А д гетманова 12 е издание. ОСОбеннОСТи абСТРакТнОгО мышления

  • § 5. Определение понятий
  • § 6. Деление понятий. Классификация
  • § 7. Ограничение и обобщение понятий
  • § 8. Операции с классами (объемами понятий)
  • Глава III суждение
  • § 1. Общая характеристика суждения
  • § 2. Простое суждение
  • § 3. Сложное суждение и его виды
  • § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
  • § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности
  • § 6. Деление суждений по модальности
  • Глава IV основные законы (принципы) правильного мышления
  • § 1. Понятие о логическом законе
  • § 2. Законы логики и их материалистическое понимание
  • § 3. Использование формально-логических законов в обучении
  • Глава V умозаключение
  • § 1. Общее понятие об умозаключении
  • § 2. Дедуктивные умозаключения
  • § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
  • § 4. Простой категорический силлогизм1
  • I. Правила терминов
  • § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
  • § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
  • § 7. Условные умозаключения
  • § 8. Разделительные умозаключения
  • § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
  • § 10. Непрямые (косвенные) выводы
  • § 11. Индуктивные умозаключения и их виды
  • § 12. Виды неполной индукции
  • I вид. Индукция через простое перечисление (популярная индукция)
  • II вид. Индукция через анализ и отбор фактов
  • III вид. Научная индукция
  • § 13. Индуктивные методы установления причинных связей
  • § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
  • § 15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения
  • Глава VI логические основы теории аргументации
  • § 1. Понятие доказательства
  • § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство
  • § 3. Понятие опровержения
  • I. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
  • II. Критика аргументов
  • III. Выявление несостоятельности демонстрации
  • § 4. Правила доказательного рассуждения.
  • II. Правила по отношению к аргументам
  • III. Правила к форме обоснования тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства
  • § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
  • § 6. Доказательство и дискуссия
  • Глава VII гипотеза
  • § 1. Гипотеза как форма развития знаний
  • § 2. Построение гипотезы и этапы ее развития
  • § 3. Способы подтверждения гипотез
  • § 4. Опровержение гипотез
  • § 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
  • Глава VIII роль логики в процессе обучения
  • § 1. Логическая структура вопроса
  • § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения
  • § 3. Развитие логического мышления младших школьников
  • § 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов
  • Глава IX этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики
  • § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик
  • § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
  • § 3. Многозначные логики
  • § 4. Интуиционистская логика
  • § 5. Конструктивные логики
  • § 6. Модальные логики
  • § 7. Положительные логики
  • § 8. Паранепротиворечивая логика
  • А. Д. ГЕТМАНОВА

    Учебник ПО ЛОГИКЕ

    Москва 2000

    Глава I. Предмет и значение логики

    § 1. Мышление как предмет изучения логики

    § 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании

    § 3. Логика и язык

    Глава II. Понятие

    § 1. Понятие как форма мышления

    § 3. Виды понятий

    § 4. Отношения между понятиями

    § 5. Определение понятий

    § 6. Деление понятий. Классификация

    § 7. Ограничение и обобщение понятий

    § 8. Операции с классами (объемами понятий)

    Глава III. Суждение

    § 1. Общая характеристика суждения

    § 2. Простое суждение

    § 3. Сложное суждение и его виды

    § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке

    § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности

    § б. Деление суждений по модальности

    Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления

    § 1. Понятие о логическом законе

    § 2. Законы логики и их материалистическое понимание

    § 3. Использование формально-логических законов в обучении

    Глава У. Умозаключение

    § 1. Общее понятие об умозаключении

    § 2. Дедуктивные умозаключения

    § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сори­ты, зпихейрема)

    § 7. Условные умозаключения

    § 8. Разделительные умозаключения

    § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения

    § 10. Непрямые (косвенные) выводы

    8 11. Индуктивные умозаключения и их виды

    § 12. Виды неполной индукции

    § 13. Индуктивные методы установления причинных связей

    § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе

    §15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения

    Глава VI. Логические основы теория аргументации

    § 1. Понятие доказательства

    § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство

    § 3. Понятие опровержения

    § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречаю­щиеся в доказательстве и опровержении

    § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах

    § 6. Доказательство и дискуссия

    Глава VII. Гипотеза

    § 1. Гипотеза как форма развития знаний

    § 2. Построение гипотезы и этапы ее развития

    § 3. Способы подтверждения гипотез

    § 4. Опровержение гипотез

    § 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе

    Глава УIII. Роль логики в процессе обучения

    § 1. Логическая структура вопроса

    § 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обу­чения в начальной школе

    § 3. Развитие логического мышления младших школьников

    § 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших клас­сах на уроках литературы, математики, истории и других предметов

    Глава IX. Этапы развития логики как науки я основные направления сов­ременной символической логики

    § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик

    § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики

    § 3. Многозначные логики

    § 4. Интуиционистская логика

    § 5. Конструктивные логики

    § 6. Модальные логики

    § 7. Положительные логики

    § 8. Паранепротиворечнвая логика

    Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

    Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и исполь­зуется как для обозначения совокупности правил, которым под­чиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного ми­ра («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пределы нашей книги.

    Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, кото­рые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физио­логию высшей нервной деятельности интересуют физиологичес­кие основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

    С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в про­цессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

    Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необ­ходимой связи.

    Материалистическая диалектика, раскрывая содержание мо­ментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассмат­ривается как в связи с пониманием истины (объективной, аб­солютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются акси­оматические методы, метод формализаций, математические ме­тоды, вероятностные методы, методы моделирования и ряд дру­гих).

    Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необ­ходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.

    Транскрипт

    1 А. Д. Гетманова ЛОГИКА УЧЕБНИК

    2 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Гетманова А.Д. Г44 Логика: учебник / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, с. (Для бакалавров). ISBN Раскрываются основные разделы логики: «Понятие», «Суждение», «Законы правильного мышления», «Умозаключения» и «Доказательство». В целях разви тия логического мышления и обучения навыкам применения логики на практике в конце каждой главы содержатся многочисленные задачи и упражнения. Для преподавания логики бакалаврам всех специальностей. Может использоваться в специализированных гимназиях, лицеях и колледжах. Также будет полезен тем, кто интересуется вопросами логического мышления. УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Гетманова Александра Денисовна ЛОГика Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Уч. изд. л. 10,2. Тираж 1000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1. Тел.: (495) Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «Дом печати ВЯТКА» , г. Киров, ул. Московская, 122. Тел./факс: +7 (8332) , Гетманова А.Д., 2012 ISBN ООО «КноРус», 2012

    3 Оглавление Предисловие Глава 1. Предмет и значение логики 1.1. Что означает термин «логика» Формы познания Понятие логической формы и логического закона Логика и язык Семантические категории Задачи Глава 2. Понятие 2.1. Понятие как форма мышления Виды понятий Отношения между понятиями Определение понятий Деление понятий. Классификация Ограничение и обобщение понятий Задачи Глава 3. Суждение 3.1. Общая характеристика суждения Простое суждение Сложное суждение и его виды Логическая структура вопроса Отношения между суждениями по значениям истинности Деление суждений по модальности Задачи Глава 4. Законы (принципы) правильного мышления 4.1. Понятие логического закона Закон тождества Закон непротиворечия Закон исключенного третьего. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии «неопределенности» в познании Закон достаточного основания Задачи

    4 4 Оглавление Глава 5. Дедуктивные умозаключения 5.1. Общее понятие об умозаключении Дедуктивные умозаключения Выводы из категорических суждений посредством их преобразования Простой категорический силлогизм Сокращенный категорический силлогизм (энтимема) Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) Условные умозаключения Разделительные умозаключения Условно-разделительные (лемматические) умозаключения Задачи Глава 6. Индукция и аналогия 6.1. Индуктивные умозаключения и их виды Индуктивные методы установления причинных связей Аналогия Задачи Глава 7. Логические основы теории аргументации 7.1. Понятие доказательства Прямое и непрямое (косвенное) доказательства Понятие опровержения Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях Понятие о софизмах и логических парадоксах Искусство ведения дискуссии Задачи Глава 8. Гипотеза 8.1. Гипотеза и ее виды Построение гипотез Опровержение гипотез Задачи Заключение Приложение Приложение Литература

    5 Предисловие Логика, наука о законах и формах правильного мышления, зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии, где были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей. С помощью логики люди во все исторические периоды стремились добыть истинное знание она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Логика нужна всем и тем, кто занимается интеллектуальным трудом, и тем, кто занимается физическим. Не владея логикой, преподаватели не могут эффективно развивать мышление студентов, юристы строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Логика тесно взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Логика необходимый компонент инноваций в современном образовании. Интеллектуальное воспитание в процессе преподавания логики осуществляется на каждом уроке, лекции или семинаре. Выдающиеся русские педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский часто писали о роли логики в развитии интеллекта. Особый раздел «Детского мира» К. Д. Ушинского составляют его знаменитые «Первые уроки логики», которые являются педагогическим выводом из его стройной логической теории. Формальная логика в определенном смысле подобна грамматике; К. Д. Ушинский считал логику грамматикой мышления. Подобно грамматике, придающей языку стройный и четко осмысленный характер, логика обеспечивает доказательность и стройность мышления. По мнению К. Д. Ушинского, логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, она должна стоять в преддверии всех наук. Много внимания К. Д. Ушинский уделял анализу роли логики в обучении: первая задача в младших классах научить ребенка логически мыслить, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой. Отмечая взаимосвязь мышления и языка, К. Д. Ушинский большое внимание посвящал развитию родной речи учащихся, обучению

    6 6 Предисловие их родному языку как средству четкого выражения мысли. Развитие логического мышления, по его мнению, должно осуществляться и при изучении географии, истории, арифметики. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский ставил вопрос: «Как же научить ребенка труду мысли?» Самыми интересными у него были «уроки мышления» в лесу, на лугу, у реки, в поле: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать», писал он. Изучение логики помогает научить ребенка думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы. О значении логики говорил М. В. Ломоносов: для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам». Высказывания выдающихся русских ученых и педагогов показывают необходимость развития логической культуры как составной части интеллектуального воспитания учащихся. Курс логики для бакалавров включает следующие темы: «Предмет и значение логики», «Понятие», «Суждение», «Законы (принципы) правильного мышления», «Умозаключение», «Логические основы теории аргументации», «Гипотеза». Как теоретический материал, так и логические задачи направлены на развитие интеллектуальных способностей, духовно-нравственное и эстетическое воспитание студентов, бакалавров, аспирантов. Автор пособия, А. Д. Гетманова, профессор, доктор философских наук. Занимается исследованием категории отрицания в классической и неклассической логиках, историей логики, издала множество монографий и учебных пособий. В пособии в определенных пределах используется символика математической (символической) логики. В конце каждой главы даются задачи, в которых большое внимание уделено гуманитарному и естественно-научному аспектам. Автор благодарит студентов, бакалавров и аспирантов Московского государственного педагогического университета (МГПУ), которые представили оригинальные работы по курсу логики на материале своей специальности как тех, чьи фамилии упомянуты, так и тех, чьи фамилии не указываются.


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

    УДК 16 (075.8) ББК 87.4я73 М20 Рецензенты: кафедра философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь (доктор философских наук профессор Я.С. Яскевич); доктор философских наук профессор

    М.А. Гончаров ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И КОНСАЛТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного педагогического

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский экономико-юридический институт» Кафедра общеобразовательных дисциплин УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной и научной"работе

    СОДЕРЖАНИЕ Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы 1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 1.3 Цель и задачи учебной дисциплины требования

    ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). 1. Кафедра Общие сведения 2. Направление подготовки Экономики и управления, социологии и юриспруденции

    О.В. Ломтатидзе, М.А. Котляров, О.А. Школик регулирование деятельности на финансовом рынке Рекомендовано Государственным университетом управления в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Под редакцией В.П. Кохановского Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника для использования

    Т.Ю. КОВАЛЕВА ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебно-практического пособия по специальности «Менеджмент

    Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Логика» 1. Цели освоения учебной дисциплины Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Логика» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности

    Б А К А Л А В Р И А Т В.Я. Дерр ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Лекции и упражнения Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная задача обучения логике - развитие культуры мышления учащихся. Изучение логики развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность,

    Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. ЛАХМЕТКИНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

    БАКАЛАВРИАТ и магистратура Э.С. Хазанович, А.В. Моисеев Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

    1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Изучение логики, с одной стороны, связано с обращением к античному, классическому знанию, т.к. она основана ещё Аристотелем. С другой стороны,

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

    8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 1. Кафедра Общие сведения 2. Направление подготовки Экономики и управления, социологии и юриспруденции

    Б А К А Л А В Р И А Т Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык Культура речи Деловое общение Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

    Б А К А Л А В Р И А Т Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова Организационная культура Под редакцией доктора экономических наук М.Н. Кулапова Рекомендовано

    1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины обеспечить изучение студентами методологических основ теории аргументации и практических аспектов аргументации и деятельности PR, сформировать у студентов основополагающие

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. В. Гладун СтатИСтИКА Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО Регистрационный

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ» А.Д. Иоселиани

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой д. ф. н., профессор А. В. Грибакин (протокол заседания

    Г.М. ОСТРОВСКИЙ, Н.Н. ЗИЯТДИНОВ, Т.В. ЛАПТЕВА ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики и управления» НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Философский

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра философии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ГРИБАКИН А.В. (протокол заседания кафедры _6_ от _26 апреля

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.И. СЕТКОВ МЕНЕДЖМЕНТ Рекомендовано ФГУ «ФИРО» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М.В. СВЕТЛОВ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

    Наименование дисциплины «Логика» Содержание дисциплины Предмет и значение логики. Мышление как предмет изучения логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль

    В И Курбатов II т МЕТОДОЛОГИ 1 РОСТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В.И.Курбатов ПОШИЧШЯ даитация (ЛОГИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) Ответственный редактор доктор философских

    МАОУ ВПО «КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Методическая разработка практического занятия

    М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак Конституционное (государственное) право зарубежных стран Учебник КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400(3)я73 С51 Рецензенты: Л.В. Акопов, д р юрид. наук, проф.,

    Н. A. Эрдеди, A. A. Эрдеди СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Рекомендовано Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М. В. СВЕТЛОВ, И. А. Светлова ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития

    Д.П. СТРИГУНОВА Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине специализации

    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Проверь скорость чтения! Ответь на вопросы! Выполни задания! Учени 2 класса школы Фамилия Имя УДК 373:821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) К89 Кузнецова М. И. К89 Литературное

    И.В. Липсиц Экономика Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" УДК 332.1(075.8) ББК 65.04я73

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

    Учебная программа по дисциплине «Утверждаю» Исполнительный директор А.И. Федоров «12» апреля 2016 Логика при принятии управленческих решений Logic in Decision Making (название дисциплины) для слушателей

    Б А К А Л А В Р И А Т Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Логика это философская наука о законах и формах правильного мышления. Как средство познания объективного мира, логика изучает абстрактное мышление. Актуальность. Логика является одной

    Н.Н. Поташкова Ю.С. Холопова Бухгалтерское дело Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

    О.В. Каурова, А.Н. Малолетко БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебника

    Б А К А Л А В Р И А Т Р.Г. ОЛЬХОВА БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ БАНКЕ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

    Б А К А Л А В Р И А Т и М А Г И С Т Р А Т У Р А Т.В. МИРГОРОДСКАЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия

    2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы профиля подготовки «Управление человеческими

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФИЛИАЛ ФБГОУВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» В Г. НАХОДКИ Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А По учебной дисциплине

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 70 РАССМОТРЕНО:

    2 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Логика»: формирование у студентов культуры логического мышления и способности к аргументированному ведению диалога, дискуссии и полемики, по сложным

    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ГСЭ.Ф.7 «Логика» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования специалитет

    М.Ю. МЕДВЕДЕВ Все ПБУ Постатейные комментарии Десятое издание, переработанное и дополненное КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 657 ББК 65.052 М42 Медведев М.Ю. М42 Все ПБУ. Постатейные комментарии / М.Ю. Медведев.

    Б А К А Л А В Р И А Т и М А Г И С Т Р А Т У Р А ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» банковские риски Под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина

    Б А К А Л А В Р И А Т Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева, Т.Г. Лаврова Теории местного экономического развития Допущено Советом УМО объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С.И. КОЛЕСНИКОВ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений

    Э.С. Хазанович, А.М. Ажлуни, А.В. Моисеев Инвестиционная стратегия Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Р.В. Медведева, В.П. Мельников СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ Под редакцией профессора Р.В. Медведевой Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

    А.Е. Иванов, С.А. Иванов ЭЛЕКТРодинамика Учебник УДК 537(075.8) ББК 22.3я73 И20 Рецензенты: Ю. А. Кошмаров, проф. Академии ГПС МЧС России, засл. деятель науки РФ, д-р техн. наук, проф., Л. В. Якуш, доц.

    Утверждены приказом Министерства финансов от 01.12.2010 157н (действуют с 01.01.2011) Зарегистрировано Минюстом России 30.12.2010 19452 УДК 657 ББК 65.052.205.3 Е33 Е33 Единый план счетов бухгалтерского

    Б А К А Л А В Р И А Т О.Н. Синицына Маркетинг Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по направлению «Менеджмент» Второе издание, стереотипное КНОРУС МОСКВА

    Транскрипт

    1 А.Д. ГЕТМАНОВА логика для юристов Со сборником задач Допущено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

    2 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Рецензент А.Л. Никифоров, д-р филос. наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Г44 Гетманова А.Д. Логика для юристов. Со сборником задач: учебное пособие / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, с. ISBN Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания. Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции. УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Гетманова Александра Денисовна логика для юристов. Со сборником задач Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5. Уч.-изд. л. 14,3. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1. Тел.: (495) Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного издательством электронного оригинал макета в ОАО «ТАТМЕДИА». ПИК «Идел-Пресс» , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2. Гетманова А.Д., 2012 ISBN ООО «КноРус», 2012

    3 Оглавление Предисловие... 7 Глава 1. Предмет и значение логики 1.1. Что означает термин «логика» Формы познания...10 Формы чувственного познания...10 Формы абстрактного мышления...12 Особенности абстрактного мышления Понятие логической формы и логического закона Понятие логической формы Логические законы Истинность мысли и формальная правильность рассуждений Значение логики в работе юриста Логика и язык Семантические категории...26 Глава 2. Понятие 2.1. Понятие как форма мышления...30 Содержание и объем понятия...33 Закон обратного отношения между объемами. и содержаниями понятий Виды понятий Отношения между понятиями...37 Типы совместимости: равнозначность (тождество),. перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Определение понятий...40 Реальные и номинальные определения...44 Правила явного определения. Ошибки, возможные. в определении...46 Неявные определения...48 Приемы, сходные с определением понятий...49 Значение определений в науке и в рассуждении Деление понятий. Классификация...54 Правила деления понятий...55 Виды деления: по видообразующему признаку. и дихотомическое...57 Классификация...59 Использование определений, естественных классификаций и делений понятий в юридической теории и практике Ограничение и обобщение понятий...63

    4 4 Оглавление Глава 3. Суждение 3.1. Общая характеристика суждения Простое суждение Виды простых суждений Категорические суждения и их виды (деление. по количеству и качеству) Объединенная классификация простых категорических. суждений по количеству и качеству Распределенность терминов в категорических суждениях Сложное суждение и его виды Способы отрицания простых суждений (высказываний) Способы отрицания сложных суждений (высказываний) Логический анализ текста Выражение логических связок в естественном (русском) языке, в том числе в юридических текстах Отношения между суждениями по значениям истинности Деление суждений по модальности Логическая структура вопроса Виды вопросов Предпосылки вопросов Правила постановки простых и сложных вопросов Логическая структура и виды ответов Глава 4. Законы (принципы) правильного мышления 4.1. Понятие логического закона Законы логики и их роль в познании Закон тождества Закон непротиворечия Закон исключенного третьего Специфика действия закона исключенного третьего. при наличии «неопределенности» в познании Закон достаточного основания Глава 5. Дедуктивные умозаключения 5.1. Общее понятие об умозаключении Дедуктивные умозаключения Выводы из категорических суждений посредством их преобразования Простой категорический силлогизм Фигуры и модусы категорического силлогизма Особые правила фигур Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)...129

    5 Оглавление Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) Условные умозаключения Разделительные умозаключения Условно-разделительные (лемматические) умозаключения Дилемма Трилемма Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения Непрямые (косвенные) выводы Глава 6. Индукция и аналогия 6.1. Индуктивные умозаключения и их виды Индуктивные методы установления причинных связей Умозаключение по аналогии и его виды Строгая аналогия Нестрогая аналогия Ложная аналогия Аналогия в юридическом законе и аналогия в праве Глава 7. Логические основы теории аргументации 7.1. Аргументация и доказательство (логическое) Опровержение (логическое) Логические ошибки Понятие о софизмах и логических парадоксах Софизм Понятие о логических парадоксах Искусство ведения дискуссии Доказывание и доказательства в гражданском процессе Глава 8. Гипотеза. Построение версий в юридической практике 8.1. Гипотеза как форма развития знаний Построение гипотезы (версии) и этапы ее развития Способы подтверждения гипотез (версий) Опровержение гипотез (версий) Глава 9. Единство и многообразие логики 9.1. Развитие логики: основные этапы Классическая логика: исчисление высказываний (пропозициональная логика) Интуиционистская логика Конструктивная логика Многозначные логики Паранепротиворечивые логики...223

    6 6 Оглавление 9.7. История логики (персоналии), или История логики в лицах Теоретическое и практическое значение логики Сборник задач для юристов Предмет и значение логики Понятие Суждение Законы (принципы) правильного мышления Дедуктивное умозаключение Индукция и аналогия Методы установления причинных связей Умозаключения по аналогии Логические основы теории аргументации Гипотеза. Построение версий в юридической практике Вопросы и задания для повторения Литература Приложения Приложение 1. Решение некоторых задач по классической логике Отношения между понятиями Определение понятий Простые суждения Сложные суждения Логический анализ текста Умозаключения Дилеммы Логические основы теории аргументации Приложение 2. Занимательные задачи Приложение 3. Тест Г. Айзенка Приложение 4. Нетрадиционные логические задачи...334

    7 Предисловие Логика наука о законах и формах правильного мышления зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии, где были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей. В наше время споры (диспуты, дискуссии) по форме проходят иначе, а по сути, содержанию они во много раз острее. Люди во все исторические периоды стремятся добыть истинное знание. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Логика нужна всем людям, работникам как интеллектуального, так и физического труда: преподаватели не смогут эффективно развивать мышление студентов, не владея логикой, юристы строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Логика тесно взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. В учебнике по правоведению содержатся интересные и важные аспекты, обосновывающие востребованность юридических знаний, при получении которых необходимо владение логикой. «В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики России, как никогда ранее, оказались востребованными юридические знания. Это связано прежде всего с тем, что в нашей жизни изменилась роль права. Оно стало активнее использоваться для решения насущных проблем, разрешения разного рода конфликтов, защиты прав и интересов различных субъектов» 1. Юридическая компетентность и правовая культура тесно связаны с культурой логической, т. е. со знанием и применением в жизни форм и законов правильного мышления, так как все эти аспекты духовной культуры помогают овладеть истинным знанием. Доктор философских наук, профессор А. Д. Гетманова в течение 40 лет преподавала логику в московских педагогических университетах, автор нескольких учебников по логике (). Материал настоящего учебного пособия по логике апробирован автором в течение семи лет преподавания логики на юридическом 1 Правоведение / под ред. А. В. Малько. 5 е изд. М., С. 3.

    8 8 Предисловие факультете Московского городского педагогического университета (МГПУ) и двух лет преподавания логики в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук (АПУ) и Государственном университете гуманитарных наук (ГУГН). В определенных пределах в данном пособии используется символика математической (символической) логики. Вторая часть содержит знания по различным направлениям неклассической логики. Кроме того, в пособии содержатся задачи по курсу логики, большое внимание уделено юридическому содержанию задач. Также показано решение наиболее типичных задач классической логики. Автор благодарит студентов МГПУ, АПУ и ГУГН, которые представили оригинальные работы по курсу логики на материале своей специальности, в частности юриспруденции, как тех, чьи фамилии упомянуты, так и тех, чьи фамилии не указываются. Отдельные примеры из этих работ содержатся в этом учебном пособии.


    Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий

    А. Д. Гетманова ЛОГИКА УЧЕБНИК УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Гетманова А.Д. Г44 Логика: учебник / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, 2012. 240 с. (Для бакалавров). ISBN 978-5-406-01586-5 Раскрываются основные

    Б А К А Л А В Р И А Т А. Д. Гетманова ЛОГика учебник КНОРУС МОСКВА 2016 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Гетманова А.Д. Г44 Логика: учебник / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, 2016. 236 с. (Бакалавриат). ISBN

    «Принято» на заседании ШМО Протокол от 29.08.206 Председатель ШМО Шуклина С.В. «Согласовано» Заместитель директора Сямиуллина Н.В. «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа» Н.Ю.Кулагина Приказ от _3.08.206 57-ОД

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

    Пояснительная записка Формирование логической культуры учащихся важнейшее условие гуманизации образования. Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного мышления, при усвоении специальных

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» Экономический факультет Кафедра социально-культурного сервиса и туризма УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания

    А.Д. Гетманова УЧЕБНИК ЛОГИКИ Со сборником задач 8 е издание, переработанное УДК 373.167.1:16 ББК 87.4 Г44 Гетманова А.Д. Г44 Учебник логики. Со сборником задач: учебник / А.Д. Гетманова. 8 е изд., перераб.

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

    Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Логика» 1. Цели освоения учебной дисциплины Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные

    ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). 1. Кафедра Общие сведения 2. Направление подготовки Экономики и управления, социологии и юриспруденции

    2 1. Цели и задачи дисциплины «Логика» 1.1.Дисциплина «Логика» относится к гуманитарному циклу и имеет своей целью: формирование логического правильного мышления у студентов. 1.2.Задачи дисциплины: Установление

    2 1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цели дисциплины: сформировать у студентов общее представление о законах формального логического мышления, раскрыть логические и методологические аспекты аргументации.

    Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра философии и культурологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ дисциплины

    5. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Основная литература Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: КНОРУС. 2012, 344 с. Демидов И.В. Логика. М.: «ИТК Дашков и К». 2012, 348 с. Ивлев

    Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Логика» 1. Цели освоения учебной дисциплины Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Логика» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности

    Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины "Логика" является вооружить будущего специалиста приемами и навыками логического мышления, логическими и методологическими аспектами аргументации. Основные задачи

    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет гуманитарных

    Б А К А Л А В Р И А Т А.Г. Чернявский Теория государства и права в схемах Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2016 УДК 342.5(075) ББК 67.0 Ч-49 Ч-49 Чернявский, А.Г. Теория государства и права в схемах: учебное

    ЛОГИКА Разработчик: Демина Л.А., д-р филос. наук, проф. Рецензент: Мареев С.Н., д-р филос. наук, проф. I. Организационно-методический раздел 1. Цель дисциплины Целью изучения дисциплины «Логика» является

    Наименование дисциплины «Логика» Содержание дисциплины Предмет и значение логики. Мышление как предмет изучения логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 70 РАССМОТРЕНО:

    8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 1. Кафедра Общие сведения 2. Направление подготовки Экономики и управления, социологии и юриспруденции

    Рабочая программа дисциплины «Логика» 1. Цели освоения дисциплины Основная цель учебной дисциплины «Логика» заключается в формировании у студентов логической культуры ведения диалога с собеседниками и

    Т.Ю. КОВАЛЕВА ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебно-практического пособия по специальности «Менеджмент

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой д. ф. н., профессор А. В. Грибакин (протокол заседания

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Философский

    Контрольные работы по дисциплине «Логические и методологические основы научно-технической деятельности». Контрольная работа может быть выполнена в обычной ученической тетради или набрана на компьютере.

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский экономико-юридический институт» Кафедра общеобразовательных дисциплин УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной и научной"работе

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра философии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ГРИБАКИН А.В. (протокол заседания кафедры _6_ от _26 апреля

    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ГСЭ.Ф.7 «Логика» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования специалитет

    ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.И. ПЕТРОВ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.А. Федотовой Рекомендовано УМО по образованию

    2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы профиля подготовки «Управление человеческими

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

    СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы профиля подготовки 38.03.01 Экономика...3 2.

    МАОУ ВПО «КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Методическая разработка практического занятия

    Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2008 УДК 001(075.8) ББК 87я73

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 70 РАССМОТРЕНО:

    Б А К А Л А В Р И А Т Институт государства и права Российской академии наук Саратовский филиал ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УЧЕБНИК Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А.В. Малько Допущено

    Контрольные вопросы по дисциплине «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» для студентов всех направлений подготовки на 2015/2016 уч.год. 1. Предмет и значение логики. Абстрактное

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине Требования государственного образовательного

    1 Пояснительная записка Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся 10Б класса МБОУ «СОШ 1». Данная программа изучается в течение одного года. Данная рабочая

    1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Изучение логики, с одной стороны, связано с обращением к античному, классическому знанию, т.к. она основана ещё Аристотелем. С другой стороны,

    Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова МЕТОДИЧЕСКИЕ

    Б А К А Л А В Р И А Т ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. Е. Рисина Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента

    Приложение 1.23 ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского

    ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА» Направление подготовки: Управление персоналом (квалификация (степень): «бакалавр»)

    8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Философии и социальных наук 38.03.01 Экономика, профиль «Экономика предприятий

    Н. И. ГУСЕВА, Н. C. ДЕНИСОВА, O. Ю. ТЕСЛЯ Сборник задач по геометрии в 2-х частях Часть I Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) Факультет экономический РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.В.1 Логика

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет

    Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова Основы управления организацией Практикум с использованием активных методов обучения Под редакцией доктора экономических наук Л.А. Горшковой Рекомендовано Советом Учебно-методического

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ» А.Д. Иоселиани

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Под редакцией В.П. Кохановского Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника для использования

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Филиал в г. Тольятти ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Рабочая программа дисциплины Логика Считается

    ФГОБУ ВПО «финансовый УНИВЕРСИТЕТ при правительстве российской федерации» Под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина Допущено Минобрнауки Российской Федерации в качестве учебного

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и научной работе О.И. Чердаков «31» января 2013 года

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    доц. П.Ф.Лунгу (председатель), проф. М.Н.Марченко, проф. Е.А.Суханов

    Рецензенты:

    кафедра философии Московского юридического института МВД России,

    докт. филос. наук, проф. В.А.Бочаров,

    канд. филос. наук, доц. М.Б.Оселедчик

    Значение логики для юристов. Специфика работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т.д.) заключается в постоянном применении особых логических приёмов и методов: определений и классификаций, аргументации и опровержений, и др. Степень владения этими приёмами, методами и иными логическими средствами является показателем уровня логической культуры юриста.

    Как формируется логическая культура юриста?

    Иногда высказывается мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы. Это мнение ошибочно. Его опровергают исследования, которые проводились в нашей стране в 30-х годах текущего столетия. В ходе исследований крестьянам, живущим в глухих деревнях и ведущим почти натуральное хозяйство, задавали вопросы. Например, крестьянину сообщали, что согласно постановлению правительства в каждом райцентре должно быть почтовое отделение. Говорили, что это постановление выполнено. Крестьянина спрашивали, согласен ли он с тем, что в каждом райцентре есть почтовое отделение. Обычно крестьянин соглашался.

    Потом того же крестьянина вновь спрашивали, согласен ли он с тем, что в каждом райцентре есть почтовое отделение. Крестьянин соглашался. Он соглашался и с тем, что другой посёлок, который при этом назывался, является райцентром, и добавлял, что это райцентр соседнего района. На вопрос же, вытекает ли из этих двух утверждений утверждение о том, что в этом другом посёлке есть почтовое отделение, крестьянин отвечал отрицательно. Говорил:

    “Чего не знаю, того не знаю. Я никогда там не был”.

    Логическая культура современного грамотного человека выше логической культуры крестьян, о которых шла речь. Нам даже кажется странным непонимание таких простых рассуждений (они называются категорическими силлогизмами).

    Указанный стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучившие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приёмами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам юридического факультета до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждении. Требовалось ответить, какие рассуждения студент считает правильными, какие - неправильными, а о каких не имеет определённого мнения. Кроме того, предлагалось сообщить, какими способами, соответствующими данным правильным рассуждениям, он владеет активно, то есть сам так рассуждает, а какими активно не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждении оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась и выравнивалась.

    Юрий Ивлев — Логика для юристов: Учебник.

    Юрий Ивлев — Логика для юристов: Учебник. краткое содержание

    Учебник соответствует программе курса логики для высших юридических учебных заведений. Основные вопросы излагаются с учетом достижений современной логической науки. В каждый раздел включены упражнения.

    Для студентов юридических вузов и факультетов, обучающихся по специальности и направлению “Юриспруденция”. Может быть использован также студентами других специальностей, учащимися средних учебных заведений, всеми желающими изучить логику или усовершенствовать свои знания в этой области.

    Логика для юристов: Учебник. читать онлайн бесплатно

    Редакционная коллегия:

    доц. П.Ф.Лунгу (председатель), проф. М.Н.Марченко, проф. Е.А.Суханов

    Рецензенты:

    докт. филос. наук, проф. В.А.Бочаров,

    канд. филос. наук, доц. М.Б.Оселедчик

    ВВЕДЕНИЕ

    Тогда ему говорили, что посёлок такой-то - райцентр. Крестьянин соглашался и с этим, говорил, что это райцентр района, в котором он живёт. Затем крестьянину задавали вопрос: «Вытекает ли из утверждений “В каждом райцентре есть почтовое отделение” и “Названный посёлок - райцентр” утверждение “В этом посёлке есть почтовое отделение”? Крестьянин утвердительно отвечал на вопрос и добавлял: “Я сам не раз бывал в райцентре и видел там почтовое отделение”.

    Если логическая культура не даётся человеку от природы, то как же она формируется?

    Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учёбы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие из них правильные, а какие - нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. Наша культура мышления повышается.

    Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности. Например, прокурор обнаруживает нелогичность рассуждений следователя и объясняет ему, какая ошибка допущена. Весьма вероятно, что в дальнейшем следователь эту ошибку не будет совершать.

    Изучение логики - наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры. По этой причине логику изучают во всех юридических вузах. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, особенно правовое познание.

    Не зная логики, юрист иногда может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чём ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение: “Вы ошибаетесь” - никого не убедит. Нужно указать, в чём человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказывают другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответствующие правила логики. Так, хорошие адвокаты часто используют знание логики. Обнаружив ошибку в рассуждениях обвинителя, они объясняют, какая ошибка допущена, говорят, что эта ошибка специально выделяется в логике и имеет особое название. Такой довод обычно оказывает большое воздействие на судей и других присутствующих в зале заседания, даже если последние никогда не изучали логику.

    Изучение логики не только позволяет убеждать людей в ошибочности их рассуждении, но и ускоряет нахождение ошибок. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически. Особенно важно быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания.

    Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять чёткие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д.

    Высокой логической культурой должны обладать руководители, работающие в сфере правопорядка. Известный американский теоретик и практик управления Стэнли Янг пишет о руководителе:

    ЛИТЕРАТУРА

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

    2. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.

    3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978.

    4. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.

    5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.

    6. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

    7. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.

    8. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.

    9. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Понятие”. М., 1986.

    10. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

    11. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Классическая логика” (“Исчисления высказываний и предикатов”). М., 1985.

    12. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга I, II. М., 1994.

    13. Войшвилло Е.К., Ивлев Ю.В. Логические аспекты философской аргументации // Вопр. философии. Вып. 6-7. Ереван, 1988.

    14. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986.

    15. Горский Д.П. Логика. М., 1963.

    16. Горский Д.П. Определение. М., 1974.

    17. Джини К. Логика в статистике. М., 1973.

    18. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.

    19. Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976.

    20. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

    21. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-на-Дону,1991.

    22. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

    23. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

    24. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.

    25. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.

    26. Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1987. № 2.

    27. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923.

    28. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

    29. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978.

    30. Сборник упражнений по логике / Под ред. А.С.Клевчени и В.И.Бартона. Минск, 1981.

    31. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

    32. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.

    33. Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теория множеств. М., 1965.

    34. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

    35. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989.

    36. Старченко А.А. Человек, имеющий убеждения // Молодой коммунист. 1975. № 9.

    37. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.

    38. Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М., 1982.

    39. Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967.

    40. Формальная логика. Л., 1977.

    41. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.

    А. СУЖДЕНИЕ

    А. СУЖДЕНИЕ

    Суждение - это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.

    Примеры суждений: “Луна светит отраженным светом”. “Терпение горько, но плод его сладок”. “Все адвокаты - юристы”. “Некоторые люди думают, что они живут, а на самом деле им это только кажется”.

    ЛЕКЦИЯ № 10 Суждение

    ЛЕКЦИЯ № 10 Суждение 1. Общая характеристика суждений Это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного

    3. Суждение

    3. Суждение Понятий, как вообще всякие мысли, не существуют изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны. Связь эта может быть различной: в сочетании понятий «ель - хвойное дерево» понятие «ель» включается в понятие «хвойное дерево»; в сочетании «кит не рыба»

    23. Суждение

    23. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного предмета. Например, суждениями

    (β) Моральное суждение

    (?) Моральное суждение Но это суждение имеет в то же время другую сторону, начинающую разрешение имеющейся здесь противоположности. - Сознание всеобщего относится к злому сознанию не как то, что действительно и совершает поступки (ведь, напротив, злое сознание есть то,

    II. Суждение

    II. Суждение Познавательная деятельность приводит всегда к истине или к лжи. В какой же форме выражается истина или ложь? В форме суждения, отвечает на этот вопрос логика. Но если так, то это значит, что представления, понятия и даже умозаключения, служа выразителями истины

    II. Суждение § 11Суждение есть выражение некоторого предмета в различных моментах понятия. Суждение содержит: a) предмет в определении единичности как субъект; b) его определение всеобщности, или его предикат, причем однако же субъект может относиться к предикату и как

    II. Суждение § 58Суждение есть отделение субъекта от его определения, или же особенности, и соотнесение его с этой особенностью, представляющей собой его предикат. Субъект и предикат относятся друг к другу либо как единичное и особенное, либо как единичное и всеобщее, либо

    Суждение и осуждение

    Суждение и осуждение Лучше всего начать с явления, всем хорошо знакомого, - радости от негативного суждения. Не раз мы слышали суждения типа: «плохая книга» или «плохая картина»; говорящий при этом делал многозначительную мину, будто высказал нечто содержательное. По

    § 1. Что такое суждение?

    § 1. Что такое суждение? В предыдущей главе мы определили логику как дисциплину, изучающую отношение импликации между суждениями, т. е. отношение между посылками и заключениями, с помощью которого истинность или ложность одного множества определяет истинность или

    II. УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ

    II. УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ

    А. СУЖДЕНИЕ Суждение - это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.Примеры

    Понятие и суждение

    Понятие и суждение 1) Я попытался вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен; всеобщ; содержится во всяком мысленном акте; абстрактен;

    Суждение (Jugement)

    Суждение (Jugement) Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение действительности, такое, например, как «Земля

    2. Суждение и предложение Суждение и назначение предложений. Подобно понятию, суждение выражается посредством языка. Но, как более сложная форма мышления, она облекается и в более сложную языковую форму. Если материальной оболочкой понятия служит слово (или

    2. Суждение и предложение

    2. Суждение и предложение 1. Определите, какие из следующих предложений выражают собой суждения: «Все люди. стремятся к знанию» (Аристотель). «Учись, пока хрящи не срослись» (посл.). «Знание есть сила. » (Ф. Бэкон). «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ). «Если хочешь сделать

    А. СУЖДЕНИЕ

    fil.wikireading.ru

    Александра Гетманова: Логика для юристов. Учебное пособие для студентов вузов

    Аннотация к книге «Логика для юристов. Учебное пособие для студентов вузов»



    Учебное пособие адресовано также юристам, учителям, слушателям в системе повышения квалификации и.

    Учебное пособие ориентировано на преподавание логики на юридических факультетах педагогических учебных заведений и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах и общеобразовательных школах. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике все главы снабжены логическими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки.
    А.Д. Гетманова более тридцати лет преподает логику в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), является автором нескольких учебников по логике.
    Материал учебного пособия имеет десятилетнюю апробацию преподавания логики на юридическом факультете МГПУ и семилетнюю практику преподавания логики в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии паук и Государственном университете гуманитарных наук.
    Учебное пособие адресовано также юристам, учителям, слушателям в системе повышения квалификации и всем интересующимся проблемами логики и юриспруденции.
    9-е издание, стереотипное.