Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы. Стихи и загадки к урокам по предмету русский язык

1. За какую согласную букву надо спрятать другую согласную, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких ружей?
(Залп: за «л» — «п»).

2. Название какого дерева состоит из восклицания, ноты и предлога?
(О-си-на: осина).

3. Какое слово в русском и немецком языках обозначает название реки и один и тот же союз?
(Или – Одер).

4. В названии какой птицы сорок одинаковых букв?
(Сорока: сорок — «а»).

5. К какому местоимению нужно прибавить другое, чтобы получить крупные плоды?
(«Ты» к «вы» — тыквы).

6. В каком глаголе сто отрицаний?
(Сто «нет» — стонет).

7. Какой глагол называет вас своим?
(Мой).

8. Как перечислить при помощи наречий по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. В каком наречии, состоящем из пяти букв, звучит пять «О»?
(Опять: «о» — пять).

10. Какая змея бывает наречием?
(Уж).

11. Какой буквой, взятой два раза, можно назвать военный праздник?
(Пара «Д» — парад).

12. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
(Кошка).

13. Ради какой буквы замечательный русский изобретатель победил пространство, создав возможность людям общаться друг с другом из любых мест мира?
(Ради «О» — радио).

14. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и слева направо?
(Оно, тот).

15. Какие женские имена состоят из союзов?
(Ада: «а» и «да»; Ида: «и» и «да»).

16. В каких случаях слова «грозный», «шахты», «бостон», «изюм», «калач» пишутся с большой буквы?
(Названия городов).

17. Какие два местоимения мешают движению транспорта?
(Ямы: «я» и «мы»).

18. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь?
(Камыш: на ка+мыш+ добавь «ь»).

19. Чем оканчиваются день и ночь?
(Мягким знаком).

20. Что находится между горой и оврагом?
(Буква «и»).

21. Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу?
(Три «о»: трио).

22. Какой месяц короче всех?
(Май – из 3-х букв).

23. У человека – одна, у ворона – две, а у медведя – нет ни одной.
(Букв «о»).

24. У каких глаголов в конце большое помещение?
(У которых корень оканчивается на букву «З»: ска-зал, заре-зал – у глаголов в прошедшем времени).

25. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?
(У безличных, возвратных: не спал – лось, не хоте – лось).

26. Сколько в «азбуке» букв?
(6).

27. Из названий каких двух букв можно приготовить вкусное блюдо?
(Каша: «ка» — «ша»; уха: «у» — «ха»).

28. Какая буква наиболее редкая гостья в русских книгах?
(Ф).

29. Какие буквы обижаются на то, что их не пишут в начале русских слов?
(«Ы» и «Й»).

30. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?
(Точь-в-точь).

31. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?
(Мала – я, высока-я).

32. В каком падеже личное местоимение «МЫ» состоит их двух предлогов?
(В р.п.: «на» и «с» — нас).

33. Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
(«При» и «пять» — Припять).

34. В каких лесах не водится дичь?
(Лес ошибок, срубленный, спиленный).

35. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
(Как дважды два).

36. В каком числительном можно встретить пять «Ю»?
(Пятью: пять «ю»).

37. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю дорогу?
(Насос: «на» — «с» — «о» — «с»).

38. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
(Коза: «к» — «о» — «за»).

39. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
(Сосна: «с» — «о» — «с» — «на»).

40. Что было завтра, а станет вчера?
(Сегодня).

41. Какой полуостров жалуется на свой рост?
(Я-мал).

42. Название какой реки можно найти у себя во рту?
(Десна).

43. Что общего у винтовки и дерева?
(Ствол).

44. Какой остров говорит, что его можно носить под рубашкой?
(Я-майка).

45. Какой болезнью на земле никто не болел?
(Звёздной).

46. Какой башмак на ногу не натянуть человеку никак:
Ни маленькому, ни большому, ни самому крутому?
(Железнодорожный).

47. Что общего в деревьях и книжках?
(Лист: листы – листья).

48. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
(Буква «Ц»).

49. Что есть у слова, у растения и у уравнения?
(Корень).

50. Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд?
(Мышь и як).

51. Так в старину называли и большой населённый пункт, а сейчас – только осадки.
(Град).

Ответ оставил Гость

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь - «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне - «радость». (Антонимы)

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -... (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто - ... (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех - ... (знак вопроса)

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -... (восклицательный)

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь -... (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто - ... (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия - не вздор,

По составу то... (разбор)

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Ты части речи те - союз,

Предлог, частицу, - помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно - ... (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

«Загадки слов»

Братск

2013г.

Цели:

Воспитание интереса к изучению русского языка;

Формирование умения работать в группе, оформлять свои мысли в устной речи;

Развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение кругозора.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведём конкурсную программу по русскому языку, которая называется «Загадки слов».

Цель нашей конкурсной программы, чтобы каждый из вас смог проявить свою смекалку, сообразительность, приобрёл новые знания, расширил свой кругозор.

Команды будут соревноваться между собой, и набирать определённое количество баллов за каждый конкурс. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем.

2.Вводное слово

- « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.

Попытайтесь же сегодня это сделать.

3. Представление жюри.

4. Представление команд.

Каждая команда представляет своё название, девиз и объявляет капитана.

Команды занимают свои места за столами.

5.Конкурсная программа:

Первый конкурс: «Рассказать алфавит»

Приглашаются по одному участнику от команды, которые поочерёдно будут рассказывать алфавит.

Кто победит получает - 3 балла, сошедший с дистанции вторым - 2 балла, а кто сойдёт раньше всех-1 балл.

Второй конкурс: «Наборщик»

Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.

Командам даётся 3 минуты, после чего они поочерёдно зачитывают слова.

Побеждает та команда, которая назовёт последнее слово.

(1место - 3балла, 2 - 2б., 3 - 1б.)

ТРАНСПОРТ (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

Третий конкурс: «Грамматическая арифметика».

Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый правильный ответ 1 балл.

ЕЖИ – И + Е + ВИКА = (ежевика)

КАБАН – АН + ЛУК = (каблук)

КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)

ЧЕРЁП – П + МУХА = (черёмуха)

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = (коридор)

СПОР + А – РОСА + АР +ТА = (парта)

Четвёртый конкурс: «Ребусы»

(В презентации)

По 2 простых ребуса для каждой команды.

По 2 средней сложности.

3 сложных ребуса – кто первый ответит.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов»

Капитаны вытягивают по 5 вопросов. За каждый полный ответ - 2 балла.

1)Назвать пары согласных по звонкости-глухости? (д-т, б-п, г-к, з-с, в-ф, ж-ш) .

2)Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2-ъ,ь) .

3)Как назвать одним словом и Тортиллу, и медлительного человека? (черепаха).

4)Какие собственные имена могут принадлежать и мальчику и девочке? (Саша, Женя, Валя).

5)В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота).

6)Как пишутся имена людей, клички животных?

7)Какие знаки ставятся в конце предложения? (.!?)

8)Как определить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

9)Как переносится слово? (По слогам)

10)Чем звуки отличаются от букв? (Звук мы произносим и слышим, букву пишем и видим).

11)Как обозначаются звуки на письме? (Буквами).

12)Какие буквы могут обозначать два звука? (е, ё, ю, я).

13)Сколько букв в русском алфавите? (33).

14)Сколько слогов в слове «машина»? (3).

15)Какое правило применяется при написании слова «шишка»? (ши пиши с и).

16)Сколько гласных букв в русском языке? (10).

17)Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).

18)Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (Ударение) .

19)Из этого состоит текст. (Из предложений).

20)Из этого состоит предложение. (Из слов).

21)С какой буквы не могут начинаться слова? (ь,ъ,ы)

Шестой конкурс: «Найди слова»

Слоги перепутались, заблудились, и получились какие- то странные слова.

Попробуйте из каждого набора слогов образовать по 2 новых слова.

Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый отгаданный набор слогов - 2 балла.

СОРОБАКА (сорока, собака) КОЗАРО (коза, роза)

КОРОНАВА (корова, корона) РАМАКИ (раки, маки)

БАКИРАН (баран, баранки) ОСКОЗЛЫ (ослы, козлы)

КУЦАРИЦА (курица, царица) НОРАГА (нога, нора)

Седьмой конкурс: «Составь пословицу»

- «Без пословицы не проживёшь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее бала бы наша речь без пословиц и поговорок. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит вашу речь, сделает её ярче.

В нашем задании половинки пословиц перепутались, найди их и соедини стрелочкой.

Командам даётся 3 минуты на обдумывание. За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл.

Мир строит, а война разрушает

Поспешишь- людей насмешишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Волков бояться в лес не ходить

Старый друг лучше новых двух

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Восьмой конкурс: «Анаграммы»

Командам даётся 5 минут на обдумывание задания. За каждое отгаданное слово - 1 балл.

НЫОТ- _________________ (ноты)

ЕЛОД- _________________ (дело)

ТМРА- _________________ (март)

ОЖИВТ-_________________ (живот)

ЫТКАВ-_________________ (тыква)

НИАВД -_________________ (диван)

УДПЬЕЛ-________________ (пудель)

ЗЗДВАЕ-_________________ (звезда)

ВАЬЯНР- ________________ (январь)

МИДОПОР- _____________ (помидор)

Запасной конкурс – «Ребусы»

6.Подведение итогов. Награждение грамотами.


Транспорт

спорт торт нора пора ор

стоп трос нос порт ар

сон транс наст пост оспа

спор трап нота пар он

сто тон нарост пот она

сорт тропа оса

сор тост

стан трон

стон

стропа

старт

рот

рота

рост

рапорт

роса

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

(Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)

3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что

Море по колено - ничего не бояться

Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову - (быстро)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.