Значение имени софья. Великая княгиня московская софия палеолог и ее роль в истории

Софья Алексеевна (1657-1704), русская царевна и великая княжна, правительница России (1682-1689 гг.).


Родилась 27 сентября 1657 г. Третья дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Вместе со своим единокровным братом Фёдором Алексеевичем училась у просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Современники отмечали в Софье острый ум , блестящее владение риторикой и знание иностранных языков. Софья и сама занималась литературным творчеством.

В мае 1682 г., в момент стрелецкого восстания в столице, заняла позицию «милостивой, кроткой и милосердной» царевны. Её речь к ворвавшимся в Кремль стрельцам, щедрые обещания, похвалы и быстрое удовлетворение требований восставших (прежде всего о выплате недоданного за многие годы жалованья) привели к временному успокоению в столице. Софья, поддержанная стрельцами и верными Милославским боярами, стала правительницей.

В августе 1682 г. в разгар новых волнений царевна обманом вывезла царскую семью и двор из Москвы, лишив мятежников возможности действовать от имени царей Ивана V и Петра I. Казнив руководителя стрелецкого приказа князя И. А. Хованского с сыном, Софья объявила народное восстание результатом заговора аристократов.

Сохранив свои материальные завоевания, стрельцы и солдаты отказались от политических требований и в течение нескольких лет были осторожно «разобраны»: разделены привилегиями, рассредоточены по провинциальным городам и сокращены.

Софья вошла в политику без прав, легализуя реальную власть через союз с князьями В. В. Голицыным, Одоевскими и другими видными мужами Думы, а также опираясь на молодого энергичного администратора Фёдора Леонтьевича Шакловитого (думный дьяк, затем окольничий). К лету 1683 г. она фактически создала своё правительство, но лишь после заключения Вечного мира с Польшей (1686 г.) получила статус «соцарствующей» царевны, чье имя писалось в официальных документах.

Закрепить власть регентши могла только её коронация. Подготовка к этому велась в 1687-1689 гг. Даже вельможный сторонник Петра I князь Б. И. Куракин признал: Софья правила «со всякою прилежностью и правосудием, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, также умножились коммерция, и ремёсла, и науки… и торжествовала тогда вольность народная».

Однако Софья потеряла власть при попытке устранить уже достигшего совершеннолетия Петра. В сентябре 1689 г. она была заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 г. вспыхнуло новое стрелецкое восстание. Стрельцы из отдалённых городов пошли походом на Москву, надеясь вернуть Софью к власти.

После подавления этого бунта царевна была насильно пострижена в монахини. Под именем Сусанны она содержалась в Новодевичьем монастыре под строгим надзором до смерти.

От первой его жены, Марьи Ильиничны Милославской . Софья родилась в 1657 г. Одаренная природными способностями, любознательная, энергичная и властолюбивая, она после смерти отца (1676) сумела приобрести любовь и доверие больного брата-царя Федора и, благодаря этому, достигла некоторого влияния на государственные дела.

После смерти царя Федора (27 апреля 1682 г.) царевна Софья стала поддерживать права на трон не сына Натальи Нарышкиной , Петра, а слабоумного царевича Ивана. Иван, в отличие от Петра, являлся братом Софьи не только по отцу, но и по матери. Он был старше Петра, однако из-за слабости умственных способностей не мог лично вести государственных дел. Последнее обстоятельство было выгодно властолюбивой Софье, мечтавшей под внешней ширмой Ивана сосредоточить всю власть в собственных руках.

Стрелецкий бунт 1682. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского, 1862.

(Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредим)

В борьбе против уже посаженного на московский трон боярами Петра царевна Софья воспользовалась недовольством, возникшим в стрелецком войске под конец жизни царя Федора и первые дни после его кончины. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт . Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей.

Теперь предстояло унять стрельцов, которые продолжали волноваться. Во главе их стоял прежний единомышленник царевны Софьи, начальник стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский, начавший теперь собственную борьбу за власть. Вслед за стрельцами выступили «раскольники» , добивавшиеся возвращения к церковной старине и отречения от всех новшеств и «ересей» патриарха Никона .

Никита Пустосвят. Спор царицы Софьи с раскольниками о вере. Кремль, 1682 г. Картина В. Перова, 1881

Софья начала действовать с большой энергией. Хованский за свои честолюбивые замыслы был казнен . Назначенный на его место думный дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках, и Софьи удалось, таким образом, поднять на прежнюю высоту авторитет власти.

Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.

Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга; запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения; замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п.). Однако религиозные гонения даже усилились: раскольники преследовались с ещё большей строгостью, чем ранее. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын , один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества ». В правление Софьи была открыта в Москве при Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинская академия , которая вскоре начала играть роль не столько учебного заведения, сколько своеобразной церковной инквизиции.

Годы власти Софьи отмечены и важными внешнеполитическими событиями. По «Вечному миру» 21 апреля 1686 г. Польша окончательно уступила Москве Киев и все земли, потерянные её королями по Андрусовскому перемирию 1667 года . Польский монарх Ян Собеский сделал эти уступки, чтобы привлечь Москвы к союзу против турок. В рамках этого союза князем Василием Голицыным были предприняты два похода на Крым (в 1687 и в 1689 г.), но оба они кончились неудачей.

С 1688 г. повзрослевший Петр I уже начал принимать участие в делах и посещать боярскую думу. Столкновения между ним и царевной Софьей начали учащаться, и решительная борьба была неизбежна. Попытка Шакловитого и Софьи опереться и в этой борьбе против Петра на стрельцов (второй стрелецкий бунт ) кончилась казнью Шакловитого и заточением Софьи в Новодевичий монастырь (в конце сентября 1689 г.). Так окончилось её правление – государственные дела теперь перешли в руки Петра и его родственников Нарышкиных.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Картина И. Репина, 1879

«Женским веком» в русской истории считается XVIII, когда на русском троне побывали сразу четыре императрицы — Екатерина I , Анна Иоанновна , Елизавета Петровна и Екатерина II . Однако начало периоду женского правления было положено несколько раньше, когда в конце XVII века на протяжении нескольких лет фактическим главой России стала царевна Софья Алексеевна .

О сестре Петра I , в первую очередь благодаря художественным фильма и книгам, сложилось представление как об отъявленной реакционерке, противостоявшей брату-реформатору. На деле всё было гораздо сложнее.

Софья Алексеевна родилась 27 сентября 1657 года, она была шестым ребенком и четвёртой дочерью царя Алексея Михайловича .

Дочерям русских царей в допетровскую эпоху особого выбора не предоставлялось — сначала жизнь на женской половине дворца, а затем монастырь. Времена Ярослава Мудрого , когда княжеских дочерей выдавали замуж за иностранных принцев, были далеко позади — считалось, что жизнь в монастырских стенах для девушек лучше, чем переход в иную веру.

Добродетелью царевен считались смирение и покорность, однако довольно быстро выяснилось, что у маленькой Софьи на всё есть своё мнение. К 7 годам мамки и няньки бегали жаловаться на девочку прямо царственному отцу.

Царь Алексей Михайлович поступил неожиданно — вместо наказания приказал найти для Софьи хороших педагогов. В результате девочка получила отличное образование, овладела иностранными языками, и вскоре иностранные послы стали докладывать в свои страны об удивительных изменениях при русском дворе: дочь царя теперь не сидит за вышиванием, а участвует в государственных делах.

Софья Алексеевна. Фото: Public Domain

Особенности политической борьбы XVII века

Софья не питала иллюзий на счёт того, что так будет продолжаться и дальше. Девушка через иностранцев, служивших при русском дворе, наладила контакты с германскими княжествами, пытаясь найти себе там жениха, который устроит отца. Но Алексей Михайлович так далеко заходить не собирался, не дав дочери возможности перебраться за границу.

Алексей Михайлович умер, когда Софье было 19 лет. На престол взошёл брат царевны Фёдор Алексеевич .

Как и его тёзка Федор Иоаннович , этот русский царь не отличался крепким здоровьем и не смог произвести на свет наследника.

Сложилась довольно сложная ситуация с наследованием трона. Следующим по очереди шёл брат Фёдора и Софьи Иван Алексеевич , однако он тоже часто болел и к тому же проявлял признаки слабоумия. А следующим наследником являлся совсем ещё юный Пётр Алексеевич.

В ту пору высшая русская знать была разделена условно на две противоборствующие партии. К первой принадлежали родственники первой жены Алексея Михайловича Марии Милославской и их сторонники, ко второй — родственники второй жены царя Натальи Нарышкиной и их единомышленники.

Фёдор, Иван и Софья были детьми Марии Милославской, Пётр — Натальи Нарышкиной.

Сторонники Милославских, сохранявшие позиции при Фёдоре Алексеевиче, понимали, насколько шаткой ситуация станет в случае его смерти. При этом на момент смерти отца Ивану было всего 10 лет, а Петру — и вовсе четыре, так что в случае их воцарения вставал вопрос о регенте.

Для Софьи данный политический расклад выглядел весьма перспективным. Её стали рассматривать как кандидата в регенты. В России, несмотря на всю её патриархальность, приход к власти женщины не вызывал шока и ужаса. Княгиня Ольга , правившая на заре русской государственности и ставшая первой христианкой среди правителей Руси, оставила вполне положительные впечатления о подобном опыте.

Дорогу к власти открыл бунт

7 мая 1682 года не стало Фёдора Алексеевича, и за трон развернулась ожесточённая борьба. Первый ход сделали Нарышкины — сумев перетянуть на свою сторону патриарха Иоакима , они объявили новым царём Петра.

У Милославских на этот случай был припасён туз в рукаве — стрелецкое войско, вечно недовольное и готовое к бунту. Подготовительная работа со стрельцами велась давно, а 25 мая был запущен слух о том, что Нарышкины в Кремле убивают царевича Ивана. Начался бунт, и толпа двинулась на Кремль.

У Нарышкиных началась паника. Наталья Нарышкина, пытаясь погасить страсти, вывела к стрельцам Ивана и Петра, однако это бунтовщиков не успокоило. Сторонников Нарышкиных стали убивать прямо на глазах 9-летнего Петра. Эта расправа впоследствии сказалась и на психике царя, и на его отношении к стрельцам.

Сцена из истории Стрелецкого бунта в 1682: Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Мать Петра I Наталья Кирилловна, сестра Ивана Нарышкина, на коленях причитает. 10-летний Пётр её утешает. Сестра Петра I Софья с удовлетворением наблюдает за событиями. Фото: Public Domain

Нарышкины фактически капитулировали. Под давлением стрельцов было принято уникальное решение — на престол возвели сразу и Ивана, и Петра, утвердив при них регентом Софью Алексеевну. При этом Петра назвали «вторым царём», настояв на его удалении вместе с матерью в Преображенское.

Так в возрасте 25 лет, 8 июня 1682 года, Софья Алексеевна стала правительницей России с титулом «Великая Государыня Царевна и Великая Княжна».

Венчание на царство Ивана и Петра. Фото: Public Domain

Реформатор по необходимости

Софья, не блиставшая внешней красотой, помимо острого ума, обладала огромным честолюбием. Она прекрасно понимала, что сохранить власть, не предпринимая никаких мер, не пытаясь двинуть развитие государства вперёд, у неё нет никаких шансов.

При этом её не самое устойчивое положение у власти не позволяло делать слишком резкие шаги, как впоследствии поступал её брат. Тем не менее, при Софье началось реформирование армии и налоговой системы государства, стала поощряться торговля с иностранными державами, активно приглашались зарубежные специалисты.

Во внешней политике Софье удалось заключить выгодный мирный договор с Польшей, первый договор с Китаем, активно развивались отношения с европейскими странами.

При Софье было открыто первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

Появился у Софьи и фаворит — князь Василий Голицын , превратившийся фактически в главу русского правительства.

Стремясь укрепить свой авторитет военными успехами, Софья организовала два похода против крымских татар в 1687 и 1689 годах, которые возглавил, конечно же, Василий Голицын. Походы эти были благожелательно встречены участниками европейской антиосманской коалиции, но реального успеха не принесли, обернувшись большими затратами и тяжёлыми потерями.

Князь Василий Голицын с текстом «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой, подписанного при его активном участии, и с «государевым золотым» на груди — воинской наградой, полученной за командование походом 1687 г. на Крымское ханство. Фото: Public Domain

Призрак Смуты

Между тем, Пётр подрастал, и в январе 1689 года, в неполные 17 лет, по настоянию матери женился на Евдокии Лопухиной .

Со стороны партии Нарышкиных это был весьма сильный ход. Предполагалось, что Софья останется регентом до совершеннолетия братьев, а согласно русской традиции, женатый юноша считался совершеннолетним. Иван женился ещё раньше, и у Софьи более не было законных оснований для сохранения власти.

Пётр попытался взять власть в свои руки, но на ключевых постах оставались люди, назначенные Софьей, которые подчинялись только ей.

Уступать никто не хотел. В окружении Софьи пошли разговоры о том, что «проблему Петра» надо решать радикально.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года в Преображенском появились несколько стрельцов, сообщивших, что на царя готовится покушение. Не мешкая ни секунды, Пётр бежал под защиту мощных стен Троице-Сергиевой Лавры. На следующий день туда отправились его мать и жена в сопровождении «потешного войска». Войско это к тому времени давно являлось «потешным» только по названию, в реальности представляя собой весьма грозную силу, способную долго оборонять монастырь при попытке штурма.

Когда в Москве узнали о бегстве Петра, среди народа началось брожение. Всё это очень напоминало начало новой Смуты, а в памяти ещё свежи были воспоминания о последствиях предыдущей.

Арест Софьи Алексеевны. Художник Константин Вершилов. Фото: Public Domain

Лишённая власти

Между тем, Пётр стал слать приказы стрелецким полкам уйти из Москвы и прибыть в Лавру, грозя смертью за неподчинение. Закон в данном случае явно был на стороне Петра, а не его сестры, и, взвесив все «за» и «против», стрельцы стали полками уходить к царю. Следом потянулись и бояре, ещё вчера клявшиеся в верности Софье.

Царевна понимала — время играет против неё. Чтобы склонить брата к примирению, она убедила отправиться с миротворческой миссией патриарха, но тот остался при Петре.

В самом монастыре Пётр старательно изображал «правильного царя» — носил русское платье, ходил в церковь, свёл к минимуму общение с иностранцами и набирал популярность.

Софья предприняла последнюю попытку — она сама отправилась в Троице-Сергиев монастырь на переговоры с братом, но её развернули на пути и приказали вернуться в Москву.

Последнего сторонника Софьи, начальника Стрелецкого приказа Фёдора Шакловитого , выдали Петру его собственные приближённые. Вскоре он был казнён.

Царевне было объявлено — Иван и Пётр берут всю власть в свои руки, а ей надлежит отправиться в Святодуховский монастырь в Путивле. Затем Пётр, решив, что Софья должна оставаться поблизости, перевёл её в Новодевичий монастырь в Москве.

Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре. Художник Илья Репин. Фото: Public Domain

Последняя попытка

Софью не постригли в монахини, ей отвели несколько богато отделанных келий, выделили целый штат прислуги, но запретили выезд за пределы монастыря и общение с внешним миром.

Царевна не была бы самой собой, если бы не попыталась взять реванш. Она наблюдала за ситуацией в стране и переписывалась со своими сторонниками. Жёсткий стиль Петра и радикальные реформы способствовали росту числа недовольных.

В 1698 году, когда Пётр с Великим посольством находился за рубежом, вспыхнул новый стрелецкий бунт. Его участники, опираясь на слухи, заявляли, что настоящий царь Пётр погиб, его заменили на иностранного «двойника», который хочет погубить Россию и православную веру. Стрельцы намеревались освободить Софью и восстановить её у власти.

18 июня 1698 года восставшие были разбиты правительственными войсками в 40 вёрстах к западу от Москвы.

Первые казни участников бунта состоялись всего через несколько дней после разгрома стрельцов. Повесили 130 человек, 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям.

Это, однако, было только началом. Срочно вернувшийся из поездки в Европу Пётр возглавил новое следствие, после которого в октябре 1698 года последовали новые казни. Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Преследование участников бунта продолжалось ещё добрый десяток лет, а сами стрелецкие полки вскоре были расформированы.

На допросах у стрельцов требовали показаний о связи бунтовщиков с Софьей, но никто из них не выдал царевну.

От новых жёстких мер со стороны брата, это, правда, её не спасло. На сей раз её насильно постригли в монахини под именем Сусанна , установив для царевны практически тюремный режим.

Получить свободу Софье было не суждено. Она умерла 14 июля 1704 года в возрасте 46 лет и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Среди старообрядцев есть предание, что царевне удалось бежать вместе с 12 верными стрельцами и скрыться на Волге. В старообрядческом скиту Шарпан есть захоронение некоей «схимницы Прасковьи» в окружении 12 безымянных могил. Согласно легенде, это и есть могилы Софьи и её сподвижников.

Поверить в это сложно хотя бы потому, что во время своего правления Софья ужесточила законы, по которым преследовали староверов, и вряд ли представители этого религиозного течения стали бы её укрывать. Но люди любят красивые легенды…

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам. Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык.

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский «высший свет» и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры. На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои «потешные полки», ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Краткая форма имени Софья. Соня, Софьюшка, Софа, Сона, Сонечка, Сонюша, Софиянка, Софка, Сока, Сойя, Фике, Фи, Фия, Фип, Софитье, Софула, Фула, Софица, Фифи, Фика.
Синонимы имени Софья. София, Зофия, Софи, Зофи, Жофия, Суфия, Зофья, Суфие, Сохви, Софико.
Происхождение имени Софья. Имя Софья русское, православное, католическое, греческое.

Имя Софья (стар.София) в переводе с древнегреческого языка означает «мудрость», «премудрость», «мудрая». Существует вариант перевода «разумность», «наука».

На Русь имя Софья пришло вместе с принятием православия. Изначально употреблялось лишь в аристократических кругах. Так звали единственную дочь 2-го московского князя Юрия Даниловича (родилась между 1297–1316 годами), жену Великого князя Московского и Владимирского Василия I, жену Ивана III – Софью Палеолог. В дальнейшем это имя носили царевна Софья Алексеевна и две императрицы конца XVIII века, при крещении получившие иные имена, – Екатерина II и жена её сына Мария Фёдоровна (носили имена, соответственно, София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза).

Имя Софья использовалось преимущественно в дворянской среде. В XVIII–XIX веках это имя было пятым по счету в рейтинге имён фрейлин российского аристократического двора после имён Екатерина, Анна, Мария и Елизавета. К концу XIX века имя стало 20-м по популярности и употреблялось уже не только среди дворян, а также и в других сословиях. В советский период это имя было одним из самых непопулярных, вернулось оно в обиход лишь к началу 21 века. В 2008 году по данным ЗАГСов Москвы имя Софья стало 9-м в списке самых распространённых имён для новорождённых девочек, а в 2011 году стало самым популярным в Москве. В Хабаровском крае в 2009 году имя оказалось на 5-м месте по популярности.

На Украине в 2009 – 2010 годах и в Великобритании в 2010 году имя Софья заняло вторую позицию по популярности, а в Ирландии в 2010 году – первое место.

В христианстве София считается матерью трёх дочерей – Веры, Надежды и Любви, имена которых являют собой три основные добродетели христианина. Вера , Надежда , Любовь и мать их София – святые мученицы, казнённые в Риме во II веке н.э. Имена сестёр в православии переводились буквально, а имя их матери заимствовалось из греческого языка. В некоторых ранних переводах церковных книг с греческого языка на церковнославянский имя София переводилось как Премудрость. Но буквальный перевод имени София, в отличие от имён её дочерей, не прижился в народе, а трансформировался в более лёгкое произношение – Софья.

Уменьшительно-ласкательное обращение Соня стало самостоятельным именем.

Не нужно путать европейское имя София (Софья, Софи) с мусульманским именем Сафия , имеющего вариации произношения – Сафият, Сапият.

С юных лет Софья проявляет себя как активная и восприимчивая девочка. Она с удовольствием общается с другими людьми. У неё богатый внутренний мир. В то же время усвоение новых знаний Софье не всегда даётся просто. В семье её очень любят родители. Она очень подвижна. Обладательница этого имени с лёгкостью решает любые вопросы. С возрастом Софья становится всё более заметной и привлекательной, что притягивает противоположенный пол.

В жизни Софья стремится всё успеть и познать. Ей всегда хочется быть в центре внимания. В кругу друзей она откровенна, любит разговаривать по душам, умеет выслушать собеседника и при необходимости дать совет. В то же время девушка бывает безынициативной и даже слабовольной. В жизни у Софьи не раз может возникнуть необходимость подстраиваться под окружающих, а, следовательно, и меняться.

Софья всегда знает к чему стремиться, пытается воплотить задуманное в реальность. Ей будет сопутствовать везение и обязательно всё получится. Софье нужно научиться доверять другим людям. Она умеет искренне сочувствовать.

В отношениях с друзьями Софье очень важно, чтобы её умели выслушать. Она сама всегда готова помочь, рассудить любой спор. При необходимости она может резко ответить, зная, что обидит человека своими словами. Софья любит общаться с другими людьми, разговаривая об их проблемах. Благодаря этим качествам к ней всегда тянутся люди. Она быстро находит собеседников даже в малознакомой компании. Девушка редко прислушивается к чужим советам. Она основывается на собственной интуиции и логике. Эта девушка умна и умеет всё делать самостоятельно.

По своим нравственным качествам Софья способна на героические поступки. С годами она начинает видеть в людях их слабости. В то же время в ней проявляется уверенность и твёрдость. Она долго может расстраиваться из-за своих ошибок. Чужие проблемы Софья всегда решает с лёгкостью. Старается не вступать в конфликты.

В личной жизни девушка темпераментна. От своего мужчины Софья всегда ждёт полной отдачи. От партнёра хочет слышать как можно чаще признания в любви. Для счастья Софье необходимо давать возможность проявлять себя с женской стороны во всех смыслах этого слова. В личной жизни ей необходимо чувствовать любовь. Выйдя замуж, она проводит много времени в заботах по дому. В этом, несомненно, девушке помогает её врождённое трудолюбие. Нередко в Софье просыпается решительность, которая очень помогает ей по жизни. В семье она не любит быть лидером, хотя имеет для этого все необходимые качества. Мужчина чувствует в своей избраннице что-то особенное. Муж и дети для неё всегда на первом месте.

Софья любит приглашать гостей. Она прекрасно готовит и радует всех своими кулинарными шедеврами.

Обладательница имени достаточно общительна. Это её качество поможет ей реализоваться в работе. Софье прекрасно подойдёт профессия, которая будет связана с регулярными командировками. Она может стать прекрасным журналистом. Коллеги ценят в ней добросовестность. Софья достаточно быстро продвигается по карьерной лестнице. Она никогда не рассчитывает на чью-либо помощь и старается достичь всего самостоятельно.

Именины Софии

Софья празднует именины 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Имя София уверенно удерживается в числе наиболее популярных женских имён в Европе уже на протяжении ста лет. Однако мало кто знает, что у этого прекрасного женского имени существует парное мужское. Оно настолько редкое и неизвестное, что употребляется лишь в некоторых странах и совсем не на слуху у большинства европейцев.

Оказывается, на севере Европы, в Дании, Швеции и Норвегии используется имя Софус, которое считают мужским вариантом имени София. В других странах данное имя и не встретишь, тем более как парный вариант к имени София. Возможно, по той причине, что имя Софус не присутствует в католическом календаре (аналоге православных святцев у католиков).

Известные люди с именем Софья

  • Софья Ковалевская ((1850 - 1891) урождённая - Корвин-Круковская; русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала). Автор повести «Нигилистка» (1884).)
  • Софья Романова ((1657 - 1704) царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване)
  • Мученица София (самая почитаемая из прочих святых обладательниц этого имени; мать Веры, Надежды и Любови)
  • Донья София Греческая и Датская ((род.1938) полное имя - София Маргарита Виктория Федерика Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург; испанская королева, супруга короля Испании Хуана Карлоса I)
  • София Палеолог, Зоя Палеологиня ((ок.1455 - 1503) великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.)
  • София Лорен ((род.1934) настоящее имя - София Виллани Шиколоне; итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий всех основных кинофестивалей - Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994). Лауреат пяти премий «Золотой глобус» (в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке (1961). Обладатель почётного «Оскара» (1991) с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу».)
  • София Ротару ((род.1947) полное имя - София Евдокименко-Ротару; советская, украинская эстрадная певица (контральто), актриса. Народная артистка СССР (1988) Народная артистка Украинской и Молдавской ССР. Герой Украины (2002). Репертуар Ротару насчитывает более 500 песен на русском, украинском, молдавском, румынском, болгарском, сербском, польском, немецком, итальянском, испанском и английском языках.)
  • София (Софиа) Коппола ((род.1971) американская актриса, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер)
  • София Губайдулина ((род.1931) российский композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов)
  • Софья Закревская ((1796/1797 - не ранее 1865) русская писательница)
  • Софья Перовская ((1853 - 1881) одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II)
  • Софья Ростопчина ((1799 - 1874) в браке - графиня де Сегюр; французская детская писательница русского происхождения)
  • Софья Блювштейн ((1846 - 1902) в девичестве - Соломониак); легендарная российская преступница-авантюристка еврейского происхождения, известная под прозвищем «Сонька Золотая Ручка»)
  • Софья Гиацинтова ((1895 - 1982) советская актриса и театральный режиссёр. Народная артистка СССР (1955). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).)
  • Софья Хвощинская ((1828 – 1865) псевдоним Иван Весеньев; писательница-романистка, переводчица, публиковалась в «Отечественных записках»)
  • Софья Закликовская ((1889 - 1975) русский советский живописец, график и прикладник, член Ленинградского Союза художников)
  • Софья Очигава ((род.1987) российская боксёрша, выступающая в категории до 60 кг. Двукратная чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта России.)
  • Софья Полоцкая, София Владимировна ((ок.1140 - 1198) княжна минская, королева датская. София вышла замуж (23 октября 1157 года) за датского короля Вальдемара I; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика. София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Русскими летописями не упоминается - известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым - Суфия, Сифия. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София - дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста, также предполагали, что София - дочь Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар имел брак с племянницей.)
  • София Тайх ((род.1983) настоящее имя - Анна Баева; российская певица, солистка российской женской популярной группы «Лицей»)
  • Софья Шпунт (советский химик. Лауреат Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы третьей степени (1941) за разработку метода получения сульфата аммония и соды из мирабилита (совместно с другими учеными).)
  • Софья Гинсбург ((1863 - 1891) русская революционерка – народница)
  • Софья Маргарита Кнорринг ((1797 - 1848) шведская романистка, дочь шведского гофмаршала Целова, жена полковника Себастьяна фон Кнорринга. В 1834 анонимно опубликовала «Kusinerna», роман, произведший сенсацию. За ним последовали: «Vännerna» (1835), «Axel» (1836) и многие др. Принадлежа сама к высшему обществу, она чаще всего изображала его быт, легко и жизненно, с тонким даром наблюдательности, умея, однако, схватывать и характерные особенности народной жизни.)
  • Софья Певцова ((1768 – 1857) урождённая – Модерах; дочь пермского генерал-губернатора Карла Фёдоровича Модераха и жена Аггея Степановича Певцова, шефа Екатеринбургского мушкетёрского полка. Считалась одной из наиболее просвещённых женщин своего времени. С 1826 по 1852 год Софья Карловна возглавляла Московское училище ордена св. Екатерины.)
  • Софья Нартова-Бочавер ((род.1961) российский психолог. Автор более 160 публикаций, в том числе книг по детской и семейной психологии, а также дифференциальной психологии.)
  • Софья Вишневецкая ((1899 – 1962) советская театральная художница и сценарист, лауреат Сталинской премии второй степени (1951))
  • Софья Богатырева ((род.1932) урождённая - Бернштейн; историк литературы, публикатор, мемуарист)
  • София Нижарадзе ((род.1986) грузинская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла «Roméo & Juliette» (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на 55-м конкурсе «Евровидение» в Норвегии.)
  • София Глявоне ((1760 – 1822) в первом браке - Витт, во втором браке - Потоцкая, также известная как София де Челиче; константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумела стать польской аристократкой (титулованная графиня). Завсегдатайка европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками, как женщина исключительной красоты и обаяния, прозванная современниками «прекрасная фанариотка» или «прекрасная гречанка». Известна также блестящим интеллектом, хитростью, отсутствием угрызений совести и многочисленными романами, а также основанием парка Софиевка.)
  • Софья (Сюльтане) Майкапар ((1883 - 1956) профессиональная певица, успешно гастролировавшая в начале XX века в России и за рубежом под псевдонимом Нина Ормели. Софья Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте (аэроплане) в качестве пассажира. В начале XX века это явилось сенсацией.)
  • Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл ((1585 – 1612) последняя княгиня города Слуцка, святая, чтимая белорусской православной церковью)
  • София Юлиана Фридерика фон Денгоф ((1768 – 1834/1838) графиня из род Денгоф, морганатическая супруга короля Пруссии Фридриха Вильгельма II)
  • София Стеценко ((род.2003) украинская актриса кино и дубляжа)
  • Мария София фон Ларош ((1730 – 1807) урожденная - Гутерман фон Гутерсхофен; немецкая писательница эпохи Просвещения, писавшая сентиментальные романы. Хозяйка литературного салона.)
  • София Кузева-Чернева ((род.1967) болгарская актриса, известная русскоязычному зрителю по роли Кати в фильме «Искусство жить в Одессе»)
  • София Бекатору ((род.1977) греческая спортсменка, олимпийская чемпионка по парусному спорту 2004 года (в паре с Эмилией Цулфой) и бронзовый призер 2008 года)
  • SOPHIA, София (японская певица греческого происхождения, известная, прежде всего, участием в японской мело-дэт группе «Blood Stain Child». Помимо музыкальной карьеры, София является профессиональным переводчиком и моделью.)
  • Софья (Сонька) Гольшанская ((ок.1405 - 1461) княжна из рода Гольшанских, королева польская, с 1422 года четвёртая и последняя жена короля польского Владислава II Ягайло. Выступила инициатором первого перевода Библии на польский язык, известного как Библия королевы Софьи.)
  • София Мак-Дугалл ((род.1981) английский писатель, драматург и поэт, автор трилогии в жанре альтерантивной истории. Автор представляет мир, в котором Римская империя не пала в 476 году нашей эры, а сумела выжить и сохранилась до наших времен.)
  • София Маргарита Вергара ((род.1972) колумбийская актриса, модель, телеведущая)
  • София Бутелла ((роод.1982) алжирская танцовщица, лицо фирмы «Nike»)
  • София Вембо ((1910 – 1978) настоящее имя - Эфи Бембо; греческая певица и актриса, наиболее известная во время итало-греческой войны (1940 - 1941 гг.) исполнением патриотических песен, а впоследствии получила народное признание как «певица Победы»)
  • Софья Аржаковская (Щетинина) ((род.1987) российская артистка балета, американская актриса кино. Обладательница титула «Миссис мира 2006».)
  • Графиня София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин ((1868 - 1914) с 1907 года - титул светлейшей герцогини Гогенберг; морганатическая жена австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитая вместе с ним в Сараево накануне Первой мировой войны)
  • София Парнок ((1885 - 1933) русская поэтесса, переводчица)
  • София Селивёрстова ((1871 - 1938) святая Русской православной церкви, преподобномученица)
  • София Рудьева ((род.1990) российская модель, победительница конкурса «Мисс Россия» в 2009 году. Получила скандальную известность в связи с публикацией эротической фотосессии перед конкурсом «Мисс Вселенная».)
  • Софи Соломон ((род.1978) британская скрипачка, композитор и вокалист)
  • Софи Фергюсон ((род.1986) австралийская теннисистка. Победительница 9 турниров ITF.)
  • Софи Оконедо ((род.1969) британская актриса, номинантка на премию «Оскар»)
  • Софи, графиня Уэссекская, Дама Великого Креста ((род.1965) в девичестве - Рис-Джонс; супруга принца Эдварда, графа Уэссекского, младшего сына Елизаветы II и принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Вышла замуж в 1999 году. До 2002 года работала в сфере связи с общественностью, в настоящее время поддерживает мужа в королевских делах. Как член королевской семьи имеет собственный герб, объединённый с гербом мужа.)
  • Софи Даниэль Сильвия Марсо ((род.1966) фамилия при рождении – Мопю; французская киноактриса)
  • София Магдалена Шолль ((1921 - 1943) активистка Сопротивления нацистскому режиму в Германии. Вместе со своим старшим братом Гансом Шоллем и несколькими другими студентами Мюнхенского университета она создала группу «Белая роза», участники которой проводили мирные антинацистские акции (такие, как разбрасывание листовок). Софи и Ганс Шолль были арестованы по обвинению в государственной измене и казнены на гильотине. Примерно с 1970-х годов в Германии начался рост интереса к судьбе Софи и Ганса Шолль, сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму.)
  • София де Кондорсе ((1764 - 1822) более известная как мадам де Кондорсе, была выдающейся хозяйкой светских салонов с 1789 г. до времени установления террора, и снова с 1799 г. до своей смерти. Она была супругой, а позже вдовой математика и философа Никол де Кондорс, который умер во время террора. Несмотря на смерть супруга и ссылку родного брата маршала маркиза де Груши в период 1815-1821 гг., она сохраняла свою неповторимость, обладала влиятельными связями перед Французской Революцией, во время и после её. Как хозяйка светских салонов мадам де Кондорсе была популярна за своё доброе сердце, красоту и безразличие к классовому и социальному происхождению людей. Её салоны всегда включали других женщин, среди которых Олимпия де Гуж. Де Кондорсе была по праву также писательницей и переводчицей, высокообразованной для своего времени, с беглым знанием английского и итальянского языков. Она автор влиятельных переводов таких ученых, как Томас Пейн и Адам Смит.)
  • Софи Кармен Экхардт-Граматте ((1899 – 1974) урождённая - Софья Фридман-Кочевская, в 1922-1929 гг. использовала имя Соня Фридман-Граматте, в 1929-1936 гг. Соня Граматте; австрийско-канадский композитор)
  • Софи Уорд (английская актриса, дочь актёра Саймона Уорда («Молодой Уинстон», «Вокруг света за 80 дней» и т.д.))
  • Софи Калль ((род.1953) французская художница, писатель и фотограф, также занималась режиссёрской деятельностью. Работа Калле отличается использованием сугубо личных переживаний человека.)
  • Мадлен Софи Арну ((1740 - 1802) французская актриса и певица, считавшаяся лучшим сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур. В 1757 году дебютировала как оперная певица и выступала на сцене до 1778 г. Арну пользовалась значительным успехом как в операх французского репертуара (Люлли, Рамо, Монсиньи), так и в заглавной партии «Ифигении в Авлиде» Глюка (1774). По окончании сценической карьеры Арну осталась на авансцене парижской культурной жизни в роли хозяйки салона. Салон Софи Арну был открыт дважды в неделю, причём один из этих дней, четверг, был предназначен только для женщин. Остроумие и интеллект певицы сделали её салон излюбленным местом встречи виднейших французских интеллектуалов - Вольтера, Дидро, Лагарпа и в особенности Бомарше, с которым Арну находилась в приятельских отношениях. Арну принадлежит или приписывается ряд изящных афоризмов и bon mots. Среди афоризмов Арну: «Женщины отдаются богу, когда дьявол уже не желает иметь с ними дела». Жизни Софи Арну посвящены написанные от её лица писателем Ламот-Лангоном мемуары-мистификация (1837), документальная книга Эдмона де Гонкура (1893), опера Габриэля Пьерне (1927).)
  • Зофья Вильчиньская (польская актриса театра и кино)
  • Зофия (София) Венцкович-Лигети ((1901 – ок.1950/1959) российская революционерка польского происхождения, комиссар венгерского интернационального отряда, затем журналист и общественный деятель)
  • Суфия Курбангалеева (Сафиуллина) (башкирская артистка, преподаватель высшей школы. Служит в Башкирском академическом театра драмы имени Мажита Гафури. Народный артист Республики Башкортостан, заслуженный артист РФ и РБ.)