Не дисциплинированный человек какой. Быть дисциплинированным воином

Когда люди сталкиваются со словом «дисциплина», их это возмущает. Многие проходили в своем детстве через попытку их дисциплинировать. Зачастую те, кто сопротивлялся, подвергался жестокому наказанию. Родители пытались привить нам хорошее качество, однако их методы были настолько неприятными и жестокими, что у всех выработалось негативное отношение к дисциплине – качеству, которое помогает в достижении целей. И здесь возникает вопрос, как дисциплинировать себя.

Начнем с определения дисциплины – что это такое? Это некое самоограничение, которое подразумевает придерживание некоторых правил. Человек занимает подчиняющуюся позицию по отношению к определенным алгоритмам, правилам, законам и т. д. Дисциплину можно сравнить с законопослушанием – когда человек знает законы и придерживается их, не нарушает. Однако за нарушение дисциплины не всегда следует наказание, особенно если речь идет о взрослом человеке.

На сегодняшний день распространенным стал культ свободы. Человек должен быть свободным.. Многие понимают под свободой возможность делать все, что они захотят. Однако психологи считают свободой способность человека жить в угоду своим желаниям, достигать их. Ощутите разницу между делать все, что взбредет в голову, и тем, чтобы реализовывать свои желания.

Возникает естественный вопрос: зачем становиться дисциплинированными? Данное качество, как утверждают психологи, помогает в реализации своих желаний. Другими словами, дисциплинированный человек становится успешным, счастливым. Он может достичь всего, чего пожелает, а не просто тратить время на то, чтобы доказывать наличие у себя свободы.

Дисциплинированный человек – свободный человек, поскольку может иметь все, что пожелает. Как раз те люди, которые избегают дисциплины, но кричат о своей свободе, являются несчастными и ограниченными. Они несвободны от своей свободы, в то время как дисциплинированный человек становится свободным, достигая своих целей путем использования дисциплины.

Что такое дисциплина? Это соблюдение конкретных правил, которые помогают достичь цели. Человек просто совершает те действия, которые приведут его к цели, и контролирует данный процесс. Это и является самодисциплиной.

Как дисциплинировать себя?

Чтобы себя дисциплинировать, нужно иметь цель. Желание дисциплинирует человека, поскольку заставляет его придерживаться конкретных правил, если он хочет чего-то достичь. Правила бывают внешними и внутренне установленными. Для дисциплинированного человека не имеет значения, кто их придумал. Если они помогают ему достигать целей, значит, их нужно придерживаться.

Дисциплинированные люди – это люди порядка. Они понимают, что все в этом мире закономерно. Если не соблюдать порядка, тогда все будет разрушаться, идти «кое как», не быть в зоне контроля. Люди, стремящиеся к свободе, живут кое как. А люди, соблюдающие порядок, постепенно достигают той жизни, которой желают жить.

Успешными становятся люди, которые умеют дисциплинировать себя. Они умеют контролировать процесс, переводить отрицательные события в выгодные для себя, сохранять равновесие и порядок. Это может показаться кому-то скучным. Однако мастерство достигается лишь путем установления определенных правил и соблюдения их. Здесь нужно уметь подчиняться тем законам, которые помогают в достижении целей.

Лидер, начальник, полководец, управляющий, президент и т. д. – это человек, который стоит во главе какой-то структуры, которая должна под его руководством работать и достигать определенных целей. Таким образом, лидер – это не просто возможность кем-то командовать (как многие люди мечтают, организовывая собственное дело), но и способность выстраивать планы, четко им следовать, нести ответственность за все действия своих подчиненных и соответственно получать те результаты, к которым он привел свою структуру. Умелый лидер должен обладать определенными качествами характера, знаниями и силой воли. Также лидер придерживается некоторых правил.

Самодисциплина – это верный помощник в достижении любых целей. Как ее воспитать в себе? Для этого не потребуется железная воля и нервы. Вам всего лишь нужно четко обозначить свои цели и планы по их достижению. Как только у вас на руках будет конкретная картина того, к чему вы собираетесь двигаться, тогда самодисциплина возникает как бы сама собой, а эмоции и желания заменяют железную волю. И тогда, когда вы ставите перед собой задачи, будьте уверены, что выполните их. Однако этот процесс нудно контролировать, так как человеку иногда хочется уйти от собственных дел, чтобы полентяйничать.

Будьте сами себе начальником и подчиненным. Будучи лидером, вы не должны думать, что вашу работу вместо вас будут делать другие, так как вы тогда оказываетесь лишним звеном. Вы должны уметь как разрабатывать стратегию, давать поручения и контролировать ход развития событий, так и претворять планы в жизнь, выполнять рутинную работу и подчиняться собственным указаниям. Любые отговорки и ссылки на трудности должны сразу же отсекаться вами, как у начальника. Вы должны контролировать, чтобы ваши старые привычки, которые присущи подчиненному, не позволяли вам отходить от дел. В ином случае, как вы можете управлять другими, если не способны управлять самим собой?

Лидер придерживается еще одного особого правила, который присущ не всем людям, — это быть честным перед самим собой. Если вы сами себе лжете и пытаетесь как-то оправдаться, то никаких конструктивных результатов вам данное занятие не принесет. До тех пор пока вы сами себя будете обманывать, вы не будете способны увидеть ситуацию в целом, что закроет от вас различные возможности достижения целей в любом деле. Вы можете делать вид, что целый день заняты, но если это не приводит к положительным результатам, значит, вы на самом деле обманываетесь. Лидер всегда придерживается правила быть честным перед самим собой, иначе он просто не сможет увидеть других возможностей для продвижения какого-либо дела, ведь он убегает от реальности в попытках самообмана.

Задавайте себе каждый вечер вопрос: «Что я сегодня сделал для конструктивных результатов?». Вы должны ориентироваться на сегодняшний результат, а не тот, который был 5-10 месяцев тому. Ответьте себе честно, насколько продуктивными вы были в настоящий день.

Самообмануться можно очень легко. Вы что-то себе обещаете, строите какие-то планы у себя в голове. Проходят дни, и ваша память стирает границы некоторых ваших обещаний в зависимости от того, придерживались вы их или нет. Вам будет казаться, что вы действительно сделали очень многое, хотя это всего лишь ваша память стерла некоторые невыгодные вам планы. Поэтому любой лидер ведет свои планы и цели в письменном виде. Именно ваши записи помогут вам реально посмотреть на то, каким образом вы выполняете собственные обещания. В данном случае вам уже не помогут самооправдания и отговорки, так как записанное и проделанное явно покажут результаты вашей деятельности или бездеятельности.

Самокритика и самопохвала присущи лидеру, который реально смотрит на положение дел в своей структуре. Критика позволяет ему самосовершенствоваться, а похвала – испытывать приятные чувства за проделанную работу. Но это лишь в том случае, когда оценка человека является объективной, а не надуманной.

Правила хорошего лидера доступны всем людям. Однако только от вас самих зависит, достигнете вы каких-либо высот в собственном деле или будете продолжать терпеть поражение в силу самообмана. Если вы действительно к чему-либо стремитесь, тогда вам придется занять позицию лидера, который придерживается определенных правил.

Как стать дисциплинированным?

Чтобы стать дисциплинированными, необходимо придерживаться определенного распорядка, который устанавливается исключительно вами в зависимости от целей, которые вы желаете достичь. Цель требует совершения определенных действий в конкретное время и при соблюдении условий. Если всего этого не придерживаться, тогда цель не будет достигнута. Если человек это понимает, тогда он сам устанавливает правила, которых будет придерживаться, были они придуманы им самим или взяты извне.

Для соблюдения дисциплины вам помогут письменные записи:

  1. Цель – обозначьте, что вы хотите достичь.
  2. Список действий, которые необходимо совершить для достижения цели.
  3. Время их свершения – когда вы начнете совершать нужные действия?
  4. Возможные трудности, которые могут вас настигнуть при совершении конкретных действий.
  5. Способы преодоления этих трудностей, если они возникнуть.
  6. Отчет – что вы сделали, что происходило, как вы с этим справлялись?

После составления плана необходимо перейти к его реализации. Совершайте действия, вносите пометки, перечитывайте свои записи. Если что-то идет не в направлении вашей цели, необходимо пересмотреть свой план действий. Возможно, что-то не было учтено, необходимо поступить по-другому. Соблюдайте план, но будьте гибкими, если ваша стратегия не срабатывает.

Если цели не удается достичь, не следует унывать. Дисциплина включает в себя контролирование собственных эмоций человеком, который не унывает, а пересматривает свою стратегию, чтобы составить новый план действий.

Чтобы себя дисциплинировать, следует придерживаться таких правил:

  • Отказаться от ненужных дел, которые отнимают силы и время.
  • Давать себе полноценный отдых, сон и питание, чтобы иметь достаточно энергии.
  • Хвалить себя за первые достигнутые результаты, чтобы отмечать правильность совершенных действий.
  • Придерживаться правил, которые говорят о том, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого.
  • Учиться концентрировать свое внимание на важных и нужных моментах, отсекая все остальное.
  • Контролировать свои эмоции, не позволять себе вольностей и расслабления.
  • Управлять своей жизнью и ресурсами единолично, никому не позволяя делать это вместо вас.

Как дисциплинировать ребенка?

Дисциплина обычно прививается с детства. Все родители желают дисциплинировать своих детей. Однако, как уже писалось, многие делают это неправильно. Главной ошибкой в обучении ребенка является жестокое наказание его за непослушание и несоблюдение дисциплины. В итоге это приводит к негативному отношению ребенка к данному качеству.

Чтобы дисциплинировать ребенка, придерживайтесь следующих принципов:

  1. Хвалите ребенка за его достижения. Делайте это лишь по факту достигнутого.
  2. Давайте ребенку право выбора, чтобы он чувствовал себя независимым и ответственным за взятые на себя обещания.
  3. Создавать или обучать ребенка попадать в благоприятную обстановку, в которой выполнение запланированных действий приведет к желаемому результату.
  4. Создавать для ребенка правила и ограничения внутри семьи, придерживаясь которых он будет получать похвалу. Он должен понимать, что, лишь совершая «правильные» действия, достигнет желаемого результата. Здесь необходимо интересоваться тем, что ребенок хочет получить в той или иной ситуации.

Итог

Дисциплина – это состояние, которое выбирает сам человек, желающий жить так, как он того хочет. Свободные люди плывут по течению, а дисциплинированные личности приобретают лодку и весла и гребут в том направлении, куда они хотят попасть.

Если вы считаете, что у вас нет дисциплины, значит, она вам не нужна. Что вам нужно, так это цель, которая увлекает вас. Будет цель – будет время для её достижения, которое вы сами захотите грамотно и эффективно организовать. По этой причине я думаю, что значение дисциплины для достижения успеха, мягко говоря, преувеличено. Большинству людей не хватает мотивации: искреннего желания во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

Многие думают, что дисциплина – это какое-то волшебное качество, с которым нужно родиться. Мол, кому-то дано, а кому-то, как ни старайся, — нет. Другие считают, что дисциплину можно выработать путём долгой муштры, причём как в прямом смысле (многие отмечают армейскую дисциплину), так и в переносном. Но всё же хотелось бы разобраться, что мы имеем в виду, когда произносим это слово, «дисциплина»?

Если каждое утро я рано просыпаюсь, чтобы заняться английским, это дисциплина? Большинство людей ответит: конечно. Я же скажу, что в последнюю очередь думаю о себе как о дисциплинированном человеке.

Дисциплина – закономерный итог мотивации

Каким же образом я объясняю факт подъёма в 5 утра с тем, чтобы заняться английским? Очень просто: у меня очень высокий уровень мотивации. Я просыпаюсь рано утром, потому что действительно хочу проснуться и заняться языком. Меня подстёгивает моё желание провести спокойные, свежие утренние часы за подготовкой к международным экзаменам. Я знаю, что на работе должна работать, а не учиться. И ещё я знаю, что после работы мои мозги оставляют желать лучшего: вся информация, которую они могут впитать, — это пара серий «Отчаянных домохозяек». Так когда же ещё заниматься, если не утром?

Вот и получается, что дисциплина – это такой странный термин, который, если разобраться, включает в себя предстоящую награду (я сдам экзамен!) и желание быть лучше в глазах других людей и показывать им пример (мои подруги крепко задумались о собственных целях, на которые нет времени, после месяца моих «подъёмов»). Что ещё входит в это понятие? Конечно, позитивное мышление и приверженность своим целям. Я говорю себе, что могу всё, и я действительно могу всё. Я сильно сомневаюсь, что без перечисленных пунктов у меня была бы какая-то «дисциплина». Ведь важен не сам факт раннего подъёма, жёсткого распорядка, постоянного выполнения каких-то дел, а то, для чего мы всем этим занимаемся.

Соответственно, верный путь к дисциплине – нахождение своей мотивации. Руководствуясь этим нехитрым выводом, я могу дать несколько советов тем, кто мечтает быть дисциплинированным.

Становимся дисциплинированными

  1. Первый совет: выберите одну привычку и вставьте её в свой график , ничего больше пока не меняя. Не старайтесь сразу стать образцом дисциплины и грамотного распорядка. Просто день ото дня выполняйте одно и то же действие в одно и то же время. Мечтаете похудеть? Делайте гимнастику. Хотите выучить язык? Займитесь, наконец. Пора накопить на ремонт? Найдите подработку, которой будете уделять один-два часа в день. Что угодно.
  2. Второй совет: «распишите» эту привычку . Что это значит? Это значит, что действия, которые вы делаете, вы делаете для достижения определённых целей. Каковы эти цели? Чего вы хотите добиться через неделю, через месяц, через год? Это нужно для того, чтобы вы сами ясно видели, почему занимаетесь, и держали свою мотивацию в тонусе. Вернёмся к примеру с иностранными языками. Если вы просто хотите «выучить», можете и не начинать: через неделю максимум ваши усилия сойдут на нет. Для чего вы хотите выучить? Что вам это даст? Только ответив на эти вопросы, вы сможете идти дальше. Ни один здравомыслящий человек не будет тратить своё время на то, чтобы что-то делать «просто». У всего должна быть причина.
  3. Третий совет: всегда помните о своей новой привычке . Не позволяйте текущим делам и неожиданностям помешать ежедневным занятиям. Если вы чувствуете, что мотивация падает, немедленно реанимируйте её. Напоминайте себе о целях, визуализируйте их (повесьте красивый постер с городом мечты перед столом, если хотите путешествовать, например). В конце концов, ведите блог. Вдохновляйте других и вдохновляйтесь сами.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы обнаружите, что дисциплина – не «волшебное средство» достижения целей, а закономерный результат правильной и неиссякаемой мотивации, и сделать себя дисциплинированным человеком совсем не сложно.

Каждый из нас слышал про такое качество, как дисциплинированность. Это особая черта характера, над выработкой которой нужно трудиться. И заключается её особенность в привычке человека соблюдать нормы поведения и правила работы. Дисциплинированность достаточно тесно связана с таким понятием, как самоконтроль. Впрочем, обо всём - по порядку.

Сущность понятия

Итак, дисциплинированность - это сознательное отношение к своим обязанностям и собственному поведению. Оно формируется параллельно выработке определённых навыков. Самым важным из которых является самодисциплина.

Это умение человека подчинять свою деятельность разумным основаниям, бороться со склонностями и влечениями низшего порядка, лишь уводящими его от исполнения определённых обязанностей. И это хорошее качество. Поскольку человек, следующий пресловутым увлечениям, не имеет сильной воли. Он чувствует лишь вялость и подавленность. А в борьбе с ленью у него получается развить чувство долга и закалить волю.

Личная дисциплинированность находится на достойном уровне у тех людей, которые имеют более-менее устоявшиеся моральные убеждения, соблюдают установленный в своей жизни режим и определённые привычки. Всё это играет свою роль в развитии вышеупомянутого качества.

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется - то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность - это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим - смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы - это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

О привычках

Не только режим связан с таким понятием, как дисциплинированность. Это смежные понятия, и с ними тесно переплетаются ещё и привычки. Представляющие собой определённую моральную ценность, разумеется. И способствующие развитию дисциплинированности.

Например, привычка быть активным и не сидеть на месте. Такие люди обычно грамотно распределяют свои ресурсы и многое успевают. Ещё доводить начатое дело до конца. Если человек не бросил его на полпути, значит, он ответственный. Это важное качество. Оно присуще людям, не боящимся нести ответ за свои действия и поступки, а также быть честными в отношении себя и других.

Любая полезная привычка формируется через действие. Человек воспитывает в себе определенные качества, постоянно повторяя способ того или иного поведения. Людям, практикующим это, легче выработать дисциплинированность - так как они к этому привыкли. Хотя им зачастую и не нужно формировать данное качество. Так как их образ жизни уже сам давным-давно его выработал.

Умение мыслить

Оно тоже очень важно. Дисциплинированность подразумевает выполнение поставленных задач. Которые нередко требуют мотивации - побуждения к действию путём представления образа, имеющего ценность и смысл деятельности. Для этого надо мыслить и уметь задавать себе вопросы. «Как нужно поступить? Почему? В какие сроки это необходимо сделать? Зачем мне это вообще нужно? Что я получу?» - не стоит стесняться задаваться такими вопросами. И находить ответы. Поскольку достичь цели можно лишь в том случае, когда правила и приоритеты точны, ясны и закреплены в памяти.

Это важно. Правила делают выполнение чего-либо намного проще и легче. Если бы их не было, то человек каждый раз перед тем, как приступить к работе, испытывал бы сложные переживания, побуждающие к действию. И волевые проявления, соответственно, были бы осложнены.

О правилах

Теперь можно обратить внимание на примеры дисциплины. А точнее, на правила, которые направлены на воспитание данного качества.

Они должны быть целесообразными. Человек обязан не подчиняться им вслепую, а разумно следовать, понимая пользу. Но соблюдать правила нужно - они для того и созданы. В противном случае эти положения потеряют своё существенное качество. И конечно, они обязаны быть краткими, ясными и четко сформулированными - чтобы возможность разноречивого толкования была полностью исключена.

Примеры

Многие люди хотят обрести качество, о котором было так много сказано. И некоторые примеры дисциплины действительно вызывают уважение и восхищение. Что ж, воспитать это в себе вполне реально.

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину. Во-первых, нужно выполнять обещания. Во-вторых - быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Не стоит держать других в неведении - надо их предупредить.

В-третьих, нужно учиться говорить и писать грамотно. В-четвертых - необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

В-пятых, любую пришедшую в голову идею, кажущуюся перспективной, нужно записывать.

Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз может спасти в этой жизни.

Воинская дисциплина

Это ещё одна тема, которую нельзя обойти вниманием. Поскольку армия, войсковая служба - то, что подразумевает выработку дисциплинированности в первую очередь.

Для начала - о понятии. Воинская дисциплина является точным и строгим соблюдением каждым военнослужащим тех правил и порядка, которые установлены законом, Уставом и приказами вышестоящих командиров. Основывается она на знании личной ответственности перед Отечеством и

Дисциплина обязывает военнослужащих соблюдать законы РФ, Конституцию и хранить верность присяге. Также они должны беречь государственное и военное имущество, справляться с трудностями и идти на всё, лишь бы защитить Родину. Помимо этого, они должны быть бдительными, хранить военную/государственную тайны и проявлять уважение ко всем остальным. Впрочем, это далеко не всё. Перечисленное, а также многое другое воспитывается во время службы - методом выработки морально-психологических ценностей, боевых качеств, сознательного повиновения начальникам и т. д.

О проявлении качества

Дисциплинированного человека легко узнать. Это благостное качество личности. Люди, которым он свойственно, живут по моральным законам, выглядят ответственными, целеустремлёнными, поддерживают гармоничные отношения с остальными, проявляют уважительность, заботливость и бескорыстие. Дисциплинированность многогранна. Она может проявляться даже «из-под палки», по приказу. Например, в рабочей сфере - просто потому, что так надо, начальник приказал. Но качеством личности дисциплинированность может стать лишь в союзе с чувством долга, сознательностью и осознанностью.

Актуальность проблемы. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнений. В силовых структурах, в том числе и МВД, очень важна дисциплинированность из-за необходимости строгого соблюдения приказов. К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава. Экстремальные ситуации заставляют руководителя принимать ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др. При этом дисциплинированность становится главным фактором успешности выполнения деятельности. В современной психологии проблема дисциплинированности рассматривается недостаточно. На дисциплинированность сотрудника непосредственно влияет авторитет руководителя, она тесно связан требовательностью. Поэтому разработка рекомендаций руководителям о способах, продолжительности, регулярности и содержании предъявляемых требований к подчинённым позволит выполнить требования Министра внутренних дел о совершенствовании воспитательной работы с сотрудниками. Если направить усилия на развитие дисциплинированности, то меняется мотивация деятельности, растет управленческая компетентность начальствующего состава, подчинённые идентифицируют себя с подразделением, в которой проходит их служба.

Социально-психологические аспекты проблемы дисциплинированности рассматривались в работах следующих авторов: Барабанщикова А.В., Китова А.И., Стрижова Е.Ю., Столяренко А.М., Феденко Н.Ф.

Теоретические и методологические аспекты развития личности рассматривались в трудах Леонтьева А.Н., Майерса Д., Рубинштейна С.Л., Хъелла Л. и Зиглера Д.

Объект исследования. – дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел как личностное качество, определяющее успешное выполнение служебных задач.

Предмет исследования – социально-психологические условия эффективного развития дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел.

Цель исследования - раскрыть психологическую сущность дисциплинированности и выявить социально-психологические условия эффективного дисциплинирования сотрудников отделов внутренних дел.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть социально – психологическую природу дисциплинированности, ее содержание и структуру, выработать критерии дисциплинированного поведения сотрудника милиции, изучить мотивационно-смысловую основу дисциплинированности у сотрудников отдела внутренних дел.

2. Исследовать социально-психологические закономерности развития дисциплинированности у сотрудников отдела внутренних дел, определяемые авторитетом начальствующего состава, содержанием служебных задач, сплочённостью и социально-психологическим климатом в подразделении.

3. Разработать рекомендации по управлению процессом дисциплинирования сотрудников при проведении воспитательной и кадровой работы, определить условия оптимизации профессионального психологического отбора сотрудников с учетом их развития личной дисциплинированности.

Гипотеза заключена в следующих предположениях.

1. Дисциплинированность сотрудников органов внутренних дел зависит от уровня развития социально-психологических характеристик самосознания личности: идентичности, субъектности и адекватности «образа Я», которые определяются содержанием выполняемой служебной деятельности и авторитетом начальствующего состава.

2. Развитие дисциплинированности основано на усвоении сотрудником ценностей правоохранительной деятельности и построении новых ценностных ориентаций; на трансформации локуса контроля из внешней сферы во внутреннюю; на формировании у сотрудников под влиянием предъявляемых требований адекватного самоотношения и самооценки.

3. В процессе развития дисциплинированности существуют 4 выраженных этапа: исходный этап при поступлении на службу, прохождении профессионально-психологического отбора; этап социально-психологической адаптации к социально-психологическим условиям службы, требованиям руководства и содержанию служебной деятельности; этап развития профессиональной и персональной идентичности и этап сознательной дисциплинированности.

Методологическая основа исследования.

Методологическую основу дипломной работы составили положения отечественной психологии о социальном характере человеческой психики, о существовании психики в виде процесса и деятельности, о неразрывном единстве деятельности и сознания человека.

В работе реализован деятельностный подход, разработанный С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Исследование строилось на основе следующих принципов деятельностного подхода к изучению содержания личности и деятельности сотрудника милиции, детализированные применительно к данной научной проблеме: принцип предметности; принцип активности; принцип неадаптивной природы предметной деятельности; принцип деятельностного опосредствования производных психологических явлений; принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Методы и база исследования.

При подготовке дипломной работы применялись теоретико-методологический анализ литературных источников, эмпирические методы (опросник ценностных ориентаций Рокича, личностный опросник Кеттела, Интерперсональный анализ Т.Лири). В исследовании принимали участие сотрудники управления внутренних дел г. Тамбова.

Этапы исследования.

Первый этап – поисково-теоретический: разработка замысла дипломной работы, уяснение её методологических основ; составление программы исследования; определение исследовательской базы и методов.

Второй этап – опытно-экспериментальный: составлена выборка; проводились тестирование и опрос по составленной анкете, которая приведена в приложении. Этот этап проходил с декабря по февраль 2003г.

Третий этап – заключительно-обобщающий: проводилась обработка полученных данных, их проверка и группирование; сравнение «своей» и «чужой» эмпирии; уточнение собственных теоретических положений, гипотез, целей, задач; корректировка плана работы.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечена опорой на объяснительные принципы научной психологии; сравнением и сопоставлением полученных результатов с выводами других авторов по родственной тематике; применением валидных и надёжных методик; повторным проведением опросов в дополнительных выборках; повторной статистической обработкой исходных данных и корректным проведением факторного и корреляционного анализа.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Дисциплинированность - это качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

2. Критериями развития самосознания являются идентичность, субъектность и адекватность «Я-образа» кандидата. Объектами изучения являются ценностные ориентации, профессиональная Я-концепция, самооценка и самоотношение, самоконтроль личности.

3. Этапы развития дисциплинированности: исходный этап при поступлении на службу, прохождении профессионально-психологического отбора; этап социально-психологической адаптации к социально-психологическим условиям службы, требованиям руководства и содержанию служебной деятельности; этап развития профессиональной и персональной идентичности и этап сознательной дисциплинированности.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования доложены руководителям Тамбовского отдела внутренних дел, выводы по профессионально-психологическому отбору использовались сотрудниками этого подразделения в период преддипломной практики в марте 2003г. Предварительные итоги работы обсуждались на научной конференции студентов в апреле 2003г.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения. В заключение вошли матрицы интеркорреляций, группировка факторов, сводные таблицы исходных данных, образец анкеты. Общий объём дипломной работы - 98 страниц.


Глава I. Дисциплинированность сотрудника ОВД как регулятор служебной деятельности

§1. Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура

Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добросовестное выполнение каждым работником возложенных на него служебных обязанностей, определенных правил и требований должностного поведения.

Вообще, дисциплинированность понимается как качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

Дисциплинированность можно также рассматривать как подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.

Дисциплинарный устав определяет дисциплину как «строгое и точное соблюдение порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами». Соблюдение каждым сотрудником милиции уставных требований носит индивидуально-своеобразный характер и зависит от его психологических особенностей. Оно опосредовано таким качеством личности, в котором выражается устойчивое субъективное отношение милиционера к порядку и правилам, к приказам начальникам, к своим обязанностям. Таким качеством является дисциплинированность.

Как дисциплинировать себя ? Это вопрос, волнующий индивидов, которые не умеют подчиняться внешним, или собственным установленным правилам при достижении целей. Когда человек очень чего-то хочет, это желание будет дисциплинировать его. Дисциплинированный человек это личность, которая способна к подчинению правилам, которые устанавливает ради достижения установленной цели.

Благодаря дисциплине человек является социально адекватной личностью, которая способна к сохранению порядка, поскольку признает наличие общего закона и следует определенным правилам и нормам. Если человеку тяжело дисциплинировать себя, трудно осознавать смысл слова «порядок», тогда для него невозможен.

Тот, кто может дисциплинировать себя, контролировать поведение, настолько, что внешние отрицательные факторы не могут его отвлечь и если такой человек может подчинить себя действующему порядку, тогда он может себя считать дисциплинированным порядочным человеком.

Дисциплина имеет много врагов. Дисциплинировать себя труднее, если присуще импульсивность и отвлекаемость. Внешне также можно определить не дисциплинированного человека – он суетливый, имеет расхлябанную походку, не собранный, не контролирует высказывания, часто жалуется и занимает позицию жертвы, постоянно оправдывается и ссылается на внешние обстоятельства.

Человек, умеющий дисциплинировать себя, не опаздывает, помнит и выполняет обещания. Человеку немного труднее дисциплинировать себя с наступлением вечера, так как на нем сказывается усталость.

Некоторые люди считают, что дисциплинировать себя очень трудно, что это требует сильных усилий. Однако не стоит драматизировать, можно процесс дисциплинирования себя превратить в творческий увлекательный процесс. Дисциплинированный человек это индивид, пользующийся уважением в кругу воспитанных людей. Поэтому вместе с умением дисциплинировать себя, человек приобретает также уважение, признание и возможность всегда добиваться намеченной цели.

Как стать дисциплинированным

Как стать дисциплинированным человеком? Чтобы приступить к работе над данным вопросом, следует найти время, и уже это является первым шагом в том, как сделать себя дисциплинированным. В полном спокойствии требуется продумать план для . Собственно чтобы дисциплинировать себя, цель не столь важна, важно придерживаться выработанного плана согласно ей.

Необходимо создать план для действий, которые надо предпринять для осуществления задуманного. План должен иметь заголовок, он является целью, его можно так и назвать: «Дисциплинировать себя». Далее должны быть столбцы с названиями: действия, начало, вероятные трудности, стратегии одоления трудностей, отчет.

Действиями являются шаги для достижения цели. Например, откинуть привычки, которые забирают время, искать информацию по своему вопросу, спросить совета. Это могут быть несколько действий, поэтому стоит их продумать и записать.

Начало – это время, удобное для выполнения всех действий. Можно это запланировать на любой день и срок. Нельзя отстрачивать время и растягивать его, на первых порах это не будет содействовать тому, чтобы дисциплинировать себя. Но, придерживаясь поставленного срока, цель должна полностью реализовываться, с учетом каких-либо временных ограничений, что могут возникать. Например, человек решил, что хочет начать ходить в зал, необходимо записать ближайшее время выполнения этого действия, иначе это желание просто пропадёт. Со временем, как оно вновь появится, человек начнет испытывать угрызения совести, что не сделал это раньше.

Вероятные трудности нужно хорошо обдумывать, прогнозировать любые препятствия. Если хотите привыкнуть вставать в 7.00 утра, но точно знаете, что уснете, когда будильник зазвонит, тогда стоит в этом столбце так и прописать «Я усну опять». Прогнозируя подобные препятствия сейчас, можно будет усилить шансы на на протяжении долгосрочной перспективы.

Стратегии одоления трудностей – обращение за советом или прием , эти идеи являются хорошими вариантами в придумывании идей этой графы. Позже те способы, которые ранее поспособствовали решению проблемы, будут своеобразными шаблонами действий в разных обстоятельствах. Если человек знает, что кое-что из опыта вряд ли пригодится в качестве стратегии, тогда лучше сразу отказаться от данного способа. Поэтому лучше применять новые приёмы, придумать более действенные. Например, если человек собирается дисциплинировать себя, ввести новую привычку подниматься в 6.00 утра, но каждый раз он отключает будильник и продолжает спать, тогда сам будильник можно поставить немного отдаленнее от кровати. Так, чтобы его выключить придется встать, то есть совершить то самое неприятное действие, что заставляет пробудиться.

Отчет – это часть плана, которую не нужно планировать, поскольку только после проделывания всех действий плана его можно описывать. В отчете надо записать насколько успешным оказалось выполнение плана, как быстро удалось достичь результата.

Чтобы дисциплинировать себя, мало лишь составить план. Следом за составленным планом, необходимо его привести в исполнение. Главное действовать с точным соблюдением всех действий, и поэтапно записывать уведомления о выполнении. План требуется все время пересматривать, читать пометки о выполнении, вычеркивать, что удалось достигнуть, и подчеркивать, на что обратить внимание. Также стоит отказаться от стратегий, которые оказались неэффективными и включить только те в свой способ поведения, которые оказались полезными. Необходимо извлечь весь полезный опыт и ввести его в составление следующего плана. Составление планов поможет человеку дисциплинировать себя, со временем он сможет от них отказаться.

Если человек выявляет, что не получилось ему полностью сразу достичь совершенного результата, ему не надо падать духом. Не стоит допускать уныния. Дисциплинировать себя нужно именно для того, чтобы владеть своими . Обучение предусматривает наличие ошибок, влекущих новый опыт.

Дисциплинировать себя можно, если начать избавляться от плохих привычек, тех, что отнимают у человека драгоценное время (постоянный просмотр телевизора, частое использование интернета). Освободив это время, человек сможет дисциплинировать себя, сделать больше продуктивных дел.

Если человек пытается дисциплинировать себя, то он должен отслеживать собственные успехи ежедневно. Такое отслеживание позволяет увидеть, сколько осталось проделать шагов к цели. Приложение усилий для совершения домашней работы в необходимое время становится отличным практичным способом, чтобы дисциплинировать себя. Поскольку многие полагают, что дисциплинировать себя трудно и это делать скучно, им надо изменить свои мысли. Если человек думает, как ему будет скучно осваивать весь процесс, чтобы себя дисциплинировать, ему надо перестроить свои мысли, чтобы думать, какой результат и пользу принесет выполненное дело.

Как сделать себя дисциплинированным? Дисциплинировать себя помогает сон по графику. Нужно установить себе наилучшее время для засыпания и подъема. Каждый индивид знает, сколько ему необходимо спать, чтобы хорошо выспаться. Также каждый знает, когда ему лучше всего проснуться и успеть при этом спокойно, без суеты собраться и успеть выйти. У каждого это индивидуально, поэтому нужно составить себе индивидуальный график. Так, человек будет больше высыпаться, все успевать и сумеет себя дисциплинировать. Чем меньше человек будет отступать от установленного графика, легче его будет соблюдать.

В том, как стать дисциплинированным человеком помогут систематические занятия спортом. Если к спорту серьезно относиться, он будет дисциплинировать. Необходимо отыскать понравившийся вид спорта, записаться в соответствующую секцию. Именно осознание, что нужно идти в предназначенное время на занятие помогает дисциплинировать себя. Соблюдение графика тренировок приучает человека дисциплинировать себя также в других жизненных сферах.

Если возможности заниматься спортом, посещая секции нет, можно начать заниматься самостоятельно. Установить себе время, в которое человек будет заниматься, и отвести для этого также определенное время. Однако тяжелее дисциплинировать себя, занимаясь домашними тренировками, поскольку при этом отсутствует внешний контроль и человек больше расслабляется. Занятия спортом, научат человека быть дисциплинированным, также они подарят здоровье и красивое тело, которое укрепит уверенность человека в себе.

Дисциплинировать себя человеку поможет такой приём, как писать на стикерах необходимые для выполнения задачи и прикреплять их на видимые места, например на монитор, если приходится долго работать за компьютером. Держа на виду список необходимых дел, человек будет помнить о них, они будут казаться неизбежными, пока не осуществляться. Так, ему захочется скорее избавиться от навязчивого списка, он начнет работать и справляться быстрее. Стикер будет таким себе флажочком в напоминании, и голова освободится от части информации. Этот способ хорошо помогает дисциплинировать себя.

Как стать дисциплинированным человеком? Следует работать над концентрацией внимания, поскольку врагом дисциплины является рассеянность. Если занимаетесь одним делом, нельзя отвлекаться на другое. Когда человек прерывает занятие одним делом ради краткосрочного перерыва на второе – теряется концентрация. Чтобы возвратиться к первому делу ему понадобится время. Вследствие этого много времени теряется впустую.

Можно найти немало методов для развития концентрации внимания или просто каждый раз, как захотите отвлечься от основного задания начинайте себя мысленно ругать и сразу возвращайтесь к работе, этот способ поможет дисциплинировать себя. Если человек располагает ответственностью, тогда чувство стыда переборет его желание отвлекаться, что позволит ему дисциплинировать себя.

Как сделать себя дисциплинированным? Умение контролировать свои финансы и дисциплина в этом направлении поможет дисциплинировать себя в других сферах. Финансовая дисциплина является очень хорошим способом дисциплинировать себя, поскольку вопрос финансов очень часто является решающим. Часто люди покупают себе ненужные вещи, руководствуясь сиюминутными порывами. Конечно, бывает тяжело удержаться от очередной заманчивой покупки, но умерить импульсивность в покупках естественно можно. Поэтому важно дисциплинировать себя, в желании купить себе вещь, до того, как дойти до кассы сотни раз продумать насколько она важна, где её можно применить, долговременный ли эффект у неё.

Как дисциплинировать ребенка

Родители, которым удалось дисциплинировать себя должны теперь этому научить ребенка. К нему подход, конечно, выглядит иначе, в силу возрастных отличий.

Чтобы обучить ребенка дисциплинированию себя, не стоит использовать методы физического наказания. Они ожесточают детей, делая их раздражительными и агрессивными. Детей необходимо хвалить и вознаграждать, если они себя хорошо вели. Чтобы ребенку легче было дисциплинировать себя, необходимо давать ему вознаграждение только после сделанного. «Оплата» сделанная до совершения действия расслабит ребенка, он не станет выполнять его на полную силу. Ребенок должен понимать, что родители ответственные люди, могут дисциплинировать себя и перенимать их пример.

Чтобы дисциплинировать ребенка надо укреплять его хорошее поведение, озвучивать похвалу, когда он реально заслужил её. Дети всегда ждут, что их поступки и поведение одобрят родители. Каждый раз, если ребенок делает верный шаг и заслуживает похвалы, нужно его обнять, поцеловать и улыбнутся. Сказать фразы одобрения: «Ты молодец», «Ты сделал это весьма умело». Необходимо обязательно прокомментировать все действия ребенка. Он обязан знать, что все поступки имеют последствия, это понимание поможет ему дисциплинировать себя.

Когда появляется возможность, следует дать ребенку право выбора (вымыть посуду или вынести мусор). Это принесет чувство личной независимости, и дисциплинирует его в выполнении обязанностей. Ребенок обязан знать, что имеет обязанности в семье, которые находятся только под его ответственностью. Поэтому нужно установить обязательную повседневную работу. Например, помогать при накрытии на стол, убирать. Сюда относятся также такие действия: принимать ванну, чистить зубы. Прививание этих привычек с ранних лет поможет малышу дисциплинировать себя.

Родители обязаны создавать благоприятную обстановку, которая способствовала бы выполнению обязанностей. Нужно быть доброжелательными, улыбчивыми и преобразовать процесс выполнения дел в игровой процесс, например, устроить соревнование, кто больше тарелок помоет за определенное время. Так ребенок научится выполнять обязанности и дисциплинировать себя, и ему будет легче выполнять определенную работу, поскольку родители смогли преобразовать это в увлекательный процесс.

Чтобы дисциплинировать ребенка, нужно устанавливать четкие ограничения по его возрасту. Если ребенок хочет чего-то запредельного, при этом начинает плакать, нельзя у него идти на поводу. Плач является нормальной реакцией ребенка младшего возраста на неудовлетворение его потребностей, лучше проигнорировать его и ребенок сам успокоится, увидев, что на плач реакция отсутствует. Так ребенок сможет себя дисциплинировать, и он вырастит с понимаем, что не всегда все позволено.

Необходимо перефразировать обычные фразы, типа: «ты хочешь сейчас есть?» на «время обеда для всех!». Вероятно, в первом случае ребенок захочет сказать – нет, но во втором у него нет выбора. Ребенка следует поощрять и наказывать немедленно, иначе он забудет, что совершил и не уяснит тех действий, с которыми к нему подойдут, чтобы наказать или похвалить, поскольку для него данная ситуация станет неактуальной.

Когда ребенок не слышал направленную к нему команду первый раз, или услышал, но проигнорировал, нужно повторить её еще раз, и с поправкой, сказать, что невыполнение задания влечёт неприятные последствия. Если в другой раз реакции ребенка нет, тогда надо переходить к последствиям. Страх перед последствиями и ответственность за них помогут ребенку себя дисциплинировать.

При каждом непослушании нужно проводить с ребенком разговор, родителям следует это делать по очереди, дабы ребенок не обижался конкретно ни на одного из них. Надо объяснить ему, что от него ожидается, насколько это важно, и показать ошибки его поведения и объяснить, как следует себя повести в следующий раз.