Социальное государство. XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или


Так уж сложилось, что ведущие роли в политике, науке и общественной жизни занимают мужчины. И это в то время, как женщины пекутся о том, чтобы создавать домашний уют, занимаются воспитанием детей и хлопочут на кухне. Сегодня в нашем обзоре речь пойдёт о женщинах, которых не затянули домашние будни. Они внесли существенный вклад в историю, но при этом остались незаслуженно забытыми.

1. Жанна Барре


Ботаник и исследователь Жанна Барре была первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие. В 1766 году 26-летняя француженка нанялась на корабль в качестве слуги известного французского ботаника Филибера Коммерсона (на самом деле она была его любовницей). Чтобы пробраться на корабль (женщин в то время пускали на борт очень неохотно), она переоделась мужчиной и представилась именем "Жан".

Так она проплыла по всему миру, собирая и изучая образцы растений вместе с Филибером Коммерсоном. Ее истинный пол был разоблачен уже в южной части Тихого океана, после чего ее и Коммерсона высадили на острове Маврикий. Барре вернулась во Францию только десять лет спустя, но на родине она была награждена правительством за свой вклад в ботанику.

2. Анита Тегейская


Одна из величайших поэтесс Древней Греции Анита (3-й век до н.э.) была одним из самых ранних поэтов, которые начали писать в первую очередь о реальном мире, а не о сверхъестественном, сосредоточив свое внимание на флоре и фауне, а не на богах. Анита была также известна благодаря написанию эпитафий, многие из которых носили юмористический тон. На сегодняшний день сохранилось больше работ Аниты, чем любой другой греческой поэтессы.

3. Саида Аль Хурра

Знаменитая исламская "владычица Средиземного моря" 16 века Саида Аль Хурра была королевой города Тетуан на севере Марокко и легендарным пиратом, которая наводила ужас на большую часть запада Средиземного моря. Хотя ее настоящее имя неизвестно, Саиду Аль Хурру часто называли "благородной леди, которая является свободной и независимой", а также "женщиной-правительницей, которая не кланяется высшей власти".

4. Афра Бен


Драматург, прозаик, поэт и правительственный шпион 17-го века Афра Бен, возможно, была первой женщиной в Англии, которая зарабатывала себе на жизнь в качестве профессиональной писательницы. Она прославилась тем, что ее работы зачастую носили откровенно эротический характер. Во время англо-голландской войны (с 1666 по 1667 годы) Афра Бен выполняла секретные поручения Карла II под псевдонимом Астрея.

5. Каролина Гершель


Британский астроном Каролина Гершель родилась в Германии в 1750 году, а уже в 22 года переехала в Англию к своему брату-астроному, начав в итоге помогать ему. Мало того, что Гершель стала первой женщиной, которая открыла комету, ее научные труды стали известны во всем мире.

6. Чьеу Тхи Чинь


Вьетнамская Жанна д"Арк.

Чьеу Тхи Чинь, которую иногда называли вьетнамской Жанной д"Арк, была вьеткой, которая в 3 веке до н.э. возглавила повстанческую армию против китайских захватчиков. Она наводила настоящий ужас на китайцев.

7. Сара Гуппи


Британский изобретатель Сара Гуппи получила 10 патентов на различные электроприборы в течение своей жизни в конце 18 - начале 19 века: от кофеварок, которые использовали избыток пара, чтобы варить яйца и жарить тосты, до устройства для удаления моллюсков с днищ судов (за этот патент британский флот заплатил Саре £ 40 000).

8. Сара Мур Гримке и Ангелина Гримке


Существенно повлиявшие на отмену смертной казни, сестры Сара и Ангелина Гримке были ораторами 19 века, которые исколесили всю Америку, читая лекции об ужасах рабства. Они также постоянно ратовали за предоставление больших прав женщинам.

9. Маргарет Найт


Маргарет Найт родилась в штате Мэн в 1838 году, а стала известна тем, что изобрела продукт, который навсегда изменил мир: бумажный пакет. Найт также создала машину, с помощью которой можно было массово производить бумажные мешки с плоским дном (существующие на тот момент бумажные мешки были больше похожи на плоские конверты). Машины на основе оригинального дизайна Найт используются по сей день.

10. Фанни Фармер


Фанни Фармер в девятнадцатом веке часто называли "матерью кулинарии". Фанни, которая родилась в Бостоне в 1857 году, и чьи кулинарные книги печатают до сих пор, стала первой женщиной, которая начала зарабатывать деньги на кулинарии и домоводстве.

11. Мирабаи


Мирабаи, также известная как Мира Баи или Мирабай, был индийским поэтом 16-го века, которая, несмотря на неодобрение своей семьи, написала многочисленные бхаджаны (молитвенные песни) индуистскому богу Кришне. Мирабаи родилась в богатой семье, но избегала аристократического образа жизни, полностью посвятив себя поклонению Кришне и пению бхаджанов.

12. Эдмония Льюис


Одна из первых всемирно известных афро-американских художниц, Эдмония Льюис родилась в Нью-Йорке в 1844 году и изучала искусство в колледже Оберлин, прежде чем стать профессиональным скульптором. Она была известна своими мраморными бюстами известных аболиционистов, таких как Лонгфелло и Хорас Грили. К числу ее покровителей относился президент Улисс Грант.

13. Лозен


Великая воительница апачей Лозен была возмущена тем, что ее с семьей переселили в резервацию в 1870-х годах. Вместе со своим братом Викторио она возглавила группу воинов и начала совершать набеги на земли, которые были отняты у них поселенцами.

14. Цю Цзинь


Китайская феминистка, революционер, поэт, и в конечном итоге мученица, Цю Цзинь боролась за предоставление женщинам права на образование и выступала против практики перевязывания стоп. Она основала феминистский журнал и пыталась начать восстание против династии Цин. Казнили Цю Цзинь в 1907 году.

15. Гарриет Пауэрс


Родившись в рабстве в Джорджии в 1837 году, Гарриет Пауэрс стала известна как одна из самых больших мастеров по текстилю в истории Соединенных Штатов. На протяжении всей своей жизни Пауэрс использовала лоскутные одеяла-аппликации, чтобы передавать потрясающие и сложные образы из библейских историй и мифов, а также возродила западноафриканские художественные традиции. Сегодня сохранились только два ее одеяла - одно находится на выставке в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а другое в Бостонском музее изобразительных искусств.

Женщины во все времена могли дать фору мужчинам. В одном из наших обзором мы рассказывали про .

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Кирилл Мартынов

философ:

Кастанеда внес в историю поучительный сюжет: как талантливый мистификатор может воспользоваться обстоятельствами - в его случае университетской культурой Калифорнии эпохи хиппи - для того, чтобы сделать себе состояние.

Это явление своего рода уникальное: больше в истории человечества, пожалуй, не было примеров, когда профессора университетов были настолько легковерны, настолько восторжены и настолько «открыты ко всему новому», что засчитали первую книгу Кастанеды «Учение Дона Хуана» в качестве магистерской работы по антропологии. Через несколько лет Кастанеде удалось в том же стиле защитить диссертацию и стать доктором философии (тут он немного напоминает А. Г. Дугина).

Чтобы оценить, насколько это глупая история, достаточно внимательно перечитать первые страницы «Дона Хуана», в которых автор описывает, как случайно встретился с пожилым индейским магом на автобусной остановке (а маг уже «курил его», то есть знал, что встретится с Кастанедой). Это уровень интеллектуальной работы в стиле сказки о старике Хоттабыче (только для более взрослых детей), и для своего жанра она сделана неплохо. Но если бы ко мне пришел студент с такой «антропологией» или «философией» я бы его вежливо отправил обратно. Очень своеобразно, но никакого отношения к знанию. Тем самым оборвалась бы блестящая карьера, ведь Кастанеда стал миллионером на своих книгах (уникальный, кстати, случай, когда человек зарабатывает хорошие деньги на книге, изданной в академическом издании University of California Press).

Весьма забавен и сюжет с «ведьмами» Кастанеды - первыми и самыми верными его последовательницами стали экзальтированные калифорнийские студентки. Уже в 70-е появились работы, например, известный текст Ричарда де Милля «Castaneda’s Journey», которые разоблачали Кастанеду не только как мистификатора, но и как плагиатора. В упаковке с брендом «Дон Хуан» Кастанеда продавал коктейль из учебников по мифологии и цитат из западной философии и литературы - от Витгенштейна до Льюиса Кэрролла.

Кастанеда имел определенное влияние на культуру конца XX века - в России его, например, активно цитировали Пелевин и Гребенщиков. Это говорит о его популярности как автора беллетристики и, в общем, ставит в ряд Коэльо и Ричарда Баха, а не ученых или философов.

У Кастанеды есть и последователи, которые пытаются зарабатывать на его имени, подражают ему и компилируют новые тексты. Двух самых известных зовут Виктор Санчез и Кен Орлиное Гнездо. Разницы между ними, конечно, никакой: мистическая болтовня вся одинаковая.

Другие ответы на сайте

Что внес в историю Карл 10 и чем он занимался по жизни?

  1. Карл 10 являлся королем франции в 1825 году. Занимался политической деятельностью франции, издавал законы и проекты во Франции. Еще до своей коронации в Реймсе 29 мая 1825 года Карл X принимает два законодательных документа, которые требуют внимания для характеристики дальнейшего курса нового короля и его окружения. Таким образом, оказывается, что уже в начале своего правления Карл X настроил своих подданных против себя и против верхушки власти. Сразу же в начале правления свои позиции показали и иезуиты, которые пытались восстановить майоратную систему наследования, но потерпели неудачу. Теперь мы переходим к очень важному событию в правление Карла X к коронации в Реймском соборе в 1825 году. Не стремясь дать какую-то оценку внешней политике Франции в правление Карла X, определим основные вехи и направления. В целом во внешней политике Франции в целом всего периода Реставрации сложилось два основных вектора: южный и восточный. Южное направление внешней политики характеризовалось участием и желанием Франции колонизировать территории Северной Африки (страны Магриба): Алжир и Тунис. Однако заметим, что во времена Реставрации больше времени уделялось алжирскому направлению, который был лишь частично реализован. 25 мая 1830 года 37-тысячный французский корпус во главе с военным министром графом де Бурмоном отправился из Тулона в Алжир. Как пишет Черкасов П. П., для переправки войск потребовалось 103 боевых и 350 торговых судов во главе с адмиралом Дюперре. 5 июля 1830 года был взят форт Императора и местные правители согласились на капитуляцию, однако восстание под руководством Абд аль-Кадира, которое продолжалось более 20 лет, не дало возможности французам закрепиться на данных территориях окончательно. В итоге буквально за несколько дней до Июльской революции Карл X подтвердил свое намерение сохранить французский контингент на территории Алжира на неопределенный срок 53. Именно на этом и закончилось южное направление внешней политики Карла X. Революция июля-августа 1830 года не дала возможности завершить окончательное присоединение Алжира, но преемники Карла X выполнят эту задачу и в конце XIX века Алжир станет французской территорией. Он политик, глава партии, вот такими двумя словами можно охарактеризовать в целом его жизнь и политический портрет. Остается лишь сожалеть о том, что о нем так мало сказано в отечественной историографии.

Шадье Аблякимовa

Шефика АБДУРАМАНОВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Музей не пишет историю. Музей ее собирает.

Фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия насчитывают более десяти тысяч единиц хранения. Это не только обозначенная цифрами статистика. Каждый документ, старинная вещица, каждая, на первый взгляд, малозначительная деталь – это подтверждение нашего бытия на этой земле. Перейдя из замкнутого круга семейной реликвии в разряд единицы музейного хранения, переданные музею предметы обретают новую жизнь. Переплетаясь в различные тематические комбинации, они каждый раз по-новому, как затейливые вариации калейдоскопа, складываются в неповторимые тематические орнаменты музейных экспозиций.

Источники пополнения фондов музея различны, но основным неизменно остаются наши соотечественники, неравнодушные к истории своего народа. Значительная часть музейной коллекции собрана благодаря дарителям – людям, принимающим безвозмездное участие в комплектовании наших фондов. Передав музею сохранившиеся от старших поколений предметы, наши дарители вписывают себя в хронику судьбы народа, оставляя потомкам уникальную информацию в восстановлении прерванной связи времен.

Каждый экспонат, кроме номинативного содержания, непосредственно связанного с его предназначением, неразрывно связан с судьбой человека или семьи, которой он принадлежал. А судьба каждого нашего соотечественника неразрывно переплетена с судьбой всего народа.

В течение последнего года наши фонды пополнились рядом ценных экспонатов, среди них и дар жительницы села Бурульча (Цветочное) Белогорского района Шадье Аблякимовой. Шадье-ханум передала в фонды музея ценные семейные реликвии, переходившие в их роду из поколения в поколение на протяжении полутора веков - марама (головное покрывало) и Коран.

Старинная орнаментальная марама, сотканная из тонкого шелковистого льна – уходящая в глубь веков традиция крымскотатарского узорного ткачества. Судя по состоянию и технике исполнения, она выработана в середине XIX века, ей более полутора веков. Матери Шадье-ханум она была подарена бабушкой на никях – обряд бракосочетания.

Свою необычную историю хранит и пожелтевший от времени старинный Коран. В трагическую майскую ночь 1944 года многие наши женщины вышли в неизвестность, прижимая к груди священную книгу. Символ веры Коран стал стержнем, сохранившим наш народ на чужбине.

У старинных марама и Корана много общего. Разделив судьбу вместе с людьми, которым принадлежали, они вместе с ними покинули Крым, находились рядом с их детьми на чужбине и вместе с последующим поколением внуков, уже в статусе семейных реликвий, вернулись на родину.

Оба эти экспоната уже участвовали в выставке «Уцелевшие сокровища», проходившей в начале этого года. Экспозиция этой представительной выставки состояла из предметов, вышедших из Крыма как первая необходимость в 1944 году и возвратившихся через полвека и более вместе с детьми или внуками своих изначальных владельцев уже ценными семейными реликвиями.

Родители Шадье-ханум - Хатидже и Мамут Мамутовы – уроженцы села Корбек (Изобильное) Алуштинского района. Отца на фронт не взяли – на момент призыва он попал на операционный стол, к тому же, у него было 8 детей. В войну их семья помогала партизанам, пекла хлеб. Выслали Мамутовых с восемью детьми. В первые годы на чужбине от голода и болезней умерли три дочери – Фатма, Айше, Тевиде и самый младшенький братик Амет, ему было только 8 месяцев.

Сама Шадье-ханум родилась в местах спецпоселений в 1947 году, в хлопководческом совхозе имени Мичурина Букинского района в Узбекистане. В Крым уже в составе своей семьи с четырьмя детьми она вернулась в 1977 году. С трудом поселились в селе Бурульча (Цветочное) возле Карасубазара (Белогорский район). Испытали все тяготы, выпавшие на долю первых вернувшихся на родину ласточек: нет прописки, нет работы, беспрестанные предупреждения о нарушении паспортного режима, выселение за пределы Крыма. Здесь, в Крыму, на так тяжело доставшейся земле предков, в 1978 г. в их семье родился пятый ребенок. Родители выбрали ему самое дорогое для них имя – Крымдар. Но в бюро загса регистрировать ребенка с этим именем отказались. Пришлось зарегистрировать его под другим именем. Но оно осталось только в документах. Для всех этот долгожданный, родившейся на земле своих предков сын – Крымдар!

Так причудливо судьбы людские переплетаются с историей окружающих их предметов. Предметы, в свой черед, музейными экспонатами свидетельствуют о жизни людей.

Сотрудники ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» - хранители прошлого для будущих поколений – выражают бесконечные слова благодарности Шадье-ханум Аблякимовой и всем дарителям Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, вместе с которыми мы сбережем нашу историю для будущих потомков.

Не забывайте своего рода, своего прошлого, узнавайте и записывайте все о прошлом рода, семьи, дома, вещей, книг, собирайте портреты, письма… Вместе мы сбережем наше прошлое для будущих поколений.