Трудные вопросы. Хорошая вещь под названием брак

Психологические, юридические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее?

Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

Как и с какого возраста ребенок официально может трудоустроиться и получать заработную плату? Какие возможности для этого предоставляет российское законодательство?

Трудовым кодексом РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные кабаре и клубы, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются направление несовершеннолетних работников в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно ТК РФ, труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Однако наниматели не стремятся принимать на работу несовершеннолетних, потому что подростки не имеют определенной квалификации и могут выполнять только подсобную работу. На молодежной бирже труда подросткам, в основном, предлагают сезонную работу по озеленению, с оплатой около 100 рублей в час. Также подросток может работать распространителем листовок, курьером, промоутером или в заведении быстрого питания (например, в Макдоналдсе - с 14 лет, в других сетях фастфуда - с 16-ти).

Устроиться раздавать листовки можно только полулегально, по трудовому договору, но без соблюдения норм законодательства. Оплата в среднем составит 100 рублей в час, однако риск того, что не заплатят вообще, достаточно велик. То же касается и работы курьером: зарплата в среднем не превышает 1000 рублей в неделю, как и зарплата промоутера мобильной связи.

В основном, оплата подросткового труда основывается на правиле: «сколько продаешь - столько и получаешь, не продашь ничего - ничего не получишь», о каких-то официальных окладах речь не идет вовсе. Например, заработок промоутера в компании «Орифлэйм» зависит от того, сколько продукции ему удастся продать, причем весь товар заказчикам продавец должен доставлять сам, вне зависимости от того, сколько он весит и куда придется ехать. Нередки ситуации, когда за месяц хождения по предприятиям и частным лицам с предложениями продукции промоутер получает 100 рублей.

Поэтому, с одной стороны, психологи рекомендуют ранние попытки устройства на работу (во многих западных странах, даже при состоятельных родителях, принято с подросткового возраста самому зарабатывать на определенные нужды): это помогает занять себя полезным делом, выработать привычку к труду и правильное отношение к денежным средствам.

С другой, к выбору работы несовершеннолетним стоит подходить очень серьезно, желательно при активном участии родителей и строжайшей проверке ими того места, куда ребенок устраивается на работу.

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

Подготовила Александра Ершова

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Повествование о страстях Христовых начинается рассказом о помазании Иисуса в Вифании. Вифания – это небольшое селение близ Иерусалима, где Господь Иисус Христос остановился накануне Своих крестных страданий, в канун Своей последней Пасхи. Когда Он возлежал с учениками на трапезе, внезапно вошла некая женщина, разбила алавастровый сосуд, и возлила благовонное миро на главу Господа Иисуса Христа. Вообще иудейские женщины очень любили благовония, и многие из них носили на шее небольшой сосуд алавастровый с благовонными маслами. Алавастр – это хорошо знакомый нам алабастр. Он пористый, поэтому содержимое сосуда легко проникает сквозь стенки сосуда и благоухает. Такой сосуд мог благоухать годами. Стоили эти вещи очень и очень дорого. Сами ученики оценили разбитый сосуд в триста динариев. Это примерно годовая плата наемного работника. Или же другой пример, когда Господь накормил пять тысяч человек в пустыни, то ученики сказали, что не хватило бы и двухсот динариев, чтобы их накормить. То есть триста динариев – это сумма достаточная для прокормления пяти тысяч человек. Почему же женщина решилась на такой поступок? Она принесла Иисусу дар. Давайте задумаемся, ведь подлинным даром является тот дар, который сопряжен с жертвой. Когда мы что-то дарим, что можем легко восполнить для себя, это действительно даром не является. А когда мы даем дар, превозмогающий наши возможности, это говорит о глубокой чистоте приносимого дара. У иудеев существовал такой обычай: когда в дом приходил гость, обычно ему на голову возливали несколько капель благоуханного масла. Но женщина разбивает сосуд и выливает все масло. Это опять же восходит к иудейским обычаям. Когда в дом приходил какой-то знатный, выдающийся человек и пил из кубка, то потом этот кубок разбивали, чтобы рука менее знатного человека этого кубка никогда больше не коснулась. Также женщина поступила с алавастровым сосудом, из которого она возлила на Господа Иисуса Христа благоуханное масло. Евангелист Матфей, повествование которого мы сейчас слышали, настойчиво призывает нас увидеть в этом действии символ мессианского достоинства Господа Иисуса Христа. «Христос» в буквальном переводе означает «помазанник». Таким образом, женщина выявляет мессианское достоинство Иисуса из Назарета.

Но в этом действии содержится еще одно важное символическое значение, которое не понимала ни сама женщина, ни ученики, которые возлежали за трапезой, но которое понял Господь Иисус Христос. Он в ее действии увидел действие пророческое. Он так и сказал: «Она помазала тело Мое к погребению». По иудейскому обычаю, когда умирал человек, его тело омывали водой, потом намащали благоуханным маслом, и сосуды, в которых приносили это масло, разбивали и полагали прямо во гробе. Господь предрекает, что совсем скоро, совсем не за горами, наступит новая эра – эра спасения, когда Небо будет отверсто, когда грехи будут прощены, когда обновится Завет. И эта эра наступит столь стремительно и быстро, что ученики даже не успеют помазать тело Иисуса Христа после Его смерти и достойно приготовить его к погребению.

Сегодня мы совершали пассию. Этот рассказ – это единственный светлый эпизод из повествования о страстях Христовых. Не случайно он обрамляется двумя очень мрачными повествованиями, а именно, перед помазанием Господа говорится о том совете, который сотворили первосвященники и старцы людские с тем, чтобы хитростью взять Иисуса и Его убить, а сразу после рассказа о помазании следует указание на предательство Иуды. И дальше все будет тяжелее и мрачнее. Сейчас мы совершали первую пассию из четырех. Эта служба призвана явить нам возможность приобщиться страстям Христовым, глубже их осознать, попытаться вжиться в них, потому что одна из важнейших целей Великого поста – это осознание того спасительного подвига, который Господь Иисус Христос понес за нас с Вами. Осознавать этот подвиг трудно, тяжело, это требует внутреннего усилия и преодоления некоего внутреннего сопротивления, но это делать необходимо, потому что этой ценой мы с вами спасены, потому что именно таким образом Господь Бог премудро избавляет нас из руки диаволи и дает нам возможность приобщения вечной жизни. Аминь.

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее? Психологические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.


Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Дмитрий Галкин

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

Каждый раз, когда в храме совершается Божественная Литургия, перед началом службы из алтаря выходит священник. Он направляется в притвор храма, где его уже поджидает народ Божий. В его руках Крест - знамение жертвенной любви Сына Божия к человеческому роду, и Евангелие - благая весть о спасении. Священник полагает Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Так начинается Таинство Исповеди.

Само название указывает на то, что в этом Таинстве совершается что-то глубоко интимное, вскрывающее тайные пласты жизни личности, которых в обычное время человек предпочитает не касаться. Наверное поэтому так силен страх перед исповедью у тех, кто еще ни разу к ней не приступал. Сколь долго им приходится переламывать себя, чтобы подойти к исповедальному аналою!

Напрасный страх!

Происходит он от незнания того, что же на самом деле совершается в этом Таинстве. Исповедь - не насильственное "выковыривание" грехов из совести, не допрос и, тем более, не вынесение "обвинительного" приговора согрешившему. Исповедь - это великое Таинство примирения Бога и человека; это - сладость прощения греха; это - трогательное до слез явление любви Бога к человеку.

Мы все много грешим пред Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев - постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее нас повинными гневу Божию.

При этом следует помнить, что грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это "черная печать", до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Покаяния. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

Один подвижник благочестия образно уподобил грехи... кирпичам. Он говорил так: "Чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей - грехов. Стена может стать настолько толстой, что животворящая благодать Божия перестает достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов. К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах порой переходящее в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.

К телесным последствиям относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека, явно или неявно, связаны с прежде содеянными им грехами.

Так вот, в Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божией к согрешившему. После чистосердечного раскаяния во грехах пред Богом в присутствии священнослужителя как свидетеля покаяния, при чтении священником разрешительной молитвы, сам Господь Своею всесильною десницей разбивает стену из грехов-кирпичей в пыль, и рушится преграда между Богом и человеком".

Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве иерея. Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном Воскресении, Он, дунув, сказал им: "...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам - церковным предстоятелям - епископам и священникам.

Кроме того, важен моральный аспект Таинства. Несложно перечислить свои грехи наедине перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии стороннего лица - священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, требует распятия своей греховности, что приводит к несравненно более глубокому и серьезному осознанию личной неправоты.

Святые отцы Таинство исповеди-покаяния называют "вторым крещением". В нем к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны новокрещенному и оказались утрачены им через грехи.

Таинство исповеди-покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству, оно есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения.

В течение всей нашей жизни наша духовная одежда непрестанно покрывается пятнами греха. Их можно заметить лишь тогда, когда одежда наша бела, то есть очищена покаянием. На темной от греховной грязи одежде нераскаянного грешника пятна новых и отдельных грехов не могут быть заметны.

Поэтому нельзя откладывать наше покаяние и давать сплошь замарываться нашей духовной одежде: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

И только внимательная жизнь и своевременное очищение греховных пятен в Таинстве исповеди может сохранить чистоту нашей души и присутствие в ней Духа Святого Божия.

Священник Дмитрий Галкин


В таинстве покаяния, или что тоже, исповеди, разрываются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно.
Преподобный Варсонофий Оптинский

К Таинству исповеди должно прибегать по возможности часто: душа того человека, который имеет обычай часто исповедывать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив того, неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершенные в потемках или ночью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)