Контрольно-учётный материал по обществознанию. А15.Рациональное познание,в отличие от чувственного

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

1. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1)Они совместно владеют одной квартирой 2)Т.и В. Живут вместе 15 лет

3)У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг 4) Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

2. Человек как один из людей:

1) Индивид 2) Индивидуальность 3) Гражданин 4) Личность

3. К социальным потребностям человека относится потребность в

1) Отдыхе 2)Общении 3)Самосохранении 4)Сохранении потомства

4. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублевую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись ее ухода, присвоить их. Эта ситуация отражает выбор

1) Правовой 2) Экономический 3) Политический 4) Моральный

5. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1)Уровень воспитанности 2)Вся преобразовательная деятельность человека

3)Производство материальных ценностей 4)Художественное творчество

6. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на нее. Это результат

1) Государственного регулирования 2) Ценового сговора производителей

3) Технического прогресса 4) Конкурентной борьбы

7. Какая социальная стратификация основана на распределении дохода и собственности?

1) Кастовая 2) Профессиональная 3) Экономическая 4) Политическая

8. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

1) Пассажиры 2) Мужчины 3)Инженеры 4)Горожане

9. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

1) Организация совместного досуга 2) Укрепление родственных связей

3) Совместное ведение домашнего хозяйства 4) Воспитание детей

10. Субъектами игры в «дочки-мате­ри» являются

1) Правила игры 2) Игровые сюжеты 3) Игрушки 4) Дети

11. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

1)Нарушающего закон поведения 2)Позитивного отклоняющегося поведения

3)Соответствующего обычаям поведения 4)Негативного отклоняющегося поведения

12.В государстве Н. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в этом государстве?

1) Парламентская республика 2) Президентская республика 3) Абсолютная монархия 4) Конституционная монархия

13.Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется

1) Существованием политического плюрализма 2)Способностью осуществлять государственное принуждение

3)Существованием гласности 4)Господством одной идеологии

13. К отличительным признакам рыночной экономики относят?

1) Использование хозяйственного опыта предков 2) Ценообразование под влиянием спроса и предложения

3) Отсутствие дефицита товаров и услуг 4) Преобладание государственной собственности на экономические ресурсы

14.Пенсионерка каждый месяц откладывает деньги на «черный день». Какую функцию денег показывает этот пример:

1) Средство обращения 2) Средство платежа 3) Мера стоимости 4) Средство накопления

15. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

ЧАСТЬ 2

1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) удовлетворение первичных потребностей 2) умение говорить 3) способность к чувственному познанию 4) умение планировать деятельность

2.

3.В приведенном списке указаны примеры вертикальной и горизонтальной мобильности Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера примеров вертикальной мобильности, а во вторую колонку – примеров горизонтальной мобильности.

1) Понижение в должности.

2) Получение высшего образования после окончания школы.

3) Смена гражданства.

4) Гражданка вступила в повторный брак

4. Установите соответствия между понятиями и их определениями: 5.Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

6.Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

    В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

    К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

    Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

    Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

    Супруги могут заключить брачный договор

    Ближнего своего нужно любить как себя самого

ЧАСТЬ 3.

Ситуационные задачи.

1) Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

2 ) Сравните три ситуации:

- ураганный ветер валит в лесу деревья,

- животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

- лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

3) В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

ЗАЧЁТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

1. Развитию конкуренции производителей способствует

1) уменьшение производительности труда 2)концентрация производства 3)свобода предпринимательства

2. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом 3) искусством 2)культурой 4) социумом

3. И человек и животное способны

1) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда 2) передавать трудовые навыки по­следующим поколениям

3) осознавать собственные потребно­сти

4.Что является проявлением глобальной экологической проблемы?

1)рост потребления энергии во многих странах 2) участившиеся вспышки на Солнце

3) недостаток очистных сооружений 4) промышленное загрязнение воздуха

5. К числу наиболее древних социальных норм относятся:

1) указ 2) право 3) закон 4) обычай

6. Опора на объективные факты при аргументации выводов – обязательная составляющая познания

1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

7. Какие социальные нормы иллю­стрирует следующее предписание: «Си­дя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?

1. нормы права 2. нормы морали 3. правила этикета 4. традиции и обычаи

8. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника 2) аристократа 3) финансиста 4) предпринимателя

9. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1)мать с дочерью выиграли приз в лотерее 2)отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод 4) сын устроился работать в семейную фирму

10. Общим для научного и художественного творчества являются

1) с тремление к осмыслению действительности 2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности 4) формирование чувства прекрасного

11. Высшей юридической силой в нашей стране обладает

1) указ президента 2) Конституция 3) постановление правительства

12. В государстве Н. существует культ личности, оппозиция отсутствует. Какой политический режим сложился в государстве Н.?

1) демократический 2) тоталитарный 3) авторитарный

13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

1)опираются на силу общественного мнения 2)обеспечиваются силой государственного принуждения

3)поддерживаются моральным сознанием 4)осваиваются в процессе социализации

14. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

1) командной 2) рыночной 3) традиционной 4) смешанной

15. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной 2) политической и экономической

3) социальной и духовной 4) экономической и духовной

ЧАСТЬ 2

    Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

    НАУКИ

    ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    1. экономика

      антропология

      социология

      происхождение и эволюция человека

      структура общества и принципы выделения общественных групп

      проблема использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей

    Установите соответствие между формами познания и их особенностями:

Особенности

    жизненный опыт

    искусство

    наука

    знание является побочным продуктом практической деятельности

    объективность и системность

    познание осуществляется с помощью художественных образов

3. В приведенном списке указаны примеры вертикальной и горизонтальной мобильности Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера примеров вертикальной мобильности, а во вторую колонку – примеров горизонтальной мобильности.

1) назначение учителя директором школы;

2) переход учителя на работу в другую школу;

3) перевод офицера на новое место службы;

4) разжалование офицера в рядовые.

        1. 4. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

        2. 5. К биологическим потребностям человека относят:

          Общение, голод, самосохранение, карьера, образование.

            Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника:

          1) кандидат в депутаты законодательного собрания, государственной думы;

          2) гражданин ПМР;

          3) футбольный болельщик;

          4) профессор.

          ЧАСТЬ 3

          Ситуационные задачи

            После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в обществознании?

            Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

            Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

          КЛЮЧ

          Вариант 1

          Часть 1

          Часть 2

          Задание №1

          Задание №2

          1-Б

          2-Г

          3-А

          4- В

          Задание №3

          Задание №4

          1-Б

          2-А

          3-В

          Задание №5

          Наследственность

          Задание №6

          Часть 3

          Ситуационные задачи

            Пояснение.

            В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

          1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

          2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

          3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

            В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

          1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

          2) проявлять себя как личность - значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

          3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

            Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла ).

          В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:

          Именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

          Лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.

          3) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

          1) элементы структуры деятельности в данном примере:

          субъект - старшеклассник;

          объект - знания и учения в области математики и физики;

          цель - поступление в технический вуз;

          средства - учебники и пособия;

          2) вид деятельности: учебная или познавательная;

          3) пояснение, например: происходит сознательное освоение систематизированной предметной информации, развитие умений и навыков. Может быть дано другое пояснение.

          КЛЮЧ

          Вариант 2

          Часть 1

          Часть 2

          Задание №1

          А-3

          Б-1

          В-2

          Задание №2

          А-1

          Б-3

          В-2

          Задание №3

          Задание №4

          1-Б

          2-Г

          3-А

          4-В

          Задание №5

          Голод, самосохранение

          Задание №6

          Часть 3

          Ситуационные задачи

          В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

          Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

            Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

          1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;

          2) обоснования, например: - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи. Могут быть приведены другие обоснования.

          В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

          1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

          2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

          Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

          Критерии оценки

          части зачётного материала

          Количество баллов за каждый правильный ответ

          Максимум баллов

          Часть 1

          Часть 2

          Часть 3

          Часть 4

          Основная литература:

          Издательство/год издания

          Обществознание, 10 класс

          Кравченко А. И.

          Обществознание, 11 класс

          Кравченко А. И.,

          Певцова Е. А.

          М.: «Русское слово-учебник», 2013

          Человек и общество: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений

          Боголюбов Л. Н.

          М.: Просвещение, 2000

          Обществознание: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ ПМР

          Жукова Е. В.

          Тирасполь: ГИПК, 2005

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 1

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 2

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 3

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Дополнительная литература:

          Издательство/год издания

          Хрестоматия по обществознанию, 8-11 кл.

          Жукова Е. В.

          Тирасполь:ПГИРО, 2007

          Человек и общество. Обществознание (базовый уровень), 10 класс, часть 1

          М.: Просвещение, 2009

          Человек и общество. Обществознание (базовый уровень), 11 класс, часть 2

          Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю.

          М.: Просвещение, 2009






















1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию
1) социально-статусную 2) рекреационную 3)воспитательную 4) репродуктивную
2. Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак?
А) наличие жилплощади В) Согласие родителей Б) Среднее или высшее образование Г) Достижение брачного возраста
3. Укажите, что является основным источником семейного права.
А) Конвенция о правах ребёнка Б)Семейный кодекс РФ
В) Кодекс о браке и семье РФ Г)Уложение о семейных отношениях РФ
4. Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это 1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
5. Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?
1) Они совместно владеют квартирой 2) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
3) Т. и В. живут вместе уже 15 лет 4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
6. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной)семьи?
А) Женщина экономически зависит от мужчины
Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.
1) верно А 2) верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
7. Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
А) досуговая Б)репродуктивная В) социально-статусная Г) экономическая
8. Семья в отличии от других малых групп характеризуется
1. Высокой политической активностью 2. Общностью быта 3. Общими увлечениями 4. Профессиональным роста
9. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья – это малая группа Б. Семья – это социальный институт
1) верно А 2) верно Б 3)верны оба 4)оба неверны
10. Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется:
А) совместным проживанием как минимум трех поколений
Б) справедливым распределением домашних обязанностей
В) экономической зависимостью женщины от мужчины Г) главенствующей ролью мужчины в доме.

Вариант 1.

Часть А.

А1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) Аграрный тип общества

2) Неразвитость институтов частной собственности

3) Особая ценность человеческой индивидуальности

4) Преобладание коллективистских форм сознания

А2 . И человек и животное

1) Свободно определяют цель своего поведения

2) Имеют индивидуальные интересы

3) Осознают свою уникальность

4) Зависят от природных условий

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации ?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) Уровень воспитанности

2) Вся преобразовательная деятельность человека

3) Производство материальных ценностей

4) Художественное творчество

А5. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство

2) Население страны многонационально

3) Слабо развита сеть услуг

4) Верховная власть в стране передаётся по наследству

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

1) Миграция сельского населения

2) Межнациональная интеграция

3) Разделение труда

4) Социальная дифференциаци

А8. Экономические системы различаются

1) Объёмом государственных расходов

2) Степенью вмешательства государства в экономику

3) Масштабами социальной поддержки населения

4) Разнообразием природных ресурсов

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

2) Производители увеличивают предложение

3) Снижается минимальный размер оплаты труда

4) Сокращается неравенство доходов населения

А10. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд $. Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

1) В 90-е годы XX века в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли доходы от налогов.

2) Во второй половине XX века в бюджете страны Ф. наибольшую долю составляли доходов от внешнеэкономической деятельности.

3) В 50-е годы XX века бюджет страны Ф. в основном пополнялся за счёт доходов от продажи государственного имущества.

4) В 50-е годы XX века доходы от налогов составляли большую часть бюджета страны.

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) Получение очередного офицерского звания

2) Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) Выход на пенсию

4) Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

1) Моральных

2) Правовых

3) Экономических

4) Политических

А14. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) Они совместно владеют одной квартирой

2) Т. и В. Живут вместе 15 лет

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

4) Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

1) Представляет собой волевое действие

2) Побуждает людей к определённым действиям

3) Обращается с помощью права ко всем гражданам

4) Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. Что характерно и для мажоритарной и для пропорциональной избирательных систем?

1) Выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) Создание одномандатных избирательных округов

3) Формирование единого общенационального избирательного округа

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права , в отличие от других социальных норм, является то, что они

1) Устанавливаются государством

2) Складываются в течение жизни нескольких поколений

3) Регулируют отношения в сфере власти

4) Устанавливают справедливость

А21. Гражданским правонарушением является

1) Мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) Отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) Супруги оформили развод

4) Сын устроился работать в семейную фирму

А24. Верны ли следующие суждения об обязательных условиях трудового договора ?

А. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение о режиме труда и отдыха работника.

Б. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение об испытательном сроке.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Часть В.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:__________________________________________________

В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ»

А 1. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

    они совместно владеют квартирой

    они живут вместе уже 5 лет

    у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    их отношения зарегистрированы в органах ЗАГС

А 2. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются

    этнической общностью

    малой группой

    социальным слоем

    фактором производства

А 3. Что характеризует репродуктивную функцию семьи:

    воспитание детей в традициях семьи

    опека над малолетними и престарелыми

    воспроизводство населения

    создание благоприятного психологического климата в семье

А 4. Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?

А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 5. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется:

    общими увлечениями

    высокой социальной активностью

    общностью быта

    общностью языка

А 7.

А 8. Верны ли следующие суждения о роли семьи в жизни человека?

А. Семья оказывает своим членам психологическую поддержку и защиту.

Б. Семья осуществляет первичный социальный контроль.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

В 1. Запишите слова, пропущенные во фрагменте таблицы «социальные институты общества».

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

Потребности в безопасности и социальном порядке

Государство и другие политические институты

Потребность в продолжении рода

Институт _______ и_________

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны:

    возложение домашних обязанностей на женщину

    экономическая самостоятельность женщины

    совместное проживание нескольких поколений

    справедливое разделение домашних обязанностей

    экономическая зависимость женщины от мужчины

    принятие решений всеми членами семьи

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    фактический характер

    характер оценочных суждений

В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

С 6. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями, выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

С 7. В ходе социологического опроса 2007 года (Левада – Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты представлены в графическом виде (в %).

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

С 7. Социологи страны Р. в течение 15 лет изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:

Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Р. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.