Религия древних булгар. Кто мы — булгары или татары? А не родня ли татары евреям

В 453 году произошёл распад величайшего тюркского государства - Гуннской империи, охватывавшей огромные территории от Иделя (Волги) до Рейна. Это привело к образованию новых племенных союзов и государств, выделились различные тюркские этнические группы, одной из которых являлись булгары - народ огузского происхождения, мигрировавший в Восточную Европу из Центральной Азии в V веке в составе гуннского союза.

Булгары заселили обширные степи Приазовья и Предкавказья, занимаясь на новых владениях преимущественно кочевым скотоводством. С первых десятилетий своего возникновения, булгарский племенной союз вступил в борьбу за установление тюркской гегемонии на Балканах и в Центральной Европе. Так, с конца V века булгары довольно часто тревожили византийские провинции. В частности от их набегов страдали Иллирия, Фракия, Македония. Булгарские орды доходили до Константинополя. Несмотря на эти успехи, булгары во второй половине VI века вынуждены были отступить в Причерноморье и Приазовье из-за усиления другого тюркского этноса - авар, которые создали на территории Паннонии (ныне Венгрия) мощное государственное образование, распространившее свою власть на булгарские степи.

В начале VII века авары утратили владения в Причерноморье, что позволило булгарам в 632 году создать государство Великая Булгария, во главе с ханом Курбатом. Великая Булгария охватила обширные территории в Приазовье и Прикубанье, предварительно вытеснив оттуда тюрок-хазар. Булгарское государство стало самым сильным тюркским государственным образованием того периода, однако расцвет длился недолго. В 665 году хан Курбат умер и его империя распалась, оказавшись разделённой между его сыновьями. Распадом Булгарии воспользовались хазары, притеснённые булгарами при Курбате. Хазарскому каганату удалось нанести сильный удар по булгарским ордам, что привело к новым миграциям.

Центральные племена во главе с ханом Аспарухом направились к берегам Дуная и создали тюркское государство Дунайская Болгария. Булгарские ханы властвовали в этой стране около 200 лет, но с середины IX века там усилилась христианизация, что привело к ассимиляции дунайских тюрок среди южных славян.

Другая группа булгар, возглавляемая ханом Батбаем осталась на своих землях, подчинившись усилившимся хазарам. С этой группой булгар, известной также как «кара-булгары» связывают нынешних балкарцев и карачаевцев.

Третья часть булгар и родственных им племён переселилась в Среднее Поволжье. Однако это событие произошло не сразу после смерти Курбата, а позднее - в конце VIII века. Как и кара-булгары, волжские булгары подчинились хазарам и приняли участие в формировании Хазарского каганата, но вскоре переселились на север, в Поволжье. Здесь они вошли в тесный политический и этно-культурный контакт с местным родственным тюркским населением, а также финно-уграми. Сохранилось множество следов раннего присутствия булгар на Средней Волги, в особенности это большое количество раннебулгарских могильников (VIII-IX вв.), среди которых выделяются Танкеевский и Большетиганский.

На рубеже IX-X веков в Поволжье булгары создали новое тюркское государство, известное историографии, как Волжская Булгария. Её границей на севере было правобережье Камы, на западе - Свияга с её левыми притоками, на востоке - Шешма, а южная граница доходила до Самарской Луки - большой излучины Волги в районе современных Жигулёвских гор.

Булгария являлась раннефеодальным государством. С 20-30-х годов X века её население постепенно переходит к осёдлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города - Булгар и Сувар, в которых начинается чеканка собственных монет. Чуть позднее появляются такие города как Биляр, Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк, Тухчин и многие другие. В этот же период волжские булгары избавляются от власти хазар, которые к тому времени значительно ослабли.

Развитие Булгарского государства во многом связано с принятием Ислама, которое произошло в 922 году. Тогда, по просьбе булгарского правителя Алмаса (Алмыш хан), из Багдада прибыло посольство халифа во главе с Сусаном ар-Расси и секретарём Ахмедом ибн Фадланом, которое обратило булгар в мусульманство. С принятием ислама булгары заменили древнетюркскую письменность арабской графикой. Вслед за этим началось установление тесных отношений Волжской Булгарии с мусульманским миром, что имело большое политическое, экономическое и культурное значение для булгарского народа. Следует также отметить, что в булгарских городах и селениях начали появляться первые школы (медресе), что говорите о высоком уровне культурного развития булгарского народа.

Начиная с X века, устанавливаются торговые связи Булгарии с другими странами. Так, булгары вели торговлю с Русью, Византией, Арабским Востоком, Средней Азией, куда поставлялись меха, лес, кожа, обувь, оружие и прочие ремесленные изделия. Развивалась столица Булгарии - город Булгар, который застраивался каменными и кирпичными зданиями, в городе был расположен водопровод. До наших дней сохранились развалины «Чёрной палаты», Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети и прочих памятников булгарской архитектуры.

Характерными элементами булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; одежда, расшитая бисером и серебром. Всё это продавалось в другие страны, что приносило экономике Волжской Булгарии значительную прибыль.

В XI-XII веках в результате социально-экономического и политического расцвета, территория Булгарии увеличилась. Её северные пределы дошли до реки Казанки, в бассейне которой археологами был обнаружен целый ряд древних поселений, возникших предположительно именно в этот период. В эти же десятилетия увеличилась граница в юго-восточном направлении. Об этом свидетельствует татарское историческое повествование «Дефтер-и Чингиз намэ» («Книга о Чингизе»), где все земли от Волги и Камы до Яика названы булгарскими, однако зона проживания булгар ограничивалась на юге Шешмой, Яик же являлся государственной границей. Булгарские поселения возникли там лишь в золотоордынский период.

Этнический состав населения Волжской Булгарии был довольно пёстрым. Булгарский народ составляли собственно булгары, сувары, берсулы, баранджары, а также эскелы. Все эти этносы имели тюркское происхождение и, соответственно, значимой разницы между ними не было. С именами некоторых из этих тюркских групп связаны названия отдельных городов Волжской Булгарии, например булгары - город Булгар, сувары - Сувар, а город Биляр (в тюркской транскрипции Буляр) по мнению русского историка В.Н. Татищева был основан племенем биляров, которые были известны ещё по западноевропейским источникам (предположительно, часть биляр в конце X века во главе с князем Хасаном переселилась в Венгрию и основала там город Пешт). Также Татищев писал о наличии племени чалмата, с которым связывают прежнее название Камы - Чулман. В XII веке все вышеуказанные племена предположительно слились в единый булгарский этнос.

Под воздействием Волжской Булгарии находилось не только её собственное население, но и соседние племена. Так, в вассальную зависимость от булгар попали волжские финно-угры (предки нынешних марийцев, мордвы, удмуртов и других), а также тюркское племя маджары (есть версия, что они являются предками башкир). Также Булгарии подчинялось дальнее племя вису, о котором сообщают арабские источники. Вису связывают с указанными в русских летописях народом веси финно-угорской группы, потомками которых являются вепсы - жители Карелии. Вассалами булгар являлись также племена «йура»- нынешние угры, т.е. ханты и манси.

Помимо сбора дани, булгары вступали с этими народами в торговые отношения, хотя они были преимущественно меновыми.

К западу от Булгарии была расположена Киевская Русь. Отношения этих государств были в основном добрососедскими, но без военных конфликтов не обходилось. Так, в 964 году на Булгарию совершил поход Святослав, а в 985 году князь Владимир совершил еще один поход в Булгарию, который завершился подписанием мирного договора. В 1088 году булгары на короткое время заняли Муром, в 1107 году осадили Суздаль.

В последующие годы войны с Волжской Булгарией вели Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, причём шли они с переменным успехом. Вместе с тем Киевская Русь была одним из основных торговых партнёров Волжской Булгарии и между ними существовали тесные экономические связи.

В XIII веке над Восточной Европой нависла угроза порабощения со стороны новых завоевателей - монголо-татар. Опасность не обошла стороной и Волжскую Булгарию. В 1224 году монголы, после разгрома русских и половецких войск на Калке, атаковали булгарские территории, однако были наголову разбиты булгарскими войсками в битве при Самарской Луке, однако столкновения Булгарии с монголо-татарами на этом не закончились. В 1229 году монголы разбили объединённое войско булгар и половцев на Яике, а в 1232 году дошли до реки Жукоть. В 1236 году монголо-татары во главе с Субэдэем (Сабутай-бахадур, полководец самого Чингиз хана, а позже и его внука Бату Саин хана) напали на Волжскую Булгарию и подвергли её полному разгрому, что привело к гибели булгарского государства. Окончательно булгарское войско было разбито в 1239 году.

Волжская Булгария стала частью улуса Джучи (Золотой Орды). Местная тюркская государственность была продолжена, в результате чего всё Среднее Поволжье оказалось во власти нового тюркского государства – Золотой Орды. С этого момента на булгарской исторической почве началось формирование единого тюрко-татарского этноса, который позже станет создателем еще одного тюркского государства в этом регионе - Казанского ханства.

(Ру сскоеА гентствоН овостей) под статьёй " поэтому привожу её полностью.

Попытки отщипывания от Руси маленьких кусочков территорий упрямо продолжаются до сих пор. Сейчас делаются потуги создать отдельный народ из татар, предки которых называли себя русским словом «ВОЛГАРИ», перешедшим в «булгары»...

Нынешние «татары» являются потомками жителей средневековой Булгарии, средневекового государства, расположенного в районе слияния рек Волги и Камы. Сейчас приверженцы разрушения России пытаются использовать этот факт для своих грязных целей. Но это только малая часть правды! Предки «татар» называли себя не искажённым тюркским словом «булгары», а русским«ВОЛГАРИ» , да и государство звалось Волгария. Русские корни этих названий свидетельствуют об именно русской, а не тюркской или исламской основе культуры предков современных «татар».

Ещё в перестроечные годы прошлое многих наших народов представляло собой полный кавардак. Однако больше всех отличились, так называемые, «татары». Совершенно неясно было, кто они такие, и какое отношение имеют к пресловутым выдуманным татаро-монголам?

С приходом к власти в татарской республике национального правительства, во главе с президентом Шаймиевым, подвешенное состояние «татарского» народа стало невыносимым. Казалось бы, самое время до правды докопаться, но нет, с благословения руководства республики, началось современное мифотворчество. Новая версия обязана была служить интересам политического обособления Татарстана, как национальной республики, с перспективой полного отделения. Ещё один кусок от нашей многострадальной родины оторвать хотели.

Вот так и была поднята из песков забвения великая «Булгария». В качестве основных идей, которые до сих пор внушаются «татарскому» народу, главными являются следующие:

1. Вы не какие-то безвестные «татары» – вы «булгары», потомки великого народа.

2. Своим величием, и даже появлением «Булгария» обязана влиянию ислама, который ваши предки добровольно и с благодарностью приняли ещё в 9 веке.

Присутствует также желание неких сил исподволь навязать «татарскому» народу идею его исключительности, превосходства над окружающими народами Прикамья и Поволжья. Этакий гадкий, подковёрный экстремизм.

А мы вот сейчас возьмём, да и развенчаем эти мифы. Наверняка кто-то и обидится, да лучше горькая, но правда, чем приятная но лесть. Начнём с первого мифа, точнее полуправды.

Нынешние «татары» действительно никакие не «татары». Но они и не «булгары». Потому, что слово «булгары» не тюркское, а искажённое русское –«волгари» . Ведь это были жители Поволжья. Люди, живущие на Волге – волгари. Их страна –Волгария .

Давайте, наконец, признаем, что никакого более убедительного происхождения данного слова просто нет. В скандинавских сагах XI века в одном из разделов Гардарики упоминается «Вулгария», как страна городов. Не грех вспомнить и европейскую Болгарию, которую, как известно, образовали выходцы из той самой «Булгарии-Волгарии». Именно существование двух государств с практически одинаковыми названиями заставляет нашу «булгарию» называть волжской. Так и говорят – есть Болгария а есть Волжская Булгария. Только раньше-то её волжской никто не называл. Это всё равно, как масло-масляное.

Профессор В.А. Чудинов, такой грамотный человек и учёный со стажем, в своей книге «Вселенная русской письменности до Кирилла» на стр. 176 пишет, как само собой разумеющееся:

«Создание кириллицы св. Кириллом было, как бы мы сейчас сказали, фундаментальным проектом Византии, в который были вложены немалые средства, и который отвечал политическим целям Византии: противопоставить духовному влиянию Руси духовное влияние Византии, доведя периферийный для Руси болгарский диалект (язык ВОЛГАРЕЙ или БОЛГАР, переселившихся с Волги на Дунай) до уровня греческого языка Византии» .

Как же так? Болгары говорили и говорят на славянском, фактически русском языке. Однако, генетики доказали, что нынешние «татары», якобы основатели государства «булгария», относятся к финно-угорской группе народов по крови. Для тех, кто не знает, это удмурты, марийцы, коми, финны и т.д. Как это так? Вышли Болгары с Волги говоря на финно-угорском языке, а пришли на Дунай уже говорящими на русском?

И всё же, здесь нет никаких противоречий. Ведь те, кто называли себя Волгарями, создатели государства Волгария, и здесь на Волге говорили на русском языке. Ну, русское это слово «Волга», русское. Естественно, придя на Дунай, они продолжали общаться по-русски.

А что же тогда нынешние «татары»? Разве их предки не жили здесь исконно? Разве они не были жителями той великой Волгари?

Конечно, жили и разумеется, были. Только проживать и являться создателем и носителем высокой культуры – это разные вещи. Даже в школьном учебнике «татарской» истории Фахрутдинова, который идеально вписывается в программу разложения «татарского» народа, чётко сказано, что на территории многонациональной Волгарии (я уж далее русское слово коверкать не буду) проживало множество народов, имеющих разные верования. И русских там было много. Это факт, который никто не оспаривает. Многие здесь жили, но вклад в создание государства внесли неодинаковый.

Так вот, государство можно творчески создавать, талантливо развивать, самоотверженно защищать, а можно просто в нём проживать и добра наживать. И это «две большие разницы».

Мне хотелось бы, чтобы каждый, кто считает себя «татарином» или «булгарином» (если он дочитал до этого места), честно ответил всего лишь на один вопрос. Ответил не мне, себе самому:

«Часто ли в его жизни происходило так, что он, например, на работе (в общественной жизни), чувствуя беспокойство за подчинённых или коллег, сам брал ответственность на себя и прикрывал остальных, хотя это грозило ему неприятностями? Часто ли он ставил общее дело выше собственного благополучия»?

Врать себе последнее дело. И если подавляющее большинство нынешних «татар» склонны к самопожертвованию ради общего дела, то я рад за них – тогда они способны творить великие дела, создавать государства, развивать промышленность и т.д. А если нет, то извините, на шкурных местячковых интересах ничего нового не создать.

Вот и сейчас, чего хотят «булгаристы»?

Отделиться они хотят от России!

Кто-нибудь слышал, чтобы русские отделиться хотели, например от Сибири или от Архангельской области? Съехались бы все в центральную Россию, попросили оттуда всех остальных и сидели бы на гармошке играли. Что, дико про русских такое слышать? А про «татар-булгар» ухо не режет. Вот и выходит, что разные есть народы.

Но мало того, что русским за их самоотверженный дух уважения не бывает, так ещё и подтрунивают над их, якобы, непрактичностью: «Смотрите, смотрите – технический директор, а ездит на Жигулях! Ха-ха-ха, как смешно (это про меня, – авт.)».

Хорошо, но откуда же взялось это название и как оно приклеилось к нынешним «татарам»?

Это уже не секрет. В сборнике «Булгарская цивилизация – наше наследие» (Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2005, составитель – Богданов Ш.) сказано следующее:

«В Российской империи этноним “татары”, как прозвище, было закреплено за некоторыми народами Кавказа, Поволжья, Сибири и Крыма и действительно это было “историческое недоразумение”, о чём свидетельствуют академические издания – “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Эфрона под редакцией С.Н. Южакова и “Большая Энциклопедия”, вышедшие в свет 1891 г. и 1905 г. в г. Санкт-Петербурге» .

Всё это так, только никакого недоразумения здесь нет. Нынешние «татары» получили своё обозначение в 15 веке от новой Московской элиты, когда западные частиВеликой Тартарии , которая и являлась настоящей Российской империей, окончательно откололись. Тогда в Москве все народы, которые не попали под её политическое влияние, стали обозначать«тартарами» , подданными Тартарии, или просто «татарами».

Учитывая, что Российская империя или Великая Тартария до раскола занимала все территории нынешней России, логично, что в татары попали народы Кавказа, Поволжья, Сибири и Крыма. Это как раз те территории, которые тогда ещё были неподвластны Москве. Теперь, я думаю, с названием, родством современных «татар» и подвигами их предков всё предельно понятно.

Плавно переходим ко второму мифу. Ни в коей мере ислам не мог способствовать культурному развитию и величию, а тем более, созданию государства Волгария. Поборники исламского влияния упирают на то, что якобы до 10 века Волгария уже как бы и была, но и говорить-то о ней не стоило, потому как она была дикая и кочевая.

А вот, как приняла она ислам, так и попёрло! И уже в 11 веке, спустя всего 100 лет, выросли как грибы большие города. Волгарский город того времени, расположенный в районе современного Биляра, по тем временам был настоящим мегаполисом. В диаметре он достигал 12 км.

Нас хотят убедить в том, что бродила там кочевая орда тюрков-скотоводов, а спустя сто лет уже появилось развитое индустриальное государство. И эти самые скотоводы уже сталь варят и оконное стекло льют. И вставляют это стекло в окошки, не юрт конечно, а домов. И самое главное, ни одного русского на горизонте. Только муллы в свободное от криков с минарета время важно ходят по ремесленным мастерским и подсказывают, как и что делать правильнее.

Это перебор! Такого не бывает.

Ислам для «татар» такой же чужой, как и тюркский язык. Вы посмотрите на свои любимые праздники. Сабантуй от «сабан» – плуг. Это праздник плуга. Муллу оттуда надо гнать поганой метлой. Сабантуй имеет такое же отношение к исламу, как дед мороз к христианству, но попа под новогодней ёлкой я не встречал! И празднуется он по всем традициям языческих праздников финно-угорских народов. А сказать по правде, так и русские языческие праздники ничем практически не отличались. Это наша общая древняя культурная традиция.

Ислам же – специализированная по климатическому поясу религия. Тот самый арабский путешественник Ибн-Фалдан, настоящий мусульманин, записки которого постоянно цитируют в защиту древнего «татарского» ислама, был совершенно обескуражен, явлением светлых летних ночей. Он, согласно требованиям своей религии, ждал появления на небе звёзд, для проведения молитвы и не дождался! Наступило утро! Молитву пришлось пропустить. Когда он спросил об этом местного муллу-аборигена, то тот напугал его ещё больше, рассказав, что севернее вообще бывают белые ночи. Для многих это ерунда, но для мусульманина пятикратный намаз это обязательное условие для пропуска в рай.

Это только один маленький пример, а ведь таких особенностей в исламе много, начиная от требований к одежде, и кончая службой на арабском языке, которого здесь практически никто не знал тогда, и сейчас ситуация тоже не лучше. В том же школьном учебнике «татарской» истории Фахрутдинова указывается на традиции веротерпимости в Волгарии. Но толерантность – изобретение последних лет. Это говорит только о том, что исламские влияния были там недостаточно сильны, чтобы показать зубы и изгнать все остальные верования. Ведь в Коране не заповедана любовь к неверным. Самая лютая книга на земле «тора» (таурат) входит в священные тексты ислама. Видно не так уж и спешили предки современных «татар» обрезаться.

Мусульмане арабы вообще называли Волгу словом Итиль, а значит, не могли стоять у истоков величия государства Волгария. Нет! Они пришли на всё готовое, стремясь поработить умы и души многих жителей этой развитой страны агрессивной, чужой идеологией. Настойчиво старались они вырвать это государство из единого культурного поля России. И им многое удалось. В этом смысле показателен эпизод «татаро-монгольского нашествия».

Известно, что восстановление правопорядка на всей русской территории в 13 веке, которое ещё некоторые продолжают толковать, как татаро-монгольское нашествие, было произведено очень малыми силами порядка30 000 воинов за 1 год . Эту цифру попытались было раздуть до 300 000, только никаких оснований для этого не нашлось. В рамках традиционной исторической концепции «Злой Золотой Орды», это неразрешимая загадка.

Зато, всё встаёт на свои места, если принять во внимание то, что данное мероприятие было актом восстановления законного правопорядка. Много на Руси нашлось достойных и сознательных людей, которые помогли пресечь развал империи.

Не так было с Волгарией. Сформировавшаяся элита и духовенство этой страны 13 лет вооружённо сопротивлялись восстановлению правопорядка, отстаивая своё право исключительной власти над данной территорией и народами, живущими здесь. Неудивительно, что чуда не произошло и те же самые 30 000 человек Волгарию с наскока не взяли. Ведь дело было не в силе, а в правде, а 300 лет промывки мозгов не прошли даром, и человеческие жизни стали разменной монетой в этой грязной игре.

Почему-то сейчас булгаристы поминают этот эпизод, как героический. А ведь это трагедия Волгарии. В этом, никому не нужном противостоянии были истощены последние силы государства. Погибают всегда лучшие. Начался его закат, который был завершён нападением московского князя Ивана IV, в 16 веке.

«Татары», «булгары», «волгари» должны знать, что тот тюркский язык, на котором они сейчас говорят, не считая примеси родных финно-угорских слов, чужой для них. Генетически они относятся к финно-угорским народам. Кто сомневается, прошу изучить полномасштабный отчётгенетиков на сайте . Эти народы уже 3-4 тысячи лет, как говорят на своих родственных финно-угорских языках. Большинство их остались верными языку своих предков до сего дня, несмотря на большие трудности.

Потеря нынешним «татарским» народом своего языка, а значит, неизбежно большей части своей родной культуры – это не повод для гордости, а большое несчастье. По научному это называется ассимиляция (растворение). Однако многие народы России сейчас уже понимают, что их спасение в единстве с русским народом. «Татарский» народ тоже был достаточно разумен, чтобы в 90-е годы остаться в составе России.

Которым прикрыли разрушительное действие иудо-христианства и сил Запада. Будто это булгары завоёвывали Русь.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК “ЗАПРЕТИЛИ” НАРОД

От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары заговорили на славянском - современном болгарском языке. На Волге и Урале они взяли тюркский язык.
Никто сейчас и не подозревает, что до 1917 г. “татарами” назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и-Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России - татары литовские, крымские, кавказские… Также татарами звали “служилых татар” — ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного составляли значительную часть дворянского сословия. А на Волге, как следует из статьи “Россия” Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, жили волжские булгары .

Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем.
После захвата власти в Волжской Булгарии иудо-большевики принялись перекраивать власть под себя. В результате в 1923 году имя «булгары» было запрещено , лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями «татарин/татарка».

Итак, булгарскому народу было дано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! По статистическим данным за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Статистика переписей за 1979 и 1989 годы вообще не фиксирует даже количественного прироста - как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в “татарских” семьях? Они “ушли” в другие народы, по той же самой причине - не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей.

ЛОЖНОЕ ИМЯ - ЛОЖНЫЙ ЭТНОС?

Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А услышав: «татарин», - приходили в изумление. В представлении многих татарин - это узкоглазый скуластый кочевник с монгольскими чертами лица. А глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей явно неазиатского вида.

Большинство из булгар привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем «татары», у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего «татарского» происхождения вплоть до изменения имени (была Зухра Флюровна, а стала Зинаида Юрьевна). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа - те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что «мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были «крутыми» и с русских брали дань».

ИСТОКИ ЭТНОСА

Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён - и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ - кочевые тюрки, оседлые финно-угры, - они воспринимали этот дух, культуру, и становились частью булгарского народа. Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.
Государство булгар еще до Киевской Руси объединяло в себе традицию Леса (раскопки на Урале показывают тысячелетия выплавки металлов и земледелия) и динамику Степи (постоянная подпитка от волн кочевников из Центральной Азии через степную горловину между Каспием и Уральскими лесами).
Когда Великая Болгария пала под ударами , меньшая, но более активная часть булгар ушла в Среднее Поволжье. Булгары стали очередным правящим племенем этого региона, как до них аланы, сюнны, биары, но в культурном смысле достаточно быстро растворились среди других оседлых тюркоязычных племен Поволжья и Урала. Современные булгары - прежде всего, татары и башкиры - преемственны в культурно-психологических своих характеристиках коренному оседлому населению региона.

Согласно своду булгарских летописей «Джагфар тарихы», русские и булгары являются потомками волго-уральских арийцев - «сакланов» по-булгарски. Эти сакланы более 15 тысяч лет назад сильно смешались с финно-уграми, пришедшими в Волго-Урал из глубин Азии. После этого одна часть сакланов сохранила свой язык и название «сакланы» (склавины/саклабы/славяне), а другая часть восприняла от отюреченных угров тюркский язык и стала называться булгарами. Булгарская знать создает общее для славян, булгар и финно-угров государство Идель - «Семь» (иде) Племен (эль)», которое в 7 веке получает название Великой Булгарии (Болгарии).

Строение мира, изображённое на бубне шамана(верхний мир, средний и нижний миры) , принятое в тенгрианстве

Древнейшей верой булгар до принятия ислама было тенгрианство (торе), а любимым объектом поклонения - Биргюн (Буран/Перун). Биргюн - первый дух, созданный во Вселенной Тенгри-Богом(Создателем), считался покровителем охотников и воинов, почему ему приносились особо богатые жертвы. Здесь мы тоже видим общие верования со славянами, схожее мировоззрение .

В 737г. часть булгар приняла ислам, а в 850-х между нею и булгарами-тенгрианцами началась война. После нескольких лет войны тенгрианцы во главе с булгарским родом берендеев (центром которых был город Берендеичев/Бердичев) вытеснили царя-мусульманина Габдуллу Джилки из Украины в Урало-Сибирскую часть Великой Булгарии. Там Габдулла Джилки основал в 865 году исламское государство Волжская Булгария (Болгарское царство) и стал его правителем-эмиром.

В 988г. булгарская знать Руси принимает христианство, но сохраняет свои родовые фамилии.

Погром при взятии Казани 2 октября 1552 и насильственное крещение тысяч булгар в 1552-1556 были устроены кругами, возглавляемыми князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским. Но к 1557 Иван Грозный сумел ослабить свою зависимость от экстремистов и тут же сделал крутой поворот в своей политике: объявил о прекращении насильственного крещения, о признании прав булгарских феодалов. Управляющими и судьями булгар становились абызы, избираемые самим булгарским народом. Не менее 15 тысяч булгар поступили на русскую службу и составили ударную силу армии. Этот булгарский корпус в 1558 сокрушил Ливонский орден, а в период Опричнины стал гвардией Ивана Грозного. Царь Иван казнил всех руководителей Казанского похода 1552 года, а в 1575 объявил временным правителем России («Великим князем всея Руси») булгарского бека Саин-Булата.

Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. Только теперь вновь объединенную Великую Булгарию стали называть Россией. Поэтому булгары уже в XVI веке, с 1557, начали считать Россию своим государством.

Но после смерти Ивана Грозного христианские экстремисты России вновь стали насильно крестить булгар и объявили булгар «татарами». Была создана прослойка лиц (около 50 тысяч) тех, кто согласился называть себя «татарами» и помогать им «отатаривать» булгар изнутри. Этих подкупленных людей наш народ стал называть «татарчэками» (это слово имеет два значения - «гнус/кровопиец» и «прикидывающийся татарином»).

Булгары в XVII-сер.XVIIIв. несколько раз пытались отделиться от России, но когда в 1770-х Екатерина II объявила о прекращении насильственного крещения, волжские булгары сразу стали самыми преданными гражданами России. Все слова «татаристов» о постоянном стремлении булгар к отделению от России являются ложью. После реформ Екатерины II ничто больше в России не угрожало булгарскому этносу, и булгары вновь стали относиться к России, как к родному государству.

БУЛГАРИЯ. БОРЬБА ЗА ПРАВО НАЗЫВАТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ

Большая часть всех булгар, в том числе те, кто прекрасно понимает необходимость возвращения имени, подсознательно ждёт того часа, когда Казань или Москва объявят: «завтра начинается обмен паспортов с изменением для всех желающих национальности «татары» на «булгары». А до тех пор якобы нужно увеличивать число сторонников, убеждать людей, с тем, чтобы когда-нибудь желающих стало так много, что власть решила бы пойти навстречу. Этого никогда не будет.

В паспортном столе тебе скажут, что в официальном списке вообще не числится такого народа - булгары. Правоту можно отстоять через суд, и уже более ста пятидесяти человек сделали это. Но не каждый на это способен. Я понимаю, что никакой массовой замены паспортов через суд быть не может, это блеф. Если у тебя не хватит решимости идти в суд - откажись хотя бы в личной жизни от неправильного имени. Мы с тобой - булгары.

Несколько сот булгар в 1991-1994 через суд добились права получить паспорта с записью “булгарин” , но весь 7-миллионный булгарский народ судиться по два года не в состоянии. В 1995 прокурор РТ Нафиев, выполняя заказ руководства РТ попросил своего московского коллегу официально запретить выдачу паспортов с записью “булгарин”/ “болгар”, и федеральная прокуратура тут же запретила выдачу паспортов с такой записью на всей территории РФ!

Вычеркнутые при большевиках из «Списка народов России» булгары не имеют никаких государственных образовательных, культурных и научных учреждений, не получают от государства никаких средств на развитие своей культуры, напрочь забыли свой литературный язык «булгар тюрки» (ему нигде не обучают с 1923, а написанные по-булгарски книги не переиздавались) и праздники (их также запретили в 1920-х).

У булгар нет ни своих ученых, ни своих деятелей культуры — а как только они появляются, их тут же убивают «неизвестные». Только за последние несколько лет были убиты замечательный булгарский просветитель Г.Хабибуллин и основатель газеты волжских болгар - «Болгар иле» («Булгария») Р.Шарипов (светлая им наша память!).

Недавно были опубликованы запретительные указания Президента Шаймиева:»История татар сложна. Ее нельзя свести только к булгарам… Я бы призвал историков и всех, кто занимается изучением прошлого, не сводить все культурное многообразие только к одному компоненту…» (Казанские Ведомости№167, 1997). Приказы М.Шаймиева об «ограничении» булгарского «компонента» в РТ слепо выполняются. Все булгарское в РТ называют «татарским». Вместо булгарской истории «татаристы» заставляют булгар изучать историю татаро-монголов 13-15 веков, выдавая ее за «историю татар», а Чингисхана - истребителя татар - объявляют «татарским национальным героем».

БУЛГАРИЯ И РОССИЯ

Вопрос Поволжья не является для геополитики Heartland`а - России - самым злободневным. Например, вступление или невступление России в войну против НАТО - гораздо злободневнее.
Соответственно, будущее Татарстана освещено лишь с точки зрения интересов России и русских относительно волжских булгар (татар, башкир). Получается, что эти сиюминутные интересы вполне могут противоречить долгосрочным.
Угроза от Волги и Урала, возникнет «при самом неудачном развитии геополитической ситуации». Раскалывать же булгар усилением «различий» предлагается сейчас. Что означает превентивное ослабление региона и этноса. Это напоминает очень «неевразийское» рассмотрение булгар не как субъекта отношений с русским этносом, а как объект манипуляций со стороны Москвы.

Это будет противоположным существующей ныне тенденции унифицировать, “размывать” этническое самоощущение, когда и русские не совсем русские, и булгары не очень булгары - эдакое “население вообще”. Сильные булгары действительно могут угрожать единству государства, ибо в тезисе «сильные регионы - сильный центр» есть немалая толика лукавства. В России регионализм идёт рука об руку с сепаратизмом и разрушением единства страны. Однако подобное будет только в том случае, если булгары по-прежнему будут осознаваться русскими как нечто чуждое (не родное, не близкое). Но если русская цивилизация будет крупнее «советского» шаблона, тогда появится возможность осознать родство и культурную общность с булгарами без насильственной ассимиляции и, со стороны булгар, без боязни «обрусения».

Фаина Гримберг приводит факт разыгрывания Западом «булгарской карты» еще в 19 веке. Когда в 1878 русские войска разбивают турок и занимают Дунайскую Болгарию, «Западная Европа поднимает со свойственным ей коварством скандал - Россия заявляет, что она имеет право освобождать болгар, а как же её собственные болгары, так ведь и сидят неосвобождёнными… То есть это какие болгары, - несётся в ответ, - нет у нас никаких болгар! У нас только татары… Между тем, казанские татары продолжали помнить, что они - булгары, и Иван Грозный покорил Болгарское царство, а не Казанское ханство; и движения разные общественно-политические за возврат этнонима поднимались… Но как только Запад добился своей настоящей цели - ухода русских из Дунайской Болгарии, как раздутые им «страсти по болгарам» утихают».

Сейчас Западу выгодно стравить «татар» с русскими с целью разрушения России. И вот тот же Запад, который в 1878 кричал о притеснении волжских булгар Россией, теперь направляет деньги для «отатаривания » булгар!

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Волжская Булгария

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.

На европейской этнополитической сцене тюрки-булгары появились как особая этническая общность во второй половине V века, после распада гуннской державы. В V–VI веках в Приазовье и Северном Причерноморье сложился союз многих племен во главе с булгарами.

В литературе их называют и булгарами, и болгарами; чтобы не было путаницы со славянским народом на Балканах, я в этом очерке использую этноним «булгары».

Булгария – возможны варианты

В конце VII века часть булгар переселилась на Балканы. Около 680 года их предводитель хан Аспарух отвоевал у Византии земли близ дельты Дуная, одновременно заключив соглашение с югославянским племенным объединением Семи родов. В 681 году возникло Первое Булгарское (Болгарское) царство. В последующие века дунайские булгары и в языковом, и в культурном отношении были ассимилированы славянским населением. Появился новый народ, который сохранил, однако, прежний тюркский этноним – «болгары» (самоназвание – българ, българи).

Булгары, остававшиеся в степях Восточного Причерноморья, создали государственное образование, которое вошло в историю под громким именем «Великая Булгария». Но после жестокого поражения от Хазарского каганата они переселились (в VII–VIII веках) в Среднее Поволжье, где в конце IX – начале Х века сформировалось их новое государство, которое историки называют Булгарией/Болгарией Волжско-Камской.

Земли, на которые пришли булгары (территория в основном на левобережье Волги, с севера ограниченная Камой, а на юге Самарской Лукой), были заселены финно-угорскими племенами и тюрками, пришедшими сюда ранее. Все это разноэтничное население – и старожилы, и новопоселенцы – активно взаимодействовало; ко времени монгольского завоевания сложилась новая этническая общность – волжские булгары.

Государство волжских булгар пало под ударами тюрко-монголов в 1236 году. Города были разрушены, часть населения погибла, многие уведены в плен. Оставшиеся бежали в правобережные районы Поволжья, в леса к северу от нижнего течения Камы.

Волжским булгарам суждено было сыграть важную роль в этнической истории всех трех тюркоязычных народов Среднего Поволжья – татар, башкир и чувашей.

Талантливый чувашский народ

Чуваши, чаваш (самоназвание) – основное население Чувашии, они живут также в соседних республиках региона, в разных краях и областях России. Всего их в стране около 1436 тыс. человек (2010 год). Этническую основу чувашей составили булгары и родственные им сувары, поселившиеся на правобережье Волги. Здесь они смешались с местным финно-угорским населением, тюркизировав его в языковом отношении. Чувашский язык сохранил многие черты булгарского; в лингвистической классификации он образует булгарскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

В золотоордынский период с левобережья Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилась «вторая волна» булгарских племен. Она положила начало субэтнической группе низовых чувашей (анатри), которые сохраняют в большей мере булгарский компонент не только в языке, но и во многих компонентах материальной культуры. У верховых (северных) чувашей (вирьялов) наряду с булгарскими очень заметны элементы традиционной культуры горных марийцев, с которыми булгары интенсивно смешивались, мигрируя на север. Это отразилось и в лексике чувашей-вирьялов.

Самоназвание «чаваш» скорее всего связано с названием близкой к булгарам племенной группы суваров/сувазов (суас). Упоминания о сувазах есть в арабских источниках Х века. В русских документах этноним чаваш впервые появляется в 1508 году. В 1551 году чуваши вошли в состав России.

Преобладающее вероисповедание у чувашей (с середины XVIII века) – православие; однако у сельского населения до наших дней дожили и дохристианские традиции, культы и обряды. Есть также чуваши-мусульмане (в основном те, что уже в нескольких поколениях живут в Татарстане и Башкирии). С XVIII века письменность – на основе русской графики (ей предшествовало арабское письмо – со времен Волжской Булгарии).

Талантливый чувашский народ дал России много замечательных людей, назову только три имени: П.Е.Егоров (1728–1798), архитектор, создатель ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге; Н.Я.Бичурин (в монашестве Иакинф) (1777–1853), 14 лет возглавлявший русскую духовную миссию в Пекине, выдающийся китаевед, член-корреспондент Петербургской академии наук; А.Г.Николаев (1929–2004), летчик-космонавт СССР (№ 3), дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Башкир – волк-вожак

Башкиры – коренное население Башкирии. По переписи 2010 года, их в России насчитывается 1584,5 тыс. человек. Живут также в других регионах, в государствах Средней Азии, в Украине.

Этноним, принятый как основное самоназвание башкир – «башкорт» – известен с IX века (basqyrt – basqurt). Этимологизируется он как «главный», «вожак», «голова» (баш-) плюс «волк» (корт в огузско-тюркских языках), то есть «волк-вожак». Таким образом, считается, что этническое имя башкир – от тотемического героя-первопредка.

Ранее предки башкир (тюрки-номады центральноазиатского происхождения) кочевали в регионе Приаралья и Сырдарьи (VII–VIII). Оттуда они в VIII веке мигрировали в прикаспийские и северокавказские степи; в конце IX – начале Х века продвигаются в северном направлении, в степные и лесостепные земли между Волгой и Уралом.

Лингвистический анализ показывает, что вокализм (система гласных звуков) башкирского языка (как и татарского) очень близок к системе гласных в чувашском языке (прямом потомке булгарского).

В Х – начале XIII века башкиры находились в зоне политического доминирования Волжско-Камской Булгарии. Вместе с булгарами и другими народами региона они ожесточенно сопротивлялись нашествию тюрко-монголов во главе с ханом Батыем, но потерпели поражение, их земли были присоединены к Золотой Орде. В золотоордынский период (40-е годы XIII – 40-е годы XV века) очень сильным было влияние на все стороны жизни башкир кыпчаков. Башкирский язык сформировался под мощным воздействием кыпчакского языка; он включается в кыпчакскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

После распада Золотой Орды башкиры оказались под властью ногайских ханов, которые вытеснили башкир с их лучших кочевых угодий. Это вынудило их уходить на север, где происходило частичное смешение башкир с финно-угорскими народами. Отдельные группы ногайцев тоже влились в башкирский этнос.

В 1552–1557 годах башкиры приняли российское подданство. Это важное событие, определившее дальнейшую историческую судьбу народа, было оформлено как акт добровольного присоединения. В новых условиях и обстоятельствах значительно ускорился процесс этнической консолидации башкир, несмотря на длительное сохранение родо-племенного деления (насчитывалось около 40 племен и племенных групп). Особо надо сказать, что и в XVII–XVIII веках башкирский этнос продолжал вбирать в себя выходцев из других народов Поволжья и Приуралья – марийцев, мордву, удмуртов и особенно татар, с которыми их сближало языковое родство.

Когда 31 марта 1814 года союзные армии во главе с императором Александром I вступили в Париж, в составе русских войск были и башкирские конные полки. Об этом уместно вспомнить в нынешнем году, когда отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Приключения этнонима, или Почему «татары»

Татары (татар, самоназвание) – второй по численности народ России (5310,6 тыс. человек, 2010 год), самый крупный тюркоязычный народ страны, основное население Татарстана. Живут также во многих российских регионах, в других странах. Среди татар выделяют три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские (татары Среднего Поволжья и Приуралья, самая многочисленная общность); татары сибирские и татары астраханские.

Сторонники булгаро-татарской концепции происхождения татарского народа считают, что его этнической основой стали булгары Волжской Булгарии, в которой сформировались базисные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа. Другие ученые развивают тюрко-татарскую теорию происхождения татарского этноса – то есть говорят о более широких этнокультурных корнях татарского народа, чем Урало-Поволжье.

Влияние вторгшихся в XIII веке в регион монголов в антропологическом отношении было очень незначительным. По некоторым оценкам, их при Батые поселилось на Средней Волге 4–5 тыс. В последующий период они полностью «растворились» в окружающем населении. В физических типах поволжских татар центральноазиатские монголоидные черты практически отсутствуют, в большинстве своем они европеоиды.

Ислам появился в Среднем Поволжье в Х веке. И предки татар, и современные верующие татары – мусульмане (сунниты). Исключение составляет небольшая группа так называемых кряшен, принявших в XVI– XVIII веках православие.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен, кочевавших в VI–IX веках в Центральной Азии, как название одной из их групп. В XIII–XIV веках он распространился на все тюркоязычное население огромной державы, созданной Чингисханом и Чингисидами. Этот этноним усвоили и кыпчаки Золотой Орды и ханств, которые образовались после ее распада, – видимо, потому, что татарами называли себя представители знати, военно-служилых и чиновничьих слоев.

Однако в широких массах, особенно в Среднем Поволжье – Приуралье, этноним «татары» и во второй половине XVI века, после присоединения региона к России, приживался с трудом, очень постепенно, в большой мере под влиянием русских, которые называли татарами все население Орды и ханств. Известный итальянский путешественник XIII века Плано Карпини, побывавший по поручению Папы Иннокентия IV в резиденции хана Батыя (в Сарае на Волге) и при дворе Великого хана Гуюка в Каракоруме (Монголия), назвал свой труд «История монголов, именуемых нами татарами».

После неожиданного и сокрушительного тюрко-монгольского нашествия на Европу некоторые историки и философы того времени (Матфей Парижский, Роджер Бэкон и др.) переосмысливали слово «татары» как «выходцы из Тартара» (то есть преисподней)… А через шесть с половиной веков автор статьи «Татары» в знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщает, что «в V в. под именем та-та или татан (откуда, по всей вероятности, и происходит слово татары) разумелось монгольское племя, обитавшее в северо-восточной Монголии и отчасти в Маньчжурии. Сведений об этом племени у нас почти нет». В общем же, резюмирует он, «слово «татары» является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке…».

Такое обобщенно-этническое называние многих народов и племен именем какого-то одного – не редкость. Вспомним, что в России всего лишь столетие назад татарами называли не только казанских, астраханских, сибирских и крымских татар, но и некоторые тюркоязычные народы Северного Кавказа («горские татары» – карачаевцы и балкарцы), Закавказья («закавказские татары» – азербайджанцы), Сибири (шорцы, хакасы, тофалары и др.).

В 1787 году выдающийся французский мореплаватель Лаперуз (граф де Ла Перуз) назвал пролив между островом Сахалин и материком Татарским – потому что даже в то, уже весьма просвещенное время татарами называли едва ли не все народы, жившие восточнее русских и севернее китайцев. Этот гидроним, Татарский пролив, – воистину памятник неисповедимости, загадочности миграций этнических названий, их способности «приклеиваться» неведомо как к другим народам, а также территориям и иным географическим объектам.

В поисках этноисторического единства

Этнос волго-уральских татар складывался в XV–XVIII веках в процессе миграций и сближения, сплочения разных татарских групп: казанских, касимовских татар, мишарей (последних исследователи считают потомками отюреченных финно-угорских племен, известных под именем мещеры). Во второй половине XIХ – начале ХХ века в широких слоях татарского общества и особенно в интеллигентных кругах активизировался рост общетатарского национального самосознания, осознания этноисторического единства всех территориальных групп татар.

В это же время формируется, в основном на базе казанско-татарского диалекта, литературный татарский язык, сменивший старотатарский, в основе которого был язык поволжских тюрков. Письменность с Х века по 1927 год – на основе арабицы (до Х века изредка использовалась так называемая тюркская руника); с 1928 по 1939 год – на основе латиницы (яналиф); с 1939–1940 годов – русская графика. В 1990-е годы в Татарстане активизировалась дискуссия о переводе татарской письменности на модернизированный вариант латинской графики (яналиф-2).

Охарактеризованный процесс естественно вел к отказу от локальных самоназваний, к утверждению самого распространенного этнонима, который объединял все группы. При переписи 1926 года 88% татарского населения европейской части СССР назвали себя татарами.

В 1920 году была образована Татарская АССР (в составе РСФСР); в 1991 году она преобразована в Республику Татарстан.

Особая и очень интересная тема, которой в этом очерке я могу лишь коснуться, – взаимоотношения русского и татарского населения. Как писал Лев Гумилев, «наши предки великорусы в XV–XVI–XVII веках смешались легко и довольно быстро с татарами Волги, Дона, Оби…». Он любил повторять: «поскреби русского – найдешь татарина, поскреби татарина – найдешь русского».

Многие русские дворянские роды имели татарские корни: Годуновы, Юсуповы, Беклемишевы, Сабуровы, Шереметевы, Корсаковы, Бутурлины, Басмановы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы… Татарские «истоки» Федора Михайловича Достоевского подробно проследил в интереснейшей книге «Родиться в России» литературовед и поэт, профессор Игорь Волгин.

Я не случайно начал этот короткий список фамилий с Годуновых: известный всем по учебникам истории и еще больше по великой пушкинской трагедии Борис Годунов, русский царь в 1598–1605 годах, был потомком татарского мурзы Чета, который ушел из Золотой Орды на русскую службу еще при Иване Калите (в 30-х годах XIV века), принял крещение и получил имя Захария. Он основал Ипатьевский монастырь, стал родоначальником русского дворянского рода Годуновых.

Завершить эту почти бесконечную тему я хочу именем одного из талантливейших русских поэтов ХХ века – Беллы Ахатовны Ахмадулиной, редкостное дарование которой имеет разные генетические истоки, татарский – один из главных: «Незапамятный дух азиатства/ До сих пор колобродит во мне». Но родным ее языком, языком ее творчества был русский: «И Пушкин ласково глядит,/ И ночь прошла, и гаснут свечи,/ И нежный вкус родимой речи/ Так чисто губы холодит».

У русских, татар, башкир, чувашей, у всех народов многоэтничной России, отмечающей в этом году 1150-летие своей государственности, очень давно уже, в течение многих столетий, – совместная, общая, неразделимая история и судьба.