Зачем нужны знаки препинания краткое содержание. Зачем нужны знаки препинания: их роль в русском языке

Таким вопросом задаются по большей части ученики, которым изучение пунктуации далеко не всегда даётся легко. Но если попробовать прочесть текст без знаков препинания, их роль тут же становится прозрачна и ясна. У каждого из этих незатейливых знаков есть своё предназначение и роль в тексте.

Зачем нужны знаки препинания в предложениях

Во-первых, они выполняют разделительную функцию, помогают распознать на письме предложение и его части в целом. Без них мы не сможем понять, где начало и конец, возникают проблемы с логическим восприятием. Во-вторых, знаки препинания позволяют придать эмоциональную окраску тексту. Без вопросительного или же восклицательного знака мы не смогли бы понять чувства, которые вложил автор в то или иное предложение. И, в-третьих, без знаков препинания текст был бы похож на бессмысленное нагромождение слов. Если вы попытаетесь прочесть его вслух, выйдет никому не понятная каша. Когда читаешь текст с правильной пунктуацией, то прекрасно понимаешь, где нужно сделать паузу, какую часть предложения стоит интонационно выделить, а какую прочесть без лишних остановок.

Прямая речь на бумаге

Добавить в текст динамики и живости многим писателям помогает прямая речь. Знаки препинания при этом ставятся особым образом. Используя определенный набор правил, прямую речь нужно отделить от всего текста, чтобы она не сливалась со словами автора - вот зачем нужны знаки препинания.

В школьном курсе русского языка пунктуация не изучается углублённо, поэтому если возникает желание более детально разобраться в этом вопросе, не стоит полностью полагаться на школьные знания. В обычной программе рассматривается два варианта использования прямой речи:

Завершаться она может любым из знаков препинания, кроме запятой.

Чтобы иметь в школе пятёрку за эту тему, достаточно не запутаться, где прописана прямая речь, знаки препинания расставить правильно, и понять, какую из частей начать со строчной, а какую — с заглавной буквы. Быть внимательнее и не запутаться, где и какой знак можно использовать, вам также помогут практические работы и чтение классической литературы.

Запятые в предложении. Проблема наших дней

Верное обращение с пунктуацией - признак грамотности человека, которая особенно ценится в наше время, когда большинство предпочитает довериться редакторам онлайн или же программе Word. Никто не спорит с тем, что программы оснащены базой и могут на определённом уровне справиться с орфографией, но вот с пунктуацией у большей части из них возникают проблемы.

Хотя зачем нужны знаки препинания — запятые, тире или двоеточия, когда их использование обусловлено таким большим количеством тонкостей, и если можно обойтись более простыми и односложными предложениями? В этом-то и проблема. Люди боятся знаков препинания, потому что не умеют ими пользоваться. Большинство и вовсе забывают правила русского языка через несколько лет после окончания школы, особенно если род их деятельности далёк от филологии. Кто-то не ставит нужное количество, а кто-то употребляет их слишком много. После такого хочется, чтобы запятые исчезли вовсе, но их наличие в тексте играет особую роль, которую не сможет заменить другой знак препинания.

Расстановка запятых. Как помочь себе?

Если вас озадачил вопрос собственной грамотности, и не на шутку захотелось поднять свой уровень знаний или хотя бы немного освежить правила в памяти, мы можем предложить несколько способов. Первый и самый очевидный метод - заглянуть в учебник и пересмотреть правила, прописанные в нём. В век Интернета можно запросто отыскать в сети грамматический справочник. Второй способ не менее действенный - чтение. Возьмите в библиотеке книгу, перечитайте что-то из классики. Это не только кладезь грамматически верных конструкций, но и копилка слов, а расширение словарного запаса тоже благотворно повлияет на уровень эрудированности.

И последнее - практика. Мало просто посмотреть правила и закрыть учебник, так они забудутся довольно быстро, их вытеснит другая информация. Достаточно хотя бы нескольких написанных предложений в день. Наверняка у каждого найдётся хотя бы полчаса в день на спасение и укрепление своих знаний.

Особенности изучения пунктуации в 5 классе

В начальной школе, как известно, дети получают лишь азы богатой русской грамматики, узнают про подлежащее и сказуемое, как строится предложение, из чего состоит слово, что такое знаки препинания. 5 класс становится второй ступенью. Поднявшись на неё, ребёнку предстоит более углубленно познакомиться с грамматикой и пунктуацией, лексикой и морфологией, синтаксисом и орфографией.

В средних классах детям подробнее объясняют, зачем нужны знаки препинания, обозначают их роль в тексте и предлагают набор правил, которыми они могут оперировать, чтобы правильно расставить их. Важно именно в этом возрасте втолковать чаду, насколько важна пунктуация, какое значение придаётся людям, владеющим искусством грамотного слова. Если привить ребёнку любовь и интерес к родному языку, он сам потянется к нему, изучение не будет казаться каторгой или наказанием, ведь успех в освоении языка во многом определяется желанием самого ученика постичь тонкости письма.

Предложения в тексте отделяются друг от друга различными знаками препинания: точкой, многоточием, вопросительным и восклицательным знаками. Эти знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и передают часть заключенной в тексте информации.
Так, поставленная в конце предложения точка сигнализирует о том, что предложение содержит повествование или побуждение (пример №1).
Многоточие передает недосказанность, недоговоренность (пример №2).
Вопросительный знак ставится для выражения вопроса или сомнения (пример №3), а восклицательный – для передачи эмоционального состояния, восклицания, удивления (пример №4).
Таким образом, все вышеперечисленные знаки препинания помогают выбрать правильную интонацию предложения, а также понять смысл написанного. (по материалам Интернета)

4. Зачем нужны кавычки?

Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении … в кавычки заключена прямая речь, а в предложении … – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права (выделительная функция ). В кавычкизаключаются слова, употреблённые в переносном значении (…), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (…) (газет, книг, заводов, пароходов и т.д.).
Если из любого предложения исключить кавычки, смысл предложения изменится (смыслоразличительная функция ).
Без сомнения, кавычки – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

5. Зачем нужен восклицательный знак?

Образец 1

Я считаю, что на письме без восклицательного знака обойтись невозможно.
Восклицательный знак обозначает границу предложения. Следовательно, он разделяет предложения в тексте , помогая точно понимать написанное (пример).
Наличие восклицательного знака в конце предложений помогает автору передать восклицательную интонацию (пример), душевное состояние героев (пример).
Таким образом, восклицательный знак в письменной речи крайне необходим.

Образец 2

Можно ли в письменной речи обойтись без восклицательного знака? Попробуем разобраться.
Восклица́тельный знак (!) - знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции . Он ставится в конце предложения для выражения таких чувств, как изумление, волнения (пример), а также призыва (пример).
Также восклицательный знак может ставиться при обращении (пример).
Кроме того, восклицательный знак может утраиваться для выражения большей экспрессии (пример), сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса - восклицания (пример) и с многоточием (пример).
Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (пример).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что без восклицательного знака было бы сложно выразить на письме чувства и эмоции.


6. Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?
Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто. (по материалам Интернета)

7. Для чего нужны запятые?

Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции . Например, в предложении 3 запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью между ними: «За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой…».
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых. Так, в предложении 11 запятые выделяют обращения «юноша, мой друг», а в предложении 5 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, «провожая в тяжёлый путь жизни».
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.

8. Какова роль знаков препинания в сложном предложении?

Образец 1

Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей. Рассмотрим предложение 13 из текста В.Ветковской. В нём точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» в предложении 14, перед союзом «но» в предложении 11. Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.
Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию . Аргументом этому служат предложения 1, 12, 14 и др. В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).
Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию . Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении 11, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.
В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста В.Ветковской демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними
Образец 2
В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
В тексте А.Лиханова много сложных предложений, чаще всего в них используется запятая. Запятая может выполнять разделительную функцию . Так, в предложении 19 запятая разделяет три части сложного предложения с союзной сочинительной и бессоюзной видами связи. В предложениях 7, 20 с помощью запятых выделяются придаточные в сложноподчинённом предложении - «что происходило сейчас» и «чего никогда не видел».
В предложениях 15, 24 двоеточие не только разделяет части бессоюзных конструкций, но и выполняет смысловую функцию . В предложении 15, например, оно предупреждает о содержащемся во второй части пояснении: какое именно чудо делала книга с рассказчиком. В предложении 24 двоеточие указывает на то, что вторая часть будет дополнять содержание первой части, раскрывать её смысл.
Многофункциональность знаков препинания в сложных конструкциях доказывает тот факт, что они действительно необходимы.

9. Для чего нужны знаки завершения?

К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки , а также иногда одновременно употребляются два знака . Все эти пунктуационные знаки очень важны, потому что они выполняют разные функции.
Рассмотрим фрагмент из повести В.Л.Кондратьева «Сашка». В нём в конце предложений поставлены разные знаки препинания, и все они нужны для того, чтобы показать границу частей текста - предложений. Например, в конце предложений 1, 3, 5, 6 и др. ставится точка, в конце предложений 11, 14, 15,18 – восклицательный знак, в конце предложений 10,19 – вопросительный знак.
Кроме основной разделительной функции, знаки завершения предложения могут выполнять смысловую функцию . Так, восклицательный знак, поставленный в конце предложений 11, 14, 15, 18, передаёт эмоциональную окраску высказываний. Многоточие тоже служит для передачи смысла высказывания. Например, в предложениях 20, 27 оно указывает на незаконченность, недосказанность.
Таким образом, мы убедились в том, что знаки завершения очень важны в письменной речи. Без них невозможно разграничить текст на части, прочитать предложения с нужной интонацией и подчеркнуть цель высказывания.

«Зачем нужны знаки препинания?» МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно» Презентация к сообщению по теме: Презентацию подготовила ученица 4 класса Федорова Ангелина? ! . , :

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. К. Г. Паустовский

Знаки препинания - символы, используемые для оформления текста. Они нужны в письменном тексте для разделения текста на части и выделения частей текста по смыслу. Ещё они указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении. Знаки препинания нужны, чтобы не получилась словесная каша.

Самые распространённые знаки препинания: Точка Запятая Многоточие Двоеточие Точка с запятой Вопросительный знак Восклицательный знак Тире Дефис Кавычки Скобки

Точка Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Точка при чтении означает, что нужно делать более длинную паузу, чем при запятой. Конец предыдущей мысли и начало следующей. Разделение слишком длинных предложений для их более лёгкого понимания. Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Русский писатель Владимир Иванович Даль, создатель толкового словаря русского языка, связывал это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать “. , Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать!

Многоточие - три точки, обозначают более длинную паузу во времени, чем точка. Многоточие ставится в предложении или тексте, если мысль не завершена. Многоточие ставят, когда хотят сказать: « Я сообщил вам еще не все, что знаю ». … Помню, отлично помню…

Двоеточие – объяснение в подробностях сказанной общей фразы. Двоеточие ставится перед перечислением. Двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. Cтавится при однородных членах предложения. Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». : Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.

Точка с запятой нужна для отделения сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой. Точку с запятой используют для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых. Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения.» ; Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.

Вопросительный знак Вопросительный знак мы ставим в конце предложения с вопросом. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова. Первоначально в значении [?] встречалась [;] ? Что случилось? Как? Вы откуда?

Восклицательный знак Восклицательный знак показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания. Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления). ! Ура, каникулы! Привет! Классно!

Тире - замена слова (если мы не произносим слова, но имеем его ввиду) Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской. Назвался груздем – полезай в кузов.

Дефис в русском языке – многозначный символ. Его употребляют при переносе слова с одной строки на другую (от-нес-ти) , при присоединении частей слова (кое-что, что-то) при сокращенном написании слова (об-во, то есть общество).

Кавычки обозначают границы прямой речи или цитаты. “ Мама сказала: «Пора спать!» Волк закричал: «Ну, погоди!»

Скобки - отвлечение от основной мысли, объяснение. Скобки нужны для доведения до читателя дополнительной информации. () Сергей пошёл на прогулку (он всегда это делал до обеда), так как после обеда учился в школе во вторую смену.

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда?Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. Знаки Препинания

Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, И прочие, И прочие... Заявили запятые: - Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая - знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой; Двоеточие, мигая, Закричало: Нет, постой! Я важней, чем запятая: Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет... - сказало многоточие, Еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие … Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как? - Так, - сказала точка, Точка-одиночка. Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас. С. Я. Маршак

Заключение: Знаки препинания нужны нам при письме. Они помогают сделать правильный акцент, сформировать и оформить мысль именно так, как нужно, чтоб ее восприняли, а иногда и полностью поменять смысл сказанного, написанного. Знаки препинания помогают читать текст с нужной интонацией, чтобы лучше понять смысл написанного текста. Без знаков препинания получалась бы каша из букв. Нужно было бы долго думать, чтобы понять, о чём написано в тексте.

Городское соревнование юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

«Зачем нужны знаки препинания»

МБОУ лицей №3, 4а класс

Научный руководитель:

Нурыева Венера Раиловна, учитель

начальных классов

МБОУ лицей №3

Сургут

2018

Введение………………………………………………………………..…3

Основная часть

Теоретическая часть ……………...……..............................................4

Практическая часть ………………….………………………….………..6

Заключение……...………………………..................................................7

Список используемой литературы…..………………………………….8

Приложения……………………………………………………………….9

Введение

Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.

Актуальность

Современному человеку сложно представить, что когда-то книги печатались без всех «известных значков», которые называют знаками препинания. Они стали настолько привычно для нас, что мы их не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Знаки препинания живут своей жизнью в языке, имеют свою историю.

Гипотеза

Я предположила, что знаки препинания играют большую роль в нашей письменной речи. Они помогают нам грамотно выразить свои мысли.

Цель работы: узнать, зачем нужны знаки препинания, их роль в письменной речи, анализ интернет - чатов и анкетирование учащихся

Задачи исследования:

1)Познакомится с историей некоторых знаков препинания;

2) Провести опрос одноклассников на знание знаков препинания и их отношения.

Методы исследования:

Анализ, поиск материалов в интернете, обобщение

Основная часть

Объект исследования: пунктуация

Предмет исследования : знаки препинания

Теоретическая часть

Теоретическая значимость исследования позволит расширить общее представление о знаках препинания.

В русском языке 10 знаков препинания. Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» - «остановить».

Точка - самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения. Её можно назвать корнем многих знаков препинания. Появилась она в конце 15века.

Запятая – самый распространенный знак препинаний, в русской письменности их в предложение бывает несколько, в отличие от точки.

Термин «запяти», означает «зацепиться» или «задеть», в русских предложениях появилось в 1520году.

Точка с запятой придумал и ввел в употребление венецианский издатель Альд Мануций, по его замыслу, точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочиненном предложении. В русском языке его используют в бессоюзном предложении, когда в его частях много запятых.

Двоеточие-знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными, или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак употребляется с конца 16 века.

О таком знаке препинания, как тире, Сомирсет Моэм писали, что в нем есть что-то грубое, азартное и редко встречается в предложениях, в котором можно заменить с точкой запятой или четко отделяющими скобками. Свое название получил от французского глагола «растягивать».

Многоточие - полная противоположность точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысли или ж неуверенность.

Восклицательный знак - в письменной речи используется для выражения эмоции.Восклицательный знак был введён в английскую типографию в XV веке, в России восклицательный знак появился в XVI веке.

Вопросительный знак - становится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Встреча в печатных книгах c XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVII веке.

Кавычки к нам попали в 16 веке. Произошло от диалектного слово «кавка», то есть лягушка «кавыкать» -ковылять, они употребляются при выделения прямой речи, цитат, названий, иронии.

Скобки – появились более 100лет раньше, чем жил Ломоносов. Он считал, что скобки вместительный знак препинания.

Практическая часть

В практической части моей исследовательской работы я решила рассмотреть распространённые выражения: «Казнить нельзя помиловать», «Морить голодом нельзя кормить».

Смысл фразы в отсутствие запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный может решить судьбу человека.

Казнить, нельзя помиловать-(казнить)

Казнить нельзя, помиловать-(помиловать)

Морить голодом, нельзя кормить -(оставить без еды)

Морить голодом нельзя, кормить-(дать еду)

Анализ анкет

70% используют знаки препинания всегда и понимают о их важности,

30% человек затруднились ответить.

Чтобы определить пунктуационную грамотность, воспользовалась интернет-чатом Viber , где разослала учащимся 4 А класса текстовое сообщение, я убедилась, что, действительно, в этих сообщениях очень мало знаков препинаний. Пишущие стараются ответить быстро, им некогда расставлять знаки, ставят в том случае, если знак препинания «напрашивается». Но и есть категория «защитников языка», они пишут долго, но используют знаки препинания.

Анализируя интернет-чат, я решила, что в основном знаки препинания используют взрослые грамотные люди. В молодежном общение количество знаков препинаний сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени или чтобы не выделяться. Вместо знаков препинаний больше всего используют смайлики, выражение эмоции пишущего.

Таким образом, я убедилась, что не все учащиеся используют знаки препинания в письменной речи и тема моей исследовательской работы действительно актуальна, а это и есть угроза для русского языка.

Заключение

При работе над данной исследовательской работой, я определила, что знаки препинания являются очень важны в нашей письменной речи от их перестановки иногда можно изменить смысл предложения.

Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, как личности. Какое будущее нас ждет, если мы будем безграмотными существами, которые проживают жизнь без познания нового. Мы должны знать и употреблять знаки препинания для того, что бы быть грамотными! Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале моего исследования полностью доказана. http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания

5.Интернет-ресурс:

6.Интернет-ресурс:

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько знаков препинаний ты знаешь?

2.Пользуешься ли знаками препинания в интернет-чате?

3.Считаешь ли ты, что возможно обойтись без знаков препинаний?

Как быть, если знаки препинания становятся камнями преткновения? Проще всего, конечно, как знаменитый герой из мультфильма, махнуть на них рукой и решить вовсе без них обходиться. Но что тогда произойдет?

Нет, конечно, казнить вас никто не будет. Но представьте, что вам срочно нужно узнать ответ на злободневный вопрос. Например, как организовать вечеринку для друзей. Вы забиваете свой вопрос в Интернете, а перед вами открывается страница, с верху до низу написанная без единого знака препинания. Вы просто не сможете осилить ее и дочитать до конца, а если бы и дочитали, то не смогли бы правильно понять ее смысл.

Знаки препинания – очень важные помощники в понимании письменного текста. Они придают смысл написанному, разделяют на фрагменты, облегчающие восприятие, обогащают текст интонациями и эмоциями. Эти маленькие знаки могут передать удивление, восхищение и радость, помогут подчеркнуть важность какой-либо мысли или пригласят вас придумать продолжение прочитанной истории. Вот какой большой силой обладают знаки препинания! А запомнить их совсем нетрудно, ведь их всего десять.

Знаки первой необходимости – это запятая и точка. Точка стоит в конце предложения, давая нам понять, что определенная мысль высказана полностью и пришла к своему логическому завершению. Интонационно точка передается длинной паузой. С помощью запятой выделяются вводные фразы, обращения и уточнения. Запятой разделяются перечисления, она помогает не запутаться в сложных предложениях, отделяя простые предложения друг от друга. Кроме того, запятая создает короткую паузу внутри предложения.

Восклицательный знак – любимый знак препинания даже не очень грамотных людей. Не зря на различных форумах так часто открываются темы с названием «помогите» и тремя восклицательными знаками в конце. Знак восклицания – самый эмоциональный знак, он может передать радость и злость, удивление и разочарование, предупредить о чем-то или привлечь внимание. Восклицательный знак часто употребляют вместе с вопросительным, образуя вопрос-эмоцию, или с многоточием, подчеркивая помимо восклицательности недосказанность.

Вопросительный знак, конечно же, обозначает вопрос, который может быть задан как в форме отдельного предложения, так и внутри него.

Точка с запятой помогает нам найти простые фразы в составе сложных. Обычно она нужна там, где много уточняющих оборотов, осложненных запятыми – еще одна запятая в этом случае только запутала бы наше восприятие, поэтому на помощь приходит точка с запятой.

Двоеточие обычно ставится перед перечислением, а в сложных предложениях перед второй частью, если она разъясняет первую. Также двоеточие ставится перед прямой речью.

Тире используется как связка между словами и предложениями или употребляется вместо пропущенного слова, оно может объяснить какое-либо явление или противопоставить по смыслу слова и фразы. С помощью тире можно выделить слово или часть предложения, придавая им тем самым особенный смысл.

Если мы используем в тексте цитату или прямую речь, то ее нужно обособлять кавычками. Кавычки также необходимы для выделения слов, используемых в переносном значении. Круглые скобки отделяют отвлеченную мысль, не связанную с предложением в целом. Незавершенная мысль обозначается многоточием. Многоточие побуждает нас к размышлению над продолжением текста.

Большинство писателей ставят знаки препинания, опираясь не на правила пунктуации, а на свое авторское право передавать мысль так, как они ее видят. Таким правом обладает любой человек. Но для того чтобы самостоятельно дирижировать знаками препинания, надо глубоко понимать их значение, их необходимость в тексте, надо суметь доказать себе и окружающим, что применение знаков препинания наполнено смыслом. Тогда вы сможете донести до адресата свою мысль во всей ее глубине до мельчайшего оттенка.

Источник картинки: savepic.ru