Солоха мать вакулы. Солоха – это самый яркий образ повести «Ночь перед Рождеством

Кабалевский - русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В негласной музыкальной иерархии страны он занимал четвертое место - сразу после крупнейших советских композиторов того времени Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, был лауреатом многих Сталинских и Ленинской премий, кавалером высших орденов страны - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, Героем Социалистического Труда, академиком, депутатом Верховного Совета СССР.

Кабалевский работал во многих жанрах. Им написаны оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»; оперетта «Весна поет», Реквием на стихи Р. Рождественского, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, огромное количество инструментальных, чаще всего - фортепианных пьес, в том числе инструктивных, романсов и песен для детей. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным мастерством,национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям - прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина, в класс фортепиано директора - В. Селиванова. Одновременно он стал заниматься сочинением, принося своему педагогу все новые и новые опусы, и тем самым вынудил директора открыть в техникуме новое - композиторское - отделение. Преподавать композицию был приглашен видный музыкальный ученый, автор трудов по музыкальному анализу и гармонии Г. Катуар. Жизнь в те годы, после большевистского переворота, была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Появились первые инструктивные пьесы.

В 1925 году Кабалевский поступил в Московскую консерваторию на фортепианный и композиторский факультеты и окончил ее в 1929 году по классу композиции Н. Мясковского и в 1930-м по классу специального фортепиано А. Гольденвейзера.

За годы пребывания в консерватории юноша показал себя активным общественным деятелем. Он принял горячее участие в работе так называемого Проколла - производственного коллектива студентов-композиторов, которые отрицательно относились к старому художественному наследию, считая его отжившим дворянским искусством, и призывали к созданию нового, понятного рабочим, крестьянам и красноармейцам. Основное внимание уделялось хорам, массовым песням. Кабалевский бывал на заводах, фабриках, в воинских частях, занимался с кружками самодеятельности, при этом продолжал работать с детьми и писать для них. К окончанию консерватории им были написаны струнный квартет и Первый концерт для фортепиано с оркестром.

На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах - «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья - Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев. Создается и много музыки к драматическим спектаклям, что стало подступом к самому значительному произведению предвоенных лет - опере «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по повести Ромена Роллана.

Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором. В 1940 году он вступил в единственную в стране правящую Коммунистическую партию.

После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне - Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра - о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» - цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. «Более четверти века я исполняю его 24 прелюдии, - вспоминал пианист. - Я выступал с ними у нас, в Японии, в Америке и в большинстве стран Европы. ... Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... Это не обработка песен. Это совершенно новое, оригинальное, очень органичное произведение, цикл, в котором каждая из двадцати четырех его частей в то же время имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии - свой смысл, свое настроение, своя образность. В целом - это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского».

Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец - опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946-1950 годов.

Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. В 1948 году появился первый из них - для скрипки с оркестром, с посвящением молодежи, - также одно из самых удачных его сочинений. Задуманный как скромный педагогический опус, концерт широко зазвучал в исполнении многих музыкантов-мастеров, получил международное признание. В начале 1949 года был написан следующий - Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году закончен последний из триады - Фортепианный концерт, основанный на интонациях детских, пионерских песен, рассчитанный на исполнение школьниками.1955 год приносит вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» - произведение, о котором композитор мечтал много лет, не решаясь прикоснуться к великой поэзии; для московского Театра имени Вахтангова Кабалевский пишет музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» - так происходит еще одна встреча с Шекспиром. Из нее автор составил сюиту - «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В следующем году появляется Четвертая симфония; 1957 год приносит два крупных произведения - кантату «Песни утра, весны и мира», посвященную популярной в те годы жесткого противостояния двух систем теме борьбы за мир, и оперетту «Весна поет», продолжающую тему молодости в творчестве Кабалевского.

Много работает композитор в кино. «Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» - эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956-1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ - музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. На основе музыки к первой части трилогии - «Сестры» - позднее были написаны полная драматического накала Патетическая увертюра и симфоническая поэма «Весна», вобравшая в себя лирические, светлые образы киномузыки.

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана- еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, - Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. Вслед за Реквиемом появилось еще несколько сочинений, которые исследователями творчества композитора названы «спутниками Реквиема» - это траурная музыка к многочисленным памятникам павшим в боях, поставленным после великой войны в разных городах: Горловке, Брянске, Анапе, Волгограде (Сталинграде), Полоцке, Твери (тогда - Калинине), Артемовске и др.

Все эти годы в жизни Кабалевского продолжается «детская тема». Он давно уже не преподает, хотя продолжает писать инструктивные пьесы. Его работа теперь идет в другом русле: он председатель комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он пишет статьи, посвященные молодым, ведет беседы, как в концертных залах, так и с экрана телевизора. Встречается с юными слушателями и исполнителями у пионерских костров: регулярно ездит в крупнейший в стране, показательный международный пионерский лагерь Артек в Крыму, в другие, менее известные, но также престижные лагеря. Наконец, пишет книгу «Про трех китов и про многое другое» - о песне, танце и марше, которые считает «тремя китами» музыки, о связи разных видов искусств. Обширна его переписка с детьми и их родителями, посвященная их музыкальным, и не только музыкальным проблемам. Наконец, в начале 60-х годов он дает свое имя конкурсу юных пианистов Поволжья, который зародился в Куйбышеве (Самаре) и стал традиционным, дожив до конца XX столетия. На первых конкурсах композитор неизменно присутствует, специально для них создает новые произведения, участвует в концертах лауреатов в качестве дирижера.

В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя - перерабатывает «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. А через год в оперном театре Перми состоялась еще одна премьера - оперы «Сестры» по повести И. Лаврова «Встреча с чудом». Пермский спектакль - это не случайно. Композитора с этим городом связывает его общественная деятельность. Именно в Перми он в течение многих лет избирается в депутаты одной из палат Верховного Совета СССР - Совета национальностей (в нем, по выработанному в годы советской власти статусу, заседают самые крупные представители искусства и культуры). И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. С 1970 года композитор становится председателем парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год - заместителем председателя Совета Национальностей. Такого доверия со стороны всесильной власти не имел никто другой из деятелей культуры.

1970-1980-е годы приносят «Пражский» фортепианный концерт, кантату «О родной земле», вокальный цикл «Время» - шесть романсов на стихи Маршака, - созданные произведения можно перечислить по пальцам, так как все больше времени уходит на другие дела. Наряду с депутатскими это деятельность в ИСМЕ - Интернациональном обществе по музыкальному воспитанию, - в котором Кабалевский принимает участие с 1960 года, а в последние годы выступает в качестве члена Совета директоров. Композитор был на конгрессах ИСМЕ в Париже, Токио, Будапеште, Интерлохене (США), Дижоне, Стокгольме, Перте (Австралия), Монтрё (Швейцария), Варшаве. Везде он выступает с сообщениями, докладами, речами.

Есть у него и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории, где ему помогают энтузиасты. Кажется, что Кабалевский - человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Однако в личной жизни он очень закрыт. В 70-80-е годы о нем появляется много книг, к нему обращаются авторы за теми или иными сведениями, но никогда композитор не говорит ни о чем, кроме как о творчестве и другой разнообразной деятельности. О нем известно очень немногое: довольно рано женился, но брак, от которого остался сын, был недолгим. На всю жизнь он соединился со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, матерью любимой дочери Марии. Даже с теми, кого он сам избирал в качестве своих биографов, Кабалевский не был откровенным. Он сумел в несвободной стране добиться максимальной свободы для себя. Кто знает, чем он пожертвовал, что делал для этого. Во всяком случае его, человека того же происхождения и воспитания, что и Прокофьев, и Шостакович, не коснулись выпавшие на их долю, как и на долю многих музыкантов меньшего ранга, гонения и издевательства. Напротив, он всегда был среди тех, кто определял художественную политику. «Кабалевский - магнит, который притягивает к себе, Кабалевский - полюс, который концентрирует вокруг себя», - так писал о нем один из его помощников по «детским делам». Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища - программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. Много надежд возлагает Кабалевский на объявленную новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым перестройку: одна из его статей, посвященная изнурительной борьбе с НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, даже названа «О перестройке с оптимизмом, но без прикрас». О том же композитор не устает говорить в Союзе композиторов СССР, одним из руководителей которого уже давно являлся.

В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие - таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажиру билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек - в Москве 14 февраля 1987 года. Его хороны были торжественными и официальными, как и полагалось при советской власти по статусу крупнейшего композитора и общественного деятеля.

Л. Михеева

Сочинения: оперы - Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленингр. Малый оперный театр; 2-я ред. 1968, пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета, одноврем. в театре «Эстония», Таллин), В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1955, Большой театр), Сёстры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета); балет - Золотые колосья (1940, не оконч.); оперетта - Весна поёт (1957, Моск. театр оперетты); для симф. орк. и хора - Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, сл. разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посв. «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», сл. Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965); для орк. - 4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956); сюиты - из оперы Кола Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки, 1956); симф. поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (I960); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964), концерт для скр. с орк. (1948); для влч. с орк. - 2 концерта (1949, 1964); камерно-инстр. произв. - 2 струн. квартета (1928, 1945); для фп. (всего ок. 150), в т.ч. - 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-гоМеждунар. конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.; для скр. и фп. - Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Междунар. конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скр. и фп. (1965); для влч. и фп. - соната; для голоса с фп. - 10 сонетов Шекспира (1955, пер. С. Я. Маршака), романсы на сл. Р. Гамзатова и др.; песни - 7 весёлых песен (сл. С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (сл. С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (сл. С. Я. Маршака), Наш край (сл. А. Пришельца), Пионерское звено (сл. О. И. Высоцкой), Про вожатую (сл. О. И. Высоцкой), Школьные годы (сл. Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (сл. В. И. Викторова), Часовые стоят (сл. В. Шляхова), Не только мальчишки (сл. В. И. Викторова), Счастье (сл. О. И. Высоцкой), Артековский вальс (сл. В. И. Викторова) и др.; музыка к драм. спектаклям (15) - «Земля и небо» бр. Тур (1932, МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932, Центр. театр Красной Армии, Москва), «Шутники» Островского (1933, там же), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же), «Дорога цветов» Катаева (1934, Т-р им. Вахтангова), «Слава» Гусева (1936, Центр. театр Красной Армии), «Весёлый портняжка» (1935, Центр. кукольный театр), «Мера за меру» Шекспира (1940, Т-р им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Моск. театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ), «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Моск. Камерный театр), «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Моск. театр им. Ленсовета), «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Т-р им. Вахтангова); музыка для кино - «Петербургская ночь» (1933), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1938), «Антон Иванович сердится» (1941), «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом), «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) и др.; музыка к радиопостановкам. Лит. соч.: Б. В. Асафьев, М., 1954; Избранные статьи о музыке, М., 1963; Из воспоминаний разных лет, «СМ», 1964, No 12; Про трех китов и про многое другое (книжка о музыке), М., 1970; Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973.

30 декабря с.г. исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987). Его имя ассоциируется прежде всего c добрым музыкальным наставничеством, меж тем как маэстро оставил немало сочинений — 4 симфонии, 2 струнных квартета, 7 инструментальных концертов, 7 опер и оперетту, кантаты и оратории, романсы и вокальные циклы, музыку к 14 кинофильмам и 18 драматическим спектаклям, к радиокомпозициям. Кабалевский известен и как автор романсов на стихи Блока, Бальмонта, Есенина, Р. Гамзатова, О. Туманяна. Однако, в самом деле, из четырех сотен с лишком произведений большая часть Кабалевским написана для детей и юношества.

Если друг Кабалевского, уроженец Донбасса С. Прокофьев, признанный величайшим композитором XX столетия, стал заниматься музыкой с пяти лет, то петербуржец Кабалевский начал серьезно заниматься музыкой в 15 лет, когда, как считалось, уже поздно рассчитывать на высокие достижения. Придерживающийся в своих произведениях стилистики и мелодики XIX в. Кабалевский имеет полное право называться значительнейшим композитором именно советского периода, отразившим в своих произведениях все самое светлое и сущностное из своего времени.

Кому привелось встретиться с Дмитрием Борисовичем или прочесть его книги или статьи, непременно проникались пониманием, что предназначением всей жизни Кабалевского было учительство. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Имя Дмитрия Кабалевского знали в каждой семье, без преувеличения. Он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться….».

Мы знаем, конечно, пьесы Кабалевского для детей, которые и теперь повсеместно исполняются учениками музыкальных школ на всей территории бывшего СССР, да и за рубежом. Но в Советском Союзе не было школы или пионерлагеря, дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка, и особенно — песни.

Да, особенно песни — созданные для пионерии, как точно сказано, «вобравшие в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука». В них Кабалевский говорит о дружбе, взаимопомощи, школе, доброте. Песни Кабалевского — это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили и в палатках, а то и в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. И не только песни композитора Кабалевского, но и его кантаты, оперы, оперетты, фортепианные пьесы, симфонии - все, сделанное им для детей и молодежи, несет в себе «голос эпохи». Они — громкие, «радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом».

Внимательно подобранные записи песен Кабалевского можно прослушать на сайте «Советская музыка», который рекомендуем всем. Найдем здесь и короткую песню из кинофильма «Щорс» (1939) со словами А. Малышко на украинском языке. И памятное «Пионерское звено» («Есть песенка любимая у нашего звена. Звено у нас хорошее, веселое звено, и что бы мы ни делали, всегда мы заодно...») на слова О. Высотской.

А также дорогая нашим сердцам песня «Школьные годы» (слова Е. Долматовского, 1953): « В первый погожий сентябрьский денек робко входил я под светлые своды...» Вместе со «Школьным вальсом» И. Дунаевского эта песня стала классикой жанра. А кто не знает «Наш край» («То березка, то рябина…Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?») на слова А. Пришельца (1950).

Целый цикл песен Кабалевский создал — в разные годы — о солнечном «Артеке». Эта написана в 1935 г., к 10-летию пионерского лагеря «Артек», на слова В. Шестакова: «Есть местечко в Крыму... Отовсюду к нему пионеры стремятся гурьбой. Слева — горы и лес, сверху купол небес, а внизу — неумолчный прибой...»

А в «Артековском вальсе» на текст В. Викторова есть такие слова: «Родина милая, Родина-мать, как же спасибо тебе не сказать?» Вальс был впервые исполнен самим Д. Кабалевским 12 июля 1961 г. в Артеке, на открытии лагеря № 4 («Морской»).

Но еще более трогательна артековская колыбельная «Спокойной ночи, “Артек”» (1962), также на слова Викторова. «День завершен, близится сон, парк опустел, в тишину погружен. … Вышли горнисты артековцев звать: "Спать, спать, спать…"». Эта замечательная песня, ставшая в 1960-1970-х одной из любимых у пионерии, также входила в программу уроков музыки общеобразовательных школ СССР.

Любители «взрослой» консервативной музыки помнят, как знаменитый Павел Лисициан исполнял «30-й сонет Шекспира» (в переводе С. Маршака) или как молодой Муслим Магомаев пел «Серенаду Дон Кихота» (стихи Сергея Богомазова).

Д. Кабалевский написал и опубликовал более полутора десятков книг, выходивших в СССР и странах социалистического лагеря с 1954-го по 1986-й, популяризирующих музыку и обращенных к детям и их наставникам. Книги эти и по сей день бережно передаются любителями музыки и музыкального просвещения из рук в руки. Показательны их названия: «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Как рассказывать детям о музыке?», «Прекрасное пробуждает доброе», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя» и т.д. Кабалевский также написал более 450 статей, опубликованных в различных советских и зарубежных газетах, журналах и сборниках. С 1982 г. он был главным редактором журнала «Музыка в школе».

Поразителен и трогателен и такой факт биографии мастера. Уже будучи именитым профессором Московской консерватории членом комитета по Ленинским премиям в области искусства, Дмитрий Борисович в 1973 г. начал вести уроки музыки в первом классе обычной общеобразовательной московской школы № 209.

Вместе с ним над программой работала вся его Лаборатория музыкального образования, созданная в НИИ школ. Музыканты-педагоги провели в школе 7 лет, разработав и проверив жизненность новой программы. Можно представить, каким светом озарил композитор сердца и умы детей той школы! Хорошо бы их послушать сегодня, проживших по полвека, чтобы они рассказали о тех днях учебы у Кабалевского и о том, какой отсвет это общение бросило на все их дальнейшие судьбы.

К последнему году жизни Д. Б. Кабалевского по его программе занимались в тысячах школ по всей стране.

В нынешнем году учрежден некоммерческий фонд Д. Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства, который возглавляет дочь композитора Мария Дмитриевна Кабалевская. Ей помогают другие родственники композитора. 5-6 декабря с.г. в Перми и 11-12 декабря в Москве фонд провел Международную научно-практическую конференцию «Д. Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог».

* * *

Следует сказать о родословной и биографии Д. Кабалевского. Его дед по отцовской линии — военный инженер Клавдий Егорович Кабалевский — был строителем и первым начальником Луганского патронного завода, получил за свои заслуги личное дворянство и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Отец Дмитрия Борисовича — Борис Клавдиевич — окончил в 1900 г. физико-математический факультет Петербургского университета и работал в Управлении государственных сберегательных касс, став потом основателем системы советского страхования. Мать, Надежда Александровна (урожденная Новицкая), окончила Царскосельскую женскую гимназию с дипломом домашнего учителя, что, безусловно, сказалось на воспитании ею своих собственных детей, которые неизменно во многие трудные годы получали от нее поддержку.

Музыка в семье Кабалевских звучала всегда. Отец пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, мать играла на фортепиано и увлекалась театром. Либреттист Римского-Корсакова В. И. Бельский был сослуживцем Бориса Клавдиевича и часто бывал в его доме.

С 1911 г. Митя учился в Петербургском городском начальном училище, а по его окончании — в 1-й Петербургской гимназии. Уровень преподавания в гимназии был высоким, дисциплина непререкаемой, учиться было тяжело. В своих «Воспоминаниях», много лет спустя, Д. Б. Кабалевский благодарно напишет о своих учителях, пробудивших в нем любовь к творчеству: в гимназии классный наставник и преподаватель русского языка А. В. Миртов организовал издание журнала «Стихи и проза», в котором ученик 2-го класса Кабалевский был членом редколлегии и опубликовал свое стихотворение и рассказ. Много лет спустя, начав вести по радио беседы о музыке, Кабалевский получил письма и от первой учительницы Л. А. Орловой и от А. В. Миртова.

Уже в 1919 г., когда семья перебралась в Москву, будущий композитор начал брать уроки музыки и вскоре поступил в Государственную музыкальную школу № 3 (впоследствии музыкальный техникум им. А. Н. Скрябина, где с 1923-го Дмитрий почти полгода был единственным студентом нового композиторского отделения) в класс директора В. А. Селиванова. Параллельно с учебой продолжал работать: в разные годы был управделами техникума, заведовал учебной частью и руководил производственной практикой, вел класс специального фортепиано и даже играл в кинотеатре на сеансах немого кино. Правда, на комедиях он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен.

Три года - с 1922-го по 1925-й, по выражению самого Кабалевского, определили всю дальнейшую его жизнь. Музыка превратилась в смысл его существования. В 1925-м он поступил в Московскую государственную консерваторию по двум специальностям — в класс А. Б. Гольденвейзера по фортепиано и в класс Г. Л. Катуара по композиции сразу на второй курс. В том же году после смерти Г.Л. Катуара Кабалевский перешел в класс композиции Н. Я. Мясковского, который со временем из учителя превратился в его мудрого друга.

Кабалевский быстро обретает друзей — Б. Хайкин, Л. Оборин, В. Фере, В. Шебалин, Л. Книппер, чуть позже А. Хачатурян, Д. Шостакович, М. Раухвергер, В. Мурадели и многие другие. В профессиональном плане это были годы противостояния нескольких музыкальных группировок - АСМ (Ассоциация современной музыки), РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и ПРОКОЛЛ (Производственный коллектив студентов научно-композиторского факультета Московской консерватории). Члены ПРОКОЛЛ ставили своей задачей сочинение музыки, достаточно простой и понятной народным массам, поэтому основной акцент делался на создание массовых произведений и оказание помощи художественной самодеятельности. Конец противостоянию групп положило создание в 1932 г. Союза советских композиторов.

С первым «Струнным квартетом» и «Первым фортепианным концертом» в собственном исполнении Кабалевский закончил консерваторию как композитор с отличием. С премьерой первого сочинения связана довольно известная история о том, как кода этого Квартета было сочинена автором во сне за три дня до уже объявленного концерта.

Некоторое время он выступал как пианист, но произведения других авторов перестал исполнять после неудачного выступления с Третьей сонатой Скрябина, когда от волнения забыл разработку последней части, и от провала его спасло только профессиональное умение импровизировать. Свою собственную музыку композитор исполнял на протяжении всей своей жизни. Довольно скоро он освоил дирижирование, и много лет, пока позволяло здоровье, дирижировал своими произведениями.

Д. Кабалевский с сыном Юрием

В 1930-е начал писать музыку для театра и кино, в частности для детского театра под руководством Н. Сац, а потом много писал для главных московских и ленинградских театров.

Д. Кабалевский с дочерью Машей

Уже в 1935 г. он получил ученую степень кандидата искусствоведения по совокупности опубликованных работ (то же самое произошло впоследствии и с докторской степенью), в 1939 г. стал профессором Московской государственной консерватории, в 1940 г. — главным редактором журнала «Советская музыка».

Первые военные песни композитор создал уже через день после начала войны — «На родную землю нашу враг напал» и «По суровым морям». Военная тема стада тогда главной, но даже в суровые годы он не забывал о советской детворе. Уже через месяц появляется песня на слова С. Маршака «Четверка дружная ребят», вслед за ней — «Сын героя», «Новый школьный год». Но чуть позже — произведение в жанре политической сатиры «Кличет Гитлер Риббентропа» (любопытно, что музыка была сочинена к стихам, написанным Маршаком как иллюстрация к плакату, нарисованному художниками Кукрыниксами).

Командированный на Юго-Западный фронт в расположение Первой гвардейской мотострелковой дивизии И. Н. Руссиянова, Кабалевский познакомился с поэтом Е. Долматовским.

Второй справа Кабалевский, третий - Долматовский

Актуально для территорий Новороссии звучит сегодня песня 1935 г. «Вставай, партизаны!» на стихи В. Гусева: «Нам нынче сказали ветра с океана, Что видели ночью врага. Вставай, партизаны, вставай, партизаны, Нам нынче пропела тайга!» Или «Песня брянских партизан» («В темной роще глухой партизан молодой притаился в засаде с отрядом...») на слова В. Лебедева-Кумача. Это всё не умозрительные придумки: композитору довелось побывать и на передовой, и в партизанском отряде.

Тогда же были сделаны наброски сюиты «Народные мстители» и родился замысел оперы «В огне». В том же 1942 г. Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным написал оперу «Семья Тараса» (по повести Б. Горбатова «Непокоренные»), которую иногда называют «оптимистической трагедией».

Осенью 1943 г. Кабалевский, незадолго перед этим назначенный председателем Всесоюзного радиокомитета, побывал в блокадном Ленинграде, на своей родине, и под впечатлением написал одно из своих лучших произведений военного времени — цикл «24 прелюдии для фортепиано», op. 38, посвятив его своему учителю и другу Н. Мясковскому. Премьера цикла прошла в Большом зале Московской консерватории в исполнении Я. Флиера.

Военная тема не отпускала Кабалевского. Он написал детские песни, посвященные героям Великой Отечественной войны (например, «Не только мальчишки», посвященную юной партизанке Ларисе Михеенко), или музыку к «Вечному огню» в Брянске и некоторых других городах. Вершиной этой тематики у Кабалевского является «Реквием» (1963) на слова Р. Рождественского. Как говорил сам композитор, его реквием «…посвящен погибшим, но обращен к жизни, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь…». Смысловой и музыкальной кульминацией реквиема стала его 8-я часть «Наши дети», у многих вызывающая ассоциацию со скульптурой Вучетича из Трептова парка в Берлине.

«Реквием» стал первым произведением, удостоенным премии им. Глинки, но мало кто знает, что сперва он был представлен к Ленинской премии, однако только музыка. И Кабалевский снял свое произведение с обсуждения, мотивировав это неразрывностью музыки и текста. История, характеризующая высокий моральный облик Дмитрия Борисовича.

А Ленинской премии Д. Кабалевский все-таки был удостоен. В 1972 г. за оперу «Кола Брюньон», музыка которой очень нравилась автору романа, писателю Ромену Роллану. Музыкант также трижды становился лауреатом Сталинской премии (1946, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1980). Но не все было гладко и безоблачно: в 1948 г. Кабалевский был назван критиками «одной из главных фигур формалистической школы» советской музыки.

Те, кто слушал наше радио тех лет, не забудут и музыку Кабалевского к детским радиокомпозициям «Беседы умного крокодила» или «Клуб знаменитых капитанов».

Кабалевский читал свои лекции о музыке, об искусстве и в Третьяковской галерее. В 1968 г. в Колонном зале Дома союзов прошел первый концерт из цикла «Музыкальные вечера для юношества» или «Ровесники» (транслировались по телевидению и записывались на радио), которые он вел сам. Кукрыниксы в шутку называли Кабалевского «Народным музыкальным университетом». Весьма образно и справедливо.

Следует вспомнить и огромный круг общественных обязанностей Д. Б. Кабалевского, работавшего в руководстве СК СССР, в коллегии Министерства культуры СССР, в Советском комитете защиты мира, во Всемирном совете мира. Он был почетным членом многих зарубежных музыкальных академий и консерваторий, а с 1966 г. — депутатом Верховного совета СССР от Пермской области.

И в этом «взрослом» круговороте дел Кабалевский не забывал детей: возглавил конкурс юных музыкантов городов Поволжья, причем каждый год писал для него новое сочинение; стал инициатором появления в Артеке «Знамени искусств» (в дополнение к уже существовавшим знаменам труда, дружбы и спорта), всячески поддерживал создание хоровой студии «Пионерия» в г. Железнодорожный, принимал самое активное участие в проведении фестивалей искусства в пионерлагере «Орленок».

Но всё это оказалось лишь прелюдией к главному делу последних десятилетий жизни композитора — разработке и созданию программы преподавания музыки в общеобразовательной школе.

Дочь композитора просит прислушаться к словам Дмитрия Борисовича: «Мне очень не хочется, чтобы меня разрезали на две части — “детско-молодежную” и “взрослую” …По существу, это некое неразрывное единство, которое, вероятно, проще всего обозначить словом “жизнь”».

Вполне правы те, кто утверждают, что музыка Кабалевского — яркая, живая, динамичная, как пламя пионерского костра, — стала вехой для нескольких поколений страны Советов. Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая вечное со злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей — детей и взрослых.

Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

Музыкальные Сезоны