Некрасов умру я скоро анализ. Сочинение Некрасов Н.А

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова - из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я - коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

«Умру я скоро» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Умру я скоро » было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.

Литературное направление и жанр

Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения - элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.

Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги - трудно не сфальшивить.

В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.

Тема стихотворения - покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.

Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.

Тропы и образы

Для лирического героя мерило успешной жизни - заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнёта рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным , муза его угрюмой . Упоминаемая в этой части долгая буря , сломившая героя, - метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.

Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил . Он ни в ком не имел опоры , друзья постигнуты жестоким жребием , одни прешли земной предел , перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.

Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутны е блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).

Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом - главным, как он считал, его достоянием.

Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения - пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрёстная.

(Посвящается неизвестному другу, приславшему мне стихотворение "Не может быть")

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! оставлю я тебе.

Под гнетом роковым провел я детство

И молодость - в мучительной борьбе.

Недолгая нас буря укрепляет,

Хоть ею мы мгновенно смущены,

Но долгая - навеки поселяет

В душе привычки робкой тишины.

На мне года гнетущих впечатлений

Оставили неизгладимый след.

Как мало знал свободных вдохновений,

О родина! печальный твой поэт!

Каких преград не встретил мимоходом

С своей угрюмой музой на пути?…

И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,

Когда грозил неумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала

Моя рука… Давно я одинок;

Вначале шел я с дружною семьею,

Но где они, друзья мои, теперь?

Одни давно рассталися со мною,

Перед другими сам я запер дверь;

Те жребием постигнуты жестоким,

А те прешли уже земной предел…

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком опоры не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов всё больше на пути -

За каплю крови, общую с народом,

Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет,

Но, жизнь любя, к ее минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для нее не жертвовал собой,

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она,

Одна любовь сказаться в ней успела

К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,

Ее умел в душе моей спасти,

За каплю крови, общую с народом,

Мои вины, о родина! прости!…

Приложение

Не может быть (Н. А. Некрасову)

Прельщаешь ты притворного слезою

И словом лишь толпу к добру влечешь.

А сам, как змей, смеешься над толпою.

Но их речам меня не убедить:

Иное мне твой взгляд сказал невольно;

Поверить им мне было б горько, больно…

Не может быть!

Мне говорят, что ты душой суров,

Что лишь в словах твоих есть чувства пламень,

Что ты жесток, что стих твой весь любовь,

А сердце холодно, как камень!

Но отчего ж весь мир сильней любить

Мне хочется, стихи твои читая?

И в них обман, а не душа живая?!

Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества тех лет был вопрос о народе. Потому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю отсутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут «совестливостью». Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. А потому в его более поздней лирике все явственнее начинают звучать «покаянные» молитвы. Так, наглядным тому примером стало стихотворение Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…».
Стихотворение написано в 1867 году поэтом, преждевременно почувствовавшим приближение своего конца, потому оно получило характер итогового творения. По сути, это образец некрасовской обжигающей исповедальности. Стихотворение заключает в себя боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства и состояния, которые сопровождали поэта на протяжении почти всей его творческой жизни. Было много причин для сердечных страданий Некрасова, а в итоге на нем «года гнетущих впечатлений // оставили неизгладимый след».
Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего на лексическом уровне. Едва ли не в каждой строчке мы находим слова и сочетания, поддерживающие это настроение: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой», «неумолимый рок» и многие другие. А появляющийся в художественном мире стихотворения мотив одиночества вливается в эту общую атмосферу уныния. «Давно я одинок…» – признается лирический герой.
Его взгляд обращен в прошлое. Мысленным взором он окидывает всю свою прошедшую жизнь. Прискорбно, что в этой жизни мало, что согревало его страдающее сердце. «Вначале шел я с дружною семьею…» – скажет лирический герой. И тут же мы видим его совершенную потерянность, когда он вопрошает: «Но где они, друзья мои теперь?». Мы чувствуем, что более всего лирический герой страдает от непонимания и, оправдывая себя, стремится быть понятым.
«За каплю крови, общую с народом…» – эти рефреном звучащие строчки показывают, насколько был требователен к себе поэт. Кого как не Некрасова мы прежде всего назовем народным поэтом?! А потому нам трудно согласиться с его строками:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она…
Мучения Некрасова были связаны и с тем, что он чувствовал непохожесть своих стихов на легкую благозвучную классическую лирику на стихи Пушкина, которого при каждом удобном случаи критики противопоставляли Некрасову.
И все-таки есть в беспросветном, казалось бы, мире поэтической исповеди светлая нота, связанная с любовью поэта к его «родной стороне», любовью, единственно успевшей «сказаться» в творческом наследии Некрасова.
Однако так считал беспощадный к себе поэт, а потому и признавал себя в праве обращаться с мольбами именно к родине. Обращение–восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды. Отсюда понятно, насколько изболелось раненое сердце поэта, молящего о прощении:
Прости меня, о родина! прости!...
Двойное восклицание и повтор слова «прости» говорят о небывалом накале чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом самого поэта–автора.
Поэт открыто признается в том, в чем видит свою вину:
Я к цели шел колеблющимся шагом
Я для нее не жертвовал собой…
Анофорически звучащее «Я» подчеркивает степень раскаяния – «воспеть» страдания «терпением?поэта, вполне осознававшего свое призвание изумляющего народа». Как часто в поэтическом признании мы слышим паузы, прерывающие исповедальную речь. Эти паузы, отмеченные прежде всего многоточиями, необходимы лирическому герою, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими чувствами.
Думается, неслучайно в качестве стихотворного размера для своей истины Некрасов предпочитает ямб. Это самый популярный размер в русском классическом стихосложении, это любимый размер Пушкина. А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи элегическое звучание.
Таким образом, мы понимаем, что вопреки столь беспощадной самооценки поэта, для нас Некрасов прежде всего истинно народный поэт, народный не только по теме, а по духу, по своему мироощущению. Очень жаль, что полное читательское признание пришло к Некрасову гораздо позднее; жаль, что «уходил» поэт безутешно страдающим, считающим свое бесценное творческое наследие лишь «жалким».

Умру я скоро анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . В 1866 г. Некрасов получил анонимное письмо, в котором неизвестный обвинял поэта в неискренности и отказе от демократических идеалов.

Поводом для анонимки, скорее всего, стало произведение "Бокал заздравный поднимая..." (1866 г.), которое Некрасов посвятил усмирителю восстания в Польше - генералу М. Н. Муравьеву.

Поэт написал хвалебную оду с целью спасти журнал "Современник", но издание все равно закрыли, а демократические круги расценили поступок Некрасова как подлость и предательство. Ответом поэта на все обвинения стало стихотворение "Умру я скоро..." (1867 г.).

2. Жанр произведения - элегия.

3. Основная тема стихотворения - покаяние автора перед Родиной. признается, что оставляет России "жалкое наследство". Он перечисляет причины этого. Детство поэта было очень тяжелым, омраченным беспощадной тиранией отца. Молодость прошла "в мучительной борьбе". Некрасов голодал, был вынужден за копейки давать уроки и писать стихотворения на заказ. Все это оставило "неизгладимый след" в душе поэта и заставило его обратиться к страданиям простого народа.

Некрасов с гневом отвергает обвинения о продажности ("не торговал я лирой"). Однако в случае опасности его лира могла издавать "звук неверный" (вероятно, намек на оду Муравьеву). Начало серьезной литературной карьеры было для Некрасова счастливым временем. У него появилось множество единомышленников ("дружная семья"), разделяющих демократические взгляды. Постепенно "семья" распадалась: друзья изменяли взгляды, подвергались наказанию со стороны власти, умирали.

К настоящему времени Некрасов осознал, что остался совершенно один в окружении многочисленных врагов. Суровая жизнь не позволила поэту сделать многое из задуманного. Он мечтал пробудить в народе осознание собственного несправедливого положения, но признается, что слишком любил самого себя. Некрасов строго оценивает свою деятельность. Он заявляет, что "к цели шел колеблющимся шагом" и "не жертвовал собой".

Творчество никак не повлияло на ситуацию в стране. Единственное, что смог сделать поэт - выразить свою безграничную любовь к России. За сохранение этой великой любви Некрасов просит Родину простить все его невольные прегрешения.

4. Композиция . Произведение состоит из трех частей. В первой автор рассказывает о своем тяжелом детстве и юности. Вторая часть - сожаление об утраченных друзьях. Заключительная часть - горькое покаяние Некрасова. Все три части связаны рефреном: "За каплю крови, общую с народом".

5. Размер стихотворения - пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В произведении широко представлены эпитеты ("роковым", "неумолимый", "изумляющий") и метафоры ("жалкое наследство", "земной предел", "луч сознанья"). На высокую степень переживаний поэта указывает большое количество восклицаний. Ядром стихотворения является уже упоминающийся рефрен с центральным символом - "каплей крови", связывающей поэта с простым русским народом.

7. Главная мысль произведения заключается в оправдании Некрасова перед страной. Поэт излишне строг к себе. Его творчество оказало огромное влияние на русскую общественную мысль и побудило многих людей к деятельности по улучшению положения крестьянства.