Имя существительное – «хлеб» русского языка. Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»


К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия» Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам» - Какие же названия предметам дает имя существительное?












Прочитаем стихотворение Р.Фархади «Земные слова» На всех языках Но есть и такие слова есть такие слова:в словарях, Мать. Родина. Счастье.Они вызывают тревогу и страх. Река. Синева. Слова, что исчезнуть должны навсегда Кто б ни был, Война. Разоренье. Любому понятны они.Жестокость. Вражда. Слова – Останутся с нами другие слова: путеводные наши огни. В них гордая сила Живые. Земные.. Людского родства: И суть их проста: Мир. Дружба. И Радость Хлеб. Утро. Работа.Высокой волной - Мечта. Красота.Мы люди. Мы – дети планеты одной.






Что кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенных существительных? 1)Снег, снежатина, снежище – белое чудо России. 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик



КГУ «Качарская средняя школа №1»

Имя существительное –

часть речи удивительная

(5 класс)

Подготовила Гальцева В.А.,

учитель русского языка и литературы.

Домашний адрес: Костанайская область,

п. г. т. Качар

Тема: Имя существительное – часть речи удивительная.

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал об имени существительном;

развивать логическое мышление, творческие способности, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать устную и письменную речь учащихся и их орфографические навыки;

способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.

Задачи:

Обучающие: закрепление знаний об имени существительном, морфологических признаков и синтаксической роли посредством выполнения письменных заданий.

Развивающие: развитие воображения, мышления, орфографической зоркости, творческих способностей учащихся в приобретении знаний; обогащение словарного запаса.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку и художественной литературе; развивать умение работать в коллективе; формировать такие личностные качества, как ответственность и коммуникабельность.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока : интегрированный урок - путешествие.

Методы: проблемно - поисковый, исследовательский.

Технология: личностно - ориентированная, развивающее обучение, ИКТ.

Формы: индивидуальная, групповая, парная.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на улице светит яркое солнце. Нам тепло и уютно в классе. Надеюсь, день для нас будет хорошим.

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми лицами - смайликами).

Я рада, что у вас хорошее настроение, рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Я приглашаю вас совершить путешествие в страну знаний. Эпиграфом к уроку будут слова Абая.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Согласны ли вы с мыслями Абая?

Каким, вы хотите, чтоб был наш урок? (Урок, не похожий на все)

Подберите к слову необычный синонимы. (Удивительный, превосходный)

В путешествие отправляются «Знатоки», девизом которых являются слова: «Науки и знания – наше призвание». Также в страну знаний отправляются « Грамотеи», девизом которых являются слова: «Люби науки – не будет скуки». В каждой группе есть исследователи, писатели, лингвисты - теоретики, искусствоведы, которые работают со словарями, и спикеры – руководители групп.

Оценивать вы будете себя самостоятельно с помощью листа самооценки. Я желаю вам сегодня как можно выше подняться по ступенькам знаний. Вашим путеводителем будет технологическая карта.

Девиз урока: Повторяем то, что знаем.

Вспоминаем, что забыли.

II. Актуализация знаний.

Что за раздел науки о языке, куда мы отправляемся за знаниями? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.)

Стадия вызова

Отгадайте загадку.

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

О какой части речи идёт речь?

Молодцы. Конечно, это имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков, вспомним самые трудные орфограммы по этой теме.

Итак, тема урока «Имя существительное – часть речи удивительная».

Что вы должны знать? Сформулируйте цель урока с учётом того, что с данным материалом мы уже знакомы. (Должны знать, какая часть речи называется именем существительным, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного в предложении.)

Что должны уметь? (Уметь находить существительное в предложении, определять морфологические признаки, синтаксическую роль и объяснять условия выбора орфограмм в существительном.)

Чем же удивительна часть речи существительное? Попробуем ответить на проблемный вопрос, выполнив задание.

1. Орфографическая разминка

- Образуйте от глаголов существительные.

- Образуйте от прилагательных

существительные.

Трудиться - …

Добрый - …

Лениться - …

Смелый - …

Плавать - …

Бесстрашный - …

Просить - …

Высокий - …

Какое существительное лишнее и почему?

Как пишутся существительные: труд, просьба, бесстрашие?

Какое существительное лишнее и почему? (Высокий.)

2. Из данных слов составьте предложения. (Работа в группе.)

Кормить, лень, портит, а, труд.

Труд, перетрут, терпенье, и, всё.

Почёт, и, труд, рядом, живут.

III . Работа по теме урока.

1. «Мозговой штурм».

1. Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры.
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет).
2.Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и признак, как предмет (желтизна, белизна), действие, как предмет (бег, ходьба), явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

3. Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?)

4. А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

5. Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

6. Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

7. Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

8. Как изменяются имена существительные?

9. Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов.

Например: журнал – журналы).

10. Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам - значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
11. Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

12. Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи?

13. Для чего, по вашему мнению, надо изучать имена существительные?

3. «Знатоки». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только в ед. ч. Они называют предметы, которые можно купить в магазине и подать к завтраку.

«Грамотеи». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только во мн. ч. Они называют инструменты, имеющие только форму мн.ч.

Чем удивительно имя существительное?

Вывод: Существительное может называть признак как предмет, действие как предмет и т. д.

Бывают существительные общего рода, существительные, употребляющиеся только в ед.ч. и только во мн.ч.

Учитель. С помощью существительных можно нарисовать картину. Вот послушайте стихотворение А. А. Фета:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Какую картину вы представили?

Какое существительное можно исключить и по какому признаку?

(Соловей – одушевлённое существительное)

Исследователи, вам слово. Каким вы представляете имя существительное?

5. Чтение лингвистических сказок. (Домашнее задание)

6. Словарно - орфографическая работа.

Вспомните имя, отчество любимого писателя.

Название любимой книги.

Ваша любимая страна?

Имя, отчество любимого человека. Запишите.

Вывод: Молодцы! Ваша жизнь началась с любви, с памяти о том, что дорого.

Какие это существительные?

С большой или маленькой буквы вы напишете слово рентген?

Что обозначает это слово? (Просвечивание рентгеновскими лучами для установления диагноза. Учёный Вильгельм Конрад Рентген получил Нобелевскую премию за это изобретение.)

7. Физминутка.

8. «Остров любознательных».

Вспомните пословицы о роли знаний.

Диктант по памяти.

Незнание – полбеды, нежелание знать – вот истинное несчастье.

Книга для ума, что тёплый дождик для всходов. Учиться никогда не поздно. Ученье – путь к уменью. Век живи – век учись. Повторенье – мать ученья. У врача лечись, а у умного учись. Повторенье – мать ученья.

Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения может быть существительное?

Морфологический разбор существительного путь .

Вывод: Назовите постоянные и непостоянные признаки существительного.

9. «Остров быстрых, смелых, ловких».

Словарная работа .

По лексическому значению отгадайте слово и запишите его.

1. Как называют человека, который всё знает? (Всезнайка)

Искусствовед «Знатоков» прочитает текст упр. 759.

2. Как называют человека, который не стремится к знаниям? (Невежда)

Искусствовед прочитает по словарю лексическое значение слова невежда.

3. Человек, который любит книги? (Книголюб)

4. Человек, радующийся жизни? (Жизнелюб)

5. Любящий полежать? (Лежебока)

6. Кто такой невежа?

Какие слова вы записали?

К какому роду они относятся?

Составьте предложение с любым из данных слов.

«Грамотеи» читают текст упр. 450

10. Определите род имён существительных.

Мозоль, вуаль, тюль, лебедь, шампунь, рояль.

11. «Остров книголюбов».

Вспомните пролог к поэме «Руслан и Людмила»

– Каких частей речи больше? Посчитайте.

Существительные – … Прилагательные - … Глагол - …

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Что достигается, благодаря существительному? (Сказочная картина.)

Что такое лукоморье? (Морской залив.)

Вспомните сказку А. С. Пушкина, в которой действие происходит на берегу морского залива. (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Какого рода существительное лебедь у А.С. Пушкина?

(В 19 в. эта прекрасная птица не имела устойчивого рода, а сейчас принято считать слово лебедь м.р.)

Вспомните названия сказок А. С. Пушкина. Собственные это имена существительные или нарицательные?

В каком падеже стоят существительные?

Вывод: Какая часть речи называется существительным? Что нового узнали об имени существительном?

12. «Остров исключительной грамотности».

Можете ли вы сказать, какая орфограмма зависит от рода и склонения?

Выборочный диктант.

Выпишите существительные с ь.

Вещ.., дрож.., с дач.., плащ.., помощ.., гараж.., ноч.., стриж.., силач.., реч.., скрипач.., камыш.., луч.., мыш.. .

Почему в слове с дач ь не пишется? (Р.п., мн.ч.)

13.Объяснительный диктант.

Какая орфограмма зависит от склонения и падежа?

Объясните окончание имён существительных. Определите склонение и падеж.

«Знатоки».

Пушки с пристан.. палят.

Жили они в ветхой землянк.. .

Живёт Балда в поповом дом.., спит себе на солом.. .

«Грамотеи».

С башн.. князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.

Князь для белочк.. потом выстроил хрустальный дом.

Воротился старик ко старух..

14. Распределительный диктант.

Врач..м,задач..й, дворц..м, сердц..м, шалаш..м, юнош..й, плащ..м, товарищ..м.

15. Тест.

1. Имя существительное – это …

А) самостоятельная часть речи Б) часть слова В) член предложения

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

А) Что делать? Б) Каков предмет? В) Кто? Что? Г) Чей предмет?

3. Имя существительное обозначает …

А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет

4. Морфологические признаки существительного бывают:

А) временные В) только непостоянные

Б) постоянные и непостоянные Г) только постоянные

5. Найди постоянные признаки существительного:

А) собств. или нариц., склонение, падеж, число.

Б) собств. или нариц., одуш. или неодуш., род, склонение

В) склонение, падеж, число, род.

Г) собств. или нариц., одуш. или неодуш., падеж, число, род.

6. Эти существительные одушевлённые:

А) линейка Б) тетрадь В) работа Г) птица

7. Буква е пишется:

А) приехать к мам… Б) идти по степ… В) быть в здани… Г) находиться в планетари…

8. Не пишется раздельно:

А) (Не) правда, а ложь. Б) (Не) ряха В) (Не) вежа Г) (Не) правда

9. Буква о пишется:

А) луч…м Б) товарищ…м В) крыш…й Г) плач…м

10. Ь пишется:

А) луч… Б) товарищ… В) с крыш… Г) доч…

«5» - 10 баллов

«4» - 8 - 9 баллов

«3» - 6 - 7 баллов

16. Запишите предложение.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Какую роль играют знания в вашей жизни?

17. Творческая работа.

Сочинение - миниатюра «На уроке русского языка» (Ваши впечатления.)

    Рефлексия.

О какой части речи вели разговор?

Для чего, по вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

Какие признаки имени существительного повторили?

Удалось ли нам доказать, что существительное – часть речи удивительная?

Какую роль играет существительное в художественном тексте?

Что нового и интересного узнали о существительном на уроке?

Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

Какие задания вызвали затруднение?

Кто может сказать осебе: «Я молодец!»

Кто поднялся на самую высокую ступеньку «лестницы успеха» и получил оценку «5»?

Кто был самый активный?

Понравился ли урок? Изменилось ли ваше настроение или осталось таким же, как в начале урока?

А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.

    Домашнее задание . Сочинение – миниатюра «Чем меня удивило имя существительное?»

    Подведение итогов урока, выставление оценок.

. Развивающая – сформировать приемы мышления по определению имен существительных. Воспитательная – привить интерес к данной части речи; воспитание эстетических чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный экран, презентация к теме , проигрыватель Windows Media , цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями. Стихотворение А. Фета «Шёпот…». Высказывания великих людей об имени существительном: «Вчитайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует». (Т. Рик.) «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» - загадка.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные (наблюдения, компьютерные), практические (разнообразные упражнения).

Виды работы: - теоретический ринг, - орфографический тренинг, - творческая работа, - устная самостоятельная работа, - оценка своих знаний, рефлексия.

ТЕХНОЛОГИИ: компьютерная, развивающая.

I . Организационный момент .

Приветствие учителя со Знайкиными. Проверка готовности Знайкиных к уроку. – Все ли из вас Знайкины?

II . Повторение изученного ранее .

- Ребята, с какими разделами нашего учебника вы уже ознакомились?

(Фонетика и графика, орфоэпия и орфография, состав слова и словообразование , синтаксис и пунктуация).

- Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. Надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Нам предстоит:

Заглянуть в сундук с орфограммами.

Выполнить тест.

Познакомиться с ГИА.

Провести орфографическую разминку.

- Обобщить знания по теме « Имя существительное » .

- Поставить себе оценку .

Вспомнить сказки.

1. Итак, сундук с орфограммами. Расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием. В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс - А - .

Назовите корни с чередованием Е-И.

Слайд 3. Слайд 4-6 с проверкой и оценкой

-бер - бир- Заб…рает, отд…рать,

-пер - пир- отт…реть, зам…рать,

-дер - дир- переж…гать, заст…лить,

-тер - тир- расст…лать, соб…рают,

-мер - мир- зап…реть, выж…гал,

-стел - стил- нат…рать, раст…реть,

-жег - жиг- изб…ру, выб…раю, зам…реть

Слайд 7.

– Что такое ГИА?

Слайд 8 – 10.

1. В каком корне пишется - Е- ? Баллы:

а) отп_рать в) зам_реть Нет ошибок – «5» ,

б) заст_лать г) заж_гать Одна ошибка – «4» ,

2. В каком корне пишется -Е-? Две, три ошибки – «3»,

а) расст_латься в) отм_рать Четыре и более – «2».

б) выд_ру г) раст_рать

3. В каком корне пишется - И-?

а) забл_стеть в) подп_рать

б) (всё) зам_рло г) подст_лить

Ответ: 1 – в, 2 – б, 3 – в. Оценка: 1 ошибка«4», 2 ошибки«3».

Слайд 11. Поставь ударение в словах.

ракушка кремень

недуг агент

о гербе период

Баллы:

Слайд 11. Образуй множественное число

Курица – кур…, морское судно – морск… суд…, чудо – чуд…, небо – неб…, ребёнок – …, человек – …

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 15 – 16. Гимнастика для глаз из м/ф «Крошка Енот». Слайд 17. Определяем тему урока . Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Эпиграф к уроку : «Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский. Что такое эпиграф? (Эпиграф – это изречение, характеризующее идею).

- Итак, мы вспомним о том, что узнали об этой части речи ранее, повторим основные орфограммы.

Слайд 18 – 19. Путешествие в страну «Морфология» за Знайкиным. Мы отправляемся в путешествие, в страну… (1 озвученный слайд ), чтобы продолжить изучение русского языка. (2 озвученный слайд )

Вы поняли, что такое морфология ? (Наука о частях речи)

Морфология (от греч. морфо – форма + логос – учение) – грамматическое учение о слове, а также учение о частях речи. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Слайд. Зали…, реч…, птиц…, прили…, ц…плёнок, экипа…, дров…сек, ш…рс…ка, ж…нглёр.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Учитель:

Я назову слова. Если вы услышите существительное, обозначающее одушевленный предмет – наклон направо (к двери), неодушевленное существительное – налево (к окну), если собственное имя – вперед наклон:

Заяц, лошадь, печка, ручка, Катя, Чувашия, озеро, праздник, щенок, Красная Шапочка. Слайд 23. Назовите неодушевлённые и одушевлённые имена существительные .

Залив, птицы,

речь, цыплёнок,

прилив, дровосек,

экипаж, жонглёр

шёрстка.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 25. Цель урока для детей : обобщить наши знания об имени существительном как части речи

Слайд 26. – Чем примечательно стихотворение А. Фета? (Тем, что из 22 слов 14 сущ-ых).

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Слайд 27. Вопрос учителя: - Что такое имя существительное? Что может называть имя существительное?

Слайд 28 – 31. Имя существительное может называть:

Предметы окружающего мира. Явления природы. События. Чувства.

Слайд 32. Учитель:

- Вспомним число и род имён существительных.

Слайд 33. Род имён существительных.

Отец, земля, зеркало, дядя, стул, ночь, молодёжь, поле, небо.

Мужской род:

Женский род:

Средний род:

Слайд 34. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Число имен существительных: стол, земля, поле.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

https://pandia.ru/text/79/324/images/image003_2.png" width="138 height=140" height="140">

III. Слайд 35. Физкультминутка.

IV. Слайд 36. Учитель : - Род, число и падежи крепко в памяти держи. Сколько падежей в русском языке?

Слайд 37. - Просклоняйте имена существительные луг, роща, поле.

Слайд 38. Падежи имён существительных.

Имен. Кто? Что? Луг, роща, поле

Род. Кого? Чего? Луг…, рощ…, пол…

Дат. Кому? Чему? Луг…, рощ…, пол…

Вин. Кого? Что? Луг…, рощ…, пол…

Твор. Кем? Чем? Луг…, рощ…, пол…

Предл. О ком? О чём? О луг…, о рощ…, о пол…

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

font-size:10.0pt; line-height:115%;font-family:" times new roman>

Слайд 39. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 40. Что называется склонением имён существительных?

Три склонения 1 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -… : 2 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -…, -…. : 3 скл. – сущ. … р. с … на конце:

Слайд Старшина, темнота, карандаш, договор, зелень, вещь, здание, сено, партия, капля, ночь.

Имя, вымя, знамя, бремя, семя, племя, время, темя, стремя, пламя и путь – это...

Слайд 44. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 45. Вы слышали про несклоняемые имена существительные?

Слайд 46. Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

- Составьте несколько предложений с этими существительными.

Слайд 47. Синтаксическая роль имени существительного.

В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим (им. п.): Весна принесет детям радость и смех. Также имя существительное может выполнять роль сказуемого (им. п.): 8 Марта – праздник мам и их детей. Имя существительное выступает и в роли дополнения и обстоятельства(косв. падежи): Снега растоплялись водой. Ребята играли в саду.

V. Слайд 48 – 49. VII . Рефлексивно-оценочный этап.

Отгадайте загадку, ребята. –Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Рефлексия. Мне понравилось… Мне не понравилось то, что… Меня особенно заинтересовало…

VI. Слайд 50. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- ! - Мне всё понятно, я всё усвоил. - ? - У меня есть вопросы. - Мне надо ещё раз всё повторить.

VII. Слайд 51. Из каких сказок показаны иллюстрации?

Стойкий оловянный солдатик. 2. Дюймовочка. 3. Дикие лебеди. 4. Огниво. 5. Свинопас.

VIII. Домашнее задание . Написать сочинение-миниатюру на основе ситуации: «Вы пошли в кинотеатр».

Из каких сказок

показаны иллюстрац

?

ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

На уроках, посвящённых изучению имени существительного, я узнал много интересного и удивительного об этой части речи.

В начальной школе нам говорили, что, например, слово робот - неодушевлённое имя существительное. Но, оказывается, это не так. Проверить, одушевлённое это имя существительное или нет, как и любое существительное мужского рода 2-го склонения (стол, дом, пиджак ) можно очень простым способом - поставить его в винительный падеж единственного числа. Если у него сохранится нулевое окончание, как это происходит со словами стол, дом, пиджак, балкон и т.д., - значит, это действительно неодушевлённое имя существительное. А если появится другое («озвученное») окончание, значит - одушевлённое.

Итак, в именительном падеже это слово звучит так - есть (кто? что?) робот .

А теперь попробуем поставить это слово в винительный падеж. Вижу (кого? чего?) робот а !

Получается, что существительное робот - как это ни удивительно - одушевлённое!

То же самое можно наблюдать и со словом снеговик .

В русском языке много интересного и удивительного!

Глеб Мохов

В начальной школе нам рассказывали про имя существительное. Я запомнила только то, что оно отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И с тех пор мы про него, можно сказать, забыли.

И когда мы пришли в 5-й класс, нам снова сказали, что имя существительное отвечает на эти вопросы и ещё рассказали о порядке морфологического разбора этой части речи.

Я перешла из той школы в Лицей «Ковчег», и учитель русского языка Сергей Леонидович рассказал нам очень много интересного про имя существительное.

Оказалось, что робот и снеговик - это одушевлённые имена существительные.

Наш учитель старается давать нам творческие задания для того, чтобы мы могли лучше понять русский язык, а не просто зубрили его по учебникам.

Скорее всего, с Сергеем Леонидовичем, с тем, как он преподаёт, мы будем знать и имя существительное, и весь русский язык на пять с плюсом.

Вот такое удивительное имя существительное!

Катя Макарова

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. Если я буду начинать рассказ, к примеру, от имени «стула» иди «дивана», то начну примерно так: "Здравствуйте! Я имя существительное «диван»". И так далее.

Но у меня будет научный рассказ, поэтому бредить о «разговаривающем диване» я не стану.

Существительное можно просклонять (изменить) по падежам (дать Тане, винить Таню, думать о Тане) и т.п.

Если бы не было имён существительных, я бы не знала, как мне назвать в предложении слово «дверь», даже если я назову его ("это такая открывающаяся штука"). Но ведь всё равно в этой фразе есть существительное «штука». Или если было бы можно взять такое слово, как «дневник», а его и другие существительные невозможно было бы просклонять по падежам, не правда ли, получилась бы нелепая фраза?

К примеру, я скажу: «Я хочу купить ручку в тон к моему дневнику». Здесь, в этом предложении, целых 3 существительных: тон, ручка, дневник . Так вот, если бы я не могла просклонять эти существительные, то фраза эта звучала бы так: «Я хочу купить ручка в тон к моему дневник». Это же глупо и звучит нелепо!

У меня такое впечатление, что слова словно сами просят, чтобы их просклоняли.

В той же фразе от формы существительного зависит и местоимение «моему» . Нетрудно заметить, что слово «моему» «дневник» ! меняется так же, как и слово

В общем, существительное, можно сказать, главнее многих других частей речи и очень необходимо в русском языке и в нашей речи.

Полина Носенко

ПЕРЕПИСКА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ПОСЛАНИЯ ТОЛИ ИЗ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВАСЕ ИЗ КЛАССА ШЕСТОГО.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как скучно! Я так хочу узнать про себя побольше, но я ещё очень маленький и учусь всего лишь в 3-м классе! Эй, кто-нибудь! Ответьте мне!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне тоже скучно! Давай переписываться!

Меня зовут Имя Существительное Вася. Я из 6-го класса. А как зовут тебя, из какого ты класса? Мне хочется побольше узнать про тебя.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как я рад, что ты ответил на моё письмо! Ты написал, что хотел бы много обо мне узнать. Я тоже хочу побольше узнать о тебе!

Меня зовут Толя. Я учусь в третьем классе. Но я хочу узнать, что проходят дети в шестом классе на уроках русского языка! Хочу узнать, что они знают про нас, имена существительные, в шестом классе!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне нравится твоя любознательность. Но, думаю, ты ещё мал, чтобы узнать про себя всё. Не торопись! Всему своё время. Вот когда ты закончишь 3-й, 4-й, 5-й класс и будешь учиться в 6-м, тогда ты узнаешь про себя гораздо больше.

Пока! До завтра! У меня урок!

Ярослава Широгорова

В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени существительного. Неспроста в школьной программе изучение русского языка начинается с этой части речи. Первые и важные вопросы для смысловой нагрузки любой фразы - это «кто?» и «что?». И лишь потом мы узнаем описание человека или предмета, действия, причины и т.д.

Известный и талантливый российский лингвист В.Ветвицкая приводила очень наглядное сравнение. Существительное она называла дирижером, который руководит грамматическим оркестром, а зависимые слова, по ее мнению, являются оркестрантами. Они полностью подстраиваются под все указания дирижера, то есть согласуются с существительным. Все другие члены предложения зависят от него и соответственно меняют свои падежи, окончания и формы.

Смысл любого высказывания формируется вокруг существительного. Название художественного произведения статьи, очерка и т.д. дается, как правило, в виде имени существительного, которое указывает на того человека или предмет, о котором идет речь. Глаголы или прилагательные в заголовках встречаются гораздо реже.

В голодное военное время хлеб был спасением от смерти. Люди выживали, прокармливаясь лишь хлебом. Так и существительное: его одно можно использовать для составления предложений. В подобных случаях существительные несут главную смысловую нагрузку и по информативности ничем не уступают другим предложениям. «Ночь. Любовь. Выстрел» - и всем все становится ясно.

При помощи хлеба можно не только утолить голод. Он символизирует собой благополучие и достаток. В существительном сосредоточена вся важность высказывания, его наличие обуславливает целостность всего предложения.