Константин Кедров: биография, произведения, научная деятельность. Новый принцип в поэзии

Константин Кедров - великий поэт России, который изобрел такие термины, как «метакод» и «метаметафора». Его теория о мироустройстве очень логична и продумана, как и вся поэзия. Но до сих пор идут споры о том, кто есть Кедров на самом деле? Некоторые называют его поэтом, другие - философом. Однозначного ответа не могут дать даже старые друзья Константина. Но одно о нем можно сказать наверняка - это выдающаяся личность, воплотившая в гениальные поэтические строки великие идеи о мироздании и человеческой сущности.

Детство и отрочество

В городе Рыбинске, что находится в Ярославской области, родился Константин Кедров. Биография будущего литературного критика и поэта началась в 1942 году, 12 ноября. Его отец, Александр Бердичевский, и мать, Надежда Юматова, были артистами театра. Семья проживала в Рыбинске до эвакуации 1945-го. С детских лет Константин начал интересоваться поэзией. Уже в пятнадцать лет он удивил своим творчеством известного журналиста Якова Дамского, который говорил, что поэзия Константина поражает всех, кому доводится ее прочесть. Было сложно поверить в то, что столь зрелые идеи и красочные образы появились из-под пера пятнадцатилетнего юноши.

Годы обучения

В 1960 году Константин Кедров переехал в Москву. В течение одного года он обучался журналистике в МГУ. После отчисления молодой человек решил перевестись и продолжил свое обучение на историко-филологическом факультете в Казанском университете. По завершении учебы он вновь возвратился в столицу. В 1968 году Кедров захотел продолжить получать знания в Литературном институте Союза писателей, где он и окончил аспирантуру. Константин изучал творчество таких русских классиков, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и других гениев пера. В 1973 году Кедров получил ученую степень кандидата филологических наук, защитив диссертацию в МГУ. В этот же период он познакомился с А. Ф. Лосевым, философом и приверженцем учения об имяславии.

Новый принцип в поэзии

В течение двенадцати лет Константин Кедров преподавал историю русской литературы. Местом его работы был имени Горького. Именно здесь он познакомился с Алексеем Парщиковым, Ильей Кутиком и Александром Еременко. Это были яркие личности, которых интересовала авангардная сторона развития русской поэзии. В творчестве молодых авторов и в своих работах Кедров выделил общий принцип под названием метаметафора. Это был своего рода прорыв в литературе. Ведь ранее таких метафор не существовало. В основном все сравнивалось. Поэт - как небо, или как течение, или как воздух. Но Кедров сформулировал новую точку зрения. Он утверждал, что человек - это все то, о чем он говорит, про что он пишет. В метаметафоре каждая вещь обретает вселенский смысл. То есть цветок не существует отдельно от земли, а космос - отдельно от человека. Все взаимосвязано и нет тому разделения.

«Опасное» творчество

Константин Кедров был поклонником авангардной линии в стихах, поэтому его работы были независимыми по форме и содержанию. В то время поэтам разрешалось печататься лишь с одобрения Союза писателей и только после глобальной проверки на согласованность с коммунистической идеологией. По этой причине творчество Кедрова считалось полулегальным. Поэта подозревали в антисоветской агитации. В начале 1980-х годов ФСК завела на него дело оперативной проверки, которое получило кодовое название «Лесник». Процесс окончился лишь в августе, в 1990 году.

Избранное

Кедров - поэт, имеющий тонкую душевную организацию. Он всегда остро чувствовал любые изменения в окружающем мире. Стихи Кедрова Константина рассказывают читателю о поисках и наблюдениях самого поэта. Цель автора - показать народу свою точку зрения на различные трудности во всевозможных жизненных сферах. Наиболее известные книги Кедрова - «Поэтический космос» (1989 г.), «Компьютер любви» (1990 г.), «Параллельные миры» (2001 г.), «За чертой Апокалипсиса» (2002 г.), а также «Философия литературы» (2009 г.). Кедров работал и в жанре драматургии. Из-под его пера вышли несколько пьес: «Ура-трагедия», «Голоса» и «Посвящение Сократа». Читая стихи Константина, нельзя не заметить того, что поэт обладает обширными знаниями в области истории, религии, литературы и искусства. Такие стихотворения, как «Кант», «Мандельштам», «Дирижер тишины», «Преобразования», «Поэма ниши» превосходно демонстрируют неповторимый внутренний мир Кедрова, его поиски себя и ответов на главные вопросы человеческой сущности.

Философские идеи

В 1988 году Кедров вышел на международный поэтический уровень. Он впервые поехал за границу, в Финляндию, чтобы принять участие в фестивале, который был посвящен советскому авангардному искусству. А в 1989 году Константин издал монографию под названием «Поэтический космос». Здесь автор как бы соединяет художественные образы с наукообразностью. Он придает поэзии очевидный философский оттенок. Более того, Кедров вводит новое понятие - метакод, которое обозначает устоявшуюся концепцию астрономических символов, общих для различных культурных ареалов. Константин Кедров, поэт-авангардист, создал логичную теорию о едином коде для живой и неорганической вселенной. В своей работе «Поэтический космос» Кедров объединяет свои новаторские взгляды на философию и литературу. Новые понятия о метакоде и метаметафоре органично переплетаются в строках монографии.

Создание ДООС

В 1984 году появляется организация ДООС, аббревиатура которой расшифровывается, как Добровольное общество охраны стрекоз. Название связано с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», а именно со следующими строками: «Ты все пела? Это дело». Стихи Кедрова Константина всегда отличались экспериментальными рифмами и неординарной смысловой нагрузкой. Авангардистский характер поэзии Кедрова и нашел выражение в рождении ДООС. Это удивительное сообщество, где искусство пения провозглашалось как главное дело для творческого человека. Члены организации считали, что данное занятие никак не связано ни с политикой, ни с морализаторством. Но эта идея была озвучена лишь после краха советской системы. Добровольному обществу охраны стрекоз уже больше тридцати лет. Некогда его членами были такие известные поэты, как Вознесенский, Ковальджи, Рабинович и другие. Но всех их объединяли важные принципы: свобода в мышлении, отыскивание новых стихотворных форм, словотворчество и, конечно, метаметафора, как основа общей точки зрения на поэзию.

Жизнь сегодня

Многогранная личность, философ, создатель теории о метакоде Кедров Константин, личная жизнь которого так и осталась за пределами досягаемости общественности, скрывает интимные детали из своего прошлого и настоящего. Известно только, что у него есть жена. Ее имя - Елена Кацюба. Она - поэтесса и верная подруга своего мужа. Жена Кедрова также пребывает в обществе ДООС и разделяет его литературные и культурные предписания. Константин познакомился с ней в начале перестройки. Тогда он впервые увидел свою будущую жену во Дворце молодежи. Она декламировала свои стихотворения. Кедрову запали в душу необычные рифмы поэтессы, и он решил с ней познакомиться ближе.

Поэт намеренно скрывает интимные детали из своего прошлого и настоящего. Но он занимает активную позицию касательно важнейших политических и культурных событий страны. Кедров не прекращает публиковаться в средствах массовой информации, а также принимает участие в разнообразных публичных акциях.

Из книги судеб . Константин Кедров родился в 1942 году в городе Рыбинске. Поэт, философ, кандидат филологических наук, доктор философских наук, член Союза писателей Москвы, член русского Пен-клуба. В начале 80-х создал школу метаметафоры. Поэзия Кедрова не публиковалась до 1989 года. Работал на кафедре русской литературы Литературного института. В 1986 году его по требованию КГБ отстранили от преподавания. В 80-е годы Кедров - автор и ведущий телевизионных учебных программ, эссе на разные темы. В 1989 году он издал монографию «Поэтический космос» с изложением теории метакода и метаметафоры.

В 1996 году Кедров защитил докторскую диссертацию. Участник фестивалей международного поэтического авангарда в Финляндии и во Франции.

С 1991 по 1997 годы - Константин Кедров работал литературным обозревателем газеты «Известия». С 1997-го по 2003-й - литературный обозреватель «Новых Известий». С 1995 года - главный редактор издания «Журнал Поэтов», с 2001-го - декан Академии Поэтов и Философов Университета Натальи Нестеровой. По рекомендации Генриха Сапгира Константин Кедров избран президентом ассоциации поэтов России, ЮНЕСКО (ФИПА).

…Константин Кедров утвердил свой суверенитет, когда наши народные витии ещё и не помышляли. Период застоя полновластно держался на кремлёвских старцах, а поэт уже умудрился открыть внутреннюю свободу, и она оказалась никак не меньше всего окружающего мира. Он открыл для себя тайну внутреннего и внешнего, слова и события, преходящего и вечного - открыл формулу их мерцающего единства… Он взял и выскочил из трёхмерного пространства вкупе с четвёртой координатой, именуемой временем, научился свободно перемещаться сквозь все системы мироздания по оси внутри-извне. Замкнутому миру индивидуальной поэзии он предпочёл разомкнутый: не перчатку поэзии по руке стихотворца, а вывернутую - по мерке космоса.

Я не берусь провести границу (границы-то Кедров не жалует) между его взлётами, прорицаниями и самообольщениями, зашкаливанием, ловлей словесного кайфа. Главное в нём - заразительная воля, отмена опор; он в океанической толще культуры чувствует как рыба в воде, более того, летучей рыбой легко пересекает границу сред.

Константин Кедров больше самого себя. В стихах ли, статьях или лекциях он прежде всего дарит щедрые россыпи свободы, негаданных взаимоотражений, становясь в чём-то похожим на Велимира Хлебникова, добывавшего золотоносную руду для будущих ювелиров. Есть творческие личности феноменального свойства. Мне кажется, К.Кедров гораздо сильнее воздействует на молодое поколение поэтов, чем на читателей. Критики же просто в отпаде - в их арсенале нет нужного критерия: тут нечто безмерное и чрезмерное. Недаром его яркая вызывающая книга «Поэтический космос» (1989) встречена дружным молчанием как левых, так и правых. Словно Дон Кихот прошёл между двух враждующих станов, прошёл, не глядя по сторонам, устремив очарованный взор к звёздам, одному ему видимым среди бела дня.

Константин Кедров в конце семидесятых годов был в литературе одним из возбудителей духовного раскрепощения, был, между прочим, использован и как трамплин - от него «оттолкнулись» Парщиков, Еременко со товарищи, они взлетели на страницы печати раньше своего инспиратора. Поэтому, к моей радости, в связи с выходом «Компьютера любви» - сборника избранных стихотворений и поэм Константина Кедрова (М., Худож. лит., 1990) примешивается и привкус горечи: этот «поезд» пришёл с опозданием, публика на перроне успела пресытиться негаданными встречами, и вдобавок её внимание отвлечено тревогой, выкриками митингующих, требующих отставки правительства. В обществе состоялся прорыв к политической свободе слова, но при этом - увы! - оно оказалось неподготовленным к художественному плюрализму: неудивительно, что на смену стихам за Сталина пришли стихи против, но как прикажете понять: «пространство - это развёрнутый конь, кошки - это коты пространства», а «человек - это изнанка неба, небо - это изнанка человека» и т.п.? Что это? Досужие забавы или «словесные приключения» по выражению Набокова? Возврат к «пощёчине общественному вкусу»?

Сколько бы ни было «перехлёстов у Константина Кедрова (а он порой и нарочно эпатирует), а янтарь на берегу - вот он! Сказавший «никогда не приближусь к тебе ближе, чем цветок приближается к солнцу» - это поэт, ибо только поэт может открыть образ и уничтожить астрономическое расстояние между цветком и солнцем. Я убежден, что только поэт может написать: «государственная граница лежит внутри… между правым бедром и левым лёгким», «пришла щека отдельно от поцелуя, пришёл поцелуй отдельно от губ», «ястреб действует как лекало - он выкраивает всё небо, я выкраиваю всё время…»

Казнь и казна это два необъятных царства

это особое свойство времени именуемое «необратимость»…

Если казни не будет

есть дисциплина

ибо без дисциплины казнь невозможна

хотя дисциплина казнь.

Пусть повышает поэт производство грусти

заповедь стали - крепить дисциплину казни

Так разрастается всемирная казнь

дисциплинированная размеренная

окрашенная как гроб в маренго

и косящая в бок…

Так Полежаев и Тарас Шевченко

два товарища два солдата

отслужили службу времени

и улизнули в вечность.

Вечность это

недисциплинированное время

(«Казнь», 1983)

На глазах наших рухнул чудовищный рационализм, тот, о котором писалось в день похорон Маяковского: «Покойный был певцом революционной РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Похороним его как материалиста, как диалектика, как марксиста… Разольём его память, как чугун, по чашкам пролетарских сердец и черепных коробок».

А как быть со стрекозой? Константин Кедров почувствовал Маяковского ИНАЧЕ, увидел поэта, готового сшить себе жёлтую кофту из трёх аршин заката.

Квитанция, которую я получил,

Полыхает закатом, -

пишет Кедров в стихотворении «ДООС», там, где сказано, что «неостановленная кровь обратно не принимается». Но что такое ДООС? Пожалуйста, запомните: Добровольное Общество Охраны Стрекоз.

Я не хочу чугуна по чашкам сердец. Я от него бесконечно устал. Пусть стрекочут стрекозы с глазами инопланетян.

(Фрагмент статьи из журнала «Юность», 1990)

В газете «Комсомолец Татарии» в 1958 году Дамский впервые опубликовал подборку Кедрова с таким предисловием: «Стихи Константина Кедрова радуют и удивляют всех, кому приходится их читать. Трудно даже поверить, что эти зрелые мысли, эти яркие образы принадлежат перу пятнадцатилетнего школьника » .

Метаметафора - это метафора, где каждая вещь - вселенная. Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чём пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной.

В том же году Кедров написал поэму «Компьютер любви», которая, как отмечает С. Б. Джимбинов , «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой» . Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз).

После этого К. Кедров с 1986 до 1991 года был безработным. В это время ему пришлось продать картины и графику своего двоюродного деда Павла Челищева , полученные в наследство в 1972 году . Теперь эти картины находятся в галерее «Наши художники» на Рублевке. Среди них - портрет бабушки Софьи Челищевой (в замужестве Юматовой), написанный Павлом Челищевым в 1914 г. в родовом имении Дубровка Калужской губернии , принадлежавшем прадеду К. Кедрова, помещику Федору Сергеевичу Челищеву. Портрет опубликован в альбоме «Павел Челищев» галереи «Наши художники» («Петроний», 2006. - С. 35). Там же опубликованы репродукции других картин П. Челищева с указанием «из коллекции Константина Кедрова». В 2008 году на канале «Культура» был показан фильм о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, снятый в Москве и в Нью-Йорке .

С 1988 года Кедров начал участвовать в международной поэтической жизни, впервые выехав за границу для участия в фестивале советского авангардного искусства в Иматре (Финляндия) . В 1989 году в издательстве «Советский писатель » вышла монография Кедрова «Поэтический космос», в котором наряду с концепцией метаметафоры развивалась, с привлечением широкого литературного и мифологического материала, философская идея метакода - единого кода живого и неорганического космоса. Как отмечает «Литературная газета », в этой книге Кедров:

… придаёт художественным образам наукообразность, облекает поэзию в философию, <…> «расшифровывает» астрономическую символику литературных сюжетов, от Библии до народных сказок, и «открывает» «метакод» - «устоявшуюся систему астрономической символики, общей для разных ареалов культур» .

За это время в «Известиях» опубликованы: первое в России интервью с Натальей Солженицыной , интервью с Главным проповедником Америки и духовником трех президентов Билли Грэмом , серия статей против смертной казни и интервью с будущим главой Комиссии по помилованию при президенте РФ писателем Анатолием Приставкиным , интервью с Галиной Старовойтовой о правах человека и нормах международного права, статьи о ранее запрещенных и полузапрещенных писателях и философах (В. Набоков, П. Флоренский, В. Хлебников, Д. Андреев), а также о неизвестных в то время широкому кругу читателей В. Нарбиковой, Е. Радове и о поэтах андерграунда (

Константин Кедров родился в 1942 году в городе Москве. Поэт, философ, кандидат филологических наук, доктор философских наук, член Союза писателей Москвы, член русского Пен-клуба.


В начале 80-х создал школу метаметафоры. Поэзия Кедрова не публиковалась до 1989 года. Работал на кафедре русской литературы Литературного института. В 1986 году Кедров по требованию КГБ был отстранен от преподавания. В 80-е годы Кедров - автор и ведущий телевизионных учебных программ, эссе на разные темы. В 1989 году была издана монография Кедрова "Поэтический космос" с изложением теории метакода и метаметафоры.

В 1996 году Кедров защитил докторскую диссертацию. Константин Кедров был участником фестивалей международного поэтического авангарда в Финляндии и во Франции. (Отрывки из произведений)

С 1991 по 1997 годы - Константин Кедров работал литературным обозревателем газеты "Известия". С 1997 по 2003 - литературный обозреватель "Новых Известий". С 1995 года - главный редактор издания "Журнал Поэтов". По рекомендации Генриха Сапгира Кедров избран президентом ассоциации поэтов России, ЮНЕСКО (ФИПА). С 2001 года Кедров - декан Академии Поэтов и Философов Университета Натальи Нестеровой.

Кедров Константин Александрович — поэт, доктор философских наук, философ и литературный критик, автор термина метаметафоры.

Создатель литературной группы и автор аббревиатуры «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) (1984). Член Союза писателей СССР (1989). Член исполкома Российского ПЕН-клуба. Член Международного союза дворян по линии рода Челищевых (свидетельство № 98 13.11.08).

Родился в 1942 году в семье Александра Бердичевского (1906-1991, Москва) и Надежды Юматовой (1917-1991, Москва), артистов театра города Щербакова (ныне Рыбинск Ярославской области), где они временно находились в эвакуации до 1945 года.

С 1960 года живёт в Москве. Учился один год в МГУ на факультете журналистики (1961-1962), после отчисления перевелся в Казанский университет. По окончании вернулся в Москву. Закончил историко-филологический факультет Казанского университета, в 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института Союза писателей.

В 1973 году в МГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века („Евгений Онегин“ А. С. Пушкина, „Герой нашего времени“М. Ю. Лермонтова, „Мертвые души“ Н. В. Гоголя)». В это время знакомится с философом-имяславцем, учеником Павла Флоренского - А. Ф. Лосевым. 1974 по 1986 годы работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте имени Горького. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, - среди этих авторов, в частности, Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Еременко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору.

В том же году Кедров написал поэму «Компьютер любви», которая, как отмечает С. Б. Джимбинов, «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой». Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз).

В 1986 году после появления в «Литературном обозрении» № 4 за 1984 года Рафаэля Мустафина «На стыке мистики и науки» со ссылками на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости идеализма К. Кедров прекращает преподавательскую деятельность в Литинституте и пишет заявление о переходе на творческую работу. Согласно документам, выданным К. Кедрову по его запросу архивным отделом ФСК в 1996 году, на К. Кедрова было заведено дело оперативной проверки под кодовым названием «Лесник» (по подозрению в антисоветской пропаганде и агитации), уничтоженное в августе 1990 года. Цитата из отчета 5-го управления КГБ за 1984: «Принятыми мерами объект „Лесник“ отведен от приема в члены Союза писателей СССР».

После этого К. Кедров с 1986 до 1991 года был безработным. В это время ему пришлось продать картины и графику своего двоюродного деда Павла Челищева, полученные в наследство в 1972 году. Теперь эти картины находятся в галерее «Наши художники» на Рублевке. Среди них - портрет бабушки Софьи Челищевой (в замужестве Юматовой), написанный Павлом Челищевым в 1914 г. в родовом имении Дубровка Калужской губернии, принадлежавшем прадеду К. Кедрова, помещику Федору Сергеевичу Челищеву. Портрет опубликован в альбоме «Павел Челищев» галереи «Наши художники» («Петроний», 2006. - С. 35). Там же опубликованы репродукции других картин П. Челищева с указанием «из коллекции Константина Кедрова». В 2008 году на канале «Культура» был показан фильм о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, снятый в Москве и в Нью-Йорке.

С 1988 года Кедров начал участвовать в международной поэтической жизни, впервые выехав за границу для участия в фестивале советского авангардного искусства в Иматре (Финляндия). В 1989 году в издательстве «Советский писатель» вышла монография Кедрова «Поэтический космос», в котором наряду концепцией метаметафоры развивалась, с привлечением широкого литературного и мифологического материала, философская идея метакода - единого кода живого и неорганического космоса.

В 1991-1998 годах Кедров работал литературным обозревателем газеты «Известия», где, по мнению Сергея Чупринина, «превратил соответствующий раздел общенациональной газеты в комфортный междусобойчик». По мнению Евгения Евтушенко, напротив:
«Ни на кого не похожий-уникальный и в своих эссе, и в своих поэтических экспериментах, и в своем преподавании уникального, словом, уникалист, теоретик современного взгляда на искусство, защитник новой волны, считающий, в отличие от пессимистов, что сейчас не расцвет литературы, а её распад; как редактор литературного отдела «Известий», превратил его из рупора официоза в проповедь авангарда».

За это время в «Известиях» опубликованы: первое в России интервью с Натальей Солженицыной, интервью с Главным проповедником Америки и духовником трех президентов Билли Грэмом, серия статей против смертной казни и интервью с будущим главой Комиссии по помилованию при президенте РФ писателем Анатолием Приставкиным, интервью с Галиной Старовойтовой о правах человека и нормах международного права, статьи о ранее запрещенных и полузапрещенных писателях и философах (В. Набоков, П. Флоренский, В. Хлебников, Д. Андреев), а также о неизвестных в то время широкому кругу читателей В. Нарбиковой, Е. Радове и о поэтах андерграунда (Г. Сапгире, И. Холине, А. Еременко, А. Парщикове, Н. Искренко, Г. Айги, А. Хвостенко). После раскола в редакции «Известий» вместе с редактором Игорем Голембиовским перешёл в газету «Новые Известия».

В 1995 году вместе с другими членами ПЕН-клуба (А. Вознесенским, Г. Сапгиром, И. Холиным, А. Ткаченко) Кедров основал «Газету ПОэзия» (вышло 12 номеров), в 2000 году преобразованную в «Журнал ПОэтов» (вышло 10 номеров). Двадцать выпусков были переизданы в 2007 году под одной обложкой и названием «Антология ПО».

В 1996 году в Институте философии защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Этико-антропный принцип в культуре».

21 марта 2000 года по инициативе и под руководством Кедрова впервые в России был отмечен Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО в Театре на Таганке с участием руководителя театра Юрия Любимова, поэтов Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Алины Витухновской и Михаила Бузника, актёра Валерия Золотухина.

28 ноября 2008 года Кедров принял участие в церемонии открытия памятника Мандельштаму в Москве. 22 июня 2009 года Кедров участвовал в презентации памятника академику А. Сахарову и своего скульптурного портрета работы Г. Потоцкого в Манеже.

НАГРАДЫ

  • 1999 - Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка
  • 2003 - Лауреат премии GRAMMy.ru в номинации «Поэтическое событие года» за поэму «Компьютер любви»
  • 2005 - Дважды лауреат GRAMMY.ru в номинации «Поэтическое событие года»
  • 2007 - Лауреат года «Литературной России» за поэму «Фиалкиада»
  • 2008 - Диплом участника Библейского проекта лауреата Нобелевской Премии Агнона Книжная Выставка (Израиль)
  • 2009- Лауреат премии Н. А. Грибоедова «За верное служение отечественной словесности» (Решением Московской городской организации и Секции переводчиков Союза Писателей России от 17 ноября 2009г)
  • Медаль от интернет-сообщества Литературного клуба и Правления Союза поэтов Интернета
  • 2013 - Премия Манхэ - международная премия Республики Корея (Южная Корея)

Основные работы

Книги

  • Поэтический космос. - М.: Советский писатель, 1989. - 333 с.
  • Компьютер любви. - М.: Художественная литература, 1990. - 174 с.
  • Утверждения отрицания. - М.: Центр, 1991.
  • Верфьлием. - М.: ДООС, 1992.
  • Вруцелет. - М.: ДООС, 1993.
  • Гамма тел Гамлета. - М.: Издание Елены Пахомовой, 1994.
  • Или он или Ада или Илион или Илиада. Вечера в Музее Сидура. - М., 1995.
  • Улисс и Навсекая. - М.: Издание Елены Пахомовой, 1998.
  • Метаметафора. - М.: ДООС, 1999. - 39 с.
  • Энциклопедия метаметафоры. - М.: ДООС, 2000. - 126 с.
  • Параллельные миры. - М.: АиФ принт, 2001. - 457 с.
  • Инсайдаут. - М.: Мысль, 2001. - 282 с.
  • Ангелическая поэтика. - М.: Изд-во ун-та Н. Нестеровой, 2001. - 320 с.
  • За чертой Апокалипсиса. - М.: АиФ принт, 2002. - 270 с.
  • Или (Полное собрание. Поэзия). - М.: Мысль, 2002. - 497 с.
  • Сам-ist-дат. - М.: ЛиА Руслана Элинина, 2003.
  • Метакод. - М.: АиФ принт, 2005. - 575 с.
  • Философия литературы. - М: Художественная литература, 2009. - 193 с. ISBN 978-5-280-03454-9.
  • Дирижёр тишины: Стихи и поэмы. - М.: Художественная литература, 2009. - 200 с.