Цепь Маркова – это просто: подробно разбираем принцип. Расширяем словарную базу

1.1 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТАНКОВ

1.1.1 Вооружение
1.1.2 Броневая защита
1.1.3 Двигатель внутреннего сгорания
1.1.4 Гусеничный движитель




1.2.4 Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ
1.1 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТАНКОВ

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танки. Появлению танков, как нового вида оружия, безусловно способствовало экономическое развитие стран. В своем труде "Ати-Дюринг" Ф. Энгельс говорил о том, что ничего так не зависит от экономических условий как армия и флот. Вооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Создание танка, сложной современной боевой машины, стало возможным лишь к началу XX века, когда наука, техника и машинное производство достигли высокого уровня развития, когда появилось автоматическое оружие, надежная броня, двигатели внутреннего сгорания, приспособленные к установке на транспортные средства, гусеничный движитель. В этом огромная заслуга русских ученых, инженеров, изобретателей.

1.1.1 Вооружение

Выдающийся русский ученый в области артиллерии Маиевский Н. В. разработал теорию нарезного оружия, создал ряд новых артиллерийских систем, что способствовало перевооружению русской артиллерии нарезным оружием. В 1860г. русским металлургом Обуховым отлита стальная пушка. В 1877 г. основоположник скорострельной артиллерии Барановский В. С. создал 2,5-дюймовую скорострельную пушку, а в 1902 г. на Путиловском заводе была создана трехдюймовая пушка с большой начальной скоростью снаряда. Значительным шагом в развитии огнестрельного вооружения явилось создание автоматического оружия. В 1889 г. мастер Двоеглазов изготовил образец автоматической винтовки. В 1907 г. русский изобретатель Рощепей представил в артиллерийский комитет автоматическую винтовку. В 1906-1907гг. русские изобретатели Федоров и Токарев предлагают свои самозарядные винтовки, которые в 1910-1911 гг. успешно проходят испытания.

1.1.2 Броневая защита

Выдающимися русскими учеными Амосовым П. П., Обуховым П. М., Черновым Д. К. были сделаны величайшие открытия в области металлургии, технологии изготовления высококачественных сталей. Талантливый русский металлург Амосов П. П. исследовал влияние марганца, хрома, титана на свойства стали, разработал процесс газовой цементации.

Обуховым П. М. в Петербурге создан знаменитый "Обуховский" сталепушечный завод.

Работы Амосова П. П., Чернова Д. К., Обухова П. М. легли в основу производства стальной брони. Обуховым была изобретена противопульная броня.

Уральским мастером Пятовым В. С. в 1865 году впервые в мире осуществлена прокатка броневых листов на специальном станке, а в 1859 году им же предложен способ цементации броневых плит.

В 1876 г. начали изготовлять броню из высокоуглеродистой стали, имеющую лучшую снарядостойкость. В 1877 г. началось производство двухслойной углеродистой брони. С 1893 г. на Обуховском заводе организовано производство брони из никелевой стали, толщиной до 10 дюймов (254 мм). В конце XIX столетия броня начинает применяться на бронепоездах и бронеавтомобилях.

1.1.3 Двигатель внутреннего сгорания

В создании и совершенствовании двигателей внутреннего сгорания в России большую роль сыграли работы русских инженеров и изобретателей Луцкого Б. Г., Яковлева Е. А., Тринклера Г. В., Гриневецкого В. И., Трашутина И. Я. В 1877 г. построены газовые двигатели внутреннего сгорания. В 1879-1884 гг. на Охтенской судоверфи был построен первый в мире бензиновый двигатель, мощностью 53 кВт, многоцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от электрической искры. В 1885 году молодой конструктор Луцкий Б. Г. построил карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров. В 1888 году мастер Балтийского завода Ягодзинский построил легкий компактный авиационный бензиновый двигатель. В 1899 г. в Петербурге на Путиловском (ныне Кировском) заводе построен первый стационарный бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В этом же году на механическом заводе "Русский дизель" в Петербурге построен первый компрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В 1899-1903 гг. русским изобретателем Маминым Я. В. был построен и установлен на тракторе бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. В 1900 г. талантливым русским инженером, профессором Горьковского индустриального института Тринклером Г. В. был разработан бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на тяжелом топливе. В 1910г. по проекту профессора Малиева был построен двухтактный двигатель с прямоточной продувкой.

1.1.4 Гусеничный движитель

Впервые основные элементы гусеничного хода были разработаны в 1837 году штабс-капитаном Д. Загряжским в его проекте экипажа с подвижными колеями.

В 1876 г. штабс-капитан Маевский предложил способ передвижения локомотива по обычным дорогам с использованием "Рельсовой цепи". При этом он предусмотрел механизм, который позволил менять силу тяги на гусенице (прототип современной коробки передач).

В 1888 году русский изобретатель Блинов Ф. А. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами. В движение он приводился двумя паровыми машинами. В 1907- 1917 гг. было освоено промышленное производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Таким образом, в начале XX века окончательно сложились материально-технические предпосылки для создания танка. Осталось только соединить в одной машине подвижность, присущую автомобилям, с проходимостью гусеничных тракторов, защитив ее броней и вооружив пушкой и пулеметами. Это было сделано в ходе первой мировой войны.

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ И БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК

Историю развития отечественного танкостроения принято делить на 5 периодов:

первые отечественные танки (1915-1917 гг.);
первые советские танки (1920-1931 гг.);
период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.);
бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.);
период послевоенного танкостроения:
первое послевоенное поколение (1945 - 1960 гг.);
второе послевоенное поколение (1960 - 1990 ггю);
третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).

1.2.1 Первые отечественные танки (1915-1917 гг.)

В 1914 году под руководством инженера Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге построена бронированная колесно-гусеничная машина, названная "Вездеходом". Масса машины была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч. Первые опытные образцы английских танков появились только в сентябре 1915 г., а французские-в 1916 году. И английские, и французские танки уступали "вездеходу".

В 1915-1916 годах талантливым ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном известного ученого Менделеева Д. И.) был детально разработан проект сверхтяжелого танка массой в 170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет, установленный во вращающейся башне, противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения 24 км/ч, пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.

Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под руководством инженера Лебеденко Н. Н. был построен колесный танк, массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра - для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.

Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела. Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.

Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары; емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их название.
1.2.2 Первые советские танки (1920-1931 гг.)

Этот период охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В. И. Ленин говорил, что в современной войне "...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины..." (ПСС, т. 27, с. 167).

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

К октябрю 1918 г. на вооружении Красной Армии имелось 23 бронепоезда и 38 бронеотрядов, в которых насчитывалось 150 бронеавтомобилей.

В 1919 году В. И.. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель.

Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"

31 августа 1920 года из ворот завода "Красное Сормово", вышел первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: "Парижская Коммуна", "Красный борец", "Илья Муромец". Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка - "щитоноски". Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч.

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты (Т-18). Он был вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и двумя пулеметами, расположенными во вращающейся башне. Толщина брони корпуса составляла 8-16 мм, максимальная скорость танка - 16,5 км/ч. Оригинально решение конструкции моторно-трансмиссионной группы: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота (простой дифференциал с тормозами на полуосях) находились в одном картере с двигателем (моноблок) и работали в масляной ванне. Ввиду этого конструкция была компактна, что позволило уменьшить размеры и массу танка. Для своего времени МС-1 был совершенной боевой машиной.

В этот период создаются танкетки Т-17, Т-23 и средний танк ТГ. В 1929 году создается, а в 1931 г. принимается на вооружение танк Т-24. Он имел трехярусное размещение вооружения, включающее, одну 45-мм пушку и 4 пулемета, экипаж 5 человек, мощный двигатель, планетарную трансмиссию, что обеспечивало скорость 22 км/ч. Таким образом в этот период наиболее массовыми были легкие танки с пушечно-пулеметным вооружением небольшого калибра, противопуль-ным бронированием и сравнительно невысокими скоростями движения. Такие танки были приспособлены для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты. В этот период был получен и накоплен опыт конструирования и производства танков.

В 1928 г. создается управление механизации и моторизации Красной Армии. В это же время партией и правительством ставиться вопрос о кадрах для нового рода войск.

В 1930 г. при военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского был сформирован факультет механизации и моторизации РККА, на базе которого в 1932 году развертывается Академия механизации и моторизации Красной Армии, ныне ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, Краснознаменная Академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р. Я. Она стала главным учебным и научным центром танковых войск Советской Армии. В 1930 г. на базе Московской школы автотехников развернута школа танковых техников, которая впоследствии преобразована в училище. Сейчас это Киевское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище имени Маршала Советского Союза Якубовского И. И.
1.2.3 Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.)

Этот период охватывает годы первых пятилеток, когда была создана тяжелая промышленность-основа могущества и обороноспособности нашей страны. Советские конструкторы, технологи, производственники использовали достижения советской науки и создали лучшие в мире танки. После выполнения первого пятилетнего плана, имея автомобильную и танковую промышленность, Советский Союз смог начать строительство танков. Необходимость этого вызывалась угрожающей международной обстановкой. С 1931 по 1933 г. на вооружение Красной Армии поступили легкие танки Т-26 (1931 г.), танкетка Т-27 (1931 г.), БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1933 г.), плавающий танк Т-37 (1932 г.), средний танк Т-28 (1932 г.), тяжелый танк Т-35 (1932 г.).

К 1933 году на вооружении Красной Армии было уже 5 типов современных танков массой от 2,5 до 50 т. Максимальная скорость возросла от 17 до 53 км/ ч. Особенно возросла скорость колесно-гусеничного танка БТ, которая достигала при движении на колесном ходу 72 км/ч. Для танков этого периода характерны высокие показатели подвижности увеличение огневой мощи. На танках Т-28 и Т-35 устанавливаются 76-мм пушки. Значительно повысилась надежность механизмов и машин в целом по сравнению с танками второго периода. На танках этого периода улучшена защита (толщина броневых листов возросла до 22 мм), улучшена форма корпуса, применена сварка броневых листов.

Благодаря повышению подвижности и надежности, танки могли выполнять не только задачи непосредственной поддержки пехоты, но и самостоятельно прорвать оборону противника и действовать в оперативной глубине.

В эти годы была выработана классификация танков. В основу классификации положен весовой признак:
легкие танки - массой до 20 т;
средние танки - массой от 20 до 40 т;
тяжелые танки - массой свыше 40 т.


Дано определение танка.

Танк - это боевая гусеничная машина, обладающая огневой мощью броневой защитой и подвижностью. Этим подчеркивалось органическое сочетание трех важнейших боевых качеств танка: огневой мощи, защиты, подвижности.

Огневая мощь - способность поражать цели, находящиеся на поле боя. Она характеризуется: калибром вооружения, бронепробиваемостью снаряда, дальностью прямого выстрела, совершенством механизмов наведения, прицелов, прицельной скорострельностью, скоростью заряжания, величиной боекомплекта и типом снарядов, количеством и калибром пулеметов и боекомплекта к ним.

Защита современного танка включает броневую и специальную защиту.

Броневая защита - совокупность изготовленных из специальных материалов деталей корпуса и башни танка, обеспечивающих защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня противника, его ракетного оружия, ударной волны, проникающей радиации, теплового и светового излучения ядерных взрывов. Она обеспечивается толщиной и углами наклона брони, ее качеством и конструкцией, формой корпуса и башни, прочностью соединения броневых листов.

Специальная защита - предназначена для защиты экипажа от ядерного, химического и биологического оружия, достигается герметизацией броневого корпуса и башни, использованием фильтро-вентиляционных установок, обеспечивающих очистку воздуха и создание избыточного давления в обитаемом объекте.

Подвижность танка - способность перемещаться в заданном направлении. Она характеризуется максимальными, средними скоростями движения, запасом хода, высокой проходимостью.

Проходимость характеризуется средним удельным давлением на грунт, величиной клиренса, размерами преодолеваемых препятствий.

Боевые свойства и технические качества танков отражаются в его боевой и технической характеристике. Боевая и техническая характеристика определяет систематизированный перечень основных параметров, которые характеризуют танк.

Боевая и техническая характеристика имеет следующие разделы:

общие данные;
вооружение;
защита;
подвижность;
специальное оборудование;
общая характеристика агрегатов.

После 1933 г. идет совершенствование танков основных типов, особенно Т-26 и БТ.

Танки этого периода отличались слабым бронированием, что выявилось в ходе гражданской войны в Испании (1936- 1939 гг.), в связи с быстрым развитием противотанковых средств. Не оправдала себя многобашенная компоновка. Она препятствует повышению калибра вооружения.


1.2.4 Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

Период характеризуется созданием однобашенных танков с противоснарядным бронированием и мощным вооружением.

В 1939 г разработан средний танк А-32 массой 19 т, с 76-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж 4 человека, максимальная скорость 65 км/ч. В этом же году разработан проект многобашенного тяжелого танка СМК с 76- и 46-мм пушкой Однако далее опытного образца танк не пошел.

Начиная с 1932 года, по указанию Советского правительства велась усиленная работа по созданию мощного экономичного танкового двигателя. В 1936 году такой двигатель был создан Это был первый в мире танковый дизель советской марки В-2. В 1939 году двигатель успешно прошел испытания на танках БТ и А-32. По своей экономичности двигатель В-2 значительно превосходил бензиновые двигатели.

19 декабря 1939 года был принят на вооружение разработанный под руководством М. И. Кошкина средний танк Т-34. На нем впервые в мире осуществили установку мощной, длинноствольной (для того времени) 76-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с. Пушка по броне-пробиваемости превосходила все зарубежные танковые пушки того времени Мощная броня танка надежно защищала от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии и танковых пушек со всех дистанций. Танк отличался оригинальной формой корпуса с большими углами наклона броневых листов, установкой нового быстроходного дизеля В-2, четырехступенчатой коробкой передач и механизмов поворота - бортовых фрикционов. Танк имел индивидуальную пружинную подвеску и широкие гусеницы, обеспечивающие хорошую его проходимость. Механизмы и агрегаты танка были хорошо отработаны и отличались простотой в изготовлении. Это обстоятельство позволило в годы войны быстро наладить крупносерийное производство танков.

Одновременно с танком Т-34 в 1939 году на вооружение поступил тяжелый танк KB, созданный под руководством Ж. Я. Котина. На первом образце танка устанавливалась 76-мм пушка, на втором образце КВ-2 в начале 1940 года - 152-мм гаубица. Танк КВ по броневой защите значительно превосходил танк Т-34 и обладал достаточно высокими для своей массы (47,5 т) параметрами подвижности (максимальная скорость 35 км/ч). Много нового и интересного было в конструкциях агрегатов и механизмов танка КВ. В качестве подвески впервые была применена торсионная рессора. На Т-34 и KB двигатель и трансмиссия были размещены в кормовой части машины. Это облегчало ремонт в полевых условиях.

В 1940 году началось производство легких плавающих танков Т-40, в апреле 1941 года принят на вооружение легкий танк Т-50, затем Т-60 и Т-70. Эти легкие танки были разработаны под руководством Н. А. Астрова. Танк Т-40 имел пулеметное вооружение, на Т-50 установлена 45-мм пушка. Танки Т-60 и Т-70 были разработаны с широким использованием решений, опробованных на Т-40. В отличие от плавающего Т-40 они были неплавающими. Т-60 был вооружен 20-мм автоматической пушкой, а Т-70 - 45-мм пушкой.

К началу Великой Отечественной войны у нас были отработаны конструкции среднего и тяжелого танков с наиболее рациональным сочетанием вооружения, бронирования и подвижности. Советский Союз имел развитое танковое производство и квалифицированные кадры танкостроителей. С первых дней войны обнаружилось превосходство тогда еще малочисленных танков Т-34 и KB над танками фашистской армии. Вот что писал уже после войны генерал-лейтенант немецкой армии Э. Шнайдер: "Русские танки Т-34 показали нашим, привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию... Создав исключительно удачный и новый тип танка, русские совершили большой скачок вперед в области танкостроения".

В ходе войны в результате проведенной Германией модернизации противотанковой артиллерии и танков появилась необходимость в усилении огневой мощи и броневой защиты советских танков.

В конце 1942 г. было налажено производство самоходных артиллерийских установок СУ-122 со 122-мм гаубицей, а летом 1943 г.- СУ-85 с 85-мм пушкой. В декабре 1943 года на вооружение принят танк Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм и начальной скоростью снаряда около 800 м/с. Танк имел увеличенную толщину брони (45-90 мм), экипаж 5 человек.

В 1944 году на базе Т-34 начали выпускать самоходную установку СУ-100 со 100-мм пушкой.

В конце 1943 года разработан и начал выпускаться тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой а также на общей с ним базе танк ИС-2 и самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 со 122-мм пушкой.

Начиная с 1943 года на базе танков КВ-1 и ИС-2 выпускались самоходные артиллерийские установки сопровождения танков СУ-152 и ИСУ-152 со 152-мм пушкой-гаубицей. Это орудие обладало огромной дульной энергией и наряду со 100-мм и 122-мм пушками было грозным средством борьбы с новыми тяжелыми немецкими танками. На базе легких танков выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-76 с 76-мм пушкой.

В 1944 году разработан новый средний танк Т-44 с 85-мм пушкой, поперечным расположением двигателя. Это позволило увеличить бронирование и дало возможность в дальнейшем увеличить калибр вооружения и иметь большой боекомплект.

В конце войны на вооружение принимается тяжелый танк ИС-3 со 122-мм пушкой с двумя пулеметами (один зенитный). Корабельная форма носа корпуса, увеличенные толщины брони обеспечили ему высокую защищенность. Конструкторам удалось уменьшить высоту танка, улучшить плавность хода, повысить маневренность и проходимость. Танк ИС-3 наряду с танком Т-34 на долгие годы стал образцом для подражания.

В развитии советских танков этого периода необходимо отметить следующие особенности:
Переход к однобашенным быстроходным танкам с противоснарядным бронированием и длинноствольными пушками,
Повышение мощи вооружения и усовершенствование броневой защиты при почти неизменной массе танка (например, KB, ИС-2);
Приспособленность конструкций танков к крупносерийному производству и полевому ремонту;
Применение мощных дизелей, индивидуальных торсионных подвесок, широких гусениц, усовершенствование трансмиссии;
Создание самоходных артиллерийских установок. Массовым типом этого периода стал средний танк. Существенно возросло значение тяжелого танка.

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ТАНКОВ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В развитии послевоенного танкостроения прослеживаются три этапа, каждый из которых характеризуется своим поколением танков.

Производство танков первого поколения охватывает период с 1945 по 1960 годы. В это время танкостроители широко используют опыт танкостроения второй мировой войны. Выпускаются танки легкой (АМХ-13 - Франция, М-41 - США, ПТ-76 - СССР), средней (М-46, 47, 48 - США, Центурион - Великобритания, Т-54, Т-55 - СССР) и тяжелой (М103- США, Конкерор - Великобритания, Т-10 - СССР) весовых категорий. Эти танки не в полной мере отвечали требованиям, которые стали предъявляться к ним в связи с появлением ОМП. Так средние танки не обладали необходимой защищенностью и огневой мощью, а тяжелые - подвижностью. Поэтому на вооружении армий появляется новый тип танка - основной танк.

Основным боевым танком называется боевая машина многоцелевого назначения, способная вести боевые деиствия под прямым артиллерийским огнем и воздействием ПТУР противника, сочетающая высокую огневую мощь, защищенность и подвижность. В этом типе танков удачно сочетается подвижность и приспособленность к массовому производству средних танков с высоким уровнем защиты и огневой мощи тяжелых танков.

Производство танков второго поколения (1960-1980) характерно наличием двух типов танков - легких (Шеридан - США, Скорпион - Великобритания) и основных (М60 и его модификации - США, Чифтен - Великобритания, Леопард-1 - ФРГ, АМХ-30 - Франция, STRV-103 - Швеция, Т-62, Т-72 - СССР).

В отличие от других объектов, бронетанковой техники основной танк является универсальным средством: он может использоваться в различных видах боя и против разнообразных средств противника. Его конструкция отличается наличием специальной защиты от оружия массового поражения.

Для основных танков этого периода характерно отсутствие единства взглядов в разных странах на ранжировку боевых свойств: огневой мощи, защищенности и подвижности. Если танки СССР и США отличались гармоническим сочетанием огневой мощи, защиты и подвижности, то на танках Франции и ФРГ предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности в ущерб защите, а Великобритании - огневой мощи и защите в ущерб подвижности.

Танки, отличающиеся от основных частными параметрами, называются специальными (командирские, огнеметные, усиления).

Легкие танки в основном используются для целей разведки, охранения, решают задачи взаимодействия с морскими и воздушными десантами.

В этот период на вооружении армий появляется новый тип бронетанковой техники - боевые машины пехоты (БМП-1 - СССР, Мардер - ФРГ) и воздушно-десантных войск (БМД - СССР).

В число государств, производящих танки, вошли в последние годы Швейцария (PZ-61, PZ-68), Италия ("Лев"), Индия ("Виджаянта"), Япония (танк "74"), Китай (Т-59, Т-62, Т-60), Израиль ("Меркава").

Примерно с 1980 года начинается производство танков третьего поколения, к которым относятся Леопард-2 (ФРГ, начало производства 1979 г.), М-1 "Абрамс" (США, начало производства 1980 г.), Челленджер (Великобритания, начало производства 1983 г.).

По своим тактико-техническим характеристикам последние советские танки второго поколения (Т-64, Т-72, Т-80) не уступают зарубежным аналогам третьего поколения, а по некоторым параметрам превосходят их.

Характерной особенностью основных танков третьего поколения является гармоническое сочетание основных боевых свойств и дальнейшее повышение их уровня.

В начале 90-х гг. появился первый, и пока единственный, зарубежный танк четвертого поколения - французкий танк "Леклерк". Его отличает высокая степень компьютеризации и автоматизации, впервые на зарубежной машине применен автомат заряжания.

К третьему поколению отечественной БТВТ относятся российский Т-90 и украинский Т-84. Они были разработаны к середине 90-х гг. и представляют собой глубокую модернизацию советских танков Т-72Б и Т-80УД соответственно. Кроме того, к третьему поколению можно отнести танки серии Т-80 последних модификаций.

Отечественные танки третьего поколения отличаются значительным повышением степени защищенности за счет применения активных средств защиты и противодействия противотанковым средствам.

В настоящее время в России ведется разработка и выпущен опытный образец отечественного танка четвертого поколения объект 640 "Черный Орел".

3 БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА СОВЕТСКОЙ АРМИИ

В период 1945-1960 гг. на вооружение Советской Армии были приняты легкие, средние и тяжелые танки первого послевоенного поколения.

В 1946 г был принят на вооружение средний танк Т-54. Его масса 36 т, экипаж 4 человека. На танке установлена 100-мм пушка, ее боекомплект 34 выстрела. Новая компоновка с поперечным расположением двигателя позволила сократить объем моторно-трансмиссионного отделения и при заданной массе в два раза по сравнению с Т-34 улучшить бронирование. На танке установлен двигатель В-54 мощностью 382 кВт.

Принятый на вооружение в 1958 г. танк Т-55 отличается установкой двигателя В-55 мощностью 425 кВт, увеличенным до 43 выстрелов боекомплектом, наличием двухплоскостного стабилизатора вооружения и систем противоатомной защиты (ПАЗ) и противопожарного оборудования (ППО).

С середины пятидесятых годов до 1967 г. на вооружении Советской Армии находился танк Т-10. Его масса 50 т, экипаж - 4 человека. Танк вооружен 122-мм пушкой, боекомплект которой 30 выстрелов. Танк отличает совершенная "корабельная" форма корпуса, большие толщины и углы наклона броневых листов, применение двигателя с турбонаддувом В-12-5 мощностью 515 кВт, подвеска с пучковыми торсионами, планетарная трансмиссия с механизмами поворота третьего типа. На последней модификации танка Т-10М установлена пушка М61-Т2 с более высокими баллистическими данными, два пулемета КПВТ калибра 14,5 мм вместо двух пулеметов ДШК 12,7 мм, двигатель В 12-6 мощность 550 кВт, стабилизатор линии прицеливания.

В 1952 г. было начато производство легкого плавающего танка ПТ-76, масса которого 14,5 т, экипаж 3 человека. На нем была установлена 76-мм пушка и спаренный с ней пулемет, дизельный двигатель В-6 мощностью 176 кВт. Скорость на плаву 10,2 км/ч обеспечивается за счет применения водометных движителей. Основное назначение танка - ведение разведки. На последней модификации танка ПТ-76Б установлен двухплоскостной стабилизатор.

После 1960 г. на вооружение Советской Армии были приняты основные танки Т-62 (1961 г.), Т-64 (1967 г.), Т-72 (1973 г.) и Т-80 (1976 г.), а также принципиально новый класс бронетанковой техники - боевые машины пехоты БМП-1 (1966 г.), и боевые машины ВДВ - БМД (1967 г.).

Танк Т-62 выполнен на базе агрегатов Т-55 и отличается от последнего цельнолитой башней с диаметром погона 2245 мм вместо 1816 мм, увеличенной на 386 мм длиной корпуса, на 27 мм увеличена его высота, наклон кормового листа уменьшен с 17° до 2°, установлен механизм выброса стреляных гильз через люк в кормовой части башни. На нем установлена 115-мм гладкоствольная пушка, которая при начальной скорости подкалиберного снаряда 1615 м/с обеспечивает пробитие 300 мм брони на дистанции 1000 м, бронепробиваемость кумулятивным снарядом 460 мм. Боекомплект 40 выстрелов практически такой же, как на Т-55, несмотря на значительное увеличение калибра пушки. На танке установлены системы ПАЗ и ППО.

Танк Т-72, масса 41 т, имеет экипаж 3 человека. Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой, боекомплект 44 выстрела из них 22 в автомате заряжания. Высокая скорострельность (6-8 выстрелов в минуту) и эффективность огня достигается за счет использования автомата заряжания, установки двухплоскостного стабилизатора вооружения и дальномера, теплозащитного кожуха пушки. Спаренный с пушкой пулемет 7,62-мм имеет боекомплект 2000 патронов, а зенитный 12,7-мм - 300 патронов.

Применение многослойного комбинированного бронирования и больших углов наклона лобовых листов корпуса, монолитной башни с дифференцированным бронированием обеспечивает надежную защищенность лобовой проекции от снарядов 105-мм пушки. Применение малогабаритных агрегатов, автомата заряжания, который позволил сократить внутренний объем почти на 2 м куб., занимаемых в танках заряжающим, дало возможность уменьшить высоту машины и значительно усилить броневую защиту. Применены средства коллективной защиты от ОМП: герметизация корпуса, очистка воздуха и создание внутри танка избыточного давления.

На танке установлен многотопливный двигатель В-46 (семейство В-2) мощностью 575 кВт (720 л.с.), вентиляторная регулируемая система охлаждения, гитара, соединяющая двигатель с планетарными коробками, передач и осуществляющая привод на вентилятор, компрессор и стартер-генератор, гусеница с резинометаллическим шарниром (РМШ) или ОМШ, как на танке Т-62, и алюминиевые катки с резиновой шиной. Система подрессоривания торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами на 1, 2 и 6 опорных катках обеспечивает движение с высокими скоростями по неровностям. Все основные танки имеют оборудование для подводного вождения (ОПВТ), обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 5 м по дну водоемов.

На последующих модификациях танка Т-72 (Т-72Б) был установлен двигатель В-84 мощностью 671 кВт (840 л.с.). Танки Т-64 и Т-80 по своим ТТХ аналогичны Т-72. Т-64 отличается ходовой частью с катками малого диаметра и внутренней амортизацией и новым двухтактным дизельным двигателем 5ТДФ. На Т-80 более совершенная ходовая часть с катками среднего диаметра и впервые примененный на серийном танке газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с.

Характерной особенностью советского послевоенного танкостроения является достижение значительного роста боевых свойств основных танков в рамках весовой категории 40 - 46 т.

БМП-1 повышает огневую мощь, мобильность и защищенность пехоты на поле боя при взаимодействии с танками. Масса машины 13,8 т, экипаж-3 человека, десант-8 человек. Ее лобовая проекция защищает от снарядов 20-мм пушки, борт и корма - от пуль и осколков.

На БМП-1 имеется фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), система жизнеобеспечения, включающая систему вытяжки пороховых газов и подогрева воздуха. Основное вооружение составляет 73-мм орудие с 40 активно-реактивными снарядами, спаренный с ней 7,62 мм пулемет и 4 ПТУР. Двигатель УТД-20 обеспечивает удельную мощность машине 1,69 кВт/кН. В ходовой части применены гусеницы с РМШ параллельного типа, телескопические амортизаторы. Машина плавающая авиатранспортабельная. Водоходный движитель - гусеничный.

С учетом опыта боев в Афганистане была разработана БМП-2 с автоматической 30-мм пушкой, способной вести огонь по живой силе, легкой бронетехнике и низколетящим воздушным целям противника.

Новой ступенью в развитии серии боевых машин пехоты стала БМП-3. Она отличается высокой огневой мощью, по своим характеристикам приближающей ее к основным танкам. На БМП-3 утановлена 100-мм пушка-направляющая, спаренные с ней 30-мм пушка и 7,62-мм пулемет, впереди по бортам корпуса установлены два курсовых пулемета, кроме того, десант сохранил возможность вести огонь через бойницы по бортам и в корме корпуса. В отличие от БМП-1 двигатель УТД-26 установлен в кормовой части корпуса.

Масса БМД 7,2 т, экипаж и десант - 7 человек. Ее вооружение составляет унифицированная с БМП-1 башня и 2 курсовых пулемета, установленных в корпусе. Машина десантируется парашютным способом. Установленная на ма шине, впервые в отечественном танкостроении, пневматическая подвеска позволила сократить время на подготовку к транспортировке по воздуху и к использованию после десантирования. Защищенность на поле боя достигается благодаря высокой подвижности, обеспечиваемой удельной мощностью в 2,45 кВт/кН, и проходимости, обусловленной низким удельным давлением (Р == 0,51 кГс/см2 = 51 кПа) и возможностью регулирования клиренса.

На базе БМД-1 была разработана БМД-2 с вооружением как у БМП-2. Позднее была выпущена БМД-3, которая представляет собой глубокую модернизацию боевых машин ВДВ, внешне ее можно отличить от БМД-2 по форме корпуса.

Наряду с принятием на вооружение новых машин проводилась модернизация находящегося на вооружении танкового парка.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В1922 г., в соответствии с объявленными в марте 1921 г. новыми техническими требованиями, прошел второй конкурс на разработку лучшего проекта отечественного танка. Одним из условий при рассмотрении проектов являлось использование в силовых установках машин двигателей, работавших на керосине. Для обсуждения были представлены семь проектов, но ни один из них не признали лучшим.

Создавшейся ситуации способствовало несколько причин:

  • - отсутствие единого координирующего центра (с роспуском Броневого управления этим ведало Артиллерийское управление, которое было загружено своей непосредственной работой);
  • - отсутствие руководящего технического центра в промышленности, обеспечивавшего общее управление танкостроением - производством вооружения, брони, двигателей, движителей и второстепенных агрегатов.

С вооружением и броней дело на тот момент обстояло более или менее благополучно, но двигателей отечественная промышленность в 1922 г. дать еще не могла, а гусеничный движитель еще только изучался.

В 1923 г. руководство танкостроением возложили на Главное управление военной промышленности (ГУВП), на одном из заседаний которого была принята следующая программа работ:

«1. Осознать и систематизировать опыт, который имеется у нас сегодня.
2. Отработать материалы по ним и готовить кадры танкистов.
3. Изучить танкостроение по заграничным материалам…
4. Начать разработку новой экспериментальной модели танка…»

6 мая 1924 г. начальник ГУВП П.А.Богданов утвердил специальное положение о создании Технического (Танкового) бюро (Т-бюро) , которое возглавил СП. Шукалов. Для организации работы бюро с Путиловского, Ижорского, Обуховского заводов, Ленинградского Арсенала и Артиллерийского управления РККА на срок от двух до шести месяцев привлекались наиболее опытные и способные конструкторы.

В сентябре того же года при ГУВП ВСНХ СССР сформировали межведомственную Комиссию по танкостроению под председательством Е.Г. Смысловского, которая просуществовала один год и прекратила свою деятельность в связи с развертыванием работ по танкостроению в Техническом бюро. Эта комиссия занималась определением тактико-технических требований (ТТТ) для танков, которые и легли в основу первых проектов Технического бюро. Активное участие в деятельности комиссии принимали П.С. Озеров, А.В. Рожков, Кара-чан. В результате был подготовлен доклад «Об организации работ в области танкостроения», который заслушали 8 октября 1924 г. на заседании руководства ГУВП.

Среди типов боевых машин в докладе впервые были упомянуты «маневренные танки» - «танки, способные оказать требуемое содействие при преодолении укрепленных позиций маневренного типа, то есть сооруженных в течение непродолжительного промежутка времени. Такие танки не должны составлять постоянного организационного соединения с войсковыми частями, а должны придаваться им в виде специальных танковых средств в мере надобности».

В докладе приводились также и некоторые характеристики маневренного танка:

«…вес 16,4 т - не больше предельной нагрузки обыкновенной железнодорожной платформы грузоподъемностью 1000 пудов, размеры не должны превышать пределов, допускающих свободную перевозку по русским и заграничным железным дорогам, то есть высота не более 3 м, ширина не больше 3,15 м, переезд самоходом на расстояние до 300 км, преодоление канавы шириной до 2,5 м, уклон до 45градусов, крен до 30 градусов, броня-лоб, борт 20 мм, башня 26 мм, крыша, дно 6-8 мм, скорость до 30 км/ч, двигатель 4-тактный, низкого сжатия, быстрого сгорания, трансмиссия механическая…»

В конце 1924 г. в Московском техническом бюро ГУВП под руководством СП. Шукалова выполнили (в соответствии с ТТТ, определенными Комиссией) проекты маневренных (средних) танков. Это были оригинальные проекты восемнадцатитонного танка ГУВП* и шестнадцатитонного ГУВП**.

По внешнему виду танк ГУВП* напоминал бронепоездную площадку на гусеничном ходу, в носовой части корпуса которой располагалась башня с 76,2-мм короткоствольной пушки обр. 1913 г. В шаровых опорах, расположенных в бортовых и кормовом листах корпуса, устанавливались три сдвоенных пулемета системы Федорова калибра 6,5 мм. Для наблюдения за полем боя служила командирская башенка со стробоскопом.

Противопульную защиту предполагалось изготавливать из катаных броневых листов толщиной 13 мм. В танке планировалось установить карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Риккардо» мощностью 150 л.с. (110 кВт), закупленный в Англии в количестве шести экземпляров. Использование в танке этого двигателя, имевшего большие габаритные размеры, привело к большой высоте машины. Не совсем удачно размещался и экипаж танка.

Расчетная максимальная скорость танка составляла 20,9 км/ч. Запас хода достигал 150 км.

При рассмотрении в Артиллерийском управлении проект танка не утвердили, но признали его пригодным для дальнейшей переработки.

Проект танка ГУВП** отличался от проекта танка ГУВП* вооружением, усиленной броневой защитой и конструкцией ходовой части. В носовой части машины во вращающейся башне вместо 76,2-мм пушки устанавливалась 45-мм пушка, а в кормовой части - малая пулеметная башенка. Предполагалось дополнительно разместить в бортовых шаровых опорах два сдвоенных пулемета системы Федорова. Максимальная толщина катаных броневых листов составляла 22 мм. Экипаж сократили с шести до пяти человек. Но этот проект также не получил развития.

В итоге Бюро приостановило переработку большого маневренного танка массой 18 т и

«с целью уменьшения масштаба риска и ответственности»

перешло на проектирование малого полкового танка массой 3-4 т.

В середине 1925 г. ГКБОрудийно-арсеналь-ного треста (ОАТ) в инициативном порядке приступило к проектированию маневренного танка. Но из-за малочисленности коллектива и большого объема текущих работ дело ограничилось только эскизными проработками.

Маневренный танк Т-12

Полномасштабные конструкторские работы по новому маневренному танку развернулись только после утверждения 2 июня 1926 г. трехлетней программы танкостроения, которая предусматривала в течение трех лет оснастить Красную Армию всеми видами современной бронетанковой техники. Так, 17 ноября 1927 г. ГКБ ОАТ получило задание на проектирование маневренного танка под обозначением «Т-12». Для постройки опытного образца танка и освоения в дальнейшем его серийного выпуска определили Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). Заказ №146/оп на изготовление опытного образца танка Т-12 с железным корпусом по чертежам и указаниям ОАТ, 7-й секции Арткома и 5-го отдела Артиллерийского управления был выдан ХПЗ 18 сентября 1928 г. Осенью того же года на заводе создали специальное танковое конструкторское бюро (КБ).

В состав КБ завода по танку Т-12 входили инженеры-конструкторы Иван Никанорович Алексенко (заведующий бюро) и Евгений Тимофеевич Дикалов, конструкторы Алексей Алексеевич Алферов, Иван Васильевич Дудка и Александр Александрович Морозов, а также еще три человека, в том числе один чертежник и один копировщик. Возглавлял техническую контору, в состав которой входило КБ, инженер-конструктор Евгений Тимофеевич Воронков.

Общее руководство работ по новому танку осуществлял С.П. Шукалов, ведущими конструкторами машины были В.И. Заславский и Б.А. Андрыхевич, от ХПЗ за создание Т-12 отвечали начальник производства завода М.М. Андриянов и инженер С.Н. Махонин.

На момент заключения договора на изготовление танка Т-12 чертежей его еще не существовало. 15 октября 1928 г. по заказу Артиллерийского управления РККА ОАТ обязал ГКБОАТ подготовить рабочий проект машины, который предписывалось закончить к началу 1929 г. Производство решили вести параллельно с изготовлением чертежей.

Первоначально на танке планировалось установить переделанный 200-сильный авиационный двигатель «Испано-Сюиза», но позднее, в феврале 1929 г., переориентировались на отечественный танковый восьмицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. (при 1800 об/мин.), создаваемый на заводе «Большевик» под руководством А.А. Микулина (заказ №АО2032 на двигатель был выдан заводу «Большевик» 29 февраля 1928 г.).

Планетарную коробку передач для танка изготовили и испытали зимой 1928/29 г. в виде модели в 1/3 натуральной величины. После испытания модели приступили к изготовлению опытного образца. Основные рабочие чертежи всего танка завод получил в течение февраля-мая 1929 г.

Следует отметить, что основным руководящим решением в области танкостроения в первые годы первой пятилетки стало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. В нем была дана количественная программа, которая рассматривалась как минимальная. В этом постановлении подчеркивалось, что в связи с ростом материальной базы танкостроения - тракторной промышленности - важнейшей задачей являются опытные работы, широкое развертывание опытного строительства новых образцов бронетанковой техники.

Так началась новая эра отечественного танкостроения - время его бурного развития, накопления опыта проектирования и производства, подготовки кадров организаторов, конструкторов, технологов, многим из которых довелось в годы Великой Отечественной войны сыграть видную роль в нашей танковой промышленности.

Опытный образец танка Т-12 значительно отличался от проекта. По первоначальному эскизному проекту машина была трехбашенной: одна пулеметная башня располагалась перед орудийной, вторая пулеметная - на крыше орудийной. Однако установку передней башни признали нецелесообразной, и третий пулемет разместили в левом борту орудийной башни.

По сравнению с проектом длина корпуса танка увеличилась. Подверглись изменениям ходовая часть и силовая установка. По одному из вариантов на Т-12 предусматривалась установка шестицилиндрового карбюраторного двигателя фирмы «BMW» или фирмы «Сидней-Пума». Однако эти двигатели имели достаточно большую длину и не помещались в моторно-трансмиссионном отделении танка. Кроме того, для танка, помимо двигателя А.А. Микулина, под руководством Л.Б. Беккермана проектировался двигатель Т-12 аналогичной мощности (180 л.с. (132 кВт). Но изготовление этих двигателей так и не завершили. Пришлось использовать авиационный карбюраторный двигатель М-6 мощностью 260 л.с. (191 кВт), задросселированный до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин., для чего пришлось переделать коробку передач и тормоза.

Краткое описание конструкции Т-12

Компоновочная схема танка Т-12 отличалась от классической двухъярусным размещением вооружения в большой и малой башнях (высота танка составляла 2,95 м). В большой башне находились 45-мм танковая пушка системы Соколова (начальная скорость снаряда - 600 м/с) и две автономные шаровые установки с 6,5-мм сдвоенными танковыми пулеметами системы Федорова-Иванова обр. 1925 г. в переднем и левом бортовых листах башни. Однако на выпущенном опытном образце вместо сдвоенных пулеметов системы Федорова-Иванова установили 7,62-мм пулеметы системы Кольта. На крыше большой башни находилась малая башня с аналогичной пулеметной установкой. Она имела независимое вращение от большой башни. Боекомплект танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам. При проведении испытаний вооружение в башне не устанавливалось.

В состав экипажа машины входили четыре человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у правого борта корпуса машины. В большой башне размещались два члена экипажа: командир танка (он же наводчик) и заряжающий (он же пулеметчик). В малой башне оборудовалось рабочее место пулеметчика. Большая башня имела ручной механизм поворота, для вращения малой башни использовался спинной упор.

Броневая защита корпуса и башни - противопульная. Соединение броневых катаных листов, имевших толщину 12 (крыша и днище) и 22 мм (лоб, борт, корма корпуса и башни), производилось с помощью заклепок. Стыки броневых листов корпуса герметизировались.

Башня танка в плане представляла собой неправильный девятиугольник, устанавливалась на шариковом погоне (диаметр 2000 мм) и имела механизм поворота с ручным приводом.

Корпус и башни опытного образца машины изготовил Ижорский завод, при этом были использованы листы из конструкционной (не броневой) стали. Боевая масса танка превысила расчетную почти на 3,5 т и составляла около 19,5 т.

В кормовой части корпуса вдоль продольной оси танка устанавливался авиационный четырехтактный восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения с сухим картером, задросселированный (путем понижения степени сжатия) до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Емкость топливных баков составляла 400 л. Запас хода танка по шоссе достигал 160 км (радиус действия 80 км).

В системе охлаждения двигателя использовался радиатор с вентилятором Сирокко, который имел привод от коробки передач через ведущую коническую шестерню главного вала.

Трансмиссия машины состояла из главного фрикциона (дискового с накладками феродо), четырехступенчатой реверсивной планетарной коробки передач с наружным зацеплением шестерен, простого дифференциала с фрикционными тормозами (в качестве механизма поворота) и двух простых бортовых редукторов. Коробка передач и дифференциал были выполнены в одном картере.

Впоследствии, по результатам испытаний, было разработано несколько вариантов конструкции тормозов, из которых лучшей признали конструкцию плавающих ленточных тормозов, предложенную В.И. Заславским.

Максимальная скорость танка по шоссе составляла 26 км/ч.

Подвеска танка - блокированная, пружинная (восемь свечей). В качестве прототипа использовалась конструкция подвески малого танка Т-18 (МС-1). На каждом борту устанавливались четыре тележки с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра в каждой и четыре сдвоенных поддерживающих катка, которые имели наружную амортизацию. Опорные катки на осях тележек монтировались на роликовых подшипниках. Направляющие колеса большого диаметра имели механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса зубового зацепления с гусеницами размещались сзади. Каждая гусеница собиралась из 140 литых траков и 140 пальцев. Кроме того, в ЗИП танка укладывались 70 запасных траков. В дальнейшем предполагалось заменить литые траки штампованными. Среднее давление на грунт равнялось 0,45 кгс/см² (при погружении гусениц на 100 мм).

В кормовой части корпуса крепился удлинитель («хвост») длиной 0,7 м для преодоления широких рвов (до 2,65 м). Длина танка с «хвостом» составляла 6,28 м, высота 2,95 м, ширина - 2,81 м. Танк мог преодолевать ров шириной 2,6 м, брод глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой 1,0 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея и генератор РА-225/12. Средств радиосвязи танк не имел.

  1. Центральное бюро по проектированию танков находилось в Москве и под различными наименованиями просуществовало до 1932 г. (в 1926-1929 гг. - Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста, или ГКБОАТ; в 1930г. - ГКБВООРПО (Главное конструкторское бюро Всесоюзного орудийно-оружейно-пулеметного объединения); в 1931-1932 гг. - КБ №3 Оружобъединения).

| часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5

В последнее время все больше появляется литературы, в которой довольно глубоко освещаются различные военно-исторические, тактические и технические аспекты использования вооружения и военной техники. Несмотря на это, такому интересному вопросу как близкое рассмотрение ходовой части танков и других военных гусеничных машин в популярной литературе практически не уделяется внимание. А жаль, ведь если подойти непредвзято, то именно ходовая часть и корпус, с которым она связана, в первую очередь определяют лицо танка.

Вас поражают головокружительные прыжки танков Т-90 и Т-80 на всевозможных шоу? Как правило, здесь обращают внимание на разгонные характеристики машины, на мощность двигателя, несправедливо забывая о подвеске машины, которая воспринимает на себя удар приземления многотонной машины...

В самом деле, если танк имеет удачную компоновку корпуса и хорошую, надежную ходовую часть, то такой танк получает долгую жизнь - его последующие модификации имеют все более толстую броню, возрастает мощь вооружения, меняется форма башни, на его базе создаются различные САУ, инженерные и вспомогательные машины. Так, например, Т-34 превратился в Т-34-85 и имел несколько САУ на его базе, немецкий средний Pz. IV короткоствольную 75-мм пушку поменял на длинноствольную, Т-64 со 115-мм пушкой превратился в Т-64А со 125-мм и Т-64Б с управляемым вооружением... Подобных примеров, можно приводить много, хотя не бывает правил без исключений - например, ходовая часть немецких легких и средних танков второй мировой войны претерпевала довольно значительные метаморфозы, особенно в первых модификациях.

В настоящей работе хотелось бы достаточно глубоко, но в доступной форме отразить вопросы применения различных вариантов ходовой части на танках и других боевых машинах. Особое внимание уделим подвеске и гусеничному движителю, их классификации, устройству и влиянию на характеристики боевых машин.

Заранее прошу извинить за некоторую сухость и академичность изложения материала - вряд ли подобная тема будет интересна ученику начальных классов, а более серьезного читателя интересует в первую очередь информативность повествования, чем занимательность. Надеюсь, что вы почерпнете в этой работе для себя что-нибудь новое.

Понятия и определения

В первую очередь обозначим общие понятия и дадим определения.

Под ходовой частью понимают совокупность имеющихся на боевой машине движителей c системой подрессоривания . Иногда вместо ходовой части применяют термин шасси .

Движитель - совокупность агрегатов ходовой части, непосредственно взаимодействующих с окружающей средой для создания внешнего тягового усилия, движущего боевую машину. Современные основные боевые танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины кроме сухопутного могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме основной задачи по обеспечению движения машины, используется для передачи на грунт веса боевой машины.

В качестве сухопутных на боевых машинах могут использоваться гусеничный, колесный, колесно-гусеничный, лыжно-гусеничный, аэросанный движители, а так же комбинации этих движителей. Так, например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; БТР - колесный (БТР-152, БТР-70, БТР-80) или гусеничный (БТР-50, американский М113); бронеавтомобили - колесный; колесно-гусеничный движитель ранее использовался на некоторых БТР (германские Sd Kfz 250, Sd Kfz 251, американский М2); боевые аэросани использовались во время Великой Отечественной войны в северных районах СССР. Примером комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, могут служить танки в основном 20-30-х годов - колесно-гусеничные танки Кристи и их наследники БТ, танк Скофилда, танки фирмы Виккерс и другие.

Следует сразу обратить внимание на некоторую неоднозначность применения терминологии. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумеваются танки, которые имели два движителя - колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться с использованием или колесного или гусеничного хода). В то же время, машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Иными словами, полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные - колесный и гусеничный попеременно (возможны варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяются гусеничные движители, они по сравнению с другими имеют высокие показатели проходимости и быстроходности по пересеченной местности, надежны в эксплуатации, меньше уязвимы на поле боя, удобны в обслуживании и замене отдельных узлов.

Гусеничный движитель - движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев - траков. Гусеничный движитель состоит в общем случае из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков (роликов) и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках опорные катки называются поддерживающими.

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески . Узлом подвески называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем случае включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Статический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии танка краном) в положение его нагружения под действием веса танка (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в настоящей работе основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

В web-строительстве и SEO цепи Маркова используются для генерации псевдоосмысленных текстов на основании исходных текстов. Это используется для штамповки дорвеев с заданными ключевыми словами, для набора контентной текстовой массы и тому подобным "черным" трюкам. К счастью, поисковые системы научились эффективно определять контент, созданный на основе цепей Маркова и отправляет таких умников в бан. Учить вас подобным технологиям я не собираюсь, для этого есть специальные говносайты, меня интересует только программная реализация алгоритма.


Цепью Маркова называется последовательность испытаний, в каждом из которых появляется только одно из k несовместных событий Ai из полной группы. При этом условная вероятность pij(s) того, что в s-ом испытании наступит событие Aj при условии, что в (s - 1) - ом испытании наступило событие Ai, не зависит от результатов предшествующих испытаний.

Желающие повзрывать свой головной мозг могут почитать про математическую модель. На человеческом языке все эти формулы сводятся к следующему. В исходном тексте определяются слова и сохраняется последовательность, какие слова идут за какими. Затем на основании этих данных создается новый текст, в котором сами слова выбраны случайно, но сохранены связи между ними. Для примера возьмем детский стишок:

Из-за леса, из-за гор
едет дедушка Егор:
сам на лошадке,
жена на коровке,
дети на телятках,
внуки на козлятках.

Разберем текст на звенья и связки

Из-за [леса, гор]
леса [из-за]
гор [едет]
едет [дедушка]
дедушка [Егор]
Егор [сам]
сам [на]
на [лошадке, коровке, телятках, козлятках]
лошадке [жена]
жена [на]
коровке [дети]
дети [на]
телятках [внуки]
внуки [на]

Звенья в этом списке представляют собой уникальные слова из текста, а в квадратных скобках перечислены связи - список слов, которые могут располагаться после этого слова.

При генерации текста из списка звеньев на первой итерации выбирается случайное звено, определяются его связи, из списка связей выбирается случайная и принимается уже как новое звено. Затем действие повторяется до достижения нужного размера текста. В результате, например, может получиться что-то подобное:

Егор сам на телятках внуки на лошадке жена на коровке дети на коровке
В этом примере полученный текст мало отличается от исходного, так как исходный текст очень короткий. Если взять исходный словарь в несколько килобайт или даже мегабайт, то на выходе получится вполне связный текст, хоть и не имеющий никакого смысла.

  1. // Прочитать исходный текст, на основе которого будет генерироваться новый
  2. $str = file_get_contents ("markov.txt" );
  3. // Установить кодировку системы
  4. setlocale (LC_ALL , "ru_RU.CP1251" );
  5. // Убрать из текста символы кроме цифр, букв и некоторых знаков препинания
  6. $str = eregi_replace ("[^-a-zа-я0-9 !\?\.\,]" , " " , $str );
  7. // Подчистить пробелы перед окончаниями предложений
  8. $str = eregi_replace (" {1,}([!\?\.\,])" , "\\1" , $str );
  9. // Поделить текст на слова
  10. $tmp = preg_split ("/[[:space:]]+/is" , $str );
  11. // Массив "звеньев"
  12. $words =Array();
  13. // Заполнить звенья
  14. for($i = 0 ; $i < count ($tmp ); $i ++) {
  15. if ($tmp [ $i + 1 ]!= "" ) {
  16. $words [ $tmp [ $i ]]= $tmp [ $i + 1 ];
  17. $words = array_map ("array_unique" , $words );
  18. // Массив начальных слов в предложениях
  19. $start =Array();
  20. foreach($words as $word => $links ) {
  21. if (ereg ("^[А-Я][а-я]+" , $word )) {
  22. $start = $word ;
  23. // Сгененировать 100 предложений на основе исходного текста
  24. for ($i = 0 ; $i < 100 ; $i ++) {
  25. while (true ) {
  26. $w = $start [ rand (0 ,(count ($start )- 1 ))];
  27. if (ereg ("[\.!\?]$" , $w )) { continue; }
  28. $sentence = $w . " " ;
  29. // Количество слов в предложении
  30. $cnt = 1 ;
  31. // Сгенерировать предложение
  32. while(true ) {
  33. $links = $words [ $w ];
  34. // Переключить цепочку
  35. $w = $words [ $w ][ rand (0 ,(count ($words [ $w ])- 1 ))];
  36. $sentence .= $w . " " ;
  37. // Если слово находилось в конце предложения
  38. if (ereg ("[\.!\?]$" , $w )) { break; }
  39. $cnt ++;
  40. // Если генератор зациклился, то принудительно выйти
  41. if ($cnt > 19 ) { break; }
  42. // Удачным считать предложение длиной 5-20 слов
  43. if ($cnt > 5 && $cnt < 20 ) { break; }
  44. // Сгенерированное предложение
  45. echo $sentence ;

Небольшие пояснения, как это все работает. Сперва загружается файл "markov.txt", он должен быть в кодировке win-1251. Затем из него удаляются все символы, кроме букв и некоторых знаков препинания, потом вырезаются излишние пробелы. Получается чистый текст, который затем разделяется на отдельные слова. Все, у нас есть отдельные звенья цепи. Теперь надо определить связи слов, то есть какие слова и за какими могут располагаться. Это самый ресурсоемкий процесс, так что на больших файлах придется запастись терпением. Если генерация требуется часто, то, наверное, имеет смысл сохранять массив звеньев и связок в какой-нибудь базе, чтобы иметь к нему быстрый доступ. Следующий шаг - определение слов, с которых начинаются предложения. Я принял условие, что у таких слов первая буква должна быть заглавной, вы можете сделать более точное определение. Генерация текста выполняется по описанному выше алгоритму, я только добавил к нему несколько проверок от зацикливания.

Рабочий пример генератора текстов на основе цепей Маркова и приведенного выше скрипта, можете посмотреть

Было описано как обучить нейтронную сеть так, чтобы она играла в Марио или управляла роботом. Но может ли нейронная сеть генерировать текст? В этом вполне могут помочь цепи Маркова.

Вот за что я "люблю" русскоязычную википедию, так это за то, что любое простое явление/уравнение/правило, особенно из математики описывается сходу настолько обобщенно, настолько зубодробительными формулами, что без пол литра не разберешься. Притом составители статей не утруждают себя дать описание (хотя-бы на пару предложений) простым человеческим языком, а сразу переходят к формулам.

Если кто-то захочет узнать что такое цепи Маркова, то в первом переложении он узнает, что:
"Це́пь Ма́ркова — последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходов, характеризующаяся тем свойством, что, говоря нестрого, при фиксированном настоящем будущее независимо от прошлого. Названа в честь А. А. Маркова (старшего)."

И это при всем при том, что основная идея цепей Маркова очень проста, но понять это из википедии просто невозможно без математического образования.

Цепи маркова - это всего-лишь описание вероятностей перехода системы из одного состояния в другое. Все состояния можно описать вершинами графа. Например, такими вершинами могут быть положения человека: [лежит], [сидит], [стоит], [идет]

Здесь видно, что граф ориентированный, это значит, что не из всякого состояния можно попасть в другое. Например, если вы лежите, то невозможно сразу пойти. Нудно сначала сесть, потом встать, а только потом пойти. Но упасть и оказаться лежачим можно из любого положения))
Каждая связь имеет некую вероятность. Так, например, вероятность упасть из стоячего положения очень маленькая, гораздо вероятнее стоять дальше, пойти или сесть. Сумма всех вероятностей равна 1.

Кроме всего прочего цепи Маркова позволяют генерировать события. Так или иначе на цепях Маркова построены все большинство генераторов текстов.

Попробуем написать генератор пирожков.

Пирожки

Пирожки - четверостишия без рифмы, знаков препинания, цифр, без прописных букв. Количество слогов должно быть 9-8-9-8.


Большинство генераторов текстов используют морфологические анализаторы. Но мы сделаем проще. Просто разобьем слова на слоги и посчитаем вероятность того, что один слог находится после другого слога. То есть узлами графа у нас будут слоги, ребрами, и их весами - частота того, что второй слог идет за первым.
Дальше скормим программе полсотни пирожков .

Например, после слога "при", могут идти такие слоги (ребра и их веса):
"чем"(1) "хо"(4) "ме"(1) "ду"(2) "чи"(4) "ятель"(4) "шёл"(5) "ку"(1) " "(9) "су"(1) "выч"(3) "ми"(1) "кос"(1) "об"(1) "дёт"(2) "ехал"(1) "учи"(1) "му"(1) "би"(1) "це"(1) "цел"(2) "том"(1) "ко"(1) "вал"(1) "нес"(1) "дет"(1) "но"(1) "вез"(1) "мет"(1) "вет"(1) "дя"(1) "вы"(1)

Теперь все что нужно - это взять случайный слог (например, "при"). Сумма всех слогов, которые идут после него равна 58. Теперь нужно взять следующий слог с учетом частоты (количества) этих слогов:

size_t nth = rand() % count;

size_t all = 0 ;

for (const auto &n: next) {

All += n.count;

if (all >= nth)

return n.word;

Таким образом генерируем строки так, чтобы в первой строке было 9 слогов, во второй - 8, далее 9 и 8, получаем:

Жил шутить будильник до что ком
похищен он поку это
тебе афаначальник здесь да
онегин эффекты диван

Пока на особо связный текст не похоже. Часто встречаются несуществующие слова ("поку"). В качестве ключа сейчас только один слог. Но на основании одного слога сложно строить предложение. Увеличим количество слогов, на основании которых будем генерировать следующий слог хотя-бы до 3:

Асфальта для ума довольно
на часах семь разделить на
стол выносят чёрный ящик а
он вырос отомстил нашёл
Вот и первый пирожек, который более-менее можно принять за написаный человеком.
Чтобы текст вышел более осмысленным, то нужно использовать морфологические анализаторы , и тогда в качестве узлов будут не слоги, а метаописания слов (например "глагол, множественного числа, прошедшего времени").

Такие программы уже позволяют писать более "осмысленный" текст. Например корчеватель - статья, написаная генератором наукообразного текста, которая прошла рецензию и даже была опубликована в научном журнале.