены ограничения на льготное кредитование СССР.

Санкционная политика носила комплексный характер. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), включающий 17 западных государств, разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техника и технология могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. Параллельно с технологическими ограничениями, была запущена долгосрочная программа по снижению энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР. Сегодня более четверти энергии в Евросоюзе производится из возобновляемых источников.

СССР отреагировал на ограничительную политику Запада традиционными заявлениями о двойных стандартах, несправедливости и абсурдности выдвинутых обвинений. Внутри страны населению объяснили, что санкции это попытка недобросовестной конкуренции со стороны геополитического противника. Действия СССР подавались как зеркальные по отношению к действиям США, а санкции трактовались как попытка ограничить независимую внешнюю политику СССР.

В стране пропагандировалась атмосфера «намсанкциинипочем». С бравурными отчетами о том, как именно мы плевали на западные ограничения. Постепенно антисанкционная политика распространилась на все сферы общественной жизни, включая культуру и спорт.

Нельзя сказать, чтобы власти СССР не представляли себе долговременные последствия санкционной политики США. Просто там мыслили категориями мировой войны с Западом. В рамках этой войны отказ от силового контроля соседних стран в обмен на отмену санкций не рассматривался в принципе. Это поражение, капитуляция и геополитическая катастрофа, которые нельзя допустить. Вместо этого планировался асимметричный ответ силами советских спецслужб, который в длительной перспективе приводил к поражению Запада.

Подробно подрывную деятельность КГБ в США описывает в своем интервью 1984 года Юрий Безменов. Для тех, кто не знает английский, в интервью есть русские субтитры.

Юрий Безменов - специалист советской пропаганды, дезинформации и подрывных действий, сотрудник КГБ, работал под прикрытием Агенства печати «Новости» в посольстве СССР в Индии. В 1970 году бежал в Канаду, где некоторое время жил под другим именем. После того, как КГБ его разоблачило, публично раскрыл некоторую информацию о советской пропаганде и диверсионной деятельности в других странах.

Ниже небольшая цитата из интервью, который поясняет суть асимметричного ответа СССР в противостоянии с США.

Идеологическая обработка или психологическая война это публичный процесс, который легко проследить. Он означает влияние на восприятие реальности каждого человека таким образом, чтобы несмотря на обилие информации, люди не имели возможности делать разумные выводы, которые соответствовали бы интересам их близких, их ближайшего окружения и родного государства.

Подобные вещи происходят и в США. Когда народ приводит государство к кризису, выбирая правительство, которое задаривает людей обещаниями о земном рае. Если удаётся дестабилизировать экономику, изменить концепцию свободного рынка и создать правительство во главе с «добрым» диктатором, который раздаёт множество обещаний, выполнение которых на самом деле не предполагается, то нет никаких препятствий, чтобы создать иллюзию того, что положение находится под контролем. Взращивается целое поколение людей, которые уверены, что они живут во времена благоденствия и покоя. Вместе с тем, в реальности, США живёт в состоянии постоянной, необъявленной, тотальной войны, а инициатор этой войны это не внешний враг, а всемирная коммунистическая система.

СССР пытался уничтожить США до того, как США уничтожит СССР. Никакой иной результат противостояния двух супердержав в Кремле не рассматривали. В прошлый раз победили США, в этот раз есть все шансы взять реванш. Бывшие чекисты действительно так мыслят. Это для них важнее здоровья их близких, благосостояния их ближайшего окружения и интересов родного государства. Вернее, они именно так видели интересы СССР и сейчас видят интересы Российской Федерации. И готовы жертвовать жизнями и благосостоянием собственных граждан ради достижения этих интересов.

КОКОМ принял решение о частичной отмене ограничений на поставку товаров в СССР и страны Восточной Европы в мае 1991 г. До конца этого года перестали существовать СССР, СЭВ и Варшавский Договор. Это не столько результат санкций, сколько плата за попытку советского руководства реализовать утопическую идею, невзирая на цену этой реализации.

После присоединения Крыма к Российской Федерации западные страны во главе с США ввели экономические санкции против России. А давайте вспомним, какие санкции были применены к СССР и как он успешно с ними боролся? Может нынешнему руководству РФ есть, что взять за основу?

Первые санкции против СССР были введены ещё в 1917 году, сразу после Октябрьской революции. Тогда причиной послужил отказ большевиков выплачивать долги Российской империи перед другими государствами. Затем началась полная национализация всех предприятий в стране, в том числе и иностранных, что, конечно же, только усилило санкции в отношении Советского Союза. В итоге, санкции дошли практически до полного разрыва экономических связей между СССР и капиталистическими странами. Европейские страны не покупали у СССР никаких товаров советского производства, за исключением природных ресурсов и продовольствия. Продавать в СССР было запрещено любое технологическое и военное оборудование.

Однако, несмотря на это СССР быстро развивался. После Второй мировой войны мир стал двухполярным. Образовалось две сверхдержавы - США и СССР. В СССР было сосредоточены огромные запасы природных ресурсов - приблизительно 35% от общих мировых. Это не устраивало капиталистов США - ведь вся их экономика была завязана на цены природных ресурсов. Они начали разрабатывать план по развалу СССР, с целью дробления его на мелкие государства, в которых легко будет установить свой протекторат. Для этого нужно было техническое превосходство США над СССР. Что для этого было сделано? Был создан Координационный комитет по экспортному контролю, который контролировал экспорт в СССР любой технологии и оружия. Была навязана «Гонка вооружений», вследствие которой СССР все свои ресурсы «зарывал» на укреплении своей армии. Ресурсов на людей и их потребности оставалось очень мало. В итоге, уже к концу 70-80 наблюдался большой дисбаланс между жителями СССР и США по уровню жизни. Но даже не это привело в итоге к развалу СССР, а подкуп определённых людей в самом СССР.

Но как же СССР сумел так долго существовать и развиваться, несмотря на нулевую торговлю и тотальные санкции Запада? Дело в том, что многие кампании, даже несмотря на запрет, торговали с СССР, поставляли высокотехнологичное оборудование, делились технологиями, потому что это были деньги для них, а для наживы можно и законом пренебречь, сообщает сайт. Во времена Карибского кризиса 1962 года США наложило запрет на поставку труб в СССР, которые нужны были для строительства нефте и газопроводов. Чем ответил СССР? Он предложил не покупать газ, а менять как раз на эти трубы. И запрет не сработал, потому что жажда наживы капиталистических стран всегда перевешивала санкции. Это говорит о двойных стандартах в США.

Сейчас США ввела санкции против России и если сравнивать - нынешние санкции это лишь фантики, в сравнении, что было применено к СССР. Ситуация тогда тоже была другой - альтернативы торговли с Западом не было. Не было тогда мощного Китая, Индии, Бразилии и других. Сейчас у России есть альтернатива торговли и вектора направления. Поэтому есть и будущее.