Какой город был приглашен княжить рюрик. Приглашенный варяг

Именно этому человеку было суждено положить начало строительства нового государства, которое более чем за тысячелетнюю историю выросло в крупнейшее государство мира. Познакомимся же кратко с тем, кем же был первый князь молодой Руси?

История восточных славян до Рюрика

Древняя русская летопись «Повесть временных лет», отвечающая на вопрос: «Откуда пошла земля русская», говорит, что до пришествия первого князя варяга Рюрика на территории будущей Руси жило множество разрозненных племен - кривичи, словене и другие. Все эти родо-племенные союзы имели общую культуру, язык и религию. Каждое из них пыталось объединить под своим началом остальные племена, но баланс сил и постоянные войны не выявляли победителя. Именно тогда вожди племен решили, что никому из них власть не достанется и было решено, что править всеми племенами будет приглашенный князь. В то время самыми грозными воинами, которые пользовались уважением среди славянских племен, с которыми имелись тесные торговые и культурные связи, были варяги - жители Скандинавии. Они легко служили как византийским императорам, так и шли в наемные дружины на западе, а также свободно могли принять местное верование, что и заставило славянского вождя Гостомысла и его спутников отправиться в Скандинавию и пригласить на правление племя русов и их конунга - Рюрика.

Рис. 1. Князь Рюрик.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879.

Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата - Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога - древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рюриком началось подчинение финно-угорских племен. Он отвечал за сохранение и протекцию Балтийско-Волжского речного пути, проложив путь «Из варяг в хазары», наладив торговые отношения между Скандинавией и арабами, которые проходили через его земли.

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Рис. 3. Князь Игорь.

Игорь был еще ребенком, когда умер Рюрик. До его взросления страной правил один из соратников Рюрика - Олег. Он присоединил к молодой стране Киев, перенес туда столицу и был известен походами на Византию. Игорь Рюрикович начал свое правление уже в роли Киевского князя.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Таблица “Ближайшие потомки Рюрика”

Князь

Кем приходится Рюрику

Годы правления

Игорь Рюрикович

Невестка

Святослав Воитель

Ярополк Святославич

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов - событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов - Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор - в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим - в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.

Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз - с центром в Новгороде, а также Южный - со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».

О том, как и откуда на русской земле появился Рюрик, есть множество гипотез. Одна из них кажется вполне правдивой, потому что имеет под собой серьезную историческую основу.

Рюрик – сын Умилы и внук Гостомысла, а значит, и прямой потомок легендарного Словена. В древней «Книге Велеса” написано, что в 2578 году до нашей эры великий князь Словен построил град Словенск, «иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Илмера по реце Волхову полтретья попреща. И от того времени новопришельци скифы начаша именоваться словяня…”. Предполагают, что под Великим Новгородом имелась в виду .

По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривому с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл, избранный славянами князем, после того, как прогнал варягов правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли: одни умерли от болезней, другие были убиты на войне, не оставив наследников мужского пола. Дочери Гостомысла были выданы замуж, как водится, по политическим мотивам, за разных заморских князей. Старшая — за норманнского конунга. Младшая — за сына булгарского кагана, а средняя, Умила, за одного из западнославянских князей с острова Руген, князя ободричей. Ободричи — «об Одере» жившие — славянский род, имевший некогда непосредственное отношение к жителям Новгорода. К концу жизни Гостомысл оказался без наследника, что его очень тревожило. Но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и «земля удобрится княжением его».

Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и посоветовал отправить посольство к варягам просить князя. Гостомысл умер в 860 году. Следуя его завещанию, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 году отправили посольство за море, к сыновьям его дочери Умилы: Рюрику (Рорик — славянское имя, от огненной птицы Рарог), Синеусу и Трувору, со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Таким образом, княжить в земле Новгородской был призван Рюрик — внук Гостомысла, которому Гостомысл, как сыну своей средней дочери Умилы, завещал еще в 844 году город Ладогу.

Умила была замужем за князем славянского племени бодричей Годославом (Годлвом). Оно обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей племени был город Рагон – будущий Нейстерлице близ германского Мекленбурга. Князь Годлав был убит Готфридом Датским. Рюрику пришлось покинуть родной дом и стать варягом – наемным воином – и долго скитаться на чужбине.

Согласно «Повести временных лет”, Рюрик сначала пришел в Ладогу, а через несколько лет срубил Новгород. Но есть мнение, что Рюрик . Новгородская летопись рассказывает об этом времени: «В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю… ”. То есть князь покинул старый город Ладогу и обосновался в Новгороде. Но в то время Новгорода еще не было. Он возник как торговый и ремесленный центр в конце X века. Полагают, что Рюрик никуда из Ладоги не уходил и до самой смерти, в 879 году, правил именно в ней. Летописцы, описывая события двухвековой давности, не могли умалить значения Господина Великого Новгорода в истории государства, поэтому и написали в своих трудах, что легендарный князь перенес княжеский стол из Ладоги в верховья Волхова в то место, где позднее поднялся главный город Новгородской феодальной республики. Исследователи летописей отмечают более поздние вставки, сделанные опытными правщиками, на тех страницах, где говорится о переносе столицы в Новгород.

На фото: картина «Рюрик, Трувор и Синеус» И. Глазунова

Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов - германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу - или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители Последний ее представитель - Федор - скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик - это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик - это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов - балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом.

Призвание варягов
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
]Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век

Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)


Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киев.

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.