Всеобщая история мир 20 веке. Россия и мир в начале XX века

Мир в ХХ веке

Редакционная коллегия:

А.Б. Давидсон, А.А. Данилов, И.С. Савина (ответственный секретарь)

Рецензент

доктор исторических наук А.М. Филитов

Вместо введения

История XX столетия: уроки и проблемы

Историки многих стран подводят итоги XX столетия. Они стремятся поставить его в контекст истории человечества в целом, раскрыть неповторимые черты и колорит закончившегося века.

На Международном Конгрессе историков, проходившем в Осло летом 2000 г., тема подведения исторических и историографических итогов XX столетия заняла фактически преобладающее место.

Анализ итогов конгресса и многочисленной литературы, изданной по всему миру, дает обильную пищу для размышлений.

Для одних XX в. означал гигантский взлет человеческой мысли и достижений; для других - это самый преступный или экстремистский век в мировой истории.

Основания для столь полярных и противоположных выводов дают не только различные позиции и взгляды историков, но прежде всего сама история XX столетия.

Для современников всякое событие кажется более важным, чем многие предшествующие. Люди, живущие в XX столетии, воспринимали его гораздо более эмоционально, чем историю прошлых эпох, поскольку они сами были участниками и свидетелями многих событий. В этом смысле субъективизм историков и представителей других отраслей знания проявляется в значительно большей степени, чем у тех историков, которые изучают древность, средневековье, новую историю или даже самое начало XX столетия.

В оценке XX в. очень важны точки отсчета и главные факторы сравнения с другими эпохами. Те авторы, которые оперируют данными о развитии науки, техники и технологии несомненно правы, когда они говорят об ушедшем столетии в превосходной степени.

Завершившееся столетие, как и впрочем всякое другое, было столь многообразным и многофакторным, что возможны самые различные подходы к его изучению, которые можно проследить и по огромному разнообразию тематики уже изданных книг, посвященных истории XX в.

В отдельных книгах делается акцент на социальные или политические факторы; других авторов интересуют прежде всего проблемы экономики; уже есть большая литература об истории культуры, искусства и духовной жизни в целом.

В течение долгого времени историческая наука в нашей стране развивалась в русле только одной, марксистской, теории, что предполагало постоянный поиск главной закономерности и основной причины всех многообразных процессов.

Действительно марксизм с самого своего возникновения претендовал на раскрытие целостности нашего мира, на универсальное объяснение происходивших процессов и событий.

Но и в те времена многие сотни конкретных и частных исследований давали основание говорить о мире, как сочетании множества не только фактов, но и их объяснений и толкований.

Сейчас уже подавляющее большинство историков нашей страны, и в том числе тех, кто исследует историю XX в., являются приверженцами многофакторного подхода; они перестали видеть в истории уходящего века столкновение только “главных противоречий”, искать “основное” объяснение тех или иных явлений.

Только на основе многофакторного подхода можно реально понять и объяснить весь тот сложнейший и разнообразный мир событий и процессов, которыми отмечен XX в.

Среди этих методов или теоретических построений находят свое место и теория цивилизаций Арнольда Тойнби, и разнообразные варианты теории модернизаций и экономического роста, и подходы к истории Макса Вебера, и в немалой степени идеи и методы марксизма, и культурологические и философские теории Дюркгейма, Хайдеггера и многие другие.

Методологическое “единство” ныне предстает и в отечественной науке как единство многообразия, как совокупность плюралистического объяснения истории.

Наконец-то, и в России включились в дискуссии о роли самого историка в раскрытии и объяснении истории. Английский историк Э. Карр когда-то заметил, что “историй столько, сколько историков”. Конечно, видимо, это крайность, дающая повод к тотальной релятивизации истории, но то, что личность самого историка, его идейные установки, его политический и нравственный выбор, его вкусы, страсти и характер влияют в огромной степени на отбор историком фактов, на их интерпретацию и т. п., - все это теперь не вызывает сомнений.

Анализируя в этом плане то, что уже сделано в российской исторической науке в изучении истории XX в. можно одновременно отметить противоречивость происходящих процессов. С одной стороны, можно видеть (особенно у молодого поколения) тенденцию именно к многофакторному пониманию и объяснению явлений и событий, а с другой - продолжает существовать приверженность к стереотипной периодизации, к привычным схемам, долгие десятилетия преобладавшим в научной литературе и учебниках для средней и высшей школы.

Очевидный и естественный отказ от марксистских парадигм подчас приводит к тому, что явно утрачивается интерес к социально-экономической истории и очень часто игнорируются ведущие причинно-следственные связи и детерминированность процессов и явлений.

Нарративные методы во многих случаях явно превалируют над синтезом, и в этом лежит одно из объяснений чересполосицы оценок и суждений, желания тотального пересмотра прежних оценок и пренебрежения к компаративистским методам и приемам.

С учетом высказанных соображений представляется, что в анализе важнейших событий и явлений XX столетия сейчас важно вскрыть и объяснить те общие противоречия, те “сквозные” факторы, которые проходили через все столетие и были в большей или меньшей степени характерны для разных периодов и регионов.

Известно также, что наибольшие перемены в подходе к истории обнаружились в последние 10 лет при изучении древности, средневековья и раннего нового времени. Эти процессы в конце 80-х и особенно в 90-е годы проявились и в российской историографии.

Явные сдвиги в социальной истории, породившие фактически “новую социальную историю”, формирование интеллектуальной истории, принципиально новые подходы к теме “индивид и общество”, приведшие к новому толкованию исторической антропологии или проблеме “человека в истории”, усиление внимания к компаративистским исследованиям, гендерная проблематика, - все это, как и многое другое, в российской историографии в наибольшей степени разрабатывается на материале древности и средневековья.

Поэтому одна из важных задач российской исторической науки состоит в том, чтобы использовать эти методы и методики при исследовании истории XX столетия. Такая тенденция заметна и в мировой науке, что показывают публикации, а также многочисленные конференции, заседания и круглые столы.

Век XX дал миру значительное число моделей общественного развития и попыток их реализации. Наиболее отчетливым противостоянием стала социалистическая и либеральная модель в их большом разнообразии и модификациях. Историки многих стран включены ныне в дискуссии о смысле этих моделей и об их судьбе в конце XX столетия.

На рубеже веков в России уже издано значительное число исследовательских трудов и учебников по истории XX столетия. Большинство из них касаются истории Советского Союза и России. Для российских историков остается неотложной задачей создать на принципиально новой основе, с использованием огромного массива неизвестных ранее документов, в том числе и архивных трудов, новые исследования, раскрывающие сложный и драматический путь, проделанный Россией в XX в.

Большинство этих трудов начинается не с 1917 г., как прежде, а с самого начала века. Для многих исследователей становится все более очевидным, что реальным началом века можно считать первую мировую войну, с которой Россия и мир вступили в новый этап развития.

Государства и народы на карте мира . Политическая карта мира в начале XX в. не отличалась особой пестро­той. Наряду с относительно небольшим числом независи­мых национальных государств, располагавшихся преиму­щественно в Европе и Америке, ее заполняли владения нескольких европейских держав - колонии, протектора­ты, доминионы, занимавшие обширные пространства Азии, Африки, Австралии и Океании.

В последней трети XIX в. окончательно утвердились границы многих государств в Европе, Америке и других частях света, практически завершился так называемый тер­риториальный раздел мира. В 80-90-е гг. XIX в. евро­пейские державы захватили последние формально оста­вавшиеся свободными значительные территории в Цент­ральной Африке. Особенно активно действовали Великобритания и Франция, давно вытеснившие с веду­щих позиций «пионеров» колониальных завоеваний - Испанию, Португалию и Голландию. Владения британ­ской короны, о которых современники говорили, что в них «никогда не заходит солнце», в 1900 г. охватывали территорию площадью 32,7 млн. кв. км (это составляло половину всех колониальных территорий в мире) с насе­лением 368 млн. человек, что в 100 раз превышало пло­щадь и в 10 раз - численность населения самой Велико­британии.

Значительное место на карте мира в начале XX в. за­нимали сложившиеся и Новое время многонациональные империи, объединившие народы разной этнической и ре­лигиозной принадлежности. Так, почти половину Европы охватывали границы Австро-Венгрии и Российской импе­рии непосредственном соседстве находилась обширная Османская империя. На протяжении XIX в. входившие в состав империй народы значительно продвинулись в эко­номическом и социальном развитии, вступили в стадию национального возрождения. Возникавшие здесь полити­ческие партии выдвигали наряду с социальными задача­ми лозунги национального равноправия, самоопределе­ния. В «век национализмов», ставший для многих наро­дов временем формирования национального сознания, особенно остро встала проблема освобождения от нацио­нального угнетения и зависимости, обретения собственной государственности.

По форме правления большинство стран мира в нача­ле XX в. представляло собой монархии. Республикански­ми государствами в Европе являлись Франция, где после нескольких смен республиканских и монархических режи­мов утвердилась Третья республика (1870), и Швейцария. В Америке наряду с США республиками стали страны, освободившиеся в XIX в. от испанского и португальского колониального владычества (Мексиканские Соединенные Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливии). Несмотря на преобладание монархий, принципиально важное политическое наследие

в. состояло именно в распространении республика­низма и парламентаризма. Неуклонно возрастало число монархических государств, в которых вводились консти­туции и та или иная форма общественного представитель­ства. В начале XX в. в эту группу наряду с представляв­шей своего рода классический образец Великобританией входили Австро-Венгрия и Германия, Швеция и Норве­гия, Бельгия и Нидерланды, Испания, за пределами Ев­ропы - Япония и др. Существовавшие в названных стра­нах режимы значительно различались по характеру взаи­модействия власти и общества. То же можно было сказать и о республиканских государствах. В одних либерализм и демократия составляли относительно устойчивую основу политической жизни, в других за республиканским фаса­дом господствовала далеко не демократическая практика. Так, в латиноамериканских странах часто устанавлива­лись каудильистские (от слова «каудильо» - вождь), или олигархические, диктатуры, сводившие на нет конститу­ционные свободы и права населения.

Многообразие политических систем в мире на рубеже XIX-XX вв. определялось как быстро менявшейся соци­альной и политической обстановкой, так и предшество­вавшим историческим опытом отдельных стран. Значи­тельную роль играли исторически сложившиеся особен­ности социальной организации и механизмы власти. Вместе с тем включение все более широких слоев населе­ния в активную общественную жизнь, воздействие идей европейского либерализма вели к тому, что во многих странах традиционные основы общественного устройства трансформировались. Характер этих изменений, впрочем, был весьма различен. В одних случаях речь шла о ради­кальных преобразованиях, в других - о прикрытии со­хранявшихся прежних порядков конституцией.

Научно-технический прогресс. Индустриализация. Ко­нец XIX - начало XX в. - время важнейших научных открытий, бурного технического прогресса, значительных изменений во всех сферах жизни - производстве, быте, досуге людей. Революция в физике, быстрое продвижение в других естественных науках коренным образом измени­ли традиционные представления о природе, человеке, воз­можностях техники. Были открыты электромагнитное волны (радиоволны) и икс-лучи (впоследствии названные рентгеновскими). Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома. М. Планк и Н. Бор по­ложили начало разработке квантовой теории и механики. А. Эйнштейн выдвинул теорию относительности. В биоло­гии в особые научные дисциплины выделились науки о строении и развитии клеток и тканей, генетика. С 1901 г. началось присуждение международных Нобелевских пре­мий за научные труды по физике, химии, биологии. В сфере наук о человеке и обществе произошло становле­ние психологии и социологии.

Отличительные черты развития науки и техники в конце XIX начале XX в. - быстрое внедрение откры­тий и изобретений в производство, создание на их основе устройств и средств, используемых в повседневной жизни людей. В это время были изобретены и стали получать все большее распространение механизмы и машины, в кото­рых использовались двигатели внутреннего сгорания (ав­томобили, самолеты, теплоходы), внедрялись технологий основанные на применении электричества (электросварка). В химической промышленно­сти началось производство искусственных материалов - пластмасс, каучука, тканей. Бактериологи разработали препараты, позволявшие бороться против болезней, ранее уносивших жизни сотен тысяч людей, - холеры, тубер­кулеза, дифтерита и др. В городах обычными видами транспорта стали трамваи, автомобили, в столицах - мет­ро. На смену керосиновым и газовым лампам пришли электрические. В учреждениях и богатых домах появи­лись лифты и телефоны.

Одним из определяющих процессов социально-эконо­мического развития многих стран в рассматриваемый пе­риод являлась индустриализация. Составлявшее ее основу быстрое развитие крупного машинного производства сопровождалось урбанизацией, притоком сельского насе­ления в города, все более широким использованием ма­шин в сельском хозяйстве. Индустриализация несла с со­бой как экономические, так и социальные перемены. Рост численности лиц наемного труда, их сосредоточение на крупных предприятиях способствовали активизации соци­альных движений. Урбанизация означала не только коли­чественный рост городов и их населения, но и изменение условий труда и досуга масс людей, утвержде­ние определенного уклада жизни.

Развитие транспорта (железных и автомобильных до­рог, морских трасс) и связи (телефонная связь и радио­связь) привело к складыванию новой системы коммуни­каций между людьми, странами, континентами. В первые десятилетия XX в. длина железных дорог в мире уве­личилась почти в 1,5 раза (с 803 тыс. км в 1900 г. до 1100 тыс. км в 1913 г.). В США в этот период действова­ли уже четыре трансамериканские железнодорожные ли­нии, связывавшие восточные и западные штаты страны. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибир­ской магистрали протяженностью 7 тыс. км. Наряду с сухопутными путями расширялось морское сообщение. В 1914 г. был открыт Панамский канал, соединивший во­ды Атлантического и Тихого океанов. Развитие сухопут­ного и морского транспорта создавало условия как для лучшего освоения во многих странах собственных терри­торий, так и для более активного выхода на внешние рынки. В ходе индустриализации в начале XX в. по-новому да­ла о себе знать проявлявшаяся на протяжении Нового времени неравномерность экономического развития от­дельных стран. На этот раз речь шла о темпах развития промышленности.

Традиционных европейских лидеров - Великобрита­нию и Францию стали догонять по ряду показателей в промышленном производстве позже вставшие на путь ин­дустриализации Германия и Италия. Германия опередила Великобританию по общим объемам промышленного про­изводства, выпуску стали и чугуна, развитию химической промышленности. Все более заметную конкуренцию евро­пейской промышленности и торговле составляли Соеди­ненные Штаты Америки. Они заняли первое место в мире по добыче угля и нефти, выплавке стали и меди, произ­водству электроэнергии.

Термин «империализм» (ла­тинское слово imperium означает «имеющий власть», «мо­гущественный») получил широкое распространение в по­литической литературе и публицистике в конце XIX - начале XX в. Первоначально его связывали преимущест­венно с имперской, или, как стали говорить, империалис­тической, политикой великих держав в отношении зави­симых территорий, «малых народов». Об этом особенно много писали британские авторы Дж. Гобсон в книге «Империализм», Э. Дженкинс в работе «Колониальный и имперский союз». Газеты пытались создать положитель­ный образ подобной политики: «Империалист чувствует глубокую гордость от созерцания великолепного наследия империи, завоеванной мужеством и энергией его предков. Распространение британских традиций на каждую расу принесет ей неисчислимые выгоды в виде справедливых законов, умелой торговли, разумного управления» (из статьи 1899 г.).

Для характеристики того, кто и как стремился пра­вить миром в начале XX в., необходимо учесть следую­щее. В рассматриваемый период в группе ведущих инду­стриальных государств крупные монопольные объедине­ния - картели, синдикаты, тресты - держали в своих руках от 50 до 80% промышленного производства (в раз­ных отраслях) и банковского капитала (примечательно, что одновременно с созданием монополий делались попыт­ки введения антимонопольных мер; в США, например, они предпринимались еще в конце XIX в.). Возросла за­интересованность крупной промышленной и финансовой буржуазии в источниках сырья и рынках сбыта, сферах прибыльного вложения капитала. В результате расшире­ния сети железных дорог и морских путей, использования транспортных средств стало возможным перевозить на значительные расстояния руду, нефть, лес, сельскохо­зяйственные грузы и т. д., что позволяло более интенсив­но эксплуатировать богатства даже самых отдаленных территорий. Все это подталкивало индустриальных лиде­ров к новым колониальным захватам. А поскольку мир уже был практически поделен, развернулась борьба за пе­редел владений. Активное участие в ней приняли государ­ства, опоздавшие к разделу «колониального пирога», но теперь в силу динамичного развития стремившиеся отво­евать себе место под солнцем.

США, победившие в 1898 г. в войне против Испании (война велась под лозунгом «освобождения» испанских колоний), установили контроль над Кубой, получили Пу­эрто-Рико в Карибском море, Филиппинские острова и остров Гуам в Тихом океане. Тогда же США захватили Гавайские острова и восточную часть островов Самоа. Над Самоа было установлено совместное владе­ние США, Великобритании и Германии. Политика захва­тов вызывала в США протесты демократических сил (бы­ла даже создана Антиимпериалистическая лига), поэтому обоснованием и оправданием экспансионизма специально занимались и политики, и публицисты.

Германия в 80-е гг. XIX в. включилась в колониаль­ный раздел Африки, захватив территории в Юго-Западной и Восточной Африке, Камерун, Того. У ослабленной после поражения в войне с США Испании в 1899 г. были куплены Каролинские и Марианские (кроме занятого Со­единенными Штатами Америки острова Гуам) острова.

Италия в 90-е гг. XIX в. захватила в Африке Эритрею, часть Сомали, пыталась, правда безуспешно, завоевать Эфиопию. Япония в конце XIX в. получила право владе­ния на остров Тайвань, укрепила свои позиции в Корее. Межимперские, империалистические противоречия поро­дили на рубеже XIX-XX вв. серию конфликтов и войн: Испано-американскую войну 1898 г., Англо-бурскую вой­ну (1899-1902), Русско-японскую войну (1904-1905).

4. Проблемы модернизации . Вследствие значительного продвижения группы индустриальных держав в экономи­ческом развитии, расширения их экспансии в различных регионах мира в начале XX в. особенно обострился во­прос об отношениях центра и так называемой периферии мирового сообщества. Даже удаленные от цивилизацион­ных центров страны не могли чувствовать себя в изоля­ции, отгородиться от влияния или прямого натиска инду­стриального мира. Чтобы отстоять возможность независи­мого существования, нужно было решать задачи создания динамично развивающейся экономики, определенного со­циального баланса, политической стабильности.

Таким образом, все большее число государств вплот­ную сталкивалось с необходимостью модернизации - комплексных политических и экономических, социаль­ных и культурных преобразований, направленных на фор­мирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. В качестве образца предлагалась модель индустриального общества, сложившаяся на протяжении Нового времени в странах Западной Европы и Северной Америки. Она включала такие компоненты, как гражданское общество, рыночная экономика, индустриальное производство, ра­ционализация структур управления, демократическая по­литическая система, предусматривающая разные формы гражданского представительства.

Народам других частей света было непросто воспри­нять и тем более практически применить отношения и ценности, сложившиеся в европейском обществе. Отноше­ние к модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки было неоднозначным, в нем отражались разные, часто противоположные социальные интересы, позиции партий и движений. Перед лицом усиливавшегося евро­пейского влияния, одни выбирали путь укрепления (кон­сервации) традиционных норм и отношений, другие при­бегали к внешнему подражанию западным образцам, третьи искали возможность освоения европейских дости­жений на собственной цивилизационной почве, синтеза индустриального и традиционного обществ Единственный в своем роде успешный опыт модерниза­ции в тот период имел место в последней трети XIX в. в Японии. После прихода к власти в 1868 г. императора Муцухито (Мэйдзи) были проведены реформы, устранившие традиционную систему социальных отношений и привиле­гий княжеской верхушки и самураев. Реформы способ­ствовали централизации власти, созданию единой финан­совой системы страны. Земля перешла в собственность крестьян. Значительную поддержку получило предприни­мательство. В 1889 г. император ввел конституцию. Ре­формы открыли путь для быстрого промышленного разви­тия, распространения гражданских свобод, образования. При этом обошлось без отказа от основных традиций, раз­рушения привычного уклада жизни. Был достигнут уни­кальный синтез новой, современной практики и истори­ческого опыта. К началу XX в. Япония вошла в число наи­более динамично развивавшихся стран мира

На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, - электроэнергетика, машиностроение и химия.

Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования . Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, - динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении - электротехника.

Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу . Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.

Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке

Из истории автомобилизма

В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (вспомните название фирмы «Мерседес Бенц») получил патент на изобретенный им автомобиль и в том же году продемонстрировал публике в городе Мангейме свою «моторизированную карету». Новое транспортное средство пробивалось с большим трудом. Только спустя два года изобретатель получил «временное разрешение» на езду в автомобиле. Это были первые в истории водительские права. На заре автомобильной эры машины направлялись горючим в аптеках, где разлитый в бутылки бензин продавался как чистящее средство. Позже в американском городе Сиэтле открылась первая «бензоколонка» - бак со шлангом. Настоящая заправочная станция с насосом впервые заработала в Берлине в 1922 г.

Развитие различных областей промышленности

Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.

К химическим производствам можно условно отнести и выпуск целлюлозы для быстро развивающейся бумажной промышленности, которая пыталась утолить растущий «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетный бизнес, требовало все больше бумаги. Развитие потребительского сектора в развитых странах стимулировало расширение производства различного рода практичной и удобной упаковки, для чего нужен был картон и различная упаковочная бумага.

Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.

Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.

Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.

Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.

Американцам это не понравилось, и они, не мудрствуя лукаво, организовали в колумбийской провинции Панама переворот. Мятежные власти тотчас же были признаны американской стороной. В политический лексикон вошел термин «панама», означавший аферу, какое-либо авантюристическое дело.

Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.

Развитие военной промышленности

Развитие научно-технического прогресса в начале XX в. протекало в значительной степени под флагом милитаризации. Подготовка к войне и военные действия ускоряли развитие двух групп промышленных производств, нацеленных на военную сферу. Машиностроение стало производить в массовых количествах технику, которой ранее вообще не было. На суше появились «бронированные чудовища» - танки, впервые примененные англичанами в 1916 г. В все больше становилось военных самолетов. В начале первой мировой войны их было всего лишь около двух тысяч, а в конце - более 60 тыс. Так возникла авиационная промышленность. На море параллельно с усовершенствованием надводных кораблей шли работы по созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Германия и Россия.

На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.

В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.

Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка - марганца и меди.

С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.

К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.

Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.

Итак, период развития т. н. старых промышленных производств закончился. Для него было характерно в основном экстенсивное развитие индустрии, сопровождающееся в первую очередь ее количественным ростом, что получило в дальнейшем наименование «примитивного индустриализма». Резко увеличилась занятость населения (см. статью « «) в промышленности. Все больше и больше потреблялось различного сырья и материалов, что вызвало обострение экологической ситуации во многих индустриальных районах мира. Промышленность стала постепенно проникать на мировую периферию, за пределы Европы и Северной Америки.

А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века:


В конце XIX – начале XX вв. большинство промышленных стран мира вступило
на путь модернизации производства, развернулась вторая технологическая
(промышленная)
Новыми растущими отраслями стали
машиностроение, электротехническая и нефтехимическая промышленность.
революция.
Массовое производство и применение новых изобретений, таких как радио,
телефон, генератор, двигатель внутреннего сгорания, началось с начала XX века.
На рубеже веков многие страны были охвачены процессом модернизации. Для
стран Востока она означала европеизацию отношений в экономике, политике и
духовной сфере. Очень часто европейское влияние вступало в конфликт с
традиционными ценностями. Перемены приводили к росту национально­
освободительного движения. В результате модернизация сопровождалась не только
реформами, но и революциями.
Правительства ряда стран Востока использовали модернизацию для
противостояния экспансии Запада, сохранения национальной независимости. Это
было характерно для Японии, Китая, Османской империи и Ирана. В свою очередь
страны Запада динамично развивались. Лидерами в промышленном развитии стали
Германия и США.
В начале века началось массовое производство промышленных товаров,
появились первые конвейерные линии (первый конвейер по выпуску автомобилей
был запущен Г. Фордом в 1913­1914 гг.).
В начале XX века усилились процессы концентрации производства и
капитала. В 1901 г. в США был создан огромный сталелитейный трест Моргана,
который монополизировал 43% производства чугуна и 66% производства стали в
США. Он контролировал 75% американских запасов железной руды и выпускал
половину металлургической продукции.
Монополизация затронула автомобильную, электротехническую области,
производство и сбыт табачной продукции, сахара…
Концентрация производства и капитала в руках узкой группы собственников­
олигархов показала негативные последствия полной монополизации экономики.
Держа под контролем целые отрасли, монополии диктовали рынку цены на свою
продукцию, завышая их. Получение сверхприбылей таким способом ослабляло
стимулы к техническому прогрессу и модернизации производства, а также
рост цен затрагивал интересы самых широких слоев населения, вызывая их
недовольство. В таких условиях конгресс США в 1890 г. принял антитрестовский
закон, который запрещал любые действия, нарушавшие принцип свободы торговли
и конкуренции.
В начале XX века усилились процессы концентрации банковского капитала.
Стали появляться акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие
предприятия, которые требовали больших инвестиций (вложений в производство).
В Великобритании, Франции и Германии несколько крупнейших банков
контролировали большую часть банковского капитала страны и вклады населения.
Слияние банковского и промышленного капиталов привело к формированию

финансового капитала. Банки становились держателями пакетов акций
предприятий и участвовали в управлении производством.
Особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический
характер развития. Причиной периодически возникавших кризисов на рубеже веков
стало перепроизводство товаров, которые не находили спроса. Это приводило к
банкротству предпринимателей, безработице, снижению уровня жизни людей.
Особенно мощным был кризис 1900­1903 гг., давший толчок процессам
концентрации производства и капитала, возникновению монополий. В тоже время
кризисы способствовали развитию передовых сфер производства и финансовых
структур.
Изменения, которые произошли в результате промышленного переворота,
коснулись не только производства. Улучшалась жизнь людей. Европейские
государства стали активнее проводить социальную политику. Инициатором
социальных реформ стала Германия: в 1880­е гг. правительство Бисмарка начало
осуществлять план социального страхования. К началу Первой мировой войны в
европейских странах были приняты законы о компенсации за производственные
травмы, различные системы страхования; стала складываться система помощи
малоимущим. Во многих европейских государствах был запрещен детский труд,
приняты законы о пенсиях по старости.
Одним из важных направлений в социальной политике европейских стран
стало развитие образования, науки и здравоохранения.
Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных
отношений затрагивало интересы различных слоев населения, которые требовали
расширения представительства своих интересов на различных уровнях
государственной власти.
Идейной основой общественно­политической жизни западных стран
оставались консерватизм, либерализм и социализм. По мере ослабления влияния
аристократии консерватизм все больше терял позиции. Представители либерализма
выступали за активную социальную политику, которая должна была сгладить
социальное неравенство путем проведения реформ. Видными деятелями этого
направления были британский политик Дэвид Ллойд Джордж, итальянский
премьер­министр Джованни Джолитти.
Прочное место в общественно­политической жизни западных стран заняло
социалистическое движение. Перед Первой мировой войной преобладающим было
умеренное, реформистское крыло в социал­демократии. В этом направлении
начало формироваться леворадикальное крыло, которое отрицало значение
реформ и делало ставку на социальную революцию.
В ходе и после Первой мировой войны произошел окончательный раскол в
социалистическом движении и леворадикальное крыло стало инициатором
создания коммунистических партий. В начале века социалистические и рабочие
партии большинства европейских государств стали массовыми парламентскими
партиями.

На рубеже веков стал заметен рост националистических настроений.
Национализм стал воинственным, граничил с национальной неприязнью и
ненавистью. В Германии действовал Пангерманский союз и другие организации,
которые пропагандировали идею превосходства немецкой нации и необходимости
установления господства немцев над другими народами. Во Франции
националистические организации выступали за восстановление монархии.
В XX веке во многих странах происходили процессы модернизации,
выводившие их на новый уровень развития. Существенной чертой этого периода
стали революции и конфликты. В начале XX в. с введением всеобщего
избирательного права и снятием ограничений для участия в политической
деятельности открылась современная политическая эпоха. Начались образование
современных политических партий, характерная для XX века политическая борьба,
вовлечение широких народных масс в политику.

Начиная с XIX и почти до середины XX века. происходят изменения, которые можно характеризовать как утверждение индустриального общества.

Оно характеризуется следующими чертами:

- господство электроэнергетики в промышленности;

- изобретение новых видов топлива;

- новые виды транспорта (железные дороги, пароходы, автомобилестроение, позднее - авиация);

- урбанизация населения;

- образование военно-промышленного комплекса и проч.

Эти и другие достижения предоставляли возможность создания новых отраслей промышленности, а это, в свою очередь, требовало больших материальных затрат. Поэтому начинают образовываться объединенные промышленные и финансовые общества. Кроме того, в условиях индустриального общества усиливается конкуренция, что также подталкивало предпринимателей к объединению. Все это привело к такому новому явлению, как монополизация. Первыми монополиями стали американский "Стандарт ойл" Д. Рокфеллера, начиная с 1872 г. контролирует нефтедобычу и нефтепереработку и другие.

В этих условиях государства пытались контролировать экономическую ситуацию, принимая законы, которые не позволяли монополиям ставить под угрозу конкуренцию. Так образовывался государственно-монополистический капитализм.

Студенты также должны помнить, что именно в этот период начинают создаваться международные (или транснациональные) корпорации.

Однако мировой процесс развития происходил неравномерно. Некоторые страны: США, Германия, Япония вырвались вперед, а такие страны старого света, как Англия и Франция, начали отставать.

Особенно быстро развивались США.

Причинами такого развития были:

- довольно большие сырьевые ресурсы;

- модернизация промышленности;

- приток квалифицированных эмигрантов;

- протекционизм в политике правительства относительно торговли. Быстрые темпы развития Германии определялись:

- усилением роли военно-промышленного комплекса, который давал огромные заказы промышленности;

- модернизацией технического оборудования;

- объединением страны.

Япония во второй половине XIX века. в результате войны между северной и южной частями страны (1867-1869 гг) начала активную модернизацию экономики. Новый император, назван Мэйдзи (образованный), окончательно перешел на путь индустриализации - "революция Мэйдзи". Характерными признаками тогдашней японской экономики были:

- создание новых современных отраслей промышленности;

- модернизация армии и флота;

- подготовка квалифицированных специалистов;

- политика патернализма.

Одними из первых монополий в Японии были компании Мицуи и Мицубиси.

Что касается английской экономики, что она начала отставать от передовых стран.

Причины:

- поскольку с конца XIX века. закончилась система свободной торговли, английская экономика, ориентированная во многом на экспорт,и начала страдать;

- ориентация экономики на кредитование вместо инвестиций в промышленность.

Франция во многом повторила английскую ситуацию. Ученые характеризуют французский капитализм конца XIX-нач. XX ст. как ростовщический, что также не способствовало активному развитию.

Россия, после поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), оказалась в предреволюционной ситуации. Поэтому в 1861 году царь Александр II подписал закон об отмене крепостного права. Позже были проведены другие буржуазные реформы. Это открыло путь к развитию капитализма. Россия, хоть и очень медленно, начала превращаться из аграрной страны в аграрно-индустриальную.

Итак, наиболее развитые страны мира развивались неравномерно. Это не могло не подтолкнуть к борьбе за территориальный передел мира.

Более половины стран мира находились в той или иной форме колониальной зависимости. Крупнейшими колониальными державами были Англия, Франция, Голландия. Однако возникали новые колониальные империи: Германия, США, Япония, Бельгия, Россия. Между всеми ними увеличивалась конкуренция. Все это стимулировало гонку вооружений или милитаризацию экономик этих стран. Наиболее активно этот процесс происходил в Германии, США, Японии.

В идеологической сфере новые тенденции мирового развития проявились, с одной стороны:

- в апологетиці захватнических интересов соответствующих стран (например, А. Бисмарк требовал Германии "место под солнцем");

- идеи сверх важности американских ценностей;

с другой - появляется новый термин "империализм" (власть). В трудах исследователей (Дж. Гобсон,. Ульянов (Ленин), А. Шумпетер) акцентируется внимание на расширении влияния монополий, на увеличении угрозы войны.

Студентам важно знать, что подобные ситуации порождают:

- во-первых, захватнические планы определенных кругов;

- во-вторых, способствуют распространению реакционно-националистических взглядов.

Действительно, каждая страна имела свой интерес в вопросе перераспределения территорий. Да, Франция всегда хотела возвращения Эльзаса и Лотарингии; Австро-Венгрия стремилась расширить территории за счет Балкан и украинского населения на Востоке; Россия также мечтала отобрать земли, заселенные украинцами, в Австрии и восстановить контроль над Черноморскими проливами. Германия вообще хотела расширить свои границы, а также отобрать некоторые колонии и др.

Все это привело к образованию военных блоков: в 1882 г. Тройственного союза, и в 1904-1907 гг. Антанты.

Таким образом, мир готовился к войне.

Начало XX века. сказался серией локальных войн, которые предшествовали великой войне: Англо-бурская война 1899-1902 гг., Балканские войны 1912, 19113 гг. На Востоке произошли буржуазно-демократические революции (Россия 1905-1907 гг., 1906. - в Персии, в 1908 г.- в Турции, в 1911 г. - в Китае, которые, во-первых, были направлены против пережитков феодализма в этих странах и, во-вторых, стимулировали национально-освободительное движение в Европе и в Азии.