Психическая война. Пол ЛайнбарджерПсихологическая война

Сегодня День рождения создателя «ВКонтакте» Павла Дурова. В возрасте 22 лет он основал социальную сеть, которая достаточно быстро стала крупнейшей в стране, но непосредственно сама личность основателя для большинства пользователей сети так и осталась загадкой. Бигпикча поздравляет Павла с Днем рождения и предлагаем восполнить этот пробел с помощью нашей подборки.

Мы постарались собрать самые интересные факты из жизни одного из наиболее заметных героев современного интернет-бизнеса в России.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Деревянные ящики : Оставьте координаты и укажите удобное время приезда замерщика. Все остальное сделаем мы.

1. Образование.

Успехи Павла в области знаний, несомненно, впечатляют. В 2001 году он с отличием окончил Академическую гимназию, за время учебы в которой отличник совершил ряд весьма «оригинальных» поступков: например, однажды он сменил заставку всех школьных компьютеров на фотографию учителя информатики с подписью «Must die» (рус. «должен умереть»). Дурова многократно лишали доступа к компьютерам, но он с легкостью взламывал пароли к ним.

В 2006-м Павел закончил Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Английская филология и перевод» с красным дипломом, который между прочим, он до сих пор не забрал. За свои академические достижения и вклад в студенческую жизнь университета он был награждён стипендиями Правительства и Президента РФ. Одновременно с учебой в университете Павел прошел профессиональную подготовку на Факультете военного обучения СПбГУ по специализации «Пропаганда и психологическая война», по окончании которой получил звание лейтенанта запаса.

Одерживая победы на самых разных олимпиадах, Павел трижды становился лауреатом Потанинской стипендии, а также входил в избранное число студентов СПбГУ с высочайшим уровнем интеллекта и лидерскими способностями.

2. Бизнес как хобби.

Сразу по окончании ВУЗа Павел основал «ВКонтакте»: старый друг, после учёбы вернувшийся из США, познакомил его с Интернет-проектом для студентов вузов Америки - Facebook’ом, где пользователи размещали в профилях свои настоящие имена и фотографии. Дуров решил внедрить подобную концепцию сайта в России, где могли бы общаться реальные люди под реальными именами. Первоначальное название будущего проекта - «Студент.ру» - было заменено Павлом на «ВКонтакте», так как, по его словам, «рано или поздно мы все становимся выпускниками». Сначала сайт был закрытым, другими словами, зарегистрироваться можно было только после личного приглашения. Но уже в конце года регистрация стала свободной. Например, в сентябре 2012 года суточная аудитория сайта составляла в среднем 22 миллиона человек. На сентябрь этого же года в «ВКонтакте» зарегистрировалось более 140 миллионов пользователей. По скорости своего роста соцсеть побила все рекорды Рунета.

На 2011 год Дуров, обладающий состоянием в 7,9 миллиарда рублей, занимал 350-е место в рейтинге российских миллиардеров.

3. Взгляды и приоритеты

В компании Дурова работают лучшие российские программисты, лауреаты международных конкурсов по программированию и математике. «ВКонтакте» осуществляет финансовую поддержку развивающегося олимпиадного программирования в России и спонсирует команды программистов Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Сам Павел официально выступает за реформацию в России образовательной системы; отмену налогов в сфере информации; отмену визовой системы, прописок и воинского призыва; снижение таможенных пошлин; предоставление регионам полной автономии; а также за открытость суда присяжных.

Его вдохновляют Эрнесто Че Гевара и Стив Джобс.

4. Независимость.

«В людях я ценю интеллект и независимость» — цитата Дурова.

В конце 2011 года, во время массовых акций оппозиции, представители ФСБ обратились к руководству социальной сети с настойчивой рекомендацией закрыть нелояльные к власти группы, однако Дуров ответил отказом, выложив скан подтвердающих документов.

В переписке с «органами» Павел Дуров также отметил, что «ВКонтакте» не поддерживает «ни власть, ни оппозицию»

5. «В контакте» с Павлом Дуровым.

По словам партнеров, Павлу свойственен жёсткий, порой даже наглый стиль ведения бизнеса.

Живет он на съёмной квартире (недалеко от офиса «ВКонтакте»), где, по его словам, могут остаться переночевать разработчики. Весьма оригинальный можно увидеть на фото выше.

Все желающие узнать поближе нашего героя могут приобрести изданную в прошлом году книгу «Код Дурова», описывающую становление «ВКонтакте» и её создателя. Кстати, права на экранизацию книги были выкуплены сразу после ее публикации, так что в ближайшее время смотрим картину во всех кинотеатрах страны.

6. Признание и популярность

Некоторые западные СМИ называли Павла российским . К слову, Павел знаком с основателем Фейсбука, а произошло знакомство в доме последнего благодаря их общим друзьям. Журнал Forbes в прошлом году опубликовал список «30 самых заметных фигур русского интернет-бизнеса», где Павел был на седьмом месте. Дуров оказался на 42 месте в списке самых цитируемых блогеров в российских СМИ в первом полугодии 2012 года. Один из создателей «ВКонтакте», Олег Андреев, объяснил причину успеха социальной сети таким образом: «Павел, в отличие от большинства программистов, понимал, чего хочет от жизни школьник и студент и как это выглядит в дизайне. Он умел смотреть глазами человека, у которого старый браузер и медленный Интернет».

7. «Большой оригинал». Павел Дуров со Звездой

Павел попал на третье место списка Forbes «9 самых необычных российских бизнесменов - сумасбродов, чудаков и эксцентриков» за публикацию фотографии, на которой он демонстрирует непристойный жест в ответ на старания крупного акционера «ВКонтакте» - Mail.ru Group - поглотить эту соцсеть.

8. «Вооружен и очень опасен»

С апреля этого года относительно Павла Дурова проводится расследование о наезде и «оскорблении неприличным жестом» инспектора ДПС Санкт-Петербурга. Однако настораживает тот факт, что сразу же после «преступления» почти половина акций компании «ВКонтакте» от одноклассника Дурова и его компаньона перешла к одному из инвестиционных фондов, давно присматривающихся к компании…«Рекомендую новоиспеченному акционеру VK воздержаться от комментариев по поводу активности СМИ вокруг «В контакте» - так ответил Дуров на предложение этого фонда высказаться по поводу своего предполагаемого участия в ДТП. Управляющий партнер фонда «просит меня публично заявить о том, что инициатором атаки (заведения уголовного дела. - “Ведомости”) не является его компания, но у меня как раз нет такой информации», добавил он. Также в пресс-службе ВКонтакте заявляют: «Известно же, что Павел Дуров ходит пешком или ездит на метро. У него нет автомобиля. Автомобиля нет и у компании. Кто-то пустил утку о сопричастности Павла Дурова».

9. «Объект для жесткой критики»

В мае прошлого года на День города Санкт-Петербурга из окна главного офиса Павел Дуров вместе с коллегой пускали самолетики из пятитысячных купюр, наблюдая завязавшуюся внизу потасовку из желающих легко обогатиться. Эта акция подверглась яростной критике со стороны популярных блоггеров и журналистов. Так, телеведущий Владимир Соловьёв назвал поступок «блажью купчика», а самого Дурова «недоцуккербергом». Соловьёва поддержал нынешний министр культуры РФ Владимир Мединский. Сергей Стиллавин, который, несомненно, очень уважает и ценит «наш народ», написал в своём ЖЖ-дневнике: «Гражданин, который относится к своему народу как к скоту, должен получить на зоне профессию „швея-мотористка“». Сергей Ениколопов заключил, что «такое лечится в лагерях», напомнив о расстрелах в 1920-1930-е годы «оборзевших» большевиков.

10. Гражданская позиция (Фото со страницы П.Дурова ВКонтакте.)

В конце сентября гендиректор «ВКонтакте» Павел поддержал участницу Pussy Riot Надежду Толоконникову, написав на своей странице пост про ее письмо, в котором осужденная рассказывает о тяжелых условиях пребывания в мордовской исправительной колонии №14. «Друзья, любой из нас или наших близких может оказаться на месте этой девушки. Поддержим Надю, рассказав о ее письме друзьям. То, что она описывает, должно быть искоренено», - пишет один из немногих представителей бизнеса, кто не боится высказывать свое мнение в наше непростое время.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи психологической практики. Организация психологической практики. Принципы организации психологической службы. Календарное планирование психологической практики. Основные методические подходы к психологическому консультированию.

    методичка , добавлен 07.04.2007

    Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманность и профессиональная компетентность. Этика пенитенциарного психолога. Изучение личности осужденного.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2008

    Объекты и субъекты информационного противоборства. Особенности внешнего управления информационно-психологическими процессами. Информационно-психологическая агрессия. Понятие информационного оружия. Анализ использования технологий психологической войны.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2015

    контрольная работа , добавлен 12.02.2008

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Теоретические основы социально-психологической напряженности: сущность, формы проявления, факторы и уровни. Исследование социально-психологической напряженности в администрации Новосибирского района. Рекомендации, обеспечивающие ослабление противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев, ее положительные и отрицательные факторы. Роль психологической помощи в процессе социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев. Разработка коррекционной программы.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

Все войны делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

По социально-политическому содержанию различают типы войн: справедливые и несправедливые; захватнические и освободительные.

По стратегическому содержанию рассматривают виды войн: в зависимости от масштаба - мировые, региональные, локальные.

По способу действия - маневренные и позиционные.

По составу участвующих - двусторонние и коалиционные.

По продолжительности - затяжные и быстротечные.

По физическим средам вооруженной борьбы - наземные, морские, воздушные, космические.

По основному виду средств вооруженной борьбы различают ядерную войну, неядерную (обычную), химическую, биологическую, бактериологическую, геофизическую, информационную, в т.ч. войну в киберпространстве. Далее рассмотрим некоторые из основных видов войн.

Справедливая война- война, которая ведется в соответствии с принципами Устава ООН для отражения агрессии в защиту своего отечества, независимости государства и свободы нации. По своему социально-политическому характеру является противоположностью несправедливой войны, которая ведется другой стороной для захвата чужих территорий, навязывания своей воли другим государствам и нациям, для установления политического господства, порабощения определенных наций или с другими агрессивными и реакционными целями. Каждая враждующая сторона стремится за счет дипломатических усилий и средств информационной войны обеспечить себе политическое прикрытие и статус стороны, ведущей войну оправданную и справедливую.

Мировая война - война крупных коалиций, блоков, союзов государств, в которую прямо или косвенно вовлекаются все ведущие государства мира и которая распространяется на все или большую часть континентов, акваторий океанов и морей. Такая война ведется, как правило, продолжительное время с предельно решительными целями, приобретает глобальный размах, наиболее ожесточенные формы и сопровождается огромными разрушениями и многочисленными потерями вооруженных сил и населения.

Региональная война - война, охватывающая определенный регион (часть континента), с вовлечением в нее всех или большей части находящихся в его границах государств при косвенном участии (обычно в форме оказания помощи) других держав. Такая война может носить коалиционный характер, отличаться большой напряженностью, разнообразием средств и способов вооруженной борьбы.

Локальная война - война между двумя или несколькими государствами (их коалициями), ведущаяся на относительно ограниченной территории с использованием сравнительно малочисленных ВС при слабой насыщенности их вооружениями и военной техникой. Такие войны могут быть различной продолжительности, вестись с решительными или ограниченными целями. Их масштаб, напряженность и интенсивность в решающей мере зависят от прямого или косвенного участия в них крупных держав. Нередко при этом испытываются новейшие системы оружия и техники.

Внутригосударственная (гражданская) война - организованная вооруженная борьба за государственную власть или господствующее положение в обществе между различными классами и социальными слоями (группами) внутри государства. Обычно она является результатом непримиримых общественных противоречий, инициируемых политическими партиями, религиозными и шовинистическими организациями и их лидерами (вождями) с вовлечением в нее общественно-политических движений, войск и широких народных масс. В некоторых случаях такие противоречия могут подогреваться правительствами зарубежных стран для решения собственных задач. В большинстве случаев гражданская война ведется бескомпромиссно, с решительными целями, ведет к расколу общества, разрушению производительных сил, большим материальным и людским потерям.

Национально-освободительная война - война народов колониальных и зависимых государств за свое национальное освобождение или для защиты своего государственного суверенитета, свободного и независимого развития. Обычно ведется с одной стороны вооруженным народом, специально созданными военизированными формированиями и иррегулярными силами, с другой стороны - группировками экспедиционных вооруженных сил государства-метрополии. Осуществляется в специфических формах путем проведения с обеих сторон кратковременных изолированных операций и отдельных взаимосвязанных сражений в сочетании с партизанской борьбой.

Религиозная война - война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания. Наряду с указанными мотивами в этих войнах, как правило, присутствуют и переплетаются также политические, социальные и экономические интересы. В стратегическом отношении такие войны обычно характеризуются непримиримостью и особой жестокостью борьбы, тесным сочетанием разномасштабных военных действий с острой идеологической борьбой.

Всеобщая ядерная война - война, в которой основным средством поражения противника является ядерное оружие, применяемое неограниченно, массированно, в течение короткого промежутка времени и в сочетании с другими средствами борьбы. В такую войну прямо или косвенно может быть вовлечено большинство государств мира. Ее вторичные последствия распространятся на весь земной шар. Развязывание такой войны приведет к гибели человеческой цивилизации, глобальной экологической катастрофе

Ограниченная ядерная война - война с применением различных видов оружия, в том числе ядерного, использование которого ограничивается по масштабам, районам применения и видам ядерных средств. Такая война возможна лишь в течение ограниченного времени на некоторых театрах военных действий с использованием преимущественно тактических и оперативно-тактических (или части стратегических) ядерных средств для поражения, например, важнейших военных и военно-экономических объектов. Такая война таит в угрозу перерастания во всеобщую ядерную войну.

Обычная (конвенциональная) война - война с применением сил и средств общего назначения с отказом от применения средств массового поражения, прежде всего, ядерного, химического и бактериологического оружия. Характеризуется возможностью применения эффективного (высокоточного, всесуточного, всепогодного) оружия, средств разведки и целеуказания, связи, боевого управления и РЭБ. Может иметь высокую напряженность и скоротечность проведения боевых операций, различный размах, а также вестись в течение длительного времени или закончиться в короткий срок.

Континентальная война - война, в ходе которой вооруженная борьба развертывается преимущественно в границах одного из континентов на сухопутных фронтах. Основные цели в такой войне достигаются разгромом, прежде всего, группировок сухопутных и бронетанковых войск, военно-воздушных сил противника на континентальных театрах военных действий (ТВД) и захвата стратегически важных районов его территории. Действия на морских ТВД в таком случае имеют вспомогательное значение. В основном, они развертываются в прибрежных зонах и подчиняются интересам операций сухопутных войск.

Океанская война - война, в которой решающие военные действия развертываются на акваториях океанских и морских ТВД, а поставленные военно-политические цели достигаются, главным образом, в результате разгрома военно-морских сил противника и захвата его основных военно-морских баз (ВМБ) и установления контроля за оперативно важными зонами морей и океанов. Чаще всего океанская война представляет собой составную часть всеобщей войны.

Воздушно-космическая война- гипотетическая война, в которой решающее значение приобретают военные действия в воздушно-космическом пространстве с использованием специально созданных для этих целей ударных, оборонительных и обеспечивающих средств. Предположительно может вестись в форме крупных стратегических воздушных, а также отдельных космических и противокосмических операций, являясь частью всеобщей (мировой) войны, способна оказать существенное влияние на ее ход и исход. В современных условиях воздушно-космическая война как самостоятельная форма борьбы нереальна.

Информационная война - интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций, подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения.

Термин «информационная война» используется в двух смысловых вариантах:

  • - в широком смысле - для обозначения противоборства в информационной среде и средствах массовой информации для достижения различных политических целей;
  • - в узком смысле - как информационные военные действия, военное противоборство в информационной сфере в целях достижения односторонних преимуществ при сборе, обработке и использовании информации на поле боя (в операции, сражении), снижения эффективности соответствующих действий противника. В качестве военно-политической категории, информационная война определяется как совокупность способов воздействия на сознание всех социальных групп государства-противника для искажения или изменения знаний об основных социальных и природных явлениях, как следствие, для ослабления или разрушения основ общества, что создает условия для дезорганизации мер противодействия агрессии.

Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев относительно будущих войн высказывает такие предположения: «Прежде всего мы видим, что все менее вероятной становится глобальная ядерная война и вообще крупномасштабная война. И не только из-за катастрофических последствий такой войны или вследствие того, что кто-то по произволу отменил такие войны. Просто изысканы другие коварные и довольно эффективные формы международного противоборства, когда оказывается возможным путем развязывания локальных войн, конфликтов, применения экономических, финансовых санкций, политико-дипломатического и информационно-психологического давления, различного рода подрывных действий, как это было в Югославии, Ираке, Грузии, последовательно подчинять и приводить к общему мировому порядку непокорные страны, не прибегая к большой войне».

В соответствии с точкой зрения российского военного теоретика генерал-майора Владимира Слипченко: «В вооруженной борьбе будущего победа может быть достигнута главным образом лишь разрушением экономического потенциала противника. Более того, если обороняющийся противник оказался не готов к войнам будущего, а всю ставку, как и в прошлом, сделал на свои сухопутные войска, то, как уже обращалось внимание, нет необходимости громить такие его вооруженные силы. Они, за исключением средств ответного удара, не представляют собой никакой угрозы для нападающего и в условиях разрушенной экономики обречены сначала на потерю боеспособности, а затем и на полный развал. В таких условиях неизбежно рухнет и политический строй». Экономический потенциал противника (и не только его) с наименьшими экономическими затратами можно разрушить при помощи новейших методов ведения войны, то есть с применением современного оружия.

Во второй половине XX века было более 300 войн и вооруженных конфликтов, в ходе которых совершенствовалась теория и практика информационно-психологического воздействия. Накопленный в годы 2 мировой войны опыт информационного воздействия был активно использован США в ходе войны в Корее. В США был создан новый центр психологической войны. Этот центр взял на себя не только руководство подготовкой кадров, но и на его основе был создан новый орган – Совет по психологической войне, который занимался оценкой и испытанием новых средств и методов ведения психологической войны.

Кроме того, здесь начала свою деятельность школа психологической войны, которая была создана на базе специального факультета общевойсковой школы (в настоящее время школа носит название «Центр и школа специальных методов войны сухопутных войск имени Джона Ф. Кеннеди»).

Понятие «психологическая война» до настоящего времени широко распространено в мировой военно-политической литературе.

«Психологическая война» – в широком смысле целенаправленное планомерное использование политическими оппонентами пропаганды и других средств (дипломатических, военных, экономических, политических и т. д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях. Приемы психологической войны – это приемы психологического давления, приемы незаметного проникновения в сознание объекта психологического воздействия, приемы скрытого волнения и искажения законов логики.

В США этот термин впервые стал употребляться в 1941 году после выхода книги сотрудника разведки Л. Фараго «Немецкая психологическая война». С учетом опыта войны в Корее деятельность армейской службы психологической войны США была пересмотрена. В марте 1955 года министерство армии ввело переработанное наставление ФМ-33-5 «Ведение психологической войны». В нем было дано социальное толкование американской концепции психологической войны. «Психологическая война, говорилось в наставлении, – включает мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на сознание, чувства и действия противника. Эти мероприятия проводятся командованием в сочетании с боевыми операциями в целях подрыва морального духа противника. Такие мероприятия проводятся в соответствии с политикой, провозглашенной руководящими инстанциями.

Война во Вьетнаме явилась отправной точкой формирования современных теоретических взглядов на информационно-психологическую борьбу. Постепенно концепция психологической войны была заменена концепцией специальных методов войны. Психологические операции вошли составной частью в проводимые вооруженными силами специальные операции.

В полевом уставе армии США ФМ-33-1 1987 года дается такое определение: «Психологические операции – это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношения и поведение в благоприятном направлении для достижения, как политических, так и военных национальных целей США».

В широком смысле психологические операции включают комплекс политических, идеологических и военных мероприятий, проводимых против других стран, как враждебных, так и нейтральных, в целях обеспечения национальных интересов США.

В узком смысле – это комплекс мероприятий пропагандистского и военного характера, а также психологических акций по поддержанию военных операций и боевых действий своих войск и оказанию психологического воздействия на личный состав противника и его население.

По взглядам руководства США, психологические операции наиболее эффективно способствуют достижению национальных целей при следующих условиях:

Полная и твердая поддержка организации и проведения психологических операций высшим государственно-политическим руководством страны;

Наличие специальных органов психологических операций, непосредственно связанных с правительственным механизмом принятия политических решений в области национальной безопасности;

Понимание и учет психологических аспектов при принятии политических решений в области национальной безопасности;

Взаимодействие органов планирования психологических операций со всеми исполнительными органами, учреждениями.

Американские специалисты особо подчеркивают, что при наличии указанных условий необходимо для повышения действенности психологических операций сочетать их с мощными вооруженными силами и демонстрацией военной мощи.

В ходе войны во Вьетнаме создавалась американская концепция психологических операций. Началось использование новых форм воздействия на психику человека, направленных прежде всего на подсознательный компонент психики.

В американских радиопрограммах, листовках и устных передачах, преобладали методы психологического воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, записанные на пленку крики диких зверей, которые должны были изображать голоса лесных духов, демонов и т. п.). Так, например, командование 1 бригады 101 воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступлением своих войск организовало над районами сосредоточения войск противника передачи записанного на пленку пронзительного крика орла (орел – эмблема 101 ВДД) вперемешку с детскими голосами: «Папа, вернись домой!» одновременно с самолетов сбрасывались литровки с изображением орла, держащего в своих когтях «вьетконговца». На оборотной стороне листовки был изображен следующий текст: «Берегись, Вьетконг! Для вас нет безопасного места, куда бы можно было убежать, нет укрытия, где можно было бы спрятаться. Орел настигнет вас в любое время, в любом месте… без предупреждения он несет неминуемую смерть». Подобная пропаганда имела ощутимые результаты: часть вьетнамских военнослужащих была полностью деморализована, и в дальнейшем крик орла вызывают у них страх, некоторые бойцы еще до начала наступления сдавались в плен.

Иногда для того, чтобы не дать отдохнуть бойцам фронта национального освобождения южного Вьетнама, психологически истощить их, применялась тактика звуковещания с вертолетов на определенный район в течение всей ночи. Программы звуковещания готовились под видом обращений к своим близким «блуждающих душ». В других случаях по периметру деревни сбрасывались на парашютах магнитофоны с временными реле, которые периодически в течение всей ночи включали и выключали их. С началом применения «криков с неба» количество перебежчиков увеличилось более чем в три раза, со 120 до 380 человек в месяц . Вся эта деятельность проводилась на основе подготовленного в августе 1963 года Д. Принсом и П. Джуридайном по заказу министерства обороны США доклада «Колдовство, чародейство, магия и другие психологические феномены и их значение для военных и паравоенных операций в Конго». В отпечатанных в соответствии с требованиями доклада листовках подчеркивалось, что убитые в ходе боев не будут похоронены на земле предков, что по вьетнамским обычаям является недопустимым. Ровно через 49 дней (срок поминовения умерших во Вьетнаме) на населенные пункты, где проживали семьи и родственники погибших военнослужащих, сыпался дождь листовок со всевозможными небесными угрозами. То же самое повторялось ровно через год. Начало боевых операций планировалось американцами, как правило, на дни, которые по вьетнамским народным поверьям, являлись неблагоприятными и заранее предвещали поражение.

Американские бомбардировщики основной целью имели не столько уничтожение живой силы и разрушение важных объектов, сколько внушение страха и отчаяния перед военной мощью США.

В ходе войны во Вьетнаме поручили свое дальнейшее развитие различные элементы искусства ведения информационно-психологического воздействия. В практику ведения психологических операций вошло оказание влияния на население всей страны – объекта воздействия. Появилось новое стратегическое средство информационно-психологического воздействия – телевидение, которое к началу 21 века приобрело колоссальное влияние. Впервые практиковалось распространение среди населения нового средства пропаганды – телевизоров (3,5 тысяч штук). По итогам войны во Вьетнаме, несмотря на поражение в ней США, пропагандистское, психологическое оружие еще больше укрепило свои позиции. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам специалистов, расходы американской армии на то, чтобы убить одного вьетнамца, составили в среднем 100 тысяч долларов, в то время как для переубеждения его перейти на сторону США 125 долларов.

Недостатки, имевшие место приведении психологических операций во время войны во Вьетнаме, были проанализированы специальной правительственной комиссией и выработаны рекомендации (по увеличению численности личного состава в 10 раз, повышению уровня подготовки сил психологических операций резерва; полное техническое перевооружение, использование в интересах психологической войны средств массовой информации; создание и использование единого банка данных в интересах психологической войны).

По мнению членов правительственной комиссии, США потерпели поражение во Вьетнаме в тот момент, когда лишились поддержки населения в собственной стране и мирового общественного мнения. Поэтому был сделан важный концептуальный вывод о том, что важно заранее заручиться поддержкой общественности своей страны и мирового мнения по отношению к приближающейся войне. Эти выводы были учтены при подготовке военной операции против Ирака в 1991 году.

Одновременно должны быть проведены контрпропагандистские мероприятия, с тем, чтобы нейтрализовать пропаганду противника.

К сожалению, военно-политическим руководством СССР американский опыт не был учтен при планировании боевых действий в Афганистане. Информационно-психологическая борьба между СССР и США за мировое общественное мнение после ввода советских войск в Афганистан закончилась полной победой США. Однако и после этого руководство СССР не приняло никаких мер в информационной сфере.

Таким образом, Вьетнам для США явился полигоном для отработки основных положений американской концепции психологических операций.

США, другие ведущие страны Запада сделали соответствующие вывода из опыта ведения психологической войны во Вьетнаме. Этот опыт послужил основой для дальнейшего развития теории и совершенствования искусства ведения психологических операций в локальных конфликтах 80-90-х годов 20 века.

Основной урок, который был извлечен из вьетнамского опыта – это роль и значение мирового общественного мнения. Его недооценка привела к международной изоляции США, стимулировала рост антивоенного движения в самих Соединенных Штатах.

Первой пыталась на практике вызвать положительную реакцию мировой общественности Великобритания путем проведения психологических операций в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова (1982 г.)

Так как правительству Великобритании весной 1982 года удалось достаточно быстро добиться поддержки своего военного курса внутри страны, оно сразу же включилось в борьбу за мировое общественное мнение.

Таким образом, во Вьетнаме получило свое дальнейшее развитие искусство ведения информационного воздействия. Психологические операции вошли составной частью в проводимые вооруженными силами специальные операции. С Вьетнама в практику ведения психологических операций вошло оказание влияния на население всей страны – объекта воздействия, появилось новое стратегическое средство информационного воздействия – телевидение.

В начале 80-х годов роль и значение психологических операций в системе обеспечения национальной безопасности США резко возросла (после прихода в Белый дом президента Р. Рейгана). Начался поиск новых форм и методов воздействия.

Апробация новых подходов была осуществлена во время вторжения американских войск на Гренаду (1983 г.). На основе результатов успешной психологической операции проведенной на Гренаде, в начале 1984 года президент США Рейган отдал распоряжение министерству обороны воссоздать структуру и потенциал психологических операций вооруженных сил США. В соответствии с этим распоряжением министром обороны США была организована всесторонняя оценка возможностей нужд военного ведомства в области психологических операций. В результате этой работы был сделан вывод о том, что за прошедшее после войны во Вьетнаме десятилетие, потенциал психологических операций в вооруженных силах пришел в состояние упадка. Неразбериха была во всем: в целях психологических операций, их задачах, политической доктрине, организации и структуре подразделений, концепции применения, планировании, программировании, материально-техническом обеспечении, взаимодействий с разведкой, мобилизационной готовности и, что наиболее важно, все это накладывало отпечаток на отношение к службе психологических операций со стороны других военных структур.

Одобренный в середине 1986 года министром обороны США К. Уайнбергером план перестройки системы психологических операций содержал рекомендации по значительному увеличению потенциала психологических операций американских вооруженных сил в целях поддержки глобальных интересов США в мирное время, угрожающий период и на всех этапах вооруженного конфликта.

В соответствии с планом была разработана всеобъемлющая единая концепция, определяющая сущность, содержание и направленность психологических операций, способы их координации и проведения в мирное время угрожаемый период и в ходе войны. Психологические операции рассматривались как своего рода умножитель боевого потенциала войск во всех видах боевых действий. В феврале 1987 года концепция была утверждена комитетом начальников штабов (КНШ).

Принятые теоретические разработки были апробированы на практике подразделениями психологических операций в ходе вторжения вооруженных сил США в Панаму (декабрь 1989 года). Одним из немногих военных конфликтов, где поставленные перед аппаратом психологических операций цели практически были полностью реализованы, явилась война в Персидском заливе в 1991 году.

Общую группировку формирований психологических операций многонациональных сил возглавлял полковник Джефф Джоунс. Первые подразделения психологических операций прибыли в Саудовскую Аравию 31 августа 1990 года.

Впервые планирование психологических операций на период подготовки и ведения войны в заливе осуществлялось наряду с планированием боевых операций и было включено в общий план проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». В августе 1990 года главнокомандующий Объединенным центральным командованием вооруженных сил США генерал Н. Шварцкопф направил доклад президенту США, в котором настаивал на организации психологических операций на всех уровнях в целях содействия проведению военных мероприятий. На основе этого доклада Дж. Буш подписал три секретные директивы, определяющие порядок организации и ведения психологических операций на весь период кризиса в Персидском заливе, регламентирующие деятельность разведывательных служб, научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами арабского мира, психологов и целого ряда армейских органов.

Сам факт принятия этих документов – свидетельство того, что армейское командование ставило психологические операции в один ряд с операциями боевыми. Ход выполнения изложенных в директивах требований был взят на необычайно жесткий контроль.

В качестве основных задач психологических операций были определены:

Дезинформация командования вооруженных сил Ирака и широкой общественности относительно планов военных действий;

Подрыв доверия населения Ирака к президенту Саддаму Хусейну;

Поддержка движения сопротивления в Кувейте и оказание помощи оппозиционным силам в самом Ираке;

Показ бесперспективности сопротивления многонациональным силам.


Для реализации поставленных задач и координации действий всех привлекаемых служб непосредственно при штабе командования ВС США в Саудовской Аравии была создана рабочая группа.

Психологические операции подразделялись на два направления.

Первое из них относилось к внешнеполитической области. Здесь главными целями являлись: со стороны многонациональных сил – обеспечить поддержку осуществляемых в отношении Ирака контрмер, укрепить позиции антииракской коалиции и ослабить агрессора; со стороны Ирака – оправдание своих действий и поиск союзников.

Второе направление психологических операций имело объектом непосредственно военную сферу. Они должны были усилением постоянного психологического давления, порождаемого военной обстановкой, способствовать ухудшению морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил противника, снижая тем самым его боеспособности.

Психологические операции в ходе всего конфликта проводились по следующим каналам:

1) Глобальные телеканалы (Си-ЭН-ЭН)

2) национальные средства массовой информации;

3) федеральные ведомства (ЦРУ, ЮСИА и т. д.);

4) вооруженные силы.


Опираясь на этот мощный аппарат, Соединенным Штатам удалось подготовить почву для противодействия Ираку: мобилизовать против него мировое общественное мнение, способствовать созданию антииракской коалиции, углубить существующий раскол в арабском мире, разжечь эйфорию «ура-патриотизма» в США» и других странах Запада. Попытка же Ирака найти поддержку в мировом сообществе фактически провалилась.

Своеобразным штрихом психологического воздействия на Ирак явилось оперативное насыщение международного рынка товарами с антииракской символикой. Примером могут служить трикотажные изделия с изображением летящей ракеты и надписями «Привет Саддаму от морской пехоты США», «До встречи в Багдаде» и т. п.

В ходе проведения разнообразных мероприятий с помощью радиовещания, видеопропаганды, печатных пропагандистских материалов, звуковещания и других средств осуществлялось информационно-психологическое воздействие на психику военнослужащих иракской армии.

При этом особая роль отводилась средствам массовой информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций и наставлений Пентагона для корреспондентского корпуса.

В соответствии с инструкциями, в структуре органов военного управления многонациональными силами было создано около 40 журналистских пулов (пресс-бюро), в каждом из которых 2 места отводились для представителей прессы Саудовской Аравии, два других – для остальных журналистов. В каждый пул входил офицер по связи с общественностью. Его функции заключались в подборке и «шлифовке» разнообразных материалов, которые военное руководство считало наиболее «подходящими» для передачи представителям прессы. Ими же предоставлялись в распоряжение телекомпаний специально отснятые клипы, изображавшие в нужном для командования союзников свете ход подготовки к ведению боевых действий. Американские, английские и французские журналисты, включенные в состав аккредитованных при командовании национальных сил пулов, в письменной форме обязались соблюдать жесткие нормы в отношении характера и содержания передаваемых сообщений, установленные военным руководством. Следует обратить внимание на то, что данная технология была активно применена и при оккупации Ирака в 2003 году. Отдельные компоненты данной модели применялись и в августе 2008 года проамериканским режимом Саакашвили в ходе агрессии против Южной Осетии.

Одновременно осуществлялось целенаправленное информационно-психологическое воздействие на военнослужащих иракской армии силами подразделений психологических операций армии США. Для проведения этой работы в район Персидского залива были заблаговременно переброшены: 8-й батальон психологических операций непосредственной поддержки, 96-й батальон по работе с гражданским населением, 352-е командование по работе с гражданским населением. Они имели в своем составе подвижные типография, теле– и радиостанции, звуковещательные станции различного класса.

Итоги войны в Персидском заливе во многом были определены глобальным и комплексным применением средств и сил информационно-психологического воздействия на информационно-психологическую среду иракского общества. США и страны коалиции применив к Ираку методы «информационной блокады» и информационной экспансии, навязали военнослужащим и населению Ирака восприятие происходящих событий в соответствии с поставленными целями операции. Страны Запада создали благоприятную для реализации своих военно-политических целей информационно-психологическую среду (иракского общества и мирового сообщества).

Таким образом, война в Персидском заливе показала суперэффективность информационно-пси холо гического воздействия. Психологические операции сыграли ключевую роль в достижении результата.

После удачного применения сил и средств психологических операций в Персидском заливе перед военно-политическим руководством США встал вопрос о расширении сферы их применения. Такой областью стала миротворческая деятельность и проводимые в ее рамках военные операции. В декабре 1992 года в миротворческой операции «Возрождение надежды» в Сомали принял участие личный состав 96 батальона по работе с гражданским населением ВС США.

Специалисты психологической операции США попытались механически перенести опыт, полученный в Персидском заливе, на совершенно отличную обстановку в стране, где шла гражданская война. Определенную роль сыграло также слабое знание военнослужащими ВС США культурных и религиозных традиций местного населения, наличие языкового барьера, отсутствие у аппарата психологических операций опыта работы в условиях уникальной по своему характеру акции. В результате США не удалось добиться понимания и поддержки целей операции «Возрождение надежды» со стороны местного населения и основных вооруженных группировок страны. Об этом свидетельствовал рост недовольства и антиамериканских настроений в ряде районов страны, падение авторитета США среди сомалийцев.

После провала в Сомали, руководителями американских подразделений информационно-психологического обеспечения были сделаны серьезные выводы. Об этом свидетельствует эффективное применение сил и средств информационно-психологического воздействия на территории Югославии в конце 20 века (в Боснии и Герцеговине и в ходе Косовского кризиса).

Таким образом, опыт военных конфликтов второй половины 20 века показал, что психологические операции прочно трансформировались в одну из основных составных частей современных боевых операций.

В армиях Североатлантического союза организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разработанными как для вооруженных сил отдельных стран блока, так и для НАТО и в целом. В масштабе НАТО действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций».

Психологические операции планируются и проводятся в соответствии с решением главнокомандующих, командующих и командиров различных уровней в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.

Концептуальную основу разработки психологических операций составляют следующие принципиальные положения:

Психологическим операциям принадлежит решающая роль в формировании решимости общества достичь целей национальной безопасности, обеспечении поддержки со стороны своего народа проводимых политических и военных мероприятий;

Психологические операции, если их осуществление было начато заблаговременно и они проводились с высокой эффективности, могут позволить вообще отказаться от применения военной силы;

Тщательная организация психологических операций и их учет при планировании и принятии военных решений значительно повышают боевой потенциал войск;

В военном конфликте с применением обычных средств ведения вооруженной борьбы психологические операции могут повышать боевую эффективность войск, способствовать достижению успеха, победы при сохранении живой силы, боевой техники и вооружения;

Психологические операции обеспечивают поддержку боевых действий всех уровней путем снижения боеспособности войск противника;

Проведение психологических операций не ограничивается международными правовыми актами, обладает высокой экономической эффективностью и допускает применение разнообразных форм и методов.


Объектами психологических операций могут быть: население, армия и правительства враждебных, дружественных и нейтральных стран, а в некоторых ситуациях население и армия своей страны.

Психологические операции – представляют собой пропагандистскую деятельность и психологические действия.

Пропаганда – это систематическое, целенаправленное распространение с помощью разнообразных средств связи и информации определенных идей с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и отношения или поведение объектов воздействия с тем, чтобы достичь прямых или косвенных выгод для своей страны.

Если указываются объективный источник полученной информации – говорят о «белой» пропаганде, если этот источник не обнажается – «серая», при ложном источнике – «черная».

Система психологических операций, подчиненных общим стратегическим целям, составляет психологическую войну, рамки которой значительно шире периода собственно боевых действий.

Психологические действия – это осуществление конкретных мероприятий, как в мирное, так и в военное время, направленных на подрыв позиций противоборствующей стороны и укрепление своих позиций. Психологические операции могут проводиться и в форме акций (политических, экономических, пропагандистских).

Как правило, подготовка психологической операции проходит через ряд последовательных этапов:

Анализ задачи поддерживаемого объединения, соединения, части;

Сбор информации;

Анализ объекта воздействия;

Выбор тем и символов;

Выбор средств распространения пропаганды;

Подготовка пропагандистских материалов;

Предварительная проверка эффективности планируемых мероприятий;

Получение окончательного разрешения на проведение операции;

Распространение пропагандистских материалов;

Оценка эффективности пропагандистских материалов.


Основными методами проведения психологических операций являются методы по распространению визуальных, звуковых и видеозвуковых пропагандистских материалов, а также метода осуществления психологических (практических) действий.

Организация противодействия психологическим операциям противника должна отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Активность;

Актуальность;

Систематичность;

Комплексность;

Динамичность:

Доходчивость;

Эмоциональность.


С нашей точки зрения, эффективность противодействия будет выше, если осуществлять его с помощью выбора стратегии противодействия.

1. Прогностическая стратегия – проведение мероприятий противодействия начинается с работы системы прогнозирования по определению действий потенциального противника.

2. Реактивная стратегия – осуществление мероприятий противодействия начинается после начала психологических операций противоборствующей стороной.

Эта книга основана скорее на личном опыте автора, чем на исследовательской работе, на консультациях, а не на работе с книгами. В ней обобщен опыт пятилетней работы автора в качестве гражданского эксперта и армейского офицера в американских пропагандистских учреждениях, занятых ведением психологической войны всех уровней – от планирования операций в Объединенном комитете начальников штабов США до подразделений, действующих в прифронтовых условиях. Эта книга – не мое оригинальное исследование, поскольку в нее включены концепции и доктрины, на которых основывали свою работу люди, занимавшиеся пропагандой. Ответственность лежит на мне, но достижения – общие.

Психологическая война – это захватывающее занятие, развивающее ум. Она привлекает находчивых и сообразительных людей, которые фонтанируют идеями. Я обсуждал психологическую войну с самыми разными людьми – от Мао Цзэдуна в Яньане и посла Джозефа Дэвиса в Вашингтоне до ефрейтора инженерных войск в Новой Зеландии и уборщика отхожих мест в американском штабе в Чунцине. Мне приходилось видеть, как один адвокат в Нью-Йорке растерялся, не зная, каким образом справиться с поставленной задачей, а другой тут же нашел ее решение; как писатели, награжденные Пулицеровской премией, не могли выдать ни единой идеи, и их выручили простые стенографисты. Я учился у всех этих людей и попытался сделать эту книгу отражением коллективного опыта. К счастью, материал, с которым я работал, не защищен авторским правом; к сожалению, я не могу назвать авторов большинства идей и комментариев. Но, может, это и к лучшему – не все люди, возможно, захотели бы, чтобы я раскрыл их авторство.

Я многим обязан своему отцу, судье Полу М.У. Лайнбарджеру (1871–1939), который в течение своей жизни познакомил меня со всеми стадиями международной политической войны, открытой или тайной, которая была связана с его деятельностью на благо китайского националистического движения и его вождя Сунь Ятсена. Обладая весьма ограниченными средствами (многие годы финансировал свою работу из собственного кармана), он вел борьбу, порой на четырех-пяти языках одновременно, с империализмом и коммунизмом. Он выступал за китайско-американскую дружбу и развитие демократии в Китае. В течение пяти с половиной лет я был его секретарем, и верю, что эта работа способствовала тому, что я писал свою книгу, основываясь не на одном лишь американском опыте. Нет лучшего способа научиться пропагандистской работе, чем когда тебя подстегивает чужая пропаганда.

Я многим также обязан офицерам Генерального штаба военного департамента, которые посвятили меня в подробности психологической войны. Обстоятельства для США сложились очень удачно – этой работой в штабе руководили умные, сознательные и одаренные люди, и мне очень повезло, что я служил под их начальством с 1942 по 1947 год.

Материал, изложенный в этой книге, не нашел возражений со стороны службы безопасности военного департамента, но он ни в коем случае не отражает взгляды, мнения или точку зрения этого департамента.

Не отвечает департамент и за точность фактического материала. Вся ответственность за достоверность изложенного в этой книге материала лежит на мне.

Часть первая
Определение психологической войны и ее история

Женевьеве, моей жене, с любовью

Глава 1
Исторические примеры психологической войны

Психологическая война ведется перед началом боевых действий, в течение их и после окончания. Она не направлена против специалистов по психологической войне в стане противника; она не подчиняется законам, приемам и традициям войны и не зависит от территории, хода боевых действий или состава воюющих армий. Психологическая война – непрерывный процесс. Победа или поражение в этой войне проявляется только через несколько месяцев или даже лет после проведения той или иной операции. Тем не менее успех, который нельзя выразить никакими количественными показателями, может привести к победе в войне, а провал, ничем внешне себя не проявивший, может породить сокрушительный разгром.

Психологическая война не вписывается в обычные концепции войны. Военная наука точностью и определенностью своих выводов во многом обязана тому, что предмет ее изучения четко определен – это организация законного насилия. Офицеры или солдаты участвуют в массовом законном насилии против врага, который назначен им свыше. Развязывание войны, определение врагов или нейтральных сторон, заключение мира – все эти вопросы считаются политическими и не входят в круг обязанностей солдат. И даже в ходе войны солдаты вступают в бой только после того, как получают приказ от руководства страны, и после того, как враг определен командованием, имеющим на это полное право. И только в психологической войне природа боевых операций характеризуется полной неопределенностью.

Психологическая война, в силу самого характера методов и задач, начинается задолго до объявления боевых действий. Она продолжается и после их окончания. В психологической войне врага часто даже не называют по имени; большей частью действия прикрывают зовом родины, Богом, верой или сочувствующей делу прессой. Боец психологической войны сражается с противником, от которого никогда не получит ответа, – народом вражеской стороны. Этот боец не может нанести удар тому, кто ему противостоит, – бойцу психологической войны противника, однако тот только и ждет момента, чтобы дать ему сдачи. Ни победу, ни поражение в этой войне предопределить невозможно. Психологическая стратегия разрабатывается на грани ночного кошмара.

Понятие психологической войны

Для того чтобы дать определение этой загадочной составляющей обычной войны, можно применить метод Евклида, когда ученый переходит от одного определения к другому и вычленяет суть определяемого предмета с помощью логики. Интересно применить также исторический подход, описав развитие методов психологической войны на протяжении веков.

Однако самый продуктивный результат даст, пожалуй, сочетание логического и исторического подходов. В качестве конкретных примеров приведем случаи применения методов психологической войны начиная с древних времен и завершая окончанием Второй мировой войны.

Рис. 1. ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОПАГАНДЫ

Американская листовка, выпущенная во время высадки американских войск на Филиппинах. Их сбрасывали над населенными районами Филиппин, чтобы обеспечить помощь гражданского населения американской армии. Эту форму пропаганды можно отнести к типу акций, которые предназначены для воздействия на гражданское население («гражданские акции»).


Благодаря этому мы сможем вычленить задачи и приемы этой войны, а имея их в виду, более подробно и критично опишем операции Первой и Второй мировой войны. Если эту книгу прочитает историк или философ, он, конечно, решит, что со многими выводами можно поспорить, но при описания предмета, который с таким трудом поддается определению, это вполне простительно.

Рис. 2. НАЦИСТСКАЯ ЛИСТОВКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДРЫВ БОЕВОГО ДУХА ПРОТИВНИКА

В таких листовках, которые разбрасывались на итальянском фронте в 1944 году, нацисты не призывают американских солдат совершать какие-либо действия. Задачей немцев было лишь подорвать боевой дух американцев, после чего к делу должна была подключиться пропаганда, призывавшая уже к конкретным действиям. Обратите внимание на A исключительно примитивный смысл этой листовки. В ходе Второй мировой войны нацисты были введены в заблуждение тенденциозными отчетами своей политической разведки и сильно переоценивали размах и силу американской оппозиции Франклину Д. Рузвельту. Они принимали жалобы обывателей за подстрекательство к бунту, поэтому такие листовки казались немцам очень действенными.

Надпись на листовке: «Уверяю вас снова, снова и снова – ни один американский парень не погибнет на чужой земле». Франклин Д. Рузвельт, 31 октября 1940 года.


Психологическая война и пропаганда стары как мир; но отдельными предметами изучения они стали только в наше время. Примеры их использования встречаются в тысячах книг, поэтому коротко рассказать о них невозможно. Многие читатели-военнослужащие, уйдя в отставку, могли бы заняться этим предметом. История пропаганды поможет не только пролить свет на доселе необъяснимые или незначительные события, но и лучше понять ход истории в целом. Однако существует целый ряд примеров, которые позволяют понять, какие методы психологической войны применялись в разные века.

Использование паники Гедеоном

Одним из древнейших примеров психологического воздействия на врага является использование Гедеоном светильников и кувшинов в крупной битве с мидийцами.

Об этой истории рассказывает нам седьмая глава Книги Судей. Войска Гедеона находились в худшем положении, чем противник. Мидийцы превосходили их в живой силе и собирались окончательно разгромить. На обычные методы ведения войны надежды было мало, поэтому Гедеон – действуя по наитию, чего обычно не позволяют себе современные полководцы, – решил пойти на хитрость, использовав современные ему методы оценки численности войск.

Рис. 3. ОДНА ИЗ САМЫХ УДАЧНЫХ ЛИСТОВОК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Она была подготовлена в 1945 году для разбрасывания с самолетов В-29, бомбивших Японию. В ней указаны одиннадцать японских городов, важнейшие стратегические центры страны – цель американских бомбежек, которые должны быть уничтожены для подавления японского сопротивления. Листовка предназначалась для мирного населения и призывала японцев спасать свою жизнь. При этом она должна была создать американцам репутацию гуманных воинов, а также опровергнуть обвинения врага в том, что американская авиация бомбит японские города без разбора.


Отобрав три сотни солдат, он придумал, как вызвать смятение в стане врага. Тактика того времени требовала, чтобы на каждую сотню воинов приходился один человек со светильником и один трубач. Если дать тремстам воинам светильники и трубы, то враг подумает, что на него идет войско численностью 30 тысяч человек. А поскольку в те времена нельзя было включать и выключать свет, как сейчас, то надо было накрыть факелы кувшинами, чтобы достичь эффекта внезапности.

И Гедеон велел снабдить всех отобранных воинов светильниками и кувшинами. Кроме того, каждый солдат, помимо накрытого кувшином светильника, нес еще и трубу. Гедеон приказал этим воинам окружить вражеский лагерь. Затем по его команде – а он сам подал пример – все кувшины были разбиты, и воины громко затрубили в трубы.

Мидийцы в панике проснулись и, не понимая, что происходит, набросились друг на друга. Еврейский летописец искренне полагал, что разгром в лагере произошел по воле Бога. Потом мидийцы бросились бежать, а люди Израиля стали их преследовать. На какое-то время евреи избавились от угрозы со стороны мидийцев, позже Гедеон окончательно разгромил Мидию.

Этот метод психологического воздействия – использование необычных приспособлений для создания паники – применялся во всех странах Древнего мира. В Китае император Ван Ман, который захватил власть в результате переворота, решил однажды уничтожить племена гуннов с помощью войска, в состав которого входили крупные соединения колдунов, хотя правящий в ту пору император династии Хань считал, что привычные методы боевых действий более надежны. Задумка Ван Мана оправдала себя.

Рис. 4. ЛИСТОВКА – ПРОПУСК ДЛЯ СДАЧИ В ПЛЕН

Немцы любят, чтобы все их поступки оформлялись официальными документами, даже в самый разгар хаоса, катастрофы и разгрома. Союзники решили воспользоваться этим и напечатали специально для немцев несколько видов «пропусков для сдачи в плен», которые выглядят вполне официально. Это – один из таких «пропусков». Оригинал был напечатан красным шрифтом, точно таким же, как и на банкнотах, ? поэтому пропуск очень походил на премиальный купон на мыло. (Западный фронт, 1944–1945, выпущено штабом Верховного командования союзными экспедиционными силами.)

Надпись на пропуске:

«Этот пропуск, предъявленный немецким солдатом, свидетельствует о его искреннем желании сдаться. Его следует разоружить, тщательно осмотреть, накормить и, в случае необходимости, оказать ему медицинскую помощь, а также как можно скорее вывезти из опасной зоны». Подпись: Дуайт Д. Эйзенхауэр, главнокомандующий союзными экспедиционными силами в Западной Европе.


Но страсть Ван Мана к нововведениям была неистребима. В 23 г. н. э., пытаясь подавить мятеж, угрожавший смести его с трона, он собрал в императорских зверинцах всех зверей – тигров, носорогов, слонов – и приказал натравить их на врага. Но мятежники ударили первыми, убили императорского генерала Ван Суна, а животные в суматохе битвы набросились на армию самого императора, которую охватила паника. В то же время на поле битвы обрушился ураган, который внес еще большую сумятицу. Армия императора оказалась разбита, а военная пропаганда его противников была столь ликующей по тону и успешной, что главная задача всякой пропаганды «вывести из себя командующего вражескими войсками и лишить его возможности трезво мыслить» была решена с блеском. Вот что случилось с Ван Маном, когда он увидел, что враг наступает: «Император пал духом… Он стал много пить, ел одних устриц и пустил все на самотек. Он, будучи не способен разогнуться, спал сидя на скамье». В том же году Ван Ман был убит, и Китай прожил без экономических реформ до эпохи правления императора Ван Аньши (1021–1086), то есть целую тысячу лет. Если бы Ван Ман применил более успешные методы психологической войны, история Китая, возможно, пошла бы по другому пути1
Wieger L., S.J. Textes Historiques. Hsien-hsien, 1929. V. 1. P. 628–633.

Пропаганда афинян и китайцев династии Хань на поле боя

Более успешное применение методов психологической войны отмечает Геродот, греческий историк: «Фемистокл, отобрав лучшие афинские корабли, отправился туда, где имелась пригодная для питья вода, и велел высечь на камнях надписи, которые прочитали ионийцы, прибывшие на следующий день на мыс Артемизий. Надписи гласили: «Люди Ионии, вы творите зло, воюя против своих отцов и помогая поработить Грецию. Поэтому вам лучше прийти к нам, а если вы не можете сделать это, то откажитесь от борьбы и убедите каринцев поступить точно так же. Но если это невозможно, если вы связаны суровой необходимостью, тогда в бою против нас сражайтесь как можно хуже, помня, что произошли от нас и что союз варваров, направленный против нас, был создан вами».

Эта листовка по содержанию очень похожа на листовки, которые во время Второй мировой войны были сброшены в расположение не слишком рьяно сражавшихся войск – итальянских частей, китайских марионеточных соединений и др. (Ср. этот отрывок с листовкой на рис. 5.) Обратите внимание, что авторы этого текста пытаются взглянуть на проблему глазами тех, кто будет его читать, сочувствуют им и заботятся об их благополучии. А предлагая каринцам воевать как можно хуже, Фемистокл проводит уже другую линию – черную пропаганду среди персов, которая должна заставить их подумать, что любой иониец, который сражается спустя рукава, тайно сочувствует афинянам. И этот прием соответствует всем современным стандартам боевых листовок.

Рис. 5. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА

Когда происходит революция, а за ней начинается война, пропаганда становится инструментом, который одно правительство использует против другого. Эта листовка была выпущена Индийской освободительной армией японской марионетки Субхаса Чандры Боса в Сингапуре, который в 1943 и 1944 годах назывался Шонан. В листовке прямо не упоминаются японцы, так что это пример черной пропаганды. Ее тема проста – британцы объедаются, в то время как индийцы голодают. В ту пору этот аргумент был весьма убедительным. В Бенгалии разразился голод, но среди тысяч людей, умерших от истощения, не было ни одного белого.



Рис. 6. ПРОПАГАНДА ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ

Пропаганда приобрела в годы Второй мировой войны огромную аудиторию. Наиболее интересные изобретения в этом плане были сделаны сотрудниками Индийской радиовещательной компании и их японскими конкурентами. На изображенных здесь рисунках рассказана история на языке хиндустани (она записана буквами деванагарского алфавита) или на романизированном хиндустани. Брошюра предназначалась для индусов, которые могли читать обе формы шрифта, а картинки были нарисованы для неграмотных. Она начинается с изображения британского флага и заканчивается флагом конгресса, который был знаменем марионеточного прояпонского правителя Индии Субхаса Чандры Боса.


Другим методом древней военной пропаганды были политические разоблачения, которые, будучи заявлены в самом начале войны, цитировались потом в качестве юридического и этического оправдания той или иной стороны. В китайском романе Сан-Го-Джи, или «Романе о трех царствах», который, вероятно, прочитало больше людей, чем любое другое произведение художественной литературы, сохранился текст прокламации, которую выпустила группа мятежников, стремившихся восстановить власть династии Хань, накануне начала военных действий (ок. 200 г. н. э.). Текст этой прокламации представляет большой интерес, поскольку сочетает в себе несколько удачных пропагандистских методов: 1) точное обозначение врага; 2) обращение к «лучшим людям»; 3) сочувствие простым людям; 4) требование поддержать законное правительство; 5) заявление о своей силе и высоком боевом духе; 6) призыв к объединению и 7) обращение к религии. Выпуск прокламации был связан с весьма сложной официальной церемонией.

«Для дома Хань наступили тяжелые времена – связи императорской власти ослабли. Вождь мятежников, Дун Чжо, воспользовался этим, чтобы сотворить зло, и на благородные семьи обрушилась беда. Простой люд погряз в жестокости. Мы, Шао и его соратники, опасаясь за сохранность имперских прерогатив, собрали войско для спасения Государства. Сейчас мы клянемся напрячь все свои силы и применить всю полноту власти, которой мы облечены. Несогласованных или эгоистичных действий быть не должно. Пусть же тот, кто нарушит эту клятву, лишится своей жизни и не оставит потомства. Да будут в этом свидетелями Всемогущие небеса и Всеобщая Мать-земля и просвещенные духи наших предков».

В истории любой страны можно найти примеры подобных воззваний. Те случаи, когда их сознательно использовали наряду с боевыми действиями, можно с полным правом назвать великой пропагандой.

Упор на идеологию

В определенном смысле опыт прошлого, к несчастью, может пролить свет на будущее. В течение двух последних мировых войн возрастала роль идеологии, или политической веры (определение идеологии дается ниже), как ведущей силы в войне, а роль холодного расчета, называемого дипломатией, уменьшалась. Войны стали более кровожадными и менее джентльменскими; к человеку в них относились не как к живому существу, а как к фанатику. К обычной преданности солдата своей части или армии – не важно, на чьей она воюет стороне, на правой или неправой, – добавилась преданность какому-нибудь изму или лидеру. Таким образом, современные войны стали напоминать войны за веру. Поэтому очень полезно рассмотреть психологические методы, применявшиеся в ходе войн христиан с мусульманами и протестантов с католиками. Это поможет вычленить те проблемы, которые подходят в психологическом и военном отношении к нашему времени. С какой скоростью можно обратить завоеванный народ в свою веру? При каких обстоятельствах можно доверять честному слову врага? Как уничтожить еретиков (по-нынешнему «людей, ведущих подрывную деятельность»)? Есть ли в вере врага слабые стороны, которые в подходящее время можно будет использовать против него? Как следует писать о предметах, священных для врага, но неприемлемых для нас?

В ходе распространения исламской веры и расширения империи были созданы такие формы пропаганды, которые нельзя не учитывать и в наше время. Магомет, например, утверждал, что веру других людей не следует уничтожать насилием, поскольку одной только силы недостаточно, чтобы изменить умы людей. Если бы это было верно, то в Германии никогда бы не удалось уничтожить нацизм, а у людей демократических стран, захваченных тоталитарными режимами, не было бы надежды, что они смогут приспособиться к требованиям новых хозяев, а приспособившись, смогут потом вернуться к свободным принципам. В реальной жизни военачальники Магомета и его последователи применили два принципа долговременной психологической войны, которые актуальны и сейчас.

Рис. 7. ПРОПАГАНДА С ПОМОЩЬЮ ГАЗЕТНЫХ НОВОСТЕЙ

Новости – один самых эффективных методов психологической обработки врага. Одна из этих газет выпускалась для немецких войск, оккупировавших Эгейские острова; вторая – немцами для американцев во Франции. Из них обеих газета союзников [на немецком языке] делалась более профессионально. Обратите внимание, как отделяются обращения от статей, как отделяются друг от друга колонки новостей, а также на указание вверху, сделанное на греческом языке, что эта газета предназначена для немцев.


Человека можно быстро обратить в другую веру, если поставить его перед выбором – обращение или смерть. Так можно быстро устранить неподдающихся. Чтобы помочь человеку перейти в новую веру, надо заставить его участвовать в общественных церемониях и освоить формальный язык этой веры. Необходимо также ни на минуту не выпускать новообращенных из виду, чтобы они не вернулись к прежней вере. Но формальное обращение станет искренним только в том случае, если все средства информации перестанут упоминать о прежней вере.