От чего зависит интеллект человека. Уровень интеллекта зависит только от генов

Серф

Коэффициент IQ это сравнительная оценка уровня развития человеческого интеллекта, который определяется на основе специальных тестов. Большинство из тестов IQ оценивают способность человека решать поставленную задачу с помощью логики. В этой статье вы узнаете, от чего зависит уровень IQ, как он влияет на здоровья и что нужно делать, чтобы повысить коэффициент IQ.

Что такое интеллект?

Долгое время ученые не могли однозначно ответить на этот вопрос. Одни утверждали, что интеллект это способность человека мыслить рационально, взаимодействовать со средой и поступать целесообразно. Другие ученые придерживались мнения о том, что интеллект это умственная активность, которую человек направляет на адаптацию и изменения окружающей среды. Точку в этом вопросе положил Манифест, подписанный в 1997 году 54 учеными со всего мира. По их мнению, интеллект — это главный показатель умственной деятельности, который включает в себя способность к абстрактному или логическому мышлению, находить решение, понимать и быстро обучатся, используя академические знания и жизненный опыт.

Коэффициент IQ

Уровень развития человеческого интеллекта измеряет коэффициент IQ. Слово IQ происходит от английского intelligence quotient, то есть уровень вашего развития, учитывая возраст. Первое упоминание о коэффициенте IQ датируется 1912 годом. Именно в этот период ученый Уильям Штер придумал первые тесты, которые вычисляли коэффициент IQ. Чтобы определить уровень IQ используя формула Штера нужно поделить умственный возраст на реальный и умножить на сто. Но самым популярным тестом определяющим коэффициент IQ, считается тест Ганса Айзека. С помощью этого теста можно определить умственные показатели, как у гуманитариев так и в математиков. Максимальные показатели коэффициента IQ достигаются в возрасте 17-19 лет. Но не стоит думать, что чем старше человек, тем он глупее. По мнению ученых, с возрастом человеку сложнее найти ответ на вопросы в тестах, которые определяют коэффициент IQ, даже несмотря на большой жизненный опыт. Тест определяющий коэффициент IQ рассчитан не на измерения объема знаний, а на логическое мышление и быстроту ума.

От чего зависит коэффициент IQ?

Ученые до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос: существует ли связь между интеллектом человека, его физиологическими данными и способом жизни?

По мнению ученых человеческие гены тесно связаны с коэффициентом IQ . У родных братьев или сестер коэффициент IQ гораздо чаще совпадает, чем у двоюродных. Если у кого-то из родителей высокий уровень IQ, то по статистике у одного из двух детей он также будет высоким. Установить взаимосвязь между генетикой и уровнем интеллекта пытались многие ученые. К примеру в 1884 году дальний родственник Чарльза Дарвина профессор Фрэнсис Гальтон искал связь между физиологическими данными человека (вес, рос, пол)и интеллектуальными способностями. Но увы спустя несколько лет упорного труда он пришел к выводу, что между этими параметрами и коэффициентом IQ нет никакой связи.

А вот профессор Чикагского университета Брюс Лан считает, что между интеллектом и расой существует тесная связь. По эго словам проводя многочисленные исследования, он пришел к выводу, что у одних людей были обнаружены признаки недавней эволюции, а других нет. Брюс Лан уверен, что интеллект напрямую зависит от размера мозга. По его словам самые большие генетические изменения произошли с людьми, проживающими на территории современной Европы, обеих Америк и Азии. Брюс Лан утверждает, что низкие показатели коэффициента IQ для жителей Африке, связаны не только с социальными факторами, но из генетическими различиями, между расами.

Британские ученые утверждают, что коэффициент IQ напрямую зависит от стиля музыки , которую человек слушает больше всего. Оказывается, что самый низкий уровень IQ у тех людей кто отдает предпочтения «r’n’b» и «хип-хопу». На ступеньку выше оказались любители классической и симфонической музыки. А вот самые высокие показатели коэффициента IQ у людей, которые предпочитают слушать рок и тяжелую музыку. С этим можно не согласиться, ведь музыкальный вкус может, зависит от интеллекта, а не наоборот. Вот, к примеру, любители оперной и классической музыки имеют высокую самооценку, творческие, спокойные и не много замкнутые люди. Для ценителей кантри, блюза и джаза характерными чертами являются высокая коммуникабельность, трудолюбие и мягкость характера. А вот те кто слушает хэви метал и рок имеют очень низкую самооценку, не отличаются упорством в работе, живут в своем мире и зачастую ведут себя очень агрессивно.

Кроме того коэффициент IQ напрямую зависит оп питания. Ученые все время ищут продукты питания, которые сделают работу нашего мозга более эффективной. Факт: те люди, которые ежедневно употребляют в пищу молочные продукты имеют гораздо лучше память и логическое мышление. Большой плюс имеет жирная морская или пресноводная рыба. В этих продуктах содержится большое количество жирных кислот, без которых человеческий мозг не может работать полноценно. Важным элементом в работе мозга является фосфор и йод. Именно в рыбе эти элементы встречаются чаще всего. Чтобы улучшить краткосрочную и долгосрочную память употребляйте бобовые. В них содержится большое количество витаминов B12 и В6, которые предотвращают возникновения болезни Альцгеймера. Для защиты нервных клеток включите в свой рацион клюкву.

Что нужно делать, чтобы повысить коэффициент IQ

Запомните, чтобы повысить коэффициент IQ нужно развивать и тренировать свой мозг . Самым Деевым способом считаются интеллектуальные и логические игры. Благодаря интеллектуальным играм можно улучшить память, концентрацию и натренировать мозг. Играйте шахматы, покер, преферанс и решайте логические задачи, головоломки и кроссворды.

Благодаря точным наукам развивается аналитические и дедуктивные качества, быстрое и абстрактное мышление. Занятие математикой наводят порядок в голове и упорядочивают мысли.

Чтобы повысить коэффициент IQ читайте как можно больше художественной литературы, изучайте иностранные языки и не переставайте учится.

Количественная оценка интеллекта – одно из величайших достижений психологи, но и одно из наиболее противоречивых. Проверка интеллекта впервые была проведена во Франции в 1897г психологом А. Бинетом для выявления детей, которым нужно специальное обучение. Впоследствии, особенно после первой мировой войны, подобные тестирования очень распространились, их использовали для разных категорий людей и, конечно же, самих вариантов тестов было создано достаточно много с разными акцентами. Это первый камень преткновения, раз нет единого, универсального теста, то не понятно – что же оцениваем. Не говоря уже о самих дебатах, что же считать интеллектуальными способностями как таковыми. Но, справедливости ради, результаты разных тестов одного и то же человека хоть и могли отличаться конечной цифрой, но, тем не менее, хорошо коррелировали. В 1927 году Ч. Спирман предложил оценивать т.н. «общий фактор» (general factor), называемый g (Spearman’s g ). Именно его используют большинство исследователей, изучающих вклад биологических, наследственных и социальных факторов в уровень интеллекта. И хотя продолжаются дебаты об объективности g, большинство психометрических исследователей соглашаются, что этот показатель чувствителен к индивидуальным различиям в способностях к обучению и способности находить решения проблемных вопросов, прогнозирует успеваемость, занятость, доход на протяжении жизни.

Активно изучается роли наследственности, биологических и социальных факторов в развитии интеллектуальных способностей. Что первично, а что вторично – вокруг результатов исследований идут не шуточные дебаты. Прежде всего, из-за того, что окончательного ответа еще нет.

Даже то, что геном человека секвенирован, не позволяет дать ответ на вопрос о генетическом контроле всех признаков человека. Особенно это касается сложных, полигенных признаков, к которым относятся и поведение в целом, и интеллект в частности. Можно выделить две группы проблем: 1. стратегия секвенирования не совершенна и не позволяет быстро получать результативные данные; 2. функционирование многих генов модифицируется функцией других генов и факторами среды – даже их определение по отдельности не даст полной картины. Возможно, количество вовлеченных генов очень велико. Пока очевидно, что современные технологии не способны полностью решить вопрос наследования сложных признаков человека.

Тем не менее, определенные данные есть и начали их собирать еще до проекта геном человека. Успешно используются такие методические подходы – 1. изучение монозиготных близнецов (МБ) воспитанных в одинаковых условиях, сравнение с сибсами (родными братьями и сестрами) и дизиготными близнецами (ДБ); 2. данные о МБ воспитанных в разных условиях; 3. сравнение показателей усыновленных детей и родителей, как приемных, так и биологических.

Подсчитали, что сильнее всего корреляция уровня IQ монозиготных близнецов – 0,72, родных братьев и сестер – 0,29, родителей и детей – 0,22. Показатели IQ усыновленных детей с их биологическими сибсами тоже коррелирует – 0,34, а с родителями усыновителями – 0,19. То есть, получается только 20-35% наблюдаемой разницы в IQ обусловлены внешними факторами.

Однако, наследственность не означает неизбежность, потому что среда может определить влияние на генетическую изменчивость. Например, в исследовании 320 пар близнецов, которые родились в 1960-е годы, обнаружили, что факторы окружающей среды сделали гораздо больший вклад в определение IQ детей из бедных семей по сравнению с семьями более высокого социально-экономического статуса. Наследуемость IQ среди беднейших была всего 0,10 и 0,72 – для семей с высоким статусом. Так же есть данные, что у усыновленных детей IQ выше, чем у их сибсов, оставшихся с родными родителями. А, как известно, усыновляют обычно семьи с более высоким социально-экономическим положением. Получается, наследственности не так уж важна?

Нет, конечно, наследственность играет важную роль в определении IQ. Но не надо ошибочно интерпретировать ее, подразумевая как что-то врожденное и неизменяемое. Словно не стоит пытаться обдумывать тактику воспитания детей, давать им образование или повышать уровень своего и т.п. Даже если не касаться социально-психологических аспектов, а остановиться только на биологических – можно обозначить несколько статистически значимых для уровня IQ факторов, на которые возможно влиять, а значит, использовать.

Значение питания нельзя переоценить в контексте очень многих вопросов. Оказывается и в контексте IQ. Дети вскормленные грудным молоком демонстрируют IQ на 6 пунктов выше, и этот эффект сохраняется всю жизнь. Не компенсированный железо дефицит на протяжении первого года жизни негативно влияет на формирование интеллекта – на 8 пунктов ниже, чем у детей с нормальным уровнем железа крови. И очень значимым является йод, поступающий с пищей беременной, кормящей матери и на протяжении всей жизни. Следует использовать только йодированную соль. Особенно плохо, если у беременной развился гипотиреоз, но не был обнаружен, а значит, не было терапии. К сожалению, анализ для определения уровня гормона ТТГ, не относится к обязательным, врач может не упомянуть о его необходимости. Сделать его лучше всего на 7-8 неделе беременности (ну, или как можно раньше) и если значение больше 2,5 (а в бланках могут быть нормы для не беременных) – идти к эндокринологу на консультацию. Ну, и конечно же, препарат фолиевой кислоты должна принимать каждая женщина, планирующая беременности и после ее наступления. Кстати, другие витамины не так важны, их можно получать благодаря разнообразному питанию. Фолиевая кислота обеспечивает правильное формирование нервной системы и мозга.

Ну, а уж связь между строением мозга и интеллектом, наверное, наиболее очевидна. Но насколько полно понимание такой связи? Важно понимать, что причинные взаимосвязи между интеллектом и характеристиками мозга работают в обоих направлениях. С одной стороны врожденные свойства какой-то части мозга могут определять способности человека. Однако, с другой стороны, деятельность человека, формирование навыков – увеличивает размер конкретной области мозга. Два примера. У лондонских таксистов гиппокамп (ответственный за ориентацию в пространстве) увеличен пропорционально времени, которое они работают таксистами. После 3 месяцев регулярного жонглирования увеличивается объем серого вещества в теменной области, но после долгого перерыва – уменьшается.

Люди объективно отличаются уровнем интеллекта. И, скорее всего, так будет всегда, поскольку Природа не терпит одинаковости. Но интеллект не определяется исключительно генами. Можно говорить о значении взаимодействия генов и среды обитания. А можно предположить, что обогащенная среда (прежде всего, нашими знаниями) поможет каждому максимально развить свой заложенный потенциал.

IQ тест придумали специально для того, чтобы определять уровень интеллектуального развития человека. От чего же зависит его уровень? На протяжении многих лет ученые проводили исследования, направленные на определение факторов, которые влияют на уровень интеллектуального развития человека. Estet-portal собрал самые последние выводы, сделанные учеными, в одной статье. Итак, от чего же зависит эффективность работы Вашего мозга, какие факторы являются решающими в данном вопросе?

1. Курение

Израильские ученые провели исследование на основе тестов IQ. Так тест прошли 20 тысяч курящих и некурящих студентов одного из технических институтов. Возраст участников эксперимента составил от 18 лет до 21 года. Так средний уровень интеллектуального развития некурящих студентов составил 101. В то время как у курящих данный показатель был ниже и составил всего 94.

Ученые отмечают, что у студентов, которые выкуривают больше одной пачки сигарет в день, показатели теста не превышали 90. То есть уровень IQ у них ниже среднего. Подкрепили результаты этого исследования проведением такого же эксперимента с однояйцовыми близнецами. Так курящий близнец хуже справился с тестом, чем его некурящий брат.

2. Занятия музыкой в детстве

Связь между уровнем IQ и музыкальными занятиями изучали несколько различных групп исследователей. Все они пришли к выводу, что занятия музыкой в раннем детстве приводят к ускоренному развитию интеллекта ребенка. Так развитие интеллектуальных способностей у ребенка 4-6 лет ускоряется уже через месяц занятий музыкой.

Еще 10 лет назад ученые доказали, что дети которые занимались музыкой хотя бы 9 месяцев во взрослом возрасте показывают лучшее результаты проходя тесты IQ. Также отмечается, что практически все люди, которые занимают высокие должности, в раннем детстве занимались музыкой.

3. Право первенца

Как ни странно, но и в отношении уровня развития интеллекта старшие дети в семье опережают младших. Ученые говорят, что во всем виновата генетика. Стоит отметить, что в основном - это небольшое отличие на несколько пунктов. Но для статистических данных даже среднее отличие в уровне IQ между младшими и старшими детьми в семье на три пункта, имеет большое значение.

Французские ученые показали, что уровень когнитивных способностей человека напрямую зависит от его веса. Так люди с индексом массы тела более 30 имеют словарный запас на 56% меньший, в сравнении с людьми у которых этот показатель не превышает 20.

Стоит отметить, что исследование длилось на протяжении 5 лет и все это время под наблюдение находилось две группы людей по 1100 человек в каждой. Кроме основных выводов ученые сделали еще один очень важный вывод. Они отметили, что уровень интеллектуального развития у людей, индекс массы, тела которых за пять лет не опустился ниже 30, снизился на несколько пунктов.

5. Природное вскармливание

Практически параллельно в Великобритании и Новой Зеландии было проведено два исследования, которые показали связь между интеллектом и грудным вскармливанием. Так результаты обоих исследований показали, что у людей, которых с рождения кормили искусственными смесями показатель IQ в среднем ниже на 7 пунктов.

Ученые объясняют это тем, что грудное молоко не только повышает иммунитет ребенка за счет передачи ему антител матери, но и влияет на уровень интеллектуального развития. Так дети, которых кормили грудным молоком, развиваются быстрее.

6. Влияние марихуаны на интеллект

Негативное влияние наркотиков на организм человека доказывало не одно исследование. При этом три года назад в Великобритании провели исследование с участием 6 тысяч человек, которые родились в 1958 году.

Анализ уровня интеллекта показал, что люди, которые в молодости употребляли марихуану, а потом бросили - самые умные. При этом люди, которые употребляют коноплю до сих пор, показали наихудшие результаты.

Конечно, факторы, о которых мы рассказали Вам сегодня, не единственные. Существует еще масса разнообразных факторов, таких как наследственность или химический состав грудного молока матери, которые влияют на уровень интеллектуального развития человека. В любом случае, человек может сам себя развивать. Только начинать это развитие лучше с детства.

Невероятные факты

Мы изучали человеческий интеллект на протяжении многих веков, но до сих пор у нас очень мало ответов на вопросы о том, как мы думаем, что мы думаем и почему мы можем думать.

Мужчины умнее женщин или наоборот? Тесты IQ говорят правду или все очень предвзято? Большой мозг – большой интеллект?

Ниже рассмотрены 10 теорий о человеческом интеллекте, которые либо были опровергнуты, либо подвержены резкой критике.

Однако, любая из опровергнутых теорий в один прекрасный день может быть доказана.

Интеллект и наследственность

10. Наследственность



Если вы родились у умных родителей, означает ли это, что вы тоже будете умным? Некоторые исследователи говорят, что да, некоторые отрицают. Верно то, что наследственность влияет на наш интеллектуальный фактор (IQ), который измеряет наши когнитивные способности по сравнению со сверстниками.

Но не стоит забывать и об окружающей среде, а также о роли культуры в формировании нашего интеллекта. Существуют ли гены интеллекта? Никто не знает наверняка, а информация различного рода исследований варьируется, говоря о наличии 40-80 процентов генов, ответственных за интеллект.

Гены против воспитания – это спорная область исследования, а проводимые сегодня эксперименты помогут понять не только функционирование нашего разума, но и особенности человеческого характера, поведения, и даже основу некоторых психических заболеваний.

В этой теории важным моментом является тот факт, что человеческий разум не зависит от расы, и что наследственность не является единственным фактором, определяющим интеллектуальный потенциал личности.

9. Краниометрия



Ученые 19 века полагали, что измерение черепа и лицевой структуры человека – это хороший способ измерить и его интеллект. Когда эта теория только появилась хирург Поль Брока (Paul Broca) предположил обратно пропорциональную связь: чем меньше отношение длины предплечья к длине плеча, тем выше уровень интеллекта.

Когда он не сумел доказать, что белые – это самая умная раса, основываясь только на длине руки, он обратился к измерению черепа и лицевых структур, чтобы определить сколько мозга могло бы поместиться внутри черепа человека. Это он посчитал более точным способом определения интеллекта.

Краниометрия говорила о том, что чем крупнее кости черепа, тем больше сам череп и мозг в нем расположенный, а, следовательно, и выше интеллект. Краниометрия умерла в начале 20 века, потому как ее постоянно критиковали за расовые предрассудки и отсутствие фактических оснований для подобного рода заявлений.

Однако, ученые, интересующиеся данной теорией, помогли обнаружить мозговые речевые центры, а также помогли выявить концепции интеллектуального фактора, известного нам сегодня как IQ.

8. Первичные умственные способности



В первой половине 20 века психолог Л. Терстоун (L. Thurstone) выдвинул идею о том, что основа человеческого интеллекта – это семь компонентов. Его теория отличалась от других бытовавших в то время и утверждавших, что интеллект человека основан на одном факторе, не определенном каком именно.

Среди задействованных компонентов психолог отмечал следующие – ассоциативная память, способность к счету, скорость восприятия, способность логически мыслить, пространственная визуализация, вербальное понимание и владение словом.

В то время, как его теория об этих семи компонентах не выдержала испытание временем, работа крайне популярна в области психометрии (наука, занимающаяся количественным исследованием психологических измерений).

7. Порядок рождения



Исследователи уже давно изучают, каким образом порядок рождения влияет на все то, от чего зависит ум человека. Однако, одно из последних исследований, опубликованное Американской психологической ассоциацией, пришло к выводу, что нет прямой связи между уровнем интеллекта и порядком рождения в семье.

Ранее ученые полагали, что первенцы всегда набирают больше пунктов при прохождении тестов на IQ. Объяснялось все тем, что у них нет конкуренции за родительское внимание, поэтому у них больше времени узнавать новую и полезную информацию.

Дети, рожденные вторыми или последними, как полагалось, обладали меньшим количеством родительского внимания, а, следовательно, набирали более низкое количество баллов. В последнем исследовании специалисты сравнили братьев и сестер, но, не касаясь при этом вопроса очередности рождения. Они обнаружили, что действительно отсутствует значимая связь между очередностью рождения и уровнем интеллекта.

6. Единственный интеллект



Некоторые люди утверждают, что идея единственного интеллекта (концепция, на которой строятся многие теории, включая и концепцию общего интеллекта – фактор G) обязательно должна быть в этом списке. Другие говорят, что ей тут не место. Но вот почему данная идея находится в этом списке.

Недавнее исследование показало, что существует такая вещь, как интеллект вообще, но она не зависит от того, какие результаты человек показывает по тем или иным тестам по сравнению с населением в целом.

Получение информации о том, как работает человеческий интеллект (или не работает) до сих пор проходило через тип тестирования, называемый психометрией. Но теперь, новое исследование, опубликованное в американских "Трудах национальной академии наук", полагает, что конкретные области мозга и различные сетевые пути вовлечены в создание такой системы, как интеллект, и это является шагом к доказательству биологической основы интеллекта.

5. Табула Раса



Табула Раса – это теория о том, что люди изначально рождаются с "пустыми" умами. Философы и психологи активно выступают за эту теорию на протяжении уже многих веков. В рамках нее предполагается, что когда мы рождаемся, наш ум свеж и пуст, полон потенциала и ждет, чтобы наполниться личным жизненным опытом и эмоциями.

В наши дни по-прежнему спорят на тему того, что же играет более важную роль в формировании интеллекта – генетика или воспитание? Разве мы обычные творения природы? Какую роль играет наша окружающая среда?

Исследования, проведенные в последние десятилетия, специально изучали близнецов, разлученных при рождении, потому как они являются носителями одинакового генетического материала, но окружающая среда, воздействующая на них, различная.

В итоге, ученые пришли к выводу, что человеческий разум, наряду с другими индивидуальными чертами, такими как, гендерная идентичность, - это комбинация генов, наследуемых нами, а также наш личный опыт и окружающая среда.

Тест на интеллект

4. IQ тесты



IQ тесты, или тесты на коэффициент интеллекта, обычно используются для оценки когнитивных способностей человека, его интеллекта и достижений. Стандартные IQ тесты, такие как Стэнфорд-Бине (для одаренных детей) или SAT, измеряют когнитивные навыки человека по сравнению с общей массой населения.

Несмотря на то, что такие тесты по-прежнему крайне популярны среди обычных людей, важно отметить, что они подвергаются широкой критике. Так, критики утверждают, что подобные тесты имеют своего рода смещение по признаку пола, расы, социально-экономического статуса и культурного наследия.

Такие тесты зачастую основаны на устаревших представлениях о том, что мощь нашего интеллекта – это нечто установленное при рождении, и что интеллект остается неизменным с течением жизни.

IQ тесты все еще используются, но не стоит принимать их результаты слишком серьезно. Многие психологи спорят о том, что все тесты подобного рода слишком предвзяты.

3. Триархическая теория интеллекта



Когда Роберт Стернберг (Robert Sternberg) разработал триархическую теорию человеческого интеллекта, он пошел против всех теорий, которые предполагают, что у людей есть общий фактор интеллекта (фактор G) или стандартные умственные способности. Стернберг не считал интеллект академическим фактором.

Вместо этого, он предположил, что у людей есть то, что называется практическим интеллектом, который отличается от академического, но при этом, равен ему по значимости.

Теория состоит из трех суб-теорий: контекстуальной, компонентной и эмпирической. Контекстуальная – это взаимодействие интеллекта с опытом внешнего мира, компонентная – это связь интеллекта с внутренним миром, эмпирическая – это способность адаптироваться к ситуации и выполнять определенные задачи.

Эмпирическая, в свою очередь, подразделяется на то, как вы справляетесь с новыми задачами и впечатлениями, и на то, как вам удается с хорошо известными задачами справляться.

Критики триархической теории утверждают, что автор скорее описывает набор практических навыков, чем объясняет систему функционирования интеллекта. Они также говорят о том, что Стернберг пренебрегает предоставлением информации относительно непосредственных наблюдений.

Виды интеллекта

2. Теория множественного интеллекта



В отличие от Табулы Расы, которая предполагает, что люди рождаются с "пустыми" умами, теория множественного интеллекта говорит о том, что человеческий разум состоит из нескольких типов интеллекта.

Автор теории Говард Гарднер (Howard Gardner) рассказывает, что человеческий интеллект – это наша способность создавать и поддерживать ценности, решать проблемы и расширять свои знания путем решения этих проблем. Он предполагает, что есть девять типов интеллекта, которые вместе создают уникальность каждого человека:

Телесный/кинестетический интеллект

Экзистенциальный интеллект

Межличностный интеллект

Внутриличностный интеллект

Лингвистический интеллект

Логический/ математический интеллект

Музыкальный интеллект

Натуралистский интеллект

Пространственный интеллект

Несмотря на то, что эта теория не была опровергнута и до сих пор не устарела (разработана в 1983 году), она все еще нуждается в проверке.

Кто умнее: мужчина или женщина?

1. Пол и интеллект



Мужчины с Марса, женщины с Венеры? В то время как мужчины и женщины думают по-разному, нет никаких доказательств того, что один пол с рождения умнее другого.

Исследователи обнаружили, что когда речь заходит об интеллекте, то у людей есть два типа мозга: в мозге первого типа содержится большее количество серого вещества (центр обработки информации), в мозге второго типа больше белого вещества (так называемая "соединительная ткань" центра обработки информации). Исследования показали, что женский мозг содержит в 10 раз больше белого вещества, а мужской мозг в 6,5 раз больше серого вещества.

Что это означает? В то время как мужчины и женщины обладают различными типами мозговой ткани, общая производительность равна, просто мы по-разному преуспеваем в решении различных типов задач.

Умственные способности человека, точно так же, как и возникновение ряда психических заболеваний, зависят от эффективности работы сети нервных клеток головного мозга, которая напрямую определяется генетическими факторами, заявляют австралийские ученые. По мнению исследователей, идентификация "генов ума" поможет в будущем прогнозировать, насколько велики шансы человека стать "гением", а также выявлять предрасположенность к ряду заболеваний.

Работа ученых под руководством Алекса Форнито (Alex Fornito) из Нейропсихиатрического центра Университета Мельбурна впервые продемонстрировала связь между генетическими факторами и умственными способностями человека. Ученые заявляют, что результаты их работы помогут понять, почему одни люди справляются с поставленными задачи лучше и быстрее других, а также выявить предрасположенность к ряду психических заболеваний.

Предыдущая работа исследователей показала, что люди, обладающие "эффективно работающими сетями нервных клеток" головного мозга, проявляют высокие умственные способности. По словам Форнито, мозг – это "чрезвычайно сложная сеть миллиардов нервных клеток, связанных триллионами волокон".

"Эффективная коммуникация между нейронами определяет умственные способности. Чем больше связей между нервными клетками, тем быстрее проходят сигналы и тем эффективнее различные части головного мозга могут коммуницировать друг с другом. С другой стороны, большое количество таких связей требует больших затрат энергии, и организм далеко не каждого человека может позволить себе такие огромные затраты", – цитирует слова Форнито ABC .

Подопытные близнецы

Разобраться в принципах организации работы нейронных сетей головного мозга человека ученые пытаются уже на протяжении многих лет. Основная проблема заключается в том, что "нанести на карту связи нейронов мозга живых людей крайне сложно". Однако оценить роль генетических факторов в организации работы мозга можно, например, используя близнецовый метод.

Близнецовый метод Близнецы являются "идеальным генетическим объектом" для ученых. Так, однояйцевые близнецы обладают идентичным набором генов, а разнояйцевые различаются. Сравнение генетических различий между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами позволяет судить о вкладе наследственности и среды в определении свойств человеческого организма.

В своей работе ученые с помощью метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) проанализировали строение головного мозга 38 идентичных и 26 неидентичных близнецов.

В ходе эксперимента исследователи смотрели на то, каким образом организованы сети нервных клеток, как для всего мозга, так и для отдельных его частей. В итоге обнаружилось, что у двуяйцевых близнецов наблюдались значительные различия в организации сети нейронов.

Разобраться в принципах организации работы нейронных сетей головного мозга человека ученые пытаются уже на протяжении многих лет. Основная проблема заключается в том, что "нанести на карту связи нейронов мозга живых людей крайне сложно". Источник cassiopeiaprojec

Интересно, что в предлобной части коры головного мозга различия были слишком явными. "Эта часть головного мозга как раз и отвечает за такие вещи, как стратегическое мышление, планирование и память. Плюс ко всему, эта область сильно изменена и при шизофрении", – объясняет Форнито. Различия в организации сети нейронов у близнецов указывают на то, что генетическая компонента играет немалую роль в определении умственных способностей человека.

По мнению ученых, дальнейшие исследования, возможно, помогут выявить отдельные гены, которые определяют умственные способности человека, а также предрасположенность к ряду психических и неврологических заболеваний, таких как шизофрения и болезнь Альцгеймера.